МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский" МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ" Приложение к ООП СОО Утвержденное приказом от 30.08.2022№ 89/2 ОД (с изменениями приказ от 30.08.2023 г. № 110/2 - ОД) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» для обучающихся 11 класса с. Прокопьевская Салда, 2023 г. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; преобразовывать текст в другие виды передачи информации; выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; соблюдать культуру публичной речи; соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Деятельность на уроке литературы Освоение стратегий чтения художественного произведения: чтение конкретных произведений на уроке, стратегию чтения которых выбирает учитель (медленное чтение с элементами комментирования; комплексный анализ художественного текста; сравнительно-сопоставительное (компаративное) чтение и др.). В процессе данной деятельности осваиваются основные приемы и методы работы с художественным текстом. Произведения для работы на уроке определяются составителем рабочей программы (рекомендуется, что во время изучения одного модуля для медленного чтения на уроке выбирается 1–2 произведения, для компаративного чтения должны быть выбраны не менее 2 произведений). Анализ художественного текста Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения. Определение жанрово-родовой принадлежности. Субъектная организация. Пространство и время в художественном произведении. Роль сюжета, своеобразие конфликта (конфликтов), его составляющих (вступление, завязка, развитие, кульминация, развязка, эпилог). Предметный мир произведения. Система образов персонажей. Ключевые мотивы и образы произведения. Стих и проза как две основные формы организации текста. Методы анализа Мотивный анализ. Поуровневый анализ. Компаративный анализ. Структурный анализ (метод анализа бинарных оппозиций). Стиховедческий анализ. Работа с интерпретациями и смежными видами искусств и областями знания Анализ и интерпретация: на базовом уровне обучающиеся понимают разницу между аналитической работой с текстом, его составляющими, – и интерпретационной деятельностью. Интерпретация научная и творческая (рецензия, сочинение и стилизация, пародия, иллюстрация, другой способ визуализации); индивидуальная и коллективная (исполнение чтецом и спектакль, экранизация). Интерпретация литературного произведения другими видами искусства (знакомство с отдельными театральными постановками, экранизациями; с пластическими интерпретациями образов и сюжетов литературы). Связи литературы с историей; психологией; философией; мифологией и религией; естественными науками (основы историкокультурного комментирования, привлечение научных знаний для интерпретации художественного произведения). Самостоятельное чтение Произведения для самостоятельного чтения предлагаются обучающимся в рамках списка литературы к модулю. На материале произведений из этого списка обучающиеся выполняют итоговую письменную работу по теме модуля (демонстрируют уровень владения основными приемами и методами анализа текста). Создание собственного текста В устной и письменной форме обобщение и анализ своего читательского опыта. Устные жанры: краткий ответ на вопрос, сообщение (о произведении, об авторе, об интерпретации произведения), мини-экскурсия, устная защита проекта. Письменные жанры: краткий ответ на вопрос, мини-сочинение, сочинение-размышление, эссе, аннотация, рецензия, обзор (литературы по теме, книжных новинок, критических статей), научное сообщение, проект и презентация проекта. Критерии оценки письменных работ, посвященных анализу самостоятельно прочитанных произведений, приведены в разделе «Результаты». Использование ресурса Использование библиотечных, архивных, электронных ресурсов при работе с произведением, изучаемым в классе. Развитие навыков обращения к справочно-информационным ресурсам, в том числе и виртуальным. Самостоятельная деятельность, связанная с поиском информации о писателе, произведении, его интерпретациях. Формирование навыка ориентации в периодических изданиях, других информационных ресурсах, освещающих литературные новинки, рецензии современных критиков, события литературной жизни (премии, мероприятия, фестивали и т.п.). Список рекомендуемых произведений и авторов к примерной программе по литературе для 10–11-х классов Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу. Список А представляет собой перечень конкретных произведений, занявших в силу традиции особое место в школьном преподавании русской литературы. Список В представляет собой перечень авторов, чьи произведения и творческие биографии имеют давнюю историю изучения в школьном курсе литературы. Список содержит примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Список С представляет собой перечень тем и литературных явлений, выделенных по определенному принципу (теоретико- или историколитературному). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы. Данный список определяет содержание модулей, которые строятся вокруг важных смысловых точек литературного процесса. Те авторы, произведения которых попали также в Список В, здесь снабжены дополнительным списком рекомендуемых к изучению произведений, не повторяющим произведения из списка В. Для удобства работы со списком С материал в нем разделен на 7 блоков: Поэзия середины и второй половины XIX века Реализм XIX–ХХ века Модернизм конца XIX – ХХ века Литература советского времени Современный литературный процесс Мировая литература XIX–ХХ века Родная (региональная) литература Такое деление, не совпадающее в полной мере с традиционным делением на историко-литературные периоды, предложено для того, чтобы в рамках изучения каждого из блоков можно было создавать условия для формирования историзма восприятия литературного процесса, проводя сопоставительное рассмотрение произведений, созданных в разные периоды, но объединенных близостью творческого метода (например, «реализм»), литературного направления (например, «модернизм»), культурно-исторической эпохи (например, «советское время») и т.п. Если творчество того или иного автора может быть рассмотрено сразу в нескольких блоках, рекомендуемые к изучению его произведения указываются лишь в одном из них, а в остальных имя автора помечено астериском*. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС № п/п 1-3 4-5 6-7 8-9 10-11 12 13 14 15 16 17 18 Количество часов Тема урока История 20 века и судьбы искусства. Литературный процесс 20 века. Пути развития русской литературы. Ведущие А.М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького «Старуха Изергиль» Особенности жанра и конфликта в пьесе Горького «На дне». Социально-философская драма Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе и их трагическое столкновение. Р/Р Сочинение по творчеству М. Горького И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества. Лирика. Рассказы Бунина: «Темные аллеи», «Холодная осень» Кризис цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско». Толстовские и чеховские традиции. «Чистый понедельник» - любимый рассказ Бунина. Сюжет и чувства героя в рассказе И.А. Куприна «Гранатовый браслет». Мини-сочинение по рассказу «Гранатовый браслет» «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. В.Я. Брюсов – как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений А.Я. Брюсова. Н.С. Гумилев. Проблематика и поэтика лирики. Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Контрольные работы Практические работы 2 0 0 РЭШ 2 0 1 РЭШ 2 0 0 РЭШ 2 0 0 РЭШ 2 0 0 РЭШ 1 0 0 РЭШ 1 0 1 РЭШ 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 1 0 Всего Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad004 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacd7a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacef6 РЭШ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee 19 20-22 23 24-25 26 27 28-29 30-31 32-33 Особенности лирики И. Северянина. А. Блок. Личность и творчество. Основные темы лирики А. Блока. Стихотворения "Незнакомка", "Россия", "Ночь, улица, фонарь, аптека...", "В ресторане", "Река раскинулась. Течет, грустит лениво..." (из цикла "На поле Куликовом"), "На железной дороге", а также три стихотворения - по выбору Поэма А. Блока «Двенадцать» как первая попытка осмыслить революцию Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство В. Маяковского. Стихотворения "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Скрипка и немножко нервно", "Лиличка!", "Юбилейное", "Прозаседавшиеся", а также три стихотворения - по выбору Поэма Маяковского «Облако в штанах». Лирический герой С. Есенин как национальный поэт Любовная лирика Есенина. Тема Родины в лирике Есенина. Стихотворения "Гой ты, Русь, моя родная!..", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Мы теперь уходим понемногу...", "Письмо матери", "Спит ковыль. Равнина дорогая...", "Шаганэ ты моя, Шаганэ...", "Не жалею, не зову, не плачу...", "Русь Советская", а также три стихотворения - по выбору. Р/Р Сочинение по поэзии конца XIX – начала XX века Русская литература после 1917 г. (до 1941) Судьба русской литературы в годы исторических потрясений. Обзор российской литературы до 1941 года. Ведущие темы российской литературы тех Библиотека ЦОК 1 0 0 2 0 0 1 0 1 2 0 0 1 0 0 1 0 1 2 0 0 РЭШ 2 0 1 РЭШ 2 0 0 РЭШ https://m.edsoo.ru/fbaad112 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad220 РЭШ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad464 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad6a8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad57c лет 34-35 А. Ахматова А. Ахматова Судьба России и судьба поэта в лирики поэтессы. Стихотворения "Песня последней встречи", "Сжала руки под темной вуалью...", "Мне ни к чему одические рати...", "Мне голос был. Он звал утешно...", "Родная земля", а также два стихотворения - по выбору. А. Ахматова Тема народного страдания и скорби в поэме «Реквием» Б. Пастернак Б.Л. Пастернак. Основные темы и мотивы лирики. Стихотворения "Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Определение поэзии", "Во всем мне хочется дойти...", "Гамлет", "Зимняя ночь", а также два стихотворения – по выбору 2 0 0 РЭШ 2 0 0 РЭШ 2 1 0 РЭШ 2 0 0 1 0 1 44-45 Поэтический мир М. Цветаевой. Тема Родины и тема любви в лирике Цветаевой. Стихотворения "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня, кто создан из глины...", "Тоска по родине! Давно...", а также два стихотворения - по выбору 2 0 0 46 М. Булгаков 1 0 0 36-37 38-39 40-42 43 Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»: история создания, проблематика и художественное своеобразие (обзор). Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама. Философичность лирики. Стихотворения "Notre Dame", "Бессонница. Гомер. Тугие паруса...", "За гремучую доблесть грядущих веков...", "Я вернулся в мой город, знакомый до слез...", а также два стихотворения - по выбору Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad34c Библиотека ЦОК 47 48 49 50 51-52 53-54 55 56 57 58 59 60 61-62 63 64-65 66-67 68-69 М.А. Булгаков: жизнь, творчество, личность. Роман «Мастер и Маргарита». История создания, проблемы, жанр и композиция Сатирическое изображение московского общества в романе Библейские главы романа. Проблема добра и зла в романе «Мастер и Маргарита» Развитие любовной линии сюжета в романе. Проблема творчества и судьбы художника в романе Булгакова. Р/Р Сочинение по роману «Мастер и Маргарита» А.П. Платонов: очерк жизни и творчества. Повесть «Сокровенный человек» М.А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах» «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох «Тихий Дон». Глубокое постижение автором исторических процессов, «чудовищная нелепица войны» Судьба Григория Мелехова как поиск смысла жизни. Трагедия Григория Мелехова «Тихий Дон». Женские судьбы в романе «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, человек и природа Р/Р Сочинение по роману «Тихий Дон» Русская литература за рубежом (1917 – 1941 годы) Великая Отечественная война в литературе Война и духовная жизнь общества. Сила и искренность чувств в лирике военных лет. Романтика и реализм в прозе о войне. В. Кондратьев «Сашка», В. Быков «Сотников» Новое осмысление войны и послевоенных лет в https://m.edsoo.ru/fbaad856 1 0 1 1 0 0 1 0 1 РЭШ 1 0 0 РЭШ 2 0 1 РЭШ 2 1 0 РЭШ 1 0 0 РЭШ 1 0 0 1 0 0 РЭШ 1 0 0 РЭШ 1 0 1 1 0 0 2 0 1 1 0 0 2 0 1 2 0 1 2 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad96e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae35a РЭШ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae53a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae65c РЭШ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae88c Библиотека ЦОК творчестве советских писателей. В. Некрасов 70 71 72-73 74 75 76-77 78-79 80 81 82-86 87 88 Русская литература второй половины 20 века (обзор). Литературный журналы. Их позиция и роль в литературной жизни страны Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев. В. Шаламов рассказы А.И. Солженицын. Жизнь и судьба. «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицын Анализ рассказа «Матренин двор» А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ» (главы). Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве Расцвет и популярность поэзии. Новые темы и образы в поэзии периода «оттепели». И. Бродский, Е. Евтушенко, А. А.Т. Твардовский. Творчество и судьба. Лирика: размышление о настоящем и будущем России. «Городская» проза. Нравственная проблематика и художественные особенности произведений. Ю. Трифонов «Обмен»: внутренний мир личности и ее взаимоотношения с различными аспектами реальности. «Деревенская» проза. Глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей. Рассказы В. В. Распутин «Пожар», «Прощание с Матерой», «Последний срок», «Живи и помни». В. Астафьев «Последний поклон»: оценка писателем «событий бытия». Тема природы и человека Темы и проблемы современной русской драматургии. А. Вампилов «Старший сын»: https://m.edsoo.ru/fbaae76a 1 0 1 РЭШ 1 0 0 2 0 1 РЭШ 1 1 0 РЭШ 1 0 0 2 0 0 2 0 0 РЭШ 1 0 1 РЭШ 1 0 1 5 0 0 РЭШ 1 0 1 РЭШ 1 0 0 РЭШ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaaeaee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaac730 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaac834 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaaca5a 89 90 91 92-93 94 95 96-97 98-100 101 102 нравственная проблематика пьесы. Литература народов России. Судьба, личность, творчество Мустая Карима. Лирика. Поэма «Улыбка» «Вторая волна» и «третья волна» русской литературной эмиграции. С. Довлатов «Заповедник» Авторская песня, ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры народа. Поэзия Б.Ш. Окуджавы, В.С.Всоцкого. Р.Р. Контрольное сочинение по творчеству поэтов и писателей 2 половины 20 века Основные тенденции развития искусства. Судьбы реализма и постмодернизма Э. Хемингуэй «Старик и море» Постмодернизм, некоторые тенденции литературы постмодернизма. Идея множественности трактовок литературного произведения. Поиск героя времени в литературе последнего десятилетия. Т. Толстая «Факир», В.С. Маканин «Лаз» «Новый реализм». Критическое осмысление действительности и осмысление постсоветской эпохи. Судьба народа в кризисной исторической ситуации. Разнообразие жанров. С. Говорухин «Евдокимов», А. Проханов «Господин Гексоген», Б Акунин «Чайка» Обсуждение итогов изучения курса Тестовая проверка творческой лаборатории учащегося-читателя ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 1 1 0 0 1 0 0 РЭШ 1 0 0 РЭШ 2 1 0 РЭШ 1 1 0 РЭШ 1 0 1 РЭШ 2 0 1 2 0 1 1 0 0 6 22 1 102 РЭШ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacb72 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaaee5e Библиотека ЦОК РЭШ РЭШ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Линия УМК под ред. Т. Ф. Курдюмовой. Литература (10-11) МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методическое пособие к учебникам под редакцией Т. Ф. Курдюмовой «Русский язык и литература. Литература. Базовый уровень. 10–11 классы» автора Т. Ф. Курдюмова ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ РЭШ