Утверждено приказом
№133/8 от 15.10.2025 г.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Прокоп- Салдинская средняя общеобразовательная школа»
Должностная инструкция учителя
(с внесенными изменениями в соответствии с приказом
Минпросвещения России №779 от 06.11.2024
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с
положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства труда и
социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального
стандарта
«Педагог
(педагогическая
деятельность
в
сфередошкольного,начальногообщего,основногообщего,среднегообщегообразования)
(воспитатель, учитель)» и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые
правоотношения.
1. Общие положения.
1.1.
Учитель относится к категории педагогических работников и непосредственно
подчиняется директору образовательной организации.
1.2.
Учитель назначается на должность и освобождается от нее приказом директора
образовательной организации.
1.3.
Требования к квалификации: высшее образование или среднее
профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки
высшегообразованияиспециальностейсреднегопрофессиональногообразования
«Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо
высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации
без предъявления требований к опыту практической работы.
1.4.
На должность учителя в соответствии с требованиями статьи 331 TK РФ
назначается лицо:
не лишенное права заниматься педагогической деятельностью всоответствии с
вступившим взаконнуюсилуприговоромсуда;
не имеющее или не имевшее судимости, не подвергавшееся уголовному преследованию (за
исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по
реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и
достоинства личности(за исключением незаконной госпитализации в медицинскую
организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях и клеветы),
половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних,
здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности
государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности.
Лица, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений
средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за
исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую
психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних,
здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и
безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной
безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в
совершении этих
преступлений прекращено по не реабилитирующим основаниям, могут быть
допущены к педагогической деятельности при наличии и решения комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительные органом
государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической
деятельности;
- не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и
особотяжкие преступления;
- непризнанноенедееспособнымвустановленномфедеральнымзакономпорядке;
- не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемыхфедеральным
органомисполнительнойвласти,осуществляющимфункцииповыработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области
здравоохранения.
1.5. Учитель должен знать:
- преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных
образовательныхстандартовиосновнойобщеобразовательнойпрограммы,егоисториии
меставмировой культуре инауке;
- историю,теорию,закономерностиипринципыпостроениеифункционирования
образовательныхсистем,рольиместообразованиявжизни личности иобщества;
- основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития,
социализациюличности,индикаторыиндивидуальныхособенностейтраекторийжизни,
ихвозможные девиации, атакжеосновыихпсиходиагностики;
- основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей
поведения всоциальных сетях;
- пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов
обучения;
- основыметодики преподавания, основные принципы деятельностного подхода,
виды и приемы современных педагогических технологий;
- рабочуюпрограммуиметодикуобученияподанномупредмету;
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих
образовательнуюдеятельность в Российской Федерации, нормативных документов по
вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных
образовательныхстандартовначальногообщего,основногообщего,среднегообщего
образования,законодательстваоправахребенка,трудовогозаконодательства;
- нормативныедокументыповопросамобученияивоспитаниядетейимолодежи;
- Конвенцию оправахребенка;
- трудовоезаконодательство;
- основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и
федеральныегосударственные образовательныестандарты общего образования;
- научноепредставлениеорезультатахобразования,
путяхихдостиженияиспособах
оценки;
- основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного
подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
- нормативные правовые, руководящие иинструктивные документы, регулирующие
организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной
организации(экскурсий,походовиэкспедиций);
- педагогическиезакономерностиорганизацииобразовательногопроцесса;
-
законы
развития
личности
и
проявления
личностных
свойств
,
психологическиезаконыпериодизациии кризисовразвития;
- теориюитехнологииучетавозрастныхособенностей,обучающихся;
- закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социальнопсихологические особенности и закономерности развития детских и подростковых
сообществ;
- основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно
работатьсродительскойобщественностью;
- основыпсиходиагностикииосновныепризнакиотклонениявразвитиидетей;
- социально-психологические особенности и закономерности развития детсковзрослых сообществ.
1.6. Учителю запрещается:
- оказывать платные образовательныеуслуги обучающимся вданнойорганизации,
еслиэтоприводиткконфликтуинтересовучителя;
- использовать образовательную деятельность для политической агитации,
принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений
либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной
розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо
неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной
или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством
сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национально-,
религиозных и культурные традициях народов, также для побуждения обучающихся к
действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
2. Должностные обязанности
На учителя возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществление своей деятельности на высоком профессиональном уровне на
основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, обеспечение в полном объеме реализации рабочей программы учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей),рабочей программы воспитания.
2.1-1. Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной
общеобразовательной программы.
2.1-2. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с
требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего, среднего общего образования.
2.2. Формирование в процессе осуществления педагогической деятельности у
обучающихся чувства патриотизма, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации.
2.3. Участие в разработке и реализации программы развития образовательной
организации в целях создания без опасной и комфортной образовательной среды.
2.4. Планирование и проведение учебных занятий.
2.5. Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к
обучению.
2.6. Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих
итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
2.7. Формированиеуниверсальныхучебныхдействий.
2.8. Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными
технологиями(далее-ИКТ).
2.9. Формирование мотивации к обучению.
2.10. Объективная оценка знаний обучающихся наоснове тестирования и других
методов контроля соответствии с реальными учебными возможностями детей.
2.11. Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной
образовательной среды.
2.12. Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов
воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности с
применением сценариев, разработанных в рамках реализации календарного плана.
2.13. Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся,
независимо от их способностей и характера.
2.14. Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в
соответствии с уставом образовательной организации правилами внутреннего распорядка
образовательной организации.
2.15. Проектирование и реализация воспитательных программ.
2.16. Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности
ребенка(учебной,игровой,трудовой,спортивной,художественнойит.д.).
2.17. Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную
сферу ребенка(культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
2.18. Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов
самоуправления.
2.19. Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной
организации.
2.20. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности,
инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к
труду и трудолюбия, ответственного отношения к профессиональной, добровольческой
(волонтерской) деятельности, формирование у обучающихся культуры здорового и
безопасного образа жизни.
2.21. Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование у
обучающихся общероссийской гражданской идентичности и неприятие идеологии
терроризма;
2.22. Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных
представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
2.23. Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем
обучающихся, связанных сособенностямиихразвития.
2.24. Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и
комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм
насилия в школе.
2.25. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей
уровня и динамики развития ребенка.
2.26. Освоение иприменение психолого-педагогическихтехнологий (втом числе
инклюзивных), необходимых для адресной профилактическойработы с различными
контингентами
учащихся:одаренные
дети,социальноуязвимыедети,дети,попавшиев
трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми
образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и
гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с
девиациями поведения, дети, возвращенные из зон боевых действий, дети с зависимостью.
2.27. Оказание адресной помощи обучающимся.
2.28. Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медикопедагогического консилиума.
2.29. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с
родителями(законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих
проводить коррекционно- развивающую работу.
2.30. Формирование и реализация программ развития универсальных учебных
действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире
виртуальной реальности и социальных сетях, формирование позитивных образцов
поликультурного общения.
2.31. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.
2.32. Подготовка исчерпывающего перечня документации при реализации
основных общеобразовательных программ:
- Рабочей программы учебного предмета, учебного курса(в том числе урочной
деятельности),учебного модуля;
- Журнала учета успеваемости;
- журнала внеурочной деятельности (для педагогических работников,
осуществляющих внеурочную деятельность).
3. Права.
Учитель имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные
гарантии, в том числе:
- На сокращенную продолжительность рабочего времени;
- На дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической
деятельности не реже чем один раз в три года;
- На ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность
которогоопределяется ПравительствомРоссийскойФедерации;
- На длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет
непрерывной педагогической работы;
- на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
- на предоставление вне очереди жилого помещения по
договору социального
найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
- на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
- на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и
профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного
случая на производстве либо получения профессионального заболевания.
3.2. Требовать от руководства образовательной организации оказания
содействия в
исполнении своих профессиональных обязанностей и
осуществлении прав.
3.3. Требовать отруководства создания условий длявыполнения профессиональных
обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря,
рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.4. Знакомиться с проектами решений руководства образовательной организации,
касающимися его деятельности.
3.5. Повышать свою профессиональную квалификацию.
4. Ответственность.
Учитель несет ответственность:
4.1. За неисполнение, не надлежащее исполнение обязанностей,
предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных
трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения
-в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским
законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю –в пределах, определенных
действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
С инструкцией ознакомлены:
Подпись - расшифровка
7