РП Труд

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский"
МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ"

Приложение к ООП НОО
Утвержденное приказом от
20.08.2025 № 101 - ОД

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Труд»
для обучающихся 1-4 классов

с. Прокопьевская Салда, 2025 г.
1

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с нарушением интеллекта
(далее ФАООП УО, вариант (1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) и
адресована обучающимся с нарушением интеллекта с учетом реализации
особых образовательных потребностей.
Учебный предмет «Труд (технология)» относится к предметной
области «Технология» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Труд (технология)» в 1-4 классах рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 34 часов в год (1 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Труд
(технология)».
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающегося
младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки
его к последующему профильному обучению в старших классах.
Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» в 1-4
классах определяет следующие задачи:
‒
формирование представлений о материальной культуре как
продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
‒
формирование представлений о гармоничном единстве
природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;
‒
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о
культурно-исторических традициях в мире вещей;
‒
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
‒
формирование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
‒
формирование интереса к разнообразным видам труда;
‒
развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи);
‒
развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
‒
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через
формирование практических умений;
‒
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
‒
формирование информационной грамотности, умения работать
с различными источниками информации;

2

‒
формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное
воспитание и развитие социально ценных качеств личности.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание обучения во втором классе является логическим
продолжением обучения в первом классе. В связи с этим обучение
ручному труду строится на базе ранее приобретенных обучающимися
знаний, умений и навыков и направлено на выработку их устойчивости,
что является предпосылкой будущего качественного выполнения
практических работ.
Обучение ручному труду спланировано с учетом повторения и расширения
знаний, полученных в первом классе: о рукотворных предметах; о
культуре труда (соблюдение техники безопасности, организация рабочего
места и др.); о видах ручного труда («Работа с глиной и пластилином»,
«Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами»,
«Работа с нитками») и направлено на коррекцию интеллектуальных и
физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая
предусматривает:
−
коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у
них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета
предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом
объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие
между предметами;
−
развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности
сравнения, обобщения;
−
совершенствование
умения
ориентироваться
в
задании,
планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
−
коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной
координации путем использования вариативных и многократно
повторяющихся действий с применением разнообразного трудового
материала.
Во втором классе обучающиеся получают технологические сведения о
новых материалах (ткань, пуговицы, картон и др.); видах труда («Работа с
тканью», «Работа с тесьмой», «Работа с картоном»); о предметах, истории
их создания и использования в организации обыденной жизни и праздника.
№ п/п
Название раздела, темы
Количество
часов
1

Работа с глиной и пластилином

8

2

Работа с природными материалами

5

3

Работа с бумагой и картоном

12

4

Работа с текстильными материалами 9
Итого

34
3

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты
‒ способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
‒ формирование навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
‒ формирование способности к осмыслению картины мира, ее
временно-пространственной организации; формирование целостного,
социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
природной и социальной составляющей;
‒ воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Уровни достижения
предметных результатов по учебному предмету «Труд (технология)»
1-4 классе
Предметные результаты
минимальный уровень
• знать правила организации рабочего места и организовать свое
рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы,
рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на
рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя;
• называть виды трудовых работ;
• знать названия и свойства поделочных материалов, используемых
на уроках ручного труда, правила их хранения, санитарно-гигиенические
требования при работе с ними;
• знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного
труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и
режущими инструментами;
• называть приемы работы (приемы разметки деталей, примы
выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы
соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках
ручного труда
• анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и
называть его признаки и свойства;
• определять способы соединения деталей с помощью учителя;
• составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на
предметно-операционный план с помощью учителя;
• работать с доступными материалами (глиной и пластилином,
природными материалами, с бумагой и нитками).
• владеть некоторыми технологическими приемами ручной
обработки поделочных материалов с помощью учителя.
достаточный уровень
• знать правила рациональной организации труда, включающей в
себя упорядоченность действий и самодисциплину.
• самостоятельно находить необходимую для выполнения работы
информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
4

• работать с доступной для первоклассников наглядностью:
составлять план работы над изделием с опорой на предметнооперационные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в
процессе изготовления изделия;
• осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировку хода практической работы; оценить свое
изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
• устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами;
• выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской
после уроков ручного труда.
Примерные планируемые результаты формирования базовых учебных
действий (БУД):
Личностные учебные действия:
Способен подчинять свое поведение требованиям взрослого, связанными
с:
• осознанием себя как ученика, заинтересованного посещением
школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
• способностью к осмыслению социального окружения, своего места
в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
• положительным отношением к окружающей действительности,
готовностью к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию;
• целостным социально ориентированным взглядом на мир в
единстве его природной и социальной частей;
• самостоятельностью в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей;
• пониманием личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
• готовностью к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
Коммуникативные учебные действия:
Во взаимодействии с помощью взрослого или учителя может:
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик,
ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
• обращаться за помощью и принимать помощь;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных
видах деятельности и быту;
• сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
• доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
5

• договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Под руководством взрослого или учителя может:
• адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
• активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать
свои действия и действия одноклассников;
• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
Познавательные учебные действия:
По показу учителя (или по подражанию) может:
• выделять некоторые существенные, общие и отличительные
свойства хорошо знакомых предметов;
• устанавливать видо-родовые отношения предметов;
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
• читать; писать; выполнять арифметические действия;
• наблюдать за предметами и явлениями окружающей
действительности;
• работать с несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и
электронных и других носителях).

6

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема предмета

Кол- Программное содержание
во
часов

Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Соблюдают
правила
поведения и работы на
уроках
труда
под
контролем
учителя.
Подготавливают
и
содержат
в
порядке
рабочее место. Повторяют
за учителем виды ручного
труда,
поделочные
материалы
и
инструменты,
используемые при их
обработке. Изучают новые
сведения о глине и
пластилине
как
о
поделочных материалах.
Знакомятся
с
применением глины в
строительстве.
Рассказывают
о
пластилине,
его
назначении, пластических
свойствах, цвете и форме
с опорой на наглядность.

Соблюдают
правила
поведения и работы на
уроках
труда.
Подготавливают
и
содержат
в
порядке
рабочее место. Называют
виды
ручного
труда,
поделочные материалы и
инструменты,
используемые
при
их
обработке. Изучают новые
виды работы‚ образцы
поделочных материалов,
инструментов и изделий.
Изучают новые сведения о
глине и пластилине как о
поделочных материалах.
Знакомятся с применением
глины в строительстве.
Рассказывают
о
пластилине,
его
назначении, пластических
свойствах, цвете и форме.
Анализируют

Работа с глиной и пластилином – 2 часа
1

Повторение
1
пройденного в 1
классе. Лепка из
пластилина
геометрических тел
прямоугольной
формы. «Ворота»

Правила поведения и работы на уроках
труда. Подготовка и содержание в
порядке рабочего места. Виды ручного
труда, поделочных материалов и
инструментов, используемых при их
обработке. Глина и пластилин как
поделочный материал. Глина как о
строительный
материал.
Геометрическое
тело
«брус».
Сравнение
бруса
с
реальными
предметами. Обработка пластилина с
применением резака, стеки. Анализ
объекта
по
вопросам
учителя,
составление плана работы над изделием
с опорой на наглядные материалы с
помощью учителя

7

2

Лепка
столярных 1
инструментов,
имеющих
прямоугольную
геометрическую
форму. «Молоток»

Лепка
из
пластилина
изделия,
состоящего из деталей прямоугольной
геометрической
формы.
Анализ
изделия, ориентируясь на образец.
Составление
плана
работы
над
изделием с опорой на предметно-

Анализируют
геометрическое
тело
«брус»
с
помощью
учителя. Рассказывают о
брусе употребляя в речи
слова,
обозначающие
пространственные
признаки
бруска.
Сравнивают
брус
с
реальными предметами и
устанавливают сходство и
различия между ними по
вопросам
учителя.
Повторяют
правила
работы с пластилином.
Обрабатывают пластилин
с применением резака,
стеки.
Анализируют
объект
по
вопросам
учителя, составляют план
работы над изделием с
опорой на наглядные
материалы с помощью
учителя

геометрическое
тело
«брус». Рассказывают о
брусе употребляя в речи
слова,
обозначающие
пространственные
признаки бруска (высокий,
низкий, широкий, узкий,
длинный,
короткий).
Сравнивают
брус
с
реальными предметами и
устанавливают сходство и
различия между ними по
вопросам
учителя.
Повторяют
правила
работы с пластилином.
Обрабатывают пластилин
с применением резака,
стеки.
Анализируют
объект
по
вопросам
учителя, составляют план
работы над изделием с
опорой
на
наглядные
материалы с помощью
учителя

Лепят
из
пластилина
изделия, состоящего из
деталей
прямоугольной
геометрической формы.
Анализируют
изделие,
ориентируясь на образец с

Лепят
из
пластилина
изделия, состоящего из
деталей
прямоугольной
геометрической
формы.
Анализируют
изделие,
ориентируясь на образец.
8

операционный план с помощью помощью
учителя.
учителя. Работа по плану. Текущий Рассказывают
о
контроль
геометрическом
теле
«брус»
по
вопросам
учителя. Составляют план
работы над изделием с
опорой на предметнооперационный план с
помощью
учителя,
придерживаются плана в
процессе
изготовления
изделия под контролем
учителя

Рассказывают
о
геометрическом
теле
«брус». Составляют план
работы над изделием с
опорой на предметнооперационный
план
с
помощью
учителя,
придерживаются плана в
процессе
изготовления
изделия,
осуществляют
текущий контроль

Работа с природными материалами – 3 часа
3

Работа
с 1
природными
материалами. «Рамка
для
фотографий,
украшенная сухими
листьями»

Виды природных материалов, их
применение, правила сбора, сушки и
хранения. Использование листьев для
украшения
предметов
быта.
Функциональная значимость рамок.
Анализ
образца,
выполнение
аппликации
по
предметнооперационному
плану.
Понятие
«орнамент». Изготовление рамки для
фотографии из бумаги. Приемы:
«разметка по шаблону геометрических
фигур», «сгибание бумаги пополам»,
«симметричное вырезание из бумаги»,
«наклеивание листьев на бумажную
поверхность»

Изучают новые сведения о
растительном мире, о
разнообразии форм и
окраски листьев, цветов.
Знакомятся с разными
видами
природных
материалов,
их
применением, правилами
сбора, сушки и хранения.
Изучают сведения об
использовании
листьев
для украшения предметов
быта.
Знакомятся
с
функциональной
значимостью
рамок.
Анализируют
образец,

Изучают новые сведения о
растительном
мире,
о
разнообразии
форм
и
окраски листьев, цветов.
Знакомятся с разными
видами
природных
материалов,
их
применением, правилами
сбора, сушки и хранения.
Изучают
сведения
об
использовании листьев для
украшения
предметов
быта.
Знакомятся
с
функциональной
значимостью
рамок.
Анализируют
образец,
9

4

Изготовление
1
игрушек из желудей.
«Птичка»,
«Собачка»,
«Зайчик»,
«Поросенок»

Изделия, игрушки, сделанные из
природных
материалов.
Плоды
деревьев (желуди). Анализ изделия, с
ориентировкой на образец, по вопросам
учителя.
Составление
плана
выполнения многодетальной поделки и
оценивание своего изделия по вопросам
учителя. Столярные инструменты и
правила работы с шилом

выполняют аппликацию
по
предметнооперационному плану с
помощью
учителя.
Ориентируются
на
плоскости
листа
под
контролем
учителя.
Изготавливают рамку для
фотографии из бумаги под
контролем
учителя.
Владеют
приемами
«разметка по шаблону
геометрических фигур»,
«сгибание
бумаги
пополам», «симметричное
вырезание из бумаги»,
«наклеивание листьев на
бумажную поверхность»

выполняют аппликацию по
предметно-операционному
плану.
Имеют
представления
о
направлении, положении и
пространственных связях
частей
в
орнаменте.
Ориентируются
на
плоскости
листа.
Изготавливают рамку для
фотографии из бумаги.
Владеют
приемами
«разметка по шаблону
геометрических
фигур»,
«сгибание
бумаги
пополам», «симметричное
вырезание из бумаги»,
«наклеивание листьев на
бумажную поверхность»

Повторяют
правила
заготовки
природных
материалов.
Изучают
изделия,
игрушки,
сделанные из природных
материалов. Знакомятся с
разнообразными плодами
деревьев
(желуди)
и
изготовлением из них
игрушек. Анализируют,
ориентируясь на образец,

Повторяют
правила
заготовки
природных
материалов.
Изучают
изделия,
игрушки,
сделанные из природных
материалов. Знакомятся с
разнообразными плодами
деревьев
(желуди)
и
изготовлением из них
игрушек.
Анализируют,
ориентируясь на образец,
10

5

Изготовление
1
игрушек из скорлупы
ореха. «Кораблик»,
«Черепаха», «Рыбка»

Изделия, игрушки, сделанные из
природных
материалов.
Плоды
деревьев (желуди). Анализ изделия, с
ориентировкой на образец, по вопросам
учителя.
Составление
плана
выполнения многодетальной поделки и
оценивание своего изделия по вопросам
учителя. Изготовление изделий из
скорлупы
грецкого
ореха
с
применением другого поделочного
материала.
Навыки
обработки
пластилина: сминание, скатывание,
сплющивание, вытягивание

по вопросам учителя, при
анализе образца выделяют
название
изделия,
материал, детали и их
пространственное
расположение с помощью
учителя. Составляют план
выполнения
многодетальной поделки
и оценивают свое изделие
с
помощью
учителя.
Знакомятся
с
инструментами
и
правилами
работы
с
шилом

по вопросам учителя, при
анализе образца выделяют
название
изделия,
материал, детали и их
пространственное
расположение. Составляют
план
выполнения
многодетальной поделки и
оценивают свое изделие по
вопросам
учителя.
Знакомятся
с
инструментами
и
правилами
работы
с
шилом

Рассказывают о изделиях,
игрушках, сделанных из
природных материалов по
вопросам
учителя.
Знакомятся
с
разнообразными плодами
деревьев
(орехи)
и
изготовлением из них
игрушек. Рассказывают о
свойствах орехов (форма,
величина, поверхность).
Анализируют
объект,
ориентируясь
на
его
признаки и свойства, по
вопросам
учителя.

Рассказывают о изделиях,
игрушках, сделанных из
природных
материалов.
Знакомятся
с
разнообразными плодами
деревьев
(орехи)
и
изготовлением из них
игрушек. Рассказывают о
свойствах орехов (форма,
величина,
поверхность).
Анализируют
объект,
ориентируясь
на
его
признаки и свойства, по
вопросам
учителя.
Составляют
план
11

Составляют
план
выполнения поделки и
оценивают свое изделие с
помощью
учителя.
Изготавливают поделку из
скорлупы грецкого ореха
с применением другого
поделочного
материала
(пластилин,
бумага,
палочки и др.) под
контролем
учителя.
Владеют
навыками
обработки
пластилина:
сминание,
скатывание,
сплющивание,
вытягивание

выполнения поделки и
оценивают свое изделие по
вопросам
учителя.
Изготавливают поделку из
скорлупы грецкого ореха с
применением
другого
поделочного
материала
(пластилин,
бумага,
палочки и др.). Владеют
навыками
обработки
пластилина:
сминание,
скатывание, сплющивание,
вытягивание

Сравнивают
бумагу
разных сортов свойства
бумаги
с
помощью
учителя.
Изучают
внешний вид (фактуру)
бумаги
на
ощупь.
Называют
цвета,
в
которые окрашена бумага

Сравнивают
бумагу
разных сортов (писчая,
газетная,
рисовальная,
салфеточная),
свойства
бумаги
(прочность,
толщина,
гибкость,
влагоустойчивость).
Изучают внешний вид
(фактуру)
бумаги
на
ощупь.
Составляют
коллекцию
«Сорта
бумаги». Называют цвета,
в
которые
окрашена

Работа с бумагой и картоном – 4 часа
6

Повторение
1
пройденного в 1
классе
по
теме
«Виды
и
сорта
бумаги». «Подставка
для кисти»

Сорта бумаги (писчая, газетная,
рисовальная, салфеточная), свойства
бумаги (прочность, толщина, гибкость,
влагоустойчивость). Фактура бумаги.
Закрепление
умений
узнавать
и
называть цвета, в которые окрашена
бумага. Словарная работа: газетная,
книжная, писчая, почтовая, конвертная,
салфеточная,
туалетная,
обойная,
упаковочная

12

бумага
7

Технология
1
изготовления
аппликации из мятой
бумаги по образцу.
Аппликации «Дерево
весной»,
«Дерево
летом»,
«Дерево
осенью»,
«Дерево
зимой под снегом»

Сезонные изменения в природе (зима,
весна, лето, осень). Состояние деревьев
в разные времена года. Сходства и
различия деревьев в этих состояниях.
Анализ, с опорой на образец, по
вопросам учителя. Составление плана
выполнения аппликации и оценивание
своего изделия по вопросам учителя.
Обработка бумаги с использованием
приемов сминания. Правила работы с
клеем и кистью. Пространственная
ориентировка на листе бумаги (картона)
и
размещение
предметного
изображение на его поверхности

Изучают новые сведения о
сезонных изменениях в
природе (зима, весна,
лето, осень). Знакомятся с
состоянием деревьев в
разные времена года.
Определяют сходства и
различия деревьев в этих
состояниях по вопросам
учителя.
Анализируют,
ориентируясь на образец,
по вопросам учителя. При
анализе образца выделяют
название
изделия,
материал, детали и их
пространственное
расположение
по
вопросам
учителя.
Составляют
план
выполнения аппликации и
оценивают свое изделие
по вопросам учителя.
Владеют
навыками
обработки
бумаги
с
использованием приемов
сминания.
Повторяют
правила работы с клеем и
кистью. Ориентируются
на листе бумаги (картона)

Изучают новые сведения о
сезонных изменениях в
природе (зима, весна, лето,
осень).
Знакомятся
с
состоянием деревьев в
разные
времена
года.
Определяют сходства и
различия деревьев в этих
состояниях. Анализируют,
ориентируясь на образец,
по вопросам учителя. При
анализе образца выделяют
название
изделия,
материал, детали и их
пространственное
расположение. Составляют
план
выполнения
аппликации и оценивают
свое изделие по вопросам
учителя.
Владеют
навыками
обработки
бумаги с использованием
приемов
сминания.
Повторяют
правила
работы с клеем и кистью.
Объясняют
понятие
«аппликация».
Ориентируются на листе
бумаги
(картона)
и
13

и размещают предметное размещают
изображение
на
его изображение
поверхности
под поверхности
контролем учителя
Изучают новые сведения о
животном
мире.
Называют геометрические
фигуры. Сравнивают и
устанавливают сходство и
различия этих фигур по
вопросам
учителя.
Ориентируются
в
пространстве
геометрической фигуры
«квадрат» и выполняют
инструкцию, содержащую
пространственную
характеристику
с
помощью
учителя.
Читают изобразительнографический
план
с
помощью
учителя.
Сгибают квадрат пополам
и с угла на угол,
совмещают стороны с
опорными точками под
контролем учителя

предметное
на
его

8

Технология
1
складывания
фигурки из бумаги.
«Маска собачки»

Геометрические
фигуры
(квадрат,
треугольник). Сходство и различия этих
фигур (стороны, углы). Коррекция
восприятия пространства (наверху,
внизу, слева, справа) Ориентировка в
пространстве геометрической фигуры
«квадрат». Чтение изобразительнографического плана с помощью учителя

Изучают новые сведения о
животном мире. Называют
геометрические фигуры.
Сравнивают
и
устанавливают сходство и
различия
этих
фигур.
Ориентируются
в
пространстве
геометрической
фигуры
«квадрат».
Выполняют
инструкцию, содержащую
пространственную
характеристику.
Читают
изобразительнографический
план
с
помощью
учителя.
Комментируют
ход
работы. Сгибают квадрат
пополам и с угла на угол,
совмещают стороны с
опорными точками

9

Разметка
1
геометрических
фигур по шаблонам.

Картон. Предметы, сделанные из Называют
предметы, Называют
предметы,
картона, функциональная значимость в сделанные из картона, и сделанные из картона, и
быту,
игре,
учебе.
Технические определяют
их определяют
их
14

«Геометрические
фигуры:
квадрат,
прямоугольник,
треугольник,
круг,
овал»

сведения о картоне: сорт (переплетный,
коробочный); цвет (серый, белый,
желтый, цветной), физические свойства
(гладкий, шероховатый, рифленый);
особенности (картон впитывает влагу и
коробится; толстый картон ломается по
сгибу,
тонкий
легко
сгибается,
режется). Понятие «шаблон» и его
геометрические
формы.
Правила
работы с шаблоном. Разметка фигур на
бумаге по образцу

функциональную
значимость в быту, игре,
учебе
по
вопросам
учителя. Знакомятся с
техническими сведениями
о картоне: сорт, цвет,
физические
свойства,
особенности. Знакомятся
с понятием «шаблон» и
его
геометрическими
формами.
Называют
геометрические фигуры.
Соблюдают
правила
работы
с
шаблоном.
Соблюдают
правила
обведения
шаблонов
геометрических
фигур.
Выполняют
экономную
разметку фигур на бумаге
по образцу под контролем
учителя

функциональную
значимость в быту, игре,
учебе.
Знакомятся
с
техническими сведениями
о картоне: сорт, цвет,
физические
свойства,
особенности. Знакомятся с
понятием «шаблон» и его
геометрическими
формами.
Называют
геометрические фигуры.
Соблюдают правила и
работают с шаблоном.
Соблюдают
правила
обведения
шаблонов
геометрических
фигур.
Выполняют
экономную
разметку фигур на бумаге
по образцу

Называют свойства ниток,
о виды работы с нитками
по вопросам учителя.
Изучают новые сведения о
назначении
ниток.
Анализируют изделие из
ниток,
выделяя
его
признаки и свойства по

Называют свойства ниток,
о виды работы с нитками.
Изучают новые сведения о
назначении
ниток.
Анализируют изделие из
ниток,
выделяя
его
признаки
и
свойства.
Планируют
выполнение

Работа с текстильными материалами – 2 часа
10 Изготовление
1
стилизованных ягод
из ниток, связанных
в пучок. «Ягоды»

Свойства ниток, виды работы с нитками
(вязание, вышивание, шитье, плетение,
связывание в пучок). Анализ изделия из
ниток. План изготовления изделия по
предметно-операционному плану с
частичной помощью учителя. Приемы
наматывания, связывания, резания
ниток. Оценка качества выполненной

15

11 Пришивание пуговиц 1
с двумя сквозными
отверстиями.

работы в сравнении с образцом

вопросам
учителя.
Планируют выполнение
изделия по предметнооперационному плану с
частичной
помощью
учителя.
Владеют
приемами наматывания,
связывания,
резания
ниток.
Оценивают
качество
выполненной
работы в сравнении с
образцом с помощью
учителя

изделия по предметнооперационному плану с
частичной
помощью
учителя.
Владеют
приемами
наматывания,
связывания, резания ниток.
Оценивают
качество
выполненной работы в
сравнении с образцом

Назначение пуговиц, цвет, форма,
материал, из которых производят
пуговицы. Представления об одежде.
Проверка
знаний
о
нитках,
инструментах, применяемых при работе
с нитками. Вдевание нитки в иголку.
Прием завязывания узелка на конце
нити. Пришивание пуговиц сдвумя
сквозными отверстиями к ткани. Прием
шитья
«игла
вверх-вниз».
Планирование с опорой на предметнооперационный план с частичной
помощью учителя

Рассказывают
о
назначении
пуговиц,
цвете, форме, материалах,
из которых производят
пуговицы по вопросам
учителя. Рассказывают о
нитках,
инструментах,
применяемых при работе
с нитками по вопросам
учителя. Вдевают нитку в
иголку. Владеют приемом
завязывания узелка на
конце нити. Пришивают
пуговицы
с
двумя
сквозными отверстиями к
ткани под контролем
учителя.
Повторяют

Рассказывают
о
назначении пуговиц, цвете,
форме, материалах, из
которых
производят
пуговицы. Рассказывают о
нитках,
инструментах,
применяемых при работе с
нитками. Вдевают нитку в
иголку. Владеют приемом
завязывания узелка на
конце нити. Пришивают
пуговицы
с
двумя
сквозными отверстиями к
ткани. Повторяют прием
шитья «игла вверх-вниз».
Планируют ход работы с
опорой на предметно16

прием шитья «игла вверх- операционный
вниз». Планируют ход частичной
работы с опорой на учителя.
предметно-операционный
план
с
частичной
помощью учителя

план
с
помощью

Работа с глиной и пластилином – 2 часа
12 Лепка из пластилина 1
предметов
цилиндрической
формы. «Кружка»

Представления о глине как о материале
для
изготовления
посуды.
Геометрическое
тело
«цилиндр».
Проверка знаний о пластилине и его
физических свойствах. Лепка чашки
цилиндрической
формы.
Приемы
«раскатывание пластилина в ладонях до
овальной
формы»,
«вдавливание
пластилина пальцем». Работа с опорой
на предметно—операционный план с
частичной помощью учителя

Знакомятся с глиной как с
материалом
для
изготовления
посуды.
Знакомятся
с
геометрическим
телом
«цилиндр». Сравнивают
форму
геометрического
тела с предметами быта
по вопросам учителя.
Рассказывают
о
пластилине
и
его
физических свойствах по
вопросам учителя. Лепят
чашки
цилиндрической
формы под контролем
учителя.
Владеют
приемами «раскатывание
пластилина в ладонях до
овальной
формы»,
«вдавливание пластилина
пальцем». Работают с
опорой на предметнооперационный план с

Знакомятся с глиной как с
материалом
для
изготовления
посуды.
Знакомятся
с
геометрическим
телом
«цилиндр».
Сравнивают
форму
геометрического
тела с предметами быта.
Рассказывают
о
пластилине
и
его
физических
свойствах.
Лепят
чашки
цилиндрической формы.
Владеют
приемами
«раскатывание пластилина
в ладонях до овальной
формы»,
«вдавливание
пластилина
пальцем».
Работают с опорой на
предметно-операционный
план
с
частичной
помощью учителя
17

помощью учителя
13 Лепка из пластилина 1
предметов
конической формы
(конструктивный
способ).«Чашка
из
пластилиновых
жгутиков»

Пластилин и его физические свойства.
Лепка
конструктивным
способом
изделия конической формы. Понятия
«конус», «усеченный конус». Прием
«скатывание пластилина столбиком
(палочкой)». Осуществление контроля
способом
сравнивания
длины
вылепленной из пластилина заготовки
со схемами в рабочей тетради.
Планирование работы с опорой на
изобразительно-графический план

Рассказывают
о
пластилине
и
его
физических свойствах по
вопросам учителя. Лепят
конструктивным
способом
изделия
конической формы под
контролем
учителя.
Знакомятся с понятиями
«конус»,
«усеченный
конус». Владеют приемом
«скатывание пластилина
столбиком
(палочкой)».
Сравнивают предметы по
величине по вопросам
учителя. Осуществляют
контроль
длины
вылепленной
из
пластилина заготовки со
схемами
в
рабочей
тетради
с
помощью
учителя.
Планируют
работу с опорой на
изобразительнографический план по
вопросам учителя

Рассказывают
о
пластилине
и
его
физических
свойствах.
Лепят
конструктивным
способом
изделия
конической
формы.
Знакомятся с понятиями
«конус»,
«усеченный
конус». Владеют приемом
«скатывание пластилина
столбиком
(палочкой)».
Сравнивают предметы по
величине. Осуществляют
контроль
длины
вылепленной
из
пластилина заготовки со
схемами
в
рабочей
тетради.
Планируют
работу с опорой на
изобразительнографический план.

Работа с природными материалами – 1 час
14 Работа

с 1

Представления о деревьях, листьях. Рассказывают о деревьях, Рассказывают о деревьях,
18

природными
материалами.
Аппликации
из
листьев «Мальчик»,
«Девочка»

Представления о природном материале
как о поделочном и его художественновыразительные
свойства.
Понятие
«аппликация». Анализ аппликации и
выделение основных признаков и
свойств аппликационных изображений.
Составление аппликации из сухих
листьев с опорой на предметно—
операционный план в коллективной
беседе

листьях
по
вопросам
учителя. Сравнивают и
находят
сходство
и
различия
в
листьях
деревьев по вопросам
учителя. Рассказывают о
природном материале как
о поделочном и его
художественновыразительных свойствах
по вопросам учителя.
Анализируют аппликацию
и выделяют основные
признаки
и
свойства
аппликационных
изображений по вопросам
учителя.
Составляют
аппликацию из сухих
листьев с опорой на
предметно-операционный
план
под
контролем
учителя

листьях. Сравнивают и
находят
сходство
и
различия
в
листьях
деревьев. Рассказывают о
природном материале как
о поделочном и его
художественновыразительных свойствах.
Анализируют аппликацию
и выделяют основные
признаки
и
свойства
аппликационных
изображений. Составляют
аппликацию
из
сухих
листьев с опорой на
предметно-операционный
план

Рассказывают о картоне:
сорт, цвет, физические
свойства, особенности по
вопросам
учителя.
Повторяют
правила
работы
с
шаблоном.
Знакомятся с понятиями

Рассказывают о картоне:
сорт, цвет, физические
свойства,
особенности.
Повторяют
правила
работы
с
шаблоном.
Знакомятся с понятиями
«контур»,
«силуэт».

Работа с бумагой и картоном – 2 часа
15 Разметка бумаги и 1
картона по шаблонам
сложной
конфигурации.
«Машина»

Проверка знаний о картоне: сорт, цвет,
физические свойства, особенности
Правила работы с шаблоном. Понятия
«контур»,
«силуэт».
Вырезание
ножницами по контурной линии

19

«контур»,
«силуэт». Вырезают ножницами по
Вырезают ножницами по контурной линии
контурной линии под
контролем учителя
16 Изготовление
1
плоских
елочных
игрушек,
украшенных
аппликацией.
«Яблоко», «Рыба»

Приемы изготовления плоских елочных
игрушек в форме стилизованных
изображений.
Понятие
«бумажная
мозаика». Приемы: «разметка по
шаблону», «вырезание по контурной
линии»,
«обрывание
бумаги»,
«наклеивание небольших кусочков
бумаги на основу». Анализ изделия из
бумаги и картона, выделение признаков
и свойств. Изготовление изделий по
предметно-операционному плану с
частичной помощью учителя

Знакомятся с понятием
«бумажная
мозаика».
Выполняют
приемы:
«разметка по шаблону»,
«вырезание по контурной
линии»,
«обрывание
бумаги»,
«наклеивание
небольших
кусочков
бумаги на основу» под
контролем
учителя.
Анализируют изделие из
бумаги и картона, выделяя
его признаки и свойства
по вопросам учителя.
Изготавливают изделия по
предметнооперационному плану с
частичной
помощью
учителя. Изготавливают
плоские елочные игрушки
в форме стилизованных
изображений

Знакомятся с понятием
«бумажная
мозаика».
Выполняют
приемы:
«разметка по шаблону»,
«вырезание по контурной
линии»,
«обрывание
бумаги»,
«наклеивание
небольших
кусочков
бумаги
на
основу».
Анализируют изделие из
бумаги и картона, выделяя
его признаки и свойства.
Изготавливают изделия по
предметно-операционному
плану
с
частичной
помощью
учителя.
Изготавливают
плоские
елочные игрушки в форме
стилизованных
изображений

Работа с текстильными материалами – 1 час
17 Изготовление
стилизованных

1

Представления об изделиях из ниток Изучают
как о декоративных украшениях. (декоративные

изделия Изучают
изделия
(декоративные украшения)
20

фигурок
из
связанных
пучков
нитей.
«Девочка»,
«Мальчик»

Анализ изделия из ниток, выделение
его признаков и свойств по вопросам
учителя. Изготовление изделия по
предметно-операционному плану с
частичной помощью учителя. Приемы
наматывания, связывания, резания
ниток

украшения) из ниток.
Анализируют изделие из
ниток,
выделяя
его
признаки и свойства, по
вопросам
учителя.
Изготавливают изделия по
предметнооперационному плану с
помощью
учителя.
Владеют
приемами
наматывания, связывания,
резания ниток

из ниток. Анализируют
изделие из ниток, выделяя
его признаки и свойства,
по
вопросам
учителя.
Изготавливают изделия по
предметно-операционному
плану
с
частичной
помощью
учителя.
Владеют
приемами
наматывания, связывания,
резания ниток

Изучают новые сведения о
глине как о поделочном
материале
и
ее
применении
для
изготовления
посуды.
Анализируют
объект,
выделяя его признаки и
свойства по вопросам
учителя. Рассказывают о
геометрическом
теле
«шар», его признаках по
вопросам
учителя.
Скатывают
пластилин
кругообразными
движениями до получения
формы шара. Планируют
ход
работы
по

Изучают новые сведения о
глине как о поделочном
материале
и
ее
применении
для
изготовления
посуды.
Анализируют
объект,
выделяя его признаки и
свойства. Рассказывают о
геометрическом
теле
«шар», его признаках.
Скатывают
пластилин
кругообразными
движениями до получения
формы шара. Планируют
ход
работы
по
изобразительнографическому плану и

Работа с глиной и пластилином – 1 час
18 Лепка
чайной 1
посуды в форме
шара. «Чайник для
заварки»

Представления
о
глине как
о
поделочном материале и ее применение
для изготовления посуды. Анализ
объекта, выделение его признаков и
свойств. Геометрическое тело «шар»,
его признаки. Скатывание пластилина
кругообразными
движениями
до
получения формы шара. Планирование
хода работы по изобразительнографическому плану и работа по плану
при выполнении изделия. Подробный
анализ своего изделия по вопросам
учителя

21

изобразительнографическому плану и
придерживаются
плана
работы при выполнении
изделия под контролем
учителя.
Подробно
анализируют свое изделие
по вопросам учителя

придерживаются
плана
работы при выполнении
изделия.
Подробно
анализируют свое изделие
по вопросам учителя

Рассказывают
о
геометрических формах
«круг» и «шар», их
признаках по вопросам
учителя. Устанавливают
сходства круга и шара с
предметами, имеющими
округлую
форму,
и
рассказывают
о
применении этих изделий
в быту по вопросам
учителя.
Анализируют
объект,
выделяя
его
признаки и свойства по
вопросам
учителя.
Изготавливают шар из
бумаги, состоящей из
двух
кругов
под
контролем
учителя.
Повторяют
понятие
«симметрия».
Владеют

Рассказывают
о
геометрических
формах
«круг» и «шар», их
признаках. Устанавливают
сходства круга и шара с
предметами,
имеющими
округлую
форму,
и
рассказывают
о
применении этих изделий
в
быту.
Анализируют
объект,
выделяя
его
признаки
и
свойства.
Изготавливают шар из
бумаги, состоящей из двух
кругов.
Повторяют
понятие
«симметрия».
Владеют
приемами:
«разметка по шаблону»,
«симметричное вырезание
из бумаги, сложенной
пополам», «надрез по

Работа с бумагой и картоном – 2 часа
19 Изготовление
из 1
бумаги игрушек в
форме шара. «Шар
из кругов»

Геометрические формы «круг» и «шар»,
их
признаки.
Анализ
объекта,
выделение его признаков и свойств.
Изготовление
шара
из
бумаги,
состоящего из двух кругов. Понятие
«симметрия». Приемы «разметка по
шаблону», «симметричное вырезание из
бумаги, сложенной пополам», «надрез
по прямой линии». Сборка способом
соединения заготовок в прорези

22

20 Изготовление
1
игрушек в форме
шара из бумаги.
«Шар из полос»

Геометрические формы «круг» и «шар»,
их
признаки.
Анализ
объекта,
выделение его признаков и свойств.
Изготовление
шара
из
бумаги,
состоящего из 4—5 и более полос
бумаги. Технические приемы «разметка
полос по шаблону», «разрез по длинной
линии», «склеивание полосы-заготовки
кольцом». Сборка способом склеивания
заготовок

приемами: «разметка по
шаблону», «симметричное
вырезание из бумаги,
сложенной
пополам»,
«надрез
по
прямой
линии».
Осуществляют
сборку
способом
соединения заготовок в
прорези
с
помощью
учителя

прямой
линии».
Осуществляют
сборку
способом
соединения
заготовок в прорези

Рассказывают
о
геометрических формах
«круг» и «шар», их
признаках по вопросам
учителя.
Анализируют
объект,
выделяя
его
признаки и свойства по
вопросам
учителя.
Изготавливают
шар,
состоящий из 4—5 и
более полос бумаги под
контролем
учителя.
Владеют
приемами
«разметка
полос
по
шаблону», «разрез по
длинной
линии»,
«склеивание
полосызаготовки кольцом» с
помощью
учителя.
Собирают
изделие

Рассказывают
о
геометрических
формах
«круг» и «шар», их
признаках. Анализируют
объект,
выделяя
его
признаки
и
свойства.
Изготавливают
шар,
состоящий из 4—5 и более
полос бумаги. Владеют
приемами «разметка полос
по шаблону», «разрез по
длинной
линии»,
«склеивание
полосызаготовки
кольцом».
Собирают
изделие
способом
склеивания
заготовок

23

способом
склеивания
заготовок под контролем
учителя
Работа с текстильными материалами – 1 час
21 Сматывание ниток в 1
клубок. «Шарики из
ниток
разной
величины»

Представления о нитках. Правила
хранения ниток в виде бобин, катушек,
мотков,
клубков.
Геометрическая
форма «шар» и его признаки. Приемы
наматывания
ниток
на
картон.
Сматывание ниток в клубок на
бумажный шарик. Приемы сминания
бумаги и скатывания в шарик

Изучают новые сведения о
нитках. Знакомятся с
правилами
хранения
ниток в виде бобин,
катушек, мотков, клубков.
Рассказывают
о
геометрической
форме
«шар» и его признаках по
вопросам
учителя.
Наматывают нитки на
картон. Сматывают нитки
в клубок на бумажный
шарик под контролем
учителя.
Выполняют
прием сминания бумаги и
скатывания в шарик

Изучают новые сведения о
нитках.
Знакомятся
с
правилами хранения ниток
в виде бобин, катушек,
мотков,
клубков.
Рассказывают
о
геометрической
форме
«шар» и его признаках.
Наматывают нитки на
картон. Сматывают нитки
в клубок на бумажный
шарик. Выполняют прием
сминания
бумаги
и
скатывания в шарик

Изучают новые сведения о
глине как о поделочном
материале
и
ее
применении
для
изготовления скульптуры.
Знакомятся с понятием
«скульптура»
и
произведениями
этого

Изучают новые сведения о
глине как о поделочном
материале
и
ее
применении
для
изготовления скульптуры.
Знакомятся с понятием
«скульптура»
и
произведениями
этого

Работа с глиной и пластилином – 2 часа
22 Лепка по образцу 1
стилизованных
фигур
животных.
«Медвежонок»

Представления
о
глине как
о
поделочном материале и ее применение
для изготовления скульптуры. Понятие
«скульптура» и произведения этого
вида
искусства.
Лепка
фигурок
животных конструктивным способом.
Анализ образца, выделение основных
геометрических форм. Составление

24

23 Лепка
стилизованных
фигур птиц. «Утка»

1

плана лепки изделия с опорой на вида искусства. Лепят
наглядность.
Приемы
соединения фигурки
животных
деталей в одно целое
конструктивным
способом под контролем
учителя. Рассказывают о
животных по вопросам
учителя.
Анализируют
образец, выделяют в нем
основные геометрические
формы
по
вопросам
учителя.
Анализируют
объект
самостоятельно
или с частичной помощью
учителя. Составляют план
лепки изделия с опорой на
наглядность с помощью
учителя.
Соединяют
детали в одно целое

вида искусства. Лепят
фигурки
животных
конструктивным способом.
Рассказывают о животных.
Анализируют
образец,
выделяют в нем основные
геометрические
формы.
Анализируют
объект
самостоятельно
или с
частичной
помощью
учителя. Составляют план
лепки изделия с опорой на
наглядность. Соединяют
детали в одно целое

Сведения
о
скульптуре
и
ее
предназначении.
Конструктивный
способ лепки. Пластический способ
лепки из пластилина. Приемы лепки
«скатывание овальной и конической
форм»,
«вытягивание»,
«прищипывание»,«вдавливание».
Составление плана лепки изделия с
опорой на наглядность и с частичной
помощью учителя

Рассказывают
о
скульптуре
и
ее
предназначении.
Рассказывают
о
конструктивном способе
лепки.
Знакомятся
с
пластическим
способом
лепки. Рассказывают о
птицах.
Владеют
приемами
лепки
«скатывание овальной и
конической
форм»,

Рассказывают
о
скульптуре
и
ее
предназначении
по
вопросам
учителя.
Рассказывают
о
конструктивном способе
лепки
по
вопросам
учителя. Знакомятся с
пластическим способом
лепки. Рассказывают о
птицах
по
вопросам
учителя.
Владеют

25

приемами
лепки
«скатывание овальной и
конической
форм»,
«вытягивание»,
«прищипывание»,
«вдавливание».
Составляют план лепки
изделия с опорой на
наглядность и с помощью
учителя

«вытягивание»,
«прищипывание»,
«вдавливание».
Составляют план лепки
изделия с опорой на
наглядность и с частичной
помощью учителя

Изучают новые сведения о
растительном
мире.
Рассказывают о ели и ее
характерных
особенностями
по
вопросам
учителя.
Знакомятся с сосной и ее
особенностями.
Сравнивают деревья и
находят
сходства
и
различия между ними по
вопросам
учителя.
Изучают
строения
и
другие
свойства
и
признаки
сосновой
и
еловой
шишек.
Изготавливают из шишек
человечка
с
использованием

Изучают новые сведения о
растительном
мире.
Рассказывают о ели и ее
характерных
особенностями.
Знакомятся с сосной и ее
особенностями.
Сравнивают деревья и
находят
сходства
и
различия между ними.
Изучают
строения
и
другие
свойства
и
признаки
сосновой
и
еловой
шишек.
Изготавливают из шишек
человечка
с
использованием
дополнительных
поделочных материалов.

Работа с природными материалами – 1 час
24 Изготовление
из 1
шишки
стилизованных
фигурок человечка и
птички. «Человечек
из шишки». «Сова»,
«Утка», «Журавль»,
«Лебедь»

Представления о растительном мире
(хвойные
деревья).
Ели
и
ее
характерные особенностями. Сосна и ее
особенности. Строение сосновой и
еловой шишек. Изготовление из шишек
человечка
с
использованием
дополнительных
поделочных
материалов (пластилин). Составление
плана работы с опорой на наглядный
образец самостоятельно или частично
по вопросам учителя. Работа в
соответствии с планом и отчет о
проделанной работе

26

дополнительных
поделочных материалов.
Составляют план работы с
опорой на наглядный
образец
по
вопросам
учителя.
Работают
в
соответствии с планом
под контролем учителя и
отчитываются
о
проделанной работе по
вопросам учителя

Составляют план работы с
опорой
на
наглядный
образец
самостоятельно
или частично по вопросам
учителя.
Работают
в
соответствии с планом и
отчитываются
о
проделанной работе

Рассказывают о линейке
по вопросам учителя.
Называют геометрические
фигуры.
Анализируют
композицию, состоящую
из геометрических фигур
по вопросам учителя.
Размечают детали по
линейке под контролем
учителя.
Владеют
навыками
резания
ножницами
по
размеченным
линиям.
Составляют аппликацию
из деталей. Осуществляют
контрольные действия по
вопросам учителя

Рассказывают о линейке.
Называют геометрические
фигуры.
Анализируют
композицию, состоящую
из геометрических фигур.
Размечают
детали
по
линейке.
Владеют
навыками
резания
ножницами
по
размеченным
линиям.
Составляют аппликацию
из деталей. Осуществляют
контрольные
действия.
Отвечают на вопросы
учителя
связными
предложениями

Работа с бумагой и картоном – 1 час
25 Аппликация
«Грузовик»

1

Анализ композиции, состоящей из
геометрических
фигур.
Способ
разметки деталей по линейке. Резание
ножницами по размеченным линиям.
Составление
аппликаций
из
размеченных деталей («Грузовик» и
«Автофургон»).
Осуществление
контрольных действий

27

Работа с текстильными материалами – 3 часа
26 Составление
1
коллекции
тканей.
«Коллекция тканей»

Применение и назначение ткани в
жизни людей. Процесс изготовления
ткани. Различение ткани по окраске и
другим свойствам. Сорта ткани и их
применение в одежде. Составление
коллекции тканей

Рассказывают о ткани и
нитках, о применении и
назначении ткани в жизни
людей
по
вопросам
учителя. Знакомятся с
процессом изготовления
ткани. Различают ткани по
окраске
и
другим
свойствам. Знакомятся с
сортами ткани и их
применением в одежде.
Составляют
коллекцию
тканей под контролем
учителя

Рассказывают о ткани, о
применении и назначении
ткани в жизни людей.
Рассказывают о нитках.
Знакомятся с процессом
изготовления
ткани.
Различают
ткани
по
окраске
и
другим
свойствам. Знакомятся с
сортами ткани и их
применением в одежде.
Составляют
коллекцию
тканей

27 Раскрой из ткани 1
заготовки изделия.
«Квадраты из ткани
5 Х 5 см»

Профессия портного. Инструменты и
приспособления, необходимые для
швейных работ. Технология раскроя и
резания ткани по выкройке

Рассказывают о ткани по
вопросам
учителя.
Знакомятся с профессией
портного. Знакомятся с
инструментами
и
приспособлениями,
необходимыми
для
швейных
работ.
Знакомятся с технологий
раскроя и резания ткани
по
выкройке.
Учатся
правильному движению
рук
при
работе
ножницами в процессе
раскроя ткани

Рассказывают о ткани.
Знакомятся с профессией
портного. Знакомятся с
инструментами
и
приспособлениями,
необходимыми
для
швейных
работ.
Знакомятся с технологий
раскроя и резания ткани по
выкройке.
Учатся
правильному
движению
рук при работе ножницами
в процессе раскроя ткани

28

28 Соединение деталей, 1
выкроенных
из
ткани,
прямой
строчкой.
«Игольница»

Проверка
знаний
о
профессии
портного, швеи. Технология сшивания
сметочными стежками на бумаге в
клетку и на ткани. Правила хранения
игл. Представления о форме игольниц и
материалах, используемых для их
изготовления. Изготовление игольницы
по образцу. Составление плана работы
с опорой на наглядный образец
самостоятельно или частично по
вопросам учителя

Рассказывают
о
профессии
портного,
швеи
по
вопросам
учителя. Знакомятся с
технологией
сшивания
сметочными стежками на
бумаге в клетку и на
ткани.
Знакомятся
с
правилами хранения игл.
Изучают новые сведения о
форме
игольниц
и
материалах,
используемых для их
изготовления.
Изготавливают игольницы
по образцу под контролем
учителя. Составляют план
работы с опорой на
наглядный образец по
вопросам
учителя.
Отвечают на вопросы
учителя
связными
предложениями

Рассказывают о профессии
портного,
швеи.
Знакомятся с технологией
сшивания
сметочными
стежками на бумаге в
клетку
и
на
ткани.
Знакомятся с правилами
хранения игл. Изучают
новые сведения о форме
игольниц и материалах,
используемых
для
их
изготовления.
Изготавливают игольницы
по образцу. Составляют
план работы с опорой на
наглядный
образец
самостоятельно
или
частично по вопросам
учителя. Отвечают на
вопросы учителя связными
предложениями

Рассказывают о значении
открытки в жизни людей
по вопросам учителя.
Знакомятся с историей,
формой, величиной и
оформлением открытки.

Рассказывают о значении
открытки в жизни людей.
Знакомятся с историей,
формой,
величиной
и
оформлением
открытки.
Рассказывают
о

Работа с бумагой и картоном – 1 час
29 Поздравительная
1
открытка
«Сказочный цветок»

Анализ
объекта
(поздравительная
открытка), выделение его признаков и
свойств. Составление плана работы с
опорой
на
наглядный
образец
самостоятельно или по вопросам
учителя. Способ вырезания из бумаги,

29

сложенной пополам. Изготовление Рассказывают
о
поздравительной открытки по образцу праздниках по вопросам
учителя. Изготавливают
поздравительную
открытку по образцу под
контролем
учителя.
Анализируют
объект,
выделяя его признаки и
свойства по вопросам
учителя. Составляют план
работы с опорой на
наглядный образец по
вопросам
учителя.
Работают в соответствии с
планом под контролем
учителя.
Владеют
способом вырезания из
бумаги,
сложенной
пополам

праздниках.
Изготавливают
поздравительную
открытку
по
образцу.
Анализируют
объект,
выделяя его признаки и
свойства. Составляют план
работы с опорой на
наглядный
образец
самостоятельно или по
вопросам
учителя.
Работают в соответствии с
планом. Владеют способом
вырезания
из
бумаги,
сложенной пополам

Понятия «иллюстрация» и «макет».
Анализ содержания иллюстративного
материала
к
сказке
«Колобок».
Составление плана работы с опорой на
наглядность. Приемы: «скатывание
пластилина в форме шара, жгутиков,
конуса», «вытягивание, сплющивание и
сгибание
пластилина
в
нужном
направлении».
Лепка
изделия
конструктивным способом. Сборка

Знакомятся с понятиями
«иллюстрация» и «макет».
Находят
сходства
и
различия между этими
видами
изображений.
Анализируют содержание
иллюстративного
материала
к
сказке
«Колобок»:
выделяют
главное и второстепенное

Работа с пластилином – 1 час
30 Изготовление
1
композиции
из
пластилина к сказке
«Колобок»

Знакомятся с понятиями
«иллюстрация» и «макет».
Находят
сходства
и
различия между этими
видами изображений по
вопросам
учителя.
Анализируют содержание
иллюстративного
материала
к
сказке
«Колобок»:
выделяют

30

макета

главное и второстепенное
в изделии; определяют
пространственное
положение деталей на
макете;
выявляют
пропорциональное
и
цветовое
соотношение
элементов
макета
по
вопросам
учителя.
Составляют план работы с
опорой на наглядность с
помощью
учителя.
Выполняют изделие в
соответствии с планом
под контролем учителя.
Владеют
приемами:
«скатывание пластилина в
форме шара, жгутиков,
конуса»,
«вытягивание,
сплющивание и сгибание
пластилина в нужном
направлении».
Лепят
изделие конструктивным
способом.
Собирают
макет

в изделии; определяют
пространственное
положение деталей на
макете;
выявляют
пропорциональное
и
цветовое
соотношение
элементов
макета.
Составляют план работы с
опорой на наглядность.
Выполняют изделие в
соответствии с планом.
Владеют
приемами:
«скатывание пластилина в
форме шара, жгутиков,
конуса»,
«вытягивание,
сплющивание и сгибание
пластилина в нужном
направлении».
Лепят
изделие конструктивным
способом. Собирают макет

Рассказывают
о
иллюстрации и макете, их
сходстве и различиях по
вопросам
учителя.

Рассказывают
о
иллюстрации и макете, их
сходстве и различиях.
Анализируют содержание

Работа с бумагой и картоном – 2 часа
31 Изготовление
1
композиции к сказке
«Колобок»
из
складных

Проверка знаний детей о иллюстрации
и макете, их сходстве и различиях.
Анализ содержания иллюстративного
материала
к
сказке
«Колобок».

31

бумажных фигурок

Составление
плана
работы
над
изделием с опорой на наглядность.
Складывание из бумаги фигурок
колобка и волка. Приемы сгибания
бумаги:
«сгибание
квадрата
и
прямоугольника пополам», «сгибание
квадрата с угла на угол». Составление
композиции из бумажных фигурок

Анализируют содержание
иллюстративного
материала
к
сказке
«Колобок» по вопросам
учителя. Составляют план
работы над изделием с
опорой на наглядность с
помощью
учителя.
Складывают из бумаги
фигурки колобка и волка
частично с помощью
учителя в соответствии с
пооперационным планом.
Составляют композицию
из бумажных фигурок

иллюстративного
материала
к
сказке
«Колобок».
Составляют
план работы над изделием
с опорой на наглядность
самостоятельно и частично
с
помощью
учителя.
Выполняют
изделие
самостоятельно и частично
с помощью учителя в
соответствии
с
пооперационным планом.
Складывают из бумаги
фигурки колобка и волка.
Составляют композицию
из бумажных фигурок

32 Изготовление
1
модели
дорожного
знака.
Модель
дорожного указателя
«Переход»

Проверка знаний дорожных знаков и
правил перехода улицы. Сравнение
образца модели указателя «Переход» с
иллюстрацией. Скручивание трубочки
из бумаги с использованием приема
«накручивание бумаги на карандаш».
Приемы
вырезания
из
бумаги.
Изготовление
модели
указателя
«Переход»
с
составлением
последовательности
действий
по
предметно-операционному плану из
бумажных
заготовок,
соблюдая
правильное расположение деталей,
пропорции и размеры

Рассказывают о дорожных
знаках
и
правилах
перехода
улицы
по
вопросам
учителя.
Сравнивают
образец
модели
указателя
«Переход»
с
иллюстрацией
по
вопросам
учителя.
Рассказывают
о
геометрических фигурах.
Выполняют
модель
указателя «Переход» по
предметно-

Рассказывают о дорожных
знаках
и
правилах
перехода
улицы.
Сравнивают
образец
модели
указателя
«Переход»
с
иллюстрацией.
Рассказывают
о
геометрических фигурах.
Выполняют
модель
указателя «Переход» по
предметно-операционному
плану.
Скручивают
трубочки из бумаги с
32

операционному плану с
помощью
учителя.
Скручивают трубочки из
бумаги с использованием
приема
«накручивание
бумаги на карандаш» с
помощью
учителя.
Владеют
приемами
вырезания из бумаги.
Составляют модель из
бумажных
заготовок,
соблюдая
правильное
расположение
деталей,
пропорции и размеры под
контролем учителя

использованием
приема
«накручивание бумаги на
карандаш».
Владеют
приемами вырезания из
бумаги.
Составляют
модель
из
бумажных
заготовок,
соблюдая
правильное расположение
деталей, пропорции и
размеры

Изучают новые сведения о
вышивке. Знакомятся с
понятиями
«шитье»,
«вышивка»,
«стежок»,
«расстояние
между
стежками». Знакомятся с
видами
отделочных
ручных
стежков
(сметочный
стежок).
Вышивают
закладки
сметочным стежком и
оформляют
концы
закладки кисточками с
помощью
учителя.

Изучают новые сведения о
вышивке. Знакомятся с
понятиями
«шитье»,
«вышивка»,
«стежок»,
«расстояние
между
стежками». Знакомятся с
видами
отделочных
ручных
стежков
(сметочный
стежок).
Вышивают
закладки
сметочным стежком и
оформляют
концы
закладки
кисточками.
Повторяют
правила

Работа с текстильными материалами – 2 часа
33 Вышивание
1
сметочным стежком.
«Закладка из канвы»

Вышивка.
Понятия
«шитье»,
«вышивка», «стежок», «расстояние
между стежками». Виды отделочных
ручных стежков (сметочный стежок).
Правила безопасной работы с иглой.
Вышивание
закладки
сметочным
стежком
и
оформлению
концов
закладки кисточками

33

Повторяют
правила безопасной работы с иглой
безопасной
работы
с
иглой
по
вопросам
учителя
34 Вышивание стежком 1
с
перевивом
(«шнурок»).
«Салфетка из канвы»

Понятия
«шитье»,
«вышивка»,
«стежок»,
«расстояние
между
стежками». Виды отделочных ручных
стежков.
Вышивание
сметочным
стежком. Правила безопасной работы с
иглой

Изучают новые сведения о
вышивке. Рассказывают о
понятиях
«шитье»,
«вышивка»,
«стежок»,
«расстояние
между
стежками» по вопросам
учителя. Знакомятся с
видами
отделочных
ручных стежков (стежок с
перевивом,
или
«шнурок»).
Вышивают
сметочным стежком под
контролем
учителя.
Соблюдают
правила
безопасной
работы
с
иглой

Изучают новые сведения о
вышивке. Рассказывают о
понятиях
«шитье»,
«вышивка»,
«стежок»,
«расстояние
между
стежками». Знакомятся с
видами
отделочных
ручных стежков (стежок с
перевивом, или «шнурок»).
Вышивают
сметочным
стежком.
Соблюдают
правила
безопасной
работы с иглой

34

V.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».