Приложение к ООП ООО_Рабочая программа воспитания

Приложение к ООП ООО
Утвержденное приказом от
31.08.2022 № 89/2 ОД (с
изменениями приказ от 30.08.2023
№ 110/2 - ОД )

Рабочая программа воспитания
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания ООП ООО МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ» разработана с
учётом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации
в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р),
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской
Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных стандартов (далее —
ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286),
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего
общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413), Федеральной образовательной
программой начального общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения от
18.05.2023 №372 (зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 № 74229), Федеральной
образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом Министерства
просвещения от 18.05.2023 №370 (зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 № 74223),
Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной приказом
Министерства просвещения от 18.05.2023 №371 (зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 №
74228).
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса и
направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие,
укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения
обучающимися образовательной программы среднего общего образования. Рабочая программа
воспитания имеет модульную структуру и включает в себя:




цель и задачи воспитания обучающихся; описание особенностей воспитательного процесса;
виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников,
обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную
деятельность;
основные направления самоанализа воспитательной работы в организации, осуществляющей
образовательную деятельность.

Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Приложение — примерный календарный план воспитательной работы.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал —высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации.

1

В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в
сфере образования цель воспитания обучающихся: развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение
следующих основных задач:
 усвоение

ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые
выработало российское общество (социально значимых знаний);
 формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям
(их освоение, принятие);
 приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного
опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных
знаний;
 достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС.

Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают
осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и
инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности,
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется
на
основе
аксиологического,
антропологического,
культурно-исторического,
системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования
нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной
организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в
Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам,
свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу,
уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского
национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских
семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских
традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства;
2

физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального
благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья,
навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и
других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное
самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение
выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного
отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей,
навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы
и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и
общественных потребностей.

1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Требования к личностным результатам освоения обучающимися образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования установлены в соответствующих
ФГОС.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в
воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена
деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине —
России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий
уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей
Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего
региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе,
гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по
возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с
учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.

3

Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям,
уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий
ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России,
имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского
языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве
людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
искусстве.
Физическое
благополучия

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального

Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в
быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.

соответствующие

ей

Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда,
ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на
природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред
природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в
познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.

4

Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном
знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в
поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом
сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения,
российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих
гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма,
коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе
самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его
традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов
России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего
народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и
современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на
духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях
нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом
осознания последствий поступков.

5

Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих
традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и
общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия
людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части
духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций
и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в
современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.
Физическое
благополучия

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального

Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении
здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в
информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую
активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков,
игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и
психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности
на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной
организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей.
6

Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения,
значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в
области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных
индивидуальных интересов, способностей, достижений.

предметных

областях

с

учётом

Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире
(языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.

в

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ» является основной общеобразовательной школой,
численность обучающихся на 1 сентября 2023 года составляет 33 человека, численность
педагогического коллектива – 14 человек. Обучение ведётся с 1 по 11 класс по трем уровням
образования: начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование.
МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ» (далее – школа) - это небольшая школа, которая является
единственной средней общеобразовательной школой и социально-культурным центром поселка.
Школа расположена в сельской местности в окружении таких организаций, как сельская
Администрация, сельская библиотека, сельский дом культуры, что составляет благоприятную
социокультурную среду для обучающихся и создает условия для продуктивного сетевого
взаимодействия.
В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов,
существует реальная возможность проявить себя в общем деле. У нас все на виду, что при создании
ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. Нет резкой
обособленности между классами, учащимися разного возраста.
В процессе воспитания школа сотрудничает с сельским домом культуры, сельской библиотекой.
Школа принимаем участие в проектах, конкурсах и мероприятиях организованных на муниципальном
уровне. Принимаем участие в проектах Российского движения школьников.
В школе развито ученическое самоуправление, работает школьный волонтерский отряд. С 2022
года создано первичное отделение Российское движение школьников. С 2023 года в школе создано
первичное отделение Российского движения детей и молодежи «Движение первых».
Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и
школьников:
7

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в школе;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без
которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых
общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы
и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
 годовой цикл ключевых общешкольных дел, связанных с важнейшими историческими датами и
направлениями воспитательной деятельности школы, который осуществляется через интеграцию
воспитательных усилий педагогов;
 коллективные разработки, планирование, проведение и анализ результатов каждого ключевого
дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников;
 создание условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в
совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
 в проведении общешкольных дел присутствует дружеская соревновательность между классами
и поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их
социальная активность;
 педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов,
кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
 ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по
отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в
разрешении конфликтов) функции.
Состав обучающихся школы неоднороден и различается:
– по учебным возможностям, которые зависят от общего развития ребенка и его уровня
подготовки к обучению в школе. Имеются обучающиеся с ОВЗ, которые обучаются инклюзивно в
общеобразовательных классах, а также в отдельных классах по программам коррекционноразвивающей направленности;
– по социальному статусу. Присутствуют обучающиеся с неблагополучием, с девиантным
поведением, есть дети, состоящие на внутришкольном учете;
– по национальной принадлежности, которая определяется многонациональностью жителей
района школы.
Источниками положительного влияния на детей прежде всего являются педагоги школы, которые
грамотно организуют образовательный процесс, о чем свидетельствует позитивная динамика
результатов деятельности по качеству обеспечиваемого образования. Команда администрации имеет
достаточно большой управленческий опыт и квалификацию. Педагоги школы – специалисты с
продуктивным опытом педагогической практики и молодые педагоги с достаточно высоким уровнем
творческой активности и профессиональной инициативы. В педагогической команде имеются
квалифицированные специалисты, необходимые для сопровождения всех категорий обучающихся в
школе.
Возможные отрицательные источники влияния на детей: социальные сети, компьютерные игры, а
также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять
развитием своего ребенка.
Значимые для воспитания всероссийские проекты и программы, в которых МКОУ «ПрокопСалдинская СОШ» принимает участие:
1. РДДМ «Движение первых».
8

2. Школьный театр.
3. Школьный музей
Традиции и ритуалы: еженедельная организационная линейка с поднятием Государственного
флага РФ и школьного знамени; посвящение в первоклассники.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе запланированы и
представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и содержание воспитательной работы в
рамках определенного направления деятельности в школе. Каждый из модулей обладает
воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания.
Воспитательная работа МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ» представлена в рамках основных
(инвариантных) модулей: «Основные школьные дела», «Классное руководство», «Урочная
деятельность»,
«Внеурочная деятельность»,
«Внешкольные мероприятия»,
«Предметнопространственная среда», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профилактика и безопасность»,
«Социальное партнерство», «Профориентация». А также в рамках дополнительного (вариативного)
модуля «Школьный музей». Модули описаны последовательно по мере уменьшения их значимости в
воспитательной системе МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ».
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Урочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий в
рамках максимально допустимой учебной нагрузки) может предусматривать (указываются конкретные
позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные):
 максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на
основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков,
заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
 включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям
целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных
задач уроков, занятий;
 включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на
личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,
целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в
учебной деятельности;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего
мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям,
лицам;
 применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных, стимулирующих
познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит
строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического
мышления;
 побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками
и
педагогическими
работниками,
соответствующие
укладу
общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной
атмосферы;
 организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;

9



инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.

3.2. Модуль «Внеурочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий
(указываются конкретные курсы, занятия, другие формы работы в рамках внеурочной деятельности,
реализуемые в образовательной организации или запланированные):
 курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военно-патриотической,
краеведческой, историко-культурной направленности;
 курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам
народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовноисторическому краеведению;
 курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской
направленности;
 курсы, занятия экологической, природоохранной направленности;
 курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров;
 курсы, занятия туристско-краеведческой направленности;
 курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.
3.3. Модуль «Классное руководство».
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида
педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и
социализации обучающихся, может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в
образовательной организации или запланированные):
 планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической
направленности;
 инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешкольных
делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке,
проведении и анализе;
 организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел,
позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать
возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
 сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и
внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся,
классные вечера;
 выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких
правил поведения в образовательной организации;
 изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за их
поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с
родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом;
 доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и другие), совместный
поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы
индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
 индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они
фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;
 регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование
единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и (или) разрешение
конфликтов между учителями и обучающимися;
10








проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса, интеграции
воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к
участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся,
общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях
класса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об
успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь
родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении
вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации
и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и общеобразовательной организации;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий.
Начальная школа

Курсы
внеурочной
деятельности

Содержание курса

«Разговоры о важном»

Содержание направлено на формирование у обучающихся
ценностных установок, в числе которых – созидание,
патриотизм и стремление к межнациональному единству.
Темы занятий приурочены к государственным праздникам,
знаменательным
датам,
традиционным
праздникам,
годовщинам со дня рождения известных людей – ученых,
писателей, государственных деятелей и деятелей культуры.

Школьный театр

Содержание направлено на обеспечение эстетического,
интеллектуального, нравственного развития обучающихся.
Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие
интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской
деятельности.
Основные задачи, решаемые в рамках данной
программы:
 знакомство детей с различными видами театра
(кукольный, драматический, оперный, театр балета,
музыкальной комедии);
 поэтапное освоение детьми различных видов
творчества;
 совершенствование артистических навыков детей в
плане
переживания
и
воплощения
образа,
моделирование навыков социального поведения в
заданных условиях;
 развитие речевой культуры;
 развитие эстетического вкуса;
 воспитание творческой активности ребёнка, ценящей
в
себе
и
других
такие
качества,
как
доброжелательность, трудолюбие, уважение к
творчеству других.

11

Орлята России

Содержание направлено на достижение национальных целей
Российской Федерации, создание условий воспитания
социально ответственной личности учащихся начальной
школы общеобразовательных организаций. Проводится с
целью удовлетворения потребностей младших школьников в
социальной активности, поддержания и развития интереса к
учебным и внеурочным видам деятельности, обеспечивая
преемственность с Российским движением школьников.

«Мир профессий»

Содержание курса обеспечивает знакомство с разнообразием
профессий на уровне начального общего образования,
обеспечивает условия для исследования способностей
обучающихся применительно к рассматриваемой профессии,
расширяет представления учащихся о социо-культурных
особенностях и значении для общества профессий человека.
Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор,
представления о мире профессий, а также исследовать свои
способности применительно к рассматриваемой профессии.
Работа построена таким образом, что представляет
возможность учащимся тренировать различные виды своих
способностей.

Чудеса своими руками

Содержание направлено на развитие личности
обучающихся через творческую деятельность, формирование
художественно-творческих способностей детей через
обеспечение
эмоционально-образного
восприятия
действительности, развитие эстетических чувств и
представлений, формирование представлений о роли труда в
жизнедеятельности человека и его социальной значимости,
видах труда, первоначальных представлений о мире
профессий, потребности в творческом труде, воспитание
трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности,
сознательности, уважительного отношения к людям и
результатам труда, коммуникативности и причастности к
коллективной трудовой деятельности, создание условий для
творческой самореализации ребёнка, повышения его
интеллектуальных способностей.
. Основная задача - развивать творческие способности
обучающихся, прививать интерес к искусству, развивать
познавательную активность детей, воспитывать культуру
труда, пространственное мышление.
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
 общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные,
литературные и другие) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными
праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;
 участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России, мире;
 торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на
следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных
статусов в образовательной организации, обществе;
 церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за
участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, своей местности;
 социальные проекты в образовательной организации, совместно разрабатываемые и
реализуемые обучающимися и педагогическими работниками, в том числе с участием
12







социальных партнёров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой и другой направленности;
праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями,
проводимые для жителей населенного пункта и совместно с семьями обучающихся;
разновозрастные сборы включающие в себя комплекс коллективных творческих дел
гражданской, патриотической, историко-краеведческой, экологической, трудовой,
спортивно-оздоровительной и другой направленности;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях
(сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и
встречу гостей и других), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки,
проведения, анализа общешкольных дел;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа
основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов,
с педагогическими работниками и другими взрослыми.

3.4. Модуль «Внешкольные мероприятия».
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:
 общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными
партнёрами образовательной организации;
 внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые
педагогами по изучаемым в образовательной организации учебным предметам, курсам,
модулям;
 экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие
и другие), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
 литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слёты
и другие, организуемые педагогическими работниками, в том числе совместно с родителями
(законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест,
событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей,
деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и другого;
 выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе
которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными
взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоциональнопсихологического комфорта.
3.5. Модуль «Организация предметно-пространственной среды».
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает
совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по
её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе (указываются конкретные
позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные):
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в образовательную организацию
государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,
муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в
разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской
Федерации;
размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических,
точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно
оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями
значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, народных,
религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей
культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
13

изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических,
живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности,
предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;
организацию и поддержание в образовательной организации звукового пространства
позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности
(звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
оформление и обновление стендов в помещениях, содержащих в доступной, привлекательной
форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного
содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и другие;
разработку и популяризацию символики образовательной организации (эмблема, флаг, логотип,
элементы костюма обучающихся и другие), используемой как повседневно, так и в торжественные
моменты;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в
разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в образовательной
организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при
образовательной организации;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и
игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на
которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги,
брать для чтения другие;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их
родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний,
торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и других),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях,
укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с
особыми образовательными потребностями.
3.6. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)».
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся предусматривает:
создание и деятельность в образовательной организации, в классах представительных органов
родительского сообщества (родительского комитета образовательной организации, классов),
участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей
родительского сообщества в управляющем совете образовательной организации;
тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по
вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки и
внеурочные занятия;
работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и
обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов
воспитания;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых
родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей,
социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в Интернете,
интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие
родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных
нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации
в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
14

привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и
общешкольных мероприятий;
при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приёмных
детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
3.6. Модуль «Самоуправление».
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в образовательной
организации может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в
образовательной организации или запланированные):
организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся или
других), избранных обучающимися;
представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в процессе
управления образовательной организацией;
защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав обучающихся;
участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и
реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе
воспитательной деятельности в образовательной организации.
3.7. Модуль «Профилактика и безопасность».
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования
и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной организации может предусматривать
(указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные):
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в общеобразовательной
организации эффективной профилактической среды с целью обеспечения безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения
безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по
разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и другие);
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами
педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов,
коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и
других);
разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с
девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного
взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической направленности социальных и природных рисков в образовательной организации и
в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнёрами
(антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и
молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в
цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной
безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и
другие);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого
поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным
воздействиям, групповому давлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности,
альтернативной девиантному поведению, – познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт),
значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиозно-духовной,
благотворительной, художественной и другой);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления,
расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших
обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и других);

15

профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психологопедагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально
неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и другие).
3.8. Модуль «Социальное партнёрство».
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства может предусматривать
(указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные):
участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о
сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и
календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные,
школьные праздники, торжественные мероприятия и другие);
участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных
занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных
мероприятий, акций воспитательной направленности;
проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с
представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни
образовательной организации, муниципального образования, региона, страны;
реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с
организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой
направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего
социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
3.9. Модуль «Профориентация».
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы образовательной
организации может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в
общеобразовательной организации или запланированные):
проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие
знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной
деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих
профессиях и условиях работы;
посещение
профориентационных
выставок,
ярмарок
профессий,
тематических
профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального,
высшего образования;
организацию на базе детского лагеря при образовательной организации профориентационных
смен с участием экспертов в области профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с
профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной
профессии, развить соответствующие навыки;
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвящённых выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов по
интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных
представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей
обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включённых в
обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников образовательных
отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования.

3.10. Модуль «Школьные и социальные медиа»
16

Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование
навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
 разновозрастный
редакционный
совет
подростков,
старшеклассников
и
консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету)
наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел,
мероприятий, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления;
размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей;
 школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов,
поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях
(«Вконтакте») с целью освещения деятельности образовательной организации в
информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе,
информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой
площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться
значимые для школы вопросы;
 участие

школьников в конкурсах школьных медиа.

3.11. Модуль «Школьный музей»
Реализация воспитательного потенциала школьного музея предусматривает:
 на индивидуальном уровне – проектно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и
популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами краеведения и
музейного дела;
 на классном уровне – организацию и проведение музейных уроков; подготовку и проведение
междисциплинарных, интегрированных уроков, уроков в трансформированном пространстве;
подготовку и проведение классных часов на базе музея либо по классам с использованием материалов
музея;
 на школьном уровне – организация и проведение уроков Мужества, воспитательных дел,
посвященных памятным датам в истории школы, города, региона, России;
 на внешкольном уровне – организация и проведение воспитательных дел, посвященных
памятным датам в истории; участие в конкурсах различных уровней; размещение экспозиции
школьного
музея
на
площадке
Музея
Победы;
онлайн-экскурсии.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Анализ воспитательной деятельности МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ» осуществляется
ежегодно силами классных руководителей и администрацией.
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации
Программы воспитания выступают:
1.
Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой
(профессиональной) и здоровьесберегающей культуры учащихся.
2.
Социально-педагогическая среда, общая психологическая
нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.

атмосфера

и

3.
Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей
(законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы
в школе, являются:
17

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим
воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на
изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие
деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на
использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной
работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников,
ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат
как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами),
так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного
развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по
воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического
объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития
школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие
проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие
проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит
работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и
взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности
детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, при необходимости
– их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения
классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
18

- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект
направленных на это управленческих решений.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Основная школа (5-9 классы)
Модуль «Основные школьные
дела»
Де
ла

Клас
сы

Дата

Ответственные

5-9

1 сентября

Замдиректора по ВР

Классный час «Россия,
устремленная в будущее»

5-9

1 сентября

Подъем Флага РФ и исполнение
Гимна РФ

5-9

Каждый
понедельник

Акция, посвященная
окончанию 2 мировой войны
«Голубь мира»

5-8

3 сентября

Школьный этап сдачи норм ГТО

5-9

Школьные соревнования по футболу

5-9

2-4 октября

Учителя физкультуры

Школьные соревнования по лапте

5-9

10-13
октября

Учителя физкультуры

«Разговоры о важном»

5-9

Каждый
понедельник

«День Дублера»

5-9

5 октября

Акция, посвященная «Всемирному
дню ребенка»

5-9

13-20 ноября

Предновогодний турнир по пионерболу

5-6

12-15
декабря

Общешкольная линейка, посвященная
«Первому звонку – 2023 года»

19

Сентябрьдекабрь

Классные
руководители
Замдиректора по
ВР Педагог
организатор
Учителя истории

Учителя физкультуры

Классные руководители
Замдиректора по ВР
Соц. педагог
Учителя физкультуры

Предновогодний турнир по волейболу

7-8

19-22
декабря

Учителя физкультуры

Новогодние Ёлки

5-9

27-29
декабря

Зам. директора по
ВР Кл. рук. 9-11
кл.

Конкурс чтецов «Живая классика»

5-9

14 февраля

Учителя литературы

Акция «Свеча в окне»

5-9

27 января

Актив РДДМ

Фестиваль агитбригад по ПДД

5-6

Январь

педагог-организатор

Участие в Районном Зимнем
Фестивале ГТО

5-9

Февраль

Учителя физкультуры

Месячник военно-патриотической

5-11

Зам. директора по ВР

работы (по отдель. Плану):

Классные руководители

«Смотр строя и песни»

Февраль

«Фестиваль патриотической песни»

Учитель ОБЖ
Учитель музыки
Учителя физкультуры

Акция «Письма солдату», сбор
помощи военнослужащим

5-9

В течение
года

Классные
руководители

Линейка «Последний звонок -2024»

5-9

23-25 мая

Замдиректора по ВР

Итоговые классные часы

5-8

23-30 мая

Классные руководители

Модуль «Классное руководство»
(согласно индивидуальным планам классных руководителей)
Заседание МО классных рук-ей

5-9

30 августа

Замдиректора по ВР

Планирование воспитательной
работы классов на 2023-2024
учебный год

5-9

До 15
сентября

Классные руководители

Планирование Индивидуальной
работы с учащимися: Активом,
«Группой риска»,

5-9

До 20
сентября

Классные руководители

5-9

раз в
неделю

Классные руководители

5-9

До 15
Сентября

«ВШК», «ОВЗ»
Проведение кл. часов, Даты и темы
планируете для своего класса на год!

Организация занятости учащихся во
внеурочное время в кружках,
секциях, клубах и ДОП (Навигатор)

20

Замдиректора по ВР
Классные руководители

Проведение социометрии в классе

5-9

До 15
сентября

Классные руководители

Оформление классных уголков

5-9

До 15
сентября

Классные руководители

Проверка планирования воспитательной

5-9

с 16
сентября

Заседание МО классных рук-ей

5-9

ноябрь

Замдиректора по ВР

Заседание МО классных рук-ей

5-9

март

Замдиректора по ВР

Педсовет по воспитательной работе

5-9

март

Замдиректора по ВР

Прогноз летней занятости учащихся

5-9

Сбор информации о кандидатах на стенд

5-9

До 25 мая

Анализ ВР с классом за уч.
год

5-9

До 10
июня

Классные руководители

Организация летней занятости учащихся

5-9

Май-июнь

Классные руководители

работы с классами на 2023-2024
учебный год

Апрель

Замдиректора по ВР

Классные руководители
Зам. директора по ВР

«Гордость школы»

Модуль «Внеурочная деятельность»
(согласно утвержденному расписанию внеурочной деятельности)
Название курса
внеурочной
деятельности
«Разговоры о важном»

Клас
сы

Кол-во
часов в
неделю

5-9

1

Руководитель

Классные руководители

Модуль «Урочная
деятельность»
(согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников)

Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Дела, события, мероприятия

Класс
ы

Дата

Ответственные

Заседания Родительских комитетов классов

5-9

В течение
учебного
года

Председатели
родительских
комитетов

Взаимодействие с социальнопедагогической службой школы

5-9

Сентябрь май

социальный педагог

Родительские собрания - Даты и темы

5-9

2 раза в
триместр

Классные руководители

планируете для своего класса на год!

21

Раздел «Информация для родителей»
на сайте школы: по социальным
вопросам, профориентации,
безопасности, психологического
благополучия, профилактики вредных
привычек и правонарушений и т.д.

5-9

В течение
года

заместитель
директора по
ВР

Индивидуальная работа с семьями: в
трудной жизненной ситуации,
малообеспеченными и

5-9

В течение
года

Классные
руководители
социальный педагог

Работа с родителями по
организации горячего питания

5-9

Сентябрь май

Соцпедагог

Мониторинг удовлетворённости
образовательным и
воспитательным процессом

5-9

В

Администрация школы

многодетными, «Группы риска»

Классные руководители

течен
ие года

Модуль «Детские общественные объединения»
Дела, события, мероприятия

Класс

Дни единых действий РДДМ

5-9

Дата

Ответственные

По плану
РДДМ

Актив РДДМ
Советник по
воспитанию

Участие в Проекте «Большая перемена»

5-9

По плану
РДДМ

Классные
руководители
Советник по
воспитанию

Всероссийская акция «Кросс наций»

5-9

16 сентября

Учителя физкультуры

Участие

5-9

В течение
года

Педагог - организатор

Участие во Всероссийских проектах
по активностям РДДМ - https://xn-90acagbhgpca7c8c7f.xn--p1ai/projects

5-9

По плану
РДДМ

Классные руководители

Участие в благотворительных акциях

5-9

В течение
года

Классные руководители

Участие в проекте «Добро не уходит
на каникулы»

5-9

По плану
РДДМ

Классные руководители

5

По плану
РДДМ

Советник по
воспитанию

Юнармейцев в
патриотических мероприятиях

Участие во Всероссийском Эко-проекте
«На связи с природой»

Модуль «Самоуправление»
Дела

Класс

22

Дата

Ответственные

Организация дежурства по школе

5-9

В течение
года

Классные руководители

Организация дежурства по
классу

5-9

В течение
года

Актив класса

Совет Актива РДДМ

5-9

1 раз в месяц

Участие во Всероссийских,
Региональных, Муниципальных
проектах, Акциях, мероприятиях

5-9

По
плану
РДДМ

Советник по
воспитанию
Актив РДДМ
Советник по
воспитанию

Модуль «Профилактика и безопасность»
Дела, события, мероприятия

Клас
сы

Дата

Беседы о правилах ПДД, ППБ, правилах
поведения учащихся в школе,
общественных местах. Вводные
инструктажи.

5-9

4-9
сентября

Учебная эвакуация

5-9

Начал
о
сентяб
ря

Директор школы

5-9

1 раз в
месяц

Классные руководители

5-9

Сентябрь

5-7

2-8

«15 минут о безопасности» Даты и
темы планируете для своего класса на год!

Профилактическая акция
«Здоровье- твое богатство!»
Неделя профилактики ДТП

Ответственные
Классные руководители

классные руководители

Замдиректора по
ВР психолог
Педагог организатор

сентября

Встречи сотрудников ГИБДД с
учащимися, беседы по ПДД,
составление учащимися Схемы
безопасного пути «Дом-школа-дом»

классные руководители

Совет профилактики правонарушений

5-9

2 раза в
триместр

Зам.директора по
ВР психолог

Беседы по безопасности учащихся в
период осенних каникул

5-9

Конец 1
модуля

Классные руководители

Неделя правовых знаний

5-9

23

13-20 ноября

Классные
руководители
социальный педагог

Беседы по пожарной безопасности,
правилах безопасности на водоемах в
зимний период, поведение на школьных
Елках.

5-9

Единый день профилактики

5-9

Конец

Классные руководители

2 модуля

Декабрь
март

Зам.директора по
ВР психолог

Беседы с учащимися по
правилам безопасности в
период весенних каникул и
«Осторожно, гололед»

5-9

Классные руководители

Декада по профилактики ДТП

5-9

Май

Педагог организатор

Беседы, посвящённые правилам
пожарной безопасности, поведения в лесу
– угроза возникновения лесных пожаров

5-9

Май

Классные руководители

Правила безопасного поведения на летних
каникулах. Инструктажи по ПДД, ППБ,

5-9

Конец

Классные руководители

3
триместра

поведение на ж/д транспорте, на
водоемах в летний период и т.п.

Модуль «Организация предметно-пространственной
среды»
Дела, события, мероприятия

Клас
сы

Дата

Обновление стенда «Гордость школы»

5-9

До 1
октября

Оформление классных уголков

5-9

До 15
сентября

Выставка плакатов «Мы за ЗОЖ»

Ответственные
Замдиректора по ВР
Классные
руководители

5-9

с 12
сентября

Тематические выставки в
школьной библиотеке

5-9

В течение
года

Заведующий
библиотекой

Выставка Новогодних плакатов, формат А3

5-9

с 1 декабря

Педагог-организатор

Новогоднее оформление кабинетов

5-9

с 10
декабря

Тематическое оформление рекреаций,
актового зала

5-9

В течение
года

Педагог-организатор

Выставка информационного плаката
«Герои нашего времени», формат А3

5-9

С 15 января

Педагог-организатор

формат А3

24

Педагог-организатор

Классные руководители

Выставка фотоколлажей «МЫ – в

5-9

С 26
февраля

Педагог-организатор

5-9

С 4 апреля

Педагог-организатор

5-9

С 11 мая

Педагог-организатор

«Движении первых!»», формат А3
Выставка плакатов «Мы помним- Великие
сражения ВОВ»
Выставка фотоколлажей «Наш класс
выбирает - Траекторию здоровья»

Классные руководители

Модуль "Внешкольные мероприятия"
Внешкольные тематические мероприятия
воспитательной
направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в
образовательной организации учебным
предметам, курсам, модулям

5-9

Экскурсии, походы выходного дня (в музей,
картинную
галерею,
технопарк,
на
предприятие и другое), организуемые в
классах классными руководителями, в том
числе совместно с родителями (законными
представителями)

5-9

В течение
года

Классные руководители

В течение
года

Классные руководители

Учителя-предметники

Модуль "Социальное партнерство"
Участие представителей организацийпартнеров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении
отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного
плана воспитательной работы

5-9

Участие
представителей
организацийпартнеров в проведении отдельных уроков,
внеурочных
занятий,
внешкольных
мероприятий
соответствующей
тематической направленности.

5-9

25

В течение
года

Замдиректора по ВР

В течение
года

Замдиректора по ВР

психолог

Модуль «Школьные медиа»
Дела, события, мероприятия

Публикации новостей в школьном аккаунте
в

Классы

Дата

Ответственные

5-9

Каждую

Замдиректора по ВР

неделю

Советник по
воспитанию

Каждую

Учитель информатики

Телеграмм
Публикации новостей в школьном аккаунте
в

5-9

неделю

ВК
Фоторепортажи с школьных мероприятий

5-9

В течение

Медиацентр

года
Работа школьного радиоцентра «ШАГ»

5-9

В течение

Замдиректора по ВР

года
Подготовка ведущих школьных
мероприятий

5-9

Выпуск газеты «Школьная жизнь»

5-9

В течение

Замдиректора по ВР

года

Педагог-организатор

Модуль «Профориентация»
Дела, события, мероприятия

Просмотр видео-уроков на сайте

Классы

5-9

Дата

Раз в месяц

«Проектория» https://proektoria.online/
Проектная деятельность

9

В течение

Ответственные

Классные
руководители
Учителя-предметники

года
Тематические экскурсии на
предприятия округа, области

5-9

Профориентационная работа по подготовке
к выбору профиля

8-9

В течение
года
В течение

Классные
руководители
Учителя-предметники

года

Занятия в рамках проекта по
профминимуму «Билет в будущее»

6

26

Раз в
неделю

Классные
руководители


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».