Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Прокоп-Салдинская средняя общеобразовательная школа» (МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ») Выписка из основной образовательной программы основного общего образования УЧЕБНЫЙ ПЛАН основного общего образования муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Прокоп-Салдинская средняя общеобразовательная школа» на 2022 - 2023 учебный год Учебный план основного общего образованияМКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ»– документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся и разработан на основе следующих нормативных документов: 1.1. Нормативная база: Учебный план МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ» (далее Школа) разработан на основе нормативно-правовых документов: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ; - Приказ МО и Н РФ от 17.12. 2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года, рег. № 19644 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - Приказ МО и Н РФ от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Приказ МО и Н РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ МО и Н РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО»; - Приказ МО и Н РФ от 28 мая 2014 г. N 598 г. «О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015»; - Приказ МО и Н РФ от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № от 17.12.2010 г. № 1897»; - Письмо МО и Н РФ от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»»; - Приказ МП от 20.05.2020 г. № 254 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - Приказ МП от 23.12.2020 г. № 766 «О внесении изменений в Приказ МП от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)» с изменениями от 12.12.2020 г. № 39; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; - Устав МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ»; - Основная образовательная программа основного общего образования; - Годовой календарный учебный график Учебный план составлен с учетом «Примерной образовательной программы основного общего образования (включена в Госреестр, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (пр. от 8 апреля 2015 г. № 1/15.), в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 г. Учебный план обсужден и принят на заседании педагогического совета школы Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной гигиеническими нормативами СанПиН 1.2.3685-21. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся I классов – не превышает 4 уроков, один раз в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры; для обучающихся II-IV классов – не более 5 уроков, один раз в неделю – 6 уроков за счет урока физической культуры; для обучающихся V-VI классов – не более 6 уроков; для обучающихся VII-XI классов – не более 7 уроков. Продолжительность урока в 5-9 классах – 40 минут. Учебный план основного общего образования состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками образовательных отношений, включающей внеурочную деятельность. Обязательные предметные области учебного плана: «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература», «Иностранный язык», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание», «Искусство», «Технология», «Физическая культура». Обязательная часть определяет обязательные предметные области и состав входящих в них учебных предметов, учебное время, отводимое на их изучение по годам (классам). Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, должна определять содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации. Согласно ФГОС ООО, в 5-9 классах содержание учебного плана составляют следующие учебные предметы. Учебный план предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Русский язык» в объеме в 5 классе 5 часов в неделю, в 6 классе – 6 часов в неделю, в 7 классе – 4 часа в неделю, в 8 и 9 классах – по 3 часа в неделю. Программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о русском литературном языке, в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях территориальных, профессиональных. Учебный предмет «Литература» является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков, без которых невозможна социализация личности, раскрытие её потенциальных возможностей. В 5-6, 9 классах предмет реализуется в объеме 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах – по 2 часа в неделю. Учебные предметы: «Родной язык (русский)» реализуется в 5 - 6 классах в объеме по 0,5 часа в неделю, в 7 классе по 1 часу в неделю; «Родная литература (русская)» в 5 - 6 классах в объеме по 0,5 часа в неделю. На основании заявлений родителей обучающихся 5-9 классов родным языком является русский язык. Учебные предметы поддерживают основной курс русского языка и литературного чтения, позволяют усовершенствовать коммуникативные навыки и культуру речи. Основная цель изучения учебного предмета «Иностранный язык» (английский язык) состоит в развитии у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, то есть «способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка». В 5-9 классах предмет реализуется в объеме 3 часа в неделю. В ОО введен второй иностранный язык (немецкий) в объеме по 1 часу в 8-9 классах. В рамках учебного предмета «История России. Всеобщая история» в 5 классе преподается учебный курс «История Древнего мира» в объеме 2 часа в неделю; в 6 классе преподается курс «История средних веков». Также в 6 классе начинается курс «История России»; в 7 и 8 классах учебные предметы «Всеобщая история» и «История Отечества» изучаются в объеме 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю. Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должен обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предмет учитывает региональные, национальные особенности. Реализуется в объеме 1 час в неделю 5 класса. Учебный предмет «Обществознание» в объеме 1 час в неделю изучается в 6-9 классах. В учебный план 5-6 классов включен учебный предмет «География» в объеме 1 час в неделю, в 7 - 9 классах – по 2 часа в неделю. Содержание этого курса дает первоначальные представления о природе Земли, основных этапах ее географического освоения. Важнейшей целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализацию личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в повседневной жизни. Учебный предмет «Физика» реализуется вводится с 7 класса в объеме 1 час в неделю 7-8 классы и 3 часа в неделю в 9 классе В 8-9 классах начинается изучение учебного предмета «Химия» в объеме 2 часа в неделю в течение каждого года обучения. Учебный предмет «Математика» реализуется в 5–9-х классах основной школы. На изучение предмета в 5-9 классах основной школы отводит по 5 часов в неделю в течение каждого года обучения. Учебный предмет «Информатика» в учебный план вводится с 7 класса из расчета 1 час в неделю. В 8-9 классах продолжается его изучение в объеме 1 час в неделю. В 5-7 классах начинается изучение учебного предмета «Биология» в объеме 1 час в неделю, в 8 - 9 классах – по 2 часа в неделю. Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер и включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Реализуется в объеме 1 час в неделю в 5-7 классах. Учебный предмет «Музыка» подразумевает развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовно-нравственной культуры – важнейшей составляющей гармонично-развитой личности. Реализуется в объеме 1 час в неделю в 5-8 классах. Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Технология» в 5-8 классах, составляет по 2 часа в неделю. Учебный предмет «Физическая культура» реализуется из расчета 3 часа в неделю. Третий час учебного предмета используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания (Приказ Минобразования науки РФ от 30 августа 2010 г., № 889). При 5- дневной учебной неделе количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час будет реализован за счет внеурочной деятельности. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» включается в учебный план в 8 - 9 классах – по 1 часу в неделю, с 5-7 класса – по 1 часу в неделю реализуется за счет части, формируемой участниками образовательных отношений. Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должен обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предмет учитывает региональные, национальные особенности. Реализуется в объеме 1 час в неделю 5 класса. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня, организуется по всем направлениям развития личности (спортивнооздоровительное, духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как экскурсии, кружки, секции, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования, исследования, общественно-полезные практики, группа продленного дня. Внеурочная деятельность позволяет удовлетворить детям свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умения осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программ; является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая их. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как кружки и секции, ВПК. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не включается в расчёт допустимой (максимальной) обязательной нагрузки учащихся. Внеурочная деятельность осуществляется непосредственно в образовательном учреждении. Основное преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации заключается в создании условий для полноценного пребывания ребенка в образовательной организации в течение дня, содержательном единстве учебной, воспитательной и развивающей деятельности в рамках основной образовательной программы образовательной организации. При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации предполагается, что в этой работе принимают участие все педагогические работники данной организации (учителяпредметники, преподаватель-организатор ОБЖ). Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором. План внеурочной деятельности формируется образовательным учреждением и направлен, как и рабочие программы курсов внеурочной деятельности, на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Учебный план основного общего образования (5-ти дневная учебная неделя) ФГОС -2 Предметные области Учебные предметы 1. Обязательная часть Русский язык и Русский язык литература Литература Родной язык и Родной язык родная (русский) литература Родная литература (русская) Иностранные Иностранный язык языки (английский) Второй иностранный язык (немецкий) Математика и Математика информатика Алгебра Общественнонаучные предметы VIII IX 6/204 4/140 3/102 3/102 21/714 3/102 3/102 2/68 2/68 3/102 13/442 0,5/17 0,5/17 0,5/17 1,5/51 0,5/17 0,5/17 0,5/17 1.5/51 3/102 3/102 3/102 VI 5/170 5/170 Всего 3/102 3/102 15/510 1/34 1/34 2/68 5/170 10/340 3/102 3/102 3/34 9/306 Геометрия 2/68 2/68 2/68 6/204 Информатика 1/34 1/34 1/34 3/102 2/68 2/68 2/68 2/68 10/340 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 1/34 2/68 2/68 2/68 8/272 История России. Всеобщая история 2/68 Обществознание География Основы духовнонравственной культуры народов России Естественнонаучные предметы Искусство Классы VII V Основы духовнонравственной культуры народов России 1/34 1/34 1/34 Физика 2/68 2/68 2/68 7/204 Химия 2/68 2/68 4/134 Биология 1/34 1/34 1/34 2/68 2/68 7/238 Музыка 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 Изобразительное 1/34 1/34 1/34 3/102 искусство Технология Технология 2/68 2/68 2/68 1/34 1/34 8/272 Физическая Основы культура и основы безопасности 1/34 1/34 2/68 безопасности жизнедеятельности жизнедеятельности Физическая 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 10/340 культура Итого 28/952 29/986 30/1020 31/1054 31/1054 152/5066 2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса Практикум по математике Практикум по русскому языку Основы безопасности жизнедеятельности Вероятность и статистика Проектная деятельность Итого: часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка при 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 2/68 1/34 3/102 1/34 1/34 1/34 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 10/340 29/986 30/1020 32/1088 33/1122 33/1089 157/5305 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН) Разговор о важном Волонтерство Программируем на Scratch Творческая мастерская Выжигание по дереву Занимательная грамматика Готовимся к сдаче ГТО Мастерская «Поделкино» Мастерская «Акварелька» Итого на реализацию курсов внеурочной деятельности Внеурочная деятельность 1 1 1 1 1 0,5 0,5 1 1 1 1 7 1 0,5 0,5 1 1 1 1 7 1 1 3 3 1 0,5 0,5 1 1 1 1 8 5 1 1 1,5 1,5 1 1 4 4 5 3 3 1 3 29 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация проводится в апреле-мае без прекращения образовательной деятельности согласно Положению о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ» Промежуточная аттестация обучающихся 9 класса проводится также в форме итогового собеседования как условие допуска к государственной итоговой аттестации.