РП Волонтерство

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский"
МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ"

Приложение к ООП ООО
Утвержденное приказом от
20.08.2025 № 101 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Мы - волонтеры»
для обучающихся 5-9 классов

с. Прокопьевская Салда, 2025 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы- волонтеры»
разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России
от 31.05.2021 г № 287), и ФОП ООО (Приказ Минпросвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 №370), рабочей программы курса
Школа
волонтёра. Рабочие программы. 5–9 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / Т. Н. Арсеньева, А. В. Коршунов, А. А.
Соколов. — М.: Просвещение, 2021.
Цель программы — создание условий для развития подросткового
добровольческого движения, возродить лучшие отечественные традиции
благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи программы:
- знакомство с деятельностью волонтерских организации в мире и России.
- содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и
красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков
- овладение основными практическими умениями в области социальных
отношений.
- формирование позитивного
ограниченными возможностями.

мнения

по

отношению

к

людям

с

- формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и
проектов в социальной сфере.
Учебный курс внеурочной деятельности «Мы- волонтеры»
предназначен для обучающихся 5-9 классов; рассчитан на 1 час в неделю: 34
часа в год.
Форма проведения занятий: беседа, лекция-беседа, тренинг, игра, акции.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты
- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о
принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к
окружающему миру;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
- формирование неравнодушного отношения к жизненным проблемам других
людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в
детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону
своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к
старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное
отношение к ним;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
в
познавательной,
коммуникативной,
социальной
практике
и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения программы является формирование
следующих знаний и умений:
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные
на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
• раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на
общество и личность;
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в
различных сферах общественной жизни;
• выявлять причинно-следственные связи между общественными явлениями
и характеризовать основные направления общественного развития;
• осознанно содействовать защите природы;
• раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и
поведения человека;
• различать отдельные виды социальных норм;

• характеризовать основные нормы морали;
• раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры
проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
• раскрывать сущность процесса социализации личности;
• оценивать социальную значимость здорового образа жизни;
• учитывать общественные потребности при выборе направления своей
будущей профессиональной деятельности;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о
таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• описывать основные социальные роли подростка;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно
выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодёжи;
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать
здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в
соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
• раскрывать достижения российского народа;
• использовать знания и умения для формирования способности уважительно
относиться к правам других людей, выполнять свои обязанности гражданина
РФ.
Содержание учебного курса

Наименование
раздела

Предметное содержание

Мы – волонтеры!

Знакомство с волонтерским
движением в России; права и
обязанности
волонтеров;
личные качества волонтера;
законы отряда, эмблемы;
кодекс
настоящего
волонтера.

Форма реализации
воспитательного
потенциала
Побуждение
обучающихся
соблюдать на занятии
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(педагогическими
работниками) и
сверстниками
(обучающимися),
принципы учебной
дисциплины
и самоорганизации;

Доброта, забота,
милосердие

Обучающиеся определяют
круг людей, нуждающихся в
заботе и внимании - это дети
с
ограниченными
возможностями,
близкие,
пожилые люди. Волонтёры
оказывают им адресную
помощь,
на
практике
реализуют
знания,
полученные ими в период
подготовки.
Учащиеся
ухаживают и заботятся о
зеленых
насаждениях,
птицах, занимаются уборкой
территории.

Пропаганда ЗОЖ

Обучающиеся участвуют в
спортивных соревнованиях
«Веселые старты», проводят
утреннюю зарядку, зарядкипятиминутки для младших
ребят (зарядка для осанки,
глаз), организуют школьные
Недели
Здоровья,
радиопередачи о правильном
питании,
готовят
выступление агитотряда, тем
самым
пропагандируют
ЗОЖ среди сверстников.

Привлечение внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых
на занятии явлений,
использование
воспитательных
возможностей
содержания раздела
через подбор
соответствующих
практических заданий;
применение
интерактивных форм
работы,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся.
Учебный
курс
основывается
на
принципах
культуросообразности и
коллективности.
Принцип
культуросообразности
предполагает,
что
волонтёрская
деятельность учащихся
основывается
на
духовно-нравственных
ценностях.
Коллективность
в
процессе волонтёрской
деятельности означает,
что она протекает в
детско-взрослых
общностях
и
даёт
юному человеку опыт
конструктивного
взаимодействия
с
окружающими людьми.
Социальная
направленность
на
формирование активной

жизненной позиции в
процессе
коммуникативного
общения
— это возможность
воспитательного
воздействия
на
обучающегося, условие
для
проявления
им
творческих
способностей, развития
его личности.

№
п/п

Тематическое планирование
Название раздела Количест теорети практи
во часов
ческих
ческих

1

Мы – волонтеры!

4 ч.

3

1

2

Доброта, забота,
милосердие.

26 ч.

9

15

3

Пропаганда ЗОЖ.

4ч.

1

3

Всего часов

34

14

20

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://edu.dobro.r
u
http://www.ipk.kh
akasnet.ru/deiatel
nost/izdat_deit/ele
kt_obr_res/tretiyk
ova/index.htm
http://plastsosh7.n
arod.ru/volontersk
iotrad.htm


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».