РП шахматы 1-4 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский"
МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ"

Приложение к ООП НОО
Утвержденное приказом от
20.08.2025 № 101 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Шахматы»
для обучающихся 1-4 классов

с. Прокопьевская Салда, 2025 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу развития интеллектуальных способностей
«Шахматы» составлена
на основе с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
№373 с изменениями, с учетом соответствующих примерных основных
образовательных программ, размещенных в Реестре примерных основных
общеобразовательных программ Министерства просвещения Российской
примерной основной образовательной программы начального общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения образованию; Примерной основной образовательной программой
начального общего образования, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию.
Программа рассчитана на 165 часов. В 1 классе 33 часа (1 час в неделю, 33
учебные недели). Во 2-4 классах по 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели
в каждом классе).
Для реализации образовательной программы используется учебнометодический комплекс:
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.:
Новая школа, 1994.
Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика,
1991.
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.:
Поматур, 2000.
Цель курса:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития
учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного
досуга посредством обучения игре в шахматы.
Основные задачи курса:
• развитие
мышления в процессе формирования основных приемов
мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать
несложные выводы;
• развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти,
внимания, зрительного восприятия, воображения;
• развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно
излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения,
аргументировано доказывать свою точку зрения;
• развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной
деятельности учащихся;
•
формирование навыков запоминания, коммуникативных умений,
навыков критической самооценки;
•
формирование навыков применения полученных знаний и умений в
процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является
именно развитие познавательных способностей и обще учебных умений и
навыков.

Актуальность данной программы состоит в развитии интеллектуальных
способностей учащихся, в формировании элементов логической и
алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников
с применением коллективных форм организации занятий и использованием
коллективных форм организации занятий, и использованием современных
средств обучения.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы»
предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и составлена на
основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И. Г. Сухина, в
соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и
обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя
составлены автором программы И.Г. Сухиным). Курс входит в план внеурочной
деятельности. В соответствии с учебным планом МБОУ "Лицей № 1 им.
А.С.Пушкина" г. Нижневартовск, в 1-4 классах отводится 1 час в неделю, 1
класс-33 часа в год, 2-4 классы - 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С
УКАЗАНИЕМ ФОРМ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1 класс-33ч.
В программе прослеживается системный подход к формированию личности,
развитию познавательных и коммуникативных способностей личности.
Прослеживается культурный рост и самосовершенствование, воспитание
личностных и ценностно-ориентационных качеств обучаемых. Программа
позволяет учащимся развивать личностные качества, познавательные и
коммуникативные способности. Внутренняя логика программы построена на
реализации принципа системной дифференциации, являющегося ведущим
механизмом психического развития.
Тема 1. Введение в образовательную программу.
Теория. Знакомство с программой «Шахматная школа». Режим занятий.
Необходимое оборудование. Правила поведения на занятиях.
Форма: фронтальная работа
Вид: беседа.
Тема 2. Легенды и сказания о возникновении шахмат.
Теория. Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды о происхождении
шахмат. Для чего нужно играть в шахматы.
Форма: групповая работа
Вид: беседа, решение познавательных задач.
Тема 3. Шахматная доска.
Теория. Шахматная доска. Белые и черные поля. Чередование белых и
черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля
квадратные.
Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество
полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия.
Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование
белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие
диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая

белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра.
Количество полей в центре.
Практика.
Дидактические
игры
«Вертикаль»,
«Горизонталь»,
«Диагональ».
Форма: групповая работа
Вид: игровая
Тема 4. Шахматные фигуры.
Теория. Фигуры белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Практика. Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка»,
«Что общего?» и др.
Форма: групповая работа
Вид: игровая
Тема 5. Начальная расстановка фигур.
Теория. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой
из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Практика. Дидактические игры «Мешочек», «Да и нет» др.
Форма: групповая работа
Вид: игровая
Тема 6. Ходы и взятие фигур.
Теория. Правила хода и взятия каждой из фигур.
ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.
СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие.
Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны.
Качество. Легкая и тяжелая фигура.
ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь –
тяжелая фигура.
КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь –
легкая фигура.
ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая,
слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.
Превращение пешки.
КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие.
Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Практика. «Игра на уничтожение», дидактические игры «Один в поле
воин», «Лабиринт», «Битва часовых», «Атака, еще раз атака», «Двойной удар»,
«Ограничение подвижности»
Форма: групповая работа
Вид: беседа, решение познавательных задач.
Тема 7. Цель шахматной партии.
Теория. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая
рокировка и ее правила.
ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
MAT. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.
РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика. Дидактические игры: «Шах – не шах», «5 шахов», «Защита от

шаха», «Мат – не мат», «Первый шах», «Рокировка».
Форма: групповая работа
Вид: беседа, решение познавательных задач.
Тема 8. Игра всеми фигурам из начального положения.
Теория. Общие положения о том, как начинать шахматную партию.
Демонстрация коротких партий.
Практика. Игра всеми фигурами из начального положения.
Дидактические игры «Два хода» и др.
Форма: групповая работа
Вид: игровая
Тема 9. Итоговое занятие.
Практика. Повторение программного материала в форме конкурсов,
мини-соревнований, турниров.
Форма: групповая работа
Вид: игровая
2 класс-34 ч
Тема 1. Введение в образовательную программу.
Теория. Знакомство с программой «Шахматная школа». Режим занятий.
Необходимое оборудование. Правила поведения на занятиях.
Форма: фронтальная работа
Вид: беседа.
Тема 2. Легенды и сказания о возникновении шахмат.
Теория. Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды о происхождении
шахмат. Для чего нужно играть в шахматы.
Форма: фронтальная работа
Вид: беседа.
Тема 3. Шахматная доска.
Теория. Шахматная доска. Белые и черные поля. Чередование белых и
черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля
квадратные.
Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество
полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия.
Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование
белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие
диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая
белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра.
Количество полей в центре.
Практика.
Дидактические
игры
«Вертикаль»,
«Горизонталь»,
«Диагональ».
Форма: групповая работа
Вид: игровая
Тема 4. Шахматные фигуры.
Теория. Фигуры белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Практика. Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка»,
«Что общего?» и др.
Форма: групповая работа

Вид: игровая
Тема 5. Начальная расстановка фигур.
Теория. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой
из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Практика. Дидактические игры «Мешочек», «Да и нет» др.
Форма: групповая работа
Вид: игровая
Тема 6. Ходы и взятие фигур.
Теория. Правила хода и взятия каждой из фигур.
ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.
СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие.
Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны.
Качество. Легкая и тяжелая фигура.
ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь –
тяжелая фигура.
КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь –
легкая фигура.
ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая,
слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.
Превращение пешки.
КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие.
Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Практика. «Игра на уничтожение», дидактические игры «Один в поле
воин», «Лабиринт», «Битва часовых», «Атака, еще раз атака», «Двойной удар»,
«Ограничение подвижности»
Форма: групповая работа
Вид: беседа, решение познавательных задач.
Тема 7. Цель шахматной партии.
Теория. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая
рокировка и ее правила.
ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
MAT. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.
РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика. Дидактические игры: «Шах – не шах», «5 шахов», «Защита от
шаха», «Мат – не мат», «Первый шах», «Рокировка».
Форма: групповая работа
Вид: беседа, решение познавательных задач.
Тема 8. Игра всеми фигурам из начального положения.
Теория. Общие положения о том, как начинать шахматную партию.
Демонстрация коротких партий.
Практика. Игра всеми фигурами из начального положения.
Дидактические игры «Два хода» и др.
Форма: групповая работа
Вид: игровая

Тема 9. Итоговое занятие.
Практика. Повторение программного материала в форме конкурсов,
мини-соревнований, турниров.
Форма: групповая работа
Вид: игровая
3 класс-34ч.

Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур,
взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат.
Начальное положение. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей,
вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись
начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной
партии. Ценность шахматных фигур.
Практика. Пример матования одинокого короля. Решение учебных
положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала.
Практика матования одинокого короля. Игровая практика с записью шахматной
партии.
Форма: фронтальная работа
Вид: беседа.
Тема 2. История развития шахмат.
Теория. История распространения шахмат в средние века. Шахматы в
западном и восточном мире.
Форма: фронтальная работа
Вид: беседа.
Тема 3. Основа дебюта
Теория. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру
ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра
против “повторюшки-хрюшки”
Практика. “Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”,
“Поставь детский мат”, “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”, “Защита от мата”,
“Выведи фигуру”. “Поставить мат в 1 ход “повторюшке”.
Форма: групповая работа
Вид: игровая
Тема 4. Основы миттельшпиля.
Теория. Общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной
партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое
нападение. Открытый шах. Двойной шах.
Практика. Игровая практика. Дидактическое задание “Выигрыш
материала”.
Форма: групповая работа
Вид: игровая
Тема 5. Основы эндшпиля.
Теория. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи
(простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя).
Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона

(простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые
случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля.
Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка
проходит в ферзи при помощи своего короля.
Практика. Дидактические задания “Мат в 2 хода, “Мат в 3 хода”,
“Выигрыш фигуры”, “Квадрат”? “Проведи пешку в ферзи”. Игровая практика.
Форма: групповая работа
Вид: игровая
Тема 6.
Практика. Проведение и анализ турниров среди воспитанников
«Шахматной школы»
Форма: фронтальная работа
Вид: беседа.
4 класс-34ч.

Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Задачи на новый учебный год. Повторение теоретического
материала.
Практика. Диагностические турниры между воспитанниками. Анализ
результатов турниров. Разбор типичных ошибок. Решение практических задач на
устранение ошибок.
Форма: фронтальная работа
Вид: беседа.
Тема 2. История развития шахмат.
Теория. Появление и распространение шахмат в России.
Форма: фронтальная работа
Вид: беседа.
Тема 3. Основы дебюта.
Теория. Коротко о дебютах. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее
развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за
центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение.
Связка в дебюте.
Практика. Практические задания: “Мат в 2 хода”, “Выигрыш материала”,
“Накажи “пешкоеда”, “Нужно ли побить пешку?”; “Захвати центр”; “Можно ли
сделать рокировку?” и др. Игровая практика.
Тема 4. Основы миттельшпиля.
Теория. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к
достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения,
блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства,
уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для
достижения ничьей.
Практика. Практические задания “Мат в 3 хода”, “Сделай ничью” и др.
Форма: групповая работа
Вид: игровая
Тема 5. Основы эндшпиля.
Теория. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей,

второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два
коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля).
Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Практика. “Выигрыш или ничья?”, определить, выиграно ли данное
положение; “Куда отступить королем?”, надо выяснить, на какое поле следует
первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей; “Путь к ничьей”,
точной игрой надо добиться ничьей.
Форма: групповая работа
Вид: игровая
Тема 6. Итоговые занятия.
Практика. Организация и проведение турниров среди учащихся
«Шахматной школы», по итогам 4 лет обучения.
Форма: групповая работа
Вид: игровая
Основные принципы распределения материала:
• системность: задания располагаются в определенном порядке;
• принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
• принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
• увеличение объема материала;
• наращивание темпа выполнения заданий;
• смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны
ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в
непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Формы организации внеурочной деятельности.
Основой организации работы с детьми в данной программе является
система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого
ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире - при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды
об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на
проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление
умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное
воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит
принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный
методы. Они применяются при знакомстве с шахматными фигурами, изучении
шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального
перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того
чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим
арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм
мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод
играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ
позиционной игры. При изучении дебютной теории основным методом является
частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории
осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает
самостоятельно.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных
направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой
собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Шахматы способствуют улучшению внимания школьника, а это одна из
главных задач, стоящих перед учителем начальной школы. Шахматы учат
ребёнка предупреждать и контролировать угрозы противника. В данном случае
развитию внимания способствует мотивация, возникающая у школьника в
процессе интеллектуального единоборства.
Основные формы работы:
Практическая игра.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические
игрушки.
Участие в турнирах и соревнованиях.
Краткие увлекательные рассказы об истории шахмат и шахматных
фигурах.
Занимательные вопросы из жизни шахмат.
Работа со словарем шахмат.
Режим занятий.
Продолжительность занятия составляет не более 40 минут. Занятия
проводятся один раз в неделю по 1 часу в соответствии с расписанием курсов
внеурочной деятельности.
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения курса
является формирование
следующих умений:
• В
сфере
гражданско-патриотического
воспитания:
становление
ценностного отношения к своей Родине – России; осознание своей
этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к
своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене
общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных
отношений.
• В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности
каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и

морального вреда другим людям.
• В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к
художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению
в разных видах художественной деятельности.
• В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного
(для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной); бережное отношение к физическому и психическому
здоровью.
• В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека
и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, интерес к различным профессиям.
• В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред. В сфере понимания ценности
научного познания: первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
Предметными результатами изучения курса
являются формирование
следующих умений.
• описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
• выделять существенные признаки предметов;
• сравнивать между собой предметы, явления;
• обобщать, делать несложные выводы;
• классифицировать явления, предметы;
• определять последовательность событий;
• судить о противоположных явлениях;
• давать определения тем или иным понятиям;
• выявлять функциональные отношения между понятиями;
• выявлять закономерности и проводить аналогии.
В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат
возможность формирования
Метапредметных результатов:
Регулятивные УДД:
1. определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
2. проговаривать последовательность действий;
3. учиться высказывать свое предположение (версию);
4. учиться работать по предложенному педагогом плану;
5. учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
6. учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
1. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью педагога;
2. учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную

литературу;
3. учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
1. учиться выражать свои мысли;
2. учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
3. овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной
задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
1. сравнивать предметы по заданному свойству;
2. устанавливать общие признаки;
3. находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
4. определять последовательность действий;
5. находить истинные и ложные высказывания;
6. наделять предметы новыми свойствами;
7. переносить свойства с одних предметов на другие.
8. волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения.
9. Слова – выражения приветствия, прощания.
10. Понятие слово. Толковый словарь.
11. Однозначные и многозначные слова
В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся
получат возможность формирования
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются
формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
1. учиться отличать факты от домыслов;
2. овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности.
3. формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной
задачей.
Познавательные УУД:
1. овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к
известным понятиям;
2. перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые
выражения, геометрические фигуры;
3. находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
1. учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
2. развивать доброжелательность и отзывчивость;
3. развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
1. применять правила сравнения;
2. задавать вопросы;
3. находить закономерность в числах, фигурах и словах;
4. строить причинно-следственные цепочки;
5. упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
6. находить ошибки в построении определений;

7. делать умозаключения;
8. распознавать виды текстов;
9. редактировать тексты;
10. работать со словарями;
11. писать творческие изложения с языковым разбором;
выделять фразеологизмы
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся
получат возможность формирования
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование
следующих УДД:
Регулятивные УДД:
1. формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной
дятельности;
2. формировать умение планировать и контролировать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
3. осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
1. овладевать современными средствами массовой информации: сбор,
преобразование, сохранение информации;
2. соблюдать нормы этики и этикета;
3. овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по
родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
1. учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
2. учиться аргументировать, доказывать;
3. учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются
формирование следующих умений:
1. выделять свойства предметов;
2. обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
3. сопоставлять части и целое для предметов и действий;
4. описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
5. приводить примеры истинных и ложных высказываний;
6. приводить примеры отрицаний;
7. проводить аналогию между разными предметами;
8. выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей,
сопоставляя и аргументируя свой ответ;
9. рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат
возможность формирования
Метапредметных результатов.
Регулятивные УДД:
1. осваивать способы решения проблем поискового характера;
2. определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
3. осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
4. познавательные УУД;
5. осознанно строить речевое высказывание;

6. овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение
рассуждения;
7. учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации
информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
1. учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
2. формировать мотивацию к работе на результат;
3. учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или
компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются
формирование следующих умений:
1. определять виды отношений между понятиями;
2. решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
3. находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
4. устанавливать ситуативную связь между понятиями;
5. рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
6. решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».

№
п/п
1

2

Тематическое планирование курса
1 КЛАСС - 33 ч
Тема
содержание занятий
Обучение
правилам Знакомство детей с правилами техники
техники
безопасности безопасности на занятиях по шахматам.
(ТБ) во время занятий,
соревнования
и
в
спортивном зале.
Шахматы - мои друзья.
Шахматная доска.
Введение и раскрытие понятия «шахматная
игра», рассказ об истории возникновения
данного понятия и шахматной игры в целом

3

Горизонталь.

4

Вертикаль.

5

Диагональ.

6

Волшебная шахматная
доска.

7

Ладья.

Знакомство детей с новыми понятием
«шахматная доска», белыми и чёрными
полями на шахматной доске,
угловыми и центральными полями,
правильным расположением шахматной
доски в начале партии
Знакомство с шахматной доской: новое
понятие «горизонталь»
Знакомство с шахматной доской: новое
понятие «вертикаль»
Знакомство с шахматной доской: новое
понятие «диагональ»
Обозначение вертикалей, горизонталей,
полей, шахматных фигур

8

Слон.

9

Ферзь

10

Конь.

11

Пешка.

12

Король.

13

Шахматные фигуры и
начальная позиция.
Ценность фигур.
Шахматная нотация.
Шах и защита от шаха.
Мат.
Пат, ничья.
Рокировка.

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Расстановка шахматных фигур в начальной
позиции
Знакомство учащихся с шахматной фигурой
«ладья», её местом в начальной позиции,
способом передвижения ладьи по доске: ход
и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры»,
«невозможный ход»
Знакомство учащихся с шахматной фигурой
«слон», его местом в начальной позиции,
объяснение способов передвижения слона по
доске: ход и взятие; введение и раскрытие
понятий «белопольный» и «чернопольный»
слон
Знакомство с шахматной фигурой «ферзь»,
его местом в начальной позиции, способом
передвижения ферзя по доске: ход и взятие
Знакомство с шахматной фигурой «конь»,
его местом в начальной позиции, способом
передвижения коня по доске: ход и взятие
Правила хода и взятия пешкой

Правила превращение пешки
Правила хода и взятия королём
Сравнительная сила фигур
Атакующие возможности фигур
Особое взятие пешкой: взятие на проходе
Постановка шаха всеми фигурами, защита от
шаха
Взятие на проходе.
Постановка мата всеми фигурами
Превращение пешки.
Варианты ничьей
Мат двумя ладьями
Правила рокировки, длинная и короткая
одинокому королю.
рокировки
Мат ферзём и ладьями
Общие принципы игры в начале шахматной
одинокому королю.
партии
Мат ферзём и королём
Техника матования одинокого короля двумя
одинокому королю.
ладьями
Как начинать партию:
Техника матования одинокого короля
дебют.
ферзём и ладьёй
Ошибочные ходы в начале Техника матования одинокого короля
партии.
ферзём и королём
Тактические приёмы.
Определение материального преимущества,
реализация материального преимущества
Правила поведения
Ошибочные ходы в начале партии и их
соперников
последствия
История шахмат.
Анализ коротких партий
Три стадии шахматной
Способ ведения записи партии во время

31
32
33

партии.
Шахматный турнир.

соревнований
Правила поведения шахматиста во время
партии
Участие в шахматном турнире

Шахматный турнир.
Спортивно - шахматный
праздник.

Участие в шахматном турнире
2 КЛАСС - 34 ч

№
п/п
1

2

3

4

5

тема
Обучение
правилам
техники
безопасности
(ТБ) во время занятий,
соревнования
и
в
спортивном зале.
Чемпионы
мира
по
шахматам и ведущие
шахматисты мира
Шахматные фигуры:
названия, ходы, ценность
фигур
(повтор материала за 1 – й
класс)
Нападение в шахматной
партии. Шах. Защита от
шаха.
Рокировка (повтор
материала за 1 – й класс)
Мат, пат. Мат
одинокому королю
королем и ладьей.
Мат в 1 ход. (Повтор
материала за 1 – й класс)
Защита в шахматной
партии

содержание занятий

Беседа о важности соблюдения правил
техники без опасности на занятиях по
шахматам.
Из истории шахмат: знакомство с именами
шахматистов – чемпионов мира, ведущих
шахматистов

Повторение материала первого года
обучения

Повторение материала первого года
обучения

Повторение материала первого года
обучения
Знакомство с понятием «защита» в
шахматной партии и такими действиями
против угроз партнёра, как уход изпод нападения, уничтожение атакующей
фигуры, защита фигуры
Знакомство с двумя другими видами защиты
в шахматной партии – перекрытием,
контрнападением

6

Защита в шахматной
партии

7

Конкурс решения
позиций: Куда отойти?», Отработка на практике тактических
«Что угрожает?», «Чем
приёмов, пройденных на уроках 5, 6
бить?»
Шахматная комбинация: Знакомство с тактическим приёмом

8

двойной удар

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23

24

25

«двойной удар», способами нанесения
двойного удара различными фигурами
Шахматная комбинация: Знакомство с тактическим приёмом
связка
«связка», понятиями «полная» и «неполная»
связка, «давление» на связку
Конкурс решения позиций Отработка на практике тактических
приёмов, пройденных на уроках 8, 9
Ловля фигуры
Знакомство с новым тактическим приёмом
«ловля фигуры» и способами его
применения
Сквозной удар
Знакомство с новым тактическим приёмом
«сквозной удар» и способами его
применения
Мат на последней
Слабость последней горизонтали,
горизонтали
«форточка»
Конкурс решения позиций Отработка на практике тактических
приёмов, пройденных на уроках 11–13
Открытый шах
Знакомство с новым тактическим приёмом
«открытый шах» и способами его
практического применения
Двойной шах
Знакомство с новым тактическим приёмом
«двойной шах» и способами его
практического применения
Шахматный турнир
Игровая практика
Шахматный турнир
Игровая практика
Шахматный турнир
Игровая практика
Шахматный турнир
Игровая практика
Основы игры в дебюте:
Раскрытие основных принципов игры в
дебютные ловушки
дебюте, знакомство с понятиями «дебют»,
«детский мат», «мат Легаля»
Основы игры в дебюте:
короткие партии с
Знакомство с таким методом игры в дебюте,
иллюстрацией атаки на
как атака на короля партнёра
короля
Основы игры в дебюте:
короткие партии с
Знакомство с таким методом игры в дебюте,
иллюстрацией атаки на
как атака на короля партнёра
короля
Основы эндшпиля:
Знакомство с понятием «реализация
реализация
преимущества» и такими способами
большого
реализации преимущества, как игра
материального
на мат, размен одноимённых фигур для
преимущества
увеличения материального перевеса
Основы эндшпиля:
Знакомство с понятием «реализация
реализация
преимущества» и такими способами

26
27
28
29
30
31
32
33
34

№
п/п
1

большого
материального
преимущества
Повторение пройденного
материала
Повторение пройденного
материала
Повторение пройденного
материала
Конкурс решений
Шахматный турнир
Шахматный турнир
Шахматный турнир
Шахматный турнир
Спортивно – шахматный
праздник
тема

реализации преимущества, как игра
на мат, размен одноимённых фигур для
увеличения материального перевеса
Просмотр и анализ коротких шахматных
партий
Просмотр и анализ коротких шахматных
партий
Просмотр и анализ коротких шахматных
партий
Отработка на практике материала уроков 21–
25
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Решение заданий, игровая практика
3 КЛАСС - 34 ч
содержание занятий

5

Повторение правил
техники безопасности.
История возникновения
соревнований по шахматам,
правила проведения
соревнований, личностные
качества шахматиста –
спортсмена.
Правила
техники
безопасности.
Матование
одинокого
короля разными фигурами
(повторение материала за
2-й класс). Мат в 2 хода.
Шахматные комбинации повторение
Шахматные комбинации повторение
Конкурс решений

6

Завлечение

2

3
4

Беседа о важности соблюдения правил
техники без опасности на занятиях по
шахматам.
Из истории шахмат: знакомство с именами
шахматистов – чемпионов мира, ведущих
шахматистов

Повторение материала первого года
обучения
Повторение материала первого года
обучения
Повторение материала первого года
обучения
Знакомство с понятием «защита» в
шахматной партии и такими действиями
против угроз партнёра, как уход изпод нападения, уничтожение атакующей
фигуры, защита фигуры
Знакомство с двумя другими видами
защиты в шахматной партии –

7

Отвлечение

8

Уничтожение защиты

9

«Спёртый мат»

10
11

Сочетание тактических
приемов.
Конкурс решений

12

Борьба за инициативу

13

Основы дебюты: атака на
не рокировавшегося короля
Атака на рокировавшегося
короля
Конкурс решений: «Как бы
вы сыграли?»

14
15
16

Шахматный турнир

17
18
19
20
21

Шахматный турнир
Шахматный турнир
Шахматный турнир
Шахматный турнир
Основы пешечного
эндшпиля:
проведение пешки в ферзи
Основы пешечного
эндшпиля: правило
квадрата
Основы пешечного
эндшпиля: реализация
лишней пешки
Основы пешечного
эндшпиля: отталкивание
плечом

22
23
24

перекрытием, контрнападением
Отработка на практике тактических
приёмов, пройденных на уроках 5, 6
Знакомство с тактическим приёмом
«двойной удар», способами нанесения
двойного удара различными фигурами
Знакомство с тактическим приёмом
«связка», понятиями «полная» и
«неполная» связка, «давление» на связку
Отработка на практике тактических
приёмов, пройденных на уроках 8, 9
Знакомство с новым тактическим приёмом
«ловля фигуры» и способами его
применения
Знакомство с новым тактическим приёмом
«сквозной удар» и способами его
применения
Слабость последней горизонтали,
«форточка»
Отработка на практике тактических
приёмов, пройденных на уроках 11–13
Знакомство с новым тактическим приёмом
«открытый шах» и способами его
практического применения
Знакомство с новым тактическим приёмом
«двойной шах» и способами его
практического применения
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Раскрытие основных принципов игры в
дебюте, знакомство с понятиями «дебют»,
«детский мат», «мат Легаля»
Знакомство с таким методом игры в
дебюте, как атака на короля партнёра
Знакомство с таким методом игры в
дебюте, как атака на короля партнёра
Знакомство с понятием «реализация
преимущества» и такими способами
реализации преимущества, как игра
на мат, размен одноимённых фигур для
увеличения материального перевеса

25

Основы пешечного
эндшпиля:
реализация лишней пешки

26

Повторение пройденного
материала
Повторение пройденного
материала
Повторение пройденного
материала
Шахматный турнир

27
28
29
30
31
32
33
34

№
п/п
1

2

3

4

5

Шахматный турнир
Шахматный турнир
Шахматный турнир
Конкурс решений
Спортивно – шахматный
праздник
тема
Повторение техники
безопасности.
Развитие шахматной
культуры
Возникновения шахмат
на Руси. Выдающиеся
шахматные деятели
России.
Многообразие
шахматных
комбинаций
(повторение
материала за 3 – й
класс)
Шахматные
комбинации. Конкурс
решений (повторение
материала за 3 – й
класс)
Основы игры в дебюте
(повторение материала за

Знакомство с понятием «реализация
преимущества» и такими способами
реализации преимущества, как игра
на мат, размен одноимённых фигур для
увеличения материального перевеса
Просмотр и анализ коротких шахматных
партий
Просмотр и анализ коротких шахматных
партий
Просмотр и анализ коротких шахматных
партий
Отработка на практике материала уроков
21–25
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Решение заданий, игровая практика

4 КЛАСС - 34 ч
содержание занятий
Беседа о важности соблюдения правил
техники без опасности на занятиях по
шахматам.
Из истории шахмат: знакомство с именами
шахматистов – чемпионов мира, ведущих
шахматистов
Повторение материала первого года
обучения

Повторение материала первого года
обучения

Повторение материала первого года
обучения
Знакомство с понятием «защита» в
шахматной партии и такими действиями

3 – й класс)
6

Слабый пункт f2/f7

7

Перевес в развитии

8

Открытые дебюты:
Итальянская партия

9

Открытые дебюты:
Русская партия

10

Открытые дебюты:
Защита
двух коней
Ошибочные ходы в
начале партии и их
последствиями.
Миттельшпиль: атака при
рокировках

11
12

13
14
15

Миттельшпиль: атака при
разносторонних
рокировках
Общие
рекомендации по игре в
миттельшпиле, атака на
короля.
Шахматная комбинация:
«Мельница»
Шахматная комбинация:
«Перекрытие»
Шахматная комбинация
«Рентген»

16

Конкурс решений

17
18
19
20
21

Шахматный турнир
Шахматный турнир
Конкурс решений
Шахматный турнир
Шахматный турнир

против угроз партнёра, как уход изпод нападения, уничтожение атакующей
фигуры, защита фигуры
Знакомство с двумя другими видами защиты
в шахматной партии – перекрытием,
контрнападением
Отработка на практике тактических
приёмов, пройденных на уроках 5, 6
Знакомство с тактическим приёмом
«двойной удар», способами нанесения
двойного удара различными фигурами
Знакомство с тактическим приёмом
«связка», понятиями «полная» и «неполная»
связка, «давление» на связку
Отработка на практике тактических
приёмов, пройденных на уроках 8, 9
Знакомство с новым тактическим приёмом
«ловля фигуры» и способами его
применения
Знакомство с новым тактическим приёмом
«сквозной удар» и способами его
применения
Слабость последней горизонтали,
«форточка»
Отработка на практике тактических
приёмов, пройденных на уроках 11–13
Знакомство с новым тактическим приёмом
«открытый шах» и способами его
практического применения
Знакомство с новым тактическим приёмом
«двойной шах» и способами его
практического применения
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Раскрытие основных принципов игры в
дебюте, знакомство с понятиями «дебют»,
«детский мат», «мат Легаля»

22
23
24

25

26
27
28
29
30
31
32
33

Простейшие ладейные
Знакомство с таким методом игры в дебюте,
эндшпили: ладья с пешкой
как атака на короля партнёра
против ладьи
Позиция Филидора
Знакомство с таким методом игры в дебюте,
как атака на короля партнёра
Позиция Лусены
Знакомство с понятием «реализация
преимущества» и такими способами
реализации преимущества, как игра
на мат, размен одноимённых фигур для
увеличения материального перевеса
Простейшие
Знакомство с понятием «реализация
легкофигурные окончания преимущества» и такими способами
реализации преимущества, как игра
на мат, размен одноимённых фигур для
увеличения материального перевеса
Конь против коня
Просмотр и анализ коротких шахматных
партий
Слон против коня
Просмотр и анализ коротких шахматных
партий
Одноцветные и
Просмотр и анализ коротких шахматных
разноцветные слоны
партий
Шахматный турнир
Отработка на практике материала уроков 21–
25
Шахматный турнир
Игровая практика
Шахматный турнир
Игровая практика
Шахматный турнир
Игровая практика
Конкурс решений
Игровая практика

Учебно – методическое и информационное обеспечение
курса внеурочной деятельности.
Для успешной реализации программы внеурочной деятельности «Шахматы»
необходимы определённые условия. Главным условием для реализации
программы «Шахматы» является сам педагог.
Шахматные доски с набором шахматных фигур.
Демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур.
Шахматные часы.
Шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий.
Шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения
шахматной нотации.
Мешочек, сшитый для игры «Волшебный мешочек».
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Технические средства
Компьютер
Мультимедийный проектор
Формы учета рабочей программы воспитания в рабочей программе по
внеурочной деятельности "Шахматы"

Рабочая программа воспитания МБОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина»
реализуется через использование воспитательного потенциала внеурочных
занятий "Шахматы". Эта работа осуществляется в следующих формах:
• Побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и
сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации.
- Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений, событий через:
- обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на занятии; на представителей ученых, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в
развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни,
на мотивы их поступков;
 Использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета для формирования у обучающихся российских традиционных
духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор
соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе.
 Способствовать сформированности у учащихся понимание причин успеха в
исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль
результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной
задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей,
родителей;
 Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока.
 Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими
обучающимися.
• Выбор и использование на внеурочных занятиях методов, методик,
технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в
соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.
• Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в урок различных исследовательских заданий и задач, что
дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
• Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений
между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально - комфортной
среды.
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности
«Шахматы» через внеурочную систему обучения и воспитания.
№

Наименование раздела

Количество Воспитательный потенциала урока

п/п
1

1 класс
Тема 1. Введение в
образовательную
программу.
Тема 2. Легенды и
сказания о
возникновении шахмат.
Тема 3. Шахматная
доска.
Тема 4. Шахматные
фигуры.
Тема 5. Начальная
расстановка фигур.
Тема 6. Ходы и взятие
фигур
2 класс
Тема 1. Введение в
образовательную
программу.
Тема 2. Легенды и
сказания о
возникновении шахмат.
Тема 3. Шахматная
доска.
Тема 4. Шахматные
фигуры.
Тема 5. Начальная
расстановка фигур.
Тема 6. Ходы и взятие
фигур
3 класс
Тема 1. Введение в
образовательную
программу.
Тема 2. Легенды и
сказания о
возникновении шахмат.
Тема 3. Шахматная
доска.
Тема 4. Шахматные
фигуры.
Тема 5. Начальная
расстановка фигур.
Тема 6. Ходы и взятие
фигур
4 класс

часов
1
2
5
6
10
9
1
2
5
6
10
10
1
2
5
6
10
10
1
2
5
6
10
10

Гражданское воспитание:
• осознание
своих
конституционных
прав
и
обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
• готовность вести совместную
деятельность
в
интересах
гражданского
общества,
участвовать в самоуправлении в
классе
и
детско-юношеских
организациях;
• готовность к гуманитарной и
волонтёрской деятельности.
Патриотическое воспитание:
•сформированность российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее
многонационального
народа
России;
•ценностное
отношение
к
государственным
символам,
историческому и природному
наследию, памятникам, боевым
подвигам
и
трудовым
достижениям народа, традициям
народов России; достижениям
России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, труде;
•идейная
убеждённость,
готовность
к
служению
Отечеству
и
его
защите,
ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственное
воспитание:
•сформированность
нравственного сознания, норм
этичного поведения;
•способность
оценивать
ситуацию
и
принимать
осознанные
решения,
ориентируясь
на
моральнонравственные нормы и ценности;

Тема 1. Введение в
образовательную
программу.
Тема 2. Легенды и
сказания о
возникновении шахмат.
Тема 3. Шахматная
доска.
Тема 4. Шахматные
фигуры.
Тема 5. Начальная
расстановка фигур.
Тема 6. Ходы и взятие
фигур

•ответственное
отношение
к
своим
родителям,
созданию
семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной
жизни
в
соответствии
с
традициями народов России.
Эстетическое воспитание:
• создание
положительного
эмоционального
фона,
формирующего
интерес
к
учению,
но
и
развивает
познавательно-конструктивные
способности
личности,
характеризующие деятельность
воображения,
образного
мышления, интуиции, что, в свою
очередь,
влечет
за
собой
повышение
уровня
общей
культуры личности.
• готовность к самовыражению,
стремление проявлять качества
творческой личности, в том числе
при
выполнении
творческих
работ по математике.
Физическое воспитание:
•сформированность здорового и
безопасного
образа
жизни,
ответственного отношения к
своему здоровью;
• потребность
в
физическом
совершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью;
• активное неприятие вредных
привычек
и
иных
форм
причинения вреда физическому и
психическому здоровью.
Экологическое воспитание:
• сформированность
экологической
культуры,
понимание влияния социальноэкономических процессов на
состояние
природной
и
социальной среды, осознание
глобального
характера
экологических проблем;
• планирование и осуществление

действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого
развития человечества;
• активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей
среде; умение прогнозировать
неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых
действий и предотвращать их;
• расширение опыта деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
• сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному
уровню
развития
науки
и
общественной
практики,
основанного на диалоге культур,
способствующего
осознанию
своего места в поликультурном
мире;
•осознание ценности научной
деятельности,
готовность
осуществлять
учебноисследовательскую и проектную
деятельность, в том числе по
математике, индивидуально и в
группе.
В
процессе
достижения
личностных результатов освоения
обучающимися
рабочей
программы по математике у
обучающихся совершенствуется
эмоциональный интеллект,
предполагающий
сформированность:
•самосознания,
включающего
способность
понимать
своё
эмоциональное состояние, видеть
направление
развития
собственной
эмоциональной
сферы, быть уверенным в себе;
•саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность
за
своё
поведение,
способность

проявлять
гибкость
и
адаптироваться к эмоциональным
изменениям, быть открытым
новому;
•внутренней
мотивации,
включающей
стремление
к
достижению цели и успеху,
оптимизм,
инициативность,
умение действовать, исходя из
своих возможностей;
•эмпатии,
включающей
способность сочувствовать и
сопереживать,
понимать
эмоциональное состояние других
людей и учитывать его при
осуществлении коммуникации;
• социальных
навыков,
включающих
способность
выстраивать
отношения
с
другими людьми, заботиться о
них.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности. "Шахматы"
Планируемые результаты.
Личностные
• определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы);
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Регулятивные
• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради;
• учиться работать по предложенному учителем плану;
• учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
• учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы;
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая
позиция, сила шахматных фигур.
Коммуникативные
• донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Формы оценки достижения планируемых результатов освоения курса.
Формы и периодичность контроля.
А) Входной (предварительный) контроль проводится в начале учебного
года для проверки начальных (остаточных) знаний и умений обучающихся.
Б) Текущий контроль проводится на каждом занятии в форме
педагогического наблюдения.
В) Промежуточный контроль в формах бесед-опросов и тестовых заданий
позволяет провести анализ результативности освоения обучающимися
отдельных разделов курса внеурочной деятельности. Проводится после
завершения изучения того или иного раздела программы курса.
Г) Итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме: беседы,
учебные игры, соревнования. Он позволяет выявить уровень достижения
обучающимися запланированных результатов образовательного процесса.
Критерии оценки результатов освоения программы курса внеурочной
деятельности.
Работа обучающихся оценивается по трехуровневой шкале,
предполагающей наличие следующих уровней освоения программного материала:
высокий, средний и низкий.
А) высокий уровень:
обучающийся
демонстрирует
высокую
ответственность
и
заинтересованность в образовательной деятельности;
- проявляет инициативу;
- не пропускает занятия без уважительной причины;
- демонстрирует высокий уровень знаний и компетенций;
- владеет на высоком уровне приобретаемыми в ходе изучения программы
умениями и навыками;
- демонстрирует высокий (для своего возраста) уровень физической
подготовки.
Б) средний уровень:
- обучающийся демонстрирует ответственность и заинтересованность в
образовательной деятельности;
- проявляет хороший уровень знаний и компетенций;
- инициативы не проявляет, но способен поддержать инициатора в
предлагаем поле деятельности;
- в достаточной степени владеет получаемыми в ходе изучения программы
умения и навыками;
- демонстрирует средний (для своего возраста) уровень физического
развития.
В) низкий уровень:

- обучающийся демонстрирует достаточную ответственность и
заинтересованность в образовательной деятельности;
- посещает занятия от случая к случаю;
- показывает удовлетворительный уровень знаний и компетенций;
- в целом слабо владеет получаемыми в ходе изучения программы умения, и
навыками.
- демонстрирует недостаточный (для своего возраста) уровень физического
развития.
Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности
Первый уровень
Приобретение
школьником
социальных знаний (об
общественных нормах,
устройстве общества, о
социально одобряемых
и
неодобряемых
формах поведения в
обществе и т. п.),
первичного понимания
социальной реальности
и повседневной жизни.

Второй уровень
Получение школьником
опыта переживания и
позитивного отношения
к базовым ценностям
общества
(человек,
семья,
Отечество,
природа, мир, знания,
труд,
культура),
ценностного отношения
к
социальной
реальности в целом.

Третий уровень
Получение школьником
опыта
самостоятельного
общественного
действия.

Способы фиксации результатов программы:
- отметка уровня достижений обучающегося в листе педагогического
наблюдения;
- записи в журнале учета о результативности участия обучающихся в
мероприятиях разного вида и уровня (диплом, грамота, благодарность, другое);
- записи в журнале учета об участии в выездных мероприятиях;
- фотоотчеты;
– другое.
Оценка функциональной грамотности
Сформированность
функциональной
грамотности
обучающихся
оценивается посредством решения заданий, выходящих за пределы
учебных ситуаций. Решение этих задач требует применения знаний в
незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий.
Функциональная грамотность по видам умений
Вид функциональной грамотности Умения/компетенции
Читательская грамотность
Находить и извлекать
информацию из сплошного и не
сплошного текста
Интегрировать и
интерпретировать информацию
сплошного и не сплошного текста
Осмыслять и оценивать
содержание и форму текста

Естественно- научная грамотность

Математическая грамотность

Глобальные компетенции

Креативное мышление

Финансовая грамотность

Использовать информацию из
текста
Научное объяснение явлений
Применение естественнонаучных методов исследования
Интерпретация данных и
использование научных
доказательств для получения
выводов
Применение математических
понятий, фактов, процедур
Формулирование ситуации
математически
Рассуждать на математические
темы
Интерпретировать, использовать
и оценивать математические
результаты
Анализировать и выявлять
различные мнения, подходы,
перспективы (тематика,
глобальные проблемы,
межкультурное взаимодействие)
Объяснять сложные ситуации
(тематика, глобальные проблемы,
межкультурное взаимодействие)
Формулировать аргументы
(тематика, глобальные проблемы,
межкультурное взаимодействие)
Оценивать информацию (тематика,
глобальные проблемы,
межкультурное взаимодействие)
Оценивать действия и их
последствия (тематика,
глобальные проблемы,
межкультурное взаимодействие)
Способность вырабатывать
(выдвигать) идеи
Способность совершенствовать
идеи
Способность оценивать идеи на
инновационность, на
эффективность решений и
отбирать идеи
Выявление финансовой
информации

Анализ информации в финансовом
контексте
Оценка финансовых проблем
Понимание и применение
финансовых знаний
Для оценки уровня функциональной грамотности обучающимся
предлагается комплексная работа, содержащая задания, относящиеся к
разным типам функциональной грамотности. Проверка выполнения
заданий осуществляется на основе критериев, разработанных для каждой
задачи, входящей в задание, по оценке конкретного типа функциональной
грамотности. После выполнения работы результаты анализируются по
каждому типу функциональной грамотности и по работе в целом. Для
оценивания результатов выполнения работы используется общий балл.
Каждый тип функциональной грамотности включает шесть уровней.
Кратко опишем их, выделив ключевые особенности для математической,
читательской и естественно-научной грамотности.
6 уровень
Обучающиеся, достигшие 6 уровня, способны осмыслить, обобщить и
использовать информацию, полученную на основе исследования и
моделирования сложных проблемных ситуаций в нетипичных контекстах,
гибко связывать различные источники информации и представления.
Они могут опираться на целый ряд взаимосвязанных естественно-научных
идей, использовать знание содержания, процедур и методов познания для
формулирования гипотез относительно новых научных явлений, событий и
процессов или для формулирования прогнозов.
При работе с текстом способны детально и точно интерпретировать текст в
целом, демонстрировать полное и подробное понимание нескольких
текстов и связей между ними, давать критическую оценку сложному тексту
на незнакомую тему.
5 уровень
Обучающиеся, демонстрирующие 5 уровень, способны создавать и работать
с моделями сложных проблемных ситуаций, выбирать, сравнивать и
оценивать соответствующие стратегии решения комплексных проблем,
размышлять и рассуждать, связывать между собой формы представления
информации.
Могут использовать абстрактные естественно-научные идеи или понятия,
чтобы объяснить незнакомые и более сложные, комплексные явления,
события и процессы, включающие в себя несколько причинноследственных связей. Готовы применять более сложные знания, связанные
с научным познанием, для того чтобы дать оценку различным способам
проведения экспериментов и обосновать свой выбор.
При работе с тестами способны понимать длинные тексты, находить и
связывать единицы информации, содержащейся в самых глубинных слоях,
одновременно работать с несколькими достаточно длинными текстами,
прокручивая их и переключая внимание с одного на другой для
сопоставления информации.

4 уровень
Овладение обучающимися 4 уровнем предполагает способность работать с
четко определёнными, детальными моделями сложных конкретных
ситуаций, выбирать и интегрировать информацию, представленную в
различной форме, излагать свои объяснения и аргументы, опираясь на
свою интерпретацию, доводы и действия.
Могут использовать знания, полученные в процессе обучения, для
объяснения достаточно сложных или не совсем знакомых ситуаций и
процессов. Могут проводить эксперименты, включающие две или более
независимых переменных, для ограниченного круга задач.
При работе с текстами способны находить и связывать единицы
информации, не сообщенной в явном виде, решать задачи, которые
требуют запоминания содержания предыдущей задачи.
3 уровень
На 3 уровне обучающиеся демонстрируют выполнение четко описанных
процедур, выбор и применение простых методов решения, способность
справляться с процентами, обыкновенными и десятичными дробями,
работать с пропорциональными зависимостями. Могут выполнять четко
описанные процедуры, в том числе те, которые требуют последовательных
решений. Они могут построить простую модель и на ее основе выбрать и
применить простые стратегии решения проблем.
Обучающиеся, достигшие 3 уровня, могут опираться на не очень сложные
знания для распознавания или построения объяснений знакомых явлений.
В менее знакомых или более сложных ситуациях они могут строить
объяснения, используя подсказки. Используя элементы содержательных
или процедурных знаний, они готовы выполнить простой эксперимент для
ограниченного круга задач.
При работе с текстами способны выявлять буквальный смысл одного
или нескольких текстов при отсутствии явной информации или
формальных подсказок, устанавливать такие связи между единицами
текстовой информации, которые удовлетворяют нескольким критериям.
2 уровень
Предполагает способность интерпретировать и распознавать в контекстах
ситуации, где требуется применять стандартные алгоритмы, формулы,
процедуры, соглашения или правила для решения проблем, способны
грамотно интерпретировать полученные результаты.
Обучающиеся, достигшие 2 уровня, могут опираться на знания
повседневного содержания и базовые процедурные знания для
распознавания научного объяснения, интерпретации данных, а также
распознать задачу, решаемую в простом экспериментальном исследовании.
Они могут использовать базовые или повседневные естественно-научные
знания, чтобы распознать адекватный вывод из простого набора данных.
При работе с текстами способны верно выбрать интернет-источник с
необходимой информацией из перечня, опираясь на явные, иногда сложные
подсказки найти в тексте одну или несколько единиц информации,
требующей дополнительного, но несложного осмысления, распознать

главную мысль текста, понять связи отдельных частей текста,
интерпретировать
отдельные
части
текста,
сравнивая
или
противопоставляя отдельные сообщения текста и оценивая аргументы,
которыми они подкреплены.
2 уровень – пороговый, при достижении которого обучающиеся начинают
демонстрировать применение знаний и умений в простейших неучебных
ситуациях.
1 уровень
1 уровень свидетельствует о недостаточном овладении обучающимися
знаниями и умениями для выполнения заданий по функциональной
грамотности.
Диагностика функциональной грамотности связана с выявлением уровня
сформированности способности мобилизовать знания и умения для
выработки стратегии поведения в различных жизненных ситуациях. Для
многофакторность и комплексный характер.
Формирование компетенций функциональной грамотности требует иных
подходов к оценке учебных достижений и определения системы критериев
уровня мыслительной деятельности при решении заданий от знания к
пониманию, применению, систематизации и обобщению полученной
информации, которые реализуются в системе комплексных надпредметных
заданий. Включая элементы комплексного задания в содержание урока,
учитель организует не только диагностику, в ходе которой выявляет
учебные затруднения обучающихся, но и тренинг соответствующих
компетенций на учебном материалформирования и оценки каждого типа
функциональной грамотности используются специальные задания,
особенностью которых выступают многофакторность и комплексный
характер.
Формирование компетенций функциональной грамотности требует иных
подходов к оценке учебных достижений и определения системы критериев
уровня мыслительной деятельности при решении заданий от знания к
пониманию, применению, систематизации и обобщению полученной
информации, которые реализуются в системе комплексных надпредметных
заданий. Включая элементы комплексного задания в содержание урока,
учитель организует не только диагностику, в ходе которой выявляет
учебные затруднения обучающихся, но и тренинг соответствующих
компетенций на учебном материале.

Список литературы
1.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование / под ред. В.А. Горского – М.: Просвещение, 2011.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.:
Просвещение, 2011.
3.
Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов
общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011.
4.
Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
5.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
6.
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.:
Поматур, 2000.
7.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
8.
Сухин И. Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн
полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. –
Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
9.
Сухин И. Шахматы, первый год, или учусь и учу: Пособие для учителя –
Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
10. Сухин И. Шахматы, второй год, или учусь и учу: Пособие для учителя –
Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
11.
Костьев А., Учителю о шахматах. М., Просвещение, 1986.

Приложение

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Мониторинг компетентности (Входной)
1 год обучения
Какого цвета должно быть ближнее к вам левое поле, если вы играете
белыми фигурами:
а) любого,
б) чёрного,
в) белого.
Как правильно называются фигуры: а) король, б)царь, в)падишах;
а) дама, б)ферзь, в)королева;
а) ладья, б)тура, в)башня;
а) офицер, б)гонец, в)слон;
а) лошадь, б)конь, в)скакун;
а) пешка, б)фишка, в)шишка.
Количество фигур в шахматах: а) король – 1,2,3;
б) ферзь - 1,2,3;
в) ладья - 1,2,3;
г) слон - 1,2,3;
д) конь - 1,2,3;
е) пешка – 2,6,8.
Линия, идущая по доске слева направо, называется:
а) дорожкой,
б) линейкой,
в) горизонталью.
Линия, идущая по доске снизу вверх, называется:
а) прямой,
б) отрезком,
в) вертикалью.
Линия, идущая из одного угла доски к другому, называется:
а) углом,
б) диагональю,
в) зигзагом.
Мониторинг компетентности (Промежуточный)
1 год обучения

1. Какая фигура при записи обозначается буквой Кр:
а) король,
б) конь,
в) пешка.
2. Как защитить короля от шаха:
а) закрыться другой фигурой,
б) отойти королём на безопасное поле,
в) срубить нападающую фигуру,
г) сразу сдаться.
3. Какие есть способы защиты фигуры от нападения:

а) ответное нападение,
б) перекрыть нападение,
в) сдаться без боя,
г) объявить невозможный ход.
4. Что такое вилка:
а) нападение сразу на 2 фигуры,
б) взятие фигуры,
в) окончание партии,
г) ряд клеток сверху вниз.
5. Какой сильнейший шахматист был родом из Америки:
а) Стейниц, б) Морфи, в) Ананд.
Мониторинг компетентности (Промежуточный)
1 год обучения
1. Как ходит и делает взятие ладья?
а) по диагонали; б) по горизонтали и вертикали; в) как хочет.
2. Как ходит и делает взятие слон?
а) по диагонали; б) по горизонтали и вертикали; в) как хочет.
3.Как ходит и делает взятие ферзь?
а) по диагонали; б) по горизонтали и вертикали; в) как хочет.
4.Как ходит и делает взятие конь?
а) по диагонали; б) по горизонтали и вертикали; в) буквой г.
5. Двойной удар – это:
а) ход на 2 поля; б) нападение 1 фигуры сразу на 2 и более фигур противника; в)
вилка.
6.Шахматные слоны бывают:
а) плохие и хорошие; б)белопольныеи чернопольные; в)злые и добрые.
Мониторинг компетентности (Итоговый)
1 год обучения

1. Шах-это:
а) нападение на короля;
б) ход фигуры;
в) конец шахматной партии.
2. Способы защиты от шаха:
а) закрыться другой фигурой;
б) срубить нападающую фигуру;
в) сдаться.
3. Мат-это:
а) конец шахматной партии;
б) шах, от которого нет защиты;
в) ход короля.
4. Рокировка – это:
а) двойной удар;
б) ничья;
в) специальная защита короля, когда король движется к ладье через клетку и
ладья перепрыгивает через него.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».