Адаптированная РП Профильный труд 5-9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский"
МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ"

Приложение к АООП ООО
Утвержденное приказом от
30.08.2022№ 89/2 ОД (с изменениями
приказ от 30.08.2023 г. № 110/2 - ОД)

АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Профильный труд»
(1 вариант)
для обучающихся 5-9 классов

с. Прокопьевская Салда, 2023 г.

Цель изучения предмета «Профильный труд. Швейное дело» заключается:
- во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их
трудовой культуры;
- в овладении обучающимися основными технологическими операциями,
применяемыми при пошиве и ремонте простых швейных изделий в соответствии с
психофизическими возможностями обучающихся.
Изучение данного учебного предмета в V-IX-х классах способствует получению
обучающимися
первоначальной
профильной
трудовой
подготовки,
предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной
работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений
правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей,
физических возможностей и состояния здоровья.
Задачи:
 развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде,
трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
 обучение обязательному общественно полезному, производительному труду;
подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов
труда дома, в семье и по месту жительства;
 расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
 расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
 расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
 ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном
производстве;
 ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование
устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к
сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной
трудовой подготовки;
 формирование представлений о производстве, структуре производственного
процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и
условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили
трудового обучения в школе;
 ознакомление с условиями и содержанием обучения по швейному делу и
испытание своих сил в процессе практических в условиях школьной учебнопроизводственной мастерской в соответствии с физическими возможностями
и состояние здоровья обучающихся;
 формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для
участия в общественно полезном, производительном труде;

 формирование знаний о научной организации труда и рабочего места,
планировании трудовой деятельности;
 совершенствование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
 коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи);
 коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
 коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование
практических умений;
 развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в
соответствии с поставленной целью);
 формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
 формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности.
 воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности
ответственности за результаты своей деятельности.

Актуальностью программы является приобщение ребёнка к самостоятельному
выполнению заданий по пошиву изделий. Как известно, в последние годы в нашей
стране произошли общественно - политические, экономические, социальные
преобразования, сменились ценностные ориентации. Идет активный поиск
наиболее прогрессивных форм и методов обучения, переоценивается и роль
народного творчества в эстетическом воспитании школьников. Сегодня остро стоит
проблема сохранения и бережного отношения к трудовой подготовке. В школе
закладываются знания к самостоятельному поиску и использованию информации
для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу
трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной
деятельности.
Новизна программы заключается в форме проведения занятий, которые
проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой
обстановке. Занятие выстроено в форме мастер-класса, в последнее время такой вид
обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом
деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих
пор является наиболее эффективным. Учитель одновременно показывает
технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая
теоретическую часть темы, практическую работу, тестирование, работа по карточке.
Обучение
швейному
делу
развивает
мышление,
способность
к
пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у обучающихся. Кроме
того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления,

благотворно сказывается на становление их личностей, способствует их социальной
адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту.
Обучение швейному делу опирается на начальную подготовку, полученную на
первом этапе обучения, и предполагает общую подготовку обучающихся к
самостоятельному выполнению технически простых производственных заданий по
пошиву белья и лёгкого платья. Поэтому в программы каждого года обучения
включены темы по материаловедению, машиноведению, технологии изготовления
швейных изделий. Такая подготовка позволит выпускникам выполнять в швейном
производстве самые разнообразные виды работ.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой
умственной отсталостью в процессе овладения ими элементами трудовой
деятельности
Овладение элементами трудовой деятельности оказывается не простым делом
для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Учебный предмет «Профильный труд. Швейное дело» включают в
себя ряд весьма сложных по своей структуре навыков, которыми должны овладеть
обучающиеся с умственной отсталостью для которых, как известно, любая трудовая
деятельность осуществляется при участии и под контролем познавательных
процессов. В ходе выполнения трудовых заданий можно обнаружить, насколько
обучающийся усвоил знания по отдельным общеобразовательным дисциплинам и
каковы его возможности в использовании этих знаний в практической деятельности,
в частности на уроках труда.
В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются многие
личностные качества обучающихся с легкой умственной отсталостью (ИН):
целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность,
самоконтроль, чувство коллективизма и т.п.
Один из характерных недостатков трудовой деятельности умственно отсталых
обучающихся - низкая самостоятельность, которая во многом обусловлена
недостаточным умением ориентироваться в задании. Обучающиеся, часто
приступают к работе без предварительного анализа швейного изделия, они не
планируют ход его изготовления.
В результате их действия обучающихся оказываются не адекватными цели,
стоящей перед ними. Они испытывают большие трудности при определении
условий выполнения задания, в частности, не могут установить, какие им
потребуются инструменты, и, как правило, выбирают те, которыми пользовались на
предшествующих уроках труда.
Не менее сложным для обучающихся оказывается составление плана
предстоящей трудовой деятельности, а также выполнение изделия по плану,
представленному в виде словесной инструкции.
Планирование тесно связано с целенаправленностью деятельности, а ее
нарушения, свойственные умственно отсталым обучающимся, оказывают
негативное влияние на определение последовательности действий, выбор наиболее
эффективных способов выполнения трудового задания, т.е. на процесс

планирования.
Обучающиеся бывают не в состоянии наметить правильный план действий,
установить последовательность операций и рационально организовать свою
деятельность, если они располагают только краткой инструкцией, им требуется
развернутая, подробная инструкция, которая даёт возможность выстроить план и
действовать затем последовательно, используя те приёмы, которые нужны для
изготовления швейного изделия.
Самостоятельно, без специального обучения, умственно отсталые
обучающиеся не могут руководствоваться в своей деятельности наглядными
инструкциями; образцами, чертежами, рисунками, технологическими картами.
Недостатки планирования, наблюдаемые у обучающихся с легкой умственной
отсталостью, объясняются их низкой способностью действовать «во внутреннем
плане», т.е. мысленно изменять положение предмета, форму; представить себе
процесс изготовления предмета от заготовки до завершающей операции.
Составление плана работы и его выполнение требуют самостоятельности
действий. У умственно отсталого обучающегося она слабо развита, поэтому важно
связать формирование процесса планирования с воспитанием у него
самостоятельности.
Ошибки, возникающие при выполнении трудового задания, обучающимися с
недостатками умственного развития, могут быть следствием недоразвития
самоконтроля. Многие обучающиеся, как правило, не контролируют ход
выполнения поставленной перед ними задачи, не замечают неточностей,
допускаемых ими в процессе трудовой деятельности; не умеют использовать
простейший приём сопоставления.
Недостатки самоконтроля и связанная с ним неадекватность действий
возникают не из-за того, что умственно отсталые обучающиеся недобросовестно
относятся к трудовому заданию. Причина в неумении контролировать и
корригировать свои действия в соответствии с поставленной перед ними задачей.
Особенности самоконтроля обучающихся с легкой умственной отсталостью в
процессе трудового обучения, прослеживаются в их измерительных действиях,
известно, что данная деятельность состоит не только из практических, но и из
умственных действий. У обучающихся отсутствуют представления об эталонах
измерений. Так, дети знают, что в 1 м — 100 см, но не представляют себе эти
соотношения. Они испытывают большие затруднения, когда необходимо
определить размер детали с помощью измерительной линейки или на глаз. Это
приводит к тому, что обучающиеся делают изделие без учета необходимых
размеров. Даже многие старшеклассники не умеют пользоваться измерительной
линейкой при выполнении трудовых заданий.
Еще большие трудности отмечаются, когда необходимо произвести
измерительные действия, требующие предварительного вычисления. Например,
надо разрезать или разметить деталь определенной длины на нужное количество
частей.
Недостатки контрольных действий умственно отсталых обучающихся во
многом обусловлены недоразвитием их моторики. Нарушение координации
движений рук оказывает негативное влияние на контроль и регуляцию (точность,

силу, ритм, темп и пр.) при формировании двигательных трудовых навыков. Так,
представляя, как надо вырезать геометрические фигуры по линиям разметки,
приступая к практическим действиям, не справляются с заданием, так как не умеют
регулировать силу надавливания на ножницы, резать точно по намеченным линиям,
действовать правой и левой руками.
Двигательные трудовые навыки автоматизируются у обучающихся медленно.
Большие сложности возникают, когда необходимо осуществить перенос навыка в
новые условия. Замечено, что чем больше изменено задание, тем сложнее умственно
отсталым обучающимся использовать сформированный двигательный навык.
Только благодаря систематической помощи педагога возможно формирование
обобщенных умений планировать, контролировать, корригировать свои действия,
переносить имеющийся опыт в новые условия, действовать точно в соответствии с
инструкцией.
Модульная структура позволяет организовать дифференцированный подход,
обеспечить освоение приемов и навыков работы, которые способны освоить дети с
выраженными интеллектуальными нарушениями через максимально развернутую
систему специальных заданий по отработке простейших алгоритмов.
Задания разного уровня способствуют решению основной задачи - освоению
алгоритмов деятельности младшего обслуживающего персонала, умению выбрать
инвентарь и средства, использовать их безопасно,
воспроизводить
последовательность трудовых действий при осуществлении профессиональных
обязанностей, пользоваться условными обозначениями для обеспечения
безопасности деятельности.
Весь процесс обучения ориентирован на практический опыт подростка,
который через систему специальных заданий, позволяющих скорректировать,
уточнить картину мира каждого обучающегося, включить в круг более широких
представлений.
2.Общая характеристика учебного предмета
Профессионально-трудовое обучение предусматривает подготовку учащихся
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к
самостоятельному выполнению заданий по пошиву белья и легкого платья со
специализацией по профессии швея-мотористка (портной) женской и детской
легкой одежды.
В 5 классе обучающиеся изучают виды ручных швов, знакомятся с устройством
швейной машины. Предусмотрены упражнения по освоению приемов работы на
швейной машине. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов
проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время
на занятиях. В программу 5 класса включены темы по обработке прямых, косых и
закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию
мерок, построению чертежа.
В 6-7 классах продолжается обучение школьников построению чертежей

изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине
(регулировка стежка и натяжения нитей, смена машинной иглы, выполнение
закрепки машинной строчки). Вырабатывается автоматизация навыков работы на
швейной машине.
Материал программы в 7-9 классах достаточно сложен: изучаются технология
пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся
осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций.
Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива,
анализировать свои действия и их результаты.
В 8-9 классах обучение ведется по модифицированной программе, которая дает
реальную возможность соединить трудовое обучение с эстетическим воспитанием
учащихся, составлена с учетом региональных особенностей и востребованности
специалистов на рынке труда.
В программу включены разделы, предусматривающие изучение истории
национальной культуры и технологии обработки вышивок, лоскутной техники,
изготовление цветов и декоративных изделий из ткани. Обучение ведется с опорой
на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания и
истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы
материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения
трудового законодательства и т. д. В свою очередь, навыки и умения, полученные
при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению
школьницами общеобразовательных предметов. Традиционные формы обучения
дополняются экскурсиями на швейную фабрику. Благодаря конкретным
впечатлениям обучающиеся прочнее усваивают теоретические сведения. Обучение
швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу,
мелкую и крупную моторики у аномальных детей. Кроме того, выполнение швейных
работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на
становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает
им в определенной степени самостоятельность в быту.

3.Описание места учебного предмета «Профильный труд.
Швейное дело»
В учебном плане образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1 АООП, реализующей ФГОС
ОО УО (ИН) учебный предмет «Профильный труд» входит в раздел
«Технология» обязательной части.
На учебный предмет от общего количества часов, предусмотренных в
обязательной части учебного плана отведено всего 1258 часов, в том числе в:
5 классе 6 часов в неделю, 204 часа в год;
6 классе 6 часов в неделю, 204 часа в год;
7 классе 7 часов в неделю, 238 часов в год;
8 классе 8 часов в неделю, 272 часа в год;
9 классе 10 часов в неделю, 340 часов в год.

Годовой план
Технология.
«Профильный
труд. Швейное
дело»
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс

Количество уроков

1 четверть
48
48
56
64
80

2 четверть
48
48
56
64
80

3 четверть
60
60
70
80
100

Всего за учебный год
4 четверть
48
204
48
204
56
238
64
272
80
340
Всего:
1258

Принципом построения уроков профессионально-трудового обучения (швейное
дело) в 5-9 классах является развитие ребенка как компетентной личности путем
включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба,
познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное
саморазвитие, ценностные ориентации. С этих позиций обучение рассматривается
как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой
соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения жизненными
компетенциями, что имеет особую значимость в образовании ребенка с
ограниченными возможностями здоровья.
Учебное время по АООП распределено на 4 обязательных раздела:
1.Материалы, используемые в трудовой деятельности
-ткани натурального и искусственного происхождения;
-нетканые материалы (трикотажные полотна) натурального и искусственного
происхождения;
-материалы для соединения швейных изделий (швейные нитки);
-фурнитура и отделочные материалы (пуговицы, кнопки, крючки, кружево, тесьма
и пр.);
-бумага, картон, миллиметровая бумага, калька.
2.Инструменты и оборудование:
-ручные и машинные швейные иглы;
-ножницы, распарыватель, резец, колышек;
-измерительные инструменты (сантиметровая лента, угольник, масштабная
линейка);
-швейная машина с ножным электрическим приводом, оверлок;
-утюг, гладильная доска, кардо-лента, пресс, подушечки.
3.Технологии изготовления предмета труда (швейное изделие):
1. Создание эскиза модели одежды.
2. Проработка конструктивных линий.
3. Снятие измерений с фигуры.
4. Построение чертежа швейного изделия.
5. Конструирование лекала швейного изделия.
6. Создание технологической карты пошива швейного изделия.
7. Подбор материалов.
8. Подготовительная стадия и раскрой деталей из материалов
9. Пошив, обработка и окончательная отделка швейного изделия

4.Этика и эстетика труда
-правила поведения в швейной мастерской;
-технику безопасности при ручных работах;
-технику безопасности при машинных работах;
-технику безопасности при влажно-тепловой обработки изделий;
-профессиональную швейную терминологию;
-учатся экономичной раскладке при раскрое из бумаги и ткани;
-узнают особенности швейных профессий и правил профессионального поведения;
-виды отделки швейных изделий;
-методы простейшего моделирования одежды.
Разделы программы содержат дидактические единицы, обеспечивающие
формирование компетенций:
- для развития коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной
компетенции – сведения о свойствах тканей, о безопасных приемах работы на
швейной машине;
- сведения о конструировании, моделировании и технологии изготовления швейных
изделий обеспечивают развитие учебно-познавательной, социально-трудовой,
ценностно-ориентационной компетенции;
- знакомство с массовым производством, организацией работы на швейном
предприятии – становление и формирование ценностно-ориентационной
компетенции.
Предусмотрена классно-урочная организация учебного процесса.
Для
определения
степени
достижения
целей
обучения,
уровня
сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития
обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий,
промежуточный и итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с
помощью тестов, карточек-заданий, контрольных работ.
В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты,
дидактические материалы (для личного использования учащимися на уроках),
образцы отдельных деталей и узлов, готовых изделий. На каждом занятии
предусматривается включение учащихся в практическую деятельность
продуктивного, творческого характера.
Для
информационно-компьютерной
поддержки
учебного
процесса
предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с
помощью компьютера.
Формы организации образовательного процесса:
 урок;
 практическая работа;

 самостоятельная работа;
 фронтальная работа.
Основные технологии:







личностно-ориентированное;
деятельностный подход;
уровневая дифференциация;
информационно-коммуникативные;
здоровье сберегающие;
игровые.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
 беседа (диалог);
 работа с книгой;
 Практическая деятельность (изготовление изделий по чертежу, рисунку,
наглядному изображению);
 самостоятельная работа;
 работа по карточкам;
 работа по плакатам;
 составление плана работ, планирование последовательности операций по
технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:











демонстрация натуральных объектов;
ИТК
дифференцирование, разноуровневое обучение;
наглядные пособия, раздаточный материал;
создание увлекательных ситуаций;
занимательные упражнения;
экскурсии;
недели трудового обучения;
участие в конкурсах;
участие в выставках декоративно-прикладного творчества.

Основные направления коррекционной работы:





развитие мышления (наглядно- образного, словесно- логического), памяти.
развитие мыслительных операций (умение сравнивать, анализировать).
коррекция звукового и зрительного восприятия;
коррекция развития речи: обогащение словаря;

 коррекция нарушений в развитии эмоционально- личностной сферы
(стремление доводить начатое дело до конца), исправление недостатков
познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, речи,
пространственной ориентировки), а также недостатков физического развития,
мелкой моторики рук.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения АООП (вариант 1) обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на
момент завершения образования. Освоение обучающимися АООП (вариант 1)
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения
основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В результате обучения обучающиеся овладеют:
 навыками использования распространенных ручных инструментов и
приборов
 уважительным отношением к труду и результатам труда
 развитием основных мыслительных операций
 развитием наглядно-образного и словесно-логического мышления
 коррекцией нарушений эмоционально-личностной сферы
 обогащением словарного запаса.
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные:
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций
 формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Регулятивные:
 учатся работать по предложенному учителем плану
 учатся отличать правильно выполненное задание от неверного
 учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные учебные действия:
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

с помощью учителя
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса
 наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности.
Коммуникативные учебные действия:
 уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного
предложения или небольшого текста)
 уметь слушать и понимать высказывания собеседников
 совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на
уроках и следовать им
 учиться согласованно, работать в группе
 уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Требования к уровню подготовки
К числу планируемых результатов освоения рабочей программы по
профессионально-трудовому обучению отнесены личностные результаты и
предметные результаты.
Личностными результатами изучения учебного предмета являются:
-принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представления о нравственных нормах;
-развитие мотивации к изучению предмета;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
Предметными результатами изучения учебного предмета являются:
-действие моделирования и планирования, которые являются непосредственным
предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу;
-умение осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане;
-развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и
репродуктивного воображения на основе развития способности обучающегося к
моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме
моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);
-освоение правил здорового и безопасного образа жизни, умений планировать,
регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
-усвоение главных понятий курса профессионально -трудового обучения;
-формирование позитивного отношения к труду;
-овладение учебными действиями и умение использовать приобретенные знания для
решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:
-знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его
организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально
располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте);
-знание видов трудовых работ;
-знание названий некоторых терминов и орудий труда, используемых на уроках
труда;
-знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований
при работе с ними;
-знание названий инструментов, необходимых на уроках труда, их устройства,
правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
-знание приемов работы, используемые на уроках труда;
-анализ объёма работы при выполнении обувных работ;
-составление плана предстоящей работы;
-владение некоторыми приемами при работе ручным инвентарем;
-использование в работе подручный ручной инвентарь;
-выполнение несложных работ по ремонту одежды.
Достаточный уровень:
-знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность
действий и самодисциплину;
-знание об обуви, ее назначению;
-нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради; знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими
инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при
выполнении трудовых работ;
-осознанный подбор ручного инвентаря по их физическим силам;
-использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы
при выполнении работ;
-осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
-оценка своего труда;
-установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и
их результатами;
-выполнение общественных поручений.
знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются
и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе.
-определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их
целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими,
декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от
задач предметно-практической деятельности;
-экономное расходование материалов;

-планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;
-знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной
обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
-понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области
трудовой деятельности.
5.Содержание учебного предмета
Содержательной основой разработки программы является Примерная
адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол от 22.12.2015 № 4/15.
В реализации АООП определено два этапа:
I этап - (дополнительный первый класс - 1) 1 - 4 классы (формирование
основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического
развития обучающихся);
II
этап - 5-9 классы (расширение, углубление и систематизация знаний
и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение
некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мир, решение задач, связанных с трудовой подготовкой и социализацией
обучающихся);
АООП реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.
С учетом рекомендаций ПМПК АООП реализуется в следующих формах: в
очной, в очно-заочной и заочной. Очная форма обучения предполагает классноурочную организацию образовательной деятельности с обучающимися. Очнозаочная и заочная формы реализации АООП организуются только на основании
рекомендаций ПМПК, заключения врачебной комиссии и с согласия родителей
(законных представителей). Очно-заочная форма предполагает индивидуальное
обучение с частичным посещением отдельных предметов (например, музыки,
ритмики, физической культуры, логопедических занятий, психокоррекционных
занятий и др.) в соответствии с индивидуальным учебным планом. Заочная форма
предполагает индивидуальное обучение на дому.
Срок реализации программы - 5 лет (5 - 9 классы). Программа каждого года
обучения состоит из преемственно развивающихся разделов.
На уроках технологии «швейное дело», обучающиеся изучают ручные работы
(виды ручных стежков, их
применение),
способы
крепления фурнитуры.
Машинные работы: виды машинных стежков и строчек и применение.
Виды швов в изделиях. Конструкцию швов. Технические требования к машинным
швам.
Выполняют
прямые
и
фигурные
строчки
на
ткани.
Изучают конструктивно — декоративные элементы в швейных изделиях
Виды складок, рельефов, вытачек и способы их обработки. Обработку
разрезов, шлиц, кокеток, рукавов, карманов, воротников застежек и других мелких
деталей. Учатся снимать измерения с фигуры и опираясь на них строить чертеж

изделия. Изучают технологическую последовательность обработки отдельных узлов
различных швейных изделий. Составляют технологические карты и отшивают по
ним изделия. Изучают правила влажно-тепловой обработки изделия и применяют их
на практике.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу
учебного года по «Швейному делу»
5 класс
Обучающиеся должны знать:
-правила поведения и работы в мастерской;
- организацию рабочего места при выполнении ручных и машинных работ;
-основные технологические понятия; назначение и технологические свойства
материалов;
- назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений,
машин и оборудования;
- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.
- правила посадки за швейной машиной и правила безопасной работы на швейной
машине;
- устройство швейной машины;
- терминологию швейных работ и влажно-тепловой обработки.
Обучающиеся должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для
изготовления изделия;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов,
приспособлений, машин и оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными
инструментами, машинами и оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого
изделия (детали).
- заправлять верхнюю нить в универсальной швейной машине;
- заправлять нижнюю нить в универсальной швейной машине;

- наматывать нить на шпульку;
- разбирать и собирать челночное устройство;
- производить подбор и замену машинной иглы;
- регулировать длину и ширину стежка на универсальной швейной машине;
- выполнять ручные стежки и строчки: прямые стежки, косые стежки,
крестообразные стежки, петлеобразные стежки, петельные стежки, отделочные
ручные стежки;
-выполнять ремонт одежды и белья;
- пришивать пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями; пуговицы на стойке и на
ножке;
- изготавливать вешалку для одежды; головной и носовой платок; наволочку,
салфетку, мешочек для хранения работ, наволочку, хозяйственную сумку;
- выполнять машинные швы: стачной, двойной, накладной, обтачной, шов в
подгибку с закрытым срезом, шов в подгибку с открытым срезом.
6 класс
Обучающиеся должны знать:
- сведения о швейных изделиях и отделочных материалах;
- сведения о прядении и ткачестве, о волокнах, переплетении нитей;
- сведения о свойствах хлопчатобумажных и льняных волокон;
-сведения о срезах тканей и их свойствах;
- сведения о прибавках;
- обозначение точек, отрезков и линий чертежа;
- рабочие механизмы бытовой швейной машины;
- устройство челночного комплекта;
- механизмы регулировки швейной машины;
- регулировку натяжения верхней и нижней нити;
- сведения о подкройных обтачках;
- способы перевода контурных линий.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять влажно- тепловую обработку швейных изделий;

- определять хлопчатобумажные и льняные ткани;
- раскраивать долевые, поперечные и косые обтачки;
- выполнять сборки и мягкие складки;
- выполнять запошивочный, настрочной и расстрочной шов;
- снимать и записывать мерки;
- выполнять пошив фартука на поясе, фартука с нагрудником;
- выполнять пошив сорочки;
- обрабатывать гладкий накладной карман и накладной карман с отворотом;
- выполнять пошив плавок, кепи и летних головных уборов.
7 класс
Обучающиеся должны знать:
- правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной
швейной машине; специализированные швейные машины, краеобметочную
машину,
- принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных
волокон, свойства нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных
растительных волокон (льняные, шерстяные ткани);
- технические характеристики, назначение основных узлов универсальной швейной
машины , правила подготовки универсальной швейной машины к работе; правила
заправки верхней и нижней нитей;
- эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к
одежде, последовательность построения основы чертежа, некоторые способы
моделирования ночных сорочек.
- общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и
оформления чертежей швейных изделий, особенности строения женской и детской
фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа ночной сорочки, детской
пижамы, прямой юбки, их условные обозначения, способы моделирования юбки,
правила подготовки выкройки к раскрою, способы раскладки выкройки на ткани;
- назначение, конструкцию, условные графические обозначения и технологию
выполнения соединительных и краевых швов, правила обработки вытачек, виды и
обработки складок, обработку застежек;
- оборудование рабочего места и приемы влажно-тепловой обработки, требования к
качеству готового изделия;

- способы ремонта одежды заплатами в виде аппликации и штопкой, правила ухода
за одеждой из шерстяных и льняных тканей.
Обучающиеся должны уметь:
- определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны ткани,
определять на ощупь шерстяные и полушерстяные ткани;
- включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать нитки на
шпульку; заправлять верхнюю и нижнюю нити, запускать швейную машину и
регулировать ее скорость
- выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на
определенный угол с подъемом прижимной лапки), регулировать длину стежка;
обрабатывать края на краеобметочной машине;
- читать и строить чертеж ночной сорочки, юбки, детской пижамы, снимать мерки и
записывать результаты измерений, выполнять моделирование фасонов горловины
ночной сорочки; способы моделирования конических, клиньевых, прямых юбок,
подготавливать выкройку к раскрою;
- выполнять на универсальной швейной машине соединительные и краевые швы,
распускать швы;
- обрабатывать вытачки, складки, застежки, подготавливать ткань к раскрою,
выполнять обмеловку и раскрой ткани под контролем учителя, переносить
контурные и контрольные линии выкройки на ткань, обрабатывать детали кроя,
выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия;
- ремонтировать одежду заплатами, штопкой.
8 класс
Обучающиеся должны знать:
-основные технологические понятия; назначение и технологические свойства
материалов и условия обработки натурального и искусственного шелка,
синтетических тканей;
- основные рабочие органы швейной машины, правила замены и подбора машинной
иглы с учетом вида швейного материала;
-назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений,
машин и оборудования;
-виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.
-основные сведения о системах конструирования одежды, правила построения
чертежей и изготовление выкроек швейных изделий, особенности строения
подростковой фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа блузы, платья
цельнокроеного и отрезного по линии талии или бедер, халата их условные

обозначения;
- технологию обработки программных технологических узлов (воротников, манжет,
кокеток, втачных рукавов) и изделий;
- виды ручных декоративно-отделочных работ; - виды ручных и машинных работ,
технические условия на их выполнение; - условия и режимы проведения влажнотепловой обработки для разных видов швейных материалов;
- безопасные условия выполнения ручных, машинных и утюжильных работ.
Обучающиеся должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для
изготовления изделия;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов,
приспособлений, машин и оборудования;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого
изделия (детали).
- заправлять швейные машины, исправлять недостатки в их работе, производить
замену иглы;
- производить раскрой деталей программных технологических узлов и изделий под
контролем учителя;
- соединять детали кроя, производить их технологическую и влажно-тепловую
обработку.
- выполнять вышивку гладьевыми и крестообразными стежками;
- подбирать нитки и читать схемы вышивок;
- вязать детали и изделия несложной формы крючком, читать схемы и описание
вязок;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными
инструментами, машинами и оборудованием.

9 класс
Обучающиеся должны знать:
- виды ручных декоративно-отделочных работ;

- виды ручных и машинных работ, технические условия на их выполнение;
- условия и режимы проведения влажно-тепловой обработки;
- терминологию ручных, машинных и утюжильных работ;
- свойства и условия обработки натурального и искусственного шелка,
синтетических
тканей;
нетканых
материалов,
новых
материалов
с
металлизированной нитью, блёстками, паетками, вышивкой; трикотажных полотен.
- классификацию тканей из натуральных и химических волокон;
- основные рабочие органы швейной машины, правила замены, подбора машинной
иглы;
- безопасные условия выполнения ручных, машинных и утюжильных работ.
- организацию труда и производства на швейных предприятиях;
- трудовое законодательство: право на труд, приём на работу, расторжение
трудового договора, рабочее время и время отдыха, заработная плата, дисциплина
труда и трудовой распорядок, охрана труда;
- безопасность труда на швейных предприятиях;
- правила безопасной работы при выполнении ручных операций;
- правила безопасной работы на универсальных и специальных швейных машинах;
- правила безопасной работы ручным электрическим утюгом;
- общие правила пожарной безопасности на швейном предприятии;
- последовательность пошива прямого цельнокроеного платья;
- последовательность пошива поясных швейных изделий;
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять машинные стежки и строчки;
-выполнять соединительные, краевые и отделочные швы, предусмотренные
программой;
- использовать при пошиве изделий приспособления к швейным машинам;
-использовать крае обмёточную машину для обработки срезов изделий;
- определять волокнистый состав тканей;
- конструировать и моделировать рукава, лиф платья;
-использовать крае обмёточную машину для обработки срезов изделий;

- определять волокнистый состав тканей;
- конструировать и моделировать рукава, лиф платья;
- изготавливать выкройку платья, отрезного по линии талии или по линии бёдер;
- изготавливать выкройку по чертежам одежды в натуральную величину и в
уменьшенном масштабе;
- выполнять раскрой деталей швейных изделий;
- обрабатывать отдельные детали и узлы поясных швейных изделий: шлёвки,
гладкие накладные карманы, застёжка в среднем шве, притачной пояс, нижний срез
брюк, нижний срез юбки.
- выполнять вышивку гладью и крестом;
- подбирать нитки и читать схемы вышивок;
- вязать детали и изделия несложной формы крючком, читать схемы и описание
вязок;
- заправлять швейные машинки, исправлять недостатки в их работе, производить
замену иглы;
- производить раскрой деталей программных технологических узлов и изделий под
контролем учителя;
- соединять детали кроя, производить их технологическую и влажно-тепловую
обработку;
-изготавливать несложные изделия декоративно-прикладной направленности.

Критерии и нормы оценки, умений и навыков обучающихся по швейному делу
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при
оценочном суждении следующие моменты:
 Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность
применявшихся им практических действий (анализ работы).
 Прилежание ученика во время работы.
 Степень умственной отсталости.
 Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
 Уровень физического развития ученика.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме,
изложен без существенных ошибок с применением профессиональной

терминологии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены
незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись
дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются
существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные
наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки,
свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при
применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью
соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются
замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям.
Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует
технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Итоговая оценка знаний и умений обучающихся.
Контроль приобретенных учащимися знаний и умений осуществляется в форме
проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в
конце каждой четверти после проведения практического повторения в 5-7 классах.
Контрольные и самостоятельные работы в 8-9 классах проводятся после изучения
основных тем по швейному делу (перед темами декоративно-прикладного
творчества).
За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одной
оценкой.
По итогам обучения выпускники 9 класса проходят государственную итоговую
аттестацию (ГИА) в виде экзамена, в ходе которого выполняют практическое
задание по пошиву экзаменационного изделия, отвечают на теоретические вопросы
билетов и представляют изделия изготовленные в ходе обучения в 8-9 классах.
По итогам экзамена обучающимся выставляются оценки:
- за выполненную практическую работу;
- за ответы на теоретические вопросы билетов;

- итоговая оценка выставляется с учетом годовой оценки по предмету.

6.Тематическое планирование
5 класс (6 часов в неделю)
№

Название темы

Кол-во
часов
по
плану
8
42

1
2

Введение
Ручные работы

3

Ремонт одежды

30

4

Материаловедение

12

5

Машиноведение

22

6

Изготовление изделия: «Косынка»

12

7

Изготовление изделия: «Салфетка»

12

8

Изготовление изделия: «Мешочек
для хранения изделий»

16

Основные виды деятельности

Беседа о профессии швеи
Изучение инструментов и
приспособлений для ручных работ,
техники безопасности при ручных
работах. Выполнение ручных стежков.
Изучение видов ремонта одежды.
Пришивание пуговицы. Изготовление и
пришивание вешалки на одежду.
Изготовление и пришивание
декоративной заплаты (аппликация).
Узнавание сведений о волокнах,
прядениях видах и переплетениях
ткани.
Знакомство с устройством швейной
машины, устройством моталки, с
заправкой машины.
Составление технологической карты
последовательности изготовления
изделия. Построение чертежа.
Выкраивание изделия. Заутюживание и
заметывание сторон изделия. Обработка
срезов швом в подгибку. ВТО изделия.
Составление технологической карты
последовательности изготовления
изделия. Построение чертежа.
Выкраивание изделия. Заутюживание и
заметывание сторон изделия. Обработка
срезов швом в подгибку. Настрачивание
декоративной тесьмы. ВТО изделия.
Составление технологической карты
последовательности изготовления
изделия. Построение чертежа.
Выкраивание изделия. Сметывание и
стачивание среднего и нижнего швов
изделия. Обметывание ручными
петельными стежками среднего и
нижнего шва изделия. Обработка
верхнего среза швом в подгибку с
закрытым срезом. Продергивание тесьмы
– утяжки. ВТО изделия.

9

Изготовление изделия: «Сумка
хозяйственная»

34

10
11

Проверочная работа
Контрольная работа

8
8

Составление технологической карты
последовательности изготовления
изделия. Построение чертежа.
Выкраивание изделия. Изготовление
кармана. Наметывание и настрачивание
кармана. Сметывание и стачивание
боковых швов изделия. Изготовление
ручек. Обработка верхнего среза изделия.
ВТО изделия.
Контроль теоретических знаний
Контроль практических умений и
навыков
Всего: 204 часов

6 класс (6 часов в неделю)
№

Название темы

1. 1 занятия
Вводные

Кол-во
часов
по
плану
4

1
1

2 Прядильное и ткацкое
производство

10

3

Обработка сборок

14

4

Обработка мягких складок

16

5

Выполнение машинных швов

20

6

Пошив фартука на поясе и
сорочки

56

7

Бытовая швейная машина с
электроприводом

10

Основные виды деятельности

Беседа о видах швейных изделий,
отделочных материалах, влажно
тепловой обработки (ВТО) изделий.
Повторение техники безопасности.
Получение сведений о прядении и
ткачестве, о волокнах, о отделке
тканей, дефектах на ткани; о видах
переплетения тканей, о свойствах
ткани. Учатся определять
хлопчатобумажную ткань наощупь.
Изучение видов сборок и драпировок.
Выполнение обработки сборок
(прокладывание строчки по краю
ткани, стягивание и равномерное
распределение сборки, прокладывание
закрепляющей машинной строчки).
Изучение видов складок. Выполнение
обработки складок (закладывание
складок, заметывание, прокладывание
закрепляющей машинной строчки).
Знакомство и выполнение машинных
швов (запошивочный, настрочной,
расстрочной, двойной).
Знакомство с видами фартуков,
назначением, последовательностью
изготовления фартука на поясе и
сорочки. Построение чертежа фартука
и сорочки. Раскрой и пошив фартука на
поясе и сорочки.
Изучение устройства швейной машины,
устройства моталки, челнока,

8

Фартук с нагрудником

22

9

Обработка и соединение
накладного кармана с основной
деталью

4

10

Пошив трусов-плавок

10

11

Пошив летнего головного убора

10

12

Ремонт одежды

12

13
14

Проверочная работа
Контрольная работа

8
8

регулятора натяжения. Заправка
швейной машины.
Составление технологической карты
последовательности изготовления
изделия. Снятие мерок. Построение
чертежа. Выкраивание изделия. Отшив
фартука. ВТО изделия.
Знакомство с видами карманов.
Понятие «подкройная обтачка».
Составление технологической карты
последовательности изготовления
изделия. Построение чертежа.
Выкраивание изделия. Обработка
верхнего среза швом в подгибку с
закрытым срезом. Приметывание
кармана к фартуку с передником.
Настрачивание кармана. ВТО изделия.
Снятие мерок. Построение чертежа и
изготовление выкроек для деталей
трусов-плавок. Крой и отшивание
изделия.
Снятие мерок. Построение чертежа и
изготовление выкроек для деталей
летнего головного убора. Крой и
отшивание изделия.
Наложение заплаты ручным и
машинным способом. Выполнение
штопки
Контроль теоретических знаний
Контроль практических умений и
навыков
Всего: 204 часов

7 класс (7 часов в неделю)
№

Название темы

Кол-во
часов
по
плану
4

1

Вводные занятия

2

Швейная машина с
электроприводом (бытовая и
промышленная швейная машина).
Краеобметочная швейная машина.

16

3

Пошив постельного белья

30

Основные виды деятельности

Беседа о видах швейных машин.
Организация рабочего места.
Повторение техники безопасности.
Сравнение механизмов бытовой и
промышленной швейных машин.
Намотка нитки на шпульку. Заправка
верхней и нижней ниток. Знакомство с
краеобметочной швейной машиной.
Знакомство с видами тканей,
подходящих для пошива постельного
белья. Повторение видов бельевых
швов. Построение чертежа (в масштабе

4

Сведения об одежде

2

5

Отделка швейных изделий

10

6

Изготовление плечевых и поясных
бельевых изделий (пижама)

76

7

Волокна и ткани

10

8

Обработка отдельных деталей и
узлов поясных швейных изделий

28

9

Изготовление юбки

36

10

Ремонт одежды

10

11
12

Проверочная работа
Контрольная работа

8
8

¼), выкраивание и отшив постельного
белья: простыня, наволочка с клапаном,
пододеяльник.
Изучение видов одежды, Требований к
одежде
Знакомство с видами отделок.
Обработка среза окантовочной тесьмой.
Изготовление оборок.
Снятие мерок. Построение чертежа и
подготовка деталей изделий к раскрою.
Раскрой и пошив пижамы.
Знакомство с основными профессиями
прядильного и ткацкого производства.
Знакомство с изготовлением и
свойствами шерстяных и
полушертяных материалов.
Обработка: вытачек, складок, срезов
стачного шва, застежки в поясных
изделиях, верхнего среза в поясных
изделиях, нижнего среза изделия;
выметывание петель.
Знакомство с видами юбок (прямая,
клеш, солнце, полусолнце, годе).
Снятие мерок и построение чертежа
основы прямой юбки. Моделирование
юбок на основе выкройки прямой
юбки. Раскрой и пошив прямой юбки.
Знакомство с видами ремонта одежды.
Наложение заплаты в виде аппликации.
Контроль теоретических знаний
Контроль практических умений и
навыков
Всего: 238 часов

8 класс (8 часов в неделю)
№

Название темы

Кол-во
часов
по
плану
4

1

Вводные занятия

2

Сведения о работе швейных
машин

10

3

Волокна и ткани

8

Основные виды деятельности

Беседа о швейных производствах
Повторение техники безопасности.
Знакомство: с машинными стежками и
строчками; с неполадками в работе
швейной машины; с уходом за швейной
машиной.
Изучение свойств: натурального шелка,
искусственного шелка, синтетических
волокон, смешанных волокон.

4

Дополнительные сведения о ткани

8

5

Сведения об одежде

6

6

Изготовление блузок

58

7

Изготовление цельнокроеного
платья на основе выкройки
прямой блузки

58

8

Отделка швейных изделий

12

9

Обработка отдельных деталей и
узлов плечевых швейных изделий

28

10

Изготовление плечевых изделий
на основе выкройки
цельнокроеного платья и раскрой
блузки с застежкой доверху

58

11
12
13

Ремонт одежды
Проверочная работа
Контрольная работа

6
8
8

9 класс (10 часов в неделю)

Сравнение натурального шелка с х/б,
льняной и шерстяной тканями.
Знакомство с: отделкой ткани, видами
дефектов на ткани. Выбор ткани для
пошива верхней одежды. Подготовка
ткани к раскрою.
Знакомство с понятиями: стиль в
одежде, мода, силуэт в одежде, фасоны
плечевых изделий. Составление
комплектов одежды. Изучение
особенностей фигуры. Описание
фасона изделия.
Знакомство с фасонами блузок. Снятие
мерок, построение чертежа основы
блузки. Элементарное моделирование и
раскрой прямой блузки без воротника и
без рукавов.
Знакомство с фасонами платьев.
Снятие мерок. Построение чертежа
платья свободного (прилегающего)
силуэта без рукавов и воротника на
основе выкройки блузки. Разработка
фасонов цельнокроеного платья.
Моделирование цельнокроеного платья
без воротника и без рукавов. Раскрой и
отшив изделия.
Знакомство с видами отделки одежды.
Вышивка гладью, мережка, рюши,
воланы, мелкие складки и защипы.
Обработка: рукава (виды обработки
нижнего среза короткого и длинного
рукава; соединение с проймой);
подборта, воротников (соединение с
горловиной), кокетки. Разметка петель.
Изготовление блузки с застежкой
доверху (снятие мерок, построение
чертежа, выкраивание изделия, пошив
изделия, примерки, ВТО).
Изготовление халата с отложным
воротником (снятие мерок, построение
чертежа, выкраивание изделия, пошив
изделия, примерки, ВТО).
Настрачивание заплаты. Штуковка.
Контроль теоретических знаний
Контроль практических умений и
навыков
Всего: 272 часов

№

Название темы

Кол-во
часов
по
плану
2

1

Введение

2

Промышленные швейные машины

8

3

Волокна, ткани и нетканые
материалы

8

4

Обработка отдельных деталей и
узлов плечевых швейных изделий

12

5

Изготовление платья, отрезного по
линии талии или по линии бедер

46

6

Организация труда и производства
на швейных предприятиях

10

7

Технология изготовления прямого
цельнокроеного платья,
применяемая в массовом
производстве одежде

34

8

Технология изготовления поясных
швейных изделий, применяемая в
массовом производстве одежде

34

Обработка отдельных деталей и
узлов поясных швейных изделий

44

Основные виды деятельности

Повторение видов машинных стежков
и строчек.
Изучение общих сведений о
промышленных швейных машинах
(стачные, обметочные, цепного стежка,
петельная, закрепочная, пуговичная);
приспособления к промышленным
швейным машинам
Изучение способов получения
синтетических волокон, их свойства и
применение. Классификация тканей.
Определение волокнистого состава
тканей и изучение их свойств.
Знакомство с неткаными материалами.
Моделирование рукавов. Обработка
нижнего среза короткого рукава
«фонарик». Обработка и соединение
плосколежащего воротника с
горловиной изделия.
Изготовление выкройки по чертежам
одежды в натуральную величину и в
уменьшенном масштабе. Проверка
выкройки в соответствии со своими
мерками.
Знакомство с видами производства
одежды; со структурой швейного
предприятия; с правилами ВТО на
производстве; с основными рабочими
профессиями швейного производства;
со сведениями о трудовым
законодательстве; с правилами
безопасного труда на швейных
предприятиях.
Изготовление лекал и раскрой деталей
швейных изделий. Составление
последовательности пошива прямого
цельнокроеного платья с рукавами
рубашечного кроя.
Изготовление лекал и раскрой деталей
поясных швейных изделий.
Составление последовательности
пошива прямого цельнокроеного
платья с рукавами рубашечного кроя.
Обработка: шлевок, накладных
карманов, застежки в среднем шве,
верхнего среза поясного изделия
притачным поясом, кулиской,
обтачкой, нижнего среза брюк и юбок.

Изготовление брюк на основе
готовой выкройки
Теоретическое и практическое
повторение. (Подготовка к
экзаменам)
Экскурсии
Контрольная работа

50
80

4
8

Изготовление прямых брюк с
застежкой в среднем шве.
Закрепление и контроль знаний и
навыков
Поход на швейное производство
Контроль практических умений и
навыков
Всего: 340 часов

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Профильный труд. Швейное дело» 5 класс
№
п/
п

Название раздела,
тема

Кол- Цель обучения
во
часо
в

Планируемые результаты

предметные результаты

1

Введение

2

Цель: познакомить
обучающихся с
особенностями
профессии швеи

2

Ручные работы

24

Цель: научить
обучающихся
правильно подбирать
инструменты и
приспособления для
выполнения
различных поузловых
обработок

3

Ремонт одежды

14

Цель: научить
определять вид
ремонта и выполнять
его на изделие

1 четверть 48 часов
Понимание значимости
организации школьного
рабочего места,
обеспечивающего
внутреннюю
дисциплину
Знание оптимальных и
доступных
технологических
приемов ручной
обработки материалов в
зависимости от свойств
материалов и
поставленных целей;

Осуществление
текущего самоконтроля
выполняемых

Основные виды
деятельности
обучающихся

Контрольн
ые
мероприяти
я

формируемые
БУД
Правила Т/Б.
Правила поведения
в мастерской.
Санитарногигиенические
требования
Правила Т/Б.
Ручные стежки и
строчки. Прямые и
косые стежки.
Петлеобразные и
петельные стежки.
Стебельчатые и
отделочные
стежки. Тамбурные
и стачные ручные
стежки
Правила ТБ.
Сведения о
пуговицах.
Изделие.

Узнают о
профессии
швеи

Практическая
работа по теме:
«Организация
рабочего места.
Правила Т/Б»

Знакомятся с
инструментами
и
приспособлени
ями для ручных
работ

Практическая
работа по теме:
«Рукоделие»
Практическая
работа по теме:
«Выполнение
ручных стежков
и строчек»

Применяют
виды ремонта
одежды.
Работают с
декоративной
заплатой
аппликацией

Практическая
работа по теме:
«Выполнение
ремонта

4

Самостоятельная
работа

2

Цель: способствовать
развитию
организованности и
творческого подхода
к выполнению
задания

Осуществление
контроля по
пройденному материалу

Соблюдение
последовательност
и выполнения и ТБ.

Самостоятельна
я работа

2 четверть 48 ч.
5

Введение

2

Цель: познакомить
обучающихся с
особенностями
профессии швеи

Понимание значимости
организации школьного
рабочего места,
обеспечивающего
внутреннюю
дисциплину

Правила Т/Б.
Правила поведения
в мастерской.
Санитарногигиенические
требования

Закрепляют
знания о
профессии
швеи

Практическая
работа по теме:
«Организация
рабочего места.
Правила Т/Б»

6

Материаловедение

16

Цель: познакомить
обучающихся с
понятием волокно,
видами текстильных
волокон,
процессом получения
тканей

Представления об
основных свойствах
используемых
материалов

Правила Т/Б.
Сведения о ткани.
Полотняное
переплетение
Сведения о нитках.
Полотняное
переплетение
Натуральные
ткани. Хлопок
Свойства х/б
тканей.

Получают
сведения о
волокнах и
прядения.

Практическая
работа по теме:
«Получение
волокна».
Практическая
работа по теме:
«Выполнение
образца
полотняного
переплетения».
Практическая
работа по теме:
«Составление
коллекции».
Практическая
работа по теме:
«Составление
коллекции».
Лабораторная

работа по теме:
«Определение
свойств х/б
тканей»
7

Машиноведение

28

Цель: познакомить
обучающихся с
механизмами
швейной машины

Знание оптимальных и
доступных
технологических
приемов ручной
машинной обработки
материалов в
зависимости от свойств
материалов и
поставленных целей;
осуществление текущего
самоконтроля
выполняемых
практических действий

Правила Т/Б и
санитарии.
Устройство м/иглы
и регулятора
строчки Машинная
закрепка.
Устройство
привода Изделие.
Стачной шов
Изделие. Двойной
шов Изделие.
Накладной шов
Изделие. Шов
вподгибку с
закрытым срезом
Изделие. Шов
вподгибку с
открытым срезом
Изделие. Обтачной
шов

Знакомятся с
устройством
ш/машины,
устройством
моталки,
выполняют
заправку
машины

Практическая
работа по теме:
«Пуск и
остановка
ш/машины».
Практическая
работа по теме:
«Установка
иглы».
Практическая
работа по теме:
«Выполнение
закрепки».
Практическая
работа по теме:
«Выполнение
соединительног
о шва».
Практическая
работа по теме:
«Выполнение
краевого шва».
Практическая
работа по теме:
«Выполнение
обтачного
шва».
Практическая
работа по теме:
«Выполнение

8

Самостоятельная
работа

2

Цель: способствовать
развитию
организованности и
творческого подхода
к выполнению
задания

ручных работ».
Практическая
работа по теме:
«Выполнение
машинных
работ».
Практическая
работа по теме:
«Выполнение
утюжильных
работ».
Практическая
работа по теме:
«Выполнение
машинных
работ»
Соблюдение
последовательн
ости
выполнения и
ТБ.

Осуществление
контроля по
пройденному материалу

3 четверть 60 часов
9

Введение

2

Цель: познакомить
обучающихся с
заданием на четверть

Знание оптимальных и
доступных
технологических
приемов ручной
машинной обработки
материалов в
зависимости от свойств
материалов и
поставленных целей;
осуществление текущего

Правила Т/Б и
санитарии.
Устройство м/иглы
и регулятора
строчки Машинная
закрепка.
Устройство
привода Изделие.
Стачной шов
Изделие. Двойной

Знакомятся с
устройством
ш/машины,
устройством
моталки,
выполняют
заправку
машины

Практическая
работа по теме:
«Пуск и
остановка
ш/машины».
Практическая
работа по теме:
«Установка
иглы».
Практическая

самоконтроля
выполняемых
практических действий

шов Изделие.
Накладной шов
Изделие. Шов
вподгибку с
закрытым срезом
Изделие. Шов
вподгибку с
открытым
срезом Изделие.
Обтачной шов.

работа по теме:
«Выполнение
закрепки».
Практическая
работа по теме:
«Выполнение
соединительног
о шва».
Практическая
работа по теме:
«Выполнение
краевого шва».
Практическая
работа по теме:
«Выполнение
обтачного
шва».
Практическая
работа по теме:
«Выполнение
ручных работ».
Практическая
работа по теме:
«Выполнение
машинных
работ».
Практическая
работа по теме:
«Выполнение
утюжильных
работ».
Практическая
работа по теме:
«Выполнение

10

Машиноведение

26

Цель: познакомить
обучающихся с
механизмами
швейной машины

Понимание
общественной
значимости своего
труда, своих достижений
в области трудовой
деятельности

Правила Т/Б.
Подготовка к
раскрою. Раскрой.
Правила Т/Б.
Поперечные срезы
Долевые срезы.

Правила Т/Б.
Подготовка к
раскрою.
Раскрой.
Правила Т/Б.
Поперечные
срезы Долевые
срезы.

11

Изготовление
изделия:
«Изготовление
носового платка»

6

Цель: познакомить
обучающихся с
историей
происхождения
носового платка.

Понимание
общественной
значимости своего
труда, своих достижений
в области трудовой
деятельности

Правила Т/Б.
Подготовка к
раскрою. Раскрой.
Правила Т/Б.
Обработка срезов
швом вподгибку с
закрытым срезом.

Заслушают
общие сведения
о построении
чертежа.
Отрабатывают
навыки
окончательной

машинных
работ»
Практическая
работа по теме:
«Правила
оформления
чертежа».
Практическая
работа по теме:
«Раскрой
косынки по
шаблону».
Практическая
работа по теме:
«Обработка
поперечных
срезов».
Практическая
работа по теме:
«Обработка
долевых
срезов».
Практическая
работа по теме:
«Выполнение
окончательной
обработки»
Практическая
работа по теме:
«Правила
оформления
чертежа».
Практическая
работа по теме:

обработка
изделия

«Раскрой
носового платка
по шаблону».
Практическая
работа по теме:
«Обработка
срезов».
Практическая
работа по теме:
«Выполнение
окончательной
обработки»
Практическая
работа по теме:
«Раскрой по
шаблону».
Практическая
работа по теме:
«Обработка
боковых
срезов».
Практическая
работа по теме:
«Обработка
верхнего
среза».
Практическая
работа по теме:
«Выполнение
аппликации».
Практическая
работа по теме:
«Выполнение
окончательной
обработки»

13

Самостоятельная
работа

2

Цель: познакомить
обучающихся с
заданием на четверть

Осуществление
контроля по
пройденному материалу

Соблюдение
последовательн
ости
выполнения и
ТБ.

4 четверть 48 часов
14

Введение

15

Изготовление
изделий: «Сумки
хозяйственной»

2

Цель: познакомить
обучающихся с
заданием на четверть

Понимание значимости
организации школьного
рабочего места,
обеспечивающего
внутреннюю
дисциплину

Правила Т/Б.
Правила поведения
в мастерской.
Санитарногигиенические
требования

Закрепляют
знания о
швейном деле

Практическая
работа по теме:
«Организация
рабочего места.
Правила Т/Б»

Цель: сформировать у
обучающихся
представление о
хозяйственной сумке,
как о швейном
изделии

Понимание
общественной
значимости своего
труда, своих достижений
в области трудовой
деятельности

Правила Т/Б.
Конструирование.
Подготовка ткани к
раскрою. Правила
Т/Б Раскрой

Знакомятся с
изделием
«Хозяйственная
сумка».
Готовятся к
конструировани
ю. Соблюдают
последовательн
ость :
обработки
после раскроя;
обработке
ручек;
обработки
верхнего среза;
обработки
боковых срезов;

Практическая
работа по теме:
«Построение
чертежа».
Практическая
работа по теме:
«Подготовка
ткани к
раскрою».
Практическая
работа по теме:
«Выполнение
раскроя».
Практическая
работа по теме:
«Обработка
ручек».

окончательной
Практическая
обработки; ВТО работа по теме:
«Обработка
верхнего
среза».
Практическая
работа по теме:
«Обработка
боковых
срезов».
Практическая
работа по теме:
«Выполнение
окончательной
обработки».
16

Ремонт одежды

6

Цель: научить
определять вид
ремонта и выполнять
его на изделие

Осуществление
текущего самоконтроля
выполняемых
практических действий

Правила ТБ.
Сведения о
пуговицах.
Изделие. Ремонт
распоровшегося
шва. Изделие.
Изготовление
вешалки. Изделие.

Знакомятся с
видами ремонта
одежды.
Выполняют
декоративную
заплату
аппликацию

Практическая
работа по теме:
«Выполнение
ремонта
одежды».
Практическая
работа по теме:
«Определение
вида ремонта
одежды».
Практическая
работа по теме:
«Выполнение
ремонта
одежды».
«Пришивание
пуговиц».

17

Практическое
повторение

16

Цель:
совершенствовать
профильные
практические умения
и навыки работы по
швейному делу

18

Контрольная работа

2

Целью контрольной
работы обучающихся
является
формирование
профессиональной
компетентности
будущей швеи

Итого:

204 часа

Совершенствую
т профильные
практические
умения и
навыки работы
по швейному
делу
Закрепление
пройденного материала
с применением
терминологии

Соблюдение
последовательност
и выполнения и ТБ

Закрепляют
пройденный
материал с
применением
терминологии

Контрольная
работа

7.Описание материально-технического обеспечения
учебного предмета «Профильный труд. Швейное дело»
 Дидактический материал: изображения (эскизы, наброски зарисовки
коллекций одежды; картинки, фото швейных принадлежностей и
оборудования), альбом с образцами, составленный в соответствии с
изучаемыми темами учебной программы, комплекты таблиц и плакатов по
швейному делу (способы поузловой обработки швейных изделий,
терминология ручных, машинных и утюжильных работ, об устройстве
швейной машины, формировании челночного стежка, рабочих органах
швейной машины, способы моделирование женской и детской легкой
одежды, понятие о натуральных и химических волокнах, видах переплетений,
свойствах тканей).
 Оборудование: швейные машины, оверлок, гладильная доска, утюг,
грифельная - магнитная доска, уборочный инвентарь (ведро для мытья пола,
швабра, тряпки, ведро для пыли, корзина для мусора) и др.
 Учебно-методическая литература:
1.Учебник : Т.Б.Картушина, Г.Г.Мозговая , Швейное дело 5 класс . Москва,
«Просвещение»,2012г.
2. Учебник: Г.Г.Мозговая,
«Просвещение»,2013г

Г.Б.Картушина,

Швейное

дело

6

класс,

М.

3.Учебник : Т.Б.Картушина, Г.Г.Мозговая , Швейное дело 7 класс . Москва,
«Просвещение»,2011г.
4. Учебник: Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина, Швейное дело 8 класс, М.
«Просвещение»,2012г
5. Учебник: Г.Б.Картушина Г.Г.Мозговая, , Швейное дело 9 класс, М.
«Просвещение»,2011г
6. Программа: «Швейное дело 5-9 кл.» Автор Л.С.Иноземцева, М. «ГИЦ ВЛАДОС»,
2000г.
7. А.Т.Труханова, « Основы технологии швейного производства», М. «Высшая
школа», 2003г.
8. А.Т.Труханова, «Иллюстрированные пособия по технологии легкой одежды», М.
«Легкая промышленность»,2004г.
9. Л.Б.Рейбах, «Рассказы о швейных машинах», М. «Легпромбытиздат», 2006г.
10. В.Я.Франц, В.В.Исаев «Швейные машины. Иллюстрированные пособия»,

М. «Легпромбытиздат», 2006.
11.
Е.П.Мальцева,
«Материаловедение
«Легпромбытиздат», 2006.

швейного

производства»,

М.

12. А.К.Изгородина, «Основы текстильного производства», М. «Просвещение»,
2004г.
13.Блинов И.В. «Модели женских юбок» С-Петербург 2004г.
14.Ерзенкова Н.В. «Женская одежда в деталях» С-Петербург, 2004г.
15.Технология . Поурочные планы по учебнику под ред. В.Д.Симоненко.
Девочки 5, 6,7,8 классы.
16.О.А.Кожина «Технология изготовления машинных швов».Москва, Учебные
Пособия 1991г.
17. В.А.Соколова «Конструирование
7,8,9кл.Москва ДРОФА, 2007г

и

моделирование

женской

одежды»

18. Л.И.Иванова, «Ручное вышивание», М. «Культура и традиции», 2009 г.
19. Д.Сандерсон. «Вышивка крестом», изд. «Мир книги», 2006 г.
20. Турпин-Деплон Л., Деплон-Вепенер Н. «Объемная вышивка: Техники. Приемы.
Изделия». Белгород. ООО Книжный клуб, 2010 г.
21.Л.Ф.Денисова.
«Изысканный
лоскут.
Техника.
Энциклопедия».- М. изд. АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.

Приемы,

Изделия:

22. В.С.Музыченко. «Модели вязанной одежды», изд. «Мир книги», 2008 г.
23. Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек, 5 класс. Пособие
для учителей. М.: - Школьная пресса, 2006 г.
24.Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. - М.: Легпромбытиздат, 1993 г.
25. Ильина Н. Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка
к школе. - М.: ООО «Дельта», 2005 г.
26. Исаев В.В. Оборудование швейных предприятий. - М.: Легкая и пищевая
промышленность, 1998 г.
27. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - ЗАО «Издательство «ЭКСМОПресс», 1998 г.

28. Труханова А. Т. Технология женской и детской легкой одежды. М.: Легкая и
пищевая промышленность, 1983 г.
Цифровые образовательные ресурсы, использованные при составлении
рабочей программы
·
Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
·
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://windows.edu/ru
·
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
- http://school-collection.edu/ru
·
ИнтерГУ.ги - Интернет-государство учителей www.intergu.ru
·
Каталог
учебников,
оборудования,
электронных
ресурсовhttp://ndce.edu.ru/ Псковский
образовательный портал http://www.pskovedu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».