Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Прокоп-Салдинская средняя общеобразовательная школа» (МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ») Выписка из основной образовательной программы начального общего образования Учебный план ООП НОО на 2022-2023 учебный год Учебный план основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ» (далее – учебный план) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет учебных предметов, курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ». Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре–декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут. Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня: для 1-х классов – не более четырех уроков; 2–4-х классов – не более пяти уроков. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ» выделено: в 1-х классах – 21 час в неделю; 2–4-х классах – 23 часа в неделю. Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: 1. «Русский язык и литературное чтение»; 2. «Родной язык и литературное чтение на родном языке» 3. «Иностранный язык» 4. «Математика и информатика»; 5. «Обществознание и естествознание («Окружающий мир»)»; 6. «Основы религиозных культур и светской этики»; 7. «Искусство»; 8. «Технология»; 9. «Физическая культура». В рамках предметной области Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: Предметная область «Русский язык и литературное чтение» реализуется предметами «Русский язык» (5 ч в неделю), «Литературное чтение» (4 ч в неделю в 1 классе). Основные задачи реализации содержания этой области: первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка; сформированность положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»реализуется предметами Родной (русский) язык и бурятский язык (государственный). Цель родного языка — формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. понимание места и роли литературы на русском языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей. Предмет знакомит обучающихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. «Родной язык и литературное чтение на родном языке» осуществляется изучение учебных предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке» на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Предметная область «Иностранный язык» реализуется предметом «Иностранный язык» (английский) (изучается со 2 класса по 2 часа в неделю). Основные задачи реализации содержания: формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических Предметная область «Математика и информатика». Реализуется предметом «Математика» – Изучение математики (4 часов в неделю) направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического и алгоритмического мышления, воображения, математической речи, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Предметная область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» реализуется предметом «Окружающий мир» (2 часа в неделю). Основные задачи реализации содержания этой области: формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» (изучается в 4 классе) по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних реализуется учебными модулями: учебный модуль: «Основы православной культуры»; учебный модуль: «Основы иудейской культуры»; учебный модуль: «Основы буддийской культуры»; учебный модуль: «Основы исламской культуры»; учебный модуль: «Основы религиозных культур народов России»; учебный модуль: «Основы светской этики». Основные задачи реализаций содержания этой области: воспитание способности к духовному развитию, нравственном самосовершенствованию; формирование первоначальных представлении о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Предметная область «Искусство» реализуется предметами «Музыка», «Изобразительное искусство» (по 1 часу в неделю). Основные задачи реализации содержания этой области: развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к о кружающему миру. Предметная область «Технология» реализуется предметом «Технология» (1 час в неделю). Основные задачи реализации содержания этой области согласно новой концепции преподавания технологии: практическое знакомство с материальными технологиями прошлых эпох, с художественными промыслами народов России, в том числе в интеграции с изобразительным искусством, технологиями быта; применение ИКТ при изучении всех учебных предметов, включая набор текста, поиск информации в сети Интернет, компьютерный дизайн, анимацию, видеосъемку, измерение и анализ массивов данных; освоение в рамках предметной области «Математика и информатика» основ программирования для виртуальных сред и моделей; проектирование и изготовление самодельных приборов и устройств для проведения учебных исследований, сбора и анализа данных, в том числе компьютерного, при изучении учебного предмета «Окружающий мир». Предметная область «Физическая культура» реализуется предметом «Физическая культура» (2 часа в неделю). Основные задачи реализации содержания этой области: укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению; формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры; формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется: Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ». Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования определены в плане внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ». Формы промежуточной аттестации Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации» МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ». УЧЕБНЫЙ ПЛАН Предметные области Учебные предметы, курсы Количество часов в неделю по классам I II III IV Всего ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Русский язык и литературное чтение Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 4 4 4 3 15 Родной язык и литературное чтение на родном языке Родной язык – – – – – Литературное чтение на родном языке – – – – – Иностранный язык Иностранный язык (английский) – 2 2 2 6 Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16 Обществознание и естествознание («Окружающий мир») Окружающий мир 2 2 2 2 8 Основы религиозных культур Основы религиозных культур и – и светской этики светской этики – – 1 1 Искусство Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Музыка 1 1 1 1 4 Технология Технология 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8 20 22 22 22 86 Итого ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Математическая грамотность – 1 Читательская грамотность 1 1 2 1 Математика с увлечением 1 Всего в неделю 21 23 23 23 90 Учебные недели 33 34 34 34 135 Всего часов 660 816 816 816 3108 Максимальная допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе) 21 23 23 23 90 Курсы внеурочной деятельности Разговоры о важном 1 Читаем вместе 0.5 0,5 Очумелые ручки 0.5 0,5 Легкая атлетика 1 1 Итого на реализацию курсов внеурочной деятельности 3 3 1 1