МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский" МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ" Приложение к АООП ООО Утвержденное приказом от 30.08.2022№ 89/2 ОД (с изменениями приказ от 30.08.2023 г. № 110/2 - ОД) АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Природоведение» (вариант 1) для обучающихся 6 класса с. Прокопьевская Салда, 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. I. Нормативно – правовые документы - Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) приказ № 1599 от 22.12.2014 г.; - адаптированная основная общеобразовательная программа МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ"; - Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; - рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. Природоведение. Биология. География : 5 – 9 классы / Т.М. Лифанова и др. М.: Просвещение, 2023. II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися Учебный курс «Природоведение» изучается в рамках предметной области «Естествознание» в течение двух лет (в 5 и 6 классах) в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, и разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599). Изучение природоведения в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, направлено на обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности. Данный учебный предмет способствует в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний. Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения обучающимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. При составлении программы учитывались следующие особенности: материала, неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Содержание обучения природоведению реализуется в адекватных ему типах и формах организации учебной деятельности. Эффективное усвоение содержания курса обучающимися с интеллектуальными нарушениями возможно при использовании различных форм организации обучения и разнообразных дидактических методов и приемов, поэтому в включены формы организации обучения: уроку и экскурсии. Определены требования к урокам и экскурсиям, их типы, структура, задачи, описываются некоторые методические приемы работы, даются примеры из курса природоведения. Значительное место в курсе природоведения занимают опыты, наблюдения, работа с учебником, выполнение заданий в тетради на печатной основе. Необходимо применять разнообразные методические приемы работы с данными пособиями при формировании природоведческих представлений и понятий. Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт обучающихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися). Основными целями рабочей программы по природоведению являются: - подготовка обучающихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих этапах обучения; - формирование элементарного понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений; - формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета; - воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам. Рабочая программа направлена на решение следующих задач: - сообщение элементарных знаний о неживой природе; - демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой; - воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; - воспитание социально значимых качеств личности. III. Место учебного предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом школы на 2023 – 2024 учебный год на изучение учебного предмета «Природоведение. 6 класс» отведено 2 часа в неделю 68 часов в год. Срок реализации программы один учебный год (6 класс). IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного процесса Поскольку преподавание данного предмета направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития обучающихся, в процессе знакомства с природой необходимо развивать наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязь живых организмов с неживой природой, взаимосвязь человека с неживой природой, влияние на нее. Ценностными ориентирами выступают формирование общей культуры, которая обеспечивает разностороннее развитие личности обучающихся; формирование базы учебной деятельности, которая включает в себя умение принимать, сохранять цели, следуя им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролируя ее процесс, и доводить до конца, а также адекватно оценивать результаты; создание для обучающихся специальных условий получения образования, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, а также склонности, что способствует развитию способностей и творческого потенциала каждого обучающегося; обеспечение разнообразия организационных форм получения образования обучающимися с интеллектуальными нарушениями, учитывая их образовательные потребности типологические и индивидуальные особенности, а также состояние здоровья. При реализации данных ориентиров образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями высокая эффективность успешного развития и социализации в будущем может быть обеспечена путем соблюдения принципам единства процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся, основанное на формировании базовых учебных действий. V. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: - принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее природным богатствам; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.). Формирование готовности обращаться к взрослым и сверстниками в бытовых ситуациях, например, в поликлинике, магазине при выборе продуктов и др.; - формирование готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о здоровом образе жизни (режиме дня, чередовании труда и отдыха, здоровом питании, правильной осанке, гигиене), формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни. Знакомство с доступными правилами ухода за комнатными растениями, домашними животными и животными живого уголка; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование умений соблюдать правила личной гигиены, режима дня, здорового питания, умения ухаживать за комнатными растениями и домашними животными (кошки, собаки, аквариумные рыбки, декоративные птицы); - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Формирование бережного отношения к природе, знакомство с Красной книгой – экологическое воспитание; - знакомство с многонациональным населением страны, традициями и обычаями населения, природными и культурными достопримечательностями нашей страны, достижениями науки, формирование стремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и др.). Предметные результаты Минимальный уровень - узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; - представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; - отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса); - называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (хвойные деревья, рыбы, насекомые); - соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека; - соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); - выполнение несложных заданий под контролем учителя; - адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога. Достаточный уровень - узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога; - представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; - отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (корова – животное, млекопитающее животное, травоядное животное, сельскохозяйственное животное); - называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; - выделение существенных признаков групп объектов; - знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; - участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; - выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; - совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; - выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; - осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. Регулятивные: - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); - работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные: - умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать видо-родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами; - наблюдать; - работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). Коммуникативные: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. VI. Содержание учебного материала Введение (1ч) Растительный мир Земли (17ч.) Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Деревья, кустарники, травы. Части растения. Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение. Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга). Практические работы: Зарисовки деревьев, кустарников, трав. Выделение составных частей (органов) растений. Изготовление гербариев отдельных растений. Сезонные наблюдения за растениями. Зарисовка растений в разные времена года. Игры на классификацию растений по месту произрастания. Уход за комнатными растениями. Сбор лекарственных растений, запись правил их использования в тетрадь. Животный мир Земли (34ч.) Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания. Охрана животных. Заповедники. Красная книга. Человек (13 ч.) Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.). Осанка (гигиена, костномышечная система). Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Повторение (3 ч.) VII. Реализация программы воспитания Реализация воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, учет возрастных особенностей обучающихся, ведущий вид деятельности, а так же их образовательные потребности и потенциальные возможности. Воспитательный потенциал урока реализуется через интеграцию получаемых знаний на уровень эмоционального переживания. Совокупность этих факторов в процессе организации обучения и воспитания обеспечивает: - установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке (занятии) информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - разработка уроков, экскурсий, направленных на практикоориентированный подход, расширение образовательного пространства школьного предмета, воспитание любви к природе, родному краю. Проведение уроков за пределами школы – интерната: в окружающем образовательную организацию лесном массиве, в детской районной библиотеке, зоопарке, краеведческом музее; - применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. Применение на уроках (занятиях) таких форм как квесты, викторины, брейн – ринги, игры – провокации, игры – демонстрации и пр.; - организация предметных, тематических декад с целью развития познавательной и творческой активности, раскрытия способности обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями; - включение в урок игровых элементов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний (двигательная активность на уроке, уроки – путешествия, турниры, викторины, сюрпризные моменты и пр.), налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока (поощрение, создание ситуации успеха, сотворчество, поручение важного дела и пр.). Планируемые мероприятия: Месячник охраны природы – октябрь Туристско – краеведческая декада – октябрь Праздник Урожая – октябрь Декада «Копилка экологических знаний» - ноябрь Декада «О братьях наших меньших» - ноябрь Акция «Сохрани еловый лес - место сказок и чудес» - декабрь Акция «Покормите птиц зимой» - декабрь Эколого – трудовые десанты – апрель «Всероссийский экологический субботник» - май Сезонные экскурсии на природу – в течение года Посещение КСК «Белая лошадь», СОЦ «Сова» - в течение года Туристическая прогулка «Бажовская верста» - сентябрь VIII. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема Целевая установка Основные понятия дата 1 2 3 Живая природа: растения, животные, человек Формирование представлений о предметах и явлениях живой природы, умения дифференцировать живую и неживую природу Планируемые предметные результаты Минимальные Достаточные ВВЕДЕНИЕ Живая природа. Признаки. Единство живой и неживой природы. Природа и человек Узнавание объектов живой природы на иллюстрациях и фотографиях, отнесение объектов живой или неживой природе. Называние изученных объектов. РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗЕМЛИ Разнообразие Формирование Растения. Разнообразие Узнавание растений на иллюстрациях и растительного мира представлений о растений. многообразии растительного Дикорастущие и фотографиях, называние мира изученных объектов; культурные растения. представление о значении Значение растений растений Выделение существенных признаков объектов живой природы, отнесение объектов к живой или к неживой природе, установление взаимосвязей между живой и неживой природой Среда обитания растений Знать места произрастания растений, узнавать и называть 2–3 представителя растений леса, луга, водоемов, полей, садов, огородов Формирование представлений о среде обитания растений и многообразии растительного мира Многообразие растений. Растения леса (деревья, травянистые растения). Растения луга (травы: клевер, васильки, лютики). Растения водоемов (камыш, рогоз, кувшинки). Растения полей, садов, огородов (пшеница, рожь, овощи, фрукты) Узнавание растений леса, водоемов, садов, огородов на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов отнесение растений к разным группам (растения леса, водоемов, садов, огородов) Называние представителей растительного мира, выделение признаков дикорастущих и культурных растений, отнесение растений к разным группам на основании этих признаков; представление о значении растений их роли в окружающем мире 4 Строение растений Формирование представлений о частях растений и их функциях Растение. Части растения: цветок, стебель, лист, корень. Внешний вид. Значение 5 Деревья, кустарники, травы Закрепление, уточнение и расширение представлений о деревьях, кустарниках, травах Деревья, кустарники, травы. Внешний вид. Признаки 6 Лиственные деревья Закрепление, уточнение и расширение представлений о лиственных деревьях, формирование представления о видах лиственных деревьев Деревья. Признаки лиственных деревьев. Листопад. Лиственные деревья (береза, липа, осина, клен, яблоня, груша). Дикорастущие и культурные лиственные деревья Узнавание частей растений на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, иметь представление о назначении органов растений Узнавание деревьев, кустарников, трав на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение растений к разным группам – деревьям, кустарникам, травам, называние представителей разных групп растений Узнавание лиственных растений на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение растений к изучаемой группе, называние лиственных дикорастущих и культурных деревьев (по 2 представителя) Узнавать и называть части растений и показывать их на натуральных объектах, картинах, схемах, знать функции частей растений и их значений для растения Знать классификацию растений и признаки разных групп, отнесение растений к разным группам на основании основных признаков Знать классификацию растений, знать признаки лиственных растений, отнесение растений к лиственным на основании основных признаков. Называть представителей лиственных дикорастущих и культурных растений (по 3–4 представителя). Отнесение лиственных растений к разным группам с учетом различных оснований для классификации (лиственное, дикорастущее, культурное) 7 Хвойные деревья Закрепление, уточнение и расширение представлений о лиственных деревьях Признаки хвойных деревьев. Хвойные деревья (ель, сосна, лиственница). Использование человеком. Хвойный лес. Тайга Узнавание хвойных растений на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение растений к изучаемой группе, называние хвойных деревьев (по 2 представителя) 8 Дикорастущие кустарники Формирование представлений о дикорастущих кустарниках Кустарники. Признаки. Дикорастущие и культурные кустарники. Орешник. Дикорастущая малина. Боярышник. Внешний вид. Использование человеком 9 Культурные кустарники Формирование представлений о культурных кустарниках Кустарники. Признаки. Культурные кустарники. Сирень. Смородина. Внешний вид. Использование человеком Знать классификацию растений, признаки кустарников. Узнавание дикорастущих кустарников на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение растений к изучаемой группе, называние дикорастущих кустарников (2 представителя) Знать классификацию растений, признаки кустарников. Узнавание культурных кустарников на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение растений к изучаемой группе, называние культурных кустарников (2–3), представление о значении культурных кустарников Знать признаки хвойных растений, отнесение растений к хвойным на основании основных признаков. Называть представителей хвойных растений (3 представителя). Отнесение хвойных растений к разным группам с учетом различных оснований для классификации (хвойное, дикорастущее) Узнавать и называть дикорастущие кустарники (не менее 3), выделять существенные признаки дикорастущих кустарников, относить изученные растения к различным группам (кустарники, дикорастущие кустарники) с учетом оснований для классификации Узнавать и называть культурные кустарники (не менее 3) , выделять существенные признаки культурных кустарников, относить изученные растения к различным группам (кустарники, культурные кустарники) с учетом оснований для классификации 10 Травы Закрепление, уточнение и расширение представлений о травах. Формирование представлений о дикорастущих и культурных травах 11 Декоративные растения Формирование представлений о декоративных растениях 12 Лекарственные растения Формирование представлений о лекарственных растениях и правилах их использования Травы. Признаки. Однолетние и многолетние растения. Дикорастущие и культурные травы. Одуванчик. Подорожник. Ромашка. Укроп. Петрушка. Внешний вид. Использование человеком культурных растений Декоративные растения. Признаки декоративных растений сада. Цветоводство. Цветы: астры, анютины глазки, пионы, флоксы, гвоздики, розы. Внешний вид. Декоративные деревья и кустарники: клен, сирень, жасмин. Внешний вид. Значение Дикорастущие и культурные растения. Травы. Кустарники. Деревья. Лекарственные растения. Подорожник, крапива, шиповник, алоэ. Лечебные свойства. Правила использования Узнавать и называть дикорастущие и культурные травы (не менее 5), относить изученные растения к различным группам (травы дикорастущие и культурные) с учетом оснований для классификации Знать классификацию растений, признаки трав. Узнавание дикорастущих и культурных трав на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение трав к изучаемой группе, называние дикорастущих и культурных трав (подорожник, ромашка, укроп, петрушка) Узнавание декоративных растений на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов (2–3), отнесение растений к изучаемой группе, называние декоративных растений, представление о значении лекарственных растений Узнавать и называть декоративные растения (не менее 5), выделять существенные признаки декоративных растений. Узнавание лекарственных растений (ромашка, шиповник, календула) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение растений к изучаемой группе, называние лекарственных растений, представление о значении лекарственных растений Узнавать и называть лекарственные растения (не менее 4), относить изученные растения к различным группам (дикорастущие и культурные) с учетом оснований для классификации 13 Комнатные растения. Уход за комнатными растениями Закрепление, уточнение и расширение представлений о комнатных растениях, формирование умения ухаживать за комнатными растениями Комнатные растения. Признаки. Значения для человека. Общие правила ухода. Разнообразие комнатных растений 14 Комнатные растения: герань, бегония, фиалка, традесканция Формирование представлений о многообразии комнатных растений, формирование умение ухаживать за комнатными растениями Разнообразие комнатных растений. Герань. Бегония. Фиалка. Традесканция. Внешний вид 15 Растительный мир разных районов Земли Формирование представлений о разнообразии растительного мира Земли, о зависимости внешнего вида растений от среды обитания Разнообразие растительного мира. Зависимость растительного мира от солнечного тепла. Районы с холодным климатом, умеренным климатом, жарким климатом. Типичные растения Узнавание комнатных растений на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, представление о значении комнатных растений, отнесение отдельных растений к группе комнатных растений, выполнение действий по уходу за растениями под контролем учителя Узнавание герани, бегонии, фиалки, традесканции на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, выполнение действий по уходу за растениями под контролем учителя Узнавать и называть изученные растения (по 1–2 растения), выделять существенные признаки растений холодного и жаркого районов Земли, называть сходные по внешним признакам объекты, известные из других источников, объяснять свое решение, иметь представления о взаимосвязях внешнего вида растения и места обитания Узнавать и называть комнатные растения, относить изученные растения к комнатным на основании сходных признаков, осуществлять деятельность по уходу за комнатными растениями Узнавать и называть изученные комнатные растения, выделять существенные признаки комнатных растений, называть сходные по внешним признакам объекты, известные из других источников, объяснять свое решение Узнавание растений разных районов Земли –(холодных районов, с умеренным климатом, жарких районов) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение изученных растений к разным группам по месту произрастания, называние растений, произрастающих в районах с умеренным климатом 16 Растения нашей страны Формирование представлений о многообразии растительного мира России 17 Растения своей местности: дикорастущие и культурные Закрепить знания о растительном мире России. Обобщить знания о растениях своей местности, формировать представления о растительном мире своего края 18 Красная книга России и своей области (края) Формирование представлений о необходимости охраны природы (растительного мира), знакомство с Красной книгой Разнообразие растений. Типичные представители растительного мира. Тундра (мхи, лишайники). Леса (ель, сосна, береза, дуб). Степь (ковыль, тюльпан). Полупустыни, пустыни (полынь, песчаная акация, саксаул). Зависимость растительного мира от солнечного тепла и количества осадков. Охрана природы Типичные растения своей местности. Культурные растения. Дикорастущие растения Значение растений для жизни человека. Правила поведения в природе. Охрана растений. Красная книга. Растения, занесенные в Красную книгу (лесной ландыш, купальница, колокольчик, кувшинка). Зап-ники Узнавание и называние различных районов нашей страны (тундра, леса, степь, пустыня) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние растений, произрастающих в нашей стране Узнавать и называть изученные растения (по 2–3 растения), выделять существенные признаки растений разных районов России, называть растения, произрастающие в России, известные из других источников, иметь представления о взаимосвязях внешнего вида растения и места обитания Узнавание растения своей местности на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение изученных растений к разным группам, называние растений своей местности Узнавание растений Красной книги (ландыш, колокольчик, кувшинка) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние растений из Красной книги своей местности, представление о значении Красной книги Называть растения, произрастающих в своей местности, отнесение растений своей местности к различным классификациям (деревья, кустарники, травы; дикорастущие, культурные; декоративные Называние растений, включенные в Красную книгу России, известные из других источников, знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе, выполнять доступные возрасту природоохранительные действия ЖИВОТНЫЙ МИР Животные. Разнообразие животных. Различие животных по внешнему виду, местам обитания, размерам, образу жизни, строению тела 19 Разнообразие животного мира Формирование представлений о многообразии животного мира Узнавание животных на иллюстрациях и фотографиях, называние животных 20 Среда обитания животных Формирование представлений о среде обитания животных и многообразии животного мира Животные суши (леса, луга, поля, горы). Птицы. Животные водоемов 21 Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие Формирование представлений о многообразии животного мира на основе имеющихся у школьников знаний 22 Насекомые Формирование представлений о многообразии насекомых Разнообразие животного мира. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Признаки. Среда обитания Насекомые. Признаки. Узнавание насекомых на Внешний вид. Места иллюстрациях и обитания. Значение. фотографиях, называние изученных объектов, представление о значении насекомых в природе Узнавание животных суши, водоемов и птиц на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение животных к разным группам (животные суши, водоемы, птицы) Узнавание насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение животных к разным группам Называние представителей животного мира, выделение признаков животных. Отнесение животных к разным группам в зависимости от классификации (размер, способ передвижения, питание, места обитания, выведение потомства) Узнавание и называние представителей животного мира, обитающих на суше, в воздухе, почве, водоемах; называние животных, известных из других источников, объяснение своего решения Узнавание и называние представителей животного мира, отнесение животных к разным группам с учетом основных признаков, выделение существенных признаков разных групп животных Узнавание и называние насекомых, выделение существенных признаков насекомых 23 Бабочки, стрекозы, жуки Уточнение и расширение представлений о бабочках, стрекозах, жуках Жуки. Бабочки. Стрекозы. Внешний вид. Образ жизни. Значение Узнавание жуков, бабочек, стрекоз на иллюстрациях и фотографиях, отнесение жуков, бабочек, стрекоз к изученной группе животных, называние изученных объектов, представление о значении жуков, бабочек, стрекоз в природе 24 Кузнечики, муравьи, пчелы Уточнение и расширение представлений о кузнечиках, муравьях, пчелах Кузнечики. Пчелы. Муравьи. Внешний вид. Образ жизни. Значение 25 Рыбы Уточнение и расширение представлений о рыбах Рыбы. Признаки. обитания. рыб 26 Морские и речные рыбы Формирование представлений о морских и речных рыбах Пресноводные и морские рыбы. Морские рыбы: сельдь, треска, камбала, лосось. Пресноводные рыбы: карась, окунь, сом, щука. Охрана рыб Узнавание кузнечиков, пчел, муравьев на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение к изученной группе животных, представление о значении кузнечиков, пчел, муравьев в природе Узнавание рыб на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, представление о значении рыб в природе Узнавание морских и пресноводных рыб на иллюстрациях, называние изученных объектов, отнесение к изученной группе животных, представление. Отнесение изученных рыб к морским и пресноводным Строение. Места Значение Узнавание и называние представителей насекомых (жуки, бабочки, стрекозы) в натуральном виде, естественных условиях, картинах; выделение существенных признаков насекомых, наличие представлений о взаимосвязях между изученными объектами и их местом в окружающем мире Узнавание и называние насекомых (кузнечики, пчелы, муравьи) в натуральном виде, естественных условиях, картинах; выделение существенных признаков насекомых, знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе Узнавание и называние рыб, выделение существенных признаков рыб Узнавание и называние рыб морских и речных (не менее 6) в натуральном виде, естественных условиях, картинах; выделение сущ. признаков морских и речных рыб; отнесение рыб к различным группам с учетом различных оснований для классификации 27 Земноводные. Лягушки. Жабы Формирование представлений о земноводных животных на примере жабы и лягушки Земноводные. Признаки. Лягушки. Жабы. Внешний вид. Образ жизни. Питание. Размножение 28 Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы Формирование представлений о пресмыкающихся животных на примере змей, ящериц, крокодилов Пресмыкающиеся. Признаки. Змеи, ящерицы, крокодилы. Внешний вид. Образ жизни. Питание. Размножение 29 Птицы Уточнение и расширение представлений о птицах Птицы. Внешний вид. Признаки. Перелетные птицы. Зимующие птицы. Места обитания. Значение птиц Узнавание земноводных – лягушек и жаб – на иллюстрациях, называние изученных объектов, отнесение лягушек и жаб к изученной группе животных, представление о значении жаб и лягушек в природе Узнавание пресм-щихся – змей, ящериц, крокодилов на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение змей, ящериц, крокодилов к изученной группе животных, представление о значении пресм-щихся в природе Узнавание птиц на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние птиц, представление о значении птиц в природе Узнавание и называние земноводных, выделение существенных признаков земноводных – жаб и лягушек; наличие представлений о взаимосвязях между изученными животными и их местом в окружающем мире Выделение существенных признаков пресмыкающихся, выделение существенных признаков змей, ящериц, крокодилов; наличие представлений о взаимосвязях между изученными объектами и их местом в окружающем мире Узнавание и называние птиц (ворона, синица, воробей, голубь, утка), выделение существенных признаков, наличие представлений о взаимосвязях между птицами и их местом в окружающем мире, называние птиц из тех, которые были изучены на уроках, или известных из других источников, отнесение птиц к разл. группам с учетом различных оснований для классификации (перелетные и зимующие) 30 Ласточки, скворцы, снегири, орлы Формирование представлений о многообразии птиц. Формирование представлений о ласточках, скворцах, снегирях, орлах 31 Лебеди, журавли, чайки Формирование представлений о многообразии птиц. Формирование представлений о лебедях, журавлях, чайках 32 Птицы своего края. Охрана птиц Расширение и уточнение знаний о птицах своей местности Ласточки, скворцы, снегири, орлы. Внешний вид. Образ жизни. Питание Узнавание птиц: ласточек, скворцов, снегирей, орлов на иллюстрациях, называние изученных объектов, отнесение ласточек, скворцов, снегирей, орлов к изученной группе животных, представление. Лебеди, журавли, Узнавание птиц (лебеди, чайки. Внешний вид. журавли, чайки) на Образ жизни. Питание иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение лебедей, журавлей, чаек к изученной группе животных, представление. Отнесение изученных птиц к перелетным или зимующим Типичные своего края. птиц птицы Узнавание птиц на Охрана иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние птиц, обитающих в своей местности Узнавание и называние птиц (ласточки, скворцы, снегири, орлы), выделение существенных признаков, отнесение птиц к различным группам с учетом различных оснований для классификации (перелетные – зимующие, хищные) Узнавание и называние птиц, выделение существенных признаков птиц, наличие представлений о взаимосвязях между внешним видом и образом жизни птиц и их средой обитания, отнесение птиц к различным группам с учетом различных оснований для, называние морских, речных птиц, птиц, живущих около водоемов. Называние птиц, обитающих в своей местности, выделение существенных признаков птиц, наличие представлений о взаимосвязях между птицами и их местом в окружающем мире, отнесение птиц, обитающих в своей местности, к различным группам с учетом различных оснований для классификации знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе, выполнение доступных природоохр. действий 33 Млекопитающие Формирование понятия млекопитающие на основе уточнения и расширения имеющихся представлений Млекопитающие. Признаки. Внешний вид. Детеныши. Травоядные, всеядные, хищники. Среда обитания (суша и вода) 34 Млекопитающие суши Формирование представлений о млекопитающих суши на основе имеющихся знаний Млекопитающие. Узнавание млекопитающих Животные лесов, суши на иллюстрациях и степей, пустынь фотографиях, называние изученных объектов Узнавание млекопитающих на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние млекопитающих, отнесение млекопитающих к разным группам, представление о значении млекопитающих в природе Узнавание и называние млекопитающих в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков млекопитающих, наличие представлений о взаимосвязях между млекопитающими и их местом в окружающем мире, называние млекопитающих из тех, которые были изучены на уроках, или известных из других источников, отнесение млекопитающих к различным группам с учетом различных оснований для классификации (обитающие в воде и на суше, хищные, травоядные, всеядные) Узнавание и называние млекщих суши (лесов, степей, пустынь) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, наличие представлений о взаимосвязях между млек-щими и их местом в окружающем мире, называние млекопитающих из тех, которые были изучены на уроках. 35 Млекопитающие морей и океанов Формирование представлений о млекопитающих морей и океанов Морские животные. Признаки. Внешний вид. Киты. Тюлени. Дельфины Узнавание млекопитающих морей и океанов (китов, дельфинов) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние млекопитающих морей и океанов 36 Домашние животные в городе и деревне Расширение и уточнение представлений о домашних животных 37 Сельскохозяйствен ные животные: лошади Расширение и уточнение представлений о лошадях. Формирование представлений о сельскохозяйственных животных Домашние животные Узнавание домашних (звери и птицы). животных на Признаки домашних иллюстрациях и животных. фотографиях, называние изученных объектов, называние домашних животных, отнесение домашних животных к разным группам (птицы, млекопитающие) , представление о значении домашних животных Животноводство Узнавание лошадей на Лошади. Жеребята. иллюстрациях, называние Внешний вид. Питание. изученных объектов, Использование отнесение лошадей к человеком домашним животным, представление о значении лошадей Узнавание и называние млекопитающих морей и океанов (киты, тюлени, дельфины) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, наличие представлений о взаимосвязях между млекопитающими морей и океанов (внешний вид, образ жизни) и их местом в окружающем мире, называние млекопитающих морей и океанов из тех, которые были изучены на уроках, или известных из других источников, объяснение своего выбора Узнавание и называние домашних животных в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков домашних животных, называние домашних животных из тех, которые были изучены на уроках или известных из других источников, объяснение своего выбора Узнавание и называние лошадей в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков лошадей, отнесение лошадей к разным группам 38 Сельскохозяйствен ные животные: коровы Расширение и уточнение представлений о коровах. Формирование представлений о сельскохозяйственных животных Животноводство. Коровы. Внешний вид. Питание. Использование человеком. Уход и содержание Узнавание коров на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение коров к домашним животным, представление о значении коров Узнавание и называние коров в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков коров, отнесение коров к определенным группам животных с учетом различных оснований для классификации (млекопитающие, домашние, сельскохозяйственные животные) 39 Сельскохозяйствен ные животные: козы, овцы, свиньи Расширение и уточнение представлений о козах, овцах, свиньях. Формирование представлений о сельскохозяйственных животных Животноводство. Свиньи, козы, овцы, бараны. Внешний вид. Использование человеком. Уход и содержание. Узнавание и называние коз, овец, баранов на иллюстрациях и фотографиях, отнесение коз, овец, баранов к домашним животным, представление о значении коз, овец, баранов Узнавание и называние коз, овец, свиней в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков изученных животных 40 Домашние птицы: куры, утки, индюки Расширение и уточнение представлений о курах, утках, индюках. Формирование представлений о сельскохозяйственных птицах Птицеводство. Птицы. Куры, утки, индюки. Внешний вид. Использование человеком. Уход и содержание Узнавание кур, уток, индюков на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение кур, уток, индюков к домашним птицам, представление о значении кур, уток, индюков Узнавание и называние домашних птиц (кур, уток, индюков) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков изученных животных, отнесение домашних птиц к определенным группам с учетом различных оснований для классификаций (птицы, домашние, водоплавающие) 41 Уход за животными в живом уголке или дома Формирование представлений о «живом уголке», правилах ухода за животными в «живом уголке» «Живой уголок». Общие правила ухода за животными в «живом уголке» или дома Узнавание животных «живого уголка» на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, знакомство с правилами выполнения несложных действий по уходу за «живым уголком» под руководством учителя, представление о значении «живого уголка» 42 Аквариумные рыбки Формирование представлений об аквариумных рыбах на основе имеющихся знаний Рыбы. Аквариум. Разнообразие аквариумных рыбок. Гуппи. Золотые рыбки. Внешний вид. Правила содержания и ухода за аквариумными рыбками. 43 Канарейки. попугаи Формирование представлений о декоративных и певчих птицах на основе имеющихся знаний Птицы. Разнообразие певчих и декоративных птиц. Канарейки. Волнистые попугайчики. Внешний вид. Правила содержания и ухода дома или в «живом уголке» Узнавание аквариумных рыбки на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, знакомство с правилами выполнения несложных действий по уходу за аквариумными рыбками под руководством учителя Узнавание певчих и декоративных птиц на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние известных учащимся певчих и декоративных птиц, знакомство с правилами выполнения несложных действий по уходу за певчими и декоративными птицами под руководством учителя Узнавание и называние животных «живого уголка» в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, отнесение животных «живого уголка» к определенным группам (птицы, рыбы, млекопитающие, пресмыкающиеся), знание о правилах по уходу за «живым уголком», выполнение доступных возрасту действий по уходу Узнавание и называние аквариумных рыбок (гуппи, золотые рыбки) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков аквариумных рыбок, знание правил ухода и содержания за аквариумным рыбами. Узнавание и называние певчих и декоративных птиц в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков певчих и декоративных птиц называние певчих и декоративных птиц, которые были изучены на уроке и известны школьникам из других источников, знание, правил ухода и их содержания за декоративными птицами 44 Морские свинки, хомяки, черепахи Формирование представлений о морских свинках, хомяках и черепахах Морские свинки, хомячки, черепахи. Внешний вид. Правила ухода 45 Домашние кошки Расширение и уточнение представлений о домашних кошках Кошки. Разнообразие кошек. Длинношерстные и короткошерстные. Внешний вид. Правила ухода и содержания кошек в доме 46 Собаки Расширение и уточнение представлений о собаках Собаки. Внешний вид. Виды собак: служебные, охотничьи, декоративные. Признаки. Значение. Правила ухода за собаками и содержания их в доме. Узнавание морских свинок, хомячков, черепах на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, знакомство с правилами выполнения несложных действий по уходу за морскими свинками, хомячками, черепахами под руководством учителя Выделение существенных признаков кошек, отнесение кошек к определенным группам (млекопитающие, домашние животные, длинношерстные, короткошерстные) знание правил ухода за кошками и их содержания Узнавание и называние собак на иллюстрациях и фотографиях, отнесение собак к группе домашних животных, знакомство с правилами выполнения несложных действий по уходу за собаками под руководством учителя, представление о значении собак Узнавание и называние животных в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков морских свинок, хомячков, черепах, знание правил ухода за морскими свинками, черепахами, хомяками и их содержания Узнавание кошек на иллюстрациях и фотографиях, отнесение кошек к группе домашних животных, знакомство с правилами выполнения несложных действий по уходу за кошками под руководством учителя, представление о значении кошек Выделение существенных признаков собак, отнесение собак к определенным группам (млекопитающие, домашние животные, служебные, охотничьи, декоративные), знание правил ухода за собаками и их содержания 47 Животные холодных районов Земли Расширение представлений о многообразии животного мира. Формирование представлений о животных холодных районов, зависимости внешнего вида и образа жизни животных от среды обитания Холодные районы. Животные холодных районов. Внешний вид. Образ жизни. Животные суши. Морские животные. Птицы. Белые медведи, тюлени, моржи, северные олени, песцы. Морские птицы. Пингвины Узнавание животных холодных районов Земли (белые медведи, тюлени, моржи, северные олени, песцы, пингвины) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение животных холодных районов Земли к разным группам животных: млекопитающие, птицы 48 Животные умеренного пояса Расширение представлений о многообразии животного мира. Формирование представлений о животных умеренного пояса, зависимости внешнего вида и образа жизни Умеренный пояс. Животные лесов. Животные степей. Травоядные. Хищники. Пресмыкающиеся Узнавание животных умеренного пояса Земли на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение животных умеренных районов Земли к разным группам животных: млекопитающие, птицы Узнавание и называние животных холодных районов Земли (белые медведи, тюлени, моржи, северные олени, песцы, пингвины) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков животных холодных районов Земли, наличие представлений о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания, отнесение изученных животных к определенным группам животных – млекопитающие, птицы, млекопитающие суши, млекопитающие морей и океанов Узнавание и называние животных умеренных районов Земли (не менее 5) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков животных умеренного пояса Земли, наличие представлений о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания, отнесение изученных животных к определенным группам животных – млекопитающие, пресмыкающиеся, птицы. Травоядные. Хищники. Жаркие районы. Животные жарких районов. Львы, слоны, кенгуру, жирафы Узнавание животных жаркого пояса Земли на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение животных жарких районов Земли к разным группам животных: млекопитающие, птицы Разнообразие животного мира. Арктика (белый медведь, тюлень). Тундра (северный олень, песец). Леса (медведь, волк, лиса). Степи, пустыни, полупустыни (змеи, верблюд). Горы (серна, орел). Взаимосвязь образа жизни и природных условий. Охрана природы Формирование Значение животных в представлений о природе. Охрана необходимости охраны животных. Красная природы ( животного мира), книга. Заповедники. знакомство с Красной книгой Заказники. Зоопарки Узнавание животных различных районов нашей страны (тундры, лесов, степей, пустынь, гор) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние животных, обитающих в нашей стране, отнесение животных России к разным группам (птицы, млекопитающие) 49 Животные жарких районов Земли Расширение представлений о многообразии животного мира. Формирование представлений о животных жаркого пояса, зависимости внешнего вида и образа жизни 50 Животный мир нашей страны Формирование представлений о многообразии животного мира России 51 Охрана животных. Заповедники. Красная книга России Узнавание животных Красной книги (тигр, соболь, зубр, пеликан) на иллюстрациях, представление о значении Красной книги Узнавание и называние животных жарких районов Земли (лев, слон, кенгуру, жираф) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков животных жарких районов Земли, наличие представлений о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания, отнесение изученных животных к определенным группам животных – травоядные, хищники Узнавать и называть животных разных районов нашей страны (2–3), выделять существенные признаки животных разных районов России, называть животных, обитающих в России, известных из других источников, иметь представления о взаимосвязях внешнего вида животного и места обитания, отнесение животных к разным группам на основании различных признаков. Узнавать и называть животных, включенных в Красную книгу России, знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе 52 Животные вашей местности. Красная книга области (края) Закрепить знания о растительном мире России. Обобщить знания о животных своей местности, формировать представления о животном мире своего края 53 Как устроен наш организм Расширение и уточнение представлений о строении тела человека. Формирование представлений об организме человека 54 Как работает наш организм Формирование представлений о внутренних органах и их взаимодействии 55 Здоровый образ жизни человека Формирование представлений о здоровом образе жизни Типичные животные своей местности. Млекопитающие. Птицы. Охрана животных. Животные Красной книги ЧЕЛОВЕК Строение тела человека. Туловище. Верхние и нижние конечности. Голова. Внутренние органы. Органы чувств Организм. Органы. Системы органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная. Согласованная работа организма. ЗОЖ. Правила ЗОЖ: соблюдение чистоты, правильное питание, чередование работы и отдыха, закаливание, занятие спортом, отсутствие вредных привычек. Узнавание животных своей местности на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение животных своей местности к разным группам животных (птицы, млекопитающие) Называть животных, обитающих в своей местности, отнесение животных своей местности к различным классификациям (млекопитающие, птицы, рыбы; хищные, травоядные) Узнавание частей тела на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, узнавание и называние органов человека (сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, органы чувств) на иллюстрациях и схемах тела человека Называние частей тела и органов человека (сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, органы чувств) Представление об организме, системах органов и их значении в организме Наличие представлений о взаимосвязях между органами организма человека, знание названий систем органов Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, понимание его значения в жизни человека, выполнение несложных заданий (под контролем взрослого) Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, совершение действий по соблюдению санитарногигиенических норм 56 Осанка Уточнение и расширение представлений о правильной осанке 57 Органы чувств Расширение и уточнение представлений об органах чувств 58 Правила гигиены и охрана органов чувств Формирование знаний о правилах гигиены органов чувств Осанка. Отрицательное влияние плохой осанки на здоровье человека. Профилактика нарушения осанки: зарядка, правильная посадка, равномерное распределение тяжестей при их переносе. Зрение. Слух. Обоняние. Осязание. Вкус. Органы чувств. Глаза. Уши. Нос. Кожа. Значение Узнавание правильной осанки на иллюстрациях и фотографиях. Знание и соблюдение правил здорового жизни, понимание его значения в жизни человека, выполнение несложных заданий (под контролем взрослого) Узнавание органов чувств (глаз, ушей, носа, языка) на иллюстрациях и схемах, называние изученных органов, представление о значении органов чувств Правила гигиены органов зрения. Правила гигиены органов слуха. Правила гигиены органов вкуса, осязания Соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека. Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, понимание его значения в жизни человека, выполнение несложных заданий (под контролем взрослого) Представление о влиянии осанки на здоровье человека, Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, совершение действий по соблюдению санитарногигиенических норм Узнавать и называть изученные органы (глаза, уши, нос, кожа, язык), показывать их на рисунках, схемах, макетах. Отнесение зрения, слуха, осязания, вкуса к органам чувств, представление о взаимосвязи органов чувств в организме и их значении Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, совершение действий по соблюдению санитарногигиенических норм 59 Здоровое питание Формирование представлений о здоровом питании. расширение и уточнение знаний о продуктах питания Пища. Продукты животного и растительного происхождения. Белки, жиры, углеводы. Витамины. Значение. Режим питания Соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека 60 Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены Формирование представлений об органах дыхания и правилах гигиены органов дыхания Органы дыхания. Нос. Легкие. Воздух. Кислород. Гигиена дыхания. Вред курения Узнавание и называние органов дыхания (нос, легкие) на иллюстрациях и схемах, представление о значении органов чувств. Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, понимание его значения в жизни человека, соблюдение правил личной гигиены. 61 Оказание первой медицинской помощи Формирование представлений о первой помощи и правилах ее оказания Первая помощь. Оказание помощи при порезах, царапинах, ушибах, обморожении, ожогах Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, понимание его значения в жизни человека, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого), выполнение несложных заданий по первой доврачебной помощи (под контролем взрослого) Узнавать и называть продукты животного и растительного происхождения, выделять их признаки, относить продукты к соответствующим группам. Знание и соблюдение правил здорового образа питания, совершение действий по соблюдению санитарногигиенических норм Узнавать и называть изученные органы (нос, легкие), показывать их на рисунках, схемах, макетах. Отнесение носа, легких к органам дыхания, представление о взаимосвязи органов в организме и их значении. Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, совершение действий по соблюдению санитарногигиенических норм Знание и соблюдение правил безопасного поведения. Выполнение доступных возрасту мер первой доврачебной помощи 62 Профилактика простудных заболеваний Обращение за медицинской помощью Формирование представлений о специализации врачей и необходимости при заболевании обращаться к врачу 64– Медицинские Уточнение и расширение 65 учреждения нашего представлений о города медицинских учреждениях своего города и их специализации 63 Специализация врачей Формирование представлений о простудных заболеваниях и мерах, принимаемых для профилактики и лечения Простуда. Правила гигиены. Доврачебная помощь. Обращение к врачу. Профилактика простудных заболеваний Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, правил личной гигиены, понимание их значения в жизни человека, выполнение несложных заданий по оказанию первой доврачебной помощи (под контролем взрослого) Поликлиника. Врачи. Педиатр. Терапевт. Лор. Окулист. Медсестра. Пациенты Узнавание врачей на иллюстрациях, фотографиях, называние специализации врачей Медицинские учреждения. Поликлиника. Детская поликлиника. Взрослая поликлиника. Правила поведения в поликлинике. Бюллетень. Диспансер. Аптека Знать медицинские учреждения своего города, знать правила поведения в медицинских учреждениях Знание и соблюдение правил поведения при простудных заболеваниях, знание и соблюдение правил профилактики простудных заболеваний, совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм Выполнение доступных возрасту мер первой доврачебной помощи Называть специализацию врачей (педиатр, терапевт, Лор, окулист), соотносить заболевания внутренних органов и специализацию врача Знать медицинские учреждения своего города, знать правила поведения в медицинских учреждениях 66 Неживая природа 67– Живая природа 68 Обобщение и закрепление представлений о предметах и явлениях неживой природы Природа. Неживая природа. Признаки неживой природы. Планета Земля. Солнечная система. Вода. Воздух. Полезные ископаемые. Почва. Связь живой и неживой природы Обобщение и закрепление представлений о живой природе, умения дифференцировать живую и неживую природу Природа. Живая природа. Признаки. Растения. Животные. Организм человека. Правила гигиены. Связь живой и неживой природы Узнавание и называние изученных предметов на иллюстрациях, фотографиях, отнесение изученных предметов к определенным группам (вода, воздух, полезные ископаемые, почва), называние предметов, относящихся к почве, полезным ископаемым, свойства воды или воздуха, знание элементарных правил безопасного поведения в природе, представление о значении неживой природы в жизни человека Узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, отнесение изученных объектов к определенным группам растения, животные, организм человека), называние объектов, относящихся к растениям, животным, организму человека, знание элементарных правил безопасного поведения в природе, знание правил соблюдения режима дня, личной гигиены, здорового образа жизни; представление о значении живой природы Узнавание и называние изученных предметов неживой природы на картинах, схемах и в натуральном виде, отнесение предметов неживой природы к разным группам, выделение сущ-ных признаков каждой группы. Наличие представлений о взаимосвязях между неживой и живой природой. Узнавание и называние изученных объектов живой природы на картинах, схемах и в натуральном виде, отнесение объектов живой природы к разным группам, выделение существенных признаков разных групп растений и животных. Представление о взаимосвязях между неживой и живой природой. Знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и действий по соблюдению санитарногигиенических норм IX. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса 1. Природоведение. 6 класс : учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина- 3-е издание. М.: Просвещение,2020 г. 2. Лифанова Т. М. Природоведение. Методические рекомендации. 5–6 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. — М. : Просвещение, 2020. — 201 с. 3. Мультимедийное издание «Начальная школа Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1, 2, 3 классы»