МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский"
МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ"
Приложение к ООП НОО
Утвержденное приказом от
20.08.2025 № 101 - ОД
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Я познаю мир»
для обучающихся 1-4 классов
с. Прокопьевская Салда, 2025 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я познаю
мир» составлена на основе примерной основной образовательной программы
образовательного учреждения, стандартов второго поколения (Сборник
нормативных документов. Федеральный компонент государственного
стандарта. Федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2008.)
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность данной
образовательной программы.
Программа дополнительного образования «Я познаю мир» опирается
на ФГОС НОО, базируется на деятельностном подходе к обучению,
выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в
ходе овладения знаниями и решения учебных проблем.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность данной
образовательной
программы
заключается
в
совершенствовании
художественного воспитания и эстетического вкуса подрастающего
поколения.
Занятия изобразительной деятельностью способствует
соединению знания технологических приёмов с художественной фантазией,
присущей детскому восприятию. Формирование личности, основанное на
потребности создавать, творить, образует новый опыт ребенка. Программа
предполагает творческое и эмоциональное общение детей друг с другом и с
педагогом, благодаря чему складывается коллектив, связанный узами
творчества.
Направленность образовательной программы:
•
создание условий для самореализации и самоопределения личности
ребёнка;
•
освоение окружающего мира путём творческого познания его,
осознание своего места в этом мире.
Цели и задачи образовательной программы:
•
воспитание интереса к изобразительному искусству;
•
развитие творческих способностей, эстетического вкуса;
•
поддержание интереса детей к изобразительной деятельности через
ситуацию успеха;
•
создание условий для эмоционального бережного восприятия мира;
•
обеспечение оздоровительного эффекта на занятиях.
Отличительные особенности данной образовательной программы
от уже существующих программ.
2
Программа учитывает местные условия и возможности при обучении
детей,
используется в работе доступный материал для изделий,
знакомство с традициями местных промыслов. Темы занятий распределены
так, что на прогулки, экскурсии и занятия на пленере отведено 43% часов
по отношению к аудиторным занятиям, чем и достигается оздоровительный
эффект курса.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы 7-11 лет.
Объем программы: 60 часов – 1 класс, 68 часов – 2 класс, 67 часов 3 класс, 34 часа – 4 класс.
Сроки реализации образовательной программы – 4 год.
Предполагаемые формы занятий:
беседа, практическое занятие, экскурсия, выставка.
Режим занятий: 1 раза в неделю в 1-м, 2-м, 3-м классах, 4-м классе.
Продолжительность занятия: 35 минут в 1-м классе, 45 минут 2-4
классы.
Ожидаемые результаты.
Овладение рисованием, лепкой в рамках программы способствует
развитию
образного
восприятия,
формированию
эстетических
представлений о мире, постановке специальных движений руки и
усвоению графических навыков.
Предполагается, что в результате прохождения данной программы дети
смогут гармонично заполнять поверхность листа рисунком, выполнять
объёмные композиции из пластилина и природного материала, будут знать
способы получения составных цветов, светлых и тёмных оттенков одного
цвета, иметь понятие о холодной и тёплой цветовых гаммах, научатся
работать кистью, карандашом, мелками, освоят новые способы создания
художественного образа и улучшат навыки лепки.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
Образовательные результаты данной программы могут быть
выявлены через критерии оценки выполнения творческой работы.
№ Ф.И.О.
ребёнка
Название
работы
Техника
исполнен
ия
Аккура
тность
Самост
оятельн
ость
- работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.
- работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
- работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
3
заверш
енност
ь
Итоговый контроль в форме выставки детского творчества.
Содержание программы.
Тематическое рисование.
Занятия тематического рисования ставят своей задачей развитие
художественных
способностей,
внимания,
зрительной
памяти,
эстетического вкуса, воспитание духовно эмоциональной чуткости,
гармоничного развития личности.
1 класс. 20 часов.
Тема 1: «Какого цвета осень».
Рисунок по представлению гуашью по цветному картону или окрашенной
альбомной бумаге, зарисовкам с прошлого занятия.
Тем 2: «Птичьи хлопоты»
Рисунок по представлению гуашью по цветному картону или окрашенной
альбомной бумаге.
Тема 3: «На что похоже?»
Работа в технике монотипии.
Тема 4: «Что творится на реке?»
Рисунок по работе с прошлого занятия акварелью.
Тема 5: Впечатления осени.
Общее панно с индивидуальными работами.
Тема 6: Первый снег.
Аппликация из ваты по предварительному рисунку.
Тема 7: Пернатые соседи.
Рисунок по памяти с использованием цветных мелков.
Тема 8: Какого цвета снег?
Оттенки белого. Заливки акварелью, размывы.
Тема 9: Зимние забавы.
Рисунок гуашью по работе прошлого урока.
Тема 10: Что за праздник, Новый год!
Рисунок по представлению.
Тема 11: Цирк.
Рисование по памяти или по представлению гуашью.
Тема 12: Кем мы будем?
Создание коллективного панно из работ учеников.
Тема 13: В каком доме ты живёшь?
Рисунок по памяти гуашью по цветному картону или заранее
окрашенной бумаге.
Тема 14: Я рисую друга (подругу).
Портрет акварелью.
Тема 15: Мы с другом любим поиграть…
4
Рисунок по представлению или по памяти с применением акварели и
гуаши.
Тема 16: Подарок мужчинам к празднику.
Изображаем воинов любых эпох по цветному картону гуашью.
Тема 17: Ждём весну - какая она?
Пейзаж в технике отпечатков мятой бумагой белилами по цветному
картону с последующей дорисовкой крон деревьев коричневой гуашью.
Тема 18: Верба.
Рисунок по цветному картону гуашью.
Тема 19: Мои лесные друзья.
Рисунок по представлению акварелью.
Тема 20: Весенние картинки с речки.
Пейзаж акварелью по представлению.
2 класс. 24 часа.
Тема 1: «Весёлые краски».
Знакомство с дополнительными цветами, понятием контраста,
выполнение рисунка заданной эмоциональной направленности.
Тем 2: «Золотая осень».
Рисунок по представлению гуашью по зарисовкам с прошлого занятия.
Тема 3: «Осенние хлопоты»
Рисунок по представлению гуашью по цветному картону или окрашенной
альбомной бумаге.
Тема 4: «Дорисуй, похожее!»
Работа в технике монотипии.
Тема 5: «С кем простимся до весны».
Рисунок по работе прошлого занятия.
Тема 6:«Я хочу с тобой поделиться…»
Рисунок по представлению.
Тема 7: Пейзаж «Настроение»
Рисунок по представлению.
Тема 8: В гостях у сказки.
Иллюстрирование русских народных сказок.
Тема9: Первый снег в ночи.
Овладение техникой «выкрывания» воском.
Тема 10: Мой пернатый друг.
Рисунок по памяти с использованием цветных мелков.
Тема 11: Зимушка-Зима
Оттенки белого. Создание выразительного рисунка без ярких цветов.
Тема 12: Где живёт дед мороз?
Рисунок по представлению.
Тема 13: Зрелища и мы.
Рисование по памяти или по представлению гуашью.
Тема 14: Кем мы будем - первый шаг к мечте.
5
Создание коллективного панно из работ учеников.
Тема 15: Дом-мечта.
Рисунок по памяти гуашью по цветному картону или заранее
окрашенной бумаге.
Тема 16: Автопортрет.
Портрет акварелью.
Тема 17: Если такое возможно…
Рисунок по представлению с применением акварели и гуаши.
Тема 18: Защитник отечества.
Изображаем воинов любых эпох по цветному картону гуашью.
Тема 19: Природа и человек.
Пейзаж в технике отпечатков мятой бумагой белилами по цветному
картону с последующей дорисовкой сюжета гуашью.
Тема 20: «Вслед за солнечным лучиком»
Рисунок по памяти
Тема 21: Праздник широкой масленицы.
Рисунок по представлению гуашью по цветному фону.
Тема 22: Весна и мы.
Рисунок по цветному картону гуашью.
Тема 23: Я хотел бы природе помочь вот чем…
Рисунок по представлению акварелью.
Тема 24: Вешние воды.
Пейзаж по работе прошлого занятия.
3 класс. 23 часа.
Тема 1: «Тепло – холодно».
Знакомство с тёплыми и холодными цветами, осознание их
эмоционального воздействия, понятием контраста, выполнение рисунка
заданной эмоциональной направленности.
Тем 2: «Осенний пейзаж».
Рисунок по представлению гуашью по зарисовкам с прошлого занятия.
Тема 3: «Осенний день – год кормит »
Рисунок по представлению гуашью по цветному картону или окрашенной
альбомной бумаге.
Тема 4: «Фантазии нам осень навевает…»
Работа в технике монотипии или кляксографии по выбору учащихся.
Тема 5: «Прощальный взгляд»
Рисунок по работе с прошлого занятия акварелью.
Тема 6: Лесные зарисовки
Рисунок по цветному картону.
Тема 7 «Деревенский этюд»
Рисунок по представлению с использованием предварительных зарисовок.
Тема 8: «Моя сказка»
Рисунок по представлению.
6
Тема 9: Моё зимнее настроение выглядит вот так…
Коллаж, знакомство с новым изобразительным приёмом.
Тема 10: Мы в ответе за них…
Рисунок по памяти с использованием цветных мелков.
Тема 11: Зимние сны наяву
Оттенки белого. Создание выразительного рисунка без ярких цветов.
Тема 12: Снежный городок
Рисунок по представлению.
Тема 13: Мои настроения бывают такими…
Рисование по памяти или по представлению гуашью.
Тема 14: Каким я хочу стать?
Автопортрет много лет тому вперёд.
Тема 15: Своё пространство
Рисунок по представлению на цветном картоне или заранее окрашенной
бумаге.
Тема 16: Мы с товарищем
Портрет акварелью.
Тема 17: «Если с другом вышел в путь…»
Рисунок по представлению с применением акварели и гуаши.
Тема 18:Защитник отечества.
Рисунок по представлению.
Тема 19: Весенние происшествия
Пейзаж по сырой бумаге.
Тема 20: Моё впечатление праздника широкой масленицы
Рисунок по представлению.
Тема 21: Весточки весны
Рисунок по цветному картону.
Тема 22. Весенние радости в лесных чертогах
Пейзаж по представлению.
Тема 23 Зарисовки о весне
Пейзаж, техника на выбор.
4 класс. 9 часов.
Тема 1: Нюансы осенней палитры».
Знакомство с оттенками цветов, изучение богатства палитры оттенков
каждого цвета, способов получения нужных оттенков.
Тем 2: «Лесные сказки».
Рисунок по представлению гуашью по зарисовкам с прошлого занятия.
Тема 3: «Фантазии, навеянные осенним разнообразием состояний
природы»
Рисунок по представлению в технике акварельной живописи
Тема 4: «Если бы Зима была живым существом, то она выглядела бы
вот так…»
Работа по представлению гуашью.
7
Тема 5: «Акварели на снегу».
Создание выразительного рисунка без ярких цветов. Работа акварелью.
Тема 6: «Настроение природы- это и моё настроение».
Рисование по представлению с использованием предварительных
зарисовок.
Тема 7 «Я буду таким, как…»
Рисунок по представлению
Тема 8: «Вместе весело шагать…»
Портрет человека, с которого я беру пример в жизни.
Тема 9: Размышления о весне.
Рисунок по представлению.
Декоративное рисование.
На этих занятиях дети овладевают азами художественно-образного
языка декоративного искусства, развивают чувство ритма, периодичности
цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета.
1 класс 7 часов.
Тема 1: Узоры на стекле.
Рисунок по цветному картону жёсткой кистью белилами.
Тема 2: Белые пушинки - хрупкие снежинки!
Вырезание из белой бумаги снежинок и наклеивание на работу прошлого
занятия.
Тема 3: Сказочные птицы.
Мозаика из цветной бумаги.
Тема 4: Роспись филимоновской игрушки.
Роспись подготовленной фигурки с прошлого занятия в традиционной
технике филимоновской игрушки.
Тема 5 - 6: Открытка для мамы.
Выполнение открытки в технике граттажа.
Тема 7: « Писанки».
Роспись пасхального яйца гуашью в традиционной народной технике.
2 класс. 8 часов.
Тема 1: Узорные варежки
Рисунок по цветному картону.
Тема 2: Зимний узор.
Вырезание из белой бумаги снежинок и наклеивание на работу прошлого
занятия.
Тема 3: Сказочный лес.
Аппликация из ткани.
Тема 4: Роспись дымковской игрушки.
Роспись подготовленной фигурки с прошлого занятия в традиционной
технике дымковской игрушки.
Тема 5 - 6: Открытка для мамы.
8
Выполнение открытки из цветных салфеток.
Тема 7: «Птица - папагаль»
Роспись в стиле северодвинской росписи
Тема 8: Пасхальная открытка.
Аппликация из ткани.
3 класс. 8 часов.
Тема 1: Самый морозный узор
Узор в квадрате.
Тема 2: Силуэты зимы
Вырезание из белой бумаги силуэтов и наклеивание на цветной картон.
Тема 3: «Заколдован невидимкой…»
Аппликация из салфеток.
Тема 4: Мезенские лошадки.
Роспись тарелочки в стиле мезенской росписи.
Тема 5 - 6: Сюрприз для мамы
Выполнение вазочки в технике Папье-маше и её роспись.
Тема 7: Птичья круговерть.
Роспись тарелочки в стиле городецкой росписи.
Тема 8: Пасхальные хлопоты.
Изготовление подставки для яйца, роспись пасхального яйца.
4 класс. 5 часов.
Тема 1: Сервиз для Деда Мороза.
Беседа о гжели. Составление орнамента по заданной теме, подбор
элементов.
Тема 2: «Удивительный узор».
Вырезание из белой бумаги элементов орнамента и наклеивание на
цветной картон.
Тема 3: Сюрприз для мамы
Роспись тарелочки в выбранном стиле мезенской, городецкой или
пермогорской росписи.
Тема 4: Жар-птица.
Роспись тарелочки в стиле хохломской росписи.
Тема 5: Идеи для пасхального праздника.
Изготовление подставки для яйца, упаковок для пасхальных сюрпризов и
роспись пасхального яйца.
Рисование с натуры.
Эти занятия способствуют формированию осознанного восприятия
окружающего мира, развивают наблюдательность, внимание. Важно
создать атмосферу заинтересованности, желания работать, наблюдать,
обеспечить комфортные условия для работы: твёрдая основа с надёжно
9
закреплённым листом бумаги или картона, минимум материала (мелки,
карандаш).
1 класс. 10 часов.
Тема 1 « В гостях у осени»
Быстрые зарисовки на пленере простым карандашом.
Тема 2:«Что творится на реке?»
Работа на пленере цветными мелками.
Тема 3:«Как живут деревья?»
Работа на пленере, изображение голых веток по светлому картону
восковыми мелками.
Тема 4: В ожидании зимы.
Работа на пленере простым карандашом по светлому картон в технике
быстрых зарисовок.
Тема 5: Какие бывают снежинки.
Наблюдения на пленере, быстрые зарисовки по белой бумаге простым
карандашом.
Тема 6 -7: Наши мечты о лете.
Работа на пленере восковыми мелками по плотной бумаге.
Тема 8: «В мягких муравках у нас…»
Наблюдения за жизнью насекомых, быстрые зарисовки восковыми
мелками.
Тема9: Апрель с водой, май с травой!
Наблюдения за весенней рекой, зарисовки простым карандашом.
Тема 10: Скоро птицы прилетят!
Наблюдения за птицами, быстрые зарисовки цветными мелками.
2 класс. 10 часов.
Тема 1: «По осенним тропкам».
Быстрые зарисовки на пленере.
Тема 2: «С кем простимся до весны?»
Работа на пленере цветными мелками.
Тема 3: Мой край родной.
Работа на пленере простым карандашом по светлому картону в
технике быстрых зарисовок.
Тема 4:«У природы нет плохой погоды»
Изображение деревьев разных пород.
Тема 5: Какие бывают снежинки.
Наблюдения на пленере, быстрые зарисовки по белой бумаге простым
карандашом.
Тема 6: А к нам «грачи прилетели»?
Наблюдения за птицами, быстрые зарисовки цветными мелками.
Тема 7-8: Ощущения лета.
Работа на пленере восковыми мелками по плотной бумаге.
10
Тема 9: «Кто к нам летом погостить?»
Наблюдения за жизнью насекомых, быстрые зарисовки восковыми
мелками.
Тема10: Журчат ручьи?
Этюдные зарисовки пейзажа акварелью кисти по окрашенной бумаге.
3 класс. 10 часов.
Тема 1: Наброски осенней природы
Зарисовки простым карандашом.
Тема 2: «Прощальный взгляд »
Зарисовки простым карандашом.
Тема 3: «Деревенский этюд».
Работа на пленере простым карандашом по светлому картон в технике
быстрых зарисовок.
Тема 4: Зарисовки на пленере
Наблюдения на пленере, быстрые зарисовки по белой бумаге простым
карандашом.
Тема 5: Силуэты зимы
Наблюдения и быстрые зарисовки цветными мелками.
Тема 6 Птичья круговерть
Наблюдения за птицами, быстрые зарисовки.
Тема7: Зарисовки о весне
Наблюдения за весенней рекой, зарисовки.
Тема8-9: Скоро лето
Работа на пленере.
Тема10 Посланники лета
Наблюдения, зарисовки.
4 класс. 7 часов.
Тема 1: Нюансы осенней палитры.
Зарисовки на пленэре.
Тема 2: «Финальные аккорды осени»
Зарисовки простым карандашом.
Тема 3: Этюды
Зарисовки с натуры природы.
Тема 4: «Весенний пленер».
Наблюдения за птицами, быстрые зарисовки.
Тема 5: «Весенний пленер».
Наблюдения на пленере, быстрые зарисовки цветными мелками.
Тема 6: «Весенний пленер».
Наблюдения за весенней рекой, зарисовки.
Тема 7:«Моё лето»
Наблюдения, зарисовки.
11
Художественный труд. (Работа с природным материалом. Лепка)
Эти
занятия
способствуют
развитию
сенсомоторики,
совершенствуют координацию движений, развивают воображение,
творческую фантазию.
1 класс. 6 часов.
Тема 1: Зимний хоровод.
Изготовление сувенира из шишек и бересты.
Тема 2: Пушистый друг.
Аппликация из пуха рогоза.
Тема 3: Птичьи домишки
Поделки из природного материала: шишек, травинок, веточек и
пластилина.
Тема 4: Лепим любимых животных в стиле филимоновской игрушки.
Лепка из белого пластилина или оконной замазки.
Тема 5: Герою-воину.
Лепка из пластилина эскиза для памятника.
Тема 6: «В мягких муравках у нас…»
Аппликация из пластилина по цветному фону имитирующему траву.
2 класс. 9 часов.
Тема 1: «Калейдоскоп».
Аппликация из природного материала.
Тема2: «Лыжники» .
Изготовление аппликации из природного материала
Тема 3: Зимнее чудо.
Изготовление сувенира из шишек и бересты.
Тема 4:Зверьё моё.
Аппликация из бересты.
Тема 5: Чудо-цветок.
Поделки из природного материала: шишек, травинок, веточек, бересты и
пластилина.
Тема 6: Лепим любимых животных в стиле дымковской игрушки.
Лепка из белого пластилина или оконной замазки.
Тема 7: Подвиг.
Лепка из пластилина фигурок солдат времён ВОВ, сборка панорамы боя
по представлению.
Тема 8: «Кто к нам летом погостить?»
Аппликация из пластилина.
Тема 9: Пластилиновое лето.
Лепка, пластилин, стек, клеёнка, кусочек картона.
3 класс. 9 часов.
12
Тема 1: «Осенний букет»
Аппликация из осенних листьев по цветному картону.
Тема2: Таёжный сувенир
Изготовление объёмной композиции из природного материала.
Тема 3: Удивительные ёлки
Изготовление сувенира из шишек и бересты.
Тема 4: Портрет лесного жителя
Аппликация из бересты и осенних листьев.
Тема 5: Пластилиновый зоопарк.
Лепка.
Тема 6: Кораблики.
Поделки из природного материала.
Тема 7: Разговор о войне.
Лепка из пластилина фигурок солдат времён ВОВ, сборка панорамы боя по
представлению.
Тема 8: Летний натюрморт
Аппликация из пластилина.
Тема 9:Каждый сверчок знай свой шесток!
Лепка, пластилин, стек, клеёнка, кусочек картона.
4 класс. 9 часов.
Тема 1: «Осенний пейзаж»
Аппликация из осенних листьев по цветному картону.
Тема2: «Уснувшая тайга»
Изготовление объёмной композиции из природного материала.
Тема 3: «Удивительный мир».
Аппликация из природного материала.
Тема 4: Пластилиновый мир.
Лепка.
Тема 5: Коллаж.
Поделки из природного материала.
Тема 6: барельеф о войне.
Лепка из пластилина в стиле барельефа.
Тема 7: Летний пейзаж.
Аппликация из пластилина.
Экскурсии.
Прогулки и экскурсии расширяют представления детей,
совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные
явления, ощущать себя как часть окружающего мира и сохранять
целостность
восприятия.
Общение
с
природой
вырабатывает
необходимость бережного отношения к окружающей среде.
1 класс. 17 часов.
Тема 1: «Птичьи хлопоты»
13
Экскурсия, наблюдения за жизнью птиц.
Тема 2:«На что похоже?»
Игра на развитие наблюдательности на свежем воздухе.
Тема3: В мастерской художницы зимы.
Наблюдения на природе за зимними изменениями в природе.
Тема 4: Птицы зимой.
Наблюдения за жизнью птиц на улицах, кормление.
Тема 5. «Снежная кутерьма»
Игры на свежем воздухе.
Тема 6: Как наш народ ждёт Новый год?
Экскурсия по зимним улицам посёлка.
Тема 7: Человек и его профессия.
Прогулка возле близлежащих учреждений и беседа о людях, там
работающих.
Тема 8: Какие бывают дома?
Прогулка по окрестностям.
Тема9: Кому мы можем помочь?
Прогулка с целью кормления птиц.
Тема10: Кто он - воин?
Экскурсия к памятнику воинам – верхнекетцам, беседа о подвигах во время
ВОВ.
Тема11: Предчувствие весны.
Прогулка по окрестностям школы.
Тема12: Как просыпается природа?
Прогулка с целью наблюдения.
Тема 13: Пасха.
Беседа о празднике светлой пасхи и прогулка к церкви.
Тема 14: Птичьи хлопоты.
Экскурсия по окрестностям, сбор сухих травинок, веточек, наблюдения за
птицами.
2 класс. 17 часов.
Тема 1: «Осенние хлопоты»
Экскурсия, наблюдения за окружающей жизнью, беседа об осенних
заботах животных.
Тема 2: «Найди похожее»
Игра на развитие наблюдательности на свежем воздухе.
Тема 3: «Осеннее настроение»
Наблюдения на природе
Тема 4: Осенние гостинцы
Экскурсия по осенним улицам, сбор листьев, веточек и др. выкладывание
принесенного материала для просушки.
Тема 5: Навестим друзей.
Экскурсия по осенним улицам, наблюдения за жизнью птиц.
Тема 6: Зимняя прогулка.
14
Наблюдения на природе за зимними изменениями в природе.
Тема 7: «…Хорошо ли метели лесные тропы замели?»
Наблюдение на пленере, зимние игры.
Тема 8: Предчувствие праздника.
Экскурсия по зимним улицам посёлка.
Тема 9: Кем мы будем первый шаг к мечте.
Прогулка возле близлежащих учреждений и беседа о людях, там
работающих.
Тема 10: Красивый дом –какой он?
Прогулка по окрестностям.
Тема 11: Где рождается сказка?
Прогулка с целью кормления птиц.
Тема 12: Защитник отечества.
Экскурсия к памятнику воинам – верхнекетцам, беседа о защитниках
отечества.
Тема 13: Весна не за горами.
Прогулка по окрестностям школы.
Тема 14: Весна и мы.
Прогулка с целью наблюдения.
Тема 15: «Вслед за солнечным лучиком»
Игра на развитие наблюдательности.
Тема 16: Пасхальные традиции.
Беседа о празднике светлой пасхи и прогулка к церкви.
Тема 17:Чудо-цветы.
Экскурсия по окрестностям, сбор сухих травинок, веточек, наблюдения за
птицами.
3 класс. 17 часов.
Тема 1: «Осенний день – год кормит»
Экскурсия с целью наблюдения за осенней природой.
Тема 2: «Фантазии нам осень навевает…»
Экскурсия, наблюдения за окружающей жизнью, беседа об осенних
заботах животных.
Тема 3: «За что поэты осень любят?»
Экскурсия по осенним улицам, сбор листьев, веточек и др. выкладывание
принесенного материала для просушки.
Тема 4«Закладки на память»
Экскурсия по осенним улицам, сбор листьев, веточек и др. выкладывание
принесенного материала для просушки, (пакет, старая книжка)
Тема 5: Мы в ответе за них…
Наблюдения за жизнью птиц на улицах.
Тема6: Зимние сны наяву
Наблюдения на природе за зимними изменениями в природе.
Тема 7: «Мороз не велик, но стоять не велит!»
Игры на свежем воздухе.
15
Тема 8: Снежный городок
Прогулка по зимним улицам посёлка.
Тема 9: Нас окружают разные люди.
Прогулка, наблюдения за людьми.
Тема 10: Своё пространство
Экскурсия по зимним улицам посёлка.
Тема 11: «Заколдован невидимкой…»
Прогулка с целью наблюдения за жизнью природы.
Тема 12: Защитник отечества.
Экскурсия к обелиску на ул. Гагарина.
Тема13: Весенние происшествия
Прогулка по окрестностям школы, наблюдения.
Тема14: Весточки весны
Прогулка с целью наблюдения.
Тема15: Пасхальные вести.
Беседа о празднике светлой пасхи и прогулка к церкви.
Тема16: Кораблики
Тема 17: Пасхальные традиции.
«спуск флотилии на воду»
4 класс. 6 часов.
Тема 1: «Пора запасаться!»
Экскурсия с целью наблюдения за наблюдения за окружающей жизнью
осенью, зарисовки.
Тема 2: Нам не сложно им помочь.
Наблюдения за жизнью птиц на улицах.
Тема 3: «У зимы свои забавы!»
Игры на свежем воздухе.
Тема 4: «Уж дух праздника в воздухе витает…»
Прогулка по зимним улицам посёлка.
Тема 5: «Какой мир мы создадим, в таком и будем жить».
Прогулка по окрестностям, наблюдения.
Тема 6: Защитник отечества.
Экскурсия к обелиску, беседа.
Содержание программы разделено на четыре блока. У каждого блока
своя тематика, которая привязана к смене времен года. Это позволяет
ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни,
почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и
неравнодушным к миру вокруг.
Тематика блоков в каждом классе усложняется и углубляется. В
первом классе темы предполагают больше созерцание, наблюдение, во
втором и в третьем – анализ происходящего, в четвертом – сознаем свое
место в этом мире, свою роль в нем. Созидание и творческая деятельность
16
на протяжении всего курса выступает как основной инструмент в
достижении поставленных целей и задач.
Темы для занятий внутри блока выстроены по тому же принципу
сквозного тематического планирования и усложняются в каждом классе, т.е.
взятая в первом классе тема в следующем раскрывается более глубоко и
ставит более сложные воспитательные задачи. Неформальному изучению
темы способствует и то, что каждая рассчитана на два занятия: аудиторное
занятие, на котором дети выполняют творческую работу, является
логическим продолжением пленера, прогулки или экскурсии.
17
Тематическое планирование.
1 класс.
№
Тема
Форма
занятия
Оборудовани Вид
е
деятельнос
ти
1 четверть. Вокруг нас осень
1
«В гостях у осени» Рисование с светлый
натуры на картон,
пленере
восковые
мелки,
твёрдая
основа для
листа.
2
«Какого
цвета Тематическ гуашь,
осень»
ое
цветной не
рисование
глянцевый
картон или
окрашенная
альбомная
бумага,
кисти,
краски,
баночка
с
водой.
3
«Птичьи хлопоты» Экскурсия Пакет
с
кормом для
птиц.
18
зарисовки
Ч дата
а
с
ы
1
Рисунок по 1
представле
нию
наблюдени 1
я
за
жизнью
птиц
4
«Птичьи хлопоты» Тематическ
ое
рисование
5
«На что похоже?»
Экскурсия
6
«На что похоже?»
Тематическ
ое
рисование
7
«Что творится на Рисование с
реке?»
натуры на
пленере
8
«Что творится на Тематическ
реке?»
ое
рисование
9
«Как
живут Рисование с
осенью.
гуашь,
Рисунок по 1
цветной не представле
глянцевый
нию
картон или
окрашенная
альбомная
бумага,
кисти,
краски,
баночка
с
водой.
Игра
на 1
развитие
наблюдател
ьности на
свежем
воздухе.
гуашь,
Монотипия 1
альбомная
бумага,
кисти,
краски,
баночка
с
водой.
светлый
зарисовки
1
картон,
восковые
мелки,
твёрдая
основа для
листа.
работа
с Рисунок по 1
прошлого
работе
с
занятия,
прошлого
основные
занятия
цвета,
акварель,
палитра,
кисти,
баночка
с
водой, лист
бумаги.
светлый
изображени 1
19
деревья?»
натуры на картон,
пленере
восковые
мелки,
твёрдая
основа для
листа.
10 Впечатления
Тематическ Картон
осени
ое
синий
и
рисование
коричневый
гуашь,
баночка
с
водой, кисти
2 четверть. Вокруг нас красота зимы.
1
В ожидании зимы Рисование с простой
натуры на карандаш,
пленере
картон
2
Первый снег
Тематическ Вата, картон,
ое
гуашь,
рисование
кисти,
баночка
с
водой, клей
ПВА
3
Птицы зимой
экскурсия
корм
для
птиц.
4
5
6
7
е
голых
веток
Общее
1
панно
с
индивидуал
ьными
работами
Изображен
ие
голых
деревьев
Аппликаци
я из ваты
по
предварите
льному
рисунку
Наблюдени
я
за
жизнью
птиц
на
улицах
Пернатые соседи
Тематическ бумага
Рисунок по
ое
плотная, или памяти
рисование
картон,
восковые
мелки
«Снежная
прогулка
Лопатки,
Наблюдени
кутерьма»
санкие
на
ледянки.
пленере,
зимние
игры.
Какого цвета снег? Тематическ акварель,
Оттенки
ое
кисти,
белого,
рисование
баночка
с заливка
водой,
цветом
бумага.
Зимние забавы.
Тематическ Гуашь,
Рисунок по
ое
работа
работе
20
1
1
1
1
1
1
1
рисование
8
9
10
11
12
13
прошлого
урока, кисть,
баночка
с
водой.
В
мастерской экскурсия
Лопатки,
художницы-зимы
санкиледянки.
Узоры на стекле.
Декоративн серая бумага,
ое
2-3
цвета
рисование
гуаши,
жёсткая
кисть.
Какие
бывают Рисование с бумага,
снежинки
натуры
простой
карандаш
Белые пушинки - Декоративн ножницы,
хрупкие
ое
бумага
снежинки!
рисование
белая,
цветной
картон, клей.
Зимний хоровод
Работа
с Заготовки из
природным бересты,
материалом шишки,
пластилин,
краски
Как наш народ Экскурсия
ждёт Новый год?
прошлого
урока
Наблюдени 1
я
на
пленере
Рисунок по 1
представле
нию или по
памяти
Наблюдени 1
я
на
пленере,
быстрые
зарисовки.
Вырезание 1
из бумаги.
Изготовлен 1
ие
сувенира из
шишек
и
бересты.
Прогулка
1
по зимним
улицам
посёлка.
Рисунок по 1
представле
с нию
14
Что за праздник, Тематическ акварель,
Новый год!
ое
кисти,
рисование
баночка
водой,
бумага.
3 четверть. Мы и люди вокруг.
1
Цирк
Тематическ бумага,
Рисование 1
ое
краски
по памяти
рисование
гуашь,
акварель,
баночка
с
водой, кисти.
2
Человек и его Экскурсия
Прогулка у 1
21
профессия.
3
4
5
6
7
8
близлежащ
их
учреждени
й и беседа
о
профессиях
Создание
1
коллективн
ого панно.
Кем мы будем?
Тематическ бумага,
ое
карандаш,
рисование
восковые
мелки,
шаблон
фигуры
человека,
основа для
панно.
Какие
бывают Экскурсия
Прогулка
дома?
по
окрестност
ям,
наблюдени
я
В каком доме ты Тематическ бумага,
Рисунок по
живёшь?
ое
карандаш,
памяти.
рисование
гуашь,
баночка
с
водой, кисти.
Пушистый друг
Работа
с клей ПВА, Аппликаци
природным цветной
я из рогоза
материалом картон,
шаблон
фигурки
котенка,
щенка.
Кому мы можем экскурсия
Корм
для Прогулка с
помочь?
птиц.
целью
кормления
птиц.
Сказочные птицы. Декоративн клей,
Мозаика из
ое
цветная
цветной
рисование
бумага,
бумаги
цветной
картон для
основы,
черный
22
1
1
1
1
1
9
10
11
12
13
14
15
фломастер,
шаблон.
Я рисую друга Тематическ бумага,
Портрет
(подругу)
ое
гуашь,
рисование
кисти,
баночка
с
водой.
Мы
с
другом Тематическ бумага,
Рисунок по
любим поиграть… ое
акварель,
представле
рисование
кисти,
нию или по
баночка
с памяти.
водой.
Кто он - воин?
Экскурсия
Экскурсия
к
памятнику
воинам –
верхнекетц
ам, беседа.
Подарок
Тематическ цветной
Изображае
мужчинам
к ое
картон,
м воинов
празднику.
рисование
гуашь,
любых
кисти,
эпох.
баночка
с
водой
Лепим любимых Лепка
белый
Лепка
животных в стиле
пластилин
филимоновской
или замазка,
игрушки.
стек,
клеёнка,
тряпочка
Роспись
Декоративн фигурки
с Роспись
филимоновской
ое
прошлого
игрушки
рисование
занятия,
гуашь,
кисти,
баночка
с
водой.
Открытка
для Декоративн открытка,
Подготовка
мамы
ое
восковая
основы для
рисование
свеча, чёрная открытки в
тушь, гуашь, технике
клей, светлая граттаж.
бумага
по
величине
23
1
1
1
1
1
1
1
16
17
открытки,
кисть.
Открытка
для Декоративн подготовлен
мамы
ое
ная основа,
рисование
шаблон, стек
или тонкая
палочка.
Предчувствие
экскурсия
весны
завершение 1
работы
в
технике
граттаж.
Прогулка
1
по
окрестност
ям школы,
наблюдени
я
18 Ждём весну - Тематическ белила,
Пейзаж,
1
какая она?
ое
цветной
техника
рисование
картон,
отпечатков
коричневая
мятой
гуашь.
бумагой
19 Скоро
птицы Рисование с белая
Наблюдени 1
прилетят!
натуры
бумага,
я
за
основа под птицами,
лист,
быстрые
восковые
зарисовки.
мелки.
4 четверть. Какого цвета весна и лето
1
Как просыпается экскурсия
Прогулка с 1
природа?
целью
наблюдени
я.
2
Верба.
Тематическ гуашь,
Рисунок по 1
ое
цветной
цветному
рисование
картон,
картону
баночка
с
водой.
3
Пасха
экскурсия
Косынки
Беседа
и 1
девочкам и прогулка к
деньги
на церкви.
свечку.
4
Писанки.
Декоративн яйцо, гуашь, Роспись
1
ое
кисти,
яйца
рисование
баночка
с
водой.
5
Мои
лесные Тематическ акварель,
Рисунок по 1
друзья
ое
кисти,
представле
24
рисование
8
бумага,
баночка
с
водой.
Апрель с водой, Рисование с бумага,
май с травой!
натуры
карандаш,
твёрдая
основа для
листа.
Весенние
Тематическ акварель,
картинки с речки. ое
кисти,
рисование
бумага,
баночка
с
водой
Птичьи хлопоты.
Экскурсия Пакет.
9
Птичьи домишки.
10
Герою-воину
11
Наши
лете.
мечты
12
Наши
лете.
мечты
6
7
Работа
с шишки,
природным травинки,
материалом веточки,
пластилин,
картон.
Лепка
пластилин,
стек, кусок
картона,
клеёнка.
о Рисование с восковые
натуры
мелки,
бумага,
твёрдая
основа.
о Рисование с восковые
натуры
мелки,
бумага,
твёрдая
основа.
25
нию.
Наблюдени 1
я
за
весенней
рекой,
зарисовки.
Пейзаж
1
Экскурсия 1
по
окрестност
ям,
сбор
сухих
травинок,
веточек,
наблюдени
я
за
птицами.
Поделки из 1
природного
материала.
Лепка
1
Работа на 1
пленере.
Работа на 1
пленере.
13
14
В
мягких Рисование с бумага,
муравках у нас…
натуры
твёрдая
основа,
восковые
мелки.
В
мягких Лепка
пластилин,
муравках у нас…
стек,
клеёнка,
кусочек
картона.
Наблюдени 1
я
за
жизнью
насекомых,
зарисовки.
Лепка
1
6
0
Тематическое планирование.
2 класс.
№ Тема
Форма
занятия
Оборудовани Вид
е
деятельност
и
1 четверть. Снова осень к нам пришла.
1 Весёлые краски Тематичес альбомная
Знакомство
кое
бумага,
с
26
Ча дата
сы
1
рисование
2
3
4
кисти,
краски,
баночка
водой
дополнител
ьными
с цветами,
организация
рабочего
места,
рисунок
акварелью.
зарисовки
1
«По
осенним Рисование светлый
тропкам»
с натуры картон,
на пленере восковые
мелки,
твёрдая
основа для
листа.
«Золотая осень» Тематичес гуашь,
кое
цветной не
рисование глянцевый
картон или
окрашенная
альбомная
бумага,
кисти,
краски,
баночка
с
водой.
«Осенние
Экскурсия Пакет для
хлопоты»
сбора
природного
материала.
5
«Осенние
хлопоты»
Тематичес
кое
рисование
6
«Найди
похожее»
Экскурсия
Рисунок по 1
представлен
ию
наблюдения 1
за
окружающе
й
жизнью
осенью.
гуашь,
Рисунок по 1
цветной не представлен
глянцевый
ию
картон или
окрашенная
альбомная
бумага,
кисти,
краски,
баночка
с
водой.
Пакет для Игра
на 1
сбора
развитие
27
материала
наблюдател
ьности
на
свежем
воздухе.
7 «Дорисуй
Тематичес гуашь,
Работа
в 1
похоже !»
кое
альбомная
технике
рисование бумага,
монотипии
кисти,
с
краски,
последующе
баночка
с й
водой.
дорисовкой
8 «С
кем Рисование светлый
зарисовки
1
простимся
до с натуры картон,
весны?»
на пленере восковые
мелки,
твёрдая
основа для
листа.
9 «С
кем Тематичес Работа
с Рисунок
1
простимся
до кое
прошлого
весны?»
рисование занятия,
гуашь,
кисти,
баночка
с
водой.
10 «Осеннее
Экскурсия
Наблюдения 1
настроение»
на природе
11 Калейдоскоп
Работа
с Цветной
Аппликация 1
природным картон,
материало клей, сухие
м
осенние
листья
12 Осенние
экскурсия пакет,
Экскурсия
1
гостинцы
старая
по осенним
книжка
улицам,
сбор
листьев,
веточек
и
др.
выкладыван
ие
принесенно
го
материала
28
для
просушки.
13 «Я хочу с тобой Тематичес гуашь,
Рисунок по
поделиться…»
кое
цветной не представлен
рисование глянцевый
ию
картон или
окрашенная
альбомная
бумага,
кисти,
краски,
баночка
с
водой.
14 «У природы нет Рисование светлый
Изображени 1
плохой погоды» с натуры картон,
е деревьев
на пленере восковые
разных
мелки,
пород
твёрдая
основа для
листа.
15 Пейзаж
Тематичес акварель,
Рисунок по 1
«Настроение»
кое
палитра,
представлен
рисование кисти,
ию
баночка
с
водой, лист
бумаги.
16 В
гостях
у Тематичес Альбомная Иллюстриро
сказки
кое
бумага,
вание
рисование гуашь,
русских
баночка
с народных
водой,
сказок
кисти
2 четверть. Круговерть зимы.
1 Мой
край Рисование простой
пейзаж
1
родной
с натуры карандаш,
на
картон
пленере
2
Первый снег в Тематиче воск, картон, Овладение
1
ночи
ское
гуашь, кисти, техникой
рисование баночка
с «выкрывани
водой, клей я воском»
ПВА
3 Навестим друзей экскурсия корм
для Наблюдения 1
птиц,
за жизнью
29
4
5
кормушки из
подручного
материала.
Мой пернатый Тематиче бумага
друг
ское
плотная, или
рисование картон,
восковые
мелки
«…Хорошо ли прогулка Лопатки,
метели лесные
санкитропы замели?»
ледянки.
6
Зимушка-Зима
Тематиче
ское
рисование
7
«Лыжники»
аппликация
Работа с
природны
м
материало
м
8
Зимняя прогулка экскурсия
9
Узорные
варежки
Декорати
вное
рисование
10 Зимние
наброски.
Рисование
с натуры
11 Зимний узор.
Декорати
вное
рисование
12 Зимнее чудо.
Работа с
природны
птиц
улицах
на
Рисунок по 1
памяти
Наблюдение 1
на пленере,
зимние
игры.
акварель,
Создание
1
кисти,
выразительн
баночка
с ого рисунка
водой,
без
ярких
бумага.
цветов
Кусок
Изготовлен 1
бересты,
ие
клей,
аппликации
засушенные из
листья,
природного
веточки,
материала
кисть, лист
плотного
картона,
тряпочка.
Лопатки,
Наблюдения 1
санкина пленере
ледянки.
Цветной
Рисунок по 1
картон,
представлен
гуашь, кисть. ию или по
памяти
бумага,
Наблюдения 1
простой
на пленере,
карандаш
быстрые
зарисовки.
ножницы,
Вырезание
1
бумага белая, из бумаги.
цветной
картон, клей.
Заготовки из Изготовлен 1
бересты,
ие сувенира
30
13 Предчувствие
праздника
м
шишки,
материало пластилин,
м
краски
Экскурси
я
из шишек и
бересты.
Прогулка по 1
зимним
улицам
посёлка.
Рисунок по 1
представлен
с ию
14 Где живёт дед Тематиче акварель,
мороз?
ское
кисти,
рисование баночка
водой,
бумага.
3 четверть. О людях и о себе...
1 Зрелища и мы.
Тематиче бумага,
ское
краски
рисование гуашь,
акварель,
баночка
с
водой, кисти.
2 Кем мы будем Экскурси
первый шаг к я
мечте.
3
4
5
6
Рисование
по памяти
1
Прогулка у 1
близлежащи
х
учреждений
и беседа о
профессиях
Создание
1
коллективно
го панно.
Кем мы будем: Тематиче бумага,
первый шаг к ское
карандаш,
мечте.
рисование восковые
мелки,
шаблон
фигуры
человека,
основа
для
панно.
Красивый дом – Экскурси
Прогулка по 1
какой он?
я
окрестностя
м,
наблюдения
Дом-мечта.
Тематиче бумага,
Рисунок по 1
ское
карандаш,
памяти.
рисование гуашь,
баночка
с
водой, кисти.
Зверьё моё.
Работа с клей
ПВА, Аппликация 1
31
природны
м
материало
м
7
Где рождается
сказка?
8
Сказочный лес.
9
Автопортрет.
10 Если
такое
возможно…
11 Защитник
отечества.
12 Защитник
отечества.
13 Лепим любимых
животных
в
стиле
дымковской
игрушки.
цветной
из бересты.
картон,
шаблоны
лесных
зверей
нашего края,
береста.
экскурсия Корм
для Прогулка с
птиц.
целью
наблюдения
за жизнью
природы
Декорати клей,
Аппликация
вное
цветной
из ткани.
рисование картон
для
основы,
цветные
лоскутки,
шаблоны
деталей.
Тематиче бумага,
Рисунок по
ское
гуашь, кисти, памяти
рисование баночка
с
водой.
Тематиче бумага,
Рисунок по
ское
акварель,
представлен
рисование кисти,
ию.
баночка
с
водой.
Экскурси
Экскурсия к
я
памятнику
воинам
–
верхнекетца
м, беседа.
Тематиче цветной
Изображаем
ское
картон,
воинов
рисование гуашь, кисти, любых эпох.
баночка
с
водой
Лепка
белый
Лепка
пластилин
или замазка,
стек,
клеёнка,
32
1
1
1
1
1
1
1
тряпочка
14 Роспись
Декорати фигурки
с
дымковской
вное
прошлого
игрушки
рисование занятия,
гуашь, кисти,
баночка
с
водой.
15 Открытка
для Декорати Плотный
мамы
вное
картон, лист
рисование белой
бумаги,
акварель,
кисть, клей.
16 Открытка
для Декорати цветные
мамы
вное
бумажные
рисование салфетки,
гуашь, клей,
кисть.
17 Весна
не за экскурсия
горами.
18 Природа
человек.
и Тематиче
ское
рисование
19 А к нам «грачи Рисование
прилетели»?
с натуры
20 «Птица
папагаль»
- Декорати
вное
рисование
21 «Вслед
солнечным
лучиком»
за экскурсия
22 «Вслед
солнечным
за Тематиче
ское
Роспись
1
Подготовка 1
основы для
открытки.
завершение
работы.
1
Прогулка по 1
окрестностя
м
школы,
наблюдения
Бумага,
Пейзаж,
1
кисти, гуашь. техника
отпечатков
мятой
бумагой
белая бумага, Наблюдения 1
основа под за птицами,
лист,
быстрые
восковые
зарисовки.
мелки.
гуашь,
Роспись в 1
баночка
с стиле
водой, кисть, северодвинс
разовая
кой росписи
картонная
тарелочка.
Игра
на 1
развитие
наблюдател
ьности
гуашь,
Рисунок по 1
баночка
с памяти
33
лучиком»
рисование водой, кисть,
разовая
картон
цветной
4 четверть. Зелёный шум.
1 Праздник
Тематиче гуашь, кисти,
широкой
ское
баночка
с
масленицы
рисование водой,
бумага
2 Весна и мы.
экскурсия
3
4
5
6
7
8
Весна и мы.
Тематиче гуашь,
ское
цветной
рисование картон,
баночка
с
водой.
Пасхальные
экскурсия Косынки
традиции.
девочкам и
деньги
на
свечку.
Пасхальные
Декорати Белый
открытки.
вное
плотный лист
рисование бумаги,
цветная
бумага,
2
лоскутка
ткани, клей,
сухоцветы
или
искусственн
ые цветы.
Я
хотел
бы Тематиче акварель,
природе помочь ское
кисти,
вот чем…
рисование бумага,
баночка
с
водой.
Журчат ручьи?
Рисование бумага,
с натуры карандаш,
твёрдая
основа
для
листа.
Вешние воды.
Тематиче акварель,
34
Рисунок по 1
представлен
ию.
Прогулка с 1
целью
наблюдения
.
Рисунок по 1
цветному
картону
Беседа
прогулка
церкви.
и 1
к
Выполнение 1
аппликации
Рисунок по 1
представлен
ию.
Наблюдения 1
за весенней
рекой,
зарисовки.
Пейзаж
1
9
Чудо-цветы.
10 Чудо-цветок.
11
12
13
14
15
ское
кисти,
рисование бумага,
баночка
водой
Экскурси Пакет.
я
Работа с
природны
м
материало
м
Лепка
с
шишки,
травинки,
веточки,
пластилин,
береста.
Подвиг.
пластилин,
стек, кусок
картона,
клеёнка.
Ощущения лета. Рисование восковые
с натуры мелки,
бумага,
твёрдая
основа.
Ощущения лета. Рисование восковые
с натуры мелки,
бумага,
твёрдая
основа.
Пластилиновое
Лепка.
пластилин,
лето.
стек,
клеёнка,
кусочек
картона
Кто к нам летом Рисование бумага,
погостить?
с натуры твёрдая
основа,
восковые
мелки.
35
Экскурсия
1
по
окрестностя
м,
сбор
сухих
травинок,
веточек,
наблюдения
за птицами.
Поделки из 1
природного
материала.
Лепка
1
Работа
на 1
пленере.
Работа
на 1
пленере.
Лепка.
1
Наблюдения 1
за жизнью
насекомых,
зарисовки.
16 Кто к нам летом Лепка
погостить?
пластилин,
стек,
клеёнка,
кусочек
картона.
Лепка
1
68
Тематическое планирование.
3 класс.
№ Тема
Форма
занятия
1 четверть. Осенняя дрёма.
1 «Тепло
– Тематиче
холодно»
ское
рисовани
е
2
Наброски
осенней
природы
3
«Осенний
пейзаж»
Оборудование Вид
Ч дата
деятельности а
с
ы
альбомная
бумага, кисти,
краски,
баночка
с
водой
Рисовани Плотная
е
с бумага,
натуры на карандаш
пленере
простой,
твёрдая
основа
для
листа.
Тематиче гуашь, работа
ское
с
прошлого
рисовани занятия,
е
кисти, краски,
баночка
с
водой.
36
Теплые
и 1
холодные
цвета
зарисовки
1
Рисунок по 1
представлен
ию
4
«Осенний день – Экскурси
год кормит»
я
Пакет
для
сбора
природного
материала,
бумага,
карандаш.
5 «Осенний день – Тематиче гуашь,
год кормит»
ское
цветной
не
рисовани глянцевый
е
картон
или
окрашенная
альбомная
бумага, кисти,
краски,
баночка
с
водой.
6 «Фантазии нам Экскурси Пакет
для
осень
я
сбора
навевает…»
материала
7 «Фантазии нам Тематиче гуашь,
осень
ское
альбомная
навевает…»
рисовани бумага, кисти,
е
краски,
баночка
с
водой.
8 «Прощальный
Рисовани Плотная
взгляд»
е
с бумага,
натуры на карандаш
пленере
простой,
твёрдая
основа
для
листа.
9 «Прощальный
Тематиче работа
с
взгляд»
ское
прошлого
рисовани занятия,
е
основные
цвета,
акварель,
палитра,
кисти,
баночка
с
водой,
лист
бумаги.
10 «За что поэты Экскурси пакет, старая
37
наблюдения 1
за
окружающе
й
жизнью
осенью,
зарисовки
Рисунок по 1
представлен
ию
с
использован
ием
предварител
ьных
зарисовок
Игра
на 1
развитие
фантазии
Монотипия, 1
кляксографи
я и др.
зарисовки
1
Рисунок по 1
работе
с
прошлого
занятия
Экскурсия
1
осень любят?»
11
12
13
14
я
книжка
по осенним
улицам,
сбор
листьев,
веточек
и
др.
выкладыван
ие
принесенног
о материала
для
просушки.
«Осенний
Работа с картон, клей, Аппликация 1
букет»
природны листья
из осенних
м
просушенные, листьев
материал ножницы
ом
«Закладки
на Экскурси пакет, старая Экскурсия
1
память»
я
книжка
по осенним
улицам,
сбор
листьев,
веточек
и
др.
выкладыван
ие
принесенног
о материала
для
просушки.
Лесные
Тематиче гуашь,
Рисунок по 1
зарисовки
ское
цветной
не цветному
рисовани глянцевый
картону
е
картон
или
окрашенная
альбомная
бумага, кисти,
краски,
баночка
с
водой.
«Деревенский
Рисовани Плотная
Зарисовки с 1
этюд»
е
с бумага,
натуры
натуры на простой
пленере
карандаш,
38
15 «Деревенский
этюд»
Тематиче
ское
рисовани
е
16 «Моя сказка»
Тематиче
ское
рисовани
е
2 четверть. Зимние сны.
1 Зарисовки
на Рисовани
пленере
е
с
натуры на
пленере
2 Моё
зимнее Тематиче
настроение
ское
выглядит
вот рисовани
так…
е
3 Мы в ответе за экскурсия
них…
4
Мы в ответе за Тематиче
них…
ское
рисовани
е
5
Зимние
наяву
6
Зимние
наяву
7
Таёжный
сувенир
сны прогулка
твёрдая
основа
для
листа.
акварель,
палитра,
кисти,
баночка
с
водой,
лист
бумаги.
Рисунок по 1
представлен
ию
с
использован
ием
предварител
ьных
зарисовок.
Альбомная
Рисунок по 1
бумага, гуашь, представлен
баночка
с ию
водой, кисти
простой
карандаш,
картон
пейзаж
1
картон, гуашь,
кисти,
баночка
с
водой
корм
для
птиц,
кормушки из
подручного
материала.
бумага
плотная, или
картон,
восковые
мелки
Лопатки,
санкиледянки.
акварель,
кисти,
баночка
с
водой, бумага.
коллаж
1
Наблюдения 1
за
жизнью
птиц
на
улицах
Рисунок
памяти
по 1
Наблюдение 1
на пленере,
зимние игры.
сны Тематиче
Создание
1
ское
выразительн
рисовани
ого рисунка
е
без
ярких
цветов
Работа с Шишки, клей Объёмная
1
природны столярный,
композиция
39
м
материал
ом
краски
акриловые
белые,
веточки, лист
плотного
картона
8 «Мороз
не экскурсия Лопатки,
велик, но стоять
санкине велит!»
ледянки.
9 Самый
Декорати серая бумага,
морозный узор
вное
гуашь, кисть.
рисовани
е
10 Силуэты зимы
Рисовани бумага,
е
с простой
натуры
карандаш
Игры на св. 1
воздухе
Узор
квадрате
в 1
Наблюдения 1
на пленере,
быстрые
зарисовки.
11 Силуэты зимы
Декорати ножницы,
Вырезание из 1
вное
бумага белая, бумаги.
рисовани цветной
е
картон, клей.
12 Удивительные
Работа с Кусочки
Изготовлени 1
ёлки
природны бересты,
е аппликации
м
цветной
из бересты.
материал картон
ом
13 Снежный
Экскурси
Прогулка по 1
городок
я
зимним
улицам
посёлка.
14 Снежный
Тематиче акварель,
Рисунок по 1
городок
ское
кисти,
представлени
рисовани баночка
с ю
е
водой, бумага.
3 четверть. О жизни и о себе.
1 Мои настроения Тематич бумага,
Рисование по 1
бывают такими… еское
краски гуашь, представлени
рисован акварель,
ю
ие
баночка
с
водой, кисти.
2 Нас
окружают Экскурс
Прогулка,
1
разные люди.
ия
наблюдения
за людьми
3 Каким я хочу Тематич бумага,
портрет
1
40
стать?
еское
рисован
ие
4
Своё
пространство
Экскурс
ия
5
Своё
пространство
Тематич
еское
рисован
ие
краски гуашь,
акварель,
баночка
с
водой, кисти.
Прогулка по 1
окрестностям
, наблюдения
Рисунок по 1
представлени
ю
бумага,
карандаш,
гуашь,
баночка
с
водой, кисти.
6 Портрет лесного Работа с клей
ПВА, Аппликация
жителя
природн цветной
ым
картон,
материа шаблоны
лом
лесных зверей
нашего края,
береста,
засушенные
листья
7 «Заколдован
экскурс Корм
для Прогулка с
невидимкой…»
ия
птиц.
целью
наблюдения
за
жизнью
природы
8 «Заколдован
Декорат клей, белый Аппликация
невидимкой…»
ивное
картон, белые
рисован салфетки
ие
9 Мы с товарищем Тематич бумага, гуашь, портрет
еское
кисти,
рисован баночка
с
ие
водой.
10 «Если с другом Тематич бумага,
Рисунок по
вышел в путь…» еское
акварель,
представлени
рисован кисти,
ю.
ие
баночка
с
водой.
11 Защитник
Экскурс
Экскурсия к
отечества.
ия
обелиску,
беседа.
12 Защитник
Тематич цветной
Рисунок по
отечества.
еское
картон, гуашь, представлени
41
1
1
1
1
1
1
1
рисован
ие
13 Пластилиновый
зоопарк
Лепка
14 Мезенские
лошадки
Декорат
ивное
рисован
ие
15 Сюрприз
мамы
для Декорат
ивное
рисован
ие
16 Сюрприз
для Декорат
мамы
ивное
рисован
ие
17 Весенние
экскурс
происшествия
ия
кисти,
баночка
с
водой
пластилин,
стек, клеёнка,
тряпочка
Картонные
одноразовые
тарелки,
гуашь, кисти,
баночка
с
водой.
Форма,
газеты, кисть,
клей.
гуашь,
баночка
водой, кисть.
ю
Лепка
1
Роспись
1
Выполнение 1
вазочки
в
технике
Папье-маше
роспись
1
с работы.
Прогулка по 1
окрестностям
школы,
наблюдения
18 Весенние
Тематич Бумага, кисти, Пейзаж,
1
происшествия
еское
гуашь.
рисован
ие
19 Птичья
Рисован белая бумага, Наблюдения 1
круговерть
ие
с основа
под за птицами,
натуры лист,
быстрые
восковые
зарисовки.
мелки.
20 Птичья
Декорат гуашь,
Роспись
в 1
круговерть
ивное
баночка
с стиле
рисован водой, кисть, городецкой
ие
разовая
росписи
картонная
тарелочка.
4 четверть. Весеннее пробуждение
1 Моё впечатление Тематич гуашь, кисти, Рисунок по 1
праздника
еское
баночка
с представлени
широкой
рисован водой, бумага ю.
масленицы
ие
42
2
Весточки весны
экскурс
ия
3
Весточки весны
Тематич
еское
рисован
ие
4
Пасхальные
вести.
экскурс
ия
5
Пасхальные
хлопоты.
Декорат
ивное
рисован
ие
6
Весенние радости Тематич
в лесных чертогах еское
рисован
ие
Зарисовки о весне Рисован
ие
с
натуры
7
8
Зарисовки о весне Тематич
еское
рисован
ие
9 Кораблики
Работа с
природн
ым
материа
лом
10 Кораблики
Экскурс
ия
11 Разговор о войне
Лепка
гуашь,
цветной
картон,
баночка
с
водой.
Косынки
девочкам
и
деньги
на
свечку.
Вареные яйца,
плотная белая
бумага,
ножницы
Прогулка с 1
целью
наблюдения.
Рисунок по 1
цветному
картону
Беседа
прогулка
церкви.
и 1
к
Изготовлени 1
е подставки
для
яйца,
роспись
пасхального
яйца
акварель,
Рисунок по 1
кисти, бумага, представлени
баночка
с ю.
водой.
бумага,
Наблюдения 1
карандаш,
за весенней
твёрдая
рекой,
основа
для зарисовки.
листа.
акварель,
Пейзаж
1
кисти, бумага,
баночка
с
водой
веточки,
Поделки из 1
пластилин,
природного
береста, куски материала.
коры от комля
сосны.
Изготовленны «спуск
1
й кораблик
флотилии на
воду»
пластилин,
Лепка
1
стек,
кусок
картона,
клеёнка.
43
12 Скоро лето
Работа
пленере.
на 1
13
Работа
пленере.
на 1
14
15
16
Рисован восковые
ие
с мелки, бумага,
натуры твёрдая
основа.
Скоро лето
Рисован восковые
ие
с мелки, бумага,
натуры твёрдая
основа.
Летний
Лепка.
пластилин,
натюрморт
стек, клеёнка,
кусочек
картона
Посланники лета Рисован бумага,
ие
с твёрдая
натуры основа,
восковые
мелки.
Каждый сверчок Лепка
пластилин,
знай свой шесток!
стек, клеёнка,
кусочек
картона.
Лепка.
1
Наблюдения, 1
зарисовки.
Лепка
1
67 часов
Тематическое планирование.
4 класс.
№ Тема
Форма
занятия
Оборудование Вид
Ч дата
деятельности а
44
с
ы
1 четверть. Созерцая осень.
1 Нюансы осенней Рисовани
палитры.
е
с
натуры на
пленере
2
3
4
5
6
Плотная
бумага,
карандаш
простой,
твёрдая
основа
для
листа, краски,
баночка
с
водой.
«Пора
Экскурси Пакет
для
запасаться!»
я
сбора
природного
материала,
бумага,
карандаш.
«Образы осени» Тематиче гуашь,
ское
альбомная
рисовани бумага, кисти,
е
краски,
баночка
с
водой.
«Финальные
Рисовани Плотная
аккорды осени» е
с бумага,
натуры на карандаш
пленере
простой,
твёрдая
основа
для
листа.
«Осенний
Художест картон, клей,
пейзаж»
венный
листья
труд.
просушенные,
ножницы
«Лесные сказки» Тематиче гуашь,
ское
цветной
не
рисовани глянцевый
е
картон
или
окрашенная
альбомная
бумага, кисти,
краски,
баночка
с
45
Зарисовки с 1
натуры,
наблюдения.
наблюдения 1
за
окружающе
й
жизнью
осенью,
зарисовки
Работа
в 1
технике
набрызга.
зарисовки
1
Аппликация 1
из осенних
листьев
Рисунок по 1
цветному
картону
7
«Этюды»
8
водой.
Рисовани Плотная
е
с бумага,
натуры на простой
пленере
карандаш,
твёрдая
основа
для
листа.
Тематиче Альбомная
ское
бумага, гуашь,
рисовани баночка
с
е
водой, кисти
«Фантазии,
навеянные
осенним
разнообразием
состояний
природы»
2 четверть. Наблюдая за зимой.
1 «Если бы Зима Тематиче
была
живым ское
существом, то рисовани
она выглядела е
бы так…»
2 Нам не сложно экскурсия
им помочь.
3
4
5
6
Акварели
снегу.
на Тематиче
ское
рисовани
е
Зарисовки с 1
натуры
Рисунок по 1
представлен
ию
картон, гуашь, Рисование по 1
кисти,
представлени
баночка
с ю
водой
корм
для
птиц,
кормушки из
подручного
материала.
акварель,
кисти,
баночка
с
водой, бумага.
Наблюдения 1
за
жизнью
птиц
на
улицах
Создание
1
выразительн
ого рисунка
без
ярких
цветов
«Уснувшая
Художест Шишки, клей объёмная
1
тайга»
венный
столярный,
композиция
труд.
краски
акриловые
белые,
веточки,
коробка
от
конфет.
«У зимы свои экскурсия Лопатки,
Игры на св. 1
забавы»
санкивоздухе
ледянки.
Сервиз для Деда Декорати серая бумага, Составление 1
Мороза.
вное
гуашь, кисть, орнамента по
рисовани одноразовые
заданной
46
е
тарелочки.
7
«Уж
дух Экскурси
праздника
в я
воздухе
витает…»
3 четверть. Я и мир вокруг.
1 «Настроение
Тематич
природы – это и еское
моё настроение». рисован
ие
2
3
4
5
6
7
8
бумага,
краски гуашь,
акварель,
баночка
с
водой, кисти.
«Я буду таким, Тематич бумага,
как…»
еское
краски гуашь,
рисован акварель,
ие
баночка
с
водой, кисти.
«Какой мир мы Экскурс
создадим, в таком ия
и будем жить».
«Удивительный
Художес клей
ПВА,
мир»
твенный цветной
труд.
картон,
шаблоны
лесных зверей
нашего края,
береста,
засушенные
листья
«Удивительный
Декорат клей, цветной
узор».
ивное
картон, белая
рисован бумага
ие
«Вместе весело Тематич бумага,
шагать…»
еское
акварель,
рисован кисти,
ие
баночка
с
водой.
Защитник
Экскурс
отечества.
ия
Пластилиновый
мир.
Художес пластилин,
твенный стек, клеёнка,
труд.
тряпочка
47
теме, подбор
элементов.
Прогулка по 1
зимним
улицам
посёлка.
Рисование по 1
представлени
ю
Портрет
1
человека, с
которого
я
беру пример
в жизни.
Прогулка по 1
окрестностям
, наблюдения
Аппликация 1
из
природного
материала.
Аппликация
1
Рисунок по 1
представлени
ю.
Экскурсия к 1
обелиску,
беседа.
Лепка
1
9
Сюрприз
мамы
для Декорат
ивное
рисован
ие
10 Весенний пленер. Рисован
ие
с
натуры
11 Жар-птица.
Декорат
ивное
рисован
ие
4 четверть. Мир обновляется.
1 Весенний пленэр. Рисован
ие
с
натуры.
2
Идеи
пасхального
праздника.
3
Размышления
весне.
4
5
для Декорат
ивное
рисован
ие
Одноразовая
тарелочка.
Выполнение 1
росписи
в
народном
стиле.
белая бумага, Наблюдения 1
основа
под за птицами,
лист,
быстрые
восковые
зарисовки.
мелки.
гуашь,
Роспись
в 1
баночка
с стиле
водой, кисть, хохломской
разовая
росписи
картонная
тарелочка.
Вареные яйца,
плотная белая
бумага,
ножницы,
цветной
картон,
цветная
бумага.
о Тематич
еское
рисован
ие
Весенний пленэр. Рисован
ие
с
натуры
Коллаж
акварель,
кисти, бумага,
баночка
с
водой.
бумага,
карандаш,
твёрдая
основа
для
листа.
Художес веточки,
твенный пластилин,
труд.
береста, куски
коры, листья,
48
Прогулка с 1
целью
наблюдения,
зарисовки
цветными
мелками.
Изготовлени 1
е подставки
для
яйца,
упаковок для
пасхальных
сюрпризов и
роспись
пасхального
яйца.
Рисунок по 1
представлени
ю.
Наблюдения 1
за весенней
рекой,
зарисовки.
Поделки из 1
природного
материала.
6
Барельеф о войне. Художес
твенный
труд.
7
Летний пейзаж.
Художес
твенный
труд.
8
«Моё лето».
Рисован
ие
с
натуры
кусочки
ткани.
пластилин,
стек,
кусок
картона,
клеёнка.
пластилин,
стек, клеёнка,
кусочек
картона
бумага,
твёрдая
основа,
восковые
мелки.
Лепка
1
Лепка.
1
Наблюдения, 1
зарисовки.
36 часов
Методические рекомендации.
Изобразительная деятельность – творческая, поэтому важно создать
творческую атмосферу на занятии. Для этого нужно, что бы процесс
общения с детьми носил непринужденный, искренний характер, вовлекать
детей в диалог по теме занятия. Важно, чтобы дети получали удовольствие
от своей работы. Педагог должен видеть, как ребёнок относится к самому
процессу: скучно ему или весело, интересно ему или нет, чтобы вовремя
помочь, поддержать, пробудить утерянный интерес. Ребёнок не должен
бояться, что выйдет плохо, не должен бояться творить. Ситуация успеха
должна присутствовать на каждом занятии, тогда ребёнок будет с
увлечением и интересом открывать для себя мир вокруг. Хорошо на
занятиях использовать музыкальные фрагменты, подходящие к теме
занятия. Это поможет создать эмоциональный настрой и поддерживать его
в течение всего занятия. Этой же цели служат стихи, загадки, маленькие
рассказы, пословицы и поговорки, включаемые в содержание занятия.
Тематическое рисование.
Большая часть тем в этом блоке является продолжением занятий на
пленере, прогулок и экскурсий. Эмоциональное погружение происходит
именно на этих занятиях, а тематические работы являются их итогом,
логическим завершением. Такие «пары» нужно планировать так, чтобы
одно вытекало из другого. Например, за экскурсией по теме «Фантазии нам
осень навевает…» следует занятие тематическим рисованием на ту же тему
. На экскурсии дети наблюдают за начавшимися изменениями в природе:
подтаявшим снегом, оживившимися птицами, тёплым ветром и т.д.
49
Следующее занятие нужно начать с вопросов, которые помогут детям
оживить в памяти картину природы ранней весной. После этого можно
попросить детей, опираясь на свой жизненный опыт представить, какие
изменения будут происходить дальше, и нарисовать рисунок на основе
своих фантазий. Есть в блоке темы, которые не связаны на- прямую с
предыдущими или последующими занятиями. Их немного, но они
заставляют ребенка осмысливать свои ощущения и настроения. Например:
«Моё зимнее настроение выглядит вот так…» и др. Здесь важно настроить
ребенка на нужную волну, погрузить в себя.
Рисование с натуры.
Эти занятия проходят на пленере. Дети наблюдают за жизнью животных,
растений, насекомых, делают зарисовки. Срисовывая объекты из жизни,
дети учатся внимательнее относиться к сезонным изменениям в природе,
открывают целый мир, живущий по своим законам, учатся осознавать себя
его частью.
Важно создать атмосферу заинтересованности, желания работать,
наблюдать, обеспечить комфортные условия для работы: твёрдая основа с
надёжно закреплённым листом бумаги или картона, минимум материала
(мелки, карандаш).
Декоративное рисование.
На этих занятиях третьеклассники овладевают азами образного языка
декоративного искусства, развивают чувство ритма, периодичности
цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета. Педагог
должен широко применять богатый зрительный ряд – примеры
произведений декоративного искусства, таблицы, репродукции, записи
народной музыки и т.д. На каждом занятие дети знакомятся с новым видом
декоративного творчества.
Работа с природным материалом, лепка.
Для этих занятий используется в основном материал, собранный детьми на
прогулках. Это береста, опавшие листья, сухие травинки, шишки.
Много собранного материала не нужно. Главный принцип: взять ровно
столько, сколько необходимо. Тогда у детей формируется бережное
отношение к миру вокруг. Поделки не должны быть сложными. Ребёнок
должен справляться с работой за одно занятие. Для занятий лепкой можно
использовать поделочную глину белый пластилин, или обычная замазка.
Последняя хороша тем, что не дорогая и не требует обжига, но если
требуется в последствии изделия расписать, то поверхность необходимо
обезжирить толчёным мелом либо зубным порошком. Затем изделия
грунтуются белой акриловой краской и просушиваются. Эту операцию
могут сделать сами дети или педагог до занятия.
Экскурсии и прогулки.
50
Важно продумать маршрут согласно теме экскурсии, перед выходом
объявить цель прогулки, напомнить правила дорожного движения, правила
поведения в лесопарковой зоне, у воды.
Необходимые материалы и оборудование:
Для ученика.
1. Акварель
2. кисти колонок №2, №4-5,
3. жёсткая кисть из щетины№4-5,
4. гуашь 6 цветов.
5. цветной картон не глянцевый и цветная бумага
6. восковые мелки
7. твёрдая основа для листа.
8. палитра
9. клей ПВА
10. пластилин
11. черная тушь
12. альбом для рисования
13. Ластик
14. Простой карандаш
15. Ножницы
16. Ватные диски
17. Ватные палочки
18. Природный материал
19. Баночка под воду
Для учителя:
1. набор цветных таблиц «Декоративно прикладное творчество» готовый,
либо самостоятельно изготовленный.
2. магнитная доска
3. проектор и компьютер для демонстрации презентаций
4. CD плейер для прослушивания аудиозаписей
5. Диски с записью инструментальных композиций для прослушивания.
Литература:
1. Петр Порте «Учимся рисовать человека», «Мир книги», 2005 г.
2. Петр Порте «Учимся рисовать зверей, рыб и птиц», «Мир книги»,2005
г.
3. Петр Порте «Учимся рисовать природу», «Мир книги», 2005 г.
4. Петр Порте «Учимся рисовать окружающий мир», «Мир книги», 2005
г.
5. Петр Порте «Учимся рисовать от А до Я», «Мир книги», 2005 г.
6. Нина Соколова-Кубей «Узоры из бумаги», «Мир книги», 2008 г.
7. Н. Телегина «Фантазии из природного материала». «Мир книги», 2008
г.
51
8. И. Агапова М. Давыдова «Аппликация». «Мир книги», 2009 г.
9. Сборник нормативных документов. Федеральный компонент
государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. – М.:
Дрофа, 2008.
10. «Изобразительное искусство.1 класс» А.Г. Сайбединова (ресурсновнедренческий центр инноваций ОГОУ «Губернаторский Светленский
Лицей»Томск: Дельтаплан, 2002 г).
11. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный
базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2008
52