РП Школьный театр 1-4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский"
МКОУ "ПРОКОПСАЛДИНСКАЯ СОШ"

Приложение к ООП НОО
Утвержденное приказом от
30.08.2022№ 89/2 ОД (с изменениями
приказ от 30.08.2023 г. № 110/2 - ОД)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Школьный театр»
для обучающихся 1- 4 классов

с. Прокопьевская Салда, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Во внеурочной работе по театральной деятельности с детьми начальных
классов необходимо уделять особое внимание адаптации упражнений под
возрастную категорию младших школьников, контролю над правильным
выполнением упражнений, внимательно следить за темпоритмом занятия. В
этом возрасте дети быстро теряют интерес, им нужна новизна, поэтому лучше
на каждом занятии предлагать новые упражнения или игры, а через какоето
время можно повторить уже изученные. Создание творческой рабочей
атмосферы, в которой педагог и школьник будут чувствовать себя комфортно,
возможно

при

ежедневном

воспитании

ответственного

отношения

обучающихся к занятиям. В этом помогут конкретные требования:
- не опаздывать на занятия, объясняя это тем, что опоздавший не только
сам пропускает начальный этап разминки, являющийся важным моментом
концентрации группового и индивидуального внимания, но и отвлекает своим
приходом остальных школьников и педагога;
- с первых занятий убедить обучающихся в необходимости завести
отдельную тетрадь для записи упражнений и текстов. Эта тетрадь будет
содержать все основные этапы обучения и может пригодиться в дальнейшем;
- налаживание творческой дисциплины.
Занятия по театральной деятельности целесообразно строить по
принципу междисциплинарной связи. Отбор и распределение упражнений
выстраивать по принципу «от простого к сложному». Каждое конкретное
занятие является звеном общей системы обучения.
Содержание курса внеурочной деятельности по актёрскому мастерству
и сценической речи строится на основе методики в оспитания и обучения
Вахтанговской школы. Главная особенность этой школы - последовательность
освоения элементов техники актёра: «От простого к сложному! Без спешки и
больших скачков! Каждый следующий элемент вбирает в себя все
предыдущие».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- выразительно читать и правильно интонировать;
- различать произведения по жанру;
- читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
- освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и
сценической речи;
-

использовать

упражнения

для

проведения

артикуляционной

гимнастики;
- использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
- ориентироваться в сценическом пространстве;
- выполнять простые действия на сцене;
- взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
- произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
- создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности
решения учебной задачи и правильность ее выполнения;
- приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
- способность к объективному анализу своей работы и работы
товарищей;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции;
- стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими
людьми.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
- приобретение навыков самоконтроля и самооценки;

-

понимание

и

принятие

учебной

задачи,

сформулированной

преподавателем;
- планирование своих действий на отдельных этапах работы;
- осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей
деятельности;
- анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с
помощью педагога позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я
ещё многое смогу».
Познавательные УУД позволяют:
- развить интерес к театральному искусству;
- освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
- сформировать представления о театральных профессиях;
- освоить правила проведения рефлексии;
- строить логическое рассуждение и делать вывод;
- выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,
злоба, удивление, восхищение);
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него
источником;
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
простого текста.
Коммуникативные УУД позволяют:
- организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии
в соответствии с коммуникативной задачей.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Реализация программы «Школьный театр» предусматривает текущий
контроль и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического
наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр,
показа этюдов и миниатюр.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по
окончании освоения программы «Школьный театр» в форме творческого
отчета: показа инсценировок, театральных миниатюр, миниспектаклей,
проведения школьного мероприятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Вводное занятие. Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с
режимом занятий, правилами поведения на занятиях, формой одежды и
программой. Знакомство с творческой дисциплиной. Инструктаж по технике
безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в транспорте. Знакомство с правилами противопожарной безопасности.
Практическая часть. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» умение представить себя публике. Заполнение анкеты участника театральной
студии. Разработка Устава коллектива.
2. Азбука театра. Театральное закулисье. Теоретическая часть.
История возникновения и создания театра. Театр как вид искусства. Общее
представление о видах и жанрах театрального искусства. Знакомство с
мифологией. Правила поведения в театре. Театральный этикет.
Практическая

часть.

Тест

«Какой

я

зритель».

Посвящение

в

«театральные зрители», выдача удостоверений, где можно отмечать
посещения наклейками или записывать названия спектаклей. Игры «Мы идем
в театр», «Одно и то же по-разному», викторины и др.
3. Культура и техника речи. Художественное чтение. Теоретическая
часть. Основы практической работы над голосом. Дыхательная гимнастика.
Развитие артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и

чистоговорках. Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи.
Упражнения по сценической речи выполняются по алгоритму:
- педагогический показ;
- просмотр упражнения;
- контроль и корректировка.
В результате поэтапного индивидуального контроля (объяснил показал; посмотрел - указал на ошибку - показал правильный вариант посмотрел), можно добиться максимальной эффективности в освоении того
или иного упражнения.
Упражнения, в которых дети подключают к работе речевого аппарата
все тело. Такие практики переводят энергетическую активность в творческое
русло.
Художественное

чтение

как

вид

исполнительского

искусства.

Знакомство с основами и за- конами художественного чтения.
Практическая часть. Можно начинать занятия с одной мизансцены
(например, круг). Каждый ребенок задает индивидуальное звучание.
Например, один участник произносит звук (звукосочетание, чистоговорку и
т.д), и все в кругу должны за ним повторить. В этот момент ребенок становится
как бы дирижером и управляет всей группой. Такие упражнения активно
включают внимание в начале занятия.
4. Основы актерской грамоты. Теоретическая часть. Посвящение детей
в особенности актёрской профессии. Мышечная свобода. Особенности
сценического внимания. Наблюдение, воображение, фантазия, придумка в
актерской профессии.
Практическая часть. Упражнения на развитие зрительного внимания:
«Повтори позу», «Зеркало», «Кто во что одет» и т.д. Ответить на вопросы,
например, «Что вы видели по дороге в школу?», «Сколько ступенек на
лестничном пролёте?», «Сколько фонарей/деревьев от дома до школы?» и т.д.
Если не получается сразу ответить на эти вопросы, дать задание подготовить
ответы к следующему занятию.

Упражнения на развитие слухового внимания и других сенсорных
умений: «Послушаем тишину», «Летает не летает», «Хлопки», «Воробейворона» и др.
Развитие

фантазии

на

основе

реальных

образов

природы.

Рассматривание форм камней, раковин, корней и веток деревьев, поиск
ассоциаций. Наблюдение за состоянием природы, дви- жением снега,
появление радуги, движением облаков, движением волн и т.д. Фантазии на эту
тему. Разгадывание загадок о природе. Наблюдение за повадками диких и
домашних животных, их эмоциями.
Упражнения на подражание голоса: медведя, тигра, волка, коровы,
кошки, собаки, птиц, рыб и т.д. Разговор обезьян. Жужжание мух, комаров,
пчел. Кваканье лягушек. Этюд «Птичий пе- реполох», озвучивание русской
народной сказки «Зимовье зверей».
Упражнения на звукоподражание: шелест листьев, травы, шум морских
волн, вой ветра, шум дождя, капель, перестукивание камней, журчание ручья,
гром и т.д.
Выполнение упражнений: «Угадать шумы», «Искусственные шумы»,
«Радио», «Слышать одного» и др.
Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка».
Поставить группу в полукруг либо в круг. Раздать каждому участнику
букву алфавита (у одного ребенка может быть несколько букв). Проверить,
знают ли все ученики, у кого какие буквы. Преподаватель произносит слово,
придуманное им заранее. Например, слово - Носорог. Преподаватель хлопает
в ладоши, ему в ответ хлопает ученик, у которого была буква «Н». Затем вновь
преподаватель хлопает в ладоши – ученик, у которого буква «О» хлопает ему
в ответ и так далее. В конце слова хлопает вся группа. В дальнейшем
упражнение усложняется, печатаются целые фразы в определенном
ритмическом рисунке и без хлопков преподавателя.

Рассмотрим, как это упражнение можно объяснить младшей возрастной
группе.
Ребята, мы с вами оказались на необитаемом острове. Нам с вами нужно
написать письмо и отправить его с голубем на материк, тогда к нам в гости
смогут приехать наши родители и близ- кие друзья. А писать мы будем наше
письмо волшебным способом. Каждую букву мы будем по очереди хлопать в
ладоши. Например, слово «Здравствуйте!». А в конце нашего слова, два
хлопка будет делать наш голубь (выбранный из учеников). Это будет означать,
что он запомнил это слово, и мы может печатать дальше. В итоге печатается
целое предложение. Голубь, запомнив всю фразу, улетает на материк, чтобы
пригласить всех близких в гости на необитаемый остров.
5. Ритмопластика. Сценическое движение. Теоретическая часть.
Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и шейного отдела.
Тренировка суставно-мышечного аппарата. Универсальная разминка. Жесты.
Пластика.

Тело

человека:

его

физические

качества,

двигательные

возможности, проблемы и ограни- чения. Правильно поставленный корпус основа всякого движения.
Понятия:
 точки зала (сцены);
 круг, колонна, линия (шеренга);
 темпы: быстро, медленно, умеренно.
Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение
пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание
образа в движении под музыку).
Привить уважение к своему телу, научиться им владеть и держать в тонусе.
Техника безопасности.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие двигательных
способностей

(ловкости,

гибкости,

подвижности,

выносливости),

освобождение мышц, равновесие, коорди- нацию в пространстве.

на

Упражнения с приседаниями, игра с мячом, бег, ритмические игры.
Например, удар теннисного мяча в пол или бросок в руки другого ребенка, бег
по залу в сочетании с активными выдоха- ми на «пф», счет с приседаниями
(присел – встал – сказал РАЗ, присел – встал – сказал ДВА и т.д.).
Произношение

текста

в

движении.

Правильная

техника

дыхания.

Пластическая импровизация на музыку разного характера.
Участие в играх и выполнение упражнений на развитие пластической
выразительности (ритмичности, музыкальности, координации движений).
Тренинги: «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Выполнение
основных позиций рук, ног, постановки корпуса. Упражнения на развитие
пластичности и выразительности рук: «Волна», «Деревья», «Подводные
растения», «Плавники». Работа над жестами (уместность, выразительность).
Участие в играх на жестикуляцию (плач, прощание, встреча).
Упражнения на развитие умения двигаться в соответствии с заданным
музыкой темпо-ритмом: «Ускоряй-замедляй», «Шагаем под музыку, как
великаны, как гномы, как лиса, как заяц, как медведь».
Упражнения, которое учит самостоятельно подбирать образные движения,
менять их с из- менением характера музыки: «Мотылёк», «Лебедь», «Парус»,
«Снежинки», «Огонь» и т.п. Слуша- ние музыки и выполнение движений (бег
– кони, прыжки – воробей, заяц, наклоны – ветер дует и т.д.) в темпе
музыкального произведения.
Перестроение в указанные фигуры, в том числе и геометрические.
6. Актерский практикум. Работа над постановкой. Теоретическая часть.
Выбор произведения. Чтение литературного произведение. Опреде- ление
главной темы рассказа и идеи автора. Осмысление сюжета, выделение
основных событий. Разбор. Определение жанра будущей театральной
постановки. Читка по ролям.
Практическая

часть.

Распределение

ролей.

Разучивание

текстов.

Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте. Упражнения

на

коллективную

согласованность

действий,

отработка

логического

соединения текста и движения.
Этюдные

репетиции

на

площадке. Разбор

мизансцен.

Отработка

монологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм.
Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов
декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для
музыкального оформления постановки. Сводная репетиция. Генеральная
репетиция.
7. Итоговая аттестация. Практическая часть. Творческий отчёт. Показ
спектакля, инсценировок или

проведение мероприятия.

Рефлексия.
Подведение итогов. Анализ работы.

Обсуждение.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/
п

Наименовани
е разделов и
тем
программы

Вводное
занятие
Азбука театра.
2
Театральное
закулисье.
Культура и
техника речи.
3
Художественно
е чтение
Основы
4
актерской
грамоты
Ритмопластика.
5
Сценическое
движение
Актерский
практикум.
6
Работа над
постановкой
Итоговая
7
аттестация
Итого по разделу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1

Количество часов
Всег
о

Контрольны
е работы

Практически
е работы

1
1

1

1

2

2

3

3

8

8

1
17
17

0

0

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

ЛИТЕРАТУРА, ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЗАНЯТИЙ
1. Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические
движения» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
2. Методическое пособие – практикум «Культура и техника речи»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
3. Методическое пособие – практикум «Основы актёрского мастерства»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
4.

Сайт

«Драматешка»

«Театральные

шумы»

http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary
5. Сайт «Драматешка» «Музыка» http://dramateshka.ru/index.php/music


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».