РП Биология 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский"
МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ"

Приложение к ООП СОО
Утвержденное приказом от
30.08.2022№ 89/2 ОД (с изменениями
приказ от 30.08.2023 г. № 110/2 - ОД)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1011666)
учебного предмета «Биология. Базовый уровень»
для обучающихся 11 класса

с. Прокопьевская Салда, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке программы по биологии теоретическую основу для определения
подходов к формированию содержания учебного предмета «Биология» составили:
концептуальные положения ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержания,
результатов обучения и требований к уровню подготовки выпускников, положения об общих
целях и принципах, характеризующих современное состояние системы среднего общего
образования в Российской Федерации, а также положения о специфике биологии, её значении
в познании живой природы и обеспечении существования человеческого общества. Согласно
названным положениям, определены основные функции программы по биологии и её
структура.
Программа по биологии даёт представление о целях, об общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Биология», определяет
обязательное предметное содержание, его структуру, распределение по разделам и темам,
рекомендуемую последовательность изучения учебного материала с учётом межпредметных
и внутрипредметных связей, логики образовательного процесса, возрастных особенностей
обучающихся.
В программе по биологии также учитываются требования к планируемым личностным,
метапредметным и предметным результатам обучения в формировании основных видов
учебно-познавательной деятельности/учебных действий обучающихся по освоению
содержания биологического образования.
В программе по биологии (10–11 классы, базовый уровень) реализован принцип
преемственности в изучении биологии, благодаря чему в ней просматривается
направленность на развитие знаний, связанных с формированием естественно-научного
мировоззрения, ценностных ориентаций личности, экологического мышления, представлений
о здоровом образе жизни и бережным отношением к окружающей природной среде. Поэтому
наряду с изучением общебиологических теорий, а также знаний о строении живых систем
разного ранга и сущности основных протекающих в них процессов в программе по биологии
уделено внимание использованию полученных знаний в повседневной жизни для решения
прикладных задач, в том числе: профилактики наследственных заболеваний человека,
медико-генетического консультирования, обоснования экологически целесообразного
поведения в окружающей природной среде, анализа влияния хозяйственной деятельности
человека на состояние природных и искусственных экосистем. Усиление внимания к
прикладной направленности учебного предмета «Биология» продиктовано необходимостью
обеспечения условий для решения одной из актуальных задач школьного биологического
образования, которая предполагает формирование у обучающихся способности
адаптироваться к изменениям динамично развивающегося современного мира.
Биология на уровне среднего общего образования занимает важное место. Она
обеспечивает формирование у обучающихся представлений о научной картине мира,
расширяет и обобщает знания о живой природе, её отличительных признаках – уровневой
организации и эволюции, создаёт условия для: познания законов живой природы,
формирования функциональной грамотности, навыков здорового и безопасного образа
жизни, экологического мышления, ценностного отношения к живой природе и человеку.
Большое значение биология имеет также для решения воспитательных и развивающих
задач среднего общего образования, социализации обучающихся. Изучение биологии
обеспечивает условия для формирования интеллектуальных, коммуникационных и
информационных навыков, эстетической культуры, способствует интеграции биологических

знаний с представлениями из других учебных предметов, в частности, физики, химии и
географии. Названные положения о предназначении учебного предмета «Биология»
составили основу для определения подходов к отбору и структурированию его содержания,
представленного в программе по биологии.
Отбор содержания учебного предмета «Биология» на базовом уровне осуществлён с
позиций культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны
освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие
адекватное поведение человека в окружающей природной среде, востребованные в
повседневной жизни и практической деятельности. Особое место в этой системе знаний
занимают элементы содержания, которые служат основой для формирования представлений
о современной естественно-научной картине мира и ценностных ориентациях личности,
способствующих гуманизации биологического образования.
Структурирование содержания учебного материала в программе по биологии
осуществлено с учётом приоритетного значения знаний об отличительных особенностях
живой природы, о её уровневой организации и эволюции. В соответствии с этим в структуре
учебного предмета «Биология» выделены следующие содержательные линии: «Биология как
наука. Методы научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как
биологическая система», «Система и многообразие органического мира», «Эволюция живой
природы», «Экосистемы и присущие им закономерности».
Цель изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне – овладение
обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых систем разного
ранга и приобретение умений использовать эти знания для грамотных действий в отношении
объектов живой природы и решения различных жизненных проблем.
Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне
обеспечивается решением следующих задач:
освоение обучающимися системы знаний о биологических теориях, учениях, законах,
закономерностях, гипотезах, правилах, служащих основой для формирования представлений
о естественно-научной картине мира, о методах научного познания, строении, многообразии
и особенностях живых систем разного уровня организации, выдающихся открытиях и
современных исследованиях в биологии;
формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе анализа данных о путях развития в биологии научных взглядов,
идей и подходов к изучению живых систем разного уровня организации;
становление у обучающихся общей культуры, функциональной грамотности, развитие
умений объяснять и оценивать явления окружающего мира живой природы на основании
знаний и опыта, полученных при изучении биологии;
формирование у обучающихся умений иллюстрировать значение биологических знаний
в практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и
агробиотехнологий;
воспитание убеждённости в возможности познания человеком живой природы,
необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении
биологических исследований;
осознание ценности биологических знаний для повышения уровня экологической
культуры, для формирования научного мировоззрения;
применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному
здоровью, обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний.
В системе среднего общего образования «Биология», изучаемая на базовом уровне,
является обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области

«Естественно-научные предметы».
Для изучения биологии на базовом уровне среднего общего образования отводится 68
часов: в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Место предмета в учебном плане:
В соответствии с учебным планом школы на изучение биологии в 10 и в 11 классах
отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Отличительные особенности учебного курса: мною предусмотрено изучение на
уроках биологии национально-регионального компонента, который растворен среди тем
предмета, что позволит активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
• раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности людей;
• понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией,
физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
• понимать смысл, различать и описывать системную связь между
основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид,
экосистема, биосфера;
• использовать основные методы научного познания в учебных биологических
исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и
явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать
выводы;
• формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации
и предлагать варианты проверки гипотез;
• сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
• обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов,
взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
• приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки
(белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
• распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на
схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций
компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
• распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
• описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому
критерию;
• объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
• классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких
существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения,
особенности развития);
• объяснять причины наследственных заболеваний;

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости,
используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и
ненаследственную изменчивость;
выявлять
морфологические,
физиологические,
поведенческие
адаптации
организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для
устойчивого развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных
источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной
деятельности и решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика,
диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека и в собственной жизни;
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических
веществ) на зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную),
учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их
возможное использование в практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному
фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых
клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его
окончании (для многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы
моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя
биологическую терминологию и символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной
схеме родословной, применяя законы наследственности;
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды,
прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования
отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

Учебно-методическая литература.
Биология. Общая биология. Базовый уровень.10 класс. Авт. В.И. Сивоглазов, И.Б.
Агафонова, Е.Т. Захарова М.: Вертикаль, Дрофа. 2014 г.
• Биология. Общая биология. Базовый уровень.11 класс. Авт. В.И. Сивоглазов, И.Б.
Агафонова, Е.Т. Захарова М.: Вертикаль, Дрофа. - 2013
•

11 класс
Содержание учебного
предмета
Роль биологических теорий,
идей, гипотез в формировании
современной
естественнонаучной картины
мира. История эволюционных
идей. Значение работ
К.Линнея, учения
Ж.Б.Ламарка. Значение
эволюционной теории
Ч.Дарвина. Вид, его критерии.
Проведение биологических
исследований: описание
особей вида по
морфологическому критерию.
Популяция - структурная
единица вида, единица
эволюции. Движущие силы
эволюции, их влияние на
генофонд популяции.
Результаты эволюции.
Сохранение многообразия
видов как основа устойчивого
развития биосферы.
Проведение биологических
исследований: выявление
приспособлений организмов к
среде обитания. Данные
сравнительной анатомии,
эмбриологии. Сходства и
отличия человека и
человекообразных обезьян.
Движущие силы эволюции, их
влияние на генофонд
популяции. Гипотезы
происхождения человека.
Эволюция человека.

Тематическое планирование
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Глава 1. Вид – 21 ч.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Оценивают
вклад различных ученых в развитие биологической науки. Оценивают
предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Сравнивают
определенную и неопределенную изменчивость, искусственный и
естественный отбор, формы борьбы за существование и делают выводы
на основе сравнения.
Работают с иллюстрациями учебника. Объясняют вклад эволюционной
теории в формирование современной естественно-научной картины
мира. Определяют критерии вида. Описывают особей вида по
морфологическому критерию. Характеризуют популяцию как
структурную единицу вида и единицу эволюции, процессов
естественного отбора, формирования приспособленности, образования
видов. Характеризуют основные факторы эволюции. Сравнивают
пространственную и экологическую изоляции, формы естественного
отбора и делают выводы на основе сравнения. Характеризуют основные
адаптации организмов к условиям обитания. Сравнивают основные
способы
и пути видообразования, биологический прогресс и регресс и делают
выводы на основе сравнения. Находят информацию по изучаемой теме в
различных источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют и
представляют в разных формах (тезисы, сообщение, реферат).
Аргументируют свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению
проблемы происхождения человека.

Глава 2 Экосистема – 12 ч.+1ч .обобщение и систематизация знаний
Среда обитания и
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.
экологические факторы.
Определяют основные задачи современной экологии. Различают
Закономерности влияния
основные группы экологических факторов
экологических факторов на
(абиотических, биотических, антропогенных). Объясняют
организм. Экологические
закономерности влияния экологических факторов на организмы.
факторы, их значение в жизни
Характеризуют основные абиотические факторы (температуру,
организмов. Видовая и
влажность, свет). Описывают основные биотические факторы, на
пространственная структура
конкретных примерах демонстрируют их значение. Оценивают
экосистем. Пищевые связи,
роль экологических факторов в жизнедеятельности организмов.
круговорот веществ и
Приводят доказательства взаимосвязей организмов и окружающей
превращения энергии в
среды. Находят информацию по изучаемой теме в различных
экосистемах. Причины
источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют и
устойчивости и смены
представляют в разных формах (тезисы, сообщение, реферат ).
экосистем. Проведение
Работают с иллюстрациями учебника. Дают характеристику
биологических исследований:
продуцентов, консументов, редуцентов. Характеризуют влияние
сравнительная характеристика
человека на экосистемы. Сравнивают искусственные и
природных экосистем и
естественные экосистемы.
агроэкосистем своей
Делают выводы на основе сравнения.
местности; исследование
Составляют элементарные схемы переноса веществ и энергии в
изменений в экосистемах на
экосистемах (цепи и сети). Решают биологические задачи.
биологических моделях
(аквариум); Роль
биологических теорий, идей,
гипотез в формировании
современной
естественнонаучной картины
мира. Биосфера – глобальная
экосистема. Учение
В.И.Вернадского о биосфере.
Глобальные экологические
проблемы в Хабаровском крае
и пути их решения.
Последствия деятельности
человека в окружающей среде.
Правила поведения в
природной среде.
ИТОГО – 34 часа

№

Дата

Календарно – тематическое планирование
«ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ. 11 КЛАСС» - 34 часа
Тема

Виды деятельности

п\п
1

2
3
4

5

План

Факт

Раздел 4. Вид – 21 ч.
История эволюционных идей
История эволюционных идей. Развитие
биологии в додарвиновский период.
Значение работ К. Линнея.
Значение работ Ж.Б. Ламарка,
теории Ж Кювье.
Предпосылки возникновения учения Ч.
Дарвина.
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль
эволюционной теории в развитии
современной естественнонаучной картины
мира.
.Современное эволюционное учение.
Вид, его критерии.

Лабораторная работа №1 Описание особей
вида по морфологическому критерию)

6
7
8
9

10
11
12

13

Практическая работа №1 Выявление
изменчивости у особей одного вида
Популяция – структурная единица вида,
единица эволюции. Синтетическая теория
эволюции.
Движущие силы эволюции; их влияние на
генофонд популяции.

Движущий, дескриптивный и
стабилизирующий естественный отбор.
Адаптация организмов к условиям обитания
как результат действия естественного отбора.
Практическая работа№2
Выявление приспособлений у организмов к
среде обитания
Видообразование как результат эволюции.
Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа
устойчивого развития биосферы. Главные
направления эволюционного процесса.
Доказательства эволюции органического
мира.
Происхождение жизни на Земле.
Развитие представлений о возникновении
жизни. Гипотезы о происхождении жизни.
Лабораторная работа №2

обсуждение данной темы,
аргументируют свою точку
зрения в ходе дискуссии.
готовят сообщения,
рефераты
обсуждают данную тему,
вступают в дискуссию
выступают с докладами,
сообщениями по данной
теме, обсуждение
выступлений
выполнение практических
и лабораторных заданий

анализ текста учебника,
работа с карточками
работа с текстом учебника,
аргументируют свою точку
зрения в ходе дискуссии
анализ текста учебника и
составление схемы
выполняют практическую
работу

обсуждение данной темы,
вступают в дискуссию
обсуждение данной темы,
аргументируют свою точку
зрения в ходе дискуссии
выступление с
сообщениями, рефератами,
обсуждение данных
выступлений
выполнение лабораторной
работы

14
15
16
17

18
19
20

Анализ и оценка различных гипотез
происхождения жизни
Современные взгляды на возникновение
жизни. Теория Опарина-Холдейна.
Усложнение живых организмов на Земле в
процессе эволюции.
Обобщение и повторение темы
«Современное эволюционное учение».
Происхождение человека
Гипотезы происхождения человека.
Лабораторная работа № 3
Анализ и оценка различных гипотез
происхождения человека
Положение человека в системе животного
мира.
Эволюция человека. Основные этапы.
Движущие силы антропогенеза
Расы человека. Происхождение рас. Видовое
единство человечества.

выступление с рефератами,
сообщениями по данной
теме
обсуждают данную тему,
вступают в дискуссию
написание биологического
диктанта
выполняют лабораторную
работу

обсуждение данной темы,
аргументируют свою точку
зрения в ходе дискуссии.
обсуждение данной темы,
аргументируют свою точку
зрения в ходе дискуссии.
обсуждение данной темы,
аргументируют свою точку
зрения в ходе дискуссии.
выполняют тестовые
задания

Обобщение и повторение теме
«происхождение жизни на Земле.
Происхождение человека».
Коммуникативные УУД: умение критично относиться к своему мнению и корректировать его,
вести монолог, диалог и дискуссию, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы,
подтверждая их фактами,
Регулятивные УУД: умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов
причинно-следственного и структурно-функционального анализа.
Познавательные УУД: умения систематизировать знания, работать с разными источниками
информации, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, приводить
аргументы; навыки смыслового чтения
Личностные УУД: умения использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций,
решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков, осознавать свои интересы,
находить и изучать материал, имеющий отношение к своим интересам
Раздел 5 Экосистема – 12 ч.+1ч. обобщение и систематизация знаний
22
Экологические факторы
обсуждение данной темы,
Организм и среда. Предмет и задачи
аргументируют свою точку
экологии.
зрения в ходе дискуссии.
23
обсуждение данной темы,
Абиотические факторы среды, их значение в
аргументируют свою точку
жизни организмов.
зрения в ходе дискуссии.
24
работа с текстом учебника,
Биотические факторы среды.
выполнение тренажерных
Взаимоотношения между организмами.
заданий
25
Структура экосистем
выполнение лабораторной
21

26

27
28

29

30

31
32

33

Видовая и пространственная структура
экосистем. Лабораторная работа №4
Исследование изменений в экосистемах на
биологических моделях (аквариум)
Пищевые связи. Круговорот веществ и
энергии в экосистемах.
Пищевые цепи и сети
Лабораторная работа №5 Составление
схем передачи веществ и энергии (цепей
питания)

Причины устойчивости и смены экосистем.
Влияние человека на экосистемы.
Искусственные сообщества – агроценозы.

Лабораторная работа №6
Сравнительная характеристика природных
экосистем и агроэкосистем своей
местности
Биосфера – глобальная экосистема Биосфера
– глобальная экосистема. Состав и структура
биосферы.
Роль живых организмов в биосфере.
Биомасса Земли. Биологический круговорот
веществ (на примере круговорота воды и
углерода). Практическая работа№3
Решение экологических задач
Биосфера и человек
Глобальные экологические проблемы и пути
их решения. Лабораторная работа №7
Анализ и оценка последствий собственной
деятельности в окружающей среде,
глобальных экологических проблем в
Хабаровском крае и путей их решения
Последствия деятельности человека для
окружающей среды. Правила поведения в
природной среде. Охрана природы и
рациональное использование природных
ресурсов родного края.
Лабораторная работа №8
Выявление антропогенных изменений в
экосистемах своей местности

работы

выполнение лабораторной
работы

обсуждение данной темы,
аргументируют свою точку
зрения в ходе дискуссии.
выполнение лабораторной
работы

анализ иллюстраций
учебника. Обсуждение
данной темы,
аргументируют свою точку
зрения в ходе дискуссии.
анализ иллюстраций
учебника. Обсуждение
данной темы,
аргументируют свою точку
зрения в ходе дискуссии.
обсуждение данной темы,
аргументируют свою точку
зрения в ходе дискуссии.
выполнение лабораторной
работы

обсуждение данной темы,
аргументируют свою точку
зрения в ходе дискуссии.

Обобщающее – повторительный урок по
выполнение тестовых
курсу биологии 11 класса
заданий
Коммуникативные УУД: умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, с
достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные УУД: умения осуществлять планирование, прогнозирование, контроль в форме
сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, корректировать и оценивать
свои знания и действия, регламентировать свою деятельность.
Познавательные УУД: умения смыслового чтения, искать и выделять необходимую информацию,
применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств,
структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости
от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и
оценку процесса и результатов деятельности, действия со знаково-символическими средствами,
логические действия - анализ и синтез, классификацию, обобщение, моделирование
Личностные УУД: умения устанавливать учащимися связи между целью учебной деятельности и
ее мотивом, осуществлять действия нравственно-этического оценивания усваиваемого
содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный
моральный выбор
ИТОГО: 34 часа; 3 ПР\Р, 8 ЛР\Р.
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».