МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский"
МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ"
Приложение к ООП НОО
Утвержденное приказом от
20.08.2025 № 101 - ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Речевая практика»
для обучающихся 1-4 классов
с. Прокопьевская Салда, 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая
практика» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от
19
декабря
2014
г.
№
1599
«Об
утверждении
федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
общеобразовательным
программам
деятельности
–
по
основным
образовательным
программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г.
№ 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного
общего
и
среднего
общего
образования,
утвержденный
приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа
2013 г. № 1015»;
- приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О
федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ
начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования»,
- приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632
«О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования сформированный приказом Министерства просвещения
РФ от 28 декабря 2018г. №345»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин
2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
-
примерной
программой
адаптированной
образования
основной
обучающихся
с
общеобразовательной
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22
декабря 2015 г. № 4/15);
- письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г.
№ ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 073517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ
ПРАКТИКА»
Программа
построена
с
учетом
индивидуальных
и
психофизиологических особенностей обучающихся, тесной преемственности
между уроками логопедии, обучения грамоте и развитием речи.
В программе предусмотрены практические и теоретические занятия.
Теоретические занятия направлены на получение обучающимися знаний в
области фонетики, лексики, морфологии, грамматики.
Практические
занятия способствуют переводу полученных знаний в речевые умения и
навыки по применению и осмысленному использованию речевых средств с
учетом требований ситуации и контекста. На практических занятиях
предусматривается
организация
и
систематическое
наблюдение
за
разнообразными языковыми явлениями; реализация речевых средств на основе
развития мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
сопоставления, психических процессов - восприятия, внимания, памяти.
Методы реализации поставленных задач:
По способам подачи речевого материала:
- репродуктивный (выполнение системы упражнений);
- проблемное изложение (объяснение материала для расширения
проблемной ситуации, логические упражнения);
- частично-поисковый (творческое использование речевых средств,
алгоритмизация, конструктивные упражнения).
По источнику знаний:
-
практические
исполнительские,
(упражнения
коррекционные,
тренировочные,
творческие;
подражательно-
игры
дидактические,
сюжетно-ролевые, деловые; моделирование; функциональные тренировки
для дыхания, голоса, органов артикуляции, мелкой и общей моторики; работа
с учебной и справочной литературой);
-
наглядные
(графические,
символические,
иллюстративные,
натуральные);
-
словесные
(слово,
рассказ
логопеда,
беседа
сообщающая,
эвристическая, воспроизводящая);
- анализ речи: фонетический, морфологический, синтаксический
разборы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РЕЧЕВАЯ
ПРАКТИКА»
Цель:
развитие
интеллектуальной
речевой
недостаточностью
коммуникации
как
обучающихся
способности
с
использовать
вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в
различных ситуациях.
Основные задачи:
- учить школьников понимать и чётко выполнять речевые инструкции,
взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться
друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу;
-
развивать
интонационную
выразительность
речи
детей,
совершенствовать их лексику, грамматический строй речи, формировать
простейшие
умения
в
части
построения
связного
монологического
высказывания.
МЕСТО
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА«РЕЧЕВАЯ
ПРАКТИКА»
В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Речевой практики», – 270
(2 часа в неделю в каждом классе): в 1 классе – 66 ч, во 2–4 классах – по 68 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Аудирование и понимание речи
Выполнение простых поручений по заданию учителя (одночленная
инструкция): сядь за парту; положи книгу на парту; помоги вытереть доску и
т.д.
Слушание и отчетливое воспроизведение звуков, слогов и слов, данных
в рифмованной форме: у-у-у – в гору санки я везу, я-я-я – вот моя семья, саса-са – в нос ужалила оса и т.д. (все рифмованные строчки проговариваются с
опорой на картинку).
Выбор из двух картинок той, которая соответствует высказыванию: У
Лены шар. - У Риты шары.; Маша качает куклу. - Маша одевает куклу.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя с опорой на
наглядность. Выбор картинок после окончания сказки или рассказа по
заданию учителя, например, «Покажи на картинке, кого первым встретил
Колобок».
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов
артикуляционного аппарата. Заучивание и произнесение чистоговорок
одновременно с учителем (сопряженно).
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек
на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (от 2 до 3) на
одном выдохе с обязательным указанием на эти предметы. Упражнения на
произнесение слов, коротких стихотворений в сопровождении движений.
Практическое различение громкой и тихой речи. Игровые упражнения
с подражанием голосам животных (пищит мышка, рычит собака).
Разучивание детских стихотворений, потешек, мини-диалогов с голоса
учителя с последующим воспроизведением в играх-драматизациях.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по
имени, по имени и отчеству. Ласковые обращения. Грубые и негрубые
обращения.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Меня зовут …»,
«Меня зовут …, а тебя?». Ответные реплики в диалоге знакомства («Очень
приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие
и
прощание.
Употребление
различных
формул
приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или
сверстник).
Формулы
«здравствуй»,
«здравствуйте»,
«до
свидания».
Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю
с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и
отчеству.
Благодарность.
«пожалуйста».
Формулы
«спасибо»,
«большое
спасибо»,
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо …
имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы.
Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением
и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я
нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при
извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
2 КЛАСС
Аудирование и понимание речи
Слушание,
запоминание
и
отчётливое
произнесение
ряда
слоговыхкомплексов и слов (3 слога, 2-3 слова).
Слушание
и
повторение
слов,
близких
по
звучанию:
букет-
пакет,удочка-уточка, гладит-глядит и др. (С опорой на наглядные средства.)
Выполнение
действий
по
инструкции
с
противопоставляемымипредлогами: в-на, у-за, над-под, с-на, к-от и др.
Например: «Положикнигу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у
парты», «Зайди запарту», «Подержи руку над партой, а теперь - под партой»
и т. д.
Выполнение
движений
или
заданий
по
словесной
двухчленнойинструкции учителя с последующим речевым отчётом о
действии («Что тыделал?»).
Прослушивание заданий в аудиозаписи. Выполнение каждого задания.
Например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша,
выйди кдоске и допиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей
строчкезапиши свои имя и фамилию» и т. д.
Упражнения
в
различении
картинкамипредложений,
и
содержащих
соотнесении
с
ситуационными
слова-родственники
или
слова,
обозначающиефункционально сходные предметы: Миша сделал маленькую
табуретку -Коля сделал маленькую скамейку; Дети слепили во дворе
снеговичка – Детивылепили во дворе снегурочку.
Дикция и выразительность речи
Упражнения
на
подвижность
органов
речевого
аппарата
(игровыеприёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса
учителя,отчётливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитаем Егорок на горке. Сначала
двухЕгорок на одном выдохе, потом трёх и т. д. (Как на горке, на пригорке
стояттридцать три Егорки. Раз - Егорка, два - Егорка, три - Егорка…).
Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен.
Громкая,
тихая
и
шёпотная
речь.
Индивидуальные
и
хоровыеупражнения с использованием силы голоса в различных речевых
ситуациях.
Быстрая
и
медленная
речь.
Упражнения
в
речи:
мимика
и
использовании
нормальноготемпа речи.
Помощники
устной
жесты
в
тренировочныхупражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой
урока.
Выражения лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое.
Практическое
использование
соответствующеготона
голоса:
в
речевых
приветливого,
вежливого,
ситуациях
грубого,
испуганного, сердитого.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием
кматериалу, изучавшемуся в 1 классе)
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени
и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое
обращение,
нежелательное
обращение
(по
фамилии).
Ласковые
обращения.Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные)
обращения ксверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.
Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.).
Специфика
половозрастных
обращений
(дедушка,
бабушка,
тётенька,девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с
незнакомымчеловеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).
Знакомство,
представление,
«Давайпознакомимся»,
«Меня
зовут…»,
приветствие.
«Меня
Формулы
зовут…,
а
тебя?».
Формулы«Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики
наприглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие
и
прощание.
Употребление
различных
формул
приветствия
и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник).
Формулы«Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание
формул спомощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и
прощания.
Этикетные
правила
приветствия:
замедлить
шаг
или
остановиться,посмотреть в глаза человеку.
Формулы
«Доброе
утро»,
«Добрый
день»,
«Добрый
вечер»,
«Спокойной
ночи».
Неофициальные
разговорные
формулы:
«Привет»,
«Салют»,«Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво»,
«Бывай»,
«Чао»
и
др.
(в
зависимости
Недопустимостьдублирования
этикетных
от
условий
формул,
школы).
использованных
невоспитаннымивзрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания:
«Какдела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы
припрощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с
праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени
иотчеству.
Пожелания
близким
и
малознакомым
людям,
сверстникам
и
старшим.Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы
«Желаютебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые
средства:улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)»,
«Яхочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции
напоздравления и подарки.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания
втелефонном
разговоре.
Значение
сигналов
телефонной
связи
(гудки,обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы
позвать ктелефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…»,
«Можнопопросить
(позвать)…»).
Распространение
этих
формул
с
помощьюприветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я
слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте
науроке
или
перемене.
человеку.Обращение
Обращение
с
людям.Развёртывание
с
просьбой
просьбы
просьбой
к
с
незнакомому
сверстнику,
близким
помощью
мотивировки.
пожалуйста!»,
«Разрешите…»,
Формулы«Пожалуйста…»,
«Можно…,
«Можномне…»,
я…».Благодарность.
«Можно
к
Формулы
«Спасибо»,
«Большое спасибо»,«Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки
(«Спасибо, …(имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение
просьбы.
Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень
рада»
идр.
как
мотивировка
благодарности.
Ответные
реплики
на
поздравление,пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю
тебя (Вас)»,«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание,
извинение.
Формула
«Извините,
пожалуйста»
с
обращением
и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения
(«Янечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения
приизвинении.
Извинение
имотивировка при извинении.
перед
старшим,
ровесником.
Обращение
Сочувствие,
утешение.
Сочувствие
заболевшему
сверстнику,
взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «Алло! Алло!», «С Днём рождения!».
«Я и мои товарищи»: «Истории о лете», «Три поросёнка», «Новогодняя
сказка»,
«Красная
Шапочка»,
«Я
поздравляю
тебя!»,
«Вспоминаем
любимыесказки», «Скоро лето».
«Я за порогом дома»: «Добро пожаловать!», «Расскажи мне о
школе»,«Новогодний карнавал», «Дежурство», «Пошли в столовую!», «Я
записался в
кружок», «Поклонимся памяти героев».
«Я в мире природы»: «У меня есть щенок!».
3 КЛАСС
Аудирование
Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых
комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет -пакет, удочка уточка, гладит -глядит и др. (с опорой на наглядные средства).
Выполнение действий с предлогами: в -на, у -за,над - под, с -на, к -от
и др., например: «Положи
книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за
парту», «Подержи руку над партой, а теперь - под партой» и т. д.
Выполнение движений или заданий по словесной двучленной
инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии («Что
ты делал?»).
Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной
ленте, например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша,
выйди к доске и допиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей
строчке запиши своё имя и свою фамилию» и т. д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-«родственники» или слова,
обозначающие функционально сходные -
предметы: Миша сделал
маленькую табуретку. Коля сделалмаленькую скамейку. Дети слепили во
дворе снеговичка. Дети вылепили во дворе снегурочку.
Дикция и выразительность речи
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые
приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя,
отчётливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные
упражнения: посчитать Егорок на горке (сначала на
одном выдохе - два Егорки, потом - три): Как на горке, на пригорке стояли
33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.
Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен.
Громкая,
тихая и шёпотная
речь.
Индивидуальные и хоровые
упражнения с использованием силы голоса в различных ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального
темпа речи.
Помощники устной речи (мимика и жесты) в тренировочных
упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока.
Выражение лица: весёлое, грустное, сердитое.
Практическоеиспользование в речевых ситуациях соответствующего
тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы:
«Школьная жизнь»,
«Игры детей», «Играем в
сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе»,
«Любимое занятие», «Мир природы».
Примерная тематика речевых ситуаций: «Добро пожаловать!», «В
школьной столовой», «Готовим новогодний праздник»;
«Истории о лете»,
«Играем в школу», «Играем во дворе»; «Красная шапочка», «Три медведя»,
«Три поросенка»; «В воскресенье все дома», «С Днём рождения!», «Алло!
Алло!»; «Садитесь, пожалуйста! (поведение в автобусе) «Мы не знаем, как
пройти... Как быть?», «Расскажи мне о школе», «Моя дорога в школу», «За
покупками в магазин «Наш товарищ заболел», «Дежурство»; «Отгадываем
любимое занятие каждого», «Я записался в кружок»; «У меня есть щенок»,
«Мой котенок убежал. Может, кто его видел?».
Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на
наглядный материал.
Называние детьми
предметов
и различных
действий с ними (по
теме ситуации). Характеристика признаков данных предметов:
величина,
цвет, форма, вкус, материл и др. Узнавание предметов по их частям или по
признакам: маленький, серенький, пушистый, с беленькими лапкам и
беленьким кончиком хвоста.
Совершенствование
умения
участвовать
в
вопросно-
диалогах: Какая лиса? -Хитрая. -А заяц? Трусливый. -А
ответных
петух какой? -
Смелый. -Кто тебе больше всех понравился?».
Составление разных по содержанию предложений по определённой
теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию, например: тема
«Любимое занятие», наглядный материал по теме, заданная синтаксическая
конструкция: Брат любит собирать марки (Маша любит читать книги. Вася
любит смотреть телевизор).
Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли атрибутов к ней.
Использование новых слов и предложении в ролевой игре.
Коллективное составление рассказа.
Культура общения
Выражение благодарности. «Вежливые» слова.
Расширение слов для приветствия и прощания: доброе утро, добрый
день, добрый вечер, доброй ночи.
Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных
речевых ситуациях.
Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога.
Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале общения».
4 КЛАСС
1. Делимся новостями.
Знакомство, приветствие (беседа, игры «Наши имена, «Приветствие»).
Введение в ситуацию: беседа, ответы на вопросы на основе
иллюстраций, выбор картинки, повторение предложений за учителем.
Виды учебной деятельности:
Конструирование
диалогов.
Беседа.
Проигрывание
диалогов.
Упражнения.
Составление рассказов. Рассматривание иллюстраций. Работа в
тетради.
2. Я выбираю книгу.
Составление
изображениями.
предложений.
Чистоговорки.
Работа
Правила
с
условно-графическими
поведения
при
посещении
библиотеки. Ролевые игры по теме. Составление рассказа по теме ситуации.
Игра «Дополни предложения».
Виды учебной деятельности:
Слушание
педагога.
Работа
в
тетради.
Работа
над
смыслом
стихотворения. Составление рассказов. Экскурсия в библиотеку. Поделка и
представление своей обложки книги, слушание, говорение, ответы на
вопросы.
3. Петушок-Золотой гребешок.
Знакомство со сказкой. Прослушивание сказки в аудиозаписи,
драматизация фрагментов сказки. Просмотр мультипликационного фильма.
Инсценирование сказки.
Виды учебной деятельности:
Прослушивание
сказки
с
опорой
на
иллюстрации.
выражениями. Заучивание слов из сказки. Поделки героев сказки.
4 Сочиняем сказку.
Работа
с
Сочиняем сказку по вопросам. Ролевые игры по теме ситуации. Пишем
сказки.
Виды учебной деятельности:
Беседа. Работа со сказками. Творческая
работа «Сочиним сказку»,
«Сочини сам».Чтение, слушание, говорение, ответы на вопросы, сочинение
просмотр видеофильмов.
5. У телевизора.
Охрана
зрения.
Экскурсия
в
медицинский
кабинет(беседа).
Разучивание чистоговорок. Обсуждение телепрограмм. Как можно общаться.
Виды учебной деятельности: Рассматривание картинки, чтение загадки.
Игра «Я диктор». Рассматривание телевизионной программы и планирование
своей программы.
6. Знаки-помощники.
Конструирование возможных
диалогов
с
продавцом.
Игра «В
магазине». Дорожные знаки. Знакомство с правилами поведения на дороге.
Экскурсия.
Виды учебной деятельности:
Работа
с
картинками.
Последовательное
выполнение
заданий.
Моделирование диалога. Работа с условными знаками. Ролевые игры,
конструирование и моделирование диалогов, чтение, слушание, говорение,
ответы на вопросы.
7. В гостях у леса.
Правила друзей природы. Работа над сюжетными картинками. Загадки
леса. Составление рассказа по серии картинок. Сказки о животных. Правила
поведения в лесу.
Виды учебной деятельности:
Работа по картинкам, со сказками о животных. Моделирование
диалога. Составление «Правил вежливого поведения в лесу», рисование
запрещающих знаков. Игра «Я лесник». Составление рассказа «В гостях у
леса».
8. Задушевный разговор.
Речь и поступки людей. Чувства людей и эмоции. В.Осеева
«Волшебное слово».
Виды учебной деятельности:
Постановка проблемной ситуации. Беседа на основе личного опыта.
Тренировочные упражнения в изображении различных эмоций человека.
Моделирование диалогов. Слушание рассказа В.Осеевой «Волшебное
слово», беседа.
9. Приглашение.
Введение в ситуацию: беседа по сюжетной картинке. Составление
приглашений на день рождения, на новогодний праздник. Правила этикета.
Чтобы гости не скучали.
Виды учебной деятельности:
Игры «Пригласи по телефону, пригласи лично». Подготовка открыток
для приглашения. Игра «Я почтальон»- доставка приглашений. Говорение,
слушание, ответы на вопросы, беседа.
10. Поздравляю.
Поздравление. Обсуждение ситуаций. Поздравление по телефону.
Составление правил общения по телефону. Конструирование реплик в
диалоге. Игра «Телефонный разговор»
Виды учебной деятельности:
Беседа. Ответы на вопросы. Инсценирование. Составление правил
общения по телефону.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
Достаточный уровень:
- выражать свои просьбы, желания самостоятельно;
- сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес с помощью учителя;
-
участвовать
в
ролевых
играх
в
соответствии
с
речевыми
возможностями с помощью учителя;
- слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с помощью учителя.
Минимальный уровень:
- выражать свои просьбы, желания с помощью учителя;
- сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес с помощью учителя;
-
участвовать
в
ролевых
играх
в
соответствии
с
речевыми
возможностями с помощью учителя;
- слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с помощью учителя;
- с помощью учителя участвовать в беседе на темы.
2 КЛАСС
Достаточныйуровень:
- выполнять различные задания по словесной инструкции учителя,
понимать речь, записанную на аудионосителе;
- использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи
по указанию учителя и в зависимости от ситуации;
- участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника,
задавать вопросы и спрашивать ответы у товарищей;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;
- уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие
выражения;
- знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей,
директора и завуча школы, ближайших родственников;
- слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на
картинно-символический план.
Минимальныйуровень:
-выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
- называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
- правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;
- адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
- знать свои имя и фамилию, адрес дома;
- участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными
речевыми средствами);
- слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой
на иллюстративный материал.
3 КЛАСС
Достаточный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
- называть предметы и действия, соотносить их с картинками.
- правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова;
- адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
-
называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителя
воспитателя, ближайших родственников;
- участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными
речевыми средствами).
Минимальный уровень:
- выполнять различные задания по словесной инструкции учителя;
- использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по
указанию учителя и в зависимости от ситуации;
- участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника,
задавать вопросы и отвечать;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова;
- здороваться и прощаться, используя соответствующие
выражения;
-
называть домашний адрес, имена и отчества учителей и
воспитателей, ближайших родственников;
- пересказывать их содержание, опираясь на картинно- символический
план.
4 КЛАСС
Достаточный уровень:
-понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений; ответы на вопросы;
-понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на
вопросы учителя;
-выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи
учителя и анализ речевой ситуации;
-активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
-высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие
этикетные слова и выражения;
-участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам
речевых ситуаций;
-составление рассказов с опорой на картинный или картинносимволический план.
Минимальный уровень:
-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и
выражений;
-участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
-восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по
их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
-выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с
опорой на образец чтения учителя;
-участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
-ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных или
просмотренных телепередач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Наименование
разделов и тем
программы
«Школьная
жизнь»
«Я за порогом
дома»
«Играем в
сказку»
«Я дома»
«Игрушки»
«Праздник –
Новый год»
«Мир природы»
«Помощник»
«Режим дня
9
школьника»
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
9
5
9
6
5
6
8
5
13
66
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
2 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Добро
пожаловать!
Истории о лете
3
«Три
поросёнка»
Расскажи мне о
школе
Вспоминаем
любимыесказки
Алло! Алло!
3
С Днём
рождения!
Новогодняя
сказка
Новогодний
карнавал
Дежурство
4
У меня есть
щенок!
Пошли в
столовую!
Я поздравляю
тебя!
«Красная
Шапочка»
Дежурство
4
Я записался в
кружок!
Вспоминаем
любимыесказки
Поклонимся
памятиГероев
Скоро лето!
4
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
3
4
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
68
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
3 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
1
Школьная жизнь
8
4
3
Мы собрались
поиграть
Играем в сказку
11
4
Я дома
13
5
Мои друзья
8
Я за порогом
дома
Мир природы
14
2
6
7
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
10
68
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
4 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Делимся
новостями
Я
выбираю
книгу
ПетушокЗолотой
гребешок
Сочиняем
сказку
У телевизора
10
Знакипомощники
В гостях у леса
10
Задушевный
разговор
Приглашение
4
10 Поздравляю!
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
6
7
4
4
11
7
68
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Речевая практика 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. С.В. Комарова. –
М.: «Просвещение», 2020г. – 95 с.
2.
С.В.
Комарова.
Речевая
практика.
2
класс.
Учебник
для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. М.: «Просвещение», 2018
3.
«Речевая
практика»,
3
класс,
С.В.
Комарова,
Москва,
«Просвещение» 2018
4. С.В. Комарова. Речевая практика.4 класс. Москва. Просвещение,
2020г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации, поурочное планирование
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ