МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский"
МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ"
Приложение к ООП ООО
Утвержденное приказом от
20.08.2025 № 101 - ОД
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 5-9 классов
с. Прокопьевская Салда, 2025 г.
I.Пояснительная записка
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе АООП ООО для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1,) МКОУ «Прокоп-Салдинская средняя общеобразовательная школа» на 2025-
2026 учебный год.
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и
коррекционная направленность обучения языку обуславливает его специфику. Все знания учащихся с нарушениями интеллекта, получаемые ими в основном при
выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой
деятельности обучающихся обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития,
имеющихся психофизических функций.
Изучая русский язык, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий, а также являются основой формирования базовых учебных
действий. Базовые учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к
самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться и способности к организации
своей деятельности.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для
школьников с нарушениями интеллекта основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих
способностей, основным каналом социализации личности.
Основной целью обучения русскому языку является - формирование у учащихся устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного
письма, как показателя общей культуры человека.
Исходя из основной цели, задачами обучения русскому языку являются:
― уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности, и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение,
словосочетание);
― формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
― овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
― коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― развитие навыков устной коммуникации;
― формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
― воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления
совершенствовать свою речь.
Весь процесс обучения грамоте носит воспитывающий и развивающий характер. Он обеспечивается соответствующей системой упражнений, наблюдениями за
окружающим миром и их анализом, игровой деятельностью.
ΙΙ. Общая характеристика учебного предмета.
Программа по учебному предмету «Русский язык» составлена для учащихся 5-9 классов.
Целью программы является:
-формирование речи как средства общения, способа коррекции познавательной деятельности учащихся и их лучшей адаптации после окончания школы.
Задачи:
- выработать прочные навыки грамотного письма на основе усвоения элементарных сведений по грамматике и правописанию;
- повысить уровень общего развития;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- развивать нравственные качества школьников, сформировать практические умения и навыки написания деловых бумаг;
- учитывать индивидуально-типические особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из структуры и содержания курса, общих задач обучения русскому языку и особенностей учащихся с проблемами в развитии, можно определить
специальные задачи в обучении грамматике и правописанию:
- формирование грамматических понятий; орфографических умений и навыков
- выработка умений использовать синтаксические структуры в связной речи;
- грамотно писать, оформлять деловые бумаги.
Решение дидактических задач будет способствовать решению коррекционно-развивающих задач: развитию всех сторон речи (фонетической, лексической,
морфологической, синтаксической), коррекции психических процессов, мыслительных операций, ЭВС. Принцип коррекционной направленности обучения является
ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Решение воспитательных задач тесно взаимодействуют с решением общеобразовательных и коррекционно-развивающих задач.
Материал программы расположен по принципу постепенного усложнения и увеличения объёма сведений. Программа представлена 6 темами:
1.Повторение.
2.Звуки и буквы.
3.Слово.
4.Части речи
5.Предложение.
6.Связная речь.
Программа предусматривает наряду с изучением нового материала небольшими порциями постоянное закрепление и повторение изученного. Планирование
5 класса начинается с повторения основного материала обучения в начальной школе, причем повторение предполагает постепенное расширение, углубление ранее
изученных знаний.
В 5 классе предусмотрено знакомство с именем существительным, изучение основных грамматических признаков имени существительного, его правописания
в единственном числе, закрепление сведений о звуковой системе языка, расширение знаний о составе слова. Программа 6-го класса предусматривает повторение
темы о составе слова, обобщение знаний о ранее пройденных частях речи, обогащает знания о глаголе, прилагательном. Программа для 7 класса предусматривает
повторение темы о составе слова, обобщение знаний о ранее пройденных частях речи. Вводит понятие о местоимении, обогащает знания о глаголе. В 8-м классе
повторяется ранее пройденный материал, расширяются сведения об изученных частях речи. В 9 классе предлагаются для изучения новые грамматические категории
– имя числительное и наречие.
Важная роль в изучении русского языка отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических,
синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения
анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования базовых(регулятивных,
познавательных (символико-моделирующих)) учебных действий с языковыми единицами.
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи.
Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием
синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие
коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и
знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-
повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной творческой работы.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
В результате освоения предметного содержания русскому языку у учащихся должны сформироваться как предметные, так и базовые учебные действия, а также
способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к
деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации.
Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что
необходимо эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Овладение даже элементарными понятиями требуют от ребёнка с интеллектуальными нарушениями достаточно высокого уровня развития. Для пробуждения у
учащихся интереса к русскому языку необходимо использовать дидактические игры, игровые приемы, занимательные упражнения, создаются увлекательные
для детей ситуации. Используются предметные пособия: схемы, чертежи, рисунки и, иллюстративные таблицы и пособия.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная
деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной
самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести
поиск и систематизировать нужную информацию.
ΙΙΙ . Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Русский язык» изучается в рамках основной части учебного плана предметной области «Язык и речевая практика» в объёме:
Класс
5
6
7
8
9
4
4
4
4
4
В неделю
Количество часов
136
136
136
136
136
В год
IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями Стандарта оценке подлежат личностные и предметные результаты освоения АООП обучающимися с нарушениями
интеллекта.
Личностные результаты освоения АООП включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. К личностным
результатам относятся:
5-9 классы:
1.Осознаёт себя гражданином России, имеющего определённые права и обязанности.
2.Гордится школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.
3.Адекватно эмоционально откликается на произведения литературы, музыки, живописи и др.
4.Уважительно и бережно относится к людям труда и результатам их деятельности.
5.Активно включается в общеполезную социальную деятельность.
6.Осознанно относится к выбору профессии.
7.Бережно относится к культурно – историческому наследию родного края и страны.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность к их применению.
Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна
из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный
Русский
5 класс
язык
- пишет под диктовку текст (55-60 слов);
- пишет под диктовку текст (55-60 слов);
- различает звуки и буквы (гласные и согласные), обозначает их на - различает звуки и буквы (гласные и согласные), обозначает их на письме;
письме с помощью учителя;
- подбирает группы родственных слов (несложные случаи);
-подбирает группы родственных слов (несложные случаи);
-проверяет написания безударных гласных, звонких и глухих согласных
- проверяет написания безударных гласных, звонких и глухих путём изменения формы слова;
согласных путём изменения формы слова с помощью учителя;
- обозначает мягкость согласных буквой ь;
-обозначает мягкость согласных буквой ь;
- разбирает слова по составу самостоятельно;
- разбирает слова по составу с помощью учителя;
- выделяет имя существительное как часть речи, определяет род и число,
- выделяет имя существительное как часть речи, определяет род и одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена
число, определяет одушевленные и неодушевленные, собственные и существительные;
нарицательные имена существительные с помощью учителя;
- понимает значение прилагательных в речи, определяет род
- понимает значение прилагательных в речи, определяет род прилагательных;
прилагательных;
различает действия, обозначаемые глаголами, определяет время глаголов ;
- различает действия, обозначаемые глаголами, определяет время - строит простое распространённое предложение;
глаголов с помощью учителя;
- связно высказывается устно, письменно;
- строит простое распространённое предложение с помощью учителя;
- пользуется школьным орфографическим словарём;
- связно высказывается устно, письменно с помощью учителя;
- восстанавливает деформированные предложения и текст
- пользуется школьным орфографическим словарём с помощью -называет буквы по алфавиту.
учителя;
- восстанавливает деформированные предложения и текст с помощью
учителя
- называет буквы по алфавиту.
6 класс
- пишет под диктовку текст (60-65 слов), применяет
правила
проверки написания слов с помощью учителя
- разбирает слова по составу с помощью учителя;
- различает части речи (существительное, прилагательное, глагол) с
помощью учителя;
- определяет изученные грамматические признаки существительного,
прилагательного, глагола по опорной схеме или по вопросам учителя;
- составляет простое распространённое предложение;
- находит главные и второстепенные члены в простом предложении с
помощью учителя;
- составляет простые распространенные предложения по схеме,
опорным словам, на предложенную тему и т. д (с помощью учителя);
- пишет изложения, сочинения (с помощью учителя);
- пишет под диктовку текст (60-65 слов), применяет правила проверки
написания слов;
- разбирает слова по составу;
- образовывает слова с помощью приставок и суффиксов;
- различает части речи (существительное, прилагательное, глагол)
- определяет изученные грамматические признаки существительного,
прилагательного, глагола по опорной схеме;
- составляет простое распространённое предложение;
находит главные и второстепенные члены предложения с
использованием опорных схем;
- составляет простые распространенные предложения по схеме, опорным
словам, на предложенную тему и т. д.;
- пишет изложения, сочинения;
- оформляет изученные деловые бумаги (по образцу);
- оформляет изученные деловые бумаги;
- пользуется школьным орфографическим словарём для уточнения - пользуется школьным орфографическим словарём для уточнения
написания слова.
написания слова.
7 класс
- пишет под диктовку текст, включающий слова с изученными .- пишет под диктовку текст, включающий слова с изученными
орфограммами после предварительного анализа (65-70 слов);
орфограммами (65-70 слов);
- исправляет ошибки, отмеченные учителем;
- выполняет последовательность разбора слов по составу;
- выполняет последовательность разбора слов по составу с опорой на - приводит примеры слов, образованных с помощью приставок и
алгоритм, таблицу;
суффиксов с опорой на схему;
- приводит примеры слов, образованных с помощью приставок и - определяет изученные части речи;
-определяет некоторые грамматические признаки
изученных частей
суффиксов;
речи (существительного, прилагательного, глагола, местоимения) по
- различает части речи с опорой на таблицу;
- определяет некоторые грамматические признаки
изученных опорной схеме;
частей
речи
(существительного,
прилагательного,
глагола, - различает простое распространённое предложение;
местоимения) с помощью учителя;
- различает простое предложения с однородными членами;
- различает простое распространённое предложение;
- различает
сложное предложение по опорной схеме;
-различает простое предложения с однородными членами по опорной - пишет изложение с изменением лица по опорному плану и опорным
схеме или с помощью вопросов учителя;
словам;
-различает
сложное предложение по опорной схеме или с помощью - пишет изложение, сочинение по опорному плану и опорным словам;
учителя;
- восстанавливает деформированные предложения и текст;
- пишет изложение, сочинение по опорным словам, с помощью - оформляет деловые бумаги по образцу;
учителя;
-пользуется школьным орфографическим и толковым словарём для
- восстанавливает деформированные предложения и текст с помощью уточнения написания и значения слова;
учителя;
- оформляет деловые бумаги по образцу с помощью учителя;
- пользуется школьным орфографическим словарём для уточнения
написания слова с помощью учителя.
8 класс
- пишет под диктовку текст (75-80 слов) с соблюдением знаков
препинания в конце предложения;
- разбирает слова по составу с помощью учителя,
- образует слова с помощью приставок и суффиксов с помощью
учителя;
- различает части речи с помощью учителя;
- определяет некоторые грамматические признаки изученных частей
речи (существительного, прилагательного, глагола, местоимения) по
опорной схеме и с помощью учителя;
- находит орфографические трудности в слове и решает
орографические задачи с помощью учителя;
- пишет под диктовку текст (75-80 слов)с соблюдением знаков препинания
в конце предложения;
- разбирает слова по составу;
- образует слова с помощью приставок и суффиксов;
- дифференцирует слова, относящиеся к различным частям речи по
существенным признакам;
- различает части речи;
- определяет некоторые грамматические признаки изученных частей речи
(существительного, прилагательного, глагола, местоимения) по опорной
схеме;
- находит орфографические трудности в слове и решает орфографические
- составляет простое распространённое предложение,
простое задачи;
предложение с однородными членами, сложное предложение (при - составляет
простое
распространённое предложение,
простое
помощи учителя);
предложение с однородными членами, сложное предложение;
- составляет предложения, разные по интонации с опорой на образец;
- составляет предложения, разные по интонации с опорой самостоятельно;
- составляет простые распространенные и сложные предложения по - составляет простые распространенные и сложные предложения по схеме,
схеме, опорным словам, на предложенную тему с помощью учителя;
опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
- находит главные и второстепенные члены предложения с - находит главные и второстепенные члены предложения с использованием
использованием опорных схем (с помощью учителя);
опорных схем;
- пишет изложения с оценкой описываемых событий с помощью - пишет изложения с оценкой описываемых событий;
учителя;
- пишет сочинения;
- пишет сочинения с помощью учителя;
- оформляет все виды изученных деловых бумаг;
- оформляет все виды изученных деловых бумаг по образцу;
- пользуется школьным орфографическим словарём.
- пользуется школьным орфографическим словарём.
9 класс
- пишет под диктовку текст с изученными орфограммами после
предварительного разбора (80-95 слов);
- применяет правила при проверки орфограмм, опираясь на схему или с
помощью учителя;
- называет и различает изученные части речи
-выполняет последовательность разбора слов по составу с опорой на
представленный образец, схему, вопросы учителя;
- устанавливает смысловые связи в словосочетании по образцу,
вопросам учителя;
-определяет главные и второстепенные члены предложения без деления
на виды;
-называет в тексте однородные члены предложения;
-различает предложения по интонации;
-распознает в тексте предложения, различные по цели высказывания;
-выбирает
один
заголовок
из
нескольких
предложенных,
соответствующих теме текста;
-оформляет виды деловых бумаг с опорой на представленный образец;
-пишет небольшой по объему текст изложения с элементами описания
(50-55 слов) после предварительного обсуждения всех компонентов
текста;
-пишет небольшое по объему сочинение (до 50 слов)
повествовательного характера (с элементами описания) на основе
наблюдений, практической деятельности, опорным словам и
предложенному плану после предварительной отработки содержания и
языкового оформления.
- пишет под диктовку текст, включающий слова с изученными
орфограммами (80-95 слов);
-подбирает однокоренные слова и следить за единообразным написанием
орфограмм в разных частях слова;
-выполняет последовательность разбора слов по составу
с использованием опорных схем;
-называет и различает изученные части речи;
-определяет некоторые грамматические признаки изученных частей
(существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме;
-пользуется орфографическим словарем для уточнения написания слова;
-составляет простые распространенные и сложные предложения по схеме,
опорным словам, на предложенную тему;
-называет главные и второстепенные члены предложения с
использованием опорных схем;
-составляет предложения с однородными членами с опорой на образец;
-составляет предложения, разные по интонации с опорой на образец;
-различает предложения различные по цели высказывания;
-выбирает один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих
теме и основной мысли текста;
-оформляет все виды изученных деловых бумаг по образцу;
-пишет изложение повествовательного текста и текста с элементами
описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
-пишет сочинение-повествование с элементами описания после
предварительного коллективного разбора темы, основной мысли,
структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60
слов).
Контроль за усвоением знаний. В 5 - 9 классах текущий контроль за усвоением знаний и умений осуществляется в виде небольших самостоятельных работ.
Небольшие самостоятельные работы планируется проводить практически на каждом уроке. Промежуточный контроль проводится по пройденной теме, по
итогам(1,2, 3, 4 четверти). Формой контроля являются контрольные работы, которые состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического
разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический
разбор и т.д.). Основные виды контрольных работ- списывания и диктанты с заданиями.
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в конце учебного года в форме контрольного диктанта с грамматическим заданием в соответствии с Положением о
текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Партизанская средняя общеобразовательная школа им. П.П. Петрова»
Итоговая аттестация (9 класс) проводится один раз в конце учебного года в форме междисциплинарной контрольной работы в соответствии с положением
об итоговой аттестации «Положение о порядке проведения итоговой аттестации выпускников IX класса МБОУ «Партизанская средняя общеобразовательная
школа им. П.П. Петрова»
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов
основывается на
принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию
знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, т.к. они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им
социальным опытом.
В оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) балльная оценка
свидетельствует о качестве усвоенных знаний.
Основными критериями оценки планируемых предметных результатов являются следующие:
− соответствие / несоответствие науке и практике;
− полнота и надежность усвоения;
− самостоятельность применения усвоенных знаний.
Таким образом, усвоенные предметные результаты оцениваются с точки зрения достоверности, как «верные» или «неверные». Критерий «верно»
/«неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их
предупреждения или преодоления.
По критерию полноты предметные результаты оцениваются как полные, частично полные и неполные.
Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов:
− задание выполнено полностью самостоятельно;
− выполнено по словесной инструкции;
− выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
− по способу предъявления (устные, письменные, практические);
− по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При оценивании предметных результатов используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале, которая уточнена и наполнена следующим
содержанием. Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать
их как «удовлетворительные» - оценка «3», «хорошие» - оценка «4», «очень хорошие» (отличные) – оценка «5».
В текущей оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с оценками, если он верно выполняет:
«удовлетворительные» - оценка «3» - от 35% до 50% заданий;
«хорошие» - оценка «4» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошие» (отличные) – оценка «5» - свыше65%.
При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие, которые стимулируют учебную и практическую деятельность
обучающегося, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
По завершению реализации АООП в соответствии с Положением об итоговой аттестации в МБОУ «Партизанская средняя общеобразовательная
школа им. П.П. Петрова» проводятся два испытания:
первое ― комплексная оценка предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ
социальной жизни;
второе ― оценка знаний и умений по выбранному профилю труда.
Результаты
итоговой
аттестации
оцениваются с использованием традиционной системы отметок по 5-балльной шкале.
Оценка деятельности педагогических кадров, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике развития обучающегося («было» ― «стало»)
или в сложных случаях сохранении его психоэмоционального статуса.
Оценка
достижения предметных результатов ведётсякак
в
ходе текущего оценивания, так и в ходе промежуточного оценивания (по
итогам учебного года), итогового по окончании 9 класса. Результаты текущего и промежуточного оценивания фиксируются в классном журнале, промежуточного
оценивания (по итогам учебного года) – в личном деле обучающегося.
Оценка предметных результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не
допускает сравнения его с другими детьми.
V. Содержание учебного предмета.
5 класс
Повторение. Звуки и буквы. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и,
ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и
безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Алфавит.
Предложение. Текст. Распространение предложений. Порядок слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Повествовательные,
вопросительные и восклицательные предложения.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание
приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные, нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.
Изменение имен существительных по числам. Род имён существительных, умение различать род.
Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи. Определение рода прилагательных. Правописание окончаний прилагательных.
Глагол. Значение глаголов в речи. Изменение глаголов по временам.
Предложение. Текст Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые. Однородные члены
предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом И. Знаки препинания при однородных
членах. Восстановление деформированных предложений.
Повторение. Разбор слов по составу. Различение частей речи. Определение изученных грамматических признаков существительного, прилагательного, глагола.
Повторение пройденного материала за год.
6 класс
Повторение. Звуки и буквы. Текст. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
Непроверяемые гласные и согласные буквы в словах.
Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения.
Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. знаки препинания при однородных членах.
Состав слова. Текст. Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание
приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Имя существительное. .Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж. Правописание падежных окончаний
имён существительных единственного числа. Склонение имён существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание
родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий. Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в
единственном или только во множественном числе.
Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи. Умение различать род, число, падеж прилагательного по
роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роле, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имён
прилагательных в единственном и множественном числе.
Глагол. Значение глаголов в речи. Время глаголов. Изменение глаголов по числам.
Предложение. Текст. Простое предложение. Простые предложения с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве
однородных. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Деловое письмо: адрес, объявление, поздравление, письмо, заметка в стенгазету.
Повторение пройденного материала за год.
7 класс
Повторение. Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а,
но. Сложные предложения с союзами и, а, но.
Состав слова. Текст. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые
согласные и гласные в корнях слов. Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
Существительное. Основные грамматические категории имени существительного : род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имён
существительных в единственном и множественном числе.
Прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.
Правописание родовых и падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.
Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам и числам. Неопределённая частица не с глаголами. Изменение глаголов по лицам. Правописание
окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глаголы на –ся (сь
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е лицо
местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Предложение. Текст. Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными
членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Распространённые однородные члены предложения. Бессоюзное перечисление
однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Сложные предложения с союзами
и, а, но и без союзов. Обращение. Знаки препинания при обращении.
Повторение пройденного материала за год.
8 класс
Повторение Простое и сложное предложения. Однородными члены предложения. Обращение и знаки препинания при обращении.
Состав слова. Текст. Корень и однокоренные слова. Разбор слов по составу. Сложные слова. Правописание сложных слов. Правописание гласных и согласных в
корне и приставках.
Части речи .Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имён существительных. Правописание падежных
окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имён
прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
Личные местоимения.Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Глагол. Значение глагола. Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в настоящем и
будущем времени по лицам и числам. Правописание глаголов с –тся, -ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Наречие. Наречие как часть речи. Образование наречий от прилагательных. Определение значения наречий.
Предложение. Простое предложение. Предложения распространённые и нераспространённые. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение
с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. Сложное предложение. Сложное предложение с союзами и без союзов. Повторение
пройденного за год.
Деловое письмо: адрес, поздравление, объяснительная записка, записка, письмо, объявление, заявление, доверенность, расписка
. Повторение пройденного материала за год.
9 класс
Повторение. Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который,
когда, где, что, чтобы, потому что.
Состав слова. Текст. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное
написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения. Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от
произношения: без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-). Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных
гласных. Сложносокращённые слова.
Части речи. Текст.
Существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имён
существительных. Несклоняемые имена существительные.
Прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имён
прилагательных.
Местоимение. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределённая форма глагола. Спряжение глаголов. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы
единственного и множественного числа. Частица не с глаголами.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с о и а на конце.
Числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от5 до 20; от 50 до 80; от 500 до 900; 4;
200; 300; 400; 40; 90; 100.
Предложение. Текст. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространённые и нераспространённые, с
однородными членами, обращение. Сложное предложение. Предложения с союзами И,А,НО и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы,
потому что. Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях. Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой
речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.
Повторение пройденного материала за год.
№
п.п
VI. Тематическое планирование уроков.
6. 1.Тематическое планирование по предмету «Русский язык» 5 класс. 4 ч. в неделю, 136 ч. в год.
Наименование
Всего
В том числе:
Виды деятельности
разделов и тем
часов
учащихся
практические работы диктанты
изложения,
(деловое письмо)
сочинения
Тема 1
Различать звуки речи. Называть буквы в алфавите.
Повторение. Звуки и
17
1
1
Определять ударные и безударные гласные. Давать
буквы. Текст
характеристику согласным: мягкие-твердые, звонкиеглухие. Обозначать мягкость согласных на письме
буквами и,е,е,ю,я,ь. Проверять безударные гласные в
словах. Понимать несовпадение звука и буквы в слове.
Тема 2
Выделять
предложения
в
тексте.
Различать
Предложение. Текст
17
1
1
1
распространенное и нераспространенное предложение.
Находить главные и второстепенные члены в
предложениях. Находить в тексте повествовательные,
вопросительные и восклицательные предложения.
Уметь
восстанавливать
деформированные
предложения и текст.
Тема 3
Различать однокоренные слова, группировать
Состав слова
32
2
2
1
однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них
корень, подбирать примеры однокоренных
слов. Осуществлять последовательность действий при
выделении в слове корня. Различать приставку и
предлог по их значению. Систематизировать
знания о составе слова в виде схемы, таблицы.
Определять ударение в словах. Применять
правила проверки безударных гласных в корне
и согласных в корне слова.
Тема 4
Различать названия предметов, действий и признаков
Части речи. Текст
8
предмета. Выучить правила понятий имя
существительное, глагол, прилагательное. Различать
Тема 5
Имя
существительное
части речи (существительное, глагол, прилагательное) в
предложениях
20
-
1
1
Определять существительные по вопросам и значению.
Различать одушевленные и неодушевленные
существительные. Различать собственные и
нарицательные существительные. Изучить правило
написания собственных имен существительных.
Изменять существительные по числам. Определять род
существительного
Тема 6
Имя прилагательное
12
1
1
-
Тема 7
Глагол
Понимать значение прилагательных в речи. Находить
в предложениях словосочетания прилагательного и
существительного. Определять род прилагательного.
11
-
1
-
Тема 8
Предложение. Текст
Определять в тексте по вопросам глагол. Определять
время глаголов.
11
-
-
1
Тема 9
Повторение
Определять в предложениях главные и второстепенные
члены. Дополнять предложения однородными членами.
Различать распространенные и нераспространенные
предложения.
8
-
1
-
136
5
Повторить разбор слов по составу. Повторить
грамматические признаки существительного, глагола,
прилагательного. Восстанавливать деформированное
предложение и текст
ИТОГО:
8
4
6. 2.Тематическое планирование по предмету «Русский язык» 6 класс. 4 ч. в неделю, 136 ч. в год.
№
п.п
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
В том числе:
практические работы
диктанты
Виды деятельности
учащихся
изложения,
Тема 1
Повторение. Звуки и
буквы. Текст
(деловое письмо)
8
-
сочинения
-
-
Повторить различение гласных и согласных звуков.
Называть буквы в алфавите. Определять ударные и
безударные гласные. Понимать несовпадение звука
и буквы в слове. Запоминать правописание
непроверяемых гласных и согласных в корне
1
-
Выделять предложения в тексте. Различать
распространенное
и
нераспространенное
предложение. Находить главные и второстепенные
члены в предложениях. Находить в предложениях
однородные
члены.
Уметь
восстанавливать
деформированные предложения и текст.
Тема 2
Предложение. Текст
10
1
Тема 3
Состав слова. Текст
29
1
2
2
Тема 4
Части речи. Текст
Осуществлять последовательность действий при
выделении в слове окончания. Изменять значение
слов с помощью приставкаи. Систематизировать
знания о составе слова в виде схемы, таблицы.
Определять ударение в словах. Применять
правила проверки безударных гласных в
корне и согласных в корне слова. Применять
правила правописания гласных и согласных
в приставках. Определять приставку в
словах и правописание твердого знака после
приставки.
2
-
-
-
Различать части речи (существительное, глагол,
прилагательное) в предложениях
30
2
2
-
Определять значение существительных в речи.
Находить существительные, обозначающие явление
природы. Различать существительные,
противоположные и близкие по значению.
Различать собственные и нарицательные
существительные. Изучить правило написания
Тема 5
Имя существительное
собственных имен существительных. Изменять
существительные по числам. Определять род
существительного. Познакомиться с понятием
склонение. Изменение существительных по
падежам. Правило правописания существительных
1,2,3 склонения в Р.,Д,П. падежах.
Тема 6
Имя прилагательное
25
-
Тема 7
Глагол
16
1
Тема 8
Предложение. Текст
8
Тема 9
Повторение
ИТОГО:
1
1
Понимать значение прилагательных в речи.
Тренироваться в описании явлений природы.
Определять род и число прилагательных. Склонять
прилагательные по падежам.
1
-
Определять в тексте по вопросам глагол. Определять
время и число глаголов.
-
-
1
Определять в предложениях главные и
второстепенные члены. Дополнять предложения
однородными членами. Различать распространенные
и нераспространенные предложения. Знакомство с
обращением в предложениях
8
-
1
-
136
5
Повторить разбор слов по составу. Повторить
грамматические признаки существительного,
глагола, прилагательного. Восстанавливать
деформированное предложение и текст
8
4
6.3. Тематическое планирование по предмету «Русский язык» 7 класс. 4 ч. в неделю, 136 ч. в год.
№ по
пор.
1
Наименование темы
Повторение.
Звуки и буквы
Всего часов
6
Д.
письмо
-
Диктанты
-
Изложения
-
Сочинения
-
Виды учебной деятельности учащихся
Алфавит. Гласные и согласные буквы и звуки.
Разделительный мягкий и твердый знак.
Правописание безударных гласных в словах.
Правописание звонких и глухих согласных в словах
2
Предложение. Текст
12
1
1
-
3
Состав слова
20
1
1
1
4
2
-
-
-
-
5
Части речи.
Текст
Существительное
26
1
2
-
1
6
Прилагательное
16
-
1
1
-
7
Глагол
20
1
1
-
-
8
Местоимение
11
-
-
1
-
9
Предложение
15
-
1
-
-
10
Повторение
8
1
1
-
-
136
5
8
3
1
Итого:
-
-
Определять
распространенное
и
нераспространенные предложения. Однородные
члены предложения.
Обращение. Правильно ставить знаки препинания
при обращении и в сложных предложениях.
Разбирать слова по составу. Проверять и правильно
писать орфограммы, изучаемые в этой теме.
Находить и правильно писать сложные слова.
Различать части речи. Образовывать одни части речи
из других
Находить имя существительное и определять
морфологические признаки. Определить склонение и
падеж имени существительного и правильно
написать падежное окончание его.
Находить имена прилагательные в текстах,
согласовывать с именами существительными,
склонять прилагательные .
Находить на слух и в тексте глаголы. Изменять
глаголы по временам и числам.
Правильно писать частицу НЕ с глаголами.
Неопределенная форма глагола.
Находить местоимения на слух и при чтении.
Определять лицо, число и род в 3 лице
единственного числа.
Находить главные и второстепенные члены
предложения. Ставить знаки препинания в
предложениях. Составлять предложения из слов.
Состав слова. Правописание в приставке и корне.
Существительное. Прилагательное. Глагол.
Местоимение.
6.4. Тематическое планирование по предмету «Русский язык» 8 класс. 4 ч. в неделю, 136 ч. в год.
№
Наименование темы
Всего
Деловое
Диктанты
Изложения,
Виды учебной деятельности
п/п
1
Повторение.
Предложение
часов
8
письмо
1
сочинения
-
-
2
Состав слова. Текст
16
1
1
1
3
Части речи.
Существительное
18
1
1
-
4
Прилагательное
17
1
2
1
5
Местоимение
19
1
-
1
6
Глагол
21
1
2
-
7
Наречие
16
1
-
1
8
Предложенин. Текст
11
1
1
-
9
Повторение
10
1
1
-
Итого:
136
9
8
4
учащихся
Определять
распространенное
и
нераспространенные
предложения. Однородные члены предложения.
Обращение. Правильно ставить знаки препинания при
обращении и в сложных предложениях
Разбирать слова по составу. Проверять и правильно писать
орфограммы, изучаемые в этой теме. Находить и правильно
писать сложные слова.
Находить имя существительное в тексте и определять
грамматические признаки. Определить склонение и падеж
имени существительного и правильно написать падежное
окончание его. Восстанавливать деформированный текст
Находить имена прилагательные в текстах, согласовывать с
именами существительными. Склонять прилагательные.
Определять род и число прилагательных .
Находить местоимения на слух и при чтении. Склонять
местоимения. Определять лицо, число и род в 3 лице
единственного числа. Использовать местоимения в диалогн
Обогатить словарь глаголов.. Изменять глаголы по временам
и числам. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Неопределенная форма глагола. Правописание глаголов с
окончанием –тся, -ться..Грамматические признаки глаголов
Познакомиться с наречиями. Определять значения наречий по
вопросам. Правописание наречий.
Находить главные и второстепенные, однородные члены
предложения. Применять правила пунктуации при написании
сложных предложений с союзами и без них. Восстанавливать
.деформированные предложения
Разбирать слова по составу. Определять грамматические
признаки существительного,. прилагательного, глагола,.
местоимения и наречия.
6.5.Учебно-тематическое планирование уроков по предмету «Русский язык» для учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости в 9 классе.
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
1
Повторение
6 часов
2
Состав слова.
Текст.
10 часов
3
Части речи. Текст.
92 часа
Существительное
в том числе на:
практические
работы с
деловыми
бумагами
-
Виды деятельности
учащихся
изложения,
сочинения
диктанты
-
-
-
-
1
16 часов
1
1
1
Прилагательное
14 часов
1
-
1
Местоимение.
14 часов
1
1
1
Определять однородные члены предложения интонацией
перечисления
Составлять текст из предложений, понимая смысл
Сравнивать схемы предложений, соотносить их с
определённым предложением
Расставлять запятые в предложениях при обращении.
Расставлять запятые в сложном предложении.
Находить в словах приставку, корень, суффикс, окончание.
Разбирать слово по составу.
Подбирать однокоренные слова. Находить разные по составу
слова. Обсуждать алгоритмы орфографических действий при
выборе задания. Подбирать слова к заданной теме
Определять роль имён существительных в речи и в
предложении. Находить имена существительные с предлогами.
Заменять повторяющиеся имена существительные
местоимением или синонимом. Склонять существительные .
Различать падежи по вопросам, окончаниям. Находить в тексте
существительные и определять падеж. Приводить свои
примеры существительных по заданному падежу
Согласовывать прилагательное с существительным, к которому
относится. Находить в тексте словосочетания, использовать в
речи; дописать окончания прилагательных, согласовывая их с
существительными. Изменять прилагательные по родам и
числам; находить в тексте прилагательные; составлять
словосочетания; комментировать запись словосочетаний,
предложений.
Заменять существительные местоимениями; употреблять в
речи местоимения; находить в предложениях; определять
грамматические признаки. Употреблять местоимения вместо
Глагол.
22 часа
1
1
1
Наречие
12 часов
-
-
-
Числительное
14 часов
1
-
1
4.
Предложение.
Текст.
19 часов
-
1
2
5.
Повторение
9 часов
-
-
-
Итого:
136
5
4
8
существительных. Изменять местоимения по лицам и числам.
Изменять личные местоимения по падежам в ед.ч. и мн.ч.
Использовать в разных падежах в устной и письменной речи.
Определять начальную форму.
Определять изученные грамматические признаки
глагола.
Накапливать опыт употребления в речи различных
глагольных форм. Совместно составлять алгоритм
разбора глагола как части речи. Правильно писать
частицу НЕ с глаголами. Определять спряжение по
признакам. Найти в тексте глаголы. Выделить окончания.
Указать спряжение. Подкреплять объяснения своими
примерами.
Находить наречия в тексте. Ставить вопросы к наречиям от
глагола.. Определять роль наречия в предложении. Определять
характер наречий. Приводить примеры словосочетаний и
предложений с наречиями.
Находить числительные в тексте, ставить к ним вопросы.
Определять количественные и порядковые числительные.
Использовать ч. в речи
Определять однородные члены предложения интонацией
перечисления
Составлять текст из предложений, понимая смысл
Сравнивать схемы предложений, соотносить их с
определённым предложением
Оценивать результаты своей деятельности
Обсуждать алгоритм орфографических действий при выборе
буквы для обозначения безударного гласного звука в корне
слова, подбирать несколько проверочных слов с данной
орфограммой, объяснять правильность написания слова
.Писать слова с непроверяемой буквой безударного гласного в
корне слова. Оценивать результаты своей деятельности.
VII. Материально –техническое обеспечение образовательного процесса.
Для достижения цели и реализации задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК:
5 – 9 классы
Учебник «Русский язык» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор – составитель Н.Г.Галунчикова,
Э.В.Якубовская; Москва «Просвещение», 2015г.
Учебник «Русский язык» для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор – составитель Н. Г. Галунчикова,
З.В.Якубовская; Москва «Просвещение», 2013г.
Учебник «Русский язык» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор – составитель Н. Г. Галунчикова,
З.В.Якубовская; Москва «Просвещение», 2015г.
Учебник «Русский язык» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор – составитель Н. Г. Галунчикова,
З.В.Якубовская; Москва «Просвещение», 2006г.
Учебник «Русский язык» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор – составитель Н. Г. Галунчикова,
З.В.Якубовская; Москва «Просвещение», 2006г.
Рабочая тетрадь №1 по русскому языку «Состав слова». Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2005 г.
Рабочая тетрадь №2 по русскому языку «Имя существительное». Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2005 г.
Рабочая тетрадь №3 по русскому языку «Имя прилагательное». Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2005 г.
Рабочая тетрадь №4 по русскому языку «Глагол». Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2005 г.
Диктанты по русскому языку для5 - 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя. Автор –
составитель Е.Я.Кудрявцева; Москва «Владос», 2006г.
Дидактические игры на уроках русского языка вспомогательной школы. Составители: А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Пособие для учителя. Москва
«Просвещение» 1987г.
Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2002 г. Пособие для учителя.
Методика Обучения Русскому Языку Во Вспомогательной Школе. А.К.Аксёнова. Москва
«Просвещение»,1994 Г.
Раздаточный Материал По Темам: « Имя Существительное», « Имя Прилагательное», «Глагол», « Местоимение», « Наречие», «Числительное».
Алгоритмы По Темам: « Имя Существительное», « Имя Прилагательное», «Глагол», « Местоимение», « Наречие», «Числительное».
Коррекционные Упражнения Для Развития ВПФ.
Технические средства используемые на уроках русского языка:
•Компьютеры
Презентации:
-«Глагол» 9 Класс
-«Запятая В Сложном Предложении» 8,9 Класс
-«Непроизносимые Согласные» 5,7 Класс
-«Правописание НЕ С Глаголами» 8,9 Класс
-«Прошедшее Время Глагола» 7,9 Класс
- «Родительный Падеж Прилагательных Мужского И Среднего Рода» 6 Класс
-Существительные С Шипящей На Конце» 6,7 класс
-Тренажёр «Состав Слова» 5 Класс