РП Чтение

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский"
МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ"

Приложение к ООП НОО
Утвержденное приказом от
20.08.2025 № 101 - ОД

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Чтение»
для обучающихся 1-4 классов

с. Прокопьевская Салда, 2025 г.

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для 1-4 класса
составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной
программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью. Вариант
ФГОС

образования,

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) 1 и в соответствии с учебным планом
школы.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе
завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных,
коммуникативных,

регулятивных),

которые

возможно

формировать

средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей
обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы учебного предмета
«Чтение» включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения на уровне начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»
Характерное для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику
обучения их русскому языку и чтению в школе. Она выражается в том, что
программа носит в основном элементарно-практический характер, при этом
ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все
разделы программы, является развитие речи.
Впрограммепредусмотренпорядокизучениязвуков,буквислоговыхструк
туриной, чем в массовой школе. Она является наиболее доступным
умственно отсталым школьникам, та как учитывает особенности их
мыслительной деятельности.
В1классе программа включает следующие разделы:
2

Добукварный период
Букварный период(охватываетпериоды1-1,5года в зависимости от
уровня успешности обучения).
С 2 класса (послебукварный период) программа рассчитана на
формирование

у

школьников

навыка

правильного,

сознательного,

выразительного чтения. Для чтения подбираются произведения устного
народного творчества, русских и

зарубежных писателей, доступные

пониманию деловые и научно-популярные статьи.
Накаждыйгоддаетсяпримернаятематикапроизведений,определяетсяуро
веньтребований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию
навыков устной речи.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»
Научить детей читать доступный их пониманию текст в слух и про
себя,

осмысленно

воспринимать

его

содержание,

уметь

поделиться

впечатлением о прочитанном, пересказать текст.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется
решением следующих задач:
• Овладение навыком чтения слов по слогам, навыком чтения в слух и
про себя;
• Усвоение содержания читаемого в процессе анализа произведений;
• Формирование навыка правильного чтения, выразительного чтения с
переходом на чтение целыми словами;
• развитие связной устной речи;
• овладение правильным, полным и последовательным пересказом;
• воспитание у обучающихся читательской самостоятельности: развитие
интереса к чтению, читательской культуры, посещение библиотеки;
• способствоватьвоспитаниюуверенностивсебе,открытостииобщительнос
ти,
3

формированиюуменияставитьпередсобойцели,проявлятьинициативу,от
стаиватьсвоёмнениеидействоватьсамостоятельно,безпомощистарших.
Программа
распределения

по

литературному

предметного

чтению

содержания

представляет

по

годам

вариант

обучения

с

характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по
литературному чтению раскрывает следующие направления литературного
образования, обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг
чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены
общедидактические

принципы

обучения:

соответствие

возрастным

возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях
нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России,
отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской
литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному
чтению является представленность разных жанров, видов и стилей
произведений,

обеспечивающих

формирование

функциональной

литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения
метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать
различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана
начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На чтение в 1 классе отводится 99 часов (3 часа в неделю), во 2-4
классах по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4

1 КЛАСС
Добукварный период
Различение

звуков

окружающей

действительности,

узнавание

их:определение источниказ вука.
Имитацияголосовживотных(ктокакголосподает),узнаваниеживотногопо
егоголосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные
звуки музыкальных детских инструментов идр.
Рассказываниесказок,беседыпокартинам.Разучиваниекороткихстихотво
рений.
Букварный период1-йэтап
Изучение звуков и букв: Аа,Уу,Мм,Оо,Хх,Сс,Нн,ы,Лл,Вв,Ии. Умение
правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах,
выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова,
начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание
учителя(«Назовите имена детей, которые начинаются со звука [а]» и др.).
Соотнесение звука и буквы.
Практическое различение гласных и согласных звуков по мере
изучения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием
преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом.
Образованиеичтениеслогов,состоящихизоднойгласной,всловах(а-у,уа),закрытых(ам,ум,ах,ох)иоткрытыхдвубуквенных(ма,му,ха,хи)слогов.Сравне
ниезакрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Запоминание
слогов.
Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: [м] - [н], ма
-

на.

Чтениепослогамсловиздвухусвоенныхслогов(ма-ма,му-ха,у-

хаидр.)споследующимихповторениемцелымсловом.Соотнесениепрочитанног
ословаспредметомилискартинкой.
5

Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога:
мох, сом, сын ит.д.
Чтение предложений из 1-2 слов и предметной картинки. Чтение
предложений из 3слов,споследующимих устным воспроизведением.
Разучиваниечистоговорок,загадок,короткихстихотворенийсголосаучите
ля.
2-йэтап
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв:
Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и четкое
произнесение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный
или согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой на
дрожание гортани). Выделение начального звукавслове. Соотнесение звука с
буквой, определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с] [з], [х] -[к], [р] - [л], [п] - [б]; са - за, ша - жа, коза - коса и др.); слогов с
мягкими

итвердымисогласными(мы-ми,лы-ли,ны-ни,мыл-

милит.д.);атакжеси-й,(мои-мой).Образованиеи чтение открытых из акрытых
двубуквенных

слогов

с

твердыми

и

мягкими

согласными,

трех-

четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль ит.д. Чтение слоговых структур
по подобию, целостное запоминание слогов.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое
проговариваниекаждогослогавслове.Чтениеслов,обозначающиходинимногоп
редметов,большой
иллюстративным

и

маленький

материалом.

предмет.

Работа

со

Соотнесение
звуко-буквенной

слова

с

схемой.

Обозначение букв красными и синими кружками(квадратиками).
Чтение предложений из 2-4 слов с последующим воспроизведением
прочитанного(«Какое предложение ты прочитал? Повтори»). Имитация
интонации учителя при устном повторении предложения учеником.
6

Чтение небольших текстов из 2-4 предложений. Ответы на вопросы.
Выборочное чтение по заданию учителя («Найди ответ на вопрос или
подпись к картинке»).Соотнесение содержания текста с содержанием
сюжетной картинки.
Чтениезагадокистихотворений(из2строчек).Разучиваниеихсголосаучите
ля.
3-йэтап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю,
Ёё, Чч, Фф,Цц,Ээ,Щщ,ъ. Четкое и правильное артикулирование звуков.
Практическое различение гласных и согласных звуков, правильное
обозначение

их

всхеме.Дифференциацияоппозиционныхзвуков:звонкихиглухих,твердыхимяг
кихсогласных, свистящих и шипящих в слогах и словах: [ф] - [в], [с] - [ц], [ч]
- [щ];ма-мя,му- мю,су-цу,ша-ща;цвет - свет, плач- плащи др.
Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных
ранее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2
согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по
слогамслов,состоящихиз1-3 слогов.
Чтение предложений из 2-5 слов, их последующее воспроизведение с
имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания:
«Как сердятся гуси?» Ит.д.
Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов,
предложений, текста с иллюстративным материалом; выбор нужной
иллюстрации

к

тексту

из

рядапохожихпоситуации.Выборочноечтениеслов,предложенийповопросам,ка
ртинке, заданию. Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их
с голоса учителя.
2 КЛАСС
Осень пришла–в школу пора
7

Кончилось лето.

Первый урок. Я.Аким. Грибной лес. Б. Заходер.

Птичья школа. Осенние подарки. По Н.Сладкову. М. Ивенсен. Падают,
падают листья. Зачем дети ходят в школу. По В.Голявкину. Серый вечер.
ПоА. Тумбасову. Обобщение по разделу «Осень пришла–в школу пора».
Почитаем-поиграем
Одна буква. По А. Шибаеву. Дразнилка. По С. Иванову. Дж. Ривз.
Шумный Ба-Бах.Загадки. Кто квакает, кто крякает, а кто каркает.
Внеклассное чтение «Почитаем –поиграем».
Вгостях у сказки
Лиса и волк. Русская народная сказка. Лиса и козёл. Русская народная
сказка. Волк ибаран. Литовская сказка. Сказка о том, как зайцы испугали
серого волка. По С.Прокофьевой. Рак и ворона. Литовская сказка.
Благодарный медведь. Мордовскаясказка. Как белка и заяц друг друга не
узнали.

Якутская

сказка.

Волк

и

ягненок.Армянскаясказка.Обобщениекразделу«Вгостяхусказки».
Животные рядом с нами
Умная собака. Индийская сказка. Я домой пришла. По Э.Шиму.
Кролики. По Е.Чарушину. В. Лифшиц. Баран. Храбрый утенок. По Б.
Житкову. М. Бородицкая. Котенок. Трикотенкапо В.Сутееву. Упрямые
козлята.В.Лифшиц. Пес. Внеклассное чтение «Животные рядом с нами».
Ой–ты, зимушка-зима
Я. Аким. Первый снег. Снежный колобок. По Н. Калининой. Снеговик
– новосел. ПоС. Вангели. Воробышкин домик. По Е. Шведеру. Г. Галина.
Зимние

картинки.

Ш.Галиев.

Купилиснег.Буратинийнос.ПоГ.Юдину.Проелки.ПоВ.Сутееву.Конькикупили
ненапрасно. ПоВ.Голявкину. Ромашки в январе. ПоМ.Пляцковскому. Мороз
и Заяц. Русская народная сказка. Вьюга. Литовская народнаясказка. Налесной
полянке. ПоГ.Скребицкому. Обобщение по разделу «Ойты,Зимушка-зима».
Что такое хорошо и что такое плохо
8

Коля заболел. По А. Митту. Д. Летнева. Подружки рассорились.
Вязальщик.

По

В.Голявкину.Г.Ладонщиков.Самокат.Скамейка,прыгуны-

гвоздикииАлик.ПоЭ.Киселевой. Торопливый ножик. По Е.Пермяку.Вьюга.
По

В.Сухомлинскому.

ПоВ.Голявкину.

Трус.ПоИ.Бутмину.Как

я

под

Медвкармане.ПоВ.Витка.Канавка.ПоВ.

партой

сидел.

Донниковой.

Назлосолнцу.Узбекская сказка. А.Барто. Мостки. Песенка обо всем. По
М.Дружининой. Л.Квитко. Лемеле хозяйничает. Неряха. По И. Туричину.
Внеклассное чтение «Что такое хорошо и что такое плохо»..
Весна идет
Я. Аким. Март. Невидимка. По Ю. Ковалю. В. Берестов. Праздник мам.
Подарок к празднику. По В. Драгунского. Снег и заяц. Бурятская сказка.
Лягушонок. По М.Пришвину. Г. Ладонщиков. Весна. Барсук. По Е.
Чарушину.

С.

Маршак.

Весенняяпесенка.Накраюлеса.ПоИ.Соколову-

Микитову.Подходящаявещь.ПоВ.Голявкину. М. Пляцковский. Деньки стоят
погожие.

Ручей

и

камень.

По

С.

Козлову.Какптицылисупроучили.Русскаянароднаясказка.Вкусныйурок.ПоТ.
Шарыгиной.С. Косенко. Почему скворец веселый? Э. Шим. Храбрый птенец.
Кому пригодилась старая Митина шапка. По М. Быкову. Обобщение к
разделу «Весна идет».
Чудесное рядом
Лосенок.

Г.

Цыферов.

Удивление

первое.Осьминожек.

Снегиреву.

По

Г.

Друзья.

ПоС.Козлову.Необыкновеннаявесна.ПоС.Козлову.КотИваныч.ПоГ.Скребицк
ому.Золотойлуг.ПоМ.Пришвину.Нероднойсын.ПоВ.Бианки.Ю.Кушак.Подаро
к.Небесныйслон.ПоВ.Бианки.Внеклассноечтение«Чудесноерядом».
Лето красное
Светляки. По И. Соколову-Микитову. Петушок и солнышко. По Г.
Цыферову.

И.Гамазкова.

Прошлым

летом.С.Махотин.

Поход.

Раки.

ПоЕ.Пермяку. В. Викторов. В гости к лету. Обобщение к разделу«Лето
красное».
9

3 КЛАСС
Здравствуй, школа! М.Садовский. Сентябрь. По В.Воскобойникову.
Веселая улица. В.Берестов. Первое сентября. По В. Драгунскому. Завтра в
школу. По Э.Шиму. Пятерки. В. Берестов. Котенок хочет в школу.
В.Бирюков. Кто лучшим будет. ПоВ.Хомченко. Обида. А.Аксенова. Наша
учительница. Внеклассное чтение. С.Погореловский. Отчего краснеют буквы
Обобщающий урок по теме «Здравствуй, школа!».
Осень наступила. О. Высотская. Осень. По Ю. Ковалю. Последний
лист.А. Толстой.«Осень. Обсыпается весь наш белый сад…». По Н.Сладкову.
Сентябрь на дворе. В.Степанов. Воробей. По А.Баркову. Лето на веревочке.
Е.Благинина. Улетают, улетели…ПоЭ. Шиму. Ворона и синица. По
Л.Воронковой.

За

кормом

для

птиц.

Г.Ладонщиков.

В

октябре.

ПоН.Сладкову. Страшный невидимка. А.Плещеев. Осень наступила. По
Н.Абрамцевой. Сказка об осеннем ветре. Внеклассное чтение. ПоС.Багрову.
Поспела брусника. Обобщающий урок по теме «Осень наступила».
Учимся трудиться. Ю. Тувим. Все для всех. ПоД.Габе. Работа.
В.Орлов. Мои помощники. По А.Потаповой. Бабушка и внучка. Б.Заходер.
Повара.

По

М.Дружининой.

Сюрприз.

О.Высотская.

Маргаритка.

ПоВ.Хомченко. Пуговица. Г.Ладонщиков. Портниха. В.Осеева. Пуговица.
В.Голявкин. Как я помогал маме мыть пол. ПоС.Баруздину. Как Алешке
учиться

надоело.

Дж.

Родари,

Чем

пахнут

ремесла.

Внеклассноечтение.Колосок.УкраинскаянароднаясказкаОбобщающийурок
по теме«Учимся трудиться».
Ребятам о зверятах. По Е.Чарушину. Лисята. По Н Сладкову. Лисица
и ёж. Е.Тараховская. Заяц. По М. Пришвину. Ёж. По А.Баркову. Материнская
забота. По Г.Снегирёву. Белёк.. В.Приходько. Пини Гвин. По Б.Житкову.
Галка. По В.Гаранжину. Куриный воспитанник. По М.Тарловскому. Добрый
волк. По Н.Нос. Живая шляпа. По Н.Павловой. Котята. В.Берестов. Кошкин
щенок. По М. Пляцковскому. Сердитый бульдог. Внеклассное чтение
10

.В.Бианки. Кошкин питомец. Обобщающий урок по теме «Ребятам о
зверятах».
Чудесный

мир

сказок.

Лиса

и

журавль

(Русская

народная

сказка).Храбрый баран (Русская народная сказка).Лиса и тетерев (Русская
народная сказка). Овечка волк (Украинская народная сказка). Медведь и
пчёлы (Башкирская народная сказка). Тигр и лиса (Таджикская народная
сказка).

Лиса

и

куропатка

(Французская

народная

сказка).

Куцый

хвост(Абхазская народная сказка). Глупый котенок (Удмуртская народная
сказка). Обобщающий урок по теме «Чудесный мир сказок».
Зимушка-зима. Ой ты, зимушка-зима! По В. Бианки. Заяц, Косач,
Медведь и Дед Мороз. М.Садовский. Декабрь. По Л.Воронковой, Как ёлку
наряжали. С.Попов. В новогоднюю ночь. По А.Усачёву. Как Дед Мороз
сделал себе помощников. По А.Потаповой. Такой вот герой. С.Есенин. Зима.
С.Суворова. Подарок..По В.Голявкину. У Ники новые лыжи.И.Шевчук. С
прогулки. По М.Быковой. Не удачная находка. .И.Суриков. Детство. По
Е.Чарушину. Что за зверь. По Э.Шиму. Не стучать–все спят! В.Степанов.
Зайка.
По Н.Сладкову. Еловая каша.З. Александрова. Снежок. ПоС.Баруздину.
Коллективная печка .В.Аникин. Доскажи словечко. Внеклассное чтение. В.
Осеева. На катке Обобщающий урок по теме «Зимушка-зима»
Та нельзя, а так можно.
ПоА.Ягафаровой.СнегирьиСиничка.ПоВ.Хомченко.Птицасиница.ПоЛ.Толстому.Косточка.ПоС.Георгиеву.Праздничныйстол.В.Бересто
в.Заигрой.С.Баруздин. Бревно.А. Седугин. Как Артемка котенка спас. По
В.Осеевой. Подвиг. По В. Бирюкову. Лесные доктора. Внеклассное чтение.
В.Торопыгин. Удивительные люди. Обобщающий урок по теме «Так нельзя,
а так можно».
Весна в окно стучится. Ф. Тютчев. Зима недаром злится. По
В.Бирюкову. Весенняя песня. Веснянка. Украинская народная песня. По
Э.Шиму.

Сосулька.
11

Выгляни,

солнышко…Русскаянароднаяпесня.С.Вербова.Маминпортрет.П.Синявский.Р
азноцветныйподарок.А.Седугин.Тихо-тихо.
Р. Сеф. Лицом к весне.С. Вербова. Ледоход. ПоР.Фархади. Сон медвежонка.
Г.Ладонщиков. Медведь проснулся .По В.Бианки. Заяц на дереве. С.
Погореловский. Наши гости. По

Г.Скребицкому. Скворушка. И.Белов.

Весенняя гостья. По К. Ушинскому. Пчёлки на разведках. ПоА.Баркову.
Тюльпаны. Е.Савельева. Доскажи словечко. Внеклассное чтение. По А.
Баркову. Березовый сок. Обобщающий урок по теме «Весна в окно
стучится».
Веселые

истории.

Р.Фархади.Перепутаница.ПоГ.Остеру.Эхо.В.Шибаев.Ктокемстановится.А.Ус
ачев.Волшебныйбарабан.М.Пляцковский.Шишки.ПоЮ.Степанову.
Портрет.М.Бородицкая.Булочнаяпесенка.Внеклассноечтение.Г.Ладонщиков.
Чайсвареньем.. Обобщающий урок по теме «Веселые истории».
Родина

любимая.

Г.Ладонщиков

Скворец

на

чужбине.

ПоК.Ушинскому. Наше Отечество.По Т.Кудрявцевой. ФлагРоссии.ьМ.Ильин.
Главный городстраны. В.Степанов. Песня. А.Усачев. День Победы. По
С.Баруздину.

Страшный

клад.

По

С.Алексееву.Тульские

праздники.

А.Матутис. Твоя Родина. Обобщающий урок по теме «Родина любимая».
Здравствуй, лето! А. Усачев. Что такое лето? По Л. Воронковой. Что
сказала бы мама? М.Дружинина. Земляника. ПоВ.Хомченко. Кудаисчезгриб?
По В.Бианки. Ёж- спаситель. Р.Фархади. Жарко. По Э.Шиму. Верное время.
Е.Савельева. Доскажи словечко. Внеклассное чтение. И.Гамазкова. Прошлым
летом.Обобщающий урок по теме «Здравствуй, лето!»
4 КЛАСС
«Школьная жизнь!» По Н.Носову «Скоро в школу» .Э.Мошковская
«Жил – был учитель» .М.Пляцковский «Чему учат в школе». По
Ю.Ермолаеву«Поздравление». По Е.Шварцу «Как Маруся дежурила». По
Е.Ильиной«Шуми Шумок». В.Орлов «Почему сороконожки опоздали на
урок» По Л.Каминскому «Три желания Вити».В.Берестов «Читалочка». По
12

М. Бартеневу «Зарубите на носу». Загадки. Обобщение по теме: «Школьная
жизнь»..
Время

листьям

опадать.

Н.Антонова«Желтойкраскойкто-

то…».ПоН.Абрамцевой«Осенняясказка».Е.Благинина«Подаркиосени».ПоЛ.В
оронковой«Лесныеподарки».А.Твардовкий«Лес осенью». По В.Путилиной
«В осеннем лесу». Н.Некрасов «Славная осень». По Ю.Шиму «Отчего Осень
грустна».К.Бальмонт «Осень». По Ю.Ковалю «Три сойки». По Н.Сладкову
«Холодная зимовка». А.Плещеев «Скучная картина». По О.Иваненко«Сказка
про маленького жучка». По К.Ушинскому «Пчелы и мухи».По Г. Граубину
«Время листьям опадать».Проверь себя!
Делу

время

а

потехе

час.

«Пеклакошкапирожки…»(русскаяпотешка).«Сенокос».(чешскаяпотешка).По
Л.Пантелееву

«Карусели».

По

Н.Носову«Прятки».

пирожки…»(русскаяпотешка).«Сенокос».(чешская
Л.Пантелееву«Карусели».

По

Н.Носову«Прятки».

«Пекла

кошка

потешка).По
«Пекла

кошка

пирожки…»(русская потешка). «Пуговица» По В.Хомченко. «Портниха»
Г.Ладонщикова. «Пуговица» В.Осеева. Повторение пройденного материала.
Считалки. По М.Булатову «Жмурки». Обобщение по теме:«Делу-время,
потехе-час».
В мире животных.
По К.Ушинскому «Бодливая корова».По В.Бирюкову «Упрямый котенок».По
В.Гаранжину «Пушок». ПоЕ.Чарушину «Томка». По Б.Житкову«Охотник и
собаки». По Л.Матвеевой «Чук заболел». Г.Снегирев «Хитрый бурундук». По
А.Баркову «Барсучья кладовая». По А.Дорохову «Гостья». Г.Корольков
«Игрушки лисят». По Ю.Дмитриеву «Лиса». Внеклассное чтение. Стихи и
рассказы о животных. Е.Чарушин "Томкины сны" Загадки. Обобщение по
теме: «В мире животных». По Л.Вершинину. «Котята». По Н. Павловой.
«Кошкин щенок». В.Берестов (в сокращении).« Сердитый дог Буль» По
Пляцковскому. Проверь себя!
13

Жизнь дана на добрые дела. Г.Ладонщиков «Миша-мастер».По
Е.Пермяку «Пичугин мост». В.Хомченко «Михаськин сад». По С.Баруздину
«Когда люди радуются».По Ю.Ермолаеву «Про каникулы и полезные
дела».Е.Благинина«Котенок». В.Голявкин «Птичка».Обобщение по теме:
«Жизнь дана на добрые дела» Г. Ладонщиков «Миша-мастер».«Глупый
котёнок» Удмуртская народная сказка. Обобщающий урок по разделу.
Проверь себя!
Зима

наступила.

По

Л.Воронковой«Снегидет».А.Слащев«Снегурочка».И.Суриков«Зима».
С.Маршак «Декабрь». По В.Сутееву«Елка». По Л.Клавдиной «Вечер под
Рождество». С.Попов «В новогоднюю ночь».
Веселые истории. М.Садовский «Где лежало спасибо?» По Н.Носову
«На

горке».

«Лисичка-

сестричка

и

волк»

(русская

народная

сказка).А.Бродский «Как Солнце с Морозом поссорились» .П.Головкин
«Зимняя

сказка».

Г.Скребицкий

«Митины

друзья».

В.Бирюков

«Снежнаяшапка».По А.Тумбасову «В шубах и шапках».Н.Некрасов «Не
ветер бушует над бором». По В.Бианки «Находчивый медведь» .По
А.Спирину «Зимние приметы».
Загадки. Обобщение по теме : «Зима наступила» М.Садовский «Где лежало
спасибо?». По Н.Носову«На горке».«Лисичка- сестричка и волк» (русская
народная

сказка).

А.Бродский«

Как

Солнце

с

Морозом

поссорились».«Доскажи словечко» зимние загадки. В. Аникин, Н.Майданик
Зимние загадки. Обобщающий урок по разделу. Проверь себя!
Веселые истории. Знакомство с разделом «Веселые истории». По
Н.Носову «Как Винтики Шпунтик сделали пылесос».Г.Остер «Одни
неприятности».М.Пляцковский«Однаждыутром».В.Бирюков«Почемукомары
кусаются».С.Маршак«Воткакойрассеянный».ПоО.Кургузову«Двелишниекор
обки».Г.Чичинадзе

«Отвечайте,правдали?»

Обобщение

по

теме:«Весёлыеистории»ПоН.Носову «Как Винтик и Шпунтик сделали
14

пылесос».Г.Остер «Одни неприятности». В.Бирюков «Почему комары
кусаются». Обобщающий урок по разделу. Проверь себя!
Полюбуйся весна наступает. Знакомство с разделом «Полюбуйся
весна наступает». В.Алферов«Март». По М.Фроловой «Восьмоемарта».
Е.Благинина «Забота». По А.Соколовскому «Бабушкина вешалка». По
В.Бианки «Последняя льдина».А.Плещеев«Весна». По А.Баркову «Скворцы
прилетели» .По Э.Шиму «Всемусвой срок» .И.Никитин «Полюбуйся,
наступает». По Ю.Ковалю «Весенний вечер». По Ю.Дмитриеву «Опасная
красавица». Загадки. Обобщение пот еме: «Полюбуйся, весна наступает».
В.Алферов«Март».По В.Бианки«Заяц на дереве». С. Погореловский «Наши
гости».По Г. Скребицкому «Скворушка» И.Белоусов «Весенняя гостья». По
К.

Ушинскому«Пчёлки

на

разведках».

По

А.Баркову

«Тюльпаны».

Е.Савельева «Доскажи словечко». Весенние загадки Обобщающий урок по
разделу. Проверь себя!
«В

мире

волшебной

сказки».

«Сказкаосеребряномблюдечкеиналивномяблочке».Русскаянароднаясказка.А.
С.Пушкин«У Лукоморья дуб зеленый». По Ш.Перро «Подарки феи». Братья
Гримм «Горшочек каши». По В. Порудоминскому «Наши сказки».
Обобщение по теме: «В мире Волшебной сказки». «Сказка о серебряном
блюдечке и наливном яблочке». Русская народная сказка.
Родная земля. Знакомство с разделом «Родная земля»М.Ильин «Царь колокол». С.Васильева «Городна Неве». Д.Павлычко «Где всего прекрасней
на земле». С.Вербова «Сочинение на тему». По Л. Кассилю «Какое это
слово?».
По Б.Никольскому

«Главное Дело». А.Усачев «Защита». По Л.Кассилю

«Никто не знает, но помнят все».Обобщающий урок по разделу. Проверь
себя!
Лето пришло. Знакомство с разделом «Здравствуй, лето!» С.Козлов
«Ливень». Г.Граубин «Тучка». Н.Павлова «Хитрый одуванчик» .Е.Благинина
«Одуванчик». ПоА.Дорохову«Встречасозмеей» .А.Бродский Летний снег».
15

В.Голявкин «После зимы будет лето» О.Тарнопольская «Хозяюшка». По А.
Спирину «Летние приметы». Обобщение по теме:«Лето пришло».
СВЯЗЬ

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«ЧТЕНИЕ»

С

БАЗОВЫМИ

УЧЕБНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ
Практически все БУД формируются в той или иной степени при
изучении предмета «Мир природы и человека», однако в наибольшей мере
предмет

«Чтение»

способствует

формированию

следующих

учебных

действий:
Личностные учебные действия:
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей.
• доброжелательно относиться, сопереживать.
• конструктивно взаимодействовать с людьми.
• гордиться школьными успехами и достижениями как собственными,
так и своих товарищей;
• уважительно и бережно относиться к людям труда;
• понимать личную ответственность за свои поступки на основе
представлений о этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
•

формировать

положительное

отношение

к

окружающей

действительности;
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Коммуникативные учебные действия:
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем; • слушать и понимать инструкцию к учебному
заданию;
• вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и т.д.);
16

• слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;
Регулятивные учебные действия:
• адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);
• применять и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических

задач,

осуществлять

коллективный

поиск

средств

их

осуществления;
• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные учебные действия:
• выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых
предметов;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.
• дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно
пространственную организацию;
• использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию,

установление

аналогий,

закономерностей,

причинно-

следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале,
основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Чтение» в 1-4 классах направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
17

Личностные

результаты

включают

овладение

обучающимися

социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и
развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
На уроках чтения формируются следующие личностные результаты:
• осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и
одноклассника;
• адекватность представлений

о

собственных

возможностях

и

ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении в окружающем
мире;
• способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам
медицинского сопровождения и создания специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения; • способность
вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при
взаимодействии в совместной деятельности;
• владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и
повседневной жизни, в окружающем мире;
•

владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

ритуалами

социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным
рисунком);
• осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации через содержание предмета «Чтение»;
• осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений,
инструкций.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметными результатами из учения курса «Чтение» является
формирование базовых учебных действий (УУД).
Регулятивные БУД:
18

• определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя;
• проговаривать последовательность действий на уроке;
• учитьсявысказыватьсвоёпредположение(версию)наосновеработысослов
ом,предложением.
Познавательные БУД:
• ориентироваться в учебнике;
• отвечать на поставленные учителем вопросы по тексту, иллюстрации;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы вдругую: рассказывать
по вопросам.
Коммуникативные УД:
• оформлять свои мысли в устной форме(на уровне предложения);
• слушать и понимать речь других;
• правильное чтение слов, предложений и текста по слогам.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• осознаниеязыкакакосновногосредствачеловеческогообщенияиявлениян
ациональнойкультуры;
• отношениекправильнойустнойречи,какпоказателюобщейкультурычело
века;
• умение читать по слогам короткие тексты;
• умение слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
• умение по вопросам учителя и по иллюстрации рассказывать, о чём
читали или слушали;
• заучивать наизусть стихотворения, отчётливо читать их перед классом.

19

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Раздел 1.Добукварный период
1.1

Развитие слухового внимания,
фонематического слуха, звукового анализа
(слово, предложение, слог (часть слова), звук)

3

1.2

Развитие зрительного и пространственного
восприятия

12

1.3

Развитие моторных умений

10

Итого по разделу

25

Раздел 2.Букварный период
2.1

1 этап.
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх,
Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии

22

2.2

2 этап.
Изучение звуков и букв: Шш, Пп, Тт, КкЗз,
Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь.

28

2.3

3 этап.
Изучение звуков и букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч,
Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.

24

Итого по разделу

1

74

20

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

99

1

0

2 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Осень пришла -в школу пора!

20

Интернет-источники

2

Почитаем- поиграем

10

1.http://festival.1september.ru/

3

В гостях у сказки

15

2.http://allmath.ru/

4

Животные рядом с нами

16

3.http://window.edu.ru/window

5

Ой, ты зимушка-зима!

17

4.http://www.exponenta.ru/

6

Что такое хорошо и что такое плохо

18

5.http://www.college.ru/modules.php/

7

Весна идет!

19

6.http://www.fipi.ru/

8

Чудесное рядом

13

7.http://www.math.ru/lib/cat/

9

Лето красное

8

1

136

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

8.http://www.rusedu.ru/
0

3 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

21

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

Здравствуй, школа

9

2

Осень наступила

13

3

Учимся трудиться

14

4

Ребята о зверях

14

5

Чудесный мир сказок

10

6

Зимушка зима

21

7

Так нельзя, а так можно

11

8

Весна в окно стучится

20

9

Веселые истории

8

10

Родина любимая

9

11

Здравствуй, лето!

7

1

136

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

0

4 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

1

Школьная жизнь

10

2

Время листьям опадать

13

3

Делу – время, потехе - час

6

4

В мире животных

13

5

Жизнь дана на добрые дела

6

Контрольные
работы

22

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

6

Зима наступила

25

7

Весёлые истории

10

8

Полюбуйся, весна наступает…

15

9

В мире волшебной сказки

12

10

Родная земля

12

11

Лето пришло

14

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
136

1

23

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССАОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ
УЧЕНИКА
1.

Программа

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А.
Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239
с.
2. Учебник: Букварь 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч.
Ч.1/

А.К.Аксенова,

С.В.Комарова,

С.В.

Шишкова.

–

М.:

–

М.:

«Просвещение», 2020г. – 112 с.
Ч.2/

А.К.Аксенова,

С.В.Комарова,

С.В.

Шишкова.

«Просвещение», 2020г. – 111 с.
3. Учебник: С.Ю. Ильина, А.К. Аксёнова, Т. М. Головкина, М. И.
Шишкова

«Чтение».

2

класс.

Учебник

для

общеобразовательных

организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы в 2 частях. М.: «Просвещение», 2018
4. Учебник «Чтение 3 кл.» С. Ю. Ильина, А.А. Богданова. Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. Часть 1 – М.: Просвещение, 2018г.
5. Учебник «Чтение 3 кл.» С. Ю. Ильина, А.А. Богданова. Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. Часть 2 – М.: Просвещение, 2018г.
6. С.Ю. Ильина, А.А. Богданова Учебник «Чтение» 4 класс Москва,
«Просвещение».2018г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации, поурочное планирование
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».