Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Прокоп-Салдинская средняя общеобразовательная школа» (МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ») Выписка из основной образовательной программы начального общего образования Учебный план ООП НОО на 2022-2023 учебный год Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «ПрокопСалдинская средняя общеобразовательная школа» (далее Школа) на 2022/2023 учебный год – сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом образовательной программы, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами. 1.1. Нормативная база: В целях организации работы МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ» при разработке учебных планов на 2021/2022 учебный год были использованы следующие нормативные документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для V-XI (XII) классов); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (далее – ФГОС начального общего образования); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115; Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254; Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699; Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312» (вступил в силу с 01.09.2012); Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.06.2015 №НТ-670/08 «Методические рекомендации по организации самоподготовки обучающихся при осуществлении образовательной деятельности»; Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990); Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020№ 28 (далее - СП 2.4.3648-20); санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 (далее - СанПиН 1.2.368521); Устав МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ». Учебный план является частью образовательной программы Школы, разработанной в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. В учебном плане полностью реализуется Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства РФ и гарантирует овладение выпускниками необходимым объемом знаний, универсальными учебными действиями, соответствующим уровнем личностных и общекультурных компетентностей, социально-личностными умениями и навыками, предусмотренными ФГОС. Учебный план Школы формируется в соответствии с действующими нормативами и потребностями обучающихся и их родителей (законных представителей). Распределена годовая нагрузку в течение учебного года, использован модульный подход, учтены принципы дифференциации и вариативности. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется Школой через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет Школа. Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС начального общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы. Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, использовано: - на проведение дополнительных учебных занятий попредметной области «Русский язык и литературное чтение» на курс «Читаем вместе» 1, 3 классы по 1 часу в неделю и на «Физическую культуру» в 1-4 классах по 1 часу. ФГОС НОО устанавливает обязательные учебные предметы и обязательные предметные области, в числе которых: - предметная область «Русский язык и литературное чтение» включает учебные предметы: «Русский язык», «Литературное чтение»; - предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» включает учебные предметы «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке». - предметная область «Иностранный язык» включает учебный предмет «Иностранный язык (Английский язык)»; - предметная область «Искусство» включает учебные предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство», которые ведутся отдельно по 1 часу в неделю; - предметная область «Технология» включает учебный предмет «Технология». Здоровьесберегающий (здоровьесозидающий) подход к реализации образовательной программы начального общего образования осуществляется через модуль «Основы безопасности жизнедеятельности», реализуемый через различные предметы – «Окружающий мир», «Технология», «Физическая культура». В учебный план IV класса включён учебный предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» (далее – ОРКСЭ) - 1 час в неделю (всего 34 часа). Целью учебного предмета ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными задачами комплексного курса являются: – знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); – развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества; – обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на уровне основного общего образования; – развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований. Выбор модуля в рамках учебного предмета ОРКСЭ осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся и фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На основании произведённого выбора формируются учебные группы вне зависимости от количества обучающихся в каждой группе. При проведении уроков по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» по выбору родителей (законных представителей) обучающимися изучается модуль: «Основы православной культуры» Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Обучение проводится с балльным оцениванием знаний обучающихся и домашними заданиями, начиная со II класса. Промежуточное оценивание результатов обучения осуществляется по четвертям и в конце года. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, которая осуществляется в формах отличных от классноурочной и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Занятия проводятся в форме экскурсий, походов, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований, общественно полезных практик, реализации образовательных проектов, посещений театров, музеев и т.д. Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении НОО (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Недельный объем внеурочной деятельности должен составлять не более 10 часов. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения, а также их суммирование в течение учебного года. 1. Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация проводится в апреле-мае без прекращения образовательной деятельности согласно Положению о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ» 2.1. Годовой и недельный учебный план для II-IV классов (5-ти дневная учебная неделя) Классы Предметные области Русский язык и литературное чтение Учебные предметы 1 2 3 4 (33 уч нед) (34 уч нед) (34 уч нед) (34 уч нед) Обязательная часть Всего Русский язык 4/132 4/136 4/136 4/136 16/540 Литературное чтение 4/132 4/136 4/136 3/102 15/506 — 0,5/17 0,5/17 0,5/17 1/34 — 0,5/17 0,5/17 0,5/17 1/34 — 2/68 2/68 2/68 6/204 Родной язык (русский) Родной язык и литературное чтение на Литературное чтение на родном языке родном языке (русском) Иностранный язык Иностранный язык (английский) Математика и информатика Математика 4/132 4/136 4/136 4/136 16/540 Обществознание и естествознание Окружающий мир 2/66 2/68 2/68 2/68 8/270 — — — 1/34 1/34 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 Основы религиозных Основы религиозных культур и светской этики культур и светской этики Искусство Музыка Технология Изобразительное искусство Технология Физическая культура Физическая культура Итого 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 2/66 2/68 2/68 2/68 8/270 22/748 84/2871 — 2/67 19/627 22/748 22/748 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математическая грамотность 1/33 — 1/34 Читательская грамотность 0,5 0,5 Математика с увлечением Итого: часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПин) Внеурочная деятельность 0,5 0,5 Разговоры о важном 2/66 1/34 1/34 1/34 6/202 21/693 23/782 23/782 23/782 90/3039 1 1 1 3 Читаем вместе 0,5 0,5 Очумелые ручки 0,5 0,5 Легкая атлетика 1 Клуб почемучек Здоровейка Всего Внеурочная деятельность (объединения, секции, проектная деятельность и др.) 1 3 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 3 9 3 1 3 до 10 часов в каждом классе