РП История

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский"
МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ"

Приложение к ООП ООО
Утвержденное приказом от
20.08.2025 № 101 - ОД

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Мир истории»
для обучающихся 5-9 классов

с. Прокопьевская Салда, 2025 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Мир истории» для 5-9 классов разработана на
основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МКОУ
«Прокоп-Салдинская СОШ».
Рабочая программа «Мир истории» в 5 – 9 классах разработана на основе адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями: авторы программы И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, Издательство
«Просвещение», 2017 г. и учебников для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы: «История Отечества» 5 класс,
«История Отечества» 6 класс, «История Отечества» 7 класс, «История Отечества» 8 класс,
«История Отечества» 9 класс. И. М. Бгажнокова, Л.В.Смирнова. – М.: Просвещение, 2022.
Предмет «Мир истории» играет важную роль в процессе развития и воспитания личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования
гражданской позиции учащихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине,
ее историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета ― формирование нравственного сознания
развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления
исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в
учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших
психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации учащихся с интеллектуальным
недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
— овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной
истории;
— формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные
исторические эпохи;
— формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся
достижениях, памятниках;
— формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и
настоящего;
— усвоение учащимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания
хода развития истории;
— формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству
познания мира и самопознания.
— формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления
сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном
поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
— воспитание гражданственности и толерантности;
— коррекция и развитие познавательных психических процессов.

1. Общая характеристика учебного предмета

В курсе «Мир истории» для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) проводится последовательное изучение
исторических событий, что обеспечивает более глубокое понимание материала, ускоряет
формирование знаний. Весь исторический материал представлен отечественной историей. За
5-9 класс предполагается изучение истории России с древности до настоящего времени.
В курсе «Мир истории» для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) целесообразно сосредоточиться на крупных
исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать
отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего
данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать
лучшему запоминанию их последовательности. Последовательное изучение исторических
событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование
знаний. При этом используется уровневый подход к формированию знаний с учетом
психофизического развития, типологических и индивидуальных, особенностей
обучающихся.
2. Место учебного предмета «Мир истории» в учебном плане

Учебный предмет «Мир истории» входит в предметную область «Человек», относится
к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умеренной умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). По примерному годовому учебному
плану на учебный предмет «Мир истории» отведено 2 часа в неделю. Место учебного предмета
«Мир истории» в учебном плане для 5-9 классов в соответствии с годовым учебным планом
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
представлено в следующей таблице:
Класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс

Количество учебных
недель
34 учебные недели
34 учебные недели
34 учебные недели
34 учебные недели
34 учебные недели

Количество часов в
неделю
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа

Количество
часов за год
68 часов
68 часов
68 часов
68 часов
68 часов
Всего: 340 часа

3. Личностные и предметные результаты освоения учебного курса

Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир истории» обеспечивает достижение
планируемых результатов освоения АООП. Программа разрабатывается на основе: требований к
личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП; программы
формирования базовых учебных действий.
Рабочая программа создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
К личностным результатам относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство
гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так
и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в
разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать
собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма
для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и
задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск
средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Планируемые результаты освоения
Предметная область: Человек и общество.
Мир истории
1) первоначальные представления об историческом прошлом и настоящем России;
2) умение получать и историческую информацию из разных источников и использовать ее
для решения различных задач.
Предметные результаты освоения
Рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень результатов:
- знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
- знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений,процессов;
- знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей(князей, царей,
политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
- понимание значения основных терминов-понятий;
- установление по датам последовательности и длительности исторических событий,
пользование «Лентой времени»;
- описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление
рассказов о них по вопросам учителя;
- нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий;
- объяснение значения основных исторических понятий с помощью учителя.
Достаточный уровень:
- знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий
отечественной истории;
- знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их
причины, участников, результаты и значение;
- составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их значении;
- знание мест совершения основных исторических событий;
- знание имен известных исторических политиков, полководцев, ученых, деятелей
- элементарной характеристики исторических героев;
- формирование первоначальных представлений последовательности важнейших
исторических событий;
- понимание «легенды» исторической карты и «чтение» исторической карты с опорой на ее
«легенду»;
- знание основных терминов понятий и их определений; соотнесение года с веком,
установление
длительности исторических событий;
- сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
- поиск информации в одном или нескольких источниках;
- установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими
событиями и явлениями.

4. Тематическое планирование по предмету – «Мир истории»

5 класс
Количество часов
Общее
Контрольные
работы

№

Название раздела

1

Представление о себе, об окружающих людях,
о пространстве вокруг нас.
Представления о времени в истории.
Начальные представления об истории.
История появления и развития древнего
человека.
Человек разумный.
Итого

2
3
4
5

24
12
12
14
6
68

6 класс
№

Название раздела

1

История освоения человеком огня, энергии (
от древности до наших дней)
История использования человеком воды
История появления мебели
История питания человека
История появления посуды
История появления одежды и обуви
История человеческого общества
Итого

2
3
4
5
6
7

Количество часов
Общее
Контрольные
работы

6
12
4
6
6
8
26
68

7 класс
Количество часов
Общее
Контрольные
работы

№

Название раздела

1
2
3

Введение
Древняя Русь.
Крещение Древней Руси. Расцвет русского
государства.
Русь в борьбе с завоевателями.
Единое Московское государство.
Повторение за год.

2
10
16

Итого

68

4
5
6
7
8

20
16
2

8 класс
№

Название раздела

1

Российское государство в конце 17 – начале
18 века.
Российская империя после Петра I (1725 –
1801).
Российская империя в первой половине XIX
века
Россия в конце XIX (19) – начале XX (20
века).
Итого

2
3
4

Количество часов
Общее
Контрольные
работы

16
15

1

19
16

1

66

2

9 класс
Количество часов
Общее
Контрольные
работы

№

Название раздела

1
2
3
4

Российская революция и Гражданская война.
Советское государство в 1920 – 1930 годы.
СССР в Великой Отечественной войне.
Послевоенное развитие СССР. Российская
Федерация в конце XX (20) – начале XXI (21)
века.
Итого

16
16
20
14

1
1

66

2

5. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Эффективность преподавания во многом зависит не только от содержания учебного
материала, но и от условий обучения. Одним из важнейших факторов совершенствования
учебновоспитательного процесса является кабинетная система.
Кабинет соответствует
следующим требованиям по санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН
2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья" (приказ № 26 от 10.07.2015)
 Количество рабочих мест для обучающихся соответствует вместимости кабинета
СанПиН 2.4.2.3286-15) .

(согласно

 Каждый обучающийся обеспечен рабочим местом.  Для подбора учебной мебели соответственно
росту обучающихся производится ее цветовая маркировка  Ученическая мебель изготовлена из
материалов безвредных для здоровья детей и соответствует росто-возрастным особенностям детей и
требованиям эргономики  При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов
и расстояния  Кабинет имеет естественное освещение в соответствии с гигиеническими
требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению.

Учебно-методический комплект
№
п/п

Тип
пособия

Автор

Наименование

год

Издательство,

1

2

3

Программа

Учебник для
общеобразователь
ных организаций,
реализующих
адаптированные
общеобразователь
ные
программы

Рабочая
тетрадь

И.М.
Бгажнокова
Л.В.
Смирнова
И.
М
Бгажнокова Л.В.
Смирнова
И.
М
Бгажнокова Л.В.
Смирнова
И.
М
Бгажнокова Л.В.
Смирнова
И.
М
Бгажнокова Л.В.
Смирнова
И.
М
Бгажнокова Л.В.
Смирнова
И.
М
Бгажнокова Л.В.
Смирнова Е. Н.
Фёдорова

Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования
обучающихся
с
интеллектуальными
нарушениями
«История Отечества»
5 класс
«История Отечества»
6 класс

Москва,
«Просвещение»,
2017 г.

2022.

Москва,
«Просвещение»,

Рекомендовано
Министерством
просвещения РФ

«История Отечества»
7 класс
«История Отечества»
8 класс
«История Отечества»
9 класс
«История
5 класс
«История
6 класс
«История
7 класс
«История
8 класс
«История
9 класс

Отечества»
Отечества»

Москва,
«Просвещение»,
2022 г.

Отечества»
Отечества»
Отечества»

Электронные ресурсы:
Название
1.
Портал
по
инклюзивному
и
специальному
образованию
детей
с
ограниченными возможностями здоровья г.
Москва

адрес
http://еdu-open.ru/

2. Электронная библиотека студента

http://www.twirpx.com/

3. Открытый портал образования

http://window.edu.ru/

4. Равные возможности образования
5. Сайт электронная версия журнала
«История.Приложение
к
газете
сентября».
6. Электронная библиотека

1

7. Сайт «История и обществознание»:
электронные образовательные ресурсы.
8. Сайт
учителя истории
и
обществознания
Марахтановой Натальи Геннадьевны.
9. Сайт
« Детские
электронные
презентации и клипы»

http://www.znaemmozhem.ru/
his.1september.ru
biblioteka.ru.
hi-electres.ru.
http://dzuma74wix.com/K
liomania
viki.rdf.ru

10. Школьный портал

рroskolu.ru

11. Проект «Инфоурок»

http://infourok.ru

12. Интернет – проект «Мультиурок»

http://multiurok.ru

Критерии оценки
Оценка знаний – неотъемлемая часть процесса обучения. При оценке знаний, умений и
навыков обучающихся необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности
интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы.
Обучающемуся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
можно предложить более легкий вариант задания. При оценке письменных работ обучающихся,
страдающих глубоким нарушением моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк,
неаккуратность письма, качество записей, рисунков и т.д.
При проведении проверки ЗУН осуществляется дифференцированный подход к
обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и объему
контрольных заданий, в зависимости от индивидуальных особенностей детей (уровня подготовки
каждого обучающегося).
Оценка устных ответов учащихся.
Отметка «5» ставится ученику, если он отвечает самостоятельно, с опорой на ранее
приобретенные знания и дополнительные сведения об изучаемом материале; отвечает
правильно, отражает основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий,

закономерностей; правильно использует карту; дает правильные осознанные ответы на все
поставленные вопросы; подводит итог.
Отметка «4» ставится ученику, если он дает полный правильный ответ,
который отвечает критериям отметки «5», но допускает незначительные речевые
ошибки, допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных
вопросах, помогающих ему при ответе, частично использует термины и понятия,
допускает ошибки в работе с картой, подводит итог при незначительной помощи
учителя.
Отметка «3» ставится ученику, если он основное содержание изученного
материала усвоил, но излагает его фрагментарно, не всегда последовательно,
затрудняется в самостоятельном изложении материала, при помощи учителя дает
правильные односложные ответы на поставленные вопросы, определения понятий
недостаточно четкие, подводит итог сказанного только при массированной помощи
учителя.
Отметки «2» и «1» не ставятся.
Оценка письменных работ.
Отметка «5» ставится ученику при самостоятельном безошибочном
выполнении всех заданий; допускается 1 негрубый недочет; качество работы 90-100%.
Отметка «4» ставится ученику, если он выполняет работу при незначительной
помощи учителя, допускает одну грубую ошибку и один негрубый недочет; допускает
три негрубых недочета; оптимальное качество работы 70-80%.
Отметка «3» ставится ученику, если ему в ходе выполнения работы
оказывается массированная помощь учителя; он допустил две грубые ошибки и один
негрубый недочет; допустил одну грубую ошибку и три негрубых недочета; выполнял
работу по учебнику, конспектам тетради; оптимальное качество 40-60% .
Отметки «2» или «1» не ставятся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».