МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский"
МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ"
Приложение к ООП ООО
Утвержденное приказом от
20.08.2025 № 101 - ОД
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Мир информатики»
для обучающихся 7-9 классов
с. Прокопьевская Салда, 2025 г.
1
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике 7-9 класс разработана в соответствии с нормативноправовыми актами и методическими документами:
•
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
•
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России
от 28.01.2021.
•
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом
Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 (распространяется на правоотношения с
1 сентября 2021 года).
•
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599)
•
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательным программам начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254
•
Примерных адаптированных основных общеобразовательных программ начального и
основного общего образования (протокол от 17.09.2020 № 3/20).
• Постановление правительства РФ от 18.07.1996г. №861 «Об утверждении порядка
воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных
образовательных учреждениях»;
• Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988г. №17-235-6 «Об
индивидуальном обучении больных детей на дому»;
• Устава школы;
• Годового календарного графика
Рабочая программа по информатике составлена на основе программы для 7-9 классов:
1.
Авторской программы по курсу информатики Л.Л.Босовой
2.
Примерной программы по информатике и ИКТ. 7-9 классы опубликованной в
сборнике «Информатика. Программы для основной школы: 7-9 классы – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2020».
3.
Адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с
ОВЗ по ФГОС (различных форм умственной отсталости).
2
4.
Программы по основам информатики для 5-9 коррекционных классов VIII вида
Никандровой М.В.
Предмет «информатика» изучается в 7, 8, 9 классах. Согласно учебному плану школы, на
изучение информатики при индивидуальном обучении в 7,8,9 классах отводится по 0,5 часа
в неделю (17 часов).
Базисный учебный план на изучение информатики в 7-9 классе основной школы отводит 1
учебный час в неделю в течение всего года обучения, всего 102 часа на курс
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного
материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы
знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по
информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство
«БИНОМ. Лаборатория знаний»)
Планируемые образовательные результаты
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
Личностные результаты:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,
умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими
собственными поступками;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами
литературных произведений;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
наличие мотивации к труду, работе на результат;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов средствами литературных произведений.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
− представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных
устройствах и их назначении;
− выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата эргономичные приёмы работы;
− выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
3
− пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
Достаточный уровень:
− представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных
устройствах и их назначении;
− выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата эргономичные приёмы работы;
− выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
− пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными
ресурсами;
− пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и
передачи необходимой информации;
− запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с
помощью инструментов ИКТ.
Предметные
результаты связаны
с
овладением
обучающимися содержанием
образовательной
области
и
характеризуют
достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие /
несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Чем больше
верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности
полученных результатов. Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с
оценками следующим образом:
Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики
прочности усвоения предмета обучающимся, выставляются оценки, которые стимулируют
учебную и практическую деятельность, оказывают положительное влияние на формирование
жизненных компетенций.
Содержание учебного предмета
7 класс
Введение. Техника безопасности. (2ч)
Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные
компьютерные технологии.
История развития вычислительной техники. (1ч)
Устройство компьютера(10ч)
Информация. Компьютер - универсальное устройство ввода, обработки и вывода
информации. Работа с клавиатурным тренажёром. Буква, значок, цифра. Устройства
ввода информации. Устройства вывода информации.
Системный блок. Назначение блока. Процессор, жёсткий диск, карта памяти,
оперативная память, звуковая карта, видеокарта. Память ПК: внутренняя и внешняя.
Назначение памяти и ее виды. Флэш-память. Оперативная и долговременная память
компьютера.
Обработка текстовой информации. Текстовый редактор Word (10ч)
Создание таблицы в текстовом документе.
Панель меню, вкладка Вставка. Таблица. Вставка таблицы в документ или рисование
таблицы в документе. Параметры таблицы. Заполнение ячеек таблицы.
Вкладка
Конструктор. Вкладка Макет. Корректировка созданной таблицы.
Обработка числовой информации в электронных таблицах. Табличный редактор
Excel (11ч)
4
Знакомство с Excel. Окно программы Excel Лист, книга в программе Excel.
Ячейки. Перемещение от одной ячейки к другой. Диаграмма. Создание диаграммы.
Вставка диаграммы для представления и сравнения данных. Линейная диаграмма. Круговая
диаграмма. Построение графиков. Действие сложение с помощью программы
Excel.
Решение примеров на сложение многозначных чисел. Вычитание, умножение, деление с
помощью программы Excel. Решение задач в Excel. Решение примеров на все действия в
программе Excel.
Повторение (1 час)
8 класс
Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере. (2ч).
Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные
компьютерные технологии
Устройство компьютера(4ч).
Периферийное устройство - сканер. Сканирование рисунка, сохранение его как
отдельный файл. Периферийное устройство - принтер. Распечатка рисунка, небольшого
текста.
Обработка числовой информации в электронных таблицах. Табличный редактор
Excel (14 ч).
Программа Excel.Действия: сложение и вычитание в программе Excel. Составление и
решение практических задач, решение примеров. Действия умножение и деление в
программе Excel. Решение практических задач и примеров. Распределение чисел в порядке
возрастания и убывания. Расположение слов в алфавитном порядке. Диаграммы в
программе Excel. Создание диаграммы, наглядно показывающей практическую задачу.
Графики в программе Excel. Добавление изображения в документ Excel. Дополнение
построенного графика и диаграммы рисунком, изображением. Сборник ClipArt или Файл, с
найденными ранее и сохранёнными картинками.
Обработка мультимедийной информации. Программа PowerPoint (14ч).
Запуск программы PowerPoint. Слайды. Создание слайдов. Создание рисунка в
программе PowerPoint. Работа с фигурами. Вкладка Формат. Инструменты для работы с
фигурами. Дизайн. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде. Упорядочивание
фигур. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде, группировка фигур,
раскрашивание фигур. Формат. Дизайн. Работа с клипами. Создание слайдов с клипами.
Картинки, фотографии и звуки, расположенные по темам или ключевым словам. Работа с
диаграммами, графиками. Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt. Формат.
9 класс
1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (9 часов)
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Файлы и
файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс
операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с
помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 2 «Форматирование диска».
Практическая работа № 3 «Установка даты и времени с использованием графического
интерфейса операционной системы».
2. Обработка текстовой информации (9 часов)
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа.
Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные
5
словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания
документов.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с
помощью клавиатурного тренажёра».
Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 6 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 7 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и
заполнение данными».
Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового
документа»
3. Обработка графической информации (7 часов)
Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических
редакторов. Растровая и векторная анимация.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 11 «Редактирование изображений в растровом графическом
редакторе».
Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа № 13 «Анимация».
4. Коммуникационные технологии (7 часов)
Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная
коммерция в Интернете.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 14 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 15 «Работа с электронной почтой».
Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 17 «Поиск информации в Интернете».
1. Повторение (1 час)
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
№
Тема
1
Компьютер
Количество часов
Общее
как
универсальное 28
Теория
Практика
24
4
устройство для обработки информации
2
Обработка текстовой информации
19
4
15
3
Обработка графической информации
7
2
5
4
5
20
4
10
6
Обработка числовой информации в 25
электронных таблицах
Обработка
мультимедийной 14
информации.
Коммуникационные технологии
7
7
4
7
Повторение
5
2
6
2
Итого:
102
7
41
61
Календарно-тематическое планирование по информатике в 7 классе
(34 ч, 1 ч в неделю)
№
1
2
Тема урока
Дата
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (13 ч)
Техника безопасности при работе на ПК.
Информация., современные компьютерные технологии
3
4
История развития вычислительной техники.
Информация. Компьютер универсальное устройство ввода,
обработки и вывода информации.
5
Работа с клавиатурным тренажёром. Буква, значок, цифра.
6
Устройства ввода информации.
7
Устройства вывода информации.
8
Системный блок. Назначение блока
9
Процессор, жёсткий диск, карта памяти, оперативная память, звуковая
карта, видеокарта.
10
Память ПК: внутренняя и внешняя
11
Назначение памяти и ее виды.
12
Флэш-память.
13
Оперативная и долговременная память компьютера.
Обработка текстовой информации (10 ч)
14
Создание таблицы в текстовом документе.
15
Создание таблицы в текстовом документе. Практическая работа №1
16
Панель меню, вкладка Вставка.
17
Практическая работа №2 Таблица. Вставка таблицы в документ или
рисование таблицы в документе.
18
Практическая работа №2 Таблица. Вставка таблицы в документ или
рисование таблицы в документе.
19
Параметры таблицы. Практическая работа №2 Заполнение ячеек
таблицы.
20
Вкладка Конструктор.
21
Вкладка Макет.
22
Практическая работа № 3. Корректировка созданной таблицы.
23
24
Практическая работа №3. Корректировка созданной таблицы.
Обработка числовой информации в электронных таблицах.
Знакомство с Excel
25
Практическая работа № Окно программы Excel
26
Лист, книга в программе Excel.
27
Ячейки. Практическая работа № 4. Перемещение от одной ячейки к
другой.
8
№
Тема урока
Дата
28
Диаграмма. Практическая работа № 5. Создание диаграммы.
29
Практическая работа №6. Вставка диаграммы для представления и
сравнения данных.
30
Линейная диаграмма. Круговая диаграмма. Практическая работа №7
Построение графиков.
31
Практическая работа №8. Действие сложение с помощью программы
Excel.
32
Практическая работа
многозначных чисел.
33
Вычитание, умножение, деление с помощью программы
Практическая работа №10. Решение задач в Excel.
34
Практическая работа №11. Решение примеров на все действия в
программе Excel.
№9.
Решение
примеров
на
сложение
Excel.
Календарно-тематическое планирование по информатике в 8 классе
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Тема урока
Компьютер как универсальное устройство для обработки
информации (6ч)
Техника безопасности при работе на ПК
Информация., современные компьютерные технологии
Периферийное устройство - сканер.
Практическая работа №1Сканирование рисунка, сохранение его как
отдельный файл.
Периферийное устройство - принтер.
Практическая работа №2. Распечатка рисунка, небольшого текста.
Обработка числовой информации в электронных таблицах (14 ч)
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы.
Практическая работа №3. Действия: сложение и вычитание в
программе Excel.
Составление и решение практических задач. Практическая работа
№4. Решение примеров.
Действия умножение и деление в программе Excel.
Практическая работа №5 Решение практических задач и примеров.
Встроенные функции.
Встроенные функции. Практическая работа №6 Нахождение
минимума, максимума, среднего арифметического
Сортировка. Распределение чисел в порядке возрастания и
убывания
Сортировка Практическая работа №7. Расположение слов в
алфавитном порядке.
Диаграммы в программе Excel.
Практическая работа №8. Создание диаграммы, наглядно
показывающей практическую задачу.
9
Дата
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Практическая работа №9. Графики в программе Excel.
Добавление изображения в документ Excel.
Практическая работа №10 Дополнение построенного графика и
диаграммы рисунком, изображением.
Обработка мультимедийной информации. Программа
PowerPoint (13ч).
Технология мультимедиа.
Компьютерные презентации
Запуск программы PowerPoint.
Слайды. Практическая работа №11 Создание слайдов.
Создание рисунка в программе PowerPoint. Практическая работа
№12
Работа с фигурами. Вкладка «Формат» Практическая работа№13
Инструменты для работы с фигурами.
Дизайн. Практическая работа №14 Создание рисунка из нескольких
фигур на одном слайде.
Упорядочивание фигур. Практическая работа №15
Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде,
группировка фигур, раскрашивание фигур. Практическая работа№16
Формат. Дизайн. Работа с клипами. Практическая работа№17
Создание слайдов с клипами.
Картинки, фотографии и звуки, расположенные по темам или
ключевым словам. Практическая работа№18
Работа с диаграммами, графиками. Практическая работа№19
Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt. Формат.
Практическая работа№20
Календарно-тематическое планирование по информатике в 9 классе
(34 ч, 1 ч в неделю)
№
Тема урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Глава 1. Компьютер как универсальное устройство обработки
информации – 9 часов
ТБ и организация рабочего места. Информация. Количество
информации
Программная обработка данных на компьютере.
Устройства ввода и вывода информации. Оперативная память.
Долговременная память
Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Практическая
работа № 1 «Работа с файлами с использованием файлового
менеджера».
Программное обеспечение компьютера
Графический интерфейс операционных систем и приложений.
Практическая работа № 2 «Форматирование диска».
Представление информационного пространства с помощью
графического интерфейса Практическая работа № 3 «Установка даты и
10
Дата
№
Тема урока
8.
9.
времени с использованием графического интерфейса операционной
системы».
Компьютерные вирусы и антивирусные программы
Практическая работа «ПК как универсальное устройство для
обработки информации»
Глава 2. Обработка текстовой информации – 9 часов
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Создание документов в текстовых редакторах
Ввод и редактирование документа Практическая работа № 4
«Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью
клавиатурного тренажёра»
Сохранение и печать документа Практическая работа № 5 «Вставка в
документ формул».
Форматирование символов. Форматирование абзацев Практическая
работа № 6 «Форматирование символов и абзацев».
Нумерованные и маркированные списки Практическая работа № 7
«Создание и форматирование списков
Таблицы Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её
форматирование и заполнение данными».
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов
Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного
словаря».
Системы оптического распознавания документов Практическая работа
№10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового
документа»
Контрольная практическая работа №2 «Обработка текстовой
информации»
Глава 3. Обработка графической информации – 7 часов
Растровая и векторная графика
Интерфейс и основные возможности графических редакторов.
Рисование графических примитивов
Работа с объектами в растровых графических редакторах.
Редактирование изображений и рисунков Практическая работа № 11
«Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Работа с объектами в векторных графических редакторах.
Редактирование изображений и рисунков Практическая работа № 12
«Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Растровая и векторная анимация Практическая работа № 13
«Анимация».
Компьютерные презентации
Контрольная практическая работа №3 «Обработка графической
информации»
Глава 4. Коммуникационные технологии – 7 часов
11
Дата
№
Тема урока
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Информационные ресурсы Интернета. Практическая работа № 14
«Путешествие по Всемирной паутине».
Электронная почта Практическая работа № 15 «Работа с электронной
почтой».
Файловые архивы Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из
Интернета».
Общение в Интернете. Мобильный Интернет
Звук и видео в Интернете. Социальные сети
Поиск информации в Интернете Практическая работа № 17 «Поиск
информации в Интернете».
Электронная коммерция в Интернете
Повторение
Итоговое повторение
12
Дата
13