МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский"
МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ"
Приложение к ООП НОО
Утвержденное приказом от
20.08.2025 № 101 - ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Тропинка в профессию»
для обучающихся 1-4 классов
с. Прокопьевская Салда, 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» разработана на основе
авторскойпрограммыН.А.Гимадиевой«Вмирепрофессий»(Сборникпрограмм
«Организация внеурочной деятельности в начальной школе». в соответствии с
требованиями Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Федеральная образовательная программа начального общего образования,
утвержденная приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 г. № 372;
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 (в
ред. от 08.11.2022 г.);
• СанитарныеправилаСП2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологическиетребованияк
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г.№28;
• Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требованиякобеспечениюбезопасностии(или)безвредностидлячеловекафакторовсреды
обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 28.01.2021 г. № 2.
Представления о профессиях ребёнка 1-4 классов ограничены его пока небогатым
жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество
видовтруда.Ориентациявэтомокеанечеловеческихзанятийявляетсяважнейшимзвеном
социальной адаптации ребёнка.
Актуальность программызаключается в том, что она способствует воспитанию у
детей представлений о разных профессиях как главной человеческой ценности.
В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов
работыпопрофориентациистаршихшкольников.Однаковнашстремительныйвек,когда
бурно изменяется экономика, актуальнойстановится целенаправленная работа по
профессиональной ориентации уже с воспитанниками младших классов.
Особенностьработыпопрофессиональнойориентациинезаключаютвподведениидетейк
выборупрофессии.Главное–эторазвитиевнутреннихпсихологическихресурсовребенка. В
начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей,
важнорасширитьпредставлениеоразличных профессиях.
В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными
представлениямиомирепрофессий.Некоторыеэлементыпрофессиональнойдеятельности
ему трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на
основе наглядных образцов, конкретных ситуаций из жизни.
На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется
дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Программа направлена не только на удовлетворение познавательного интереса
младших школьников, но и способствует нравственному воспитанию учащихся,
становлению активной гражданской позиции школьников, окажет неоценимую услугукак
учителю, так и детям, и родителям. Преимущество программы в том, что она совмещает
работу одновременно двух направлений: учебное - проектная деятельность и
воспитательно-образовательное – знакомство с миром профессий.
Занятияподаннойпрограмместроятсясучётомвозрастныхособенностейи
возможностей ребенка.
Цельпрограммы:формированиеуобучающихсязнанийомирепрофессийи создание
условий для успешной профориентации младших учеников в будущем.
Задачипрограммы:
Образовательные:
формированиеиразвитиепредставленияудетейоширокомспектрепрофессийиих
особенностях;
формированиеуважительногоотношенияклюдямразныхпрофессийирезультатамих труда;
расширениезнанийдетейоразныхпрофессиях.
Развивающие:
развитиетворческихспособностейикругозораудетейиподростков,ихинтересови
познавательной деятельности;
развитие коммуникативных навыков удетей
и подростков,умения
эффективно
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
Воспитательные:
формированиеположительногоотношениектрудуилюдямтруда;
пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с профессиями,
расширениезнанийобисторииитрадицияхсвоегонарода,формированиечувствауважения
к
культуре своего народа и культуре, и традициям других народов.
Методы:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
частично-поисковый;
исследовательский.
Формаорганизациидеятельностиучащихсяназанятиях:
фронтальная;
индивидуально-фронтальная;
групповая;
индивидуальная.
Формы работы:
игры,загадки,беседы;
практическиеупражнениядляотработкинеобходимыхнавыков;
выставки;
мастер-классы.
Программа внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» предназначена для
учащихся1-4классовисоставленавсоответствиисвозрастнымиособенностямиучащихся,
рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в
год.
Возрастдетей7-11лет.
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯКУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ожидаемыерезультатыосвоениявнеурочнойдеятельности«Тропинкавпрофессию»:
участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
- расширениекругозораомире профессий;
- заинтересованностьвразвитиисвоих способностей;
- участиевобсужденииивыражениесвоегоотношениякизучаемой профессии;
- возможностьпопробоватьсвоисилывразличныхобластяхколлективнойдеятельности;
- способностьдобыватьновуюинформациюизразличныхисточников;
- полученныезнанияпозволятдетямориентироватьсяв профессиях;
- детисмогутоцениватьсвой труд;
- детиполучатзнанияинавыки,связанныесмиром профессий.
В процессе обучения и воспитания у учащихся формируются познавательные,
личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные результаты освоения программы начального общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
Личностнымирезультатамиосвоенияпрограммывнеурочнойдеятельностиявляется
формированиеумений:
Гражданско-патриотическоговоспитания:
становлениеценностногоотношенияксвоейРодине-России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастностькпрошлому,настоящемуибудущемусвоейстраныиродногокрая; уважение
к своему и другим народам;
первоначальныепредставленияочеловекекак членеобщества,оправах и
ответственности,уваженииидостоинствечеловека,онравственно-этическихнормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:
признаниеиндивидуальностикаждогочеловека;
проявлениесопереживания,уваженияидоброжелательности;
неприятиелюбыхформповедения,направленныхнапричинениефизическогои морального
вреда другим людям.
Эстетическоговоспитания:
уважительноеотношениеиинтерескхудожественнойкультуре,восприимчивостьк разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремлениексамовыражениювразныхвидаххудожественнойдеятельности.
Физическоговоспитания,формированиякультурыздоровьяиэмоционального
благополучия:
соблюдениеправилздоровогоибезопасного(длясебяидругихлюдей)образажизнив
окружающей среде (в том числе информационной);
бережноеотношениекфизическомуипсихическомуздоровью.
Трудовоговоспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережноеотношениекрезультатамтруда,навыкиучастиявразличныхвидахтрудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическоговоспитания:
бережное отношение к природе;
неприятиедействий,приносящихейвред.
Ценностинаучногопознания:
первоначальныепредставленияонаучнойкартинемира;
познавательныеинтересы,активность,инициативность,любознательностьи
самостоятельность в познании.
Метапредметныерезультатыосвоенияпрограммыначальногообщегообразования
должны отражать:
Овладениеуниверсальнымиучебнымипознавательнымидействиями:
1) базовыелогическиедействия:
сравниватьобъекты,устанавливатьоснованиядлясравнения,устанавливатьаналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определятьсущественныйпризнакдляклассификации,классифицироватьпредложенные
объекты;
2) базовыеисследовательскиедействия:
определятьразрывмеждуреальнымижелательнымсостояниемобъекта(ситуации) на
основе предложенных педагогическим работником вопросов;
проводитьпопредложенномуплануопыт,несложноеисследованиепоустановлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенногонаблюдения(опыта,измерения,классификации,сравнения,исследования);
прогнозироватьвозможноеразвитиепроцессов,событийиихпоследствияв аналогичных
или сходных ситуациях;
3) работас информацией:
выбиратьисточникполученияинформации;
согласнозаданномуалгоритмунаходитьвпредложенномисточникеинформацию,
представленную в явном виде;
анализироватьисоздаватьтекстовую,видео,графическую,звуковую,информациюв
соответствии с учебной задачей;
самостоятельносоздаватьсхемы,таблицыдляпредставленияинформации.
РегулятивныеУУД:
Определятьиформулироватьцельдеятельностиспомощьюучителя;
Проговаривать последовательность действий;
Учитьсявысказыватьсвоёпредположениенаосновеработысиллюстрацией; Учиться
работать по предложенному учителем плану;
Умениеадекватнопонимать оценкувзрослогоисверстника.
ПознавательныеУУД:
Ориентироватьсявсвоейсистемезнаний:отличатьновоеотужеизвестногос помощью
учителя;
Добыватьновыезнания:находитьответынавопросы,используякниги,свой жизненный
опыт и информацию, полученную от учителя;
Перерабатыватьполученнуюинформацию:делатьвыводыврезультатесовместной
работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических
инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в
практической деятельности.
КоммуникативныеУУД:
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме и
письменной;
Умениеустанавливатьконтактсосверстниками;
Эмоционально-позитивноеотношениекпроцессусотрудничества;
Умение слушать собеседника;
Обращатьсязапомощьювслучаезатруднениякучителю;
Предметнымирезультатамиосвоенияпрограммывнеурочнойдеятельностиявляется
формирование умений:
Описыватьпризнакипредметовиузнаватьпоихпризнакам; Выделять
существенные признаки предметов;
Сравниватьмеждусобой предметы;
Обобщать, делать несложные выводы;
Определятьпоследовательностьдействий.
Формы учётазнаний,умений:
Выполнениесамостоятельнойтворческойработы.
Традиционныевыставки,приуроченныеккалендарнымпраздникам.
Тематические выставки согласно тематическому плану.
СОДЕРЖАНИЕКУРСАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1класс(33часа)
Тема1. Всеработыхороши(2ч).Занятиясэлементами игры.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками (конкурс состоит из
разрезанной на части картинок).Конкурс маляров. Игра «Кто потерял свой инструмент»,
конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное слово» (расшифровка слов баркы (рыбак),
ртомас (матрос), явше (швея). Игра отгадай пословицы (Без охоты..(нет рыбока), без дела
жить-…(только небо коптить). Викторина «Угадай профессию» кто пашет, сеет, хлеб
убирает (хлебороб), кто лекарство отпускает (аптекарь), кто дома строит (строитель).
Тема2.Комучто нужно(2ч).Дидактическая игра.
Вводное словоучителя . Определение правила игры. Подбираются картинки и предметы
соответствующих профессий. Например: строитель-мастерок, врач-градусник, поваркострюля и т.д.
Тема3.Оденемкуклунаработу(2ч).Дидактическая игра.
Оборудование: изображение рабочей одежды, изображение кукол. Подобрать к каждой
картинке одежду и назвать соответствующую профессию (строитель, милиционер, врач,
пожарник, продавец).
Здесь на работу - дидактические игры. Разложены круги, в середине которых нарисованы
люди разных профессий, относительно с изображением инструментов. Необходимо
выбрать картинку подходящую для работ.
Тема4.Мыстроители (2ч).Занятиесэлементами игры.
Организационный момент. Игра. Строится из геометрических фигур. Физкультминутка.
Просматриваютм/ф.Играсосчетнымипалочками.Строиммодельгрузовикаизспичечных
коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши
знания.
Тема5.Магазин(2ч).Ролеваяигра.
Мыидемвмагазин(2ч).Беседасигровымиэлементами.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Вопросы, какие бывают
магазины?Ктоработаетвмагазине?Формированиеновыхзнаний.Разборстихов.Вставьте
буквы из списка, и вы узнаете, кто работает в магазине. Заведующая, продавец, товар,
охранник, администратор товара. Оценка: вежливый, грубый продавец. Итог: как
называется профессия людей работающих в магазине?
Тема6.Аптека(2ч).Ролеваяигра.
Организационный момент. Игра. Строится из геометрических фигур. Физкультминутка.
Просматриваютм/ф.Играсосчетнымипалочками.Строиммодельгрузовикаизспичечных
коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши
знания.
Тема7.Больница(2ч).Ролеваяигра
Тема8.Какиебываютпрофессии(2ч).Игровойчас.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Подбор рифмовок в
стихотворении. Рассказ о мире профессий. Игра: «Закончи пословицу…», например, «без
труда..(не вытянуть рыбку из пруда»). Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях.
Итог: о каких профессиях мы сегодня узнали?
Тема9.С.Михалков «ДядяСтепа-милиционер»(2ч).Чтение.
Чтение текста. Словарная работа: милиционер, профессия..Обсуждение прочитанного.
Ответы на вопросы.
Тема10.С.Михалков«ДядяСтепа-милиционер»(3ч). Видеоурок.
Просмотр м/ф по произведению С.Михалков «Дядя Степа-милиционер». Обсуждение
поступков главных героев. Как бы ты поступил в данной ситуациях. Словарная работа.
Тема11. В.Маяковский«Кембыть?»(2ч).Чтениетекста.
Чтениепоролям.Обсуждениетекста.Словарныеработы:столяр,плотник,рубанок,инженер,
доктор, конструктор, шофер.
Тема12.К.Чуковский«ДокторАйболит»(2ч)
игра-демонстрация, викторина
Тема13.Уходзацветами.(2ч).Практическоезанятие. Тема
14. Профессия «Повар»(2ч). Экскурсия.
Вступительноеслововоспитателя.Презентацияпрофессий.Знакомствосостоловойшколы
.Знакомствоспрофессиейповар.Встречаслюдьми,работникамившкольнойстоловой. Тема
15. Поварята. (2ч). Конкурс-игра.
2класс (34ч)
Путешествиевмирпрофессий–34часа.
Тема1.Мастерскаяудивительныхпрофессий(2ч).Дидактическаяигра.
Карточки(желтые,синие,красные;по5вкаждой-4срисунком,1безрисункаи4картонных круга
- тех же цветов).
Изображениярабочаяодеждаизвыбранныхкарточек,средствтруда,местоработы.Определить
профессии, результат труда человека.
Тема2.Разныедома (2ч).Практическоезанятие.
Использованиенастольногоконструктора«Строитель».Разбитьдетейнанесколькогрупп.
Выносить задание - из кубиков построить дома. Игра-соревнование со строительными
игровыми материалами. Конструирование из настольного конструктора. Итог,
награждение.
Тема3.Дачныйдомик(2ч).Практическое занятие.
Подобрать цветную бумагу (крышу, стены, труба, крыльцо). Выложить аппликацию из
цветной бумаги и картона. Итог, выявить лучших участников, награждение.
Тема4.Мояпрофессия (2ч).Игра-викторина.
Дидактическаяигра:«Доскажисловечко»,загадки.Игра:«Волшебныймешок»(определить на
ощупь инструменты). Итог.
Тема5.Профессия«Врач»(3ч).Дидактическая игра.
«Назовипрофессии»,«Ктотрудитсявбольнице».Работаскарточками. Тема
6. Больница (1ч). Сюжетно-ролевая игра.
Тема7.Доктор «Айболит»(2ч).Игра
Тема8.«Ктонаслечит»(2ч).Экскурсиявкабинет врача.
Место,нахождениекабинетаврача.Знакомствососновнымоборудованиемврача.Длячего
нужны лекарства. Итог.
Тема9.«ДобрыйдокторАйболит»(2ч).
Тема10.«Парикмахерская»(3ч.).Сюжетно-ролеваяигра.
Профессиивсехороши-любуювыбирайнавкус (2ч).Эл.Игры
Постановкаиобсуждениепроблемныхвопросов.Понятие«работа»,«трудолюбие».Игра:
«Быстроназови».Например:лекарство(врач),машина(шофер).Конкурс«мастерицы». Итог:
мультимедиа- люди разных профессия.
Тема11.Д.Дж.Родари«Чемпахнутремесла»(3ч.).Инсценировка. Тема 12.
Профессия «Строитель»(2ч). Дидактическая игра.
Дидактическаяигра:«Чтокомунужнодляработынастройке?».Карточкисизображением
предметов,орудийтруда.Определитьназванияпрофессий.Например:штукатур-мастерок,
машина-шофер.
Тема13.Строительныйпоединок(2ч).Игра-соревнование.
Разбитьдетейнанесколькокоманд.Однагруппастроитдомаизспичек,другаяизспичных
коробков. Кто быстрее. Подведение итогов. Награждение команд.
Тема14.Путешествие настройку(1ч).Экскурсия.
Местонахождениестроительногообъекта.Знакомствосостроительнымипрофессиями.
Тема15.Гдеработать мнетогда?(2ч)Классный час.
Введениевтему.Основнаячасть.ИнсценировкастихотворенияАлександраКравченко
«Честный ответ». Понятие о работах, профессиях. Словарная работа(профессия,
специальность,классификация).Мультимедиа(изображениепрофессий:мастер,штукатур,
сантехник, каменщик, крановщик). Чтение стихов: Г. Машин«Крановщик», С. Баруздин
«Плотник»,«Архитектор».Итог.
3класс (34ч)
Тема1.Чтотакоепрофессия(2ч).Игровая программа.
Вводное слово о профессиях. Речь труда в жизни человека. Работа с пословицами:
например:«Трудкормитчеловека,аленьпортит..».Закончитьпословицу:«Ктонеработает (тот
не ест). Стихотворения о профессиях. Загадка про предметы, которые используют люди
разных профессий. Угадать профессии по первой букве. По пословице угадать профессию,
например: «Куй железо, пока горячо» (кузнец).
Тема2.Укогомастерок,укогомолоток (2ч). Беседасэлементамиигры.
Вводноеслово.Историяпроисхожденияорудиятруда.Знакомствоспонятием
«инструмента». Дидактическая игра: «Назови инструмент» (на кухне например, чайник,
кастрюля, сковорода). Инструменты для ремонта (молоток, напильник, плоскогубцы).
Игра: «Черный ящик». Дидактическая игра: подбери нужный инструмент к профессии.
Итог. Разгадывание кроссворд об инструментах.
Тема3.Истоки трудолюбия(2ч).Игровойчас.
Вводное слово. О чем будем говорить. Загадки. Игра-конкурс: «Кто больше назовет
профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со словами: «Что будет,
если….». Например, что будет, если повара перестанут готовить? Что будет, если врачи
перестанут лечить? Физкультминутка. Игра: «Правильно дорисуй».
Тема4.Домашнийпомощник(2ч).Игра-конкурс.
Введение в игру. Конкурс, кто каким делом занят. Дидактическая игра: «Кто чем
занимается». Работа с картинками. Конкурс «Стихотворение пауза». Сказки о том, как
опасна лень (В.Пахнов). Инсценировки. Конкурс смекалистых. Конкурс: «Очумелые
ручки». Конкурс-эстафета: «Кто быстрее забьет гвоздь».
Тема5.Мирпрофессий (2ч). Викторина.
Разминка.Конкурс«Профсловарь».Конкурсболельщикам.Вопросыопрофессии. Загадки о
профессиях.
Конкурс платков. Конкурс письмо другу (друг просит дать совет по выбору
профессии).Конкурс: «отгадай кроссворд», конкурс пословиц о профессиях.
Играэрудит(угадатьпрофессиюпопервойбукве).Например:п(пилот),в(врач).Итог
награждение лучших игроков.
Тема6.Угадай профессию(2ч).Занятиесэлементами игры.
Вводное слово о профессиях. Дидактическая игра назови профессию, например: хлебхлебороб, одежда-портной. Черный ящик (определить на ощупь инструменты). Конкурс
художников. Подведение итогов.
Тема7.Какиебывают профессии(2ч).Занятиесэлементамиигры.
Вступительное слово о профессиях. Стихи о профессиях. Пословицы о профессиях.
Конкурс
угадайпрофессию.Просмотрмультфильмовостроительныхпрофессиях(столяр,
плотник, сварщик).Рассказ покругу. Придумать по1предложению опрофессии.Конкурс
архитекторов. Из одинакова числа геометрических фигур составить: дом, машинку и
т.д.Итог.
Тема8.Кудауходятпоезда(2ч).Занятиесэлементами игры.
Вступительное слово. Просмотр мультимедиа о железнодорожном транспорте. Викторина
обисториивозникновенияпаровозов.Игра:«Чтоизменилось».Загадкиовидахтранспорта.
Ролевая игра: «Проводник», «Машинист». Итог. Что нового мы сегодня узнали.
Тема9.Мояпрофессия (2ч).Игра«Поле чудес»
Нашидрузья-книги(1ч).Беседасэлементамиигры.
Вступительное слово. Загадки о книгах. История происхождения книги. Папирус, береста,
бумага. Изготовление современных книг. Знакомство с профессиями людей, которые
создают книги (наборщик, печатник, переплетчик).
Тема10.Откудасахарпришел(2ч).Беседа.
Вводное слово воспитателя. Просмотр фильма. Обсуждение растений, из которых
получаютсахар.Обработкасвеклы.Загадкиосахаре.Игра:«Назовипрофессию»(агроном,
тракторист, шофер, химик, сахарный завод). Игра от А до Я (назвать профессии на все
буквы алфавита).
Тема11.Турнир-профессионалов(2ч).Конкурс-игра.
Представление команд. Приветствие. Азбука профессий (по букве определить профессию,
например А-агроном, Б - бизнесмен). Конкурс «Кинокомедия» (вставить название
фильмов). Игра «Третий лишний» (программист, закройщик, компьютерщик). Конкурс
пантомимы (изобразить профессию). Подведение итогов.
Тема12. Всепрофессии нужны,всепрофессииважны(3ч).Устный журнал.
Вводное слово: страница информационная (данные о профессиях). Поэтическая (чтение
стихов Д. Родарин «Чем пахнут ремесла», Маяковский «Кем быть?», художественное
(просмотр мультимедиа о людях разных профессий)). Игра. Дискуссия объясните
пословицу: «Всякая вещь трудом создана».
Тема13.Стройка(2ч). Конструирование.
Вводное слова. Инструктаж по ТБ. Выбор Знакомство со строительными объектом. Виды
строительных профессий. Итог.Рисунки, сочинения о профессии. Знакомство со словами:
бульдозер, экскаватор, подъемный кран и т. д.
Тема14.Операция«Трудовойдесант»(1ч).Практикум.
Вводное слова воспитателя. Создание двух бригад. Распределение участков между
бригадами. Назначение ответственных. Техника безопасности. Выполнение работы по
уборке территории. Подведение итогов. Поощрение.
Тема15. Уходзацветами (2ч).Практика.
Тема16.Кулинарный поединок(2ч).Беседапорецептам,проект
Беседа-игра«Варимборщ»(выбратьнаборпродуктов,ктобыстрее).Конкурс:«Азнаетели
вы?», «Сладкоежек», «Украсим торт», «Что в мешке». Проект
4класс(34ч)
Тема1.Любимоеделомое-счастьевбудущем(2ч).Классныйчас презентация.
Организационныймомент.Психологическаяигравкруге.ИнсценировкастихотворенияС.
Михалкова «Дело было вечером». Презентации. Швейное, строительное, газетное дело.
Задание: установить порядок постройки дома, установить порядок создание газеты.
Подведение итогов.
Тема2.Подорогамидутмашины(2ч).Беседа-тренинг.
История возникновения профессии шофера. Загадки о профессии шофер. Игра, кто самый
внимательный. Игра: «Неуловимый шторм». Игра: «Какой это знак». Ролевая игра драматизма «Улица».
Тема3.Всеработыхороши(2ч).Игра-конкурс.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Дидактическая игра: расшифровка слова. Конкурс
строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра: «Кто потерял свой
инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс «Найди лишнее». Итог игры.
Награждение участников.
Тема4.Опрофессии продавца(1ч).Занятиесэлементами игры.
Вступительное слово. Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей промолчать».
Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый покупатель». Игра «магазин».
Тема5.Опрофессии библиотекаря(2ч).Беседасэлементами игры.
Вступительное слово. Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какая книжка».
Игровая ситуация: «Читатель-библиотекарь». Оценка работы библиотекаря.
Тема6.Праздниквгородемастеров(2ч).Занятиесэлементами игры.
«Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы». Вопросы о мастерах. Разгадывание ребусов.
Составлениекроссворда.Задание«Самыйтрудолюбивый»,Задание-сценкиопрофессиях.
Подведение итогов.
Тема7.Работникииздательстватипографии(2ч).Сюжетно-ролеваяигра.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса).
Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты». Задание 1-штат редакции (корреспондент,
фотограф, художник, наборщик). Задание 2- Вы редакторы (отредактировать текст).
Задание 3- Вы - журналисты (написать текст). Задание 4 Вы - художники (выполнение
иллюстрации). Итог: люди каких специальностей работают над созданием газеты.
Тема8.Как проходят вести (2ч).Беседа сэлементамиигры.
Вступление. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как передавались новости
в древности). Изобретения в области связи. Современные профессии связи (почтальон,
сортировщикпочты).Загадкиипочтовыйтранспорт(самолет),телефон(впер.сгреч
«далеко-пишу»).Видысвязи,сотоваясвязь.Ролеваяигра«Телефон».
Тема 9. Веселые мастерские (2ч). Беседа. Игра
Вводноеслово.Столярнаямастерская.Знакомствосинструментами(пила,топор,молоток,
рубанок, стамеска). Загадки об инструментах. Швейная мастерская. Загадки об
инструментах. Конкурс: «Пришей пуговицу». Подведение итогов.
Тема10.ПутешествиевгородМастеров(1ч).Профориентационнаяигра.
Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из профессиональных сфер
(человек-человек, человек-техника, человек-природа, человек- художественный образ,
человек - знаковая система). Дается задание составить план района, придумать название
улиц, заселить дома сказочными героями. Например, район «Умелые руки», сказочные
жители - самоделки, железный дровосек.
Тема11.Строительныеспециальности(2ч).Практикум.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний - разгадать кроссворд. С чего
начинает работу хороший специалист (с плана или проекта). Игра: «Поможем начальнику
стройкуорганизовать»,игра:«Проект».Итог:вопросы:чтослучиться,еслистроитьздание без
соответствующего плана, почему так важно руководствоваться проектами при
строительстве здания?
Тема 12. Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй (2ч). Беседа, игры
Вступление. Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с
сообщениямиопрофессиях.Заданиенавнимание: «Найдисинийнарисунке». Мастерская
слова. Конкурс- игра: «Нитки - иголка».
Тема13.Знакомствоспрошлымипрофессиями(2ч). Конкурс.
Введение. Стихио труде. Рассказ орабочихпрофессиях. Конкурс:«Заводу требуются».
Информация длялюбознательных.Знакомство с профессией плотника.
Тема14.Человектрудомпрекрасен(1ч).Игра.
Тема15.Умеешьсам-научидругого(1ч).Практикум. Тема
16. Чей участок лучше (2ч). Практикум.
Тема17.Кулинарный поединок(2ч).Практикум.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕСУКАЗАНИЕМКОЛИЧЕСТВАЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
1 класс
№
п/п
Названиераздела/темы
Количество
часов на
раздел/тему
Электронные(цифровые)
образовательныересурсы
1-2
3-4
«Всеработыхороши»
«Кому,что нужно»
2
2
5-6
«Оденемкуклунаработу,
едем на работу»
«Мыстроители»
«Магазин»
«Мыидемв магазин»
«Аптека»
«Больница»
2
«Какиебываютпрофессии»
С.Михалков«ДядяСтепа»
«ДядяСтепа-милиционер»
2
2
3
https://paramult.ru/.
https://proektoria.online/forum.
https://www.ucheba.ru/prof.
http://atlas100.ru/.
http://rodn-ik.narod.ru/asb_prof.htm.
http://prof-buro.ru/rus/.
https://paramult.ru/.
https://proektoria.online/forum.
К.Чуковский«Доктор
Айболит»
В.Маяковский«Кембыть»
Уходзацветами
2
https://www.ucheba.ru/prof.
2
2
Профессияповар
«Поварята»
Итого
2
2
33
http://atlas100.ru/.
http://rodn-ik.narod.ru/asb_prof.htm.
http://prof-buro.ru/rus/.
https://paramult.ru/.
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
2122-23
24-25
26-27
28-29
30-31
32-33
2
2
2
2
2
http://atlas100.ru/.
http://rodn-ik.narod.ru/asb_prof.htm.
http://prof-buro.ru/rus/.
2 класс
№
п/п
Названиераздела/темы
Количество
часов на
раздел/тему
Электронные(цифровые)
образовательныересурсы
1-2
3-4
«Всеработыхороши»
«Разныедома»
2
2
5-6
7-8
9-1011
1213-14
15-16
1718-19
20-21
2223-24
25-26
«Дачныйдомик»
«Профессияповар»
«Парикмахерская»
2
2
3
http://atlas100.ru/.
http://rodn-ik.narod.ru/asb_prof.htm.
http://prof-buro.ru/rus/.
https://paramult.ru/.
https://proektoria.online/forum.
«Профессия«Врач»
3
https://www.ucheba.ru/prof.
«Мояпрофессия»
«Почта»
2
3
«Аптека»
«Мастерскаяудивительная
профессия»
«Профессиивсехорошилюбую выбирай на вкус»
2
3
http://atlas100.ru/.
http://rodn-ik.narod.ru/asb_prof.htm.
http://prof-buro.ru/rus/.
https://paramult.ru/.
2
https://proektoria.online/forum.
27-28
29-30
31-32
Д.Родари«Чемпахнут ремёсла 2
»
«Профессиястроителей»
2
«Строительныйпоединок»
2
33-34
«Путешествиенастройку»
2
Итого
34
https://www.ucheba.ru/prof.
http://atlas100.ru/.
http://rodn-ik.narod.ru/asb_prof.htm.
http://prof-buro.ru/rus/.
3 класс
№
п/п
Названиераздела/темы
Количество
часов на
раздел/тему
Электронные(цифровые)
образовательныересурсы
1-2
«Чтотакоепрофессия»
2
3-4
«Укогомастерок,укого
молоток»
2
http://rodn-ik.narod.ru/asb_prof.htm.
5-6
«Истоки трудолюбия»
2
http://prof-buro.ru/rus/.
7-8
9-1011
12-13
14-15
«Домашнийпомощник»
«Мирпрофессии»
2
3
https://paramult.ru/.
https://proektoria.online/forum.
«Угадайпрофессии»
«Какиебываютпрофессии»
2
2
https://www.ucheba.ru/prof.
http://atlas100.ru/.
16-17
«Кудауходятпоезда»
2
18-19
20
21
22-23
«Мояпрофессия»
«Нашидрузья-книги»
«Откудасахарпришел»
«Турнир-профессионалов»
2
1
1
2
http://rodn-ik.narod.ru/asb_prof.htm.
http://prof-buro.ru/rus/.
https://paramult.ru/.
https://proektoria.online/forum.
https://www.ucheba.ru/prof.
24-25
«Всепрофессиинужны,все
профессии важны»
«Стройка»
2
http://atlas100.ru/.
2
«Операция-десант»
«Уходзацветами»
2
3
http://rodn-ik.narod.ru/asb_prof.htm.
http://prof-buro.ru/rus/.
https://paramult.ru/.
«Кулинарныйпоединок»
2
Итого
34
26-27
28-29
3031-32
33-34
http://atlas100.ru/.
http://rodn-ik.narod.ru/asb_prof.htm.
4 класс
№
п/п
Названиераздела/темы
Количество
часов на
раздел/тему
Электронные(цифровые)
образовательныересурсы
1-2
«Любое дело - мое
счастливоебудущее»
2
3-4
«Подорогеидут машины»
2
5-6
«Всеработыхороши»
2
http://rodn-ik.narod.ru/asb_prof.htm.
http://prof-buro.ru/rus/.
7-8
«Опрофессии продавец»
2
https://paramult.ru/.
9-10
«Опрофессиибиблиотекарь»
2
https://proektoria.online/forum.
11-12
«Праздниквгороде
Мастеров»
2
https://www.ucheba.ru/prof.
13-14
«Работникииздательстви
типографии»
2
http://atlas100.ru/.
15-16
«Какприходятвести»
2
17-18
19-20
«Веселые мастерские»
«Путешествиевгород
мастеров»
2
2
http://rodn-ik.narod.ru/asb_prof.htm.
http://prof-buro.ru/rus/.
https://paramult.ru/.
21-22
«Строительные
специальности»
2
https://proektoria.online/forum.
23-24
«Времянараздумьенетеряй, с
нами вместе трудись и
играй»
2
https://www.ucheba.ru/prof.
25-26
«Знакомствос
промышленными
профессиями»
2
http://atlas100.ru/.
27-28
«Человектрудомкрасен»
2
29-30
«Успеешьсам-научи
другого»
«Чей участок лучше»
«Кулинарныйпоединок»
2
http://rodn-ik.narod.ru/asb_prof.htm.
http://prof-buro.ru/rus/.
Итого
34
31-32
33-34
2
2
http://atlas100.ru/.
https://paramult.ru/.
http://rodn-ik.narod.ru/asb_prof.htm.
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
1-2
«Всеработыхороши»
Количество
часов
2
3-4
«Кому,чтонужно»
2
5-6
2
7-8
«Оденемкуклунаработу,едемна
работу»
«Мыстроители»
9-10
«Магазин»
2
11-12
«Мыидемвмагазин»
2
13-14
«Аптека»
2
15-16
«Больница»
2
17-18
«Какиебывают профессии»
2
19-20
С.Михалков«ДядяСтепа»
2
2122-23
«ДядяСтепа-милиционер»
3
24-25
К.Чуковский«ДокторАйболит»
2
26-27
В.Маяковский«Кембыть»
2
28-29
Уходзацветами
2
30-31
Профессияповар
2
32-33
«Поварята»
2
№
Темазанятия
2
Формапроведения
занятия
Занятиесэлементамиигры
видеознакомство
Дидактическаяигра
беседа
Занятиесэлементамиигры
беседа
Занятиесэлементамиигр,
видеознакомство
Знакомствосатрибутами,
ролевая игра
Экскурсия.
Ролеваяигра
Знакомствосатрибутами,
ролевая игра
Знакомствосатрибутами,
ролевая игра
Видеознакомство,игровой
час
Чтение,беседы,викторины
Экскурсия,видеоурок,
встреча с работником
полиции
Игра-демонстрация,
викторина
Чтение, беседа,
обсуждение-Кемяхотелбы
быть?
Практика
Экскурсия,видеоурок,
викторина
Практикум
2 класс
№
Темазанятия
Количество
часов
Формапроведения
занятия
1-2
«Всеработыхороши»
2
Занятиесэлементамиигры
3-4
«Разныедома»
2
Конструирование
5-6
«Дачныйдомик»
2
Аппликация
7-8
«Профессияповар»
2
9-11
«Парикмахерская»
3
1214
«Профессия «Врач»
3
1516
1719
2021
2224
2526
2728
2930
3132
3334
«Мояпрофессия»
2
Экскурсия в школьную
столовую,дидактическая
игра
Беседа,игра-викторина,
сюжетно-ролевые игра
Беседа, занятие с
элементамиигры,
приглашениешкольного
врача
Игра-викторина,сочинение
«Почта»
3
«Аптека»
2
«Мастерскаяудивительнаяпрофессия»
3
«Профессиивсехороши-любую выбирай 2
на вкус»
Д.Родари«Чемпахнутремёсла»
2
Беседа,сюжетно-ролевые
игры
Беседа,презентация
Дидактическаяигра,
конкурсы.
Проект
Работастекстом,практикум
«Профессиястроителей»
2
Дидактическаяигра
«Строительныйпоединок»
2
Игра соревнований
«Путешествиенастройку»
2
Экскурсия,беседа
3 класс
1-2
«Чтотакое профессия»
Количество
часов
2
3-4
«Укогомастерок,укого молоток»
2
5-6
7-8
«Истокитрудолюбия»
«Домашнийпомощник»
2
2
Беседасэлементамиигры,
викторина
Игровойчас
Игра-конкурс,сочинение
911
1213
1415
1617
1819
20
«Мирпрофессии»
3
Викторина,ролевая игра
«Угадайпрофессии»
2
Занятиесэлементамиигры
«Какиебывают профессии»
2
Занятиесэлементамиигры
«Кудауходятпоезда»
2
Занятиесэлементамиигры
«Мояпрофессия»
2
«Нашидрузья-книги»
1
Игра«Полечудес».Работапо
текстам, проект
Экскурсияв библиотеку
21
«Откудасахар пришел»
1
Презентация,беседа
2223
2425
«Турнир-профессионалов»
2
конкурс-игра
«Всепрофессиинужны,все
профессии важны»
2
2627
2829
3032
3334
«Стройка»
2
Дидактическая игра,
изготовлениесборника
профессий
Строимдом, конструирование
«Операция-десант»
2
Практикум
«Уходза цветами»
3
Практикум
«Кулинарныйпоединок»
2
Беседапорецептам,проект
№
Темазанятия
Формапроведения
занятия
Игровыепрограммы,проект
4 класс
3-4
«Любоедело-моесчастливое
будущее»
«Подорогеидут машины»
Количество Формапроведения занятия
часов
2
Классныйчас,презентация,работа в
группах
2
Беседы- тренинг
5-6
«Всеработыхороши»
2
Игра-конкурс
7-8
9-10
«Опрофессиипродавец»
«Опрофессиибиблиотекарь»
2
2
Беседа-тренинг
Беседасэлементами игры
1112
1314
1516
1718
1920
2122
2324
2526
2728
2930
3132
3334
«Праздник вгородеМастеров»
2
Занятиесэлементамиигры
«Работникииздательстви
типографии»
«Какприходятвести»
2
2
Экскурсиявтипографию,ролевая
игра
Беседасэлементами игры
«Веселыемастерские»
2
Беседа, игра
«Путешествиевгород мастеров»
2
Профориентации-игра
«Строительныеспециальности»
2
Практикум,защитапроекта
«Времянараздумьенетеряй,с
нами вместе трудись и играй»
«Знакомствоспромышленными
профессиями»
«Человектрудомкрасен»
2
Беседа, игры
2
Конкурс
2
Игры
«Успеешьсам-научи другого»
2
Практикум
«Чей участок лучше»
2
Практикум
«Кулинарныйпоединок»
2
Практикум
№
1-2
Темазанятия