Программа коррекционно – развивающих занятий
по курсу
«Развитие психомоторики и сенсорных
процессов»
2025-2026 учебный год
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Содержание:
Пояснительная записка
Содержание программы.
Методическое обеспечение
Календарно-тематическое планирование.
Тематическое планирование.
Литература.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативноправовых документов:
1. Закон «Об образовании» Российской федерации.
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Закон о защите прав ребенка.
Система образования детей с нарушениями в развитии
предусматривает проведение индивидуальных и групповых коррекционных
занятий общеразвивающей и предметной направленности.
Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а
также способов их решения является принцип единства диагностики и
коррекции развития.
Основное содержание программы.
Основные направления коррекционной работы:
• совершенствование движений сенсорного развития;
• коррекция отдельных сторон психической деятельности;
• развитие различных видов мышления;
• коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
• развитее речи и овладение техникой чтения;
• расширение представлений об окружающем мире и обогащение
словаря;
• коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
• развитие мотивов межличностных отношений.
Современные требования общества к развитию личности детей, с
нарушением интеллекта, диктуют необходимость более полно реализовывать
идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе,
степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуальнотипологические особенности. А значит, речь идёт о необходимости оказания
комплексной дифференцированной помощи детям, направлённой на
преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и
навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной
адаптации и интеграции их в общество.
Цель программы курса коррекционных занятий «Развитие
психомоторики и сенсорных процессов» имеет своей: на основе создания
оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности
сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное
полифункциональное представление об окружающей действительности,
способствующее оптимизации психического развития ребёнка и более
эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из
которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на
основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять
существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи,
нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи,
воображение.
Задачи:
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств
адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности
в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности школьников
путём систематического и целенаправленного воспитания у них
полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых
свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования
соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики; совершенствование зрительнодвигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий;
- развитие мыслительных операций.
Внимание учащихся с нарушением интеллекта характеризуется
повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности
распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное
внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость,
устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в
результате специальных упражнений. Детей нужно учить выделять
существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из
эффективных
методов
развития
восприятия,
воспитания
наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных
представлений необходимо использовать наглядный материал; учить детей
смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов,
видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные
представления.
Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире
играет память. У всех школьников с нарушением интеллекта наблюдаются
недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую
очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность
запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и
словесного материала.
На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды
памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная,
слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти
целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных
ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться
группировать материал, выделять опорные слова, составлять план,
устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и
произвольную память.
В развитии мыслительной деятельности учащихся с нарушением
интеллекта обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это
выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в
неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в
низком уровне развития абстрактного мышления.
В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или
ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения
задач данными.
Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами,
проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления.
Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения
создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать.
Для учащихся с нарушением интеллекта наиболее сложными являются
задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление,
его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на
словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается
словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи,
которые бы требовали индуктивного (от еденичного к общему) и
дедуктивного (от общего к еденичному) умозаключения.
Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям,
рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая
долю ее участия в мыслительном процессе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей
интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки
находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма
также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том
числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в
проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе,
школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности
движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук,
развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное
состояние с помощью мимики и жестов
Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой
организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя,
проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными
принципами:
• Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать
познавательную деятельность и личность ребенка.
• Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения,
используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель
задает вопросы, стимулирующие мышление.
• Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и
важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой
познавательной деятельности человека.
• Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать
общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.
Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в
индивидуальной форме. На каждый класс выделено 1 час в неделю,
продолжительность занятий 15 – 25 минут. Занятия проводятся с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные
психо – физиологические особенности учащихся формируются группы,
численностью 2 – 4 человек.
Теоретической основой программы коррекционннных занятий явились
концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах
развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре
дефекта и возможности его компенсации; о применении системного подхода
к изучению аномального ребёнка, учёте зон его актуального и ближайшего
развития
при
организации
психологической
помощи;
об
индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе
реализации коррекционной психолого-педагогической программы. Задачи
гуманизации и индивузуализации процесса воспитания и обучения
умственно отсталых детей в свою очередь требуют создания необходимых
условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной
деятельности.
Кроме того, обучение детей с нарушением интеллекта, предполагает
педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой
В.В., согласно этой дифференциации все умственно отсталые учащиеся
делятся на 4 группы.
1 группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие
учебным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими,
как правило выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших
затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно
используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять
свои действия, словами, свидетельствует о сознательном усвоении
учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень
обобщения. Полученные знания и умения такие ученики, успешнее других,
применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им
нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Учащиеся 2 группы также достаточно успешно обучаются в классе. В
ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем
ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение
учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать
самостоятельные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая
самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи
учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые
условия их в основном затрудняет. Но при этом ученики снижают темп
работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с
незначительной помощью. Объяснения этих учащихся недостаточно точны,
даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
К 3 группе относятся ученики, которые с трудом осваивают
программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словесно –
логической, наглядной, предметно - практической). Успешность освоения
знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им
сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь
сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им
трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую
связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время
фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их
отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих
учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко 2 группе. Несмотря
на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют
приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении
аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание,
воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности
учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений
выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники 3
группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность.
Значительная помощь им бывает, нужна главным образом в начале
выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно,
пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников данной
группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в
изучаемом материале. После этого школьники уверенно выполняют задания
и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но
в определенной мере осознанном процессе усвоения программного
материала. Кроме того, школьникам трудно применить, казалось бы хорошо
выученный материал на других уроках.
К 4 группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным
материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для
них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества
упражнений, введения дополнительных приемов обучения, постоянном
контроле и подсказках, во время выполнения работы. Сделать выводы с
некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт для них
недоступно. Учащимся требуется четкое, неоднократное объяснение учителя,
при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки
одними учениками используется верно, другие в этих условиях допускают
ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное
указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание
принимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро
забываются. Связная речь формируется у них медленно, отличается
фрагментарностью, искажением смысла. Учащиеся не понимают смысла
арифметических действий. В их деятельности часто наблюдается
«застревание» на одних и тех же действиях. Отнесенность школьников к той
или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего
обучения школьники могут переходить в группу выше.
При организации коррекционных занятий необходимо исходить из
возможностей ребёнка: задание должно быть умеренной трудности, но
доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо
обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне
определённой затраты усилий.
В дальнейшем трудность заданий следует увеличить
пропорционально возрастающим возможностям ребёнка при подготовке и
проведении коррекционных занятий необходимо помнить об особенностях
восприятия детьми учебного материала и специфики их мотивации
деятельности.
В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью.
Необходимое условие любого общения – налаживание межличностных
контактов, умение понять, выслушать партнера, желание взаимодействовать.
Коррекционные занятия являются прекрасным средством решить эти задачи.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию
психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету,
функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по
разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью;
- проявлять интерес к познанию и самопознанию;
- устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные
операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.)
- проявлять логическое мышление;
- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и
побуждений;
- умение сотрудничать;
- уметь понимать и передавать свои чувства.
Своевременная психолого-педагогическая помощь умственно отсталым
учащимся является необходимой предпосылкой их успешного обучения и
воспитания.
Методическое обеспечение программы:
Материал для развития мелкой моторики:
- Пазлы.
- Мягкая шнуровка.
- Тематические трафареты
- Диагностический комплект для начальной школы.
Дидактические игры: «Времена года», «Что перепутал художник».
6 класс
Учащиеся должны уметь:
- проявлять интерес к познанию и самопознанию
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету,
функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по
разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- -самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью;
- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и
побуждений;
- уметь понимать и передавать свои чувства.
7 класс
Учащиеся должны уметь:
- проявлять интерес к познанию и самопознанию
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету,
функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по
разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- -самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью;
- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и
побуждений;
- уметь понимать и передавать свои чувства.
8 класс
Учащиеся должны уметь:
- проявлять интерес к познанию и самопознанию;
- снижение эмоциональных перегрузок и отвлекаемости на уроках;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по
разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- опосредовать свою деятельность речью.
- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и
побуждений;
- умение сотрудничать;
- уметь понимать и передавать свои чувства.
9 класс
Учащиеся должны уметь:
- проявлять интерес к познанию и самопознанию;
- снижение эмоциональных перегрузок и отвлекаемости на уроках;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью;
- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и
побуждений;
- уметь понимать и передавать свои чувства;
- устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные
операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.)
- проявлять логическое мышление;
- умение сотрудничать.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Развитие
психомоторики и сенсорных процессов»
6 класс (8 вид)
Разде
Темы занятий
Кол
Дата
Дат
л
-во
проведения а
час (план)
проведен
ов
ия
(фактиче
ская)
Блок 1
Входная диагностика
познавательных процессов.
1.Диагностика развит
ия восприятия:
• Оценка
зрительного
восприятия
(Методика
«Узнавание
реалистических
изображений» - А.Р.
Лурия,
«Узнавание
перечеркнутых
изображений
»,
«Узнавание
наложенных
изображений»:
фигуры
Поппельгейтора).
• Оценка
восприятия
пространства, уровня
сформированности
восприятия:
объем,
наблюдательность
(методика
«Понимание
предлогов и слов,
обозначающих
пространственное
взаимоположение
объектов»).
2.Диагностика
развития внимания:
• Диагностика
устойчивости
и
произвольности
внимания
(таблицы
Шульте,
методика
«Исправь
ошибки»,
уровень сложности 7.)
• Исследование
переключения
и
концентрации
внимания (методика
«Красно – черная
таблица»,
уровень
сложности 7)
• Исследование
избирательности,
продуктивности
и
устойчивости
внимания (методика
Мюнстерберга,
методика
«Корректурная проба
по
Е.И.
Рогову»
уровень
сложности 7).
3.Диагностика
развития памяти:
• Диагностика
слуховой
памяти
(Методика «10 слов»
по
А.Р.
Лурия;
методика
«Запоминание
двух
групп слов», уровень
сложности 7).
• Диагностика
смысловой
памяти
(Методика
«Пиктограмма»,
уровень сложности 7).
• Диагностика
зрительной
памяти
(методика
«Исследование
зрительной памяти»,
уровень сложности 7)
• Диагностика скорости
Блок 2
Коррекц
ия,
развитие
и
диагност
ика
восприят
ия
запоминания,
точности, прочности
запоминания,
организованности
памяти
(уровень
сложности 7)
4.Диагностика
развития мышления:
• Диагностика
степени сформирован
ности мыслительных
процессов (сравнение,
обобщение,
классификация,
выделение
существенного,
анализ, синтез).
• Диагностика наглядно
–
образного
мышления (Методика
«Лабиринт»)
• Исследование
скорости протекания
мыслительных
процессов.
Коррекция, развитие и
диагностика
познавательных процессов.
1.Коррекция
и
развитие восприятия цвета:
• Методика
М.Монтессори
«Назови цвет»
• Игра
«Цветные
картинки»
• Таблица
геометрических фигур
2.
Коррекция
и
развитие способности к
целостному
восприятию
формы предметов:
• Методика
«Дорисуй
предмет»
• Учимся видеть
2.Игровые
Коррекц
ия,
развитие
и
диагност
ика
внимани
я
тренинги
развития
для
наблюдательности:
• Игра
«Развиваем
наблюдательность»
• Игра
«Самые
наблюдательные»
• Игра «Взвесь в руках»
• Игра «Учись слушать
звуки»
• Игра
«Развиваем
чувство времени»
3.Упражнения
для
развития воображения:
• Найди
выпавший
осколок
• Какой
вид сверху
соответствует
предмету
• Что
перепутал
художник
4.Диагностика
развития восприятия
1.Коррекция
и
развитие концентрации и
устойчивости внимания:
• Игра
«Корректурная
проба»
• Игра «Синтез слов и
звуков»
• Таблицы Шульте
• Перепутанные линии
2.
Коррекция
и
развитие
переключения
внимания:
• Игра
«Хлопни
встань»
• Игра «Не пропусти
растение»
• Методика «Красно –
черная таблица» (1 –
18, 19 -1)
3.Коррекция
и
развитие
произвольного
Коррекц
ия,
развитие
и
диагност
ика
внимания:
• Игра
«Слушаем
тишину»
• Игра
«Нарисуй и
закрась
треугольники»
• Игра
«Запретное
движение»
• Игра «На одну букву»
• Игра «Правая, левая»
• Игра
«Повтори за
мной»
4.Коррекция
и
развитие
наблюдательности:
• Упражнение «Найди
ошибки»
• Методика
«Сравниваем
картинки»
• Игра «Чей это дом?»
5.Коррекция
и
развитие
распределения
внимания
• Игра
«Считай
и
двигайся»
• Игра
«Нос,
пол,
потолок»
• Методика «Знаковый
тест»
6. Развитие объема
внимания:
• Игра
«Что
изменилось»
• Игра «Знаем ли мы
пословицы»
7.Диагностика
развития внимания
1. Изучение законов
памяти. Упражнения для
тренировки памяти:
• Логически
не
связанный текст
• Логически связанный
памяти
текст
• Лица с именами и
фамилиями
• Пересказ текстов
2.Упражнения,
направленные на развитие
способности устанавливать
связи между элементами
материала:
• Перегруппируй слова
• Ассоциативное
мышление
• Двойная стимуляция
памяти
3.
Упражнения
направленные на развитие
слуховой памяти:
• Слова – имена
• Кто больше запомнит
• Форма предметов
• Опиши по памяти
4.
Изучение
механических
законов
запоминания
5.
Коррекция
и
развитие
механической
памяти:
• Нелогические пары
6.Упражнения
направленные на развитие
зрительной памяти:
• Чей предмет?
• Угадай,
как меня
зовут?
• Запомни порядок
7.Упражнения
для
развития
вербальной
памяти.
8.
Правила
сохранения
знаний.
Упражнения
на
запоминание.
9.Диагностика
развития памяти
Коррекц
1.
Коррекция,
ия,
развитие
наглядно
–
развитие образного мышления:
и
• Пройди лабиринт
диагност
• Дорисуй рисунок
ика
мышлени
я
2.Коррекция, развитие
наглядно
–
действенного мышления:
• Игра «Муха»
• Игра «Круглые очки»
3.Коррекция, развитие
вербально – логического
мышления:
• Составление
предложений
• Совместная история
• Сколько
в
слове
слогов
• Кто кем будет
• Установление
отношений
4.
Коррекция
и
развитие способности к
обобщению
и
абстрагированию:
• Четвертый лишний
• Назови одним словом
• Исключение лишнего
5.Коррекция
и
развитие
причинного
мышления:
• Преобразование
предметов и слов
• Установление
ситуативных связей
между предметами
• Установление
причинных
связей
между событиями
• Нахождение причины
событий
Угадывание
последствий событий
6. Упражнения на
развитие глазомера
7.Составление
сюжетного рассказа
8.
Развитие
логического мышления
• Игра «Вывод»
• Тест «Аналогия»
9.
Задачи
на
сравнение
10.
Диагностика
развития мышления
Блок 3
Заключительная
диагностика
1.
Диагностика
восприятия
2.Диагностика
внимания
3.
Диагностика
памяти
4.
Диагностика
мышления
Тематическое планирование по курсу «Развитие психомоторики и
сенсорных процессов»
7 класс (8 вид)
Раздел
Темы занятий
Кол
Дат
Дата
-во
а
проведения
час проведен (фактическа
ов
ия (план) я)
Блок 1
Входная
диагностика
познавательных процессов.
1.Диагностика развития
восприятия:
• Оценка
зрительного
восприятия (Методика
«Узнавание
реалистических
изображений» - А.Р.
Лурия,
«Узнавание
перечеркнутых
изображений
»,
«Узнавание наложенных
•
изображений»: фигуры
Поппельгейтора).
• Оценка
восприятия
пространства,
уровня
сформированности
восприятия:
объем,
наблюдательность
(методика «Понимание
предлогов
и
слов,
обозначающих
пространственное
взаимоположение
объектов»).
2.Диагностика развития
внимания:
• Диагностика
устойчивости
и
произвольности
внимания
(таблицы
Шульте,
методика
«Исправь
ошибки»,
уровень сложности 7.)
• Исследование
переключения
и
концентрации внимания
(методика «Красно –
черная
таблица»,
уровень сложности 7)
• Исследование
избирательности,
продуктивности
и
устойчивости внимания
(методика
Мюнстерберга, методика
«Корректурная проба по
Е.И. Рогову» уровень
сложности 7).
3.Диагностика развития
памяти:
• Диагностика
слуховой
памяти
(Методика «10 слов» по
А.Р. Лурия; методика
«Запоминание
двух
групп слов», уровень
сложности 7).
• Диагностика смысловой
памяти
(Методика
«Пиктограмма», уровень
сложности 7).
• Диагностика зрительной
памяти
(методика
«Исследование
зрительной
памяти»,
уровень сложности 7)
• Диагностика
скорости
запоминания, точности,
прочности запоминания,
организованности
памяти
(уровень
сложности 7)
4.Диагностика развития
мышления:
• Диагностика
степени сформированно
сти
мыслительных
процессов
(сравнение,
обобщение,
классификация,
выделение
существенного, анализ,
синтез).
• Диагностика наглядно –
образного
мышления
(Методика «Лабиринт»)
• Исследование скорости
протекания
мыслительных
процессов.
Блок 2
Коррекция, развитие и
диагностика познавательных
процессов.
Коррекци
1.Коррекция и развитие
я,
восприятия цвета:
развитие
• Методика
и
М.Монтессори «Назови
диагности
цвет»
ка
• Игра
«Цветные
восприяти
картинки»
я
Таблица геометрических
фигур
2. Коррекция и развитие
способности к целостному
восприятию формы предметов:
• Методика
«Дорисуй
предмет»
• Учимся видеть
2.Игровые тренинги для
развития наблюдательности:
• Игра
«Развиваем
наблюдательность»
• Игра
«Самые
наблюдательные»
• Игра «Взвесь в руках»
• Игра «Учись слушать
звуки»
• Игра «Развиваем чувство
времени»
3.Упражнения
для
развития воображения:
• Найди
выпавший
осколок
• Какой
вид
сверху
соответствует предмету
• Что перепутал художник
4.Диагностика развития
восприятия
Коррекци
1.Коррекция и развитие
я,
концентрации и устойчивости
развитие внимания:
и
• Игра
«Корректурная
диагности
проба»
ка
• Игра «Синтез слов и
внимания
звуков»
• Таблицы Шульте
• Перепутанные линии
2. Коррекция и развитие
переключения внимания:
• Игра «Хлопни - встань»
• Игра
«Не
пропусти
растение»
• Методика
«Красно –
черная таблица» (1 – 18,
•
19 -1)
3.Коррекция и развитие
произвольного внимания:
• Игра
«Слушаем
тишину»
• Игра «Нарисуй и закрась
треугольники»
• Игра
«Запретное
движение»
• Игра «На одну букву»
• Игра «Правая, левая»
• Игра «Повтори за мной»
4.Коррекция и развитие
наблюдательности:
• Упражнение
«Найди
ошибки»
• Методика «Сравниваем
картинки»
• Игра «Чей это дом?»
5.Коррекция и развитие
распределения внимания
• Игра
«Считай
и
двигайся»
• Игра
«Нос,
пол,
потолок»
• Методика
«Знаковый
тест»
6.
Развитие
объема
внимания:
• Игра «Что изменилось»
• Игра
«Знаем ли мы
пословицы»
7.Диагностика развития
внимания
Коррекци
1. Изучение законов
я,
памяти.
Упражнения
для
развитие тренировки памяти:
и
• Логически не связанный
диагности
текст
ка памяти
• Логически
связанный
текст
• Лица
с именами и
фамилиями
• Пересказ текстов
2.Упражнения,
направленные на развитие
способности
устанавливать
связи
между
элементами
материала:
• Перегруппируй слова
• Ассоциативное
мышление
• Двойная
стимуляция
памяти
3.
Упражнения
направленные на развитие
слуховой памяти:
• Слова – имена
• Кто больше запомнит
• Форма предметов
• Опиши по памяти
4.
Изучение
механических
законов
запоминания
5. Коррекция и развитие
механической памяти:
• Нелогические пары
6.Упражнения
направленные на развитие
зрительной памяти:
• Чей предмет?
• Угадай, как меня зовут?
• Запомни порядок
7.Упражнения
для
развития вербальной памяти.
8. Правила сохранения
знаний.
Упражнения
на
запоминание.
9.Диагностика развития
памяти
Коррекци
1. Коррекция, развитие
я,
наглядно
–
образного
развитие мышления:
и
• Пройди лабиринт
диагности
• Дорисуй рисунок
ка
мышлени
я
2.Коррекция, развитие
наглядно
–
действенного мышления:
• Игра «Муха»
• Игра «Круглые очки»
3.Коррекция, развитие
вербально
–
логического
мышления:
• Составление
предложений
• Совместная история
• Сколько в слове слогов
• Кто кем будет
• Установление
отношений
4. Коррекция и развитие
способности к обобщению и
абстрагированию:
• Четвертый лишний
• Назови одним словом
• Исключение лишнего
5.Коррекция и развитие
причинного мышления:
• Преобразование
предметов и слов
• Установление
ситуативных
связей
между предметами
• Установление
причинных
связей
между событиями
• Нахождение
причины
событий
• Угадывание последствий
событий
6.
Упражнения
на
развитие глазомера
7.Составление
сюжетного рассказа
8. Развитие логического
мышления
• Игра «Вывод»
• Тест «Аналогия»
9. Задачи на сравнение
10.
Диагностика
развития мышления
Блок 3
Заключительная
диагностика
1.
Диагностика
восприятия
2.Диагностика внимания
3. Диагностика памяти
4.
Диагностика
мышления
Тематическое планирование по курсу «Развитие психомоторики и
сенсорных процессов»
8 класс (8 вид)
Раздел
Темы занятий
КолДата
во
проведения
часо
в
Блок 1
Входная
диагностика
познавательных процессов.
1.Диагностика
развития
восприятия:
• Оценка
зрительного
восприятия
(Методика
«Узнавание
реалистических
изображений» - А.Р. Лурия,
«Узнавание
перечеркнутых
изображений », «Узнавание
наложенных
изображений»:
фигуры Поппельгейтора).
• Оценка
восприятия
пространства,
уровня
сформированности восприятия:
объем,
наблюдательность
(методика
«Понимание
предлогов
и
слов,
обозначающих
пространственное
взаимоположение объектов»).
2.Диагностика
развития
внимания:
• Диагностика
устойчивости
и произвольности внимания
(таблицы Шульте, уровень
сложности 8.)
Исследование переключения и
концентрации
внимания
(методика «Красно – черная
таблица», уровень сложности
8)
• Исследование
устойчивости
внимания (методика «Исправь
ошибки», уровень сложности 8)
• Исследование
избирательности,
продуктивности
и
устойчивости
внимания
(методика
Мюнстерберга,
методика «Корректурная проба
по Е.И. Рогову» уровень
сложности 8).
3.Диагностика
развития
памяти:
• Диагностика слуховой памяти
(Методика «10 слов» по А.Р.
Лурия;
методика
«Запоминание
двух групп
слов», уровень сложности 7).
• Диагностика смысловой памяти
(Методика
«Пиктограмма»,
уровень сложности 7).
• Диагностика
зрительной
памяти
(методика
«Исследование
зрительной
памяти», уровень сложности 7)
• Диагностика
скорости
запоминания,
точности,
прочности
запоминания,
организованности
памяти
(уровень сложности 7)
4.Диагностика
развития
мышления:
• Диагностика
степени
сформированности
мыслительных
процессов
(сравнение,
обобщение,
классификация,
выделение
существенного, анализ, синтез).
• Диагностика
наглядно
–
образного
мышления
•
Блок 2
Коррекция
, развитие и
диагностика
восприятия
Коррекция
, развитие и
диагностика
внимания
(Методика «Лабиринт»)
• Исследование
скорости
протекания
мыслительных
процессов.
Коррекция,
развитие
и
диагностика
познавательных
процессов.
1.Коррекция
и
развитие
восприятия цвета:
• Методика
М.Монтессори
«Назови цвет»
• Игра «Цветные картинки»
• Таблица геометрических фигур
2. Коррекция и развитие
способности
к
целостному
восприятию формы предметов:
• Методика «Дорисуй предмет»
• Учимся видеть
3.Игровые
тренинги
для
развития наблюдательности:
• Игра
«Развиваем
наблюдательность»
• Игра «Самые наблюдательные»
• Игра «Взвесь в руках»
• Игра «Учись слушать звуки»
• Игра
«Развиваем
чувство
времени»
4.Упражнения для развития
воображения:
• Найди выпавший осколок
• Какой
вид
сверху
соответствует предмету
• Что перепутал художник
5.Диагностика
развития
восприятия
1.Коррекция
и
развитие
концентрации
и
устойчивости
внимания:
• Игра «Корректурная проба»
• Игра «Слова - невидимки»
• Счет по 25, 30, 50
• Перепутанные линии
• Упражнение
«Раскрась, что
получилось»
,
2. Коррекция и развитие
переключения внимания:
• Игра «Хлопни - встань»
• Игра
«Не
пропусти
профессию»
• Игра
«Нарисуй и закрась
треугольники»
• Методика «Красно – черная
таблица» (1 – 18, 19 -1)
• Игра «Два дела одновременно»
• Методика Мюнстерберга
3.Коррекция
и
развитие
произвольного внимания:
• Игра «Слушаем тишину»
• Игра
«Нарисуй и закрась
треугольники»
• Игра «Запретное движение»
• Игра «Поиск предмета»
• Игра «Поем вместе»
• Игра «Повтори за мной»
4.Коррекция
и
развитие
наблюдательности:
• Упражнение «Найди ошибки» 2, 3 вариант
• Методика
«Сравниваем
картинки»
• Упражнение «Знаем ли мы
пословицы»
5.Коррекция
и
развитие
распределения внимания
• Игра
«Скажи
наоборот»
(модификация методики В.М.
Когана, Э.А. Коробковой)
• Игра «Нос, пол, потолок»
• Методика
«Два
дела
одновременно»
6. Развитие объема внимания:
• Игра «Кто внимательнее»
• Упражнение
«Колесо
обозрения»
7.Диагностика
развития
внимания
Коррекция
1. Изучение законов памяти.
развитие и Упражнения для тренировки памяти:
диагностика
памяти
Логически не связанный текст
• Логически связанный текст
• Лица с именами и фамилиями
• Пересказ текстов
2.Упражнения, направленные
на
развитие
способности
устанавливать
связи
между
элементами материала:
• Перегруппируй слова
• Ассоциативное мышление
• Двойная стимуляция памяти
3. Упражнения направленные
на развитие слуховой памяти:
• Слова – имена
• Кто больше запомнит
• Форма предметов
• Опиши по памяти
4. Изучение механических
законов запоминания
5. Коррекция и развитие
механической памяти:
• Нелогические пары
6.Упражнения направленные на
развитие зрительной памяти:
• Чей предмет?
• Угадай, как меня зовут?
• Запомни порядок
7.Упражнения для развития
вербальной памяти.
8. Правила сохранения знаний.
Упражнения на запоминание.
9.Диагностика развития памяти
Коррекция
1.
Коррекция,
развитие
, развитие и наглядно – образного мышления:
диагностика
• Пройди лабиринт
мышления
• Дорисуй рисунок
2.Коррекция,
развитие
наглядно – действенного мышления:
• Игра «Муха»
• Игра «Круглые очки»
• Анализ зрительного образа
3.Коррекция,
развитие
вербально – логического мышления:
• Составление предложений
•
Совместная история
• Сколько в слове слогов
• Кто кем будет
• Установление отношений
4. Коррекция и развитие
способности
к
обобщению
и
абстрагированию:
• Четвертый лишний
• Назови одним словом
• Исключение лишнего
5.Коррекция
и
развитие
причинного мышления:
• Преобразование предметов и
слов
• Установление
ситуативных
связей между предметами
• Установление
причинных
связей между событиями
• Нахождение причины событий
• Угадывание
последствий
событий
6. Упражнения на развитие
глазомера
7.Составление
сюжетного
рассказа
8.
Развитие
логического
мышления
• Игра «Вывод»
• Тест «Аналогия»
9. Задачи на сравнение
10.
Диагностика
развития
мышления
Блок 3
Заключительная диагностика
1. Диагностика восприятия
2.Диагностика внимания
3. Диагностика памяти
4. Диагностика мышления
Тематическое планирование по курсу «Развитие психомоторики и
сенсорных процессов»
9 класс (8 вид)
Раздел
Темы занятий
Кол
Д
-во
ата
час провед
ов
ения
•
Блок 1
Входная
диагностика
познавательных процессов.
1.Диагностика
развития
восприятия:
• Оценка
зрительного восприятия
(Методика
«Узнавание
реалистических изображений» А.Р.
Лурия,
«Узнавание
перечеркнутых изображений »,
«Узнавание
наложенных
изображений»:
фигуры
Поппельгейтора).
• Оценка восприятия пространства,
уровня
сформированности
восприятия:
объем,
наблюдательность
(методика
«Понимание предлогов и слов,
обозначающих
пространственное
взаимоположение объектов»).
2.Диагностика развития внимания:
• Диагностика
устойчивости
и
произвольности
внимания
(таблицы
Шульте,
уровень
сложности 9.)
• Исследование
переключения
и
концентрации внимания (методика
«Красно – черная таблица», уровень
сложности 9)
• Исследование
продуктивности и
устойчивости внимания (методика
«Исправь
ошибки»,
уровень
сложности 9)
• Исследование избирательности и
устойчивости внимания (методика
Мюнстерберга,
методика
«Корректурная проба по Е.И.
Рогову» уровень сложности 8).
• Определение уровня внимания и
работоспособности
(Методика
«Счет» - 1 и 2 способ)
3.Диагностика развития памяти:
• Диагностика
слуховой
памяти
(Методика «10 слов» по А.Р. Лурия;
(план)
методика «Запоминание двух групп
слов», уровень сложности 9).
• Диагностика
смысловой памяти
(Методика
«Пиктограмма», «Тройки слов»
уровень сложности 9).
• Диагностика
зрительной памяти
(методика
«Исследование
зрительной
памяти»,
уровень
сложности 9)
• Диагностика
логической
и
механической памяти (Методика
«Запомни пару»)
• Диагностика скорости запоминания,
точности, прочности запоминания,
организованности памяти (уровень
сложности 9)
4.Диагностика развития мышления:
• Диагностика
степени
сформированности
мыслительных
процессов
(сравнение,
обобщение,
классификация,
выделение
существенного, анализ, синтез).
• Диагностика наглядно – образного
мышления (Методика «Лабиринт»
уровень сложности 9)
• Исследование скорости протекания
мыслительных процессов.
• Диагностика развития логического
мышления (методики «Четвертый
лишний», «Сохранение массы»)
Блок 2
Коррекция, развитие и диагностика
познавательных процессов.
Коррекция,
1. Упражнения для развития
развитие
и восприятия:
диагностика
• Упражнение «Таблица графических
восприятия
изображений»
• Упражнение «Таблица цифр»
• Упражнение
«Таблица
геометрических фигур»
• Упражнение «Таблица букв»
• Упражнение «Нарисовать объект,
пользуясь набором фигур»
2. Коррекция и развитие восприятия
цвета:
• Методика
«Назови цвет» М.
Монтессори
• Игра «Цветные картинки»
• Таблицы геометрических фигур
3.
Коррекция
и
развитие
способности к восприятию целого по
частям:
• Упражнение «Составь целое из
частей»
• Упражнение «Составь фигуры»
3.Игровые тренинги для развития
наблюдательности:
• Игра
«Развиваем
наблюдательность»
• Игра «Самые наблюдательные»
• Игра «Определи длину отрезка»
• Игра «Определи размер на ощупь»
• Игра «Делим на части»
• Игра «Угадай голоса»
• Игра «Развиваем чувство времени»
• Игра «На какой странице закладка»
4.Коррекция
и
развитие
пространственного восприятия:
• Упражнение «Определи положение
предметов»
• Упражнение «Найди место»
• Упражнение «Определи правую и
левую сторону»
5.Диагностика развития восприятия
Коррекция,
1.Коррекция
и
развитие
развитие
и концентрации и устойчивости внимания:
диагностика
• Игра «Корректурная проба»
внимания
• Игра «Слова - невидимки»
• Счет по командам
• Игра « Синтез слов и звуков»
• Методика «Таблицы Шульте»
2.
Коррекция
и
развитие
переключения внимания:
• Игра «Хлопни - встань»
• Игра «Не пропусти профессию»
• Игра
«Нарисуй
и
закрась
треугольники»
Методика «Красно – черная
таблица» (1 – 20, 21 -1)
• Игра «Два дела одновременно»
• Методика Мюнстерберга
3.Коррекция
и
развитие
произвольного внимания:
• Игра «Минутка»
• Игра «Правая, левая»
• Игра «Запретное движение»
• Игра «Что изменилось?»
• Игра
разминка
«Исходное
положение»
• Упражнение «Точки»
4.Коррекция
и
развитие
наблюдательности:
• Упражнение «Найди ошибки»
• Методика «Сравниваем картинки»
• Упражнение «Чей это дом?»
5.Коррекция
и
развитие
распределения внимания
• Игра «Нос, пол, потолок»
• Методика «Два дела одновременно»
• Игра «Повторяем движения»
• Игра «Считай и двигайся»
6. Развитие объема внимания:
• Игра «Кто внимательнее»
• Упражнение «Колесо обозрения»
• Игра «Поиск предмета»
• Игра «Знаем ли мы пословицы»
7.Диагностика развития внимания
Коррекция,
1. Изучение законов памяти.
развитие
и Упражнения для тренировки памяти:
диагностика
• Логически не связанный текст
памяти
• Логически связанный текст
• Лица с именами и фамилиями
• Пересказ текстов
2.Упражнения, направленные на
развитие способности устанавливать
связи между элементами материала:
• Нелогичные парные ассоциации
• Ассоциативное мышление
• Двойная стимуляция памяти
3. Упражнения направленные на
развитие слуховой памяти:
•
Игра «Снежный ком»
• Игра «Я положил в мешок»
• Игра
«Восстанови пропущенное
слово»
• Упражнение
«Скороговорки
и
считалки»
4. Развитие тактильной памяти:
• Игра
«передача воображаемого
предмета»
• Игра «Конспиратор»
• Игра «Тактильный образ»
5. Развитие произвольной памяти:
• Упражнение «Я фотоаппарат»
• Упражнение «Запомни порядок»
6.Упражнения направленные на
развитие зрительной памяти:
• Запомни порядок
• Игра
«Кто больше увидит и
запомнит»
• Игра «Штирлиц»
• Упражнение «Портрет»
• Упражнение «Фигуры»
7.Диагностика развития памяти
Коррекция,
1.
Тренинг
мышления.
развитие
и Интеллектуальные игры.
диагностика
• Занятие №1 «Поиск общего»
мышления
• Занятие №2 «Что лишнее?» «Поиск
предметов, обладающих общими
свойствами»
• Занятие № 3 «Поиск предметов с
противоположными свойствами»
• Занятие № 4 «Поиск предметов –
звеньев, объединяющих данные
предметы»
• Занятие
№5
«Учимся
формулировать
определения»,
«Учимся выражать мысли другими
словами»
• Занятие №6 «Перечень заглавий к
рассказу», «Сокращение рассказа»
• Занятие №7 «Ищем возможные
причины», «Построение сообщения
по алгоритму»
• Занятие №8 «Выражения. Слова
•
Блок 3
Развитие
коммуникативных
навыков
наоборот»
• Занятие
№9 «Учимся замечать
главное» «Узнаем зашифрованные
предложения»
2. Коррекция, развитие наглядно –
образного мышления:
• Задачи на составление заданной
фигуры
из
определенного
количества палочек
• Упражнение «Платочек»
•
Упражнение «Лабиринт»
• Упражнение
«Найди
закономерность»
3. Коррекция и развитие словесно –
логического мышления:
• Упражнение «Раздели на группы»
• Логические задачи
• Задачи на сравнение
4.
Коррекция
и
развитие
способности
к
обобщению
и
абстрагированию:
• Упражнение
«Отделение формы
понятия от его содержания»
• Упражнение «Установление связи
между понятиями»
• Упражнение
«Формирование
способности оперировать смыслом»
• Упражнение
«Выделение
существенных
признаков
для
сохранения логичности суждений»
5. Диагностика развития мышления
Игровые тренинги
• Занятие
№1 игры «Путаница»,
«Колечко», «Мячик с путаницей»
• Занятие
№2
игры
«Передай
предмет», «Комплименты», «Я не
знаю»
• Занятие№3 Игры «Дракон, кусай
свой хвост», «Скучно, скучно так
сидеть», «Заколдованные»
• Занятие№4
игры
«Моргалки»,
«Лабиринт»
• Занятие
№5
игры
«Ассоциации»,
«Неудобная
•
•
•
•
•
Блок 4
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
ситуация»
Занятие №6 игры «2 узника»,
«Зеркало»
Занятие
№7игры
«пальчики»,
«Убийцы», «Диалоги»
Занятие
№8
игры
«Звери»,
«Шарады», «Телефонный разговор»
Занятие №9 игры «Загадочное
существо», «Телефон доверия»
Занятие
№10
игра
«Кораблекрушение»
Заключительная диагностика
1. Диагностика восприятия
2.Диагностика внимания
3. Диагностика памяти
4. Диагностика мышления
Литература:
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Сенсорное воспитание детей с
отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений» – М.:
Издательство «Книголюб», 2008.(Специальная психология)
Приложения к письму от 12.03.2004 №01-01/47 «Рекомендации по
организации
содержанию
индивидуальных
и
групповых
коррекционных занятий».
Ю.В. Саенко «Специальная психология»- М.:2006.
Психологическая поддержка младших школьников: программы,
конспекты занятия/авт.-сост. О.Н.Рудякова. – Волгоград: Учитель,
2008.
Динамика развития детей – олигофренов. М.С. Певзнер, В.Н.
Лубовский. М : 1963 г.
Как преодолеть трудности в обучении детей. А.Ф. Ануфриев, С.Н.
Костромина. М : 2001 г.
Основы возрастной педагогики. А.С., Белкин. Екатеринбург : 2002г.
Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/автю-сост.
Ю.А. Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Альманах психологических тестов.-М.:»КПС», 1996.