индивидуальный проект 10 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский"
МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ"

Приложение к ООП СОО
Утвержденное приказом от
20.08.2025 № 101 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 классов

с. Прокопьевская Салда, 2025 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Индивидуальный проект» 10 класса составлена на основе
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 ФЗ, в
соответствии с обновленными ФГОС ООО, на основе образовательной федеральной
программы среднего общего образования 10-11 классы, программы «Индивидуальный
проект» МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ».
.
На уровне среднего общего образования метапредметный курс «Индивидуальный проект»
является обязательным и представляет собой особую форму организации деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа
составлена из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год.
Содержание основных тем предметной линии авторов дополнено элементами уроков по
функциональной грамотности (глобальной и естественно-научной компетенций). Проектная
деятельность учащихся включена в сопутствующее прохождение тем по предмету и
предусмотрена в течение всего учебного года.
В Программе обосновываются основные методические стратегии обучения, воспитания
и развития, обучающихся средствами учебного курса «Индивидуальный проект». По своей
структуре Программа является общеобразовательной, предназначена для реализации в
системе общего образования.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.

Программа разработана с учетом содержания следующих программных,
методических и дидактических разработок, используемых в электронном виде:
Логинов Д.А. Примерная программа метапредметного курса «Индивидуальный проект» для
образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования.Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018.
Индивидуальный проект. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных
организаций / М. В. Половкова, А. В. Носов, Т. В. Половкова, М. В. Майсак. - Москва :
Просвещение, 2019.
Мандель Б.Р. Основы проектной деятельности: учебное пособие для обучающихся в системе
СПО.-Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018.
Электронные образовательные платформы:
www.sferum.ru
1.Единая коллекция ЦОР.
www.labirint.ru
: https://globallab.org/ru/#. WaXDS61ePfY.

Содержание учебного курса
Содержание курса концентрируется на деятельности проектирования и исследования,
направленной на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы, в том
числе экологического характера, но вместе с тем содержит необходимые отсылки к другим
типам деятельности.
Тематически курс даёт представление о необходимых аспектах, связанных с
деятельностью исследования и проектирования, в соответствии с существующими
культурными нормами, обеспечивает перенос теоретических представлений о проекте в
практическую область. Формирование компетенции для коммуникации, рефлексии, развитие
мыслительных способностей также предусмотрено содержанием курса, для чего подобраны
соответствующие дидактические единицы содержания и выстроена логика курса.
Курс состоит из нескольких модулей, каждый из которых является необходимым
элементом в общей структуре. Логика чередования модулей позволяет обучающимся изучить
часть теоретического материала самостоятельно. Кроме того, некоторые модули специально
предназначены для совместной работы в общем коммуникативном пространстве класса или
рабочей группы для обсуждения своих замыслов, идей. И третий тип модулей предполагает
собственную поисковую, проектную, конструкторскую и иные типы деятельностей в
относительно свободном режиме. Двигаясь от одного модуля к другому, обучающийся имеет
возможность выдвинуть свою идею, проработать её, предъявить одноклассникам и другим
заинтересованным людям, получить конструктивную критику и выйти на защиту своей
работы.
Модульная структура курса даёт возможность его вариативного использования. В
зависимости от предыдущего опыта исследований и выполнения проектных работ могут
разрабатываться
индивидуальные
образовательные
траектории
старшеклассников.
Организация освоения курса не исключается формат проектных сессий, проводимых методом
погружения в предмет несколько раз в год. В этом случае учитель сам определяет содержание
под задачи сессии, пользуясь основным материалом разделов и дополнительными
источниками информации.
Количество часов для самостоятельной работы над проектом и исследованием можно
также варьировать с учётом индивидуальной готовности обучающихся. Для самостоятельной
работы важны умения, полученные на предыдущих этапах обучения, а именно поиск, анализ и
оценка необходимой информации. Помимо Интернета, следует рекомендовать учащимся
использование научных и научно-популярных изданий из библиотечных фондов. На это
нужно выделять время, а проведённая работа должна учитываться и оцениваться.
МОДУЛЬ 1. Культура исследования и проектирования
Модуль знакомит учащихся с современными научными представлениями о нормах
проектной и исследовательской деятельности, анализом реализованных проектов.
Что такое проект и почему реализация проекта — это сложно, но интересно. Раздел
знакомит с основными понятиями, которые используются при проектировании: проект,

замысел, идея, а также понятиями, применяемыми в конкретных ситуациях (например, анализ
негативных последствий проекта «Синдром Кесслера»).
Слово «проект» латинского происхождения: projectus значит «выступающий,
выдающийся вперёд». В этом понятии заложен важный смысл проектной деятельности —
добиться прорыва в той или иной сфере, создав что-то своё, уникальное, задающее новое
направление, вектор развития. Проекты различаются по масштабу, направлениям и сферам
внедрения. Они бывают технологические и технические, социальные и экономические,
организационные, смешанные, волонтёрские. Особое место занимают экологические проекты,
поскольку они касаются всего социума.
Какие бывают проекты. Раздел описывает классификацию проектов; рассматривает
технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные и смешанные
проекты, а также комплексные экологические проекты. Раздел объясняет сущность
национальных проектов в Российской Федерации и конкретно национального проекта
«Экология», знакомит с понятиями «твёрдые коммунальные отходы (ТКО)», «экологический
сбор». На основе предложенного материала учащимся предлагается выполнить
самостоятельную аналитическую работу (индивидуально и в группах).
Проектная идеи как образ будущего. Раздел знакомит учащихся с процессом
проектирования и его отличием от других профессиональных занятий; рассматривает подход
к выдвижению экологических проектов разных типов и уровней сложности.
Проектирование заключается в том, чтобы на основании имеющихся данных представить
существующий в воображении объект и выстроить последовательность действий, которые
позволят достичь нужного результата. При этом, с одной стороны, ещё нет уверенности, что
имеются необходимые средства для достижения результата. С другой стороны, в процессе
проектирования возможна трансформация исходной задачи. Проектная работа — это обычно
работа в команде, когда способности и ресурсы разных людей направлены на достижение
общей цели. Основная задача при проектировании чего-либо — понять, что вы хотите
получить, т. е. определить образ желаемого будущего. Масштабный исторический проект,
очевидцами которого мы стали, — проект «Крымский мост». Этот стратегический объект
решает множество задач в экономике, политике и экологии.
Проекты, которые изменили страну: проект П. А. Столыпина. Раздел рассматривает
пример масштабного проекта от первоначальной идеи до полной реализации.
Более 120 лет служит нашей стране Транссибирская железнодорожная магистраль. Самым
активным сторонником данного проекта являлся Пётр Аркадьевич Столыпин — в то время
председатель Совета министров России.
Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности. Раздел
посвящён разбору понятий: проектно-конструкторская деятельность, конструирование,
техническое проектирование. В нём рассматриваются этапы процесса конструирования,
различия между конструированием и проектированием, экологические последствия проектов.
Проектно-конструкторская деятельность подразумевает тесную связь двух типов
деятельности: проектирования и конструирования. Это основные инструменты, с помощью

которых человек может изменять искусственную среду. В основе проектирования лежат
процессы, которые обеспечиваются наличием разных позиций. В основе конструирования —
создание структуры, которая обеспечивает выполнение заданной функции.
Социальное проектирование: как сделать лучше среду, в которой мы живём. Раздел
рассматривает социальное проектирование как способ улучшить социальную сферу и
закрепить определённые ценности в обществе; описывает социальные проекты, имеющие
экологическую составляющую.
Кратко сущность социального проектирования можно выразить следующим образом: у
нас есть настоящее, где имеется общественно значимая проблема, и мы видим будущее,
которое улучшится благодаря реализации нашего проекта. Социальные проекты могут иметь
экологическое направление.
Волонтёрские проекты и сообщества. Раздел знакомит учащихся с видами
волонтёрских
проектов:
социокультурными,
информационноконсультативными,
экологическими; рассматривает деятельность волонтёрских организаций.
Волонтёрские проекты — это проекты, которые всегда находят положительный отклик в
обществе. Их реализуют люди, чувствующие личную ответственность за происходящее и
готовые бескорыстно прийти на помощь. Особое место занимают экологические
волонтёрские проекты. Это объясняется актуальностью проблемы защиты окружающей
среды, сохранения редких и исчезающих видов животных и растений, помощи диким и
домашним животным.
Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети одного Солнца».
Раздел посвящён обсуждению социального проекта, разработанного и реализованного
Анализируем
проекты
сверстников:
возможности
IT-технологий
для
междисциплинарных проектов. Раздел рассматривает примеры школьных проектов,
выполненных с использованием различных программных средств и оборудования для
решения практических задач в разных сферах человеческой деятельности.
Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.
Раздел посвящён изучению основных элементов и понятий: исследование, цель, задача,
объект, предмет, метод и субъект исследования.
МОДУЛЬ 2. Самоопределение: какую проблему решаем
Модуль посвящён самостоятельной работе обучающихся с ключевыми элементами
проекта.
Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности. Раздел разбирает
приоритетные направления научно-технологического и социально- экономического развития,
анализирует возможности реализации конкретных программ.
Создаём элементы образа будущего: что хотим изменить своим проектом. Раздел
предлагает учащимся потренироваться в создании образа будущего; подробно рассматривает
экологические проблемы больших городов и возможности их решения.

Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию?
Раздел предлагает учащимся определить проблемную область жизнедеятельности человека
для дальнейшего выбора точки приложения своих сил.
Знакомимся с проектными движениями. Раздел знакомит учащихся с различными, в
том числе международными, конкурсами проектных и исследовательских работ, проектными
движениями школьников.
Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы проекта или
исследования. Раздел посвящён самоопределению старшеклассников относительно той или
иной проблемы, прорисовке образа желаемого будущего.
МОДУЛЬ 3. Замысел и ресурсы проекта
Модуль посвящён элементам проекта, которые конкретизируют его общий замысел.
Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования. Раздел
посвящён разбору понятий «проблема» и «позиция»; рассматривает этапы постановки
проблемы, а также конкретные позиции учёного, конструктора, эколога, управленца,
финансиста и инвестора в её решении.
Выдвижение проекта принято связывать с решением некоторой проблемы. Проблема (от
греч. problema — задача) — противоречивая ситуация, характеризующаяся наличием
противоположных позиций и нехваткой средств для достижения поставленной цели. При
решении проблемы необходимо учитывать её разные аспекты: технический, экономический,
экологический, исторический, географический, социокультурный и др. За каждым из них
стоит определённая деятельностная позиция.
Формулирование цели проекта. Раздел знакомит учащихся с понятиями «цель»,
«идеальное представление», «личное отношение», разбирает два примера постановки
школьниками цели проекта.
Формулирование цели — важное звено начального этапа работы над проектом. Под
целью проекта понимается идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.
Цель всегда связана с образом будущего, и этот образ определяет дальнейшие действия
человека.
Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта. Раздел
предлагает старшеклассникам выполнить самостоятельную работу по постановке цели и
задач своего проекта или исследования, определению его ожидаемых результатов.
Роль акции в реализации проектов. Раздел посвящён разбору акции как одному из
способов реализации социального проекта.
Акция (от лат. actio — действие) означает действие, выступление. Тем не менее акции
имеют признаки проектной деятельности. Большое социальное значение имеют историкокультурные, образовательные, экологические и иные акции, адресованные непосредственно
человеку.
Ресурсы и бюджет проекта. Раздел на примерах объясняет такие важнейшие понятия,
как «ресурс» и «бюджет» проекта, рассматривает технические, трудовые, информационные и
административные ресурсы проекта.

Ресурс — это то, что можно использовать, тратить, т. е. запас или источник чего- либо.
Чтобы понять, есть ли в наличии необходимые для реализации проекта ресурсы, требуется
составить бюджет проекта, т. е. определить виды требуемых ресурсов, их объём и источники.
Поиск недостающей информации. Раздел посвящён методам поиска недостающей
информации при разработке проекта, её обработке и анализу.
МОДУЛЬ 4. Наша страна — проблема, цель и проект
Проблемы страны на современном этапе развития общества.
Аналитический обзор проектных и исследовательских работ школьников. Раздел
посвящён разбору проектных работ.
МОДУЛЬ 5. Условия реализации проекта
Модуль посвящён анализу условий реализации проекта и знакомству с инструментами его
реализации.
Планирование действий — шаг за шагом по пути к реализации проекта. Раздел
посвящён освоению понятий «планирование», «прогнозирование», «спонсор», «инвестор»,
«благотворитель» проекта.
Прогнозирование — предвидение того, что может произойти в будущем. К методам
прогнозирования относятся: экстраполяция, экспертные заключения, моделирование.
Планирование — обоснованное распределение во времени ресурсов для получения
намеченного результата. Планирование — важнейшая составляющая проектной деятельности,
от качества планирования во многом зависит успех или неудача проекта. План позволяет
определить все необходимые ресурсы в денежном эквиваленте.
Источники финансирования проекта. Раздел посвящён освоению понятий
«кредитование», «бизнес-план», «венчурные фонды и компании», «бизнес- ангелы»,
«долговые и долевые ценные бумаги», «дивиденды», «фондовый рынок», «краудфандинг».
Сторонники и команда проекта: как эффективно использовать уникальный вклад
каждого участника. Раздел рассматривает понятие «проектная команда», основные
особенности работы команды над проектом, роли и функции участников проекта; предлагает
анализ целей некоторых экологических движений.
Проектная команда — группа, коллектив людей, разделяющих цели проекта и готовых по
мере своих сил и возможностей работать с замыслом, с поиском информации, предлагать свои
варианты действия в сложных, тупиковых ситуациях и т. д. Для проектной команды важно,
чтобы в неё входили люди с разными личностными качествами и компетенциями.
Модели управления проектами. Раздел рассматривает способы управления проектами
(контрольная точка, ленточная диаграмма, дорожная карта).
Контрольная точка — сроки начала и окончания каждого вида работ. Диаграмма, или
карта, Ганта — ленточная диаграмма, которая представляет собой шкалу выполняемых работ
и шкалу времени. Дорожная карта — развёрнутый во времени план развития какой-либо
сферы деятельности или технологии.
МОДУЛЬ 6. Трудности реализации проекта

Модуль посвящён основным трудностям, которые возникают в ходе реализации проекта.
Переход от замысла к реализации проекта. Раздел посвящён разбору понятий
«жизненный цикл продукта», «жизненный цикл проекта», «эксплуатация», «утилизация».
Жизненный цикл изделия (жизненный цикл продукции) включает ряд этапов, начиная с
появления потребности в продукте и заканчивая его ликвидацией вследствие исчерпания
потребительских свойств. Основные этапы жизненного цикла изделия — это проектирование,
производство, эксплуатация и утилизация. Этапы жизненного цикла проекта: выдвижение
идеи — проработка замысла — реализация — рефлексия — переосмысление замысла.
Риски проекта. Раздел рассматривает факторы риска, возможные риски проекта, способы
предупреждения рисков.
Факторы риска (внутренние и внешние) могут оказать негативное влияние на проект,
поэтому их необходимо учитывать в самом начале его выполнения.
Внутренние факторы риска связаны с противоречиями самого проекта. Один из важнейших
внутренних факторов школьных проектов связан с постановкой, а точнее подменой цели.
Внешние факторы риска — возможность возникновения неблагоприятных ситуаций и
последствий в ходе реализации проекта, например, закрытие границ и т. п.
Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке
пластика». Раздел рассматривает вариативность способов реализации проектов,
направленных на решение одной и той же экологической проблемы.
Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс».
Сравнение проектных замыслов. Раздел посвящён анализу проблемы переработки мусора
и сравнению проектных замыслов для её решения.
Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение. Раздел
посвящён анализу ситуации, созданию образа желаемого будущего, оригинальности идеи
проекта, бизнес-плану, рассмотрению рисков проекта и маркетинговых рисков.
МОДУЛЬ 7. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и
исследовательских работ
Модуль посвящён предварительной защите проектов и подготавливает старшеклассников
к взаимодействию с экспертами.
Позиция эксперта. Раздел объясняет роль и позицию эксперта на предварительной
защите, рассматривает разные подходы к проблематике проектов, ноу-хау, важность
плодотворной работы с экспертом.
Позиция эксперта состоит в том, чтобы указать сильные стороны проектной работы,
ошибочные или недостаточно аргументированные выводы. Обычно эксперт глубоко
разбирается в сути вопроса, имеет собственный опыт создания и доведения проектов до
реализации. Исходным пунктом для плодотворной работы с экспертом является совпадение
интересов.
Критерии анализа и оценивания проектной работы. Раздел рассматривает критерии
анализа и оценивания промежуточных и итоговых результатов проекта или исследования.

Оцениваем
проекты
сверстников:
проект
«Разработка
портативного
металлоискателя». Раздел рассматривает проектно-конструкторское решение в рамках
проекта «Разработка портативного металлоискателя» и комментарий эксперта.
Оценка начального этапа исследования. Раздел посвящён начальному этапу
исследования экологического микропроекта, его экспертной оценке.
МОДУЛЬ 8. Дополнительные возможности улучшения проекта
Модуль рассматривает возможности углубления содержания и предвидения рисков
проекта.
Технология как мост от идеи к продукту. Раздел знакомит с такими основными
понятиями, как «изобретение», «технология», «технологическая долина», «агротехнологии».
Изобретение — результат творческой деятельности, проект — продукт работы над
возможностями его применения. Чтобы запустить новые разработки в производство
создаются технологические долины — инновационные комплексы, в которых есть все
условия для развития прорывных научных и технических идей. Технология — это
совокупность операций, осуществляемых определённым способом и в определённой
последовательности, из которых складывается общий процесс.
Видим за проектом инфраструктуру. Раздел рассматривает понятие «инфраструктура» и
его значение для понимания условий, в которых будет реализовываться проект.
Инфраструктура (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение) — это
совокупность взаимосвязанных подсистем, обеспечивающих нормальное функционирование
всей системы.
Опросы как эффективный инструмент проектирования. Раздел рассматривает
понятия «анкета», «социологический опрос», «интернет-опрос», «генеральная совокупность»,
«выборка респондентов».
Цель социологического опроса — выявить общественное мнение. Это наиболее надёжный
метод социологического исследования, поскольку в нём участвует большое количество
незнакомых людей. Они ничем не связаны друг с другом и высказывают исключительно
собственную точку зрения. В результате выстраивается общая картина отношения в обществе
к событиям и фактам, которая рассматривается как объективная. Методы опроса: интервью
(устный опрос), анкетирование (письменный опрос), интернет-опрос (проводится по
интерактивной анкете).
Опрос проводится на основе генеральной совокупности. Генеральная совокупность —
совокупность всех объектов, относительно которых предполагается делать выводы при
изучении конкретной ситуации, например, взрослое население местности, в которой будет
реализовываться проект. Чтобы не опрашивать слишком большое количество людей
используется метод выборки респондентов, т. е. отобранные для опроса люди являются как
бы уполномоченными населения территории, коллектива предприятия и т. д. По основным
характеристикам отбора структура выборки должна максимально совпадать со структурой
генеральной совокупности.
Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов.

Раздел рассматривает понятия «таргетированная реклама» и «реклама по бартеру»,
возможности продвижения проектов в социальных сетях.
Таргетированная реклама (от англ. target — цель) — целенаправленная реклама,
адресованная конкретной группе потребителей. Таргетированная реклама в социальных сетях
использует информацию из профилей пользователей. Реклама по бартеру — это обмен
рекламными объявлениями без участия денег.
Использование видеоролика в продвижении проекта. Раздел знакомит с
последовательностью действий при создании видеоролика для продвижения проекта.
Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности.
Раздел рассматривает требования к структуре презентации итоговой работы.
МОДУЛЬ 9. Презентация и защита проекта
Модуль посвящён подготовке выступления и способам предъявления работы (чертежи,
схемы, видео, мультимедиа, рабочая модель, макет и т. д.).
В содержание курса включён словарь некоторых экологических терминов, который
поможет учащимся в работе над проектом (исследованием).
Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные)
Освоение курса обеспечит формирование у выпускников личностных, метапредметных и
предметных компетенций, которые будут продемонстрированы при защите индивидуального
проекта (исследования).
Личностные результаты
 Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной
и других видах деятельности;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
 бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта проектной деятельности.
Метапредметные результаты

У учащихся будет возможность научиться:
— самостоятельно определять цели проектной (исследовательской) деятельности и
составлять её план; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
свою деятельность;
— формулировать гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
— восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном
пространстве;
— отслеживать и принимать во внимание тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научной, учитывать их при постановке собственных целей;
— оценивать ресурсы, в том числе нематериальные (например, время), необходимые для
достижения поставленной цели;
— использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в разных ситуациях;
— учитывать позиции других участников деятельности, эффективно урегулировать
конфликты;
— ориентироваться
в источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию из различных источников;
— овладеть методами поиска, анализа и использования научной информации;
— использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для
решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением норм
информационной безопасности;
— находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных
областях человеческой деятельности;
— вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
— самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров
и критериев оценки эффективности и продуктивности проекта или исследования на каждом
этапе его реализации и по завершении работы;
— адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
— адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (влияние на жизнь людей,
сообществ, экологическую ситуацию);
— адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения полученных результатов;
— публично излагать результаты своей проектной работы;

овладеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
—

Предметные результаты
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности учащиеся у
учащегося будут сформированы:
методологическая основа научной деятельности и научных методов, применяемых в
исследовательской и проектной работе;
— о таких понятиях, как «концепция», «метод», «модель», «метод сбора» и «метод
анализа данных»;
— о новейших разработках в области науки и технологий;
— о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательской областях;
— о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах
исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации
проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.).
Учащийся получит возможность для формирования:
— использовать понятия
«проблема», «позиция», «проект», «проектирование»,
«исследование», «конструирование», «планирование», «технология», «ресурс проекта»,
«риски проекта», «гипотеза», «предмет исследования» и «объект исследования», «метод
исследования», экспертное знание для разработки и реализации индивидуального проекта
(исследования);
— применять навыки проектной деятельности, приобретённые знания и способы
действий для решения различных задач, используя знания одного или нескольких учебных
предметов или предметных областей;
— использовать различные понятия при разработке проектов и проведении исследований
для решения актуальных (местных, региональных, глобальных) и других проблем;
— анализировать
последствия нерационального использования энергоресурсов,
результаты применения новейших технологий энергосбережения и ресурсосбережения;
— использовать местные, региональные и государственные экологические нормативные
акты и законы для реализации своих гражданских прав и выполнения обязанностей в
интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
— оценивать проблемы конкретных ситуаций;
— выполнять учебный проект социальной направленности.
Учащийся получит возможность для формирования:
использовать знание принципов проектной деятельности, этапов и жизненного цикла
проекта при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в
культурной и социальной жизни;

определять разумные потребности при использовании продуктов питания и товаров
как отдельными людьми, так и сообществами;
— анализировать влияние глобализации на развитие природы и общества;
— извлекать и анализировать данные геоинформационных систем (ГИС) и программ
экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретного
региона;
— выявлять причины локальных, региональных и глобальных экологических проблем;
— предлагать меры для предотвращения экологических правонарушений.
—

Тематическое планирование учебного материала

№ Тема

кол- колво
во
часов К/Р

1 Модуль 1.

6

2 Модуль 2.

4

Культура
исследования и
проектирования
6 часов

Самоопределен
ие: какую
проблему
решаем-4 часа

кол-во
ПР/Р

0

0

1

2

к о л - в о Электронные
проектов учебнометодические
материалы
Электронные
0
образовательн
ые
платформы:
www.sferum.ru
Единая
коллекция
ЦОР.
www.labirint.ru
: https://globalla
b.org/ru/#.
WaXDS61ePfY
Открытый банк
заданий ОГЭ
(fipi.ru)/ http://
www.fipi.ru/

0

Упражнения в
«РЭШ»,
«ЯКласс»,
«Учи.ру»

Форма реализации
рабочей программы
воспитания
Применение на уроках
интерактивных форм
работы с обучающимися:
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
дидактического театра,
где полученные на уроке
знания обыгрываются в
театральных
постановках; дискуссий,
которые дают
обучающимся
возможность приобрести
опыт ведения
конструктивного
диалога; групповой
работы или работы в
парах, которые учат
обучающихся командной
работе и
взаимодействию с
другими обучающимися.
Включение в урок
игровых процедур для
поддержания мотивации
обучающихся к
получению знаний
Применение групповой
работы или работы в
парах, которые учат
обучающихся
командной работе и
взаимодействию с
другими обучающимися
Привлечение внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, использование
воспитательных
возможностей
содержания раздела
через подбор
соответствующих
упражнений.
Инициирование и
поддержка
исследовательской

3 Модуль 3.

4

0

0

0

Упражнения в
«РЭШ»,
«ЯКласс»,
«Учи.ру»

4 Модуль 4.

2

0

0

0

Упражнения в
«РЭШ»,
«ЯКласс»,
«Учи.ру»

5 Модуль 5.

4

0

0

0

Упражнения в
«РЭШ»,
«ЯКласс»,
«Учи.ру»

Замысел и
ресурсы
проекта-4 часа

Наша страна —
проблема, цель
и проект -2 ч

Условия
реализации
проекта-4 ч

деятельности
обучающихся в рамках
реализации ими
индивидуальных и
групповых
исследовательских
проектов, что даст
обучающимся
возможность приобрести
навык самостоятельного
решения теоретической
проблемы, навык
генерирования и
оформления
собственных идей,
навык уважительного
отношения к чужим
идеям, оформленным в
работах других
исследователей, навык
публичного
выступления перед
аудиторией,
аргументирования и
отстаивания своей точки
зрения.
Применение на уроках
интерактивных
форм
работы с обучающимися:
дидактического театра,
где полученные на уроке
знания обыгрываются в
театральных
постановках.
Проект «Чистая страна».
Раздельный сбор мусора.
Операторы по
обращению с отходами.
Сухие отходы.
Смешанные отходы.
Создание «мусорной
отрасли»;
Понятие
«планирование».
Понятие
«прогнозирование».
Основная функция
планирования.
Инструменты
планирования.
Контрольные точки

6 Модуль 6.

4

0

0

0

7 Модуль 7.

2

0

0

0

8

5

0

0

0

Упражнения в
«РЭШ»,
«ЯКласс»,
«Учи.ру»

Упражнения в
«РЭШ»,
«ЯКласс»,
«Учи.ру»

Трудности
реализации
проекта -4 ч.

9

Предварительн
ая защита и
экспертная
оценка
проектных и
исследовательс
ких работ - 2 ч
Модуль 8.
Дополнительны
е возможности
улучшения
проекта -5 ч

Модуль 9.
Презентация и
защита проекта
-3 ч.

3

1

1

1

Итого:

34

1

3

2

Упражнения в
«РЭШ»,
«ЯКласс»,
«Учи.ру»
Открытый банк
заданий ОГЭ
(fipi.ru)/ http://w
ww.fipi.ru/
Упражнения в
«РЭШ»,
«ЯКласс»,
«Учи.ру»
Открытый банк
заданий ОГЭ
(fipi.ru)/ http://w
ww.fipi.ru/

планируемых работ.
Понятие «бюджет
проекта». Собственные
средства. Привлечённые
средства. Источники
финансирования.
Венчурные фонды.
Кредитование
Жизненный цикл
проекта. Жизненный
цикл ресурса. Риски.

Экспертная позиция.
Экспертное мнение и
суждение. Разные
подходы к проблематике
проектов. Запрос на ноухау и иные вопросы
эксперту
Изобретения.
Технологии.
Технологические
долины. Наукограды.
Использование
технологий для решения
проблем.
Требования и
ограничения для
выступления и защиты


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».