МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский" МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ" Приложение к АООП ООО Утвержденное приказом от 30.08.2022№ 89/2 ОД (с изменениями приказ от 30.08.2023 г. № 110/2 - ОД) АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» (вариант 1) для обучающихся 7 классов с. Прокопьевская Салда, 2023 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по «Русскому языку» для обучающихся 7 класса с лёгкой умственной отсталостью составлена на основе нормативно - правовых документов: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в последней редакции). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательн6ых учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредетацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего образования». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26; Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида А.Г. Галунчиковой, допущенной Министерством образования Российской Федерации. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4, 5-9 классы под редакцией В. В. Воронковой; учебника: Н. Г. Галунчикова Э. В. Якубовская «Русский язык» 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение 2018 г. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана с учетом общих образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью. Русский язык является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой для общения и изучения других школьных дисциплин. В процессе обучения русскому языку обеспечивается коррекция психических процессов умственно отсталых школьников, учитывается, что обучение языку протекает в условиях психического недоразвития детей, включая отклонения в речевой деятельности и владении языковыми средствами. Обучение русскому языку умственно отсталых школьников имеет практическую и коррекционную направленность. Практическая направленность заключается в отборе учебного материала, который необходим для практической жизни, т.е. для социальной адаптации и реабилитации выпускников в обществе. Все знания и навыки обучающиеся должны получить в процессе упражнений, что должно обеспечить активизацию их познавательной деятельности, развивать самостоятельность. Коррекционная направленность обучения языку заключается в том, что в процессе обучения большое внимание уделяется общему развитию умственно отсталых детей и коррекции имеющихся у них психофизических недостатков (речь, слуховое восприятие, зрительное восприятие и пространственная ориентировка, общая моторика и моторика мелких мышц руки), что относится к общей коррекции развития обучающихся. Осуществляется специальная коррекция психофизических функций у детей, имеющих те или иные более выраженные нарушения. При этом главное место в системе обучения языку занимает исправление дефектов речевого развития обучающихся. Программа определяет оптимальный объём знаний и умений, который доступен большинству обучающихся. В 7 классе ведется работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др. Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. В процессе упражнений у школьников формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся 7 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. Школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.). Цели и задачи предмета Изучение русского языка в 7 классе направлено на достижение следующих целей: выработать достаточно прочные навыки грамотного письма; научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; повысить уровень общего развития обучающегося. Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 7 классе решает следующие задачи: овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание); формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме; обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов; формирование орфографических умений и навыков; развитие устной и письменной речи; овладение навыками грамотного письма; Цели образовательно-коррекционной работы. Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций. Основная цель обучения русскому языку детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе. Коррекционные задачи: - формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; - уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире; - развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи); - формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы; - усвоение приемов умственной деятельности. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике. Коррекция - развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; монологической речи, диалогической речи; развитие лексико - грамматических средств языка. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. воспитание интереса к родному языку. МЕСТО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение предмета «Русский язык» в 7 классе отводится 4 ч в неделю - 136 ч (34 учебные недели) СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 7 КЛАССЕ Повторение. Звуки и буквы. Текст. Гласные и согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие. Правописание Ь и Ъ знаков. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Сложное предложение. Простое предложение с союзами и, а, но. Распространённые и нераспространённые предложения. Сложное предложение с союзами и, а, но. Слово. Состав слова. Текст. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Безударные гласные в корне слова. Гласные и согласные в приставках. Непроизносимые согласные в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова и др. Части речи. Текст. Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Род, число, падеж. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Склонение имён существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 1 – го склонения. Правописание Ь у существительных мужского и женского рода. Имя прилагательное. Согласование имён прилагательных с именами существительными. Имя прилагательное как часть речи. Безударное падежное окончание имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Склонение имён прилагательных женского рода. Склонение имён прилагательных множественного числа. Правописание падежных окончаний имён прилагательных множественного числа. Местоимение. Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица Личные местоимения множественного числа. Склонение и правописание местоимений единственного и множественного числа. Правописание буквы Н в местоимениях 3 – го лица после предлогов. Личные местоимения 2 – го лица. Личные местоимения 3 – го лица. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Личные местоимения 1 – го лица. Глагол. Время глагола. Настоящее время глагола. Глагол как часть речи. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Изменение глаголов прошедшего времени во множественном числе. Правописание частицы НЕ с глаголами. Изменение глаголов по лицам. Правописание -ся, -сь в глаголах. Правописание личных окончаний глаголов во 2 – м лице единственного числа. Правописание окончаний глаголов. Правописание глаголов в 3 – ем лице. Правописание тся, -ться в глаголах. Предложение. Текст. Простое предложение с однородными членами. Простое и сложное предложение. Однородные члены предложения с повторяющимся союзом И. Сложное предложение. Употребление союзов в сложном предложении. Обращение. Знаки препинания при обращении. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Ученик получит возможность для формирования: • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; • готовности к самообразованию и самовоспитанию; • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Предметные результаты: Речь и речевое общение Ученик научится: • использовать различные виды монолога и диалога в различных ситуациях общения; • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; Ученик получит возможность научиться: • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять минипроект; публично защищать свою позицию; • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Речевая деятельность Аудирование Ученик научится: • различным видам аудирования (с пониманием основного содержания аудиотекста, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, разговорного, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; • передавать содержание учебно - научного, разговорного, художественного аудиотекстов в форме плана, ученического изложения. Ученик получит возможность научиться: • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию текста, анализировать и комментировать её в устной форме. Чтение Ученик научится: • понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения, в форме плана (в устной и письменной форме); • использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками; • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Ученик получит возможность научиться: • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой принадлежности; • извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. Говорение Ученик научится: • создавать устные монологические и диалогические высказывания на учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику, правила речевого этикета. Ученик получит возможность научиться: • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной сфере общения; • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать мини- проект; • участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. Письмо Ученик научится: • создавать письменные монологические высказывания (ученические сочинения) разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения; • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения и плана; • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику. Ученик получит возможность научиться: • писать сочинения, изложения; • составлять планы, доклады. Текст Ученик научится: • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов, схемы, таблицы и т. п.; • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей с учётом требований к построению связного текста. Ученик получит возможность научиться: • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), Функциональные разновидности языка Ученик научится: • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, учебнонаучные, тексты художественной литературы; • различать и анализировать тексты разных стилей: учебно-научного, разговорной речи (сообщение, доклад, выступление; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи); • создавать устные и письменные высказывания разных стилей и типов речи • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему. Ученик получит возможность научиться: • различать и анализировать тексты разговорного характера, учебно - научные, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических и синтаксических средств; • создавать тексты различных функциональных стилей, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; готовить выступление, сочинение-рассуждение; принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; Общие сведения о языке Ученик научится: • характеризовать основные функции русского языка, место русского языка среди других языков; • оценивать использование основных изобразительных средств языка. Ученик получит возможность научиться: • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие языка. Фонетика и орфоэпия. Графика Ученик научится: • проводить фонетический анализ слова; • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. Ученик получит возможность научиться: • выразительно читать прозаические и поэтические тексты; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. Морфемика и словообразование Ученик научится: • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; • различать изученные способы словообразования; • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания. Ученик получит возможность научиться: • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; Лексикология и фразеология Ученик научится: • проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; • группировать слова по тематическим группам; • подбирать к словам синонимы, антонимы; • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение); • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. Ученик получит возможность научиться: • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; • опознавать омонимы разных видов; • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • опознавать основные выразительные средства лексики в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах разных стилей речи; • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Морфология Ученик научится: • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; Ученик получит возможность научиться: • опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах разных стилей речи; • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Синтаксис Ученик научится: • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • применять синтаксические знания и умения в практике правописания. Ученик получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства синтаксиса; • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах разных стилей речи; • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи. Правописание: орфография и пунктуация Ученик научится: • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма. Ученик получит возможность научиться: • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. Язык и культура Ученик научится: • выявлять единицы языка в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Ученик получит возможность научиться: • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка. Метапредметными результатами являются: Регулятивные результаты: - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления; - выполнять учебное задание в соответствии с целью, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; - уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания; - следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника); - вносить необходимые дополнения и корректировать план и способ действия в случае расхождения с эталоном; - составлять план и последовательность действий, создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы, уметь оценивать результаты выполненного задания по учебнику; - уметь выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, осознавать качество и уровень усвоения; - формулировать и удерживать учебную цель, задачи, применять установленные правила в планировании способа решения; - самостоятельно искать средства осуществления цели; - владеть волевой саморегуляцией как способностью к мобилизации сил и энергии; - уметь прогнозировать результат; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - организовывать своё рабочее место и работу; сопоставлять свою работу с образцом; оценивать её по критериям, выработанным в классе; - самостоятельно ставить новые учебные задачи и цели; - находить и исправлять свои ошибки; - оценивать результат конечной работы, необходимость дальнейшей работы (свои индивидуальные проблемы), оценивать результаты урока в целом. Познавательные результаты: - определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение; - давать определение понятиям; - работать со словарями, находить в них нужную информацию; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений; владеть основами смыслового чтения текста, подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения; - владеть основами смыслового чтения текста; - работать с учебным текстом, задавать вопросы в случае непонимания, оформлять в тетради письменные работы в соответствии с принятыми нормами; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - уметь осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - определять последовательность действий для решения предметной задачи; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия; уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи; - уметь искать и выделять необходимую, существенную информацию; - уметь структурировать знания; - осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов); - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; - уметь формулировать правило на основе выделения существенных признаков; - уметь классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице; - уметь делать выводы на основе наблюдений; - использовать знаково-символические средства, в том числе схемы для решения языковых задач; - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные результаты: - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, строить понятные высказывания; - грамотно задавать вопросы, в том числе уточняющие, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; - высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; - уметь строить монологическое высказывание с учётом речевой ситуации, владеть диалогической формой речи; - уметь аргументировать свою точку зрения; - быть готовым к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; - уметь осуществлять рефлексию своих действий; - уметь с полнотой и ясностью выражать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Повторение Звуки и буквы. 18 Текст.Предложение. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6413/start/281763/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/569/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/558/ 2 Слово. Состав слова. Текст. https://resh.edu.ru/subject/lesson/3614/start/1885 3 Части речи. Текст. 4 Предложение. Текст. 5 Повторение. Итоговый контроль (сочинения, изложения, контрольные и проверочные работы, диктанты) ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 20 72 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4345/start/185374/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5346/start/220306/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4346/start/185439/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5342/start/220395/ 14 https://resh.edu.ru/subject/lesson/550/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1241/ 12 https://resh.edu.ru/subject/lesson/6364/start/204265/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1172/ 6 136 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 7 класс № Тема урока Количество часов п/п Всего Контро льные работы Характеристика основной деятельности учащихся Повторение(18ч) Звуки и буквы. Текст Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы Разделительный мягкий и твёрдый знаки 1 Вспомнить алфавит. 1 2 Вспомнить, в каких случаях пишется разделительный мягкий и твёрдый знаки. Найти сходство и различия в случаях их написания в словах. Доказать это на примерах. Восстановить в памяти правила написания безударных гласных Восстановить в памяти правила написания парных согласных в словах. Восстановить в памяти правила написания безударных гласных Восстановить в памяти правила написания парных согласных в словах. 1 Правописание безударных гласных в словах Правописание звонких и глухих согласных в словах Звуки и буквы. 3 4 1 1 5 1 Звуки и буквы. Закрепление знаний. 6 1 Предложение. Текст Предложения нераспространённые и распространённые 7 8 9 10 1 1 Однородные члены предложения Распространение предложений однородными членами Составление предложений с однородными членами 1 1 1 Объяснить, чем похожи и чем различаются предложения нераспространённые и распространённые. Привести примеры таких предложений. Тренироваться в распространении предложений с помощью вопросов Вспомнить и дополнить определение однородных членов предложения. Тренироваться в распространении предложений однородными членами. Использовать данные однородные члены в составлении предложений с 11 12 Составление предложений с однородными членами Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами Обращение. Его место в предложении 13 14 1 1 Употребление обращения в диалоге Предложение.. 1 1 Предложение. Закрепление знаний. 1 Деловое письмо 17 18 1 Деловое письмо.Адрес Состав слова. Текст (20 ч) Корень. Однокоренные слова 19 20 21 Вспомнить, какие слова называются обращением, с какой интонацией они произносятся, как выделяются в письменной речи. 1 15 16 опорой на сюжетные картинки и без них Использовать данные однородные члены в составлении предложений с опорой на сюжетные картинки и без них 1 1 Приставка Суффикс 1 Тренироваться в использовании обращений в диалогах Тренироваться в использовании обращений в диалогах Восстановить в памяти все ранее полученные знания об адресе. Пополнить тематический словарь новыми словами. Анализировать записанные адреса, находить и исправлять в них допущенные ошибки. Прочитать любопытную историю о забытой тросточке и обсудить с одноклассниками вопрос о том, почему почта приняла посылку без адреса 1 1 Рассмотреть схемы состава слов и сказать, какие части входят в состав слов. Дополнить данное определение однокоренных слов. Находить и правильно выделять значком приставку Находить и правильно выделять значком суффикс Окончание 22 23 24 25 26 1 Безударные гласные в корне Звонкие и глухие согласные в корне Правописание в корне. Закрепление знаний Правописание в корне. Закрепление знаний Гласные и согласные в приставках 27 1 1 1 1 1 Разделительный твёрдый знак после приставок 28 29 1 Правописание в корне и приставке. Закрепление знаний 1 30 Знакомство со сложными словами 1 31 Правописание сложных слов 1 Образование сложных слов 32 Находить и правильно выделять значком окончание в слове. Закреплять умение объяснять правила проверки безударных гласных . Закреплять умение объяснять правила проверки парных звонких и глухих согласных в корне. Закреплять умение объяснять правила проверки безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне. 1 Дифференцировать приставки с гласными о, а, е. Соблюдать правило записи данных приставок независимо от произношения Дифференцировать приставки с гласными о, а, е. Соблюдать правило записи данных приставок независимо от произношения Дополнить правило написания разделительного мягкого знака после приставок, подкрепляя данное правило чёткой артикуляцией и примерами. Познакомиться со сложными словами и способом их образования. Познакомиться со сложными словами и способом их образования. Накапливать словарь сложных слов, учиться объяснять их лексическое значение. Выучить правило правописания соединительных 33гласных в сложных словах. Потренироваться в образовании сложных слов из заданных частей и соединительных гласных 33 34 35 36 37 38 Состав слова. Закрепление знаний Состав слова. Закрепление знаний Изложение повествовательного текста с предварительным анализом Изложение повествовательного текста с предварительным анализом Контрольный диктант по теме: «Состав слова» Анализ диктанта Части речи. Текст(72ч) Различение частей речи 39 1 1 1 1 1 Образование одних частей речи от других 41 42 43 44 1 Значение существительных в речи Использование существительных для сравнения одного предмета с другим Род и число существительных Различение существительных мужского и женского рода с шипящей на конце 1 1 1 40 Учиться обобщать свои знания о правописании в разных частях слова. 1 1 1 1 Тренироваться в составлении словосочетаний, используя в них указанные части речи. Подбирать ряд однокоренных слв, состоящих из разных частей речи. Учиться объяснять значение слов, заменяя данные прилагательные сочетаниями глаголов с существительными. Закреплять умение сравнивать один предмет с другим, используя существительные. Закреплять умение сравнивать один предмет с другим, используя существительные. Определять род и число существительных. Познакомиться с существительными мужского и женского рода с шипящей на конце. Запомнить правило написания мягкого знака после шипящих, основанного 45на различении рода су46ществительных. Накопить слов47арь данных сущест48вительных Правописание существительных с шипящей на конце 45 1 Существительные 1-го склонения 46 47 1 Определение склонения существительных по начальной форме 1 Существительные 2-го склонения 48 1 Существительные 3-го склонения 49 1 Познаком49иться с существительными мужского и женского рода с шипящей на конце. Запомнить правило написания мягкого знака после шипящих, основанного на различении рода существительных. Накопить словарь данных существительных Восстановить в памяти названия падежей существительных и вопросы, на которые отвечает каждый падеж. Познакомить с тремя склонениями существительных. Учиться определять склонение существительных по начальной форме, учитывая род существительных и окончания. Тренироваться в различении существительных 1склонения. Учиться определять склонение существительных по начальной форме, учитывая род существительных и окончания. Восстановить в памяти названия падежей существительных и вопросы, на которые отвечает каждый падеж. Познакомить с тремя склонениями существительных. Учиться определять склонение существительных по начальной форме, учитывая род существительных и окончания. Тренироваться в различении существительных 2-го склонения. Восстановить в памяти названия падежей существительных и вопросы, на которые отвечает каждый падеж. Познакомить с тремя склонениями существительных. Учиться определять склонение 50 51 52 53 54 55 56 Различение существительных 1, 2 и 3го склонений Ударные и безударные окончания существительных 1-го склонения Замена существительных с ударным окончанием существительными с безударным окончанием Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения Ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения Правописание безударных падежных окончаний существительных 2-го склонения Ударные и безударные окончания существительных 3-го склонения 1 1 1 1 1 1 1 существительных по начальной форме, учитывая род существительных и окончания. Тренироваться в различении существительных 3-го склонения. Тренироваться в различении существительных 1, 2 и 3-го склонений Сравнивать ударные и безударные падежные окончания существительных. Сделать вывод о правописании безударных окончаний существительных каждого склонения. Учиться проверять безударные падежные окончания существительных способом подстановки проверочных слов Сравнивать ударные и безударные падежные окончания существительных. Сделать вывод о правописании безударных окончаний существительных каждого склонения. Сравнивать ударные и безударные падежные окончания существительных. Сделать вывод о правописании безударных окончаний существительных каждого склонения. Сравнивать ударные и безударные падежные окончания существительных. Сделать вывод о правописании безударных окончаний существительных каждого склонения. Сравнивать ударные и безударные падежные окончания существительных. Сделать вывод о правописании безударных окончаний существительных каждого склонения. 57 Правописание безударных падежных окончаний существительных 3-го склонения Сравнивать ударные и безударные падежные окончания существительных. Сделать вывод о правописании безударных окончаний существительных каждого склонения. Находить в повествовательном тексте диалог и сочинять конец диалога. Учиться доказывать необходимость устанавливать последовательность описанных в тексте фактов. 1 Текст. Установление последовательности фактов в тексте 58 59 60 61 62 1 Склонение существительных в единственном числе. Склонение существительных в единственном числе. Закрепление знаний Существительное. Закрепление знаний Контрольный диктант по теме: «Имя существительное» Деловое письмо. Записка 63 1 1 1 1 Деловое письмо. Записка 64 65 66 1 Сочинение по данному плану и опорным словам Сочинение по данному плану и опорным словам Тренироваться в различении существительных 1, 2-го и 3 склонений. 1 1 1 1 Восстановить в памяти план записки. Пополнить тематический словарь. Определять основное содержание записки. Использовать содержание прочитанных стихотворений для написания записок от имени литературного героя Восстановить в памяти план записки. Пополнить тематический словарь. Определять основное содержание записки. Использовать содержание прочитанных стихотворений для написания записок от имени литературного героя 67 68 69 Значение прилагательных в речи Описание предмета и его частей Использование прилагательных для сравнения предметов Словосочетания с прилагательными 70 71 72 73 74 75 76 1 1 1 1 Согласование прилагательного с существительным в роде и числе Различение окончаний прилагательных в единственном и множественном числе Постановка вопросов от существительного к прилагательному в разных падежах Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода Изменение прилагательных женского рода по падежам 1 1 1 1 1 1 Обогащать словарь прилагательными, описывающими внешность человека. Обогащать словарь прилагательными, описывающими внешность человека. Использовать прилагательные для сравнения предметов Учиться объяснять понятие согласования прилагательных с существительным, опираясь на данные примеры и схемы окончаний прилагательных. Учиться объяснять понятие согласования прилагательных с существительным, опираясь на данные примеры и схемы окончаний прилагательных. Различать окончания прилагательных в единственном и множественном числе. Повторить правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода и сделать вывод о соответствии окончания прилагательного окончанию вопроса. Понаблюдать за изменением прилагательных женского рода по падежам, опираясь на таблицу склонения. Тренироваться в постановке вопросов от существительных к прилагательным в разных падежах. Тренироваться в постановке вопросов от существительных к прилагательным в разных падежах. Опираясь на прошлый опыт работы с прилагательными мужского и среднего рода, сделать вывод о соответствии падежных окончаний 78 Постановка вопросов от существительных к прилагательным в разных падежах Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных 79 Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода 77 80 81 82 Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе Прилагательное. Закрепление знаний. Тест по теме: «Имя прилагательное» Прилагательное. Закрепление знаний. Тест по теме: «Имя прилагательное» Значение глаголов в речи 83 84 85 86 87 1 1 1 1 1 1 1 1 Различение глаголов по числам Обогащать словарь прилагательными 1 1 Использование глаголов для сравнения предметов Различение глаголов по временам Изменение глаголов по временам прилагательных женского рода окончаниям вопросов. Тренироваться в постановке вопросов от существительных к прилагательным в разных падежах. Опираясь на прошлый опыт работы с прилагательными мужского и среднего рода, сделать вывод о соответствии падежных окончаний прилагательных женского рода окончаниям вопросов. Опираясь на прошлый опыт работы с прилагательными мужского и среднего рода, сделать вывод о соответствии падежных окончаний прилагательных женского рода окончаниям вопросов. Тренироваться в правописании падежных окончаний прилагательных в единственном числе 1 1 Восстановить в памяти определение глагола как части речи. Учиться использовать глаголы для сравнения предметов. Время и число глаголов Отрабатывать умение различать глаголы по временам, изменять их по числам, ставить вопросы к глаголам. Отрабатывать умение различать глаголы по временам, изменять их по числам, ставить вопросы к глаголам. 88 89 90 Изменение глаголов по числам Изменение глаголов в прошедшем времени по родам Различение окончаний женского и среднего рода у глаголов в прошедшем времени 1 1 1 Время и число глаголов. Закрепление знаний 91 1 Текст. Составной план текста 92 1 Понятие о неопределённой форме глагола 93 1 Правописание глаголов в неопределённой форме 94 1 Постановка глаголов в неопределённую форму 95 1 Отрабатывать умение изменять их по числам, Отрабатывать умение различать изменять их по числам, Учиться различать окончания женского рода у глаголов в прошедшем времени, приводить примеры этих различий. Учиться различать окончания женского и среднего рода у глаголов в прошедшем времени, приводить примеры этих различий. Отрабатывать умение различать глаголы по временам, изменять их по числам, ставить вопросы к глаголам. Познакомиться с понятием неопределённой формы глагола. Использовать уже известный способ подстановки вопроса к глаголу для проверки написания мягкого знака. Тренироваться в постановке глаголов в неопределённую форму Познакомиться с понятием неопределённой формы глагола. Использовать уже известный способ подстановки вопроса к глаголу для проверки написания мягкого знака. Тренироваться в постановке глаголов в неопределённую форму Познакомиться с понятием неопределённой формы глагола. Использовать уже известный способ подстановки вопроса к глаголу для проверки написания мягкого знака. Тренироваться в 96 Использование частицы не в значении отрицания 98 Наблюдение за правописанием частицы не с глаголами Правописание частицы не с глаголами 99 Глагол. Закрепление знаний. 97 постановке глаголов в неопределённую форму Использовать частицу не с глаголами в речи участников диалога. Использовать частицу не с глаголами в речи участников диалога. Использовать частицу не с глаголами в речи участников диалога. Восстановить в памяти определение глагола как части речи. Познакомиться с составным планом текста, уметь объяснить его значимость, показав на конкретном примере. Тренироваться в правильном оформлении писем. Учиться задавать вопросы адресату. Пополнять тематический словарь. 1 1 1 1 Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания 100 101 1 Контрольный диктант по теме: «Глагол» Личные местоимения 102 1 1 Значение личных местоимений в речи 103 1 1 Познакомиться с частью речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Учиться выбирать из предложения слова, которые указывают на предмет (местоимения) и названия самих предметов (существительные). Потренироваться в замене местоимений существительными в предложении. Познакомиться с частью речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Учиться выбирать из предложения слова, которые указывают на предмет (местоимения) и названия самих предметов (существительные). Потренироваться в замене местоимений 104 105 106 Местоимения 1-го лица Местоимения 2-го лица Местоимения 3-го лица Изменение местоимений 3-го лица единственного 107 числа по родам 108 Различение местоимений по лицам и числам Личные местоимения. Закрепление знаний. 109 1 1 1 1 1 1 Изложение рассказа по началу и опорным словам 110 11 1 Предложение. Текст (14 ч) Однородные члены предложения без союза и с союзом и Однородные члены предложения с союзами 112 а, но Однородные члены предложения с союзами 113 и, а, но Однородные члены предложения с союзами 114 и, а, но 1 1 1 1 существительными в предложении. Учиться различать местоимения 1 лица Учиться различать местоимения 2 лица Учиться различать местоимения 3-го лица Потренироваться в изменении местоимений 3-го лица единственного числа по родам. Учиться различать местоимения 1, 2 и 3-го лица. Учиться выбирать из предложения слова, которые указывают на предмет (местоимения) и названия самих предметов (существительные). Потренироваться в замене местоимений существительными в предложении. Дополнить текст недостающими фактами, указанными в плане. Использовать для этого предложения с местоимениями Вспомнить, какие члены предложения называются однородными и с какой интонацией они произносятся. Познакомиться с однородными членами предложения, соединёнными союзами а, но. Познакомиться с однородными членами предложения, соединёнными союзами и, а, но. Познакомиться с однородными членами предложения, соединёнными союзами и,а, но. Знаки препинания при обращении 115 1 Простое предложение. Закрепление знаний Потренироваться в чтении обращений с особой звательной интонацией. Понаблюдать за местом обращения в предложении и выделении обращения при письме запятыми. Познакомиться с обращением, которое выделяется восклицательным знаком. Учиться использовать такие обращения в речи героев диалога 1 116 117 118 Части сложного предложения Знаки препинания в сложном предложении 1 1 Составление сложных предложений 119 Простое и сложное 120 предложения. Закрепление знаний. Сочинение по серии 121 картинок Сочинение по серии картинок 122 Итоговый контрольный диктант 124 Анализ диктанта Повторение (12ч) Состав слова 123 125 1 1 1 1 Познакомиться со сложным предложением. Сравнивать простое и сложное предложения. Учиться разделять части сложного предложения при чтении голосом, а при письме запятой. Тренироваться в составлении сложных предложений из данных частей, дополнять сложные предложения недостающей частью. Сравнивать простое и сложное предложения. Тренироваться в написании объявлений. Разнообразить тематику объявлений. составить несколько объявлений, которые могли бы написать литературные герои 1 1 1 1 Рассмотреть схемы состава слов и сказать, какие части ходят в состав слов. Дополнить данное определение однокоренных слов. Правописание в приставке и корне 126 127 128 129 130 131 132 133 1 Правописание в приставке и корне Существительное 1 1 Прилагательное Прилагательное Глагол Глагол Местоимение Деловое письмо. 134 1 Повторять все о прилагательном 1 1 1 1 Повторять все о глаголе Повторять все о местоимении 1 Объяснительная записка 135 136 1 Повторение.Простое предложение Всего Дифференцировать приставки с гласными о, а, е. Соблюдать правило записи данных приставок независимо от произношения Повторять все о существительном 1 136 Пополнить тематический словарь. Определять основное содержание записки Пополнить тематический словарь. Определять основное содержание записки Повторить всё о простом предложении УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Учебник Якубовская Э.В.,Галунчикова, Н.Г. Русский язык: 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская - 8-е изд. - М. «Просвещение», 2018 г. – 255 с. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6413/start/281763/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/569/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/558/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3614/start/1885 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4345/start/185374/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5346/start/220306/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4346/start/185439/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5342/start/220395/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/550/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1241/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6364/start/204265/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1172/