Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Прокоп-Салдинская средняя общеобразовательная школа Верхотурского района Свердловской области Рассмотрено на заседании пед. совета Протокол №4 от 29.05.2023г Утверждаю Директор школы________ Дружинина О.М. Приказ №67/1-од от29.05.2023г Программа развития МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ» на 2023-2027 годы. Модернизация школьной образовательной среды в условиях обновленных ФГОС и с учетомобразовательных потребностей социума Прокопьевская Салда 2023 год 1 Оглавление Паспорт развития программы 3 Раздел I 1.1. Информационная справка МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ» 1.2. Общая характеристика Организационная структура управления 1.3. Организационно-педагогическое обеспечение учебного процесса 9 1.4. Характеристика педагогического коллектива 10 1.5. Особенности образовательного процесса 10 1.6. Программы обучения 12 1.7. Формы обучения 12 1.8 Материально-техническое оснащение образовательного процесса 12 1.9. Основные статистические данные по итогам 3- х лет 13 1.10 Взаимодействие школы с социальными партнерами 14 1.11 SWOT- анализ потенциала развития школы 8 15 Раздел I I 2.1. Основные направления развития организации 17 2.2. Мероприятия по реализации программы развития 19 Раздел III 3.1. Механизмы реализации программы развития 24 3.2. Критерии и показатели оценки реализации программы развития 25 РАЗДЕЛ IV 4.1. Этапы реализации программыМКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ» 36 4.2. Механизм управления реализацией программы 37 4.3 Система мер по минимизации рисков реализации программы развития школы 37 Паспорт программы развития 2 Полное наименование организации Наименование программы Программа развития МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ» на 2023-2027 годы. Модернизация школьной образовательной среды в условиях обновленных ФГОС и с учетом образовательных потребностей социума. Документы, послужившие 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской основанием для разработки Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. программы развития 2. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (п. 4.4 паспорта национального проекта «Образование», утв. президиумом Совета при стратегическому Президенте развитию и РФ по национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). 3. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203. 4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827. 5. Основы государственной молодежной политики до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р. 6. Распоряжение Минпросвещения России от 21.06.2021 № Р-126 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности"». 7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р. 8. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная 29.05.2015 № 996-р. 3 распоряжением Правительства РФ от 9. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021№ 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ФГОС-2021). 10. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС-2021). 11. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». 12. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 13. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». 14. Письмо Минпросвещения России от 11.05.2021 № СК123/07 Сведения о разработчиках Исполнители программы Администрация и педагогический «Прокоп-Салдинская СОШ» коллектив МКОУ Администрация и педагогический коллектив учреждения, ученический коллектив, родители (законные представители) 4 Цели программы развития 1. Повышение конкурентных преимуществ школы как образовательной организации, ориентированной на создание условий для формирования успешной личности ученика. 2. Цифровизация образовательной деятельности, делопроизводства. 3. Внедрение ФГОС-2021 и проведение внутреннего мониторинга соответствия аккредитационным показателям. 4. Внедрение ФООП и корректировка образовательного процесса в соответствии с ними, в том числе развитие воспитательной работы и введение должности советника по воспитанию. 5. Обеспечение разнообразия и дополнительного образования с доступности учётом потребностей и возможностей детей. Повышение уровня безопасности, в том числе усиление антитеррористической защищенности объектов организации 6. Комплексные задачи 1. Создание системы 5 сетевого взаимодействия со рограммы развития спортивными организациями, организациями сферы культуры, чтобы расширить перечень предлагаемых услуг и повысить качество уже оказываемых, помочь учащимся в выборе будущей специальности, подготовке к поступлению в вуз. 2. Расширение образовательных возможностей для учащихся через многопрофильность и вариативность образовательных программ общего и дополнительного образования. 3. Оптимизация системы дистанционных образовательных технологий, электронного обучения с целью повышения эффективности их использования. 4. Цифровизация системы управления образовательной организацией, в том числе документооборота. 5. Создание востребованной воспитательной системы для реализации современной молодежной политики. Повышения безопасности в организации в отношении детей и работников, посетителей. 6. Основные направления развития организации 1. Внедрение ФГОС-2021 и переход на ФООП. 2. Повышение качества образования 3. Введение должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. 4. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей. 5.Участие в проекте Минпросвещения «Школьный театр». 6.Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации. 7.Совершенствование системы охраны труда. 8.Усиление антитеррористической организации. Период реализации С 2023 года по 2027 год – 5 лет программы развития 6 защищенности Порядок финансирования Средства субсидии на муниципальное задание. программы развития Целевые субсидии. Целевые индикаторы и показатели успешности реализации программы Разработаны и реализуются ООП НОО и ООП ООО, соответствующие ФГОС-2021. Отсутствуют замечания со стороны органов контроля и надзора в сфере образования. Функционирует система воспитания, которая соответствует законодательству РФ и удовлетворяет учащихся и родителей минимум на 60%. 100% учащихся включено в систему дополнительного образования школы. 50 % классных руководителей прошло обучение по программам, связанным с классным руководством. В МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ» действует эффективная система мониторинга образовательного и воспитательного процесса. Увеличилось на 50 % число работников, использующих дистанционные технологии, ИКТ, инновационные педагогические технологии. 100 % педагогов обучилось по программам для работы с детьми с ОВЗ. 90% педагогов обучилось по программам для организации работы по формированию функциональной педагогов, реализующих грамотности. Доля индивидуальный план профессионального роста по персонифицированным программам ДПО с целью устранения профессиональных дефицитов. Отсутствуют происшествия, произошедшие на территории организации. 7 Ожидаемые результаты реализации программы Обеспечивается качество общего и дополнительного образования, соответствующего ФГОС, ФООП, социальному заказу, возможностям и потребностям обучающихся. Расширился перечень дополнительных образовательных услуг, предоставляемых обучающимся. Стабильные положительные результаты, достигнутые обучающимися в ходе государственной итоговой аттестации. Готовность выпускников школы к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологической экономике. Выросло количество и масштабы социально-позитивных инициатив со стороны обучающихся. Педагоги овладели цифровыми ресурсами, необходимыми для успешного решения задач современного образования в условиях ФГОС. Создана эффективная система информационного обеспечения образовательного процесса. Трансформация физического пространства школы, пришкольного участка и учебного оборудования в соответствии с требованиями обновленных ФГОС. Контроль реализации программы развития Организация осуществляет мониторинг эффективности реализации программы развития. Отчетная дата – май каждого года. По итогам ежегодного мониторинга ответственный работник составляет аналитический отчет о результатах реализации программы развития. Ответственный назначается приказом директора МКОУ «ПрокопСалдинскаяСОШ» Корректировку программы развития осуществляет директор. 8 Адрес Информационная справка об организации Сведения об организации. 1.1. Информационная справка о МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ» Школа организует свою деятельность на основании правоустанавливающих документов: Устав учреждения, утвержден Постановлением администрации Буйского муниципального района от 09 декабря 2015 года (с изменениями от 16.04.2021 г.). Лицензия на право осуществления образовательной деятельности (серия А № 0002186 за регистрационным № 12426 от 30.03.2012 года), действительна бессрочно; Свидетельство о государственной аккредитации (серия 42АА № 001465, за регистрационным № 2538 от 07.06.2013 г.), действительно до 07.06.2025 г. МКОУ «Прокоп-СалдинскаяСОШ» была открыта в 1983 году как средняя общеобразовательная школа. Она расположена в с. Прокопьевская Салда ул. Молодежная 11. Образовательное учреждение расположено расположена в двух зданиях. В одном находится школа, в другом дошкольная группа общеразвивающей направленности. Для обеспечения учебного процесса в школе оборудованы спортзал, спортивная площадка, библиотека, мастерская, кабинет информатики, столовая на 40 посадочных места. Материально – технические условия в школе позволяют организовать учебновоспитательный процесс, внедрять современные педагогические технологии, в том числе информационно – коммуникационные. В школе имеется компьютерный класс, локальная сеть, выход в Интернет. На территории школы расположена спортивная площадка, включающая в себя футбольное поле, волейбольную площадку, беговые дорожки. В спортивном зале имеется все необходимое для занятий на уроках физической культуры и спортивных секциях. Объем учебных изданий, рекомендованных Минобразованием России для использования в образовательном процессе, составляет 100% учебной литературы. Условия питания: учащиеся школы имеют возможность питаться в столовой, рассчитанной на 40 посадочных мест. Все учащиеся получают двухразовое питание: завтрак и обед. Ведётся мониторинг питания. 9 Медицинское обслуживание осуществляется на основании договора, заключенного с Верхотурской районной больницей. Имеется пришкольный участок, площадь которого – 0,5га. В настоящее время в учреждении обучается 31 школьник со 2 по 11 классы, 10 воспитанников дошкольной группы. Из них: ориентированы на базовый уровень – 24(85,71%), из них: инвалиды (обучение на дому) -1 (3.57%), - опекаемые – 2 (7,14 %) обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья –6 (14.29%), Общая характеристика 1.2. Организационная структура управления Управление школой осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями от 2022г.) и Типовым положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности. Органами управления школы являются: общее собрание работников учреждения, Педагогический совет, Методический совет, Совет школы, Совет самоуправления. Порядок создания, состав и полномочия органов самоуправления, а также порядок их деятельности определяются Уставом школы. 1.3. Организационно-педагогическое обеспечение учебного процесса Учебный год начинается 1 сентября. Режим работы образовательной организации: 5-дневная учебная неделя. Для обучающихся 1 класса: - сентябрь, октябрь – по 3 урока в день продолжительностью по 35 минут; - ноябрь-май по 4 урока по 40 минут; Продолжительность урока для обучающихся 2-11 классов – 40 минут. Рабочие дни: понедельник - пятница: 8:00 - 17:00. Время занятий: 9.00-15.10 Внеурочные занятия: 15.30-17.00 1.4. Характеристика педагогического коллектива. Общее количество работников – 14 ( из них 1 - по совместительству). 10 Образование, работников кол-во квалификационных Наличие категорий, работников Высшее – 7чел.(50%) количество До 5 лет – 3чел.(21%) Первая – 3чел. (21%) Свыше 5 лет-2 чел (14%) Свыше 15 лет – 9 чел.(64%) (50%) обеспечено кол-во Высшая – нет Среднее специальное –7 чел. Учреждение Стаж работы, работников педагогическими кадрами (100 по всем реализуемым программам. Общее количество педагогических работников – 14 человека, из них руководящих работников – 2, педагог - психолог (0,5 ставки). В течение трех лет на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров обучились 100 % учителей. Средний возраст педагогов – 49,6 лет. На момент завершения программы коллектив школы должен создать материальнотехнические ресурсы для реализации программ дополнительного образования по следующим направлениям: технической, физкультурно-спортивной. 1. 5. Особенности образовательного процесса Школа реализует образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Обучение ведется по следующим образовательным программам: № Наименование программ Уровень, направленность Сроки / классы 1 Дошкольное образование Общеразвивающая 1-7 лет/дг 2 Начальное общее образование Общеобразовательная (основная) 4 года/1-4 Адаптированная программа основная основного образовательная общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 11 года лет Основное образование 3 общее Общеобразовательная (основная) 5 лет 5-9 Адаптированная основная образовательная 5 лет программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития Адаптированная программа основная основного образовательная общего 5 лет образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Среднее образование 4 общее Общеобразовательная (основная) 2 года/ 10-11 На 1.09.2023 г. получают - начальное общее образование – 9 обучающихся; - основное общее образование – 16 обучающихся; - среднее общее образование – 6 обучающихся. Уровень реализуемых программ соответствует федеральному государственному образовательному стандарту Педагоги учреждения осваивают эффективные современные методы и технологии. Приоритетными являются здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии. Сформирован опыт подготовки гражданское воспитание; обучающихся к государственной итоговой аттестации. Основные направления воспитательной деятельности: патриотическое воспитание; духовно-нравственное воспитание; эстетическое воспитание; физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия; трудовое воспитание; экологическое воспитание работа в социуме, обучение через КТД. Внеурочная, внеклассная деятельность учеников осуществляется в виде индивидуальных и групповых занятий, во внеурочной деятельности, классных часов, классных и общешкольных мероприятий. В школе ведется коррекционно-развивающая работа в нескольких направлениях: 1) Индивидуальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, 12 Психолого-педагогическое сопровождение. 2) В школе сформирована внутришкольная система оценки качества образования. Ее цель достижение соответствия функционирования и развития педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования с выходом на причинноследственные связи, позволяющие формулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию школы. 1.6. Программы обучения Общеобразовательные классы реализуют государственные образовательные программы с тематическим планированием, в котором учитываются индивидуальные особенности классных коллективов, выбор педагогических технологий и всего комплекса психологопедагогических мероприятий для работы в режиме базового образования. 1.7. Формы обучения № Форма обучения 1 Очная 2. Дистанционное обучение 3. Обучение по индивидуальному плану Количество обуч-ся 30 0 1 1.8. Материально-техническое оснащение образовательного процесса Учебный процесс характеризуется следующими показателями своей обеспеченности: Учебные кабинеты начальных классов 2 Учебные кабинеты 9 Спортивный зал 1 Раздевалки 2 Библиотека 1 Столовая 1 Школа не имеет в достаточном количестве необходимое оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе: АРМ учителя: ноутбук, в трех кабинетах - мультимедийные проекторы, интерактивные доски, маркерные доски и экраны, персональные компьютеры, принтеры; в кабинете директора 13 установлены ПК, копировальная техника. Недостаточно финансирование для приобретения компьютерной техники. Учебные кабинеты на 65% обеспечены учебно-наглядными пособиями и лабораторным оборудованием. Но подключение к Интернету возможно во всех в учебных кабинетах. Недостаточно финансирование для обслуживания компьютерной техники, которая устаревает, выходит из строя. 1. 9. Основные статистические данные по итогам 3- х лет Успеваемость: № п/п Показатели 1 20102021 20212022 20222023 На конец года количество учащихся 34 37 33 2 Успеваемость 100 97% 97% 3 Качественная успеваемость 68 76 69,67 5 Хорошистов 10 9 8 6 Отличников 3 3 0 7 Оставлены на повторное обучение 0 2 1 Итоги ОГЭ по предметам за 3 года Предмет Регион Район Школа 2019- 2020- 2021- 2019- 2020-2021 2021- 20192020 2021 2022 2020 2022 2020 2020- 20212021 2022 Русский язык - 3,9 3,83 - 3,98 3,93 - 4,5 3 Математика - 3,43 3,39 - 3,28 3,14 - 4 3 Обществознание - 3,6 - 3,57 - 3,5 - Биология - - 3,51 - - 3,71 - - 3 География - - 3,6 - 3,74 - - 3 - - - Итоги ЕГЭ в 11 классе по предметам за три года Учебный год 2019-2020 2020-2021 2021-2022 Число учащихся Средний балл Число учащихся Средний балл Число учащихся Средний балл Русский язык 3 66,6 56 56 1 85 Математика (базов.) 3 5.0 - Математика (проф.) 2 39 - 1 46 Обществознание 1 69 1 14 История 1 38 Биология 7 57 Физика 1 58 В течение 3-х лет аттестаты об основном общем образовании и о среднем общем образовании получили все выпускники. 1.10. Взаимодействие школы с социальными партнерами Учреждение активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реализации программы воспитания и социализации обучающихся. Развитие школы неразрывно связано с ее социальным окружением, использованием потенциала сельского социума для трудового воспитания и обучения. сельский клуб, сельская библиотека, сельская ФАП, Администрация ТУ села – социальное окружение школы, с которым мы находимся в активном взаимодействии. Школа призвана успешно играть роль носителя, генератора и трансформатора самых лучших, прогрессивных идей, традиций, обрядов. Сельская школа, оставаясь социокультурным центром жизни на селе, отражает все противоречия и проблемы, присущие обществу. На первый план выходит обострение противоречий между: - высокими требованиями государства к уровню и качеству образования и возможностью их предоставления со стороны сельской школы; - возросшими потребностями образовательного учреждения в отношении существующей материально-технической базы и имеющейся зависимостью от наполняемости муниципального бюджета; - ростом числа детей с ослабленным здоровьем, задержкой психического развития и отсутствием системы медико-педагогического сопровождения; - симптомами «профессионального выгорания», старением педагогического состава и отсутствием молодых специалистов ввиду недостаточного обеспечения в сельской местности их социальных, культурных и материальных запросов. Для решения современных проблем необходимо опираться на положительный опыт работы, достигнутый педагогическим коллективом в результате деятельности по предыдущей программе развития школы. 1.11.Основания для разработки программы развития Перед началом разработки программы рабочая группа проанализировала: результативность реализации программы развития школы на 2017-2022 годы; потенциал развития школы на основе SWOT–анализа возможностей и проблем образовательной организации; возможные варианты развития. Оценка актуального внутреннего потенциала Сильные стороны (S) Слабые (W) состояния стороны Оценка перспектив развития в соответствии с изменениями внешнего окружения Благоприятные возможности (O) 15 Угрозы (T) Есть предложения по Высокий уровень Слабая материальнотехническ сетевому профессиональной ая база взаимодействию подготовки преподавателей (63 % учителей имеют высшую и первую категорию). Учебный план имеет разнообразную вариативную часть Недостаточное количество учащихся школы для необходимого набора в профильные классы Платные услуги система оказываются не Развита организации проектноисследовательск ой деятельности школьников Школьники успешно участвуют в районных, областных олимпиадах, конкурсах (в том числе и федерального уровня), конференциях различной направленности Есть спрос профильное предпрофильное образование Библиотечный фонд укомплектован недостаточно, нет новых поступлений, в Расширяется конкурентная среда на Период и демографического спада Недостаточное финансирование Школа часто участвует в дополнительного спортивнооздоровительн образования ых мероприятиях различного уровня Школа выстроила систему взаимодействия с государственными и общественными организациями том числе электронных изданий Школа полностью зависит от бюджетного финансирования в условиях экономической нестабильности 16 - Низкая скорость интернета. -Материальнотехническая база учреждения укомплектована, - Невозможность пополняется новым активного оборудованием; использования всеми педагогами ИКТ в Создана своей деятельности; локальная сеть. - Создан сайт школы. Сообщества «Вконтакте» -Отсутствие штатных единиц для привлечения дополнительных специалистов ИКТпрофиля, -Недостаточность финансовых ресурсов для активного развития материальнотехническ ой базы. -В школе работает значительное число возрастных педагогов, испытывающих трудности в освоении ИКТтехнологий. - Мониторинг «Одаренные дети» проводится регулярно через: изучение «Портфолио» учащихся, Проводятся Выявлением и участия в олимпиадах, творческих конкурсах, индивидуальные поддержанием интеллектуальных консультации, талантливых детей проектах; олимпиады, конференции, занимаются не все участие в педагоги постоянно интеллектуальных играх, проектах; Дефицит Систематизируетс временных ресурсов я работа с одаренными как у учителя, так и у талантливыми детьми; ученика; - - Дефицит временных ресурсов как у учителя, так и у ученика; Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов - SWOT-анализ позволяет выделить приоритетную стратегию развития образовательной системы школы до 2027 года – организованный переход, эффективное внедрение и качественная оценка результатов освоения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов на основе гармоничного развития образовательной среды и участников образовательного процесса. Проведенный SWOT-анализ позволяет оценить, что внешние возможности и риски не являются определяющими в развитии образовательной системы школы. Стратегия развития ориентирована на внутренний потенциал развития школы и инновационные технологии управления и обучения, готова к сетевому взаимодействию. Раздел 2. 17 2.1Основные направления развития организации 1. Внедрение ФГОС-2021 и переход на ФООП. Задачи: -Создать рабочую группу по обеспечению перехода на применение ФООП. --Обеспечить соответствие материально-технической базы новым требованиям стандартов. -Скорректировать все ООП с учетом ФООП. 2. Повышение качества образования Задачи: Обновить содержание и технологии преподавания и адаптированных образовательных программ за общеобразовательных счёт обновления материально- технической базы школы, повышения квалификации педагогов. Совершенствовать систему внутренней оценки качества образования Проводить внутренний мониторинг условий организации на соответствие аккредитационным показателям. 3. Введение должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Задачи: - Перераспределить работу по организации и контролю воспитательной деятельности школы с учетом должностных обязанностей нового специалиста. - Разработать планы работы советника директора, скорректировать локальные нормативные акты школы (при необходимости). 4. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей. Задачи: - Повысить эффективность системы дополнительного образования. - Принять участие в реализации ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности» до 2025 года (распоряжение Минпросвещения от 21.06.2021 № Р-126). 5. Участие в проекте Минпросвещения «Школьный театр». Задачи: - Определить, в каком формате организовать школьный театр. - Разработать и утвердить образовательную программу, сопутствующие документы, в том числе скорректировать локальные нормативные акты школы (при необходимости). Организовать сотрудничество с организациями, оказывающими поддержку проекта, в том числе с МУК "Буйский районный дом культуры "Камертон". 7. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации. 18 Задачи: Реализация - государственной политики в сфере цифровой трансформации образовательной организации и развития цифровой образовательной среды. - Внедрение электронного документооборота. 8. Совершенствование системы охраны труда. Задачи: - Внедрение новых мероприятий по улучшению условий и охраны труда. - Актуализировать локальные нормативные акты школы в сфере охраны труда. - Разработать, утвердить и планомерно осуществлять мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе: - проводить специальную оценку условий труда, оценку уровней профессиональных рисков; - обустроить новые или реконструировать имеющиеся места отдыха, психологической разгрузки, обогрева работников, укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе. 9. Усиление антитеррористической защищенности организации. Задачи: Провести оценку качества и достаточности организационных мероприятий, практической готовности и обеспечения объекта техническими средствами. - Разработать комплексный план мероприятий по усилению антитеррористической безопасности, интегрировать его с антикризисным планом организации. 2.2.Мероприятия по реализации программы развития № Мероприятие Ответственны Срок Результат й п/ п ие 1. ФГОС 2021 1 Разработка локальных Заместитель Выполнен 2023, 19 далее Разработана актов, регулирующих введение директора по мере необходимос локальная ти нормативная база, регулирующая введение обновленных ФГОС 2 Анализ соответствия Заместитель директора 2023 Аналитическая справка Заместитель директора 2023-2027 Мониторинг повышения квалификации Заместитель директора 2023-2027 Аналитическая справка требованиям ФГОС2021, действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда 3 Создание системы непрерывного планомерного повышения квалификации, в том числе на основе использования современных цифровых технологий 4 Анализ соответствия электронной образовательной среды, доступности информационнообразовательной среды требованиям ФГОС2021 20 5 Организация работы учителей-предметников по материалам открытого банка для формирования функциональной грамотности Заместитель Анализ 2023-2027 директора, руководители методических объединений уроков, создание банка разработок уроков с использованием открытого банка заданий для формирования ФГ 2. Повышение качества образования 1 Обновление содержания Заместитель директора 2023 Разработана локальная программ, составляющих нормативная основу база, образовательной программы, в связи регулирующая с ВСОКО реализацией ФГОС-21 НОО, ООО 21 2 Разработка Заместитель директора 2021-2023 Разработаны локальные нормативные модели индивидуальных образовательных траекторий Заместитель директора 2023-2027 Наличие адаптированных образовательных программ Заместитель директора 2023- План 2027 ВСОКО новых дополнительных общеразвивающих программ, направленных на организацию работы с одарёнными детьми на основе построения индивидуальных образовательных траекторий с учетом изменений в технологических и организационнопедагогических условиях образовательного процесса 3 Обновление содержания адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья 4 Совершенствование системы внутренней оценки качества образования: 22 системы 5 Разработка локальных Заместитель директора актов, регулирующих 2023 Разработана локальная ВСОКО нормативная база, регулирующая ВСОКО 6 Управление качеством образования 2023-2027 Разработана модель управления качеством, модель управления, аналитические справки 7 Анализ использование и Заместитель директора 2022-2025 объективных данных ВСОКО Разработан алгоритм работы для анализа и использования объективных данных ВСОКО, аналитические справки Мониторинг обеспечения 8 ВСОКО Заместитель директора, руководители методических объединений 2023, далее в течение всего периода 23 Разработана модель мониторинга обеспечения ВСОКО, аналитические справки … 9 Организация работы Заместитель директора, учителейруководители предметников по методических материалам открытого объединений 20232027 Анализ уроков, создание банка разработок банка для уроков формирования функциональной грамотности использованием открытого с банка заданий для формирования ФГ 10 Внутренний мониторинг Директор, завкоз 2023, далее в Течение всего периода 11 Своевременное внесение изменений Заместитель директора 2023-2027 Аналитическая справка Приказы о внесении дополнений изменений в ООП 12 Аттестация педагогов 13 Повышение квалификации педагогов Заместитель директора 2023-2027 Мониторинг аттестации педагогических работников Заместитель директора 2022-2025 Мониторинг повышения квалификации 24 и Обеспеченность каждого учащегося 14 Директор, заведующий библиотекой 2022-2025 Заместитель директора 2023-2027 Мониторинг обеспеченности учебниками, ежегодное издание приказа учебников учебниками из федерального перечня по всем предметам 15 Усовершенствование системы Мониторинг повышения непрерывного квалификации профессионального педагогов, развития работающих и повышения квалификации детьми с ОВЗ педагогических работников, работающих с детьми с ОВЗ 16 Обеспечение дифференцированных условий обучения воспитания детей ограниченными возможностями здоровья соответствии рекомендациями психологопедагогической комиссии 17 и Заместитель с директора 2023-2027 Протоколы заседаний ППк в с 2023-2027 Обеспечение участия всех Заместитель детей с ОВЗ в директора 25 Мониторинг, аналитическая с справка проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятий 18 Создание системы взаимодействия специалистов Заместитель директора 2023 Разработана локальная нормативная база, регулирующая системное сопровождение детей с ОВЗ 19 Создание эффективной системы профессионального Директор, заместитель директора 2023-204 Разработана локальная нормативная база, взаимодействия регулирующая (социальное партнёрство) взаимодействие образовательной ОО организации с внешними ресурсами. 26 20 Участие педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства разных уровней. Заместитель директора, руководители методических объединений 2023-2027 Мониторинг участия педагогических работников в конкурсах профессиональн ого мастерства разных уровней 21 Развитие системы методической работы, обеспечивающей диагностику профессиональных дефицитов педагогов, затрудняющих достижение высокого качества образования. Заместитель директора, руководители методических объединений 2023-2027 Разработан инструмент рий диагностики профессиональных затруднений педагогов, разработан план работы по устранению выявленных профессиональных дефицитов, аналитическая справка 3. Введение должности советника директора по воспитанию 1 2 Обсуждение возможных Директор кандидатов на должность советника на заседании педсовета Утверждение работника в должности советника Директор Март 2023 Протокол Май 2023 Приказ 27 3 Разработка плана работы Советник Август 2023 План работы советника на 2023/24 уч.год 4. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей 1 Анализ востребованности Заместитель дополнительного директора образования по Январь-март Анкетирование 2023 и опрос родителей УВР 2 Разработка программ дополнительного образования Заместитель директора, 2023-2027 е педагог дополнительн ого образования Заместитель директора. 3 Создание Образовательны программы по открываемым аправлениямдополнительног о образования 2023-2024 универсальной модели Разработана дополнительного локаль образования, в том нормативная база, числе с учетом сетевого взаимодействия, учитывающей индивидуальные потребности детей. регулирующая реализацию модели дополнительног о образования 5. Участие в проекте «Школьный театр» 1 Совещание директоре Директор при ная Январь 2023 28 Протокол 2 Разработка образовательных программ Март август 2023 Педагоги дополнительн дляого образования –Программа дополнительног о образования школьного театра 3 Реализация школьного театра и мониторинг результатов 2023 – 2027 Педагоги дополнительн ого образования Кружок Творческие концерты 6. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации 1 Заместитель цифровой директора инфраструктуры и Анализ 2023 цифровых технологий, которые могут применяться в деятельности педагогов 29 Аналитическая справка 2 Заместитель директора 2023-2027 Заместитель директора 2023-2027 Создание условий для повышения квалификации Разработана локальная нормативная база, аналитическая справка педагогов образовательной организации в области современных технологий онлайн – обучения, подготовка педагогов к использованию возможностей федеральной информационносервисн ой платформы цифровой образовательной среды в образовательной деятельности 3 Разработка цифровой образовательной Разработана локальная нормативная аналитическая справка среды для развития у детей «цифровых компетенций» 4 Участие учащихся в Заместитель 2023-2027 системе дистанционных директора, конкурсов, олимпиадах, учителяпредметники фестивалях Мониторинг участия учащихся интеллектуальных соревнованиях 30 Внедрение 5 современных цифровых Заместитель директора 2023-2027 Разработана локальная технологий в нормативная образовательный процесс. база, аналитическая справка Обучение детей родителей по и программе «Возможности цифровой образовательной среды для повышения качества образования». Внедрение механизмов обеспечения оценки качества результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся 6 Модернизация материальнотехнической Директор, заместитель директора 2023-2024 базы для внедрения модели цифровой образовательной среды в образовательных организациях 31 Аналитическая справка 7 Разработка и Заместитель директора реализация 2023-2027 Разработана локальная нормативная база, аналитическая справка Заместитель директора 8 Внедрение 2023-2027 локальная механизмов обеспечения нормативная оценки база, аналитическая справка качества результатов промежуточной итоговой Разработана и аттестации обучающихся на онлайн-курсах независимо от места их нахождения 9 Создание необходимых Заместитель директора 2023-2027 материальнотехнических и программных условий для использования федеральной информационносервисн ой платформы цифровой образовательной среды 7. Совершенствование системы охраны труда 32 Разработана локальная нормативная база, аналитическая справка 1 Анализ локальных нормативных школы Ответственны й Первое актов на внесение изменений в сфере за полугодие охрану 2023 Аналитическая справка труда охраны труда 2 Разработка Март 2023 мероприятий Проект по Ответственны й улучшению условий за охраны труда охрану мероприятий по улучшению условий труда 3 охраны труда 2023-2027 Обновление планов эвакуации, 4 Организация систематического й за охрану труда Директор, 1 председатель ПК полгода течение всего периода Завхоз 2023-2027 административнообщественного контроля по Обновленная документация Ответственны документации, инструкций по ОТ и охране раз в Аналитическая в справка труда 5 Обеспечение средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами 33 Наличие спецодежды, средств индивидуальной защиты 6 Составление графи отпусков ка декабрь Приказ об утверждении графика отпусков 7 и Обеспечение контроль прохождением работниками ежегодных медицинских осмотро Директор Директор Ежегодно июнь Заключен договор медосмотр Заместитель Ежегодно, сентябрь Наличие расписания занятий за в 8 Составление расписания учебных занятий, занятий кружков и директора, Диспетчер по расписанию спортивных секций с учетом санитарногигиенических норм и правил 9 Бракеражная Организация контроля за комиссия Ежегодно соблюдением санитарногигиенически х норм и правил и качеством приготовления пищи в школьной столовой 34 Отчет 10 Ответственны й По Организация расследования несчастных и за учет случаев с работниками и обучающимися Акты необходим ости охрану труда с составлением актов Ответственны й По 11 за Проведение инструктажей мере необходимости Ведение журналов инструктажей охрану с труда педагогическим коллективом (первичного при приеме на работу, повторного инструктажа на рабочем месте по охране труда, по пожарной безопасности, в случае возникновения ЧС с регистрацией в журнале установленной формы) 12 Проведение Классные руководители Ежегодно перед каникулами инструктажей с учащимися о ПДД, поведении вблизи водоёмов, обращения с огнем 35 Ведение журнала инструктажей Учителяпредметники В инструктаж Ведение журнала инструктажей вводного на и рабоче 13 Проведение инструктажа первичного, повторного м инструктажа на месте рабочем месте по ОТ с обучающимися на уроках химии, физики, информатики, биологии, физической культуры, трудового обучения, ОБЖ 14 Бракеражная Организация контроля за комиссия Ежегод Отчет но соблюдением санитарногигиенически х норм и правил и качеством приготовления пищи школьной столовой в Ежегодно Классные руководители 15 Проведение перед каникул инструктажей с учащимися о ПДД, поведении вблизи водоёмов, обращения с огнем 16 Проведение на Ведение журнала инструктажей Учителяпредметники В инструктаж Ведение журнала инструктажей вводного на инструктажа и рабоче первичного, повторного м инструктажа на рабочем месте по ОТ с обучающимися на месте 36 уроках 8. Усиление антитеррористической защищенности организации Директор, завхоз 1 Определение основных положений проведения в лицее работы по АТЗ, схемы управления, состава комиссий по внутренним проверкам, способов контроля 2 Разработка плана мероприятий по Первое Приказы полугоди Локальные 2023 нормативные акты Ответственны Апрель й Утвержденные планы исполнению ПП РФ от 02.08.2019 № 1006 и плана действий при установлении уровней террористической опасности 3 Ответственны Разработка плана й проведения учений и тренировок по АТЗ Ежегодно феврале Директор 4 Второе полугоди Планирование внедрения интегрированной системы безопасности в Утвержденные планы Утвержденный план внедрения 2023 Раздел 3. 3.1.Механизмы реализации программы развития школы 1. Модернизация и цифровизация управленческих и образовательных процессов, документооборота. 37 2. Интеграция в образовательном процессе урочной, внеурочной и профориентационной деятельности. 3. Проведение опросов и анкетирований для оценки уровня удовлетворенности услугами школы, существующими в нем процессами. 4. Изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности. 5. Организация стажировок и повышения квалификации педагогических работников, обмена опытом. 6. Обновление материально-технического оснащения школы. 7. Совершенствование системы мониторинга, статистики и оценки качества образования. Ожидаемые результаты реализации программы развития 1. Улучшение качества предоставляемых образовательных услуг через обновление структуры и содержания образовательного процесса с учетом внедрения инновационных подходов. 2. Информатизация образовательного процесса и управления, делопроизводства. 3. Расширение перечня образовательных возможностей, социально-образовательных партнерств. 4. Создание эффективной профильной системы обучения и развитие проектной деятельности обучающихся. 5. Повышение эффективности системы по работе с одаренными и талантливыми детьми. 6. Повышение профессиональной компетентности педагогов, в том числе в области овладения инновационными образовательными и метапредметными технологиями за счет прохождения повышения квалификации и переподготовки работников, участия в региональных и федеральных профессиональных мероприятиях. 7. Уменьшение замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны труда и безопасности. 3.2.Критерии и показатели оценки реализации программы развития Направления развития организации Критерии и показатели оценки 38 Переход на ФООП Разработаны и реализуются ООП, соответствующие ФООП. Отсутствуют замечания со стороны органов контроля и надзора в сфере образования. Удовлетворенность 100 % участников образовательных отношений качеством предоставляемых образовательных услуг Введение советника по воспитанию Функционирует система которая соответствует РФ воспитания, законодательству и удовлетворяет учащихся и родителей минимум на 80 %. 100 % классных руководителей прошло обучение по программам, связанным с классным руководством Мониторинг соответствия аккредитационным показателям школы Отсутствуют замечания со стороны органов контроля и надзора в сфере образования. В школе действует эффективная система мониторинга образовательного и воспитательного процесса Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных 100% учащихся включено в систему дополнительного образовательных услуг образования школы. Увеличение числа договоров о сотрудничестве, сетевой форме реализации образовательных программ с организациями района научной, технической, инновационной, культурной, спортивной, художественной, творческой направленности 39 Участие в проекте «Школьный театр» Создан и функционирует театр в школе. В деятельности школьного театр занято 60 % учащихся. 50% опрошенных учеников и родителей положительно отзываются о функционировании школьного театра Цифровизации образовательного управленческого процесса и Увеличилось на 40% число работников, использующих дистанционные технологии, ИКТ, инновационные педагогические технологии Совершенствование системы охраны труда Отсутствие замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны труда Усиление Отсутствие антитеррористической защищенности организации происшествий на территории организации. Отсутствие замечаний от органов надзора и контроля в сфере безопасности Раздел 4. Реализация программы 4.1.Этапы реализации программы с 2023 по 2027 гг. Этапы реализации программы с 2023 по 2027 гг Программа разрабатывается в соответствии с концепцией, целями, задачами, программными мероприятиями, проектами и реализуется с 2023 по 2027 год в 3 этапа. I этап. 2023 – констатирующий (этап разработки программы). Этап предполагает концептуальное, организационное, кадровое, педагогическое обеспечение. • анализируется опыт учреждения; • разрабатываются программы, концепции, проекты, мини-проекты: - примерные рабочие программы по различным предметам на основе обновленных федеральных программ ФГОС; - проводится экспертиза новых проектов; - создаются временные творческие коллективы, группы; - анализируются возможности социума; - формируется нормативно-правовая база программы. 40 II этап. 2024-2026г – формирующий Этап предполагает творческую разработку, апробацию и внедрение в образовательный процесс инноваций, технологий, методов, средств обучения, программ и проектов; мониторинг, оценка промежуточных результатов. III этап. 2027 рефлексивно-обобщающий. Этап предполагает анализ, оценку, оформление результатов, достижение цели и задач, формирование решений по итогам реализации программы. 4.2. Механизм управления реализацией программы. По каждому из проектов будут созданы проблемные творческие группы, ответственные за его реализацию. 2. Функция общей координации реализации Программы выполняет педагогический совет школы. 3. Мероприятия по реализации целевых программ являются основой годового плана работы школы. 4. Информация о ходе реализации программы в целом и отдельных подпрограмм ежегодно представляется на педагогическом совете по итогам года. 4.3.Система мер по минимизации рисков реализации программ развития школы. При реализации Программы развития на 2023-2027 гг. «Модернизация школьной образовательной системы с целью обеспечения введения обновленных Федеральных Государственных образовательных стандартов» возможно возникновение рисков (угроз), которые могут снизить эффективность спланированных инновационных изменений. Чтобы исключить подобные риски, настоящая Программа обозначает следующую систему мер по их минимизации. Виды рисков Пути минимизации рисков Нормативно-правовые риски 41 - Неполнота отдельных нормативно - правовых документов, предусмотренных на момент разработки и начало внедрения Регулярный анализ нормативно правовой документации ее актуальности, полноты, Неоднозначность толкования соответствия решаемым задачам. руководства с отдельных статей ФЗ-273 и нормативно- Систематическая работа педагогическим коллективом, родительской правовых документов, регламентирующих общественностью и партнерами социума по деятельность и ответственность субъектов разъяснению ФЗ273 и конкретных нормативноправовых актов, регламентирующих образовательного процесса школе в целом деятельность в школе и содержание образовательного процесса в целом на предмет Программы. Финансово-экономические риски Нестабильность и недостаточность бюджетного финансирования; - Недостаток внебюджетных, спонсорских инвестиций и пожертвований в связи с изменением финансово-экономического положения партнеров социума. школы Своевременное планирование бюджета по реализации программных мероприятий, внесение корректив с учетом реализации новых направлений и программ, а также инфляционных процессов. - Систематическая работа по расширению партнерства, по выявлению дополнительных финансовых влияний Организационно - управленческие риски - Некомпетентное внедрения сторонних структур (организаций, учреждений) и лиц в процессы принятия управленческих решений по обновлению образовательного пространства школы в образовательный процесс. - Разъяснительная работа руководства школы по законодательному разграничению полномочий и ответственности, четкая управленческая деятельность в рамках ФЗ-273 (статьи 6-9, 28). 42 Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора) Недостаточность профессиональной инициативы и компетентности у отдельных педагогов по реализации образовательных программ и образовательных технологий. Неготовность отдельных педагогов выстраивать партнерские отношения с другими субъектами образовательного процесса, партнерами социума. - Систематическая работа по обновлению внутриучрежденческой повышения системы квалификации. использование мотивации Разработка эффективной включения и системы педагогов в инновационные процессы. - Психолого-педагогическое и методическое сопровождение педагогов с недостаточной коммуникативной компетентностью Ресурсно-технологические риски - Неполнота ресурсной реализации новых направлений и базы для отдельных программ и мероприятий Программы; - Прекращение плановых необходимого оборудования для поставок реализации программ реализации - Систематический анализ достаточности ресурсной базы для реализации компонентов Программы. - Включение механизма дополнительных закупок необходимого оборудования за счет развития партнерских отношений. Участие педагогов образовательного учреждения в и - обновленных ФГОС всех международных, федеральных, всего региональных проектах и в грантовой деятельности для расширения возможностей развития ресурсной базы. Данные предусмотренные мероприятия по осуществлению, сопровождению и текущей коррекции Программы развития на 2022-2027 образовательной системы в условиях введения гг. «Модернизация школьной обновленных ФГОС и с учетом потребностей социума» являются определенной гарантией ее успешной и полноценной реализации. 43 44