26.10.2020
17.08.2022
В
наши дни мы все проводим много времени в интернете, в том числе дети и
подростки. Каждый родитель хочет, чтобы дети чувствовали себя в безопасности,
находясь в сети, ведь в интернете есть вещи, которых следует опасаться. Опасны
не только вирусы и хакеры, которые могут украсть личную информацию; помимо них
существует кибербуллинг (травля), неприемлемый контент и онлайн-хищники,
нацеленные на детей и подростков.
Детям
и подросткам интернет необходим для выполнения школьных заданий, общения с
учителями и другими учениками, интерактивных игр и выполнения других задач. Это
прекрасное место для обучения и общения. Но родители должны быть в курсе того,
что их дети видят и слышат в Интернете, с кем общаются и что рассказывают о
себе. Ниже приведено несколько рекомендаций, которые помогут обеспечить
безопасность детей в интернете.
Общие рекомендации
Дети
и подростки используют интернет по-разному и для разных целей по мере
взросления. Родители детей из каждой возрастной группы беспокоятся о разных
вещах и хотят контролировать разные действия. Однако есть набор общих
рекомендаций, которые следует помнить родителям детей и подростков любого
возраста.
Храните имена пользователей и пароли в безопасности
Для
многих используемых детьми веб-сайтов требуется имя пользователя и пароль.
Убедитесь, что дети знают, что эту информацию нельзя передавать никому, даже
друзьям. Возможно, никто не хочет причинить ребенку никакого вреда, но даже в
розыгрышах из лучших побуждений что-то может пойти не так и доставить
неприятности. Храните имена пользователей и пароли в секрете и обязательно
меняйте пароли, если подозреваете, что кто-то мог их узнать.
Периодически меняйте пароли
Наряду с напоминанием детям о том, что никому нельзя
сообщать свои пароли, также рекомендуется периодически менять пароли. Утечки
данных происходят постоянно, а утечка паролей подвергает риску кражи
личных данных и другим проблемам с кибербезопасностью.
Настройте расписание смены паролей учетных записей каждые 3-6 месяцев или
каждый раз, когда платформа сообщает о взломах или утечках данных. Вы можете
использовать менеджер паролей, чтобы отслеживать все свои пароли в интернете и
упростить их поиск вашим детям.
Не разглашайте личную информацию в интернете
Дети
и подростки не должны сообщать никому в интернете свое полное настоящее имя,
адрес, район проживания, номер телефона и прочие данные. Общее правило: никогда
не сообщать информацию, которая могла бы помочь интернет-хищникам найти их.
Даже небольших деталей, таких как название школы или спортивной команды,
достаточно, чтобы раскрыть личность. Если дети используют сайты, позволяющие
общаться с незнакомцами, например, платформы социальных сетей, убедитесь, что
они знают, что эта информация является конфиденциальной.
Будьте внимательны в социальных сетях
Действия
детей и подростков в социальных сетях требуют особой осторожности и внимания.
Интернет огромен, но компрометирующие фотографии, грубые комментарии и личная
информация могут оставить сильный след, и часто навсегда. Напомните детям, что
все опубликованное в интернете сразу становится общедоступным, и любой может
увидеть это. Даже частные учетные записи иногда подвергаются утечкам или атакам
злоумышленников. Если вы не хотите, чтобы какой-либо неприятный момент
повторялся и тревожил ваших детей, объясните им, что нужно внимательно
относиться своим публикациям.
Используйте надежное решение для кибербезопасности
Kaspersky Safe Kids помогает
защитить детей, когда они находятся в сети. Это решение можно использовать на
всех устройствах вашего ребенка. Оно состоит из двух приложений: одно нужно
установить на устройство ребенка, второе – на смартфон родителя, чтобы
просматривать отчеты и менять настройки. Встроенный родительский контроль даже
позволяет управлять временем, которое дети проводят перед экраном на разных
устройствах.
Проверяйте возрастные ограничения
Многие
приложения и веб-сайты имеют собственные возрастные ограничения для создания
учетных записей, просмотра и регистрации. Но проблема в том, что на большинстве
таких сайтов фактически нет функции проверки возраста. Например, Facebook,
Snapchat и Myspace разрешают доступ только с 13 лет, но дети могут указать
другой возраст и зарегистрироваться в любом случае.
Объясните опасность передачи геоданных
Почти
все современные приложения и веб-сайты имеют функции отметки геопозиции или
передачи данных о местоположении. Дети и подростки должны знать, чем опасно
сообщать о своем местоположении, и что не следует неосознанно соглашаться с
таким условием во всплывающих окнах приложений. Публичная демонстрация данных о
местоположении подвергает детей различным опасностям: от сетевых интернет-хищников,
которые могут найти их, до риска кражи личных данных. Убедитесь, что дети
понимают, что означает, когда в приложении спрашивается, можно ли передавать
данные о местоположении.
Создайте список правил использования интернета
Один
из лучших способов управлять использованием интернета детьми всех возрастов –
это сесть и совместно составить список правил использования интернета в
соответствии с их потребностями. Вы можете показать ребенку сайты для детей и
подростков, поговорить о том, почему важно установить правила, и попросить их
поделиться, если он чувствуют себя некомфортно или ему угрожает что-то,
найденное в интернете, и т. д. Установите границы, но будьте реалистом.
Используйте одинаковые правила при общении онлайн и
лично
Научите
детей тому, что к онлайн и к личному общению применимы одни и те же правила.
При общении в интернете и написании комментариев лучше оставаться добрым и
вежливым, не следует писать ничего такого, что не смогли бы сказать в лицо. Это
также применимо и при анонимной публикации сообщений. Публикация обидных и
грубых вещей – это не только некрасиво и нелицеприятно по отношению к другим,
но также может навредить репутации вашего ребенка.
Установите родительский контроль
Настройте и пересмотрите параметры родительского
контроля на всех своих устройствах в соответствии с возрастом ваших детей. Это
поможет защитить детей от доступа к неприемлемому контенту в интернете.
Параметры контроля можно настроить несколькими способами, например, обеспечить
доступ детей только к соответствующему их возрасту контенту, установить время
использования устройства, контролировать активность и запретить передачу личной
информации. В дополнение к родительскому контролю можно также использовать
инструменты фильтрации и мониторинга. Периодически проверяйте и обновляйте эти
программы. Здесь приведена информация о потенциально
опасных для детей приложениях и веб-сайтах.
Используйте антивирусные программы
Помимо
родительского контроля, используйте на всех устройствах антивирусные программы.
Они защищают подключенные к интернету устройства от входящих угроз, а также
выявляют, уничтожают и предупреждают о возможных угрозах для системы. Антивирусные
программы не отстают от современных угроз и помогают обнаруживать новые
постоянно появляющиеся вирусы.
Расскажите о существовании фальшивых рекламных
объявлений
Обсудите
с детьми рекламные программы и мошенничество, связанное с фальшивыми рекламными
объявлениями, с которыми они могут столкнуться в интернете. Некоторые
объявления выглядят как реальные предложения, побуждающие загрузить фальшивое
приложение, зарегистрироваться для участия в розыгрыше или предоставить личную
информацию в обмен на бесплатные продукты. Они также могут быть представлены в
виде ссылок, которыми можно поделиться с друзьями или опубликовать в социальных
сетях. Если дети знают о существовании таких видов рекламы и мошенничества, они
с меньшей вероятностью попадутся на них, столкнувшись в Интернете.
Объясните детям об опасности личных встреч с
незнакомцами
Дети
никогда не должны лично встречаться с незнакомцами, с которыми они общались в
интернете, если за такой встречей не наблюдает родитель. Объясните детям и
подросткам, что не следует общаться с незнакомцами лично. Интернет-хищники или
участники кибербуллинга (травли) могут скрываться, чтобы ребенок не понял, что
общается с кем-то из интернета.
Мониторинг истории поиска в интернете
Родителям
детей любого возраста рекомендуется периодически проверять историю браузера,
чтобы понять, какие сайты посещают их дети. Убедитесь, что в настройках
браузера включено отслеживание истории, и проверяйте ее на всех устройствах с
доступом в интернет. Если вы столкнетесь с подозрительными сайтами, спросите о
них у ребенка. Продемонстрируйте детям максимальную открытость при отслеживании
их действий в интернете, чтобы они не ощущали, что за ними шпионят.
22.09.2022
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Информационная
безопасность детей"
Информационная
безопасность детей в сети Интернет.
В
соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы
имеют приоритетное значение. Права человека могут быть реализованы тогда, когда
люди информированы о своих правах и знают, как их использовать. Поэтому
образование в области прав человека имеет важнейшее значение для эффективного
выполнения установленных стандартов. Осознание молодыми поколениями своих прав
и того, как их использовать, зависит, прежде всего, от системы школьного
образования. Школы не только должны распространять основные знания о нормах в
области прав человека и механизмах для их защиты, но и играть основополагающую
роль в укреплении таких ценностей, как уважение к другим людям, отказ от
дискриминации, гендерное равенство и демократическое участие. СМИ, информационные
и коммуникационные технологии сегодня играют важнейшую роль в жизни детей. Дети
каждый день смотрят телевизор часами, но все больше и больше времени они
проводят в Интернете, используя навыки, которым они быстро обучаются у своих
сверстников. Дети используют интерактивные средства для игры, общения,
написания блогов в Интернете, прослушивания музыки, размещения собственных
фотографий и поиска других людей для общения в интерактивном режиме. Поскольку
существует реальное несоответствие между грамотностью в отношении
информационных средств между детьми и взрослыми, большинство взрослых мало
знают о том, что делают их дети в Интернете или как они это делают. Виртуальный
мир может как предложить детям возможности, так и расставить ловушки.
Использование электронных, цифровых и интерактивных информационных средств
оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей: это
увлекательно, это обучает и социализирует. Однако это также несет потенциальную
возможность вреда для детей и сообществ, в зависимости от того, как
осуществляется использование.
По результатам социологических исследований 88% четырёхлетних детей выходят
в сеть вместе с родителями. В 8-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть
самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется
лишь для 7% подростков. Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет
просматривают сайты с нежелательным содержимым. 39% детей посещают порносайты,
19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми. Наркотическими
веществами и алкоголем интересуются 14% детей, а экстремистские и
националистические ресурсы посещают 11% несовершеннолетних пользователей.
Исследования показали, что 90% детей сталкивались в сети с порнографией, а 65%
искали ее целенаправленно. При этом 44% несовершеннолетних пользователей
Интернета хотя бы раз подвергались в сети сексуальным
домогательствам. Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних
популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений: сетевые игры; просмотр и скачивание
фильмов, клипов, аудиофайлов, программ; обмен файлами.
Рассмотрим основные риски действия Интернет-угроз.
Классификация Интернет-угроз
Электронная безопасность
Риски, связанные с электронной безопасностью, относятся к различной
кибердеятельности, которая включает в себя: разглашение персональной
информации, выход в сеть с домашнего компьютера с низким уровнем защиты
(риск подвергнуться вирусной атаке), онлайн-мошенничество и спам.
Вредоносные программы
Вредоносные программы - это программы, негативно воздействующие на
работу компьютера. К ним относятся вирусы, программы-шпионы, нежелательное
рекламное программное обеспечение и различные формы вредоносных кодов.
Спам
Спам - это нежелательные электронные письма, содержащие рекламные
материалы. Спам дорого обходится для получателя, так как пользователь тратит на
получение большего количества писем свое время и оплаченный интернет-трафик.
Также нежелательная почта может содержать, в виде самозапускающихся вложений,
вредоносные программы.
Кибермошенничество
Кибермошенничество - это один из видов киберпреступлений, целью которого
является обман пользователей. Хищение конфиденциальных данных может привести к
тому, что хакер незаконно получает доступ и каким-либо образом использует
личную информацию пользователя, с целью получить материальную прибыль. Есть
несколько видов кибермошенничества: нигерийские письма, фишинг,
вишинг и фарминг.
Коммуникационные риски
Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями
интернет-пользователей и включают в себя контакты педофилов с детьми и
киберпреследования.
Контентные риски
Контентные риски связаны с потреблением информации, которая публикуется в
интернете и включает в себя незаконный и непредназначенный для детей
(неподобающий) контент.
Неподобающий контент
В зависимости от культуры, законодательства, менталитета и узаконенного
возраста согласия в стране определяется группа материалов, считающихся
неподобающими. Неподобающий контент включает в себя материалы, содержащие:
насилие, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую
расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр и
наркотических веществ.
Незаконный контакт
Незаконный контакт - это общение между взрослым и ребенком, при котором
взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной
эксплуатации ребенка.
Киберпреследования
Киберпреследование - это преследование человека сообщениями, содержащими
оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью
интернет-коммуникаций. Также, киберпреследование может принимать такие
формы, как обмен информацией, контактами или изображениями, запугивание,
подражание, хулиганство (интернет-троллинг) и социальное бойкотирование.
Бесконтрольное распространение нежелательного контента противоречит целям
образования и воспитания молодежи.
Отказываться от благ информационных технологий бессмысленно, но
бесконтрольный доступ детей к Интернету может привести к:
·
Киберзависимости
·
Заражению вредоносными программами при скачивании файлов
·
Нарушению нормального развития ребенка
·
Неправильному формированию нравственных ценностей
·
Знакомству с человеком с недобрыми намерениями
Информационная безопасность детей
Согласно российскому законодательству информационная
безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором
отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе
распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому,
духовному и нравственному развитию.
Кто в ответе за наших детей в интернете?
Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества,
поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к
этому обществу. И так по порядку:
1. Правительство. Должны быть
законы, которые смогли бы оградить детей от вредной информации в Интернете. Так
в России все школы обязали установить программы контентной фильтрации в классах
информатики.
2. Поисковики. Многие поисковые
сервисы такие как Yandex, Ramler имеют в своем арсенале большое количество
настроек, помогающих родителям оградить детей от нежелательного контента в
Интернете. А так же есть поисковые системы, предназначенные специально для
детей.
3. Семья. Конечно же ни
кто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами
родители. Ведь только родители могут полностью контролировать своих
детей.
4.Образовательные учреждения.
Защита детей от информационных угроз и рисков Интернет-ресурсов связана с
формированием медиа-грамотности. В образовательных учреждениях данная задача
может решаться педагогами с использованием различных форм медиа-образования.
Медиа-грамотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми
и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие
критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков,
содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного
и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий
и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной
мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет.
Медиа-образование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия
средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и
подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых
условий эффективного развития гражданского общества.
Защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и безопасности,
прежде всего, семья и школа. Это задача не только семейного, но и школьного
воспитания. Проведение уроков медиа-безопасности планируется в образовательных
учреждениях на постоянной основе, начиная с первого класса, в рамках школьной
программы (в том числе уроков ОБЖ).
Цель проведения уроков медиа-безопасности – обеспечение информационной
безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им
навыков ответственного и безопасного поведения в современной
информационно-телекоммуникационной среде.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится
информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни
и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства,
психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и
спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе,
принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или
попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости
либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или
животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным
законом;
4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и
(или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера.
На сайте «Дети онлайн» родители и педагоги могут найти рекомендации,
которые помогут вам обеспечить медиабезопасность детей в сетях Интернет и
мобильной (сотовой) связи.
Также значимой
является совместная работа с родителями по формированию у них базовых знаний,
связанных с правилами безопасного пользования Интернет-ресурсами.
Материалы для подготовки и проведения родительских собраний
по проблемам информационной безопасности детей
Выделим ключевые
рекомендации, которые могут помочь родителям в решении проблемы безопасного
пользования Интернет-ресурсами.
Как защитить ребенка от нежелательного контента в Интернете
·
Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о
появлении нежелательной информации подобного рода;
·
Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в
Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
·
Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв
один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами.
Как научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в
Интернете
Общение в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие
как незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и
др.
Даже если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые
намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят
обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес,
телефон, пароли к персональным страницам в Интернете и др. В других случаях они
могут оказаться преступниками в поисках жертвы.
Специалисты используют специальный термин «груминг», обозначающий
установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный
контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной
сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник
входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о
встрече.
Предупреждение груминга:
·
Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь
регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они
лично знают всех, с кем они общаются;
·
Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного
характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а
также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;
·
Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует
провести разъяснительную беседу;
·
Не позволяйте Вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего
разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает
встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка
на эту встречу;
·
Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.
Как избежать кибербуллинга
Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию,
запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
Предупреждение кибербуллинга:
·
Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с
другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать
грубости также неприятно, как и слышать;
·
Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других
пользователей;
·
Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства,
распространения сплетен или угроз;
·
Старайтесь следить за тем, что Ваш ребенок делает в Интернете, а также
следите за его настроением после пользования Сетью.
Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут
вовремя заметить грозящую ребенку опасность и, тем более, не всегда знают, как
ее предотвратить.
Родителям следует обратить внимание на ряд признаков в поведении ребенка,
которые могут свидетельствовать о том, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:
·
Беспокойное поведение
Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и
обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу –
самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.
·
Неприязнь к Интернету
Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это
делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно
надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное
нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
·
Нервозность при получении новых сообщений
Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна
насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые
расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.
Как научить ребенка быть осторожным в Сети и не стать жертвой
интернет-мошенников
Кибермошенничество — один из видов киберпреступления, целью
которого является обман пользователей: незаконное получение доступа либо
хищение личной информации (номера банковских счетов, паспортные данные, коды,
пароли и др.), с целью причинить материальный или иной ущерб
Предупреждение кибермошенничества:
·
Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и
научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или
иными услугами в Интернете;
·
Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный
брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для
выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из
которых является кража конфиденциальных данных.
Безопасное совершение покупок в Интернет-магазинах
·
Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его
надежности;
·
Необходимо вместе с ребенком познакомиться с отзывами покупателей;
·
Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина;
·
Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или
по дате регистрации домена (сервис WhoIs)
·
Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек
·
Сравните цены в разных интернет-магазинах
·
Позвоните в справочную магазина
·
Обратите внимание на правила интернет-магазина
·
Выясните, сколько точно вам придется заплатить
Как распознать интернет-и игровую зависимость
Сегодня в России все более актуальны проблемы так называемой
«интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, виртуальнаяаддикция) и
зависимости от компьютерных игр («геймерство»). Первыми с ними столкнулись
врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности
Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется
патологическое влечение к пребыванию онлайн.
Согласно исследованиям Кимберли Янг, предвестниками интернет-зависимости
являются:
·
навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
·
предвкушение следующего сеанса онлайн;
·
увеличение времени, проводимого онлайн;
·
увеличение количества денег, расходуемых онлайн.
Если Вы считаете, что Ваши близкие, в том числе дети, страдают от
чрезмерной увлеченности компьютером, это наносит вред их здоровью, учебе,
отношениям в обществе, приводит к сильным конфликтам в семье, то Вы можете
обратиться к специалистам, занимающимся этой проблемой. Они помогут построить
диалог и убедить зависимого признать существование проблемы и согласиться
получить помощь. Помощь может быть оказана как в специальных терапевтических
группах, так и стационарно, с использованием специальных медицинских процедур.
Как научить ребенка не загружать на компьютер вредоносные программы
Вредоносные программы (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские
программы, боты и др.) могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем
данным. Они также могут снижать скорость обмена данными и даже использовать Ваш
компьютер для распространения вируса, рассылать от Вашего имени спам с адреса
электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.
Предупреждение столкновения с вредоносными программами:
·
Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры и
антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и
потери данных. Такие приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить как
прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.
·
Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных
источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ,
особенно игр.
·
Объясните ребенку, как важно использовать только проверенные информационные
ресурсы и не скачивать нелицензионный контент.
·
Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры.
·
Делайте резервную копию важных данных.
·
Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не
используйте слишком простые пароли.
Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками
·
Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его
к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с
ним происходит. Ребенок должен Вам доверять и знать, что Вы хотите разобраться
в ситуации и помочь ему, а не наказать;
·
Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять
насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на
ребенка;
·
Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его
профиль в социальной сети), или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги
в результате интернет-мошенничества и пр.) — постарайтесь его успокоить и
вместе с ним разберитесь в ситуации — что привело к данному результату, какие
неверные действия совершил сам ребенок, а где Вы не рассказали ему о правилах
безопасности вИнтернете;
·
Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то
необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю взаимоотношений
ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной
жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке
(реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т.п.), жестко настаивайте
на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все
новые контакты ребенка за последнее время;
·
Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка,
так и с помощью технических средств — зайдите на страницы сайта, где был Ваш
ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости
скопируйте и сохраните эту информацию — в дальнейшем это может Вам пригодиться
(например, для обращения в правоохранительные органы);
·
Если Вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с Вашим ребенком, или
ребенок недостаточно откровенен с Вами или вообще не готов идти на контакт, или
Вы не знаете как поступить в той или иной ситуации — обратитесь к специалисту
(телефон доверия, горячая линия и др.), где Вам дадут рекомендации о том, куда
и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и
организаций (МВД, МЧС и др.)
12.09.2022
Возрастные рекомендации
В
дополнение к общим, существуют также возрастные рекомендации, которые следует
учитывать при использовании интернета детьми.
2 – 4 года
·
Не допускайте самостоятельного времяпрепровождения в
интернете.
·
Не допускайте никаких пугающих изображений, ни
реальных, ни вымышленных.
·
Не позволяйте детям переходить по ссылкам.
·
Ограничьте время, проводимое за компьютером.
·
Прививайте базовые навыки работы с компьютером с
помощью соответствующих возрасту игр и образовательных программ.
5 – 7 лет
·
Не допускайте самостоятельного времяпрепровождения в
интернете или с телефоном.
·
Не допускайте никаких пугающих изображений, ни
реальных, ни вымышленных.
·
Не позволяйте детям переходить по ссылкам.
·
Используйте удобные для детей поисковые системы с
родительским контролем.
·
Настройте фильтры по возрасту.
·
Ограничьте время, проводимое в интернете.
·
Ограничьте детей списком любимых сайтов, который вы
составите вместе.
·
Убедитесь, что подключенные к интернету устройства
находятся в открытом доступе, где вы можете их наблюдать.
·
Заблокируйте использование средств обмена мгновенными
сообщениями, электронной почты, чатов, мобильного интернета, обмена текстовыми,
графическими и видео сообщениями, а также доступ к доскам сообщений.
·
Научите детей никогда не разглашать личную информацию
в интернете.
8 – 10 лет
·
Обсудите с детьми, что им интересно в интернете.
·
Расскажите детям об опасностях, скрывающихся в
интернете.
·
Научите детей никогда не разглашать личную информацию.
·
Избегайте пугающих образов.
·
Объясните детям, как правильно общаться с друзьями в
интернете.
·
Попросите детей рассказывать вам о случаях, когда они
сталкиваются в интернете с чем-то, что вызывает у них чувство неловкости.
·
Проводите время в интернете совместно с детьми или
ограничьте им доступ только набором одобренных сайтов.
·
Размещайте подключенные к интернету устройства в
открытой общей зоне.
·
Установите родительский контроль, соответствующий
возрасту ребенка.
·
Используйте инструменты фильтрации и мониторинга.
·
Используйте удобные для детей поисковые системы.
·
Запретите использование средств обмена мгновенными
сообщениями, чатов и сайтов социальных сетей, предназначенных для более
взрослой аудитории.
·
Попросите ребенка использовать тот же адрес
электронной почты, который используете вы сами, или специальный адрес, к
которому у вас есть доступ.
·
Просите детей открыто рассказывать о своих действиях в
интернете.
11 – 13 лет
·
Не размещайте устройства, подключенные к интернету, в
детских комнатах.
·
Установите родительский контроль, соответствующий
возрасту ребенка.
·
Используйте инструменты фильтрации и мониторинга.
·
Контролируйте все устройства с доступом в интернет:
сотовые телефоны, игровые устройства, iPod и КПК.
·
Просите детей рассказывать об их действиях в сети и
людях, с которыми они общаются.
·
Запретите детям разглашать личную информацию без
вашего разрешения.
·
Объясните детям, что не следует организовывать личные
встречи с людьми, с которыми они познакомились в Интернете.
·
Требуйте у детей доступ к их электронной почте и
чатам.
·
Ограничьте общение посредством мгновенных сообщений
списком друзей, который вы одобряете.
·
Заблокируйте доступ к чатам.
·
Научите детей общаться с незнакомцами в интернете.
·
Расскажите детям о неэтичном поведении в интернете, в
том числе о буллинге (травле), распространении сплетен, угрозах, ненормативной
лексике и прочих неприятностях.
·
Проверяйте историю браузера, чтобы отслеживать
поведение детей в интернете.
·
Соблюдайте минимальный возраст для регистрации в
социальных сетях (например, 13 лет для Myspace и Facebook).
·
Поощряйте посещение детьми соответствующих возрасту
сайтов, таких как TweenLand, ClubPenguin и прочих.
·
Не позволяйте детям публиковать фотографии или видео
без вашего разрешения.
14 – 18 лет
·
Составьте список правил использования интернета для
вашего дома.
·
Установите родительский контроль, соответствующий
возрасту ребенка.
·
Используйте инструменты фильтрации и мониторинга.
·
Ознакомьтесь с приложениями
для обмена сообщениями, которые используют
ваш ребенок.
·
Контролируйте устройства с выходом в интернет, помимо
компьютеров, такие как сотовые телефоны, игровые устройства, iPod и КПК.
·
Храните устройства с доступом к интернету на виду, вне
детских комнат.
·
Обсуждайте с подростками друзей, с которыми они
познакомились в интернете, и говорите об их действиях в сети.
·
Поговорите с подростками о том, что не следует
общаться с незнакомцами посредством мгновенных сообщений, и совместно составьте
список друзей.
·
Убедите подростков спрашивать у вас одобрения, прежде
чем заводить знакомства в сети.
·
Сопровождайте подростков на встречу с людьми, с
которыми они познакомились в интернете, но еще не знают лично.
·
Научите подростков не разглашать личную информацию.
·
Расскажите подросткам о неэтичном поведении в
интернете, в том числе о буллинге (травле), распространении сплетен, угрозах,
ненормативной лексике и прочих неприятностях.
·
Защитите
подростков от спама, объяснив им, что не следует
раскрывать свой адрес электронной почты в интернете и отвечать на нежелательную
почту.
·
Расскажите подросткам о законах об авторском праве и
ответственном поведении в интернете.
·
Отслеживайте все финансовые
операции, совершаемые подростками в интернете, в
том числе заказ, покупку или продажу товаров.
·
Просите подростков рассказывать вам о неприемлемых
материалах или нежелательных комментариях сексуального характера, которые они
получили в интернете.
·
Расскажите подросткам, на что нужно обращать внимание
или запрашивать перед загрузкой файлов из интернета.
·
Выборочно проверяйте историю браузера, чтобы узнать,
какие сайты посещал подросток.
Обеспечение
безопасности детей в интернете так же важно,
как и в реальном мире. Существует множество причин, по которым дети хотят и
должны использовать интернет: от выполнения школьных заданий до посещения
виртуальных мероприятий, внеклассного обучения и интерактивных игр с друзьями.
Интернет – это богатый ресурс и интересное место для общения, если дети и
подростки знают, как использовать его безопасно и избегать потенциальных угроз.
Безопасность
в интернете достигается постоянными разговорами с детьми о том, как и для чего
используется интернет, и знанием, как обеспечить их защиту. Понимание того,
почему дети выходят в интернет, с кем они там взаимодействуют и какие сайты
посещают, очень важно для обеспечения их безопасности. Также крайне важно информировать
их о рисках, связанных интернетом, о безопасном и вежливом общении в интернете
и о действиях в случае, если они столкнулись с чем-то неуместным.
Разговаривайте с детьми, используйте инструменты для
их защиты и следите за их действиями. Используйте Kaspersky Internet Security для
минимизации потенциальных угроз в интернете, включая вредоносные, шпионские и
троянские программы. Набор Total Security также обеспечивает защиту онлайн-платежей,
сохраняя данные в безопасности с помощью VPN. Узнайте, как продукты
"Лаборатории Касперского" могут помочь защитить вашу семью от
потенциальных угроз в интернете.
15.08.2022
27 сайтов, с которыми изучение
школьной программы станет проще и интереснее
Неважно, принимаете ли вы решение обучать ребенка
самостоятельно, выбрав семейное образование, или отдаете его в школу, лицей или
гимназию, помощники в учебе никогда не бывают лишними. Мы подобрали 27 сайтов,
с которыми изучение школьной программы станет настоящим праздником и для
ребенка, и для родителей.
·
interneturok.ru — это настоящий
кладезь, здесь есть видеоуроки, тренажеры и тесты по всем школьным предметам с
1 по 11 класс.
·
stellarium.org — потрясающе красивая
программа, имитирующая планетарий. Незаменимо для всех, кто интересуется
астрономией, учитывая, что этот предмет вскоре появится в школьной программе.
·
briefly.ru — это 2000 произведений
школьной программы в кратком изложении.
·
lingualeo.com — интерактивный сервис
для изучения английского языка. Есть бесплатный и расширенный платный доступ
(стоимость на год соотносима с 2-3 занятиями с репетитором).
·
gostei.ru — крупная онлайновая детская
библиотека, которая содержит тексты программных произведений по литературе с 1
по 11 классы.
·
gramota.ru — огромный
справочно-информационный портал по правилам и сложностям русского языка.
·
learnenglishkids.britishcouncil.org—
любопытный сервис по изучению английского языка для учеников разной степени
подготовки.
·
litra.ru — сайт с огромным количеством
биографий писателей, кратких содержаний и полных текстов литературных
произведений и сотней критических статей.
·
math-prosto.ru — программа по
математике с 1 по 11 класс, подготовка к экзаменам по предмету и готовые
домашние задания.
·
fizika.ru — учебники, задачники,
лабораторные работы и тесты по физике для учеников 7-9 классов и учителей
физики.
·
nuclphys.sinp.msu.ru — проект кафедры
общей ядерной физики физического факультета МГУ. Лекции по физике и отдельный
раздел для школьников «Популярно о науке».
·
chem.msu.su/rus/elibrary/ —
фонд публикаций по химии, содержит учебники и практикумы по предмету,
разработанные в том числе и в МГУ им. Ломоносова.
·
orgchem.ru — интерактивный мультимедиа
учебник по органической химии для школьников.
·
ebio.ru — электронный учебный курс
«Открытая биология» с разделением по направлениям «Ботаника», «Зоология»,
«Человек», «Общая биология» и «Экология».
·
zooclub.ru — мегаэнциклопедия о
животных, населяющих планету.
·
nsportal.ru — национальный проект, в
котором собраны авторские разработки и презентации педагогов по всем предметам.
·
krugosvet.ru — универсальная
научно-популярная онлайн-энциклопедия.
·
dic.academic.ru — универсальный
словарь и междисциплинарная энциклопедия.
·
bibliotekar.ru — электронная
библиотека нехудожественной литературы
·
reshi-pishi.ru — интересные квесты и
задания по математике, логике, чтению и английскому языку для детей 5-10 лет.
·
nachalka.info— сборник уроков начальной
школы с 1 по 4 классы по математике, русскому языку, окружающему миру и
обучению грамоте. Доступ платный, но стоимость на год не превышает тысячи
рублей.
·
kvantik.com— журнал, посвященный
занимательным вопросам и задачам по математике, лингвистике, физике и другим
наукам.
·
childrenscience.ru —
онлайн-курсы по математике, физике, химии, биологии, технике, архитектуре,
искусствоведению, лингвистике.
·
getaclass.ru — бесплатные обучающие
видео и уроки по физике и математике.
·
native-english.ru — удобный и простой
сервис для изучения английского языка.
·
math24.biz — сервис по математике для
учеников 5-11 классов. Подробный разбор тем и пошаговое решение задач.
·
translate.ru — онлайн-переводчик с
десятка языков, а также грамматика английского, немецкого и французского
языков.
Источник: Издательство МИФ