Адаптированная РП Природоведение 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский"
МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ"

Приложение к АООП ООО
Утвержденное приказом от
30.08.2022№ 89/2 ОД (с изменениями
приказ от 30.08.2023 г. № 110/2 - ОД)

АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Природоведение»
(вариант 1)
для обучающихся 5 класса

с. Прокопьевская Салда, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I. Нормативно – правовые документы
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с УО
(интеллектуальными нарушениями) приказ № 1599 от 22.12.2014 г.;
- адаптированная основная общеобразовательная программа МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ";
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Вариант 1. Природоведение. Биология. География : 5 – 9 классы / Т.М. Лифанова и др. М.: Просвещение, 2023.

II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Учебный курс «Природоведение» изучается в рамках предметной области «Естествознание» в течение двух лет (в 5 и
6 классах) в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы, и разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599).
Изучение природоведения в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы,
направлено на обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и
явлениями, встречающимися в действительности. В то же время данный учебный предмет для пятиклассников является
подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих,
биологических, географических и исторических знаний.

Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения обучающимися учебным
материалом. При составлении программы учитывались следующие особенности: неустойчивое внимание, малый объем
памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза,
сравнения. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Содержание обучения природоведению реализуется в адекватных ему типах и формах организации учебной
деятельности. Эффективное усвоение содержания курса обучающимися с интеллектуальными нарушениями возможно при
использовании различных форм организации обучения и разнообразных дидактических методов и приемов, поэтому в
включены формы организации обучения: уроку и экскурсии. Определены требования к урокам и экскурсиям, их типы,
структура, задачи, описываются некоторые методические приемы работы, даются примеры из курса природоведения.
Значительное место в курсе природоведения занимают опыты, наблюдения, работа с учебником, выполнение заданий
в тетради на печатной основе. Необходимо применять разнообразные методические приемы работы с данными пособиями
при формировании природоведческих представлений и понятий.
В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять логику курса: Вселенная —
Солнечная система — планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (земная
поверхность, полезные ископаемые, почва), гидросфера (вода, водоемы).
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся целостную картину окружающего мира,
показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Одной

из

задач

курса

«Природоведение»

является

формирование

мотивации

к

изучению

предметов

естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы,
которые опираются на личный опыт обучающихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на
уроках.

Формирование природоведческих (а в дальнейшем биологических и географических) понятий невозможно без
усвоения соответствующей лексики. На каждом уроке учитель проводит систематическую работу по введению в
пассивный и активный словарь новых названий и терминов, обучает описывать изучаемые объекты и явления.
Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение
изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих
представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений,
предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию
опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под
руководством учителя. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные
работы, выполняются совместно с учителем.
Изучение природоведения в 5 классе имеет своей целью освоение знаний о многообразии природных объектов,
развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и
применение практических сведений в повседневной жизни обучающимися с нарушениями интеллекта.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
- формирование элементарных представлений о взаимосвязи между живой и неживой природой;
- формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др.;
- формирование предметных и общеучебных умений и навыков;
- воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам,
знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

- формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными,
выращивание комнатных растений и культурных растений);
- формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и
правила здорового образа жизни;
- развитие положительных качеств и свойств личности.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы
работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов: методов организации
и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический); методов стимулирования и
мотивации учебно-познавательной деятельности; методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебнопознавательной деятельности; методов исследования (наблюдение, анкетирование).
III. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
учебный предмет «Природоведение» входит в образовательную область «Естествознание» и является обязательной частью
учебного плана.
Рабочая программа по предмету «Природоведение» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 68
часов в год, т.е. 2 часа в неделю (34 учебных недели).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного процесса
Поскольку преподавание данного предмета направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития
обучающихся, в процессе знакомства с природой необходимо развивать наблюдательность, речь, мышление, учить

устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязь живых организмов с неживой природой,
взаимосвязь человека с неживой природой, влияние на нее.
V. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение двух видов результатов: личностных и
предметных.
Личностные результаты освоения:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного
предмета «Природоведение», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:

- формирование интереса к изучению природоведения;
- коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
- овладение нормами экологического поведения в природной среде, с сохранением собственного здоровья.
В программе 5 класса по предмету «Природоведение» предусмотрено два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является
обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным
для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием
к продолжению образования по данному варианту программы.
Минимальный уровень
- узнавание и называние изученных объектов (формы
поверхности,
водоемы,
небесные
тела,
основные
достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях,
фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов, их роли
в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным группам
(нефть – горючее полезное ископаемое);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же
изучаемой группе (полезные ископаемые);
- соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни,
понимание их значения в жизни человека;
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в
природе и обществе (под контролем взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя;
- адекватная оценка своей работы, проявление к ней
ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном
виде в естественных условиях; знание способов получения
необходимой информации об изучаемых объектах по
заданию учителя;
- представления о взаимосвязях между изученными
объектами, их месте в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с
учетом различных оснований для классификации (золото –
полезное ископаемые, металлы, цветные металлы,
драгоценные (благородные) металлы);
- называние сходных по определенным признакам объектов
из тех, которые были изучены на уроках, известны из других
источников; объяснение своего решения;
- выделение существенных признаков групп объектов;
- знание и соблюдение правил безопасного поведения в
природе и обществе, правил здорового образа жизни;
- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление
желания рассказать о предмете изучения, наблюдения,

заинтересовавшем объекте;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при
наличии
предваряющего
и
итогового
контроля),
осмысленная
оценка
своей
работы
и
работы
одноклассников, проявление к ней ценностного отношения,
понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- совершение действий по соблюдению санитарногигиенических норм в отношении изученных объектов и
явлений;
- выполнение доступных возрасту природоохранительных
действий
Изучение предмета «Природоведение» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных
действий:
Личностные учебные действия
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию
нашей страны;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей страны, ее населению,
традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения
затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьей учебника,
наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.);

- формирование готовности обращаться к взрослым и сверстниками в бытовых ситуациях на прогулке, в парке, в
столовой;
- формирование готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о правилах поведения в быту и в
природе (соблюдение правил пользования водой в быту, правила проветривания помещений);
- формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование знаний
безопасного (правильного) поведения в природе и в быту (например, соблюдение техники безопасности при пользовании
газовой плитой, проветривание помещений, мер, принимаемых для очистки воды и поддержания чистоты воздуха,
измерение температуры воды, воздуха);
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Знакомство с многонациональным населением
страны, традициями и обычаями населения, природными и культурными достопримечательностями нашей страны,
достижениями науки (полеты в космос, переработка полезных ископаемых), формирование стремления поддерживать и
соблюдать традиции своего региона и своей страны, формирование бережного отношения к природным богатствам
(ресурсам) нашей страны – экологическое воспитание;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков
социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и
др.).
Коммуникативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
Регулятивные учебные действия:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с
учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные:
- умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами;
- наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
VI. Содержание учебного материала
«Введение» (2 ч)
Что такое природоведение? Знакомство с учебником, рабочей тетрадью. Зачем необходимо изучать природу. Живая
и неживая природа. Живая природа: растения, животные, человек.

«Вселенная» (7 ч)
Небесные тела: планеты, звезды, созвездия. Космос. Наука астрономия. Ученые-астрономы. Для чего изобрели
телескоп. Карта звездного неба. Обсерватория. Солнечная система. Вселенная. Солнце-звезда. Солнце - раскаленное
небесное тело. Солнечные лучи. Почему Солнце кажется нам большим, а остальные звёзды маленькими. Зачем всему
живому на Земле необходимо Солнце. Небесные тела Солнечной системы планеты (Меркурий, Венера, Земля, Марс,
Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун), спутники планет, астероиды. Откуда планеты получили свои названия. Расстояние планет
Солнечной системы от Солнца, последовательность их расположения от Солнца. Земля - единственная планета Солнечной
системы, на которой есть жизнь. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Сергей Павлович Королев –
советский ученый, конструктор ракетно-космических систем, основоположник советской космонавтики. Первый
искусственный спутник Земли. Для чего они нужны в настоящее время. Телескоп, его применение. Межпланетные
автоматические станции и для чего их используют. Полеты в космос. Космодром. Космонавты. Юрий Алексеевич Гагарин
- первый космонавт, который облетел нашу планету на космическом корабле «Восток», Герой СССР. День космонавтики,
история праздника. Валентина Николаевна Терешкова – первая женщина космонавт. Жизнь космонавтов на орбитальной
космической станции. Смена дня и ночи. Ось Земли. Какие движения Земли вызывают смену дня и ночи. Разное время
суток - утро, день, вечер, ночь. Из-за чего день сменяется вечером, а вечер - ночью. Занятие школьников в разное время
суток. Восход и закат Солнца. Разница во времени в разных точках земного шара. Смена времен года. Сезонные изменения
в природе. Полный оборот земного шара вокруг Солнца. Времена года. Последовательность времен года. Признаки
каждого времени года. Красота природы в разные времена года. Перемена одежды и занятий людей в зависимости от
времени года. Экватор. Северное и Южное полушария нашей планеты. День летнего солнцестояния - самый длинный день
в году. Самый короткий день в году - день зимнего солнцестояния.
Практические работы: зарисовка звездного неба, формы Земли и Луны, космического корабля.

Наш дом – Земля (44 ч.)
Воздух (9 ч.)
Планета Земля. Чем наша планета отличается от других планет Солнечной системы. Значение Солнца для Земли.
Предметы и явления живой и неживой природы. Зависимость живой и неживой природы. Оболочки планеты. Гидросфера.
Вода на Земле. Литосфера. Суша. Атмосфера. Воздух. Биосфера. Люди, растения и животные. Значение воздуха для жизни
на Земле. Воздушная оболочка нашей планеты. Её значение. Воздух. Из смеси каких газов он состоит. Кому необходим
воздух. Что может случиться с Землей, если исчезнет кислород. Углекислый газ. Кому нужен углекислый газ. Что спасает
людей от отравления углекислым газом. Свойства воздуха. Атмосфера. Проведение опытов. Объём воздуха, сколько места
он занимает. Какого цвета воздух. Воздух легче воды. Где можно увидеть воздух. Зачем нужно рыхлить землю на огороде
и в цветочных горшках. Теплопроводность воздуха. Почему звери и птицы не мерзнут зимой. Почему человек носит
шерстяную одежду. Как человек использует свойства воздуха. Применение свойств воздуха при водолазных работах. Как
устроен термос. Давление и движение воздуха. Сжатие воздуха. Упругость воздуха. Свойства теплого и холодного воздуха.
Определение движения воздуха. Проведение опыта. Применение знаний о свойствах воздуха человеком. Температура
воздуха. Термометр. Почему люди меняют одежду зимой и летом. Температура воздуха в разные времена года и время
суток. Прибор для измерения температуры воздуха на улице и в помещении. Устройство термометра. Правила пользования
им. Благоприятная температура воздуха для человека. Определение температуры воздуха в кабинете, на улице. Шведский
ученый Андерс Цельсий. Движение воздуха в природе. Ветер. Что полезного может сделать ветер и какие беды он может
принести. Теплый и холодный ветер. Флюгер - прибор для определения направления ветра. Почему воздух быстро
движется и дует сильнее. Сила ветра. Ураган. Вред, наносимый ураганом. Буря, шторм. Буран. Состав воздуха (кислород,
углекислый газ, азот). Кислород, его значение и применение. Свойство кислорода поддерживать горение. Важность
кислорода для человека, животных и растений. Кислород в медицине, его применение. Значение и применение углекислого

газа, какие вред и пользу он может приносить человеку. Охрана воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Поддержание
чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Полезные ископаемые (14 ч.)
Виды полезных ископаемых (твердые, жидкие, газообразные). Их значение, способы добычи. Свойства полезных
ископаемых. Месторождение. Геологи. Россия – богатая полезными ископаемыми страна. Бережное, разумное и экономное
отношение к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов (7 ч.)
Гранит. Известняк. Строительные полезные ископаемые. Какие материалы для стройки изготавливают из
строительных полезных ископаемых. Гранит, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется.
Известняк, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Виды известняка. Мрамор. Обыкновенный
известняк. Мел. Почему мрамор называют самым ценным камнем. Почему Москву называли белокаменной. Песок,
внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Глина, внешний вид, свойства, места добычи, где и для
чего используется. Подземная питьевая вода. Колодцы, скважины. Проницаемые и водонепроницаемые полезные
ископаемые. Использование глины в медицине.
Горючие полезные ископаемые (2 ч.)
Полезные ископаемые, которые могут гореть. Торф, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего
используется. Торфяники. Торф как полезное ископаемое. Почему нельзя разводить костры на торфяниках. Каменный
уголь, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Окаменелости в залежах угля и торфа. Добыча и
использование каменного угля. Способы добычи каменного угля. От чего зависит способ добычи. Карьер. Шахта.
Шахтеры. Обозначение месторождений угля на карте. История открытия Печорского месторождения каменного угля.
Нефть – самое важное полезное ископаемое. Внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Отличие
нефти от каменного угля. Основное свойство нефти. За что нефть ценят во всем мире. Танкер. История происхождения

нефтяных месторождений, их обозначение на карте. Крупные месторождения нефти в России. Добыча и использование
нефти. Основные свойства нефти. Буровая – место добычи нефти. Нефтяники. Нефтеперерабатывающие заводы.
Нефтепровод. Хранилища для хранения нефти. Использование нефти. Почему нефть называют «черным золотом».
Продукты переработки нефти. Утечка нефти, почему она происходит, ее последствия. Почему очень важно не допустить
утечку нефти. Природный газ, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Правила обращения с
газом в быту. Газовый счетчик. Как вести себя, если вы почувствовали запах газа. Крупнейшие месторождения газа в
России. Как обозначаются на кате месторождения газа.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (5 ч.).
Черные металлы. Различные способы добычи железной руды, от чего они зависят. Как из железной руды человек
получает сталь и чугун. Сталь, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Чугун, внешний вид,
свойства, места добычи, где и для чего используется. Различные виды стали и чугуна. Свойства черных металлов: цвет,
блеск, твердость, упругость, теплопроводность, ржавление, пластичность. Отличие стали и чугуна. Предметы, сделанные
из металла. История развития российского производства чугуна. Обозначение месторождений железной руды на карте.
Цветные металлы. Отличие цветных металлов от черных. Применение цветных металлов. Алюминий, внешний вид,
свойства (цвет, твердость, пластичность, устойчивость к ржавлению, теплопроводность), места добычи, где и для чего
используется. Отличие алюминия. Медь, внешний вид, свойства (цвет, твердость, пластичность, устойчивость к
ржавлению, теплопроводность, места добычи, где и для чего используется. Отличие меди. Применение цветных металлов.
История знакомства людей с металлами, когда и как человек научился применять металлы и какие из них он узнал
первыми. Благородные (драгоценные) металлы. Золото, серебро, платина. Их отличие, внешний вид. Где используются
благородные металлы. Самородок. Благородные металлы в промышленности, медицине, ювелирном деле. Ювелир.
Благородные металлы в слитках и монетах. Охрана полезных ископаемых. Как люди используют полезные ископаемые.

Значение полезных ископаемых в жизни человека. Как избежать исчезновения запасов полезных ископаемых. Последствия
добычи и переработки полезных ископаемых. Бережное отношение к богатствам природы.
Вода (14 ч.)
Вода в природе. В каком виде вода встречается на нашей планете (моря, океаны, реки, озёра, водопады, ручьи). Роль
воды в питании живых организмов. Значение воды в жизни человека, животных, растений. Бережное отношение к воде.
Свойства воды. Текучесть. Способность воды растворять некоторые твердые вещества. Запах воды, что можно
определить по запаху. Цвет воды, имеет ли вода цвет. Вкус воды. Соленая и пресная вода на нашей планете. Растворимые и
нерастворимые вещества. Раствор. Применение растворов. Минеральная вода. Морская вода. Питьевая вода. Уровень
солености морской воды. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Чистая вода, ее свойства. Фильтры для очистки
воды. Очистные сооружения. Можно ли любую чистую воду считать питьевой. Музей воды в Москве. Куда девается,
использования человеком, грязная вода. Три состояния воды (твердое, жидкое, газообразное). Примеры воды в разных
состояниях. Температура воды и её измерение. Единица измерения температуры воды – градус. Температура плавления
льда и кипения воды. Когда вода превращается в лёд. Что происходит с водой при её кипении. Красота воды. Расширение
воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Что происходит при нагревании и
охлаждении воды. Применение знаний о свойствах воды в быту. Работа воды в природе. Образование оврагов, пещер,
ущелий. Наводнение. Дамба, что это такое и для чего человек их строит. Значение воды в природе. Использование воды в
быту, промышленности и сельском хозяйстве. Дождевальная установка. Гидроэлектростанция. Водохранилище. Экономия
питьевой воды. Количество пресной воды на нашей планете, в России. Запасы пресной воды. Вода в природе: осадки
(дождь, снег, град), воды суши. Круговорот воды в природе. Пресная вода. Как на карте обозначают различные водные
объекты. Воды суши: ручьи, реки. Родник. Начало реки. Куда впадают реки. Использование человеком рек. Бережное
отношение и охрана рек. Крупнейшие реки России. Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища. Естественные и
искусственные водоемы, их образование. Озера, болота, пруды, водохранилища, их отличие. Использование этих водоемов

человеком. Озера России. Байкал – самое глубокое озеро в мире. Чем опасно болото. Моря и океаны. Отличие моря от
океана. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Порт. Как человек использует океаны и моря.
Охрана и бережное отношение к океанам и морям. Животный мир морей и океанов. Его значение для человека. Охрана
воды. Использование воды человеком. Бережное отношение к водоемам. Что люди делают для охраны водоемов.
Поверхность суши. Почва (6 ч.)
Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги. Равнина – благоприятное место для жизни человека. Вред,
приносимый оврагами. Борьба с образованием оврагов. Горы. Долины. Ущелья. Горные реки. Польза гор. Альпинизм.
Почему людям нравиться отдыхать в горах. Польза лесов, растущих на склонах гор. Почва - верхний слой земли. Состав
почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная (глина, песок и соли) и органическая
(перегной) часть почвы. Питательные вещества в почве. Разнообразие почв. Песчаные почвы. Глинистые почвы.
Чернозёмные почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и
удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным
свойствам. Почва характерная для нашего края. Чернозёмные почвы России. Основное свойство почвы – плодородие.
Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Удобрения для почвы. Охрана почвы. Эрозия почв. Значение
почвы для человека, животных, растений. Главное свойство почвы. Мероприятия, проводимые человеком для сохранения
плодородности почвы, улучшения её состава. Охрана почвы – задача всех людей на Земле. Международная организация
«Гринпис».
Лабораторная работа: давление и движение воздуха.
Практические работы: проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы. Зарисовка форм
поверхности суши. Составление таблицы «Полезные ископаемые». Заполнение схемы «Воды суши». Изготовление макетов
форм поверхности суши. Изготовление плакатов по темам «Охрана воды, воздуха, почвы».
Экскурсии к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли, водоёмы).

Есть на земле страна Россия (14 ч.)
Россия – Родина моя. Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Символы России. Россия – самое большое
государство в мире. Цвета физической карты. Границы России (сухопутные и морские). Пограничники. Моря и океаны,
омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого и Тихого океана. Черное, Азовское и Балтийское моря. Гейзеры.
Дюны. Арктика. Цунами. Равнины и горы на территории нашей страны. Восточно-Европейская равнина. ЗападноСибирская равнина. Уральские и Кавказские горы. Урал – страна малахита. Реки и озера России. Озеро Байкал, Каспийское
море, реки Волга, Енисей, Обь, Лена, Амур. Москва – столица России. История основания и развития Москвы.
Достопримечательности. Москва – промышленный город. Красная площадь, Кремль, Московский зоопарк. Виды
транспорта в столице. Санкт – Петербург. Река Нева. История основания Санкт – Петербурга. Достопримечательности
(Зимний дворец, Эрмитаж, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Невский проспект, разводные мосты. Города
золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий. Древние города России. Достопримечательности. Нижний
Новгород, Казань, Волгоград. Достопримечательности. Новосибирск, Владивосток. Достопримечательности. Пять озёр
Омской и Новосибирской областей. Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России. Ваш город.
Важнейшие географические объекты региона. Поверхность, водоёмы. Занятия населения. Достопримечательности.
Практические работы: зарисовка государственного флага России. Подбор иллюстраций (достопримечательности
городов, представителей народов нашей страны, изделия народных промыслов и т.д.). Изготовление альбома «Россия –
наша Родина». Нахождение России на политической карте. Составление рассказа о своем городе (поселок, село, деревня).
Изготовление альбома «Наш город, поселок, село, деревня».
Экскурсии по городу или поселку (природные объекты, промышленные или сельскохозяйственные предприятия,
краеведческий музей, достопримечательности своей местности).

VII. Реализация программы воспитания
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, учет возрастных
особенностей обучающихся, ведущий вид деятельности, а так же их образовательные потребности и потенциальные
возможности. Воспитательный потенциал урока реализуется через интеграцию получаемых знаний на уровень
эмоционального переживания. Совокупность этих факторов в процессе

организации

обучения

и

воспитания

обеспечивает:
- установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному
восприятию обучающимися требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке (занятии)
информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими
(педагогами) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- разработка уроков, экскурсий, направленных на практикоориентированный подход, расширение образовательного
пространства школьного предмета, воспитание любви к природе, родному краю. Проведение уроков за пределами школы –
интерната: в окружающем образовательную организацию лесном массиве, в детской районной библиотеке, зоопарке,
краеведческом музее;

- применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми. Применение на уроках (занятиях) таких форм как квесты, викторины, брейн – ринги,
игры – провокации, игры – демонстрации и пр.;
- организация предметных, тематических декад с целью развития познавательной и творческой активности,
раскрытия способности обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
- включение в урок игровых элементов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний
(двигательная активность на уроке, уроки – путешествия, турниры, викторины, сюрпризные моменты и пр.), налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока
(поощрение, создание ситуации успеха, сотворчество, поручение важного дела и пр.).
Планируемые мероприятия:
Месячник охраны природы – октябрь
Туристско – краеведческая декада – октябрь
Праздник Урожая – октябрь
Декада «Копилка экологических знаний» - ноябрь
Декада «О братьях наших меньших» - ноябрь
Акция «Сохрани еловый лес - место сказок и чудес» - декабрь
Акция «Покормите птиц зимой» - декабрь
Эколого – трудовые десанты – апрель
«Всероссийский экологический субботник» - май
Сезонные экскурсии на природу – в течение года
Посещение КСК «Белая лошадь», СОЦ «Сова» - в течение года
Туристическая прогулка «Бажовская верста» - сентябрь

VIII. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
дата
Введение
1

тема

содержание

Что
такое Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Ознакомление с
составом слова «природоведение», высказывание и обоснование
природоведение?

Таблица «Условные знаки календаря
погоды» Видеоролики о
явлениях природы (осадки, вулканы,
шторма и т.д.).

Живая и
неживая
природа

Слушание объяснений учителя о живой и неживой природе
(приведение примеров). Дифференцирование живых и
неживых объектов природы. Анализ и выявление
закономерностей. Оперирование терминами живая и
неживая природа. Работа в парах с раздаточным
материалом.

Слайды с картинками живой и
неживой природы. Набор картинок с
живой и неживой природой для
каждой пары учеников.

Небесные тела:
планеты, звезды

Анализ наблюдений за ночным звездным небом.
Рассматривание картин звездного неба. Слушание
объяснений учителя. Работа со словарём, определение
слова «астрономия». Выявление закономерностей и
отличий: звезды, планеты - небесные тела. Анализ понятия
«космос»
(пространство между небесными телами). Оперирование
терминами небесных тел (звезды, Солнце, планеты) и их
признаков. Анализ проблемных ситуаций. Работа с
учебником. Выявление закономерностей.
Слушание объяснений учителя. Анализ плаката
«Солнечная система». Выявление значения Солнца для
жизни на Земле. Работа с учебником, анализ иллюстрации
«Солнечная система». Знакомство с названиями планет
Солнечной системы. Работа со словарём, определение
«Солнечная система», работа в тетради. Анализ
проблемных ситуаций. Работа с учебником. Разбор
просмотренного видеоролика.

Карта звездного неба. Видеоролики о
космосе (планета, звезды). Учебник
«Для любознательных»

своих предположений; с условными знаками календаря, анализ
символов, перенос в тетрадь.
Выявление закономерностей явлений природы,
моделирование определения. Знакомство с понятиями
«Природные явления»

2

Вселенная
3

4

МТО

Солнце. Солнечная
система

Плакат «Солнечная
Система». Видеоролик о
Солнечной системе.

5

Исследование
космоса

6

Полеты в космос

7

Смена дня и ночи

8

Смена времен
года

9

Экскурсия «Осенние
явления в природе»

Слушание объяснений учителя об освоении космоса и его
значении. Выявление закономерностей: искусственный
спутник Земли, отличительный признак от естественного
спутника Луны. Работа с учебником, тетрадью. Анализ
понятия «космонавт». Разбор просмотренного
видеоролика. Перенос в тетрадь изображения спутника или
космического корабля.
Просмотр видеоролика с последующим обсуждением
увиденного. Анализ проблемных ситуаций (о загрязнении
космоса человеком; дописывают фразу «Я бы хотел(а)
побывать в космосе, чтобы…»). Слушание объяснений
учителя о космическом туризме.

Иллюстрации: искусственные
спутники, космические корабли.
Портреты Ю.А. Гагарина и В.В.
Терешковой. Видеоролики:
-запуск ракеты
- орбитальная
космическая станция
Видеоролики:
-полет Ю. Гагарина
-жизнь и быт космонавтов на
орбитальной станции
-выход человека в космос
-приземление космонавтов
Иллюстрации и фотографии частей
суток.
Видеоролики:
-восход Солнца
-закат Солнца.
Схема смены дня и ночи. Глобус.

Анализ о временных единицах: сутки-день -ночь -24 часа.
Работа с раздаточным материалом (определение, частей
суток). Просмотр видеоролика с последующим
определением и обоснованием явлений (восход и закат
Солнца, смена дня и ночи). Анализ модели «Вращение
Земли вокруг своей оси». Выявление закономерности:
смена дня и ночи. Работа с учебником, тетрадью (зарисовка
рисунка: «Смена дня и ночи»).
Анализ иллюстрации и фотографии с изображением времен Иллюстрации и фотографии с
изображением времен года.
года. Выявление закономерностей. Рассуждение, почему
Видеоролик о временах года.
меняются времена года. Слушание объяснений учителя о
Демонстрация модели теллурия.
причинах смены времен года. Демонстрация модели
Набор карточек с временами года для
теллурия. Просмотр видеоролика о временах года с
последующим обсуждением. Работа в парах с раздаточным каждой пары учеников.
материалом. Работа с учебником. Анализ рисунка «Смена
времен года». Работа в тетради.
Отчет об экскурсии:
Слушание объяснений учителя о цели экскурсии,
1. Дата.
составлении отчета, правилах поведения и технике
2. Календарь погоды.
безопасности. Анализ закономерностей сезонных
3. Осенние явления в природе.
изменений в природе и жизни людей. Составление отчета
4.Деятельность людей осенью.
по плану. Анализ
5.Чем ты помог взрослым осенью?
6.Рисунок по теме.

Наш дом - Земля
10
Планета Земля

Воздух
11

Воздух вокруг нас.
Значение воздуха

12

Свойства воздуха

13

Давление и движение
воздуха

14

Измерение
температуры воздуха.
Термометр

Анализ понятий: Солнечная система, Земля – планета, Схема «Солнечная система».
отличие Земли от других планет; вращение Земли вокруг Фотографии земли и космоса.
собственной оси и вокруг Солнца. Слушание объяснений Глобус
учителя о форме Земли, ее основных оболочек - вода,
суша, воздух. Работа с учебником. Анализ рисунков и
выявление закономерностей (водная оболочка, суша,
воздух). Работа в тетради.
Слушание объяснений учителя, о значении воздуха для
растений, животных и человека. Демонстрация опытов по
определению: воздуха в почве, в кусочке сахара, в пустом
стакане. Анализ закономерностей (воздух окружает нас со всех
сторон). Работа с учебником. Анализ фото «Атмосфера Земли и
космоса». Слушание объяснений учителя о составе воздуха.
Просмотр видеоролика о воздухе. Выявление понятия:
«Воздух». Работа в тетради (зарисовка одного из опытов).
Демонстрация опытов о свойствах воздуха с последующим
обоснованием. Работа в тетради (свойства воздуха). Работа с
учебником, анализ иллюстраций. Рассуждение, где используется
сжатый
воздух,
как
человек
использует
плохую
теплопроводность воздуха. Работа в тетради (зарисовка
«Свойства воздуха»).
Слушание объяснений учителя, при каких условиях воздух
становится упругим.
Демонстрация опыта (надувание
воздушного шара). Слушание объяснений учителя о теплом и
холодном воздухе. Демонстрация опыта (о движении теплого
воздуха вверх, холодного вниз). Анализ жизненных ситуаций.
Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради
(зарисовка одного из опытов). Просмотр и анализ видеоролика
об изобретении воздушного шара.
Слушание объяснений учителя, о назначении и устройстве
термометра. Изучение понятия «термометр». Виды и назначения
термометров. Определение воздуха в классе, за окном. Изучение
понятия положительная (+) и отрицательная (-) температура.
Демонстрация опыта (измерение температуры холодной и
горячей воды; показания термометра). Работа в тетради
(зарисовка одного из опытов).

Оборудование для демонстрации
опытов.
Видеоролик о воздухе.

Демонстрации опытов:
1. сжатие и упругость воздуха
2. теплопроводность
Демонстрация предметов со сжатым
воздухом (мяч, шарик)
Демонстрация насоса и его работы
Воздушные шарики.
Оборудование для демонстрации опыта,
показывающего движение теплого и
холодного воздуха (свеча).
Видеоролик о воздушном шаре.

Набор разных по назначению
термометров. Оборудование для
демонстрации изменения температуры
воды.

15

Движение воздуха в
природе. Ветер

16

Состав воздуха.
Кислород, его
значение и
применение

17

Состав воздуха.
Углекислый газ и азот

18

Значение и охрана
воздуха

Проговаривание свойств воздуха (теплый поднимается вверх,
холодный-вниз). Слушание объяснений учителя, о значении
воздуха в природе, о ветре. Работа в тетради (определение
ВЕТЕР). Анализ жизненных ситуаций (примеры о разной силе
ветра в природе). Работа с учебником, анализ иллюстраций
(ветер разной силы; что заставляет воздух двигаться). Просмотр
и анализ видеоролика (о природных явлениях с разной силой
ветра). Размышление об использовании человеком ветра.
Анализ диаграммы «Состав воздуха», определение: воздух – это
смесь газов. Перечисление названий газов, входящих в состав
воздуха; выявление какого газа больше всего; объяснение, что
такое примеси и как они попадают в воздух. Демонстрация
опыта (кислород поддерживает горение). Слушание объяснений
учителя, о применении свойств кислорода. Выявление
закономерностей: для чего кислород необходим в природе.
Работа в тетради (кислород поддерживает горение и дыхание).
Размышление: как кислород образуется в воздухе. Просмотр и
анализ видеоролика о фотосинтезе.
Работа с диаграммой «Состав воздуха», свойства, значение и
применение кислорода. Слушание объяснений учителя, об азоте
и углекислом газе. Демонстрация опыта (углекислый газ не
поддерживает горение). Анализ свойств углекислого газа, его
применение. Работа в тетради (рисунок – углекислотный
огнетушитель). Слушание объяснений учителя, о применениях
углекислого газа в быту, хозяйстве и промышленности. Работа с
учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради (свойства
углекислого газа).
Размышление выражения: «Нужен как воздух».
Анализ жизненных ситуаций (где и как используется воздух в
жизни живых существ и в хозяйстве). Слушание объяснений
учителя, о значении и применении воздуха. Просмотр и анализ
видеоролика о чистом и грязном воздухе. Анализ жизненных
ситуаций
(источники
загрязнения
и
меры
по
их
предупреждению). Размышление: «почему вредно дышать
загрязненным воздухом?». Работа с учебником, анализ
иллюстраций о правилах здорового образа жизни. Просмотр и
анализ видеоролика о вреде курения. Размышление: «что мы
можем сделать для чистоты воздуха».

Иллюстрации и фотографии ветра
разной силы. Видеоролики о ветре
разной силы (ураган, шторм). Веера из
бумаги.

Диаграмма «Состав воздуха».
Оборудование для демонстрации
свойства кислорода (поддерживать
горение).
Видеоролик о фотосинтезе

Диаграмма «Состав воздуха».
Демонстрация опыта – углекислый газ
не поддерживает горение.
Образцы газированной и негазированной
минеральной воды.

Плакат с выражением «Нужен как
воздух».
Видеоролик о чистом и грязном воздухе.
Видеоролик о вреде курения

19

Обобщение по теме
«Воздух

Полезные ископаемые
Полезные ископаемые
20

Работа с учебником, анализ иллюстраций о составе и
свойствах воздуха. Комментирование раздела учебника
«Для повторения».
Выполнение КИМов.

Демонстрация коллекции
«Полезные ископаемые».
Понятия: «полезные», «ископаемые». Виды полезных
ископаемых и их свойства. Работа с учебником, анализ
иллюстраций о видах полезных ископаемых и их
свойствах. Размышление: «нужно ли охранять землю при
добыче полезных ископаемых?». Слушание объяснений
учителя об экологии. Работа в тетради.
Полезные ископаемые. Анализ жизненных ситуаций (где и как используются
21
Виды, значение,
полезные ископаемые в хозяйстве). Составление плана
способы добычи
урока. Слушание объяснений учителя о способах добычи
полезных ископаемых и их свойствах. Просмотр
видеоролика с последующим обсуждением увиденного.
Размышление: «нужно ли охранять землю при добыче
полезных ископаемых?». Работа в тетради.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов
Гранит, известняк
Демонстрация образцов гранита и известняка. Слушание
22
объяснений
учителя
о
применении
гранита
в
строительстве. Размышление: «где видели объекты из
гранита». Просмотр видеоролика об известняке, его
происхождении, отличии свойств от гранита, с
последующим обсуждением увиденного. Размышление:
«может ли известняк применяться так же как гранит,
почему?». Работа с учебником, анализ иллюстраций.
Работа в тетради.
Песок, глина
23
Демонстрация образцов песка и глины. Размышление: «Где
видели песок и глину», «Где добывается песок, глина,
гранит?». Слушание объяснений учителя о свойствах и
применении песка и глины. Рассматривают иллюстрации с
изображением изделий из песка и глины, образцы изделий
из фарфора и стекла. Просмотр видеоролика. Анализ
просмотренного. Работа с учебником, анализ иллюстраций.
Работа в тетради (зарисовки изделий из песка и глины).

Тестовые задания по разделам «Планета
Земля» «Воздух». Видеоролики о
природе.

Коллекции «Минералы и горные
породы». Иллюстрации о добыче
полезных ископаемых.

Коллекция полезных ископаемых.

Коллекция полезных ископаемых (песок,
глина). Иллюстрации изделий из песка и
глины.
Видеоролик – изготовление фарфора и
стекла. Образцы изделий из глины
(чашки, тарелки, вазы, кирпичи.
Образцы изделий из песка(из стекла)

24

25

26

27

28

Горючие полезные
ископаемые. Торф

Слушание объяснений учителя о горючих полезных
ископаемых, об образовании торфа. Демонстрация
коллекции
«Топливо»,
образцы:
торф-удобрение,
стаканчики для рассады из торфа. Рассказ о применении
торфа, в т.ч. в годы ВОВ. Просмотр видеоролика о добыче
торфа. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в
тетради.
Каменный уголь.
Демонстрация образцов угля. Размышление: «Что мы знаем
Свойства, добыча,
об угле». Слушание объяснений учителя об образовании
использование
угля в природе. Демонстрация иллюстрации древнего леса.
Объяснение учителя о добыче угля, о продуктах,
получаемых из угля. Демонстрация образцов веществ, из
угля (кокс, резина, деготь, краски, пластмассы). Просмотр
видеоролика о профессии шахтера. Размышление: «почему
в нашей местности нет угольных шахт?». Работа с
учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради.
Нефть: внешний вид и Размышление: «что общего между торфом и углем?».
Слушание объяснений учителя об образовании нефти.
свойства
Сравнение с происхождением торфа, угля и нефти.
Демонстрация образцов нефти. Понятие: «Нефть» - цвет,
запах, жидкость. Работа с учебником, анализ иллюстраций.
Работа в тетради.
Добыча и
Понятие «Полезные ископаемые». Анализ горючих
использование нефти полезных ископаемых: общие свойства и их отличие.
Слушание объяснений учителя о способе добычи нефти, о
переработке нефти и веществах получаемых из нефти.
Демонстрация видеороликов: «Добыча нефти», «О разливе
нефти в водоемах». Анализ образцов продуктов
переработки нефти. Работа с учебником, анализ
иллюстраций. Работа в тетради.
Природный газ.
Демонстрация видеоролика о правилах обращения с
Правила обращения с природным газом. Понятие «Природный газ». Слушание
газом в быту
объяснений учителя о добыче природного газа, его
транспортировке и правилах безопасности. Демонстрация
продуктов получаемых из природного газа. Работа с
учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради.

Коллекция «Топливо». Иллюстрации
сухого болота (торфяного). Образцы:
торф-удобрение, стаканчики для
рассады из торфа;

Коллекция «Топливо».
Иллюстрации -древние папоротники.
Образцы веществ, из угля (кокс,
резина, деготь, краски, пластмассы)

Коллекция «Топливо»

Коллекция «Топливо», «Что
получают из нефти».
Видеоролики: «Добыча нефти», «О
разливе нефти в водоемах»

Видеоролик «Правила обращения
газа».
Набор веществ получаемых из
природного газа.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов
29
Черные металлы.
Понятие: «Полезные ископаемые». Работа в тетради (схема
Сталь. Чугун
деления металлов на черные, цветные и драгоценные).
Демонстрация коллекции «Чугун и сталь». Анализ
предметов из чугуна и стали, свойства черных металлов.
Работа с учебником, анализ иллюстраций. Демонстрация
видеоролика о выплавке чугуна. Работа в тетради.
30
Цветные металлы
Слушание объяснений учителя о цветных металлах.
Демонстрация коллекции цветных металлов, их свойства.
Слушание объяснений учителя, анализ изделий из цветных
металлов. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа
в тетради.
31
Благородные
Размышление: «Благородные металлы», «драгоценные
(драгоценные)
металлы». Слушание объяснений учителя о драгоценных
металлы
металлах. Демонстрация образцов из драгоценных
металлов. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа
в тетради.
32
Охрана полезных
Понятие:
«Полезные
ископаемые».
Демонстрация
ископаемых
видеоролика о том, как изменяется рельеф при добыче
полезных ископаемых, о загрязнении воздуха отходами
производства металлов. Слушание объяснений учителя о
богатстве России. Размышление: «Нужно ли охранять
землю при добыче полезных ископаемых?». Работа с
учебником, атласом, анализ иллюстраций. Работа в
тетради.
33
Повторение по теме
Демонстрация коллекции «Полезные ископаемые»:
«Полезные
строительные материалы, горючие вещества, металлы.
Работа с учебником, анализ иллюстраций о полезных
ископаемые
ископаемых. Выполнение КИМов. Слушание объяснений
учителя о подведении итогов изученной темы.
Вода
34
Экскурсия «Зимние
Слушание объяснений учителя о цели экскурсии,
составлении отчета, правилах поведения и технике
явления в природе»
безопасности.
Анализ
закономерностей
сезонных
изменений в природе и жизни людей. Составление отчета
по плану. Анализ.

Коллекция «Чугун и сталь».
Изделия из чугуна и стали.
Видеоролик о выплавке чугуна.
Магнит.
Коллекция «Цветные металлы».
Изделия из цветных металлов.
Иллюстрации и фотографии и
изделий из цветных металлов.
Магнит.
Образцы предметов из серебра и
золота.

Видеоролики о карьерах, терриконах,
загрязнении воздуха отходами
производства металлов.
Карта России «Полезные
ископаемые». Атлас.

Коллекция «Полезные ископаемые»:
строительные материалы, горючие
вещества, металлы. Тестовые задания

Отчет об экскурсии
1. Дата.
2. Календарь погоды.
3. Зимние явления в природе.
4.Деятельность людей зимой.
5.Чем ты помог взрослым зимой?
6.Рисунок по теме.

35

Вода в природе, ее
значение

36

Свойства воды

37

Растворимые и
нерастворимые
вещества. Питьевая
вода

38

Очистка мутной воды Демонстрация образцов воды (прозрачная, мутная).
Рассуждение:
«Как
сделать
воду
прозрачной?».
Демонстрация опыта фильтрования воды с мелом.
Рассуждение: «Где может пригодиться в жизни метод
фильтрования, отстаивания?» Рассуждение: «Какой воды
больше в природе – чистой или мутной, почему?».
Демонстрация видеоролика «Реки гор и равнины». Анализ
просмотренного (мутная и прозрачная вода). Работа в
тетради.
Беседа о состоянии воды в природе. Демонстрация
Три состояния воды
видеоролика «Вода в природе». Рассуждение: «При каких
условиях вода замерзает, превращается в пар?». Слушание
объяснений учителя о нагревании и превращении воды в
пар. Демонстрация опыта превращения воды в пар.
Слушание объяснений учителя о замерзании воды. Работа с
учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради.

39

Понятие: «Вода». Слушание объяснений учителя о воде в
природе. Работа с учебником, анализ иллюстраций.
Рассуждение: «Значение воды для жизни человека,
растений, животных». Демонстрация видеоролика «Вода в
природе» (ледники, облака, сосульки), «Пустыни и
джунгли». Работа с учебником, атласом, анализ
иллюстраций. Работа в тетради.
Демонстрация опытов о свойствах воды. Понятие: «Вода»,
характеристика (жидкая, бесцветная, без запаха, без вкуса,
не имеет формы, текучая, испаряется). Работа с учебником,
анализ иллюстраций. Работа в тетради (свойства воды).
Демонстрация опытов о свойстве воды (растворимые и
нерастворимые
вещества),
образцы
растворителей.
Слушание объяснений учителя о свойстве воды. Работа с
учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради.

Рисунки, фотографии воды в разных
формах.
Вода в прозрачном сосуде.
Видеоролики: «вода в природе»
(ледники,
облака,
сосульки),
«пустыни и джунгли»
Вода
в
прозрачном
сосуде.
Оборудование для демонстрации
опытов.
Раздаточный
материал
(стаканчик, тарелочка,
питьевая
вода). Замочить мел в стакане с
водой к следующему уроку.
Оборудование для демонстрации
растворимых и нерастворимых
веществ (сахар, соль, мел). Образцы
растворителей: ацетон, жидкость для
снятия лака, спирт, олифа.
Оборудование для демонстрации
очистки воды фильтрованием.
Образцы чистой и мутной воды.
Видеоролик: «Реки гор и равнины».

Оборудование для демонстрации
нагревания воды и превращения ее в
пар.
Образцы термометров для измерения
температуры воды.
Образцы воды в трех состояниях.
Видеоролик: «Вода в природе».

40

Расширение при
нагревании и сжатие
при охлаждении,
расширение при
замерзании воды

41

Свойства воды.
Лабораторная работа

42

Работа воды в
природе.
Использование и
охрана воды

43

Повторение по теме
«Вода

44

Вода в природе

Демонстрация опыта нагревания, замораживания воды
(вода расширяется, сжимается). Беседа о технике
безопасности при нагревании и кипении воды в быту
(профилактика ожогов). Слушание объяснений учителя о
значении явлений нагревание и сжатие в быту, в природе.
Демонстрация видеоролика о таянии ледников Антарктиды
(вода твердая – вода жидкая). Работа в тетради.
Выполнение лабораторной работы.
1. Инструктаж учителя о порядке выполнения
лабораторной работы и соблюдении правил безопасности.
2. Изучение технологической карты о порядке выполнения
работы.
3. Показ учителя и выполнение под контролем учителя;
4. Уборка рабочего места.
5. Запись в тетради свойств воды (жидкость, б\цв, б\вп,
б\запаха,
б\формы,
может
капать,
растворяться,
испаряться).
6. Вывод о свойствах воды.
Демонстрация иллюстраций: овраг, пещера, наводнения.
Рассуждение: «Как это связано с работой воды в
природе?». Слушание объяснений учителя о работе воды в
природе.
Работа с учебником, анализ иллюстраций. Демонстрация
видеоролика о загрязнении вод Мирового океана.
Выявляют причины загрязнения и предлагают меры по
охране воды Работа в тетради.
Анализ иллюстраций о свойствах воды. Выполнение
КИМов. Слушание объяснений учителя о подведении
итогов изученной темы.
Демонстрация видеоролика
«Вода в природе»,
иллюстраций разных состояний воды. Установление
причинно-следственных зависимостей: «чего на Земле
больше, суши или воды?», «какой воды на Земле больше,
пресной или морской?». Размышление над утверждением:
«Вода в природе находится в постоянном движении».
Схема «Круговорот воды в природе». Работа в тетради.

Видеоролик о таянии ледников в
Антарктиде. Оборудование для
демонстрации нагревания воды.
Образцы термометров для измерения
температуры воды. Бутылка с
замерзшей водой.
Оборудование и материалы для
лабораторной работы (8 свойств
воды).
Пипетка.
Добавить растворимые соли

Иллюстрации оврагов, пещер,
наводнений, русла рек и пр.
Иллюстрации по применению воды
(отдых, транспорт, ГЭС, рыбалка,
каток, горки).
Видеоролик о загрязнении вод
Мирового океана.
Наглядный материал о свойствах
воды (таблицы, фото).
Тестовые задания по теме «Вода»
Видеоролик «Вода в природе».
Иллюстрации разных состояний
воды.
Глобус.
Схема «Круговорот воды в природе».

45

46

47

Воды суши: родники, Слушание объяснений учителя об искусственных водоемах
ручьи, реки
(пруды, водохранилища, бассейны). Размышление:
«Назовите реки нашей местности. Когда образуются ручьи,
почему? Река нашей местности - равнинная или горная?
Прозрачная или мутная? Почему?). Демонстрация
иллюстраций: родники, ручьи, реки (горные и равнинные).
Работа с учебником (Схема «Использование рек»), анализ
иллюстраций.
Демонстрация видеоролика «Загрязнение рек», с
последующим обсуждением. Работа в тетради.
Озера, болота, пруды Понятие
«Искусственный
водоем»,
различие
от
природного.
Слушание
объяснений
учителя
об
особенностях озер, болот, прудов; различие их на
фотографии. Размышление:
«Какие животные и растения обитают на пресноводных
водоемах?». Причинно – следственные зависимости
обитателей водоемов (пищевые цепи). Работа с учебником,
анализ
иллюстраций.
Размышление:
«Как
люди
используют эти водоемы? Могут ли загрязнять их? Как
вести себя на берегу водоема?». Работа в тетради.
Размышление: «Какие водоемы на Земле самые большие?
Моря и океаны.
Какая в них вода (пресная или соленая)?
Использование и
Почему в морях вода соленая? Какой водоем больше- океан
охрана воды
или море?». Слушание объяснений учителя об океанах и
морях. Выстраивание схемы «Виды морей», работа в
тетради (море-часть океана Слушание объяснений учителя
о Мировом океане с использованием глобуса и физической
картой полушарий. Работа с учебником, анализ
иллюстраций. Рассуждение: «Ураган на море (шторм,
цунами). Как используют воды морей и океанов».
Демонстрация видеороликов: «Использование морей и
океанов человеком», «Охрана морей и океанов от
загрязнения», с последующим обсуждением. Работа с
учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради.

Иллюстрации: родники, ручьи, реки
(горные и равнинные).
Видеоролик «Загрязнение рек».

Иллюстрации обитателей водоемов.
Видеоролик о пресных водоемах.
Фотографии водоемов (озера, болота,
пруды, водохранилища).

Глобус.
Схема «Виды морей». Физическая
карта полушарий. Видеоролики:
«Использование морей и океанов
человеком», «Охрана морей и
океанов от загрязнения» (Жак-Ив
Кусто).

Поверхность суши. Почва
48
Равнины, холмы,
овраги

49

Горы

50

Почва. Состав почвы

51

Разнообразие почв

Слушание объяснений учителя о формах поверхности
Земли. Демонстрация иллюстраций разных форм
поверхности Земли. Работа в тетради (схемы: равнина,
холм, овраг).
Рассуждение: «Как люди могут использовать равнины,
овраги». Слушание объяснений учителя о причинах
образования оврагов и как можно остановить его рост.
Анализ местности: равнины, холмы, овраги. Демонстрация
видеоролика о Западно-Сибирской равнине.
Работа с учебником, глобусом, анализ иллюстраций. Работа
в тетради.
Демонстрация иллюстраций неровных поверхностей.
Понятие: «Горы». Слушание объяснений учителя о жизни и
деятельности людей живущих в горах. Работа в тетради
(схема «Строение горной местности»). Объяснение учителя
о землетрясениях, извержениях вулканов.
Определение на карте, глобусе, как обозначены горы.
Работа с учебником, глобусом, анализ иллюстраций.
Демонстрация видеороликов: о землетрясении, извержении
вулканов. Работа в тетради.
Демонстрация видеоролика о природе. Рассуждение, без
каких природных веществ растения не могут расти на
Земле. Слушание объяснений учителя о почве.
Демонстрация образцов почвы. Демонстрация опытов о
составе почвы. Работа в тетради (вывод о составе почвы).
Работа с учебником. Анализ рисунка «Обитатели почвы».
Работа в тетради
Слушание объяснений учителя о разнообразии почв и их
различии (черноземная, песчаная и глинистая; их
свойства). Анализ образцов почв, их отличие по внешнему
виду. Рассуждение: «Какая почва плодородная и почему?
На песчаной или глинистой почве растут растения?».
Просмотр видеоролика о песчаной и глинистой пустыне, с
последующим обсуждением увиденного. Работа с
учебником, анализ иллюстраций

Схема: равнина, холм, овраг.
Иллюстрации и фото различных
форм поверхности Земли.
Видеоролик о Западно- Сибирской
равнине. Глобус.
Физическая карта полушарий.

Иллюстрации и фото гор. Схема
«Строение горной местности».
Видеоролики: о землетрясении,
извержении вулканов. Глобус.
Физическая карта полушарий.

Видеоролик о природе (луга, леса,
степи). Образцы почвы.
Оборудование для определения
состава почвы. Иллюстрации об
обитателях почвы.
Коллекция «Разнообразия почв».
Видеоролик о песчаной и глинистой
пустынях.

52

Обработка почвы

53

Охрана почвы

Повторение по теме
«Поверхность суши.
Почва»
Есть на земле страна Россия
55
Место России на
земном шаре
54

56

Моря и океаны,
омывающие берега
России

Рассуждение:
«Возможно
ли
сделать
почву
плодородной?». Слушание объяснений учителя о полевой
технике. Работа в тетради (название оборудования, виды
обработки почвы). Объяснение учителя об удобрениях, их
видах, способах внесения. Демонстрация коллекции
«Минеральные удобрения». Работа с учебником, анализ
иллюстраций, выводы. Анализ проблемных ситуаций
(оборудование на огороде где я работал). Просмотр
видеоролика с последующим обсуждением увиденного о
вспашке и обработке почвы.
Рассуждение: «Может плодородие уменьшиться или
исчезнуть?». Объяснение учителя о факторах, негативно
влияющих на плодородие почвы. Рассуждение: «Какие
меры необходимо предпринимать, чтобы сохранить
плодородие почвы?».
Работа с учебником, анализ иллюстраций. Демонстрация
видеороликов: о пыльных бурях, наводнениях, лесных
пожарах, загрязнении почвы. Работа в тетради.
Выполнение КИМов. Слушание учителя о подведении
итогов изученной темы.

Коллекция «Минеральные
удобрения». Видеоролик о вспашке и
обработке почвы.
Фотографии: «Оборудование для
обработки почвы»

Рассуждение: «Как называется наша страна? Значение
слова «Федерация»? На каком языке мы разговариваем и
пишем?». Работа с глобусом, физической картой
полушарий, физической и политической картой мира,
физической картой России – определение положения
станы России и ее площади. Символика страны. Работа с
учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради.
Анализ
физической
карты
России.
Понятие
«Государственная граница». Рассуждение: «Какие моря
холодные? Какие теплые?». Рассказ учителя об океанах
омывающих Россию. Демонстрация видеороликов о
северных морях и Черном море. Работа с учебником,
анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради.

Глобус.
Физическая карта полушарий.
Физическая и политическая карта
мира. Физическая карта России.
Символика России. Иллюстрации
ландшафтов России.

Видеоролики о пыльных бурях,
наводнениях, лесных пожарах,
загрязнении почвы.

Иллюстрации о составе и свойствах
почвы. Тестовые задания.

Физическая карта России.
Видеоролики о северных морях и
Черном море

57
58

59

Горы и равнины
нашей страны
Реки и озера России

Понятие: «Горы и равнины нашей страны». Работа с
учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради.
Слушание объяснений учителя с показом рек на карте
России. Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы.
Демонстрация видеороликов: «Река Волга», «Озеро
Байкал». Работа в тетради.
Экскурсия «Весенние Слушание объяснений учителя о цели экскурсии,
составлении отчета, правилах поведения и технике
явления в природе»
безопасности.
Анализ
закономерностей
сезонных
изменений в природе и жизни людей. Составление отчета
по плану. Анализ.

60

Москва-столица
России

61

Санкт -Петербург

62-63

Города Золотого
кольца

Слушание
объяснений
учителя
с
показом
достопримечательности Москвы, истории основания и
развития города, видах транспорта (метро). Демонстрация
видеоролика о достопримечательностях Москвы (Кремль,
Третьяковская галерея, Большой театр, Останкинская
телебашня, стадион «Лужники»). Работа с учебником,
анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради.
Слушание
объяснений
учителя
с
показом
достопримечательности Санкт – Петербурга, история
возникновения,
переименование,
блокада
ВОВ.
Демонстрация видеоролика о достопримечательностях
Санкт –Петербурга (Эрмитаж, Петропавловская крепость,
Исаакиевский собор, Невский проспект, разводные мосты).
Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа
в тетради.
Слушание объяснений учителя с показом древних русских
городов,
соединенных
автомобильными
дорогами.
Обозначение (флажками) на физической карте городов
Золотого кольца. Знакомство с картой-схемой Золотого
кольца.
Демонстрация
видеоролика
о
достопримечательностях городов Золотого кольца. Работа
с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в
тетради.

Физическая карта России.
Иллюстрация гор и равнин.
Физическая карта России.
Иллюстрация рек и озер.
Видеоролики: «Река Волга», «Озеро
Байкал».
Отчет об экскурсии «Весенние
явления в природе»
1. Дата.
2. Календарь погоды.
3. Весенние явления в природе.
4.Деятельность людей весной.
5.Чем ты помог взрослым весной?
6.Рисунок по теме.
Иллюстрации и видеоролик о
достопримечательностях Москвы
(Кремль, Третьяковская галерея,
Большой театр, Останкинская
телебашня, стадион «Лужники»).
Иллюстрации и видеоролик о
достопримечательностях Санкт –
Петербурга (Эрмитаж,
Петропавловская крепость,
Исаакиевский собор, Невский
проспект, разводные мосты)
Физическая карта России (города
Золотого кольца).
Карта-схема Золотого кольца.
Видеоролик о
достопримечательностях городов
Золотого кольца.

64

65

66

67-68

Города Сибири и
Дальнего Востока

Слушание объяснений учителя с показом: Сибири,
сибирских городов - Новосибирск, Тюмень, Омск; Дальний
Восток, развитие этого региона. Особенности города
Владивостока (город-парк). Обозначение (флажками) на
физической карте городов. Демонстрация видеоролика о
Новосибирске, Владивостоке. Размышление: «Почему в
центре России древние города, а в Сибири и на Дальнем
Востоке молодые?». Работа с учебником, анализ
иллюстраций, выводы. Работа в тетради.
Население и народы Изучение понятий: «Городской и сельский житель».
России
Демонстрация и анализ городских и сельских пейзажей.
Беседа о России как о многонациональном государстве.
Размышление:
«Чем
различаются
люди
разных
национальностей?». Слушание объяснений учителя о
некоторых национальностях, их особенностях. Анализ
иллюстраций национальных костюмов, кухни, праздников,
обычаев, народных промыслов. Работа с учебником, анализ
иллюстраций, выводы. Работа в тетради.
Повторение по теме
Работа с учебником. Выполнение КИМов. Слушание
«Есть на земле страна учителя о подведении итогов изученной темы.
Россия»

Экскурсия «Неживая
и живая природа»

Физическая карта России.
Видеоролик о Новосибирске.
Видеоролик о Владивостоке.

Иллюстрации: городской и сельский
пейзаж.
Национальные костюмы, кухня,
праздники, народные промыслы.

Подборка иллюстраций по теме:
«Есть на земле страна Россия»
(равнины, горы, моря, реки, озера).
Физическая карта России.
Политическая карта мира.
Тестовые задания по теме.
Слушание объяснений учителя о цели экскурсии, Схема маршрута экскурсии
составлении отчета, правилах поведения и технике
безопасности. Рассуждают о взаимосвязи неживой и живой
природы. Анализ закономерностей сезонных изменений в
природе и жизни людей. После экскурсии беседуют с
учителем об объектах неживой и живой природы, их
взаимосвязи. Делятся впечатлениями о природе родного
края.

IX. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Лифанова Т.М., Дубровина О.В.: Природоведение. 5 класс. Рабочая тетрадь.
Природоведение. 5 класс. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) / Лифанова Т. М., Соломина Е. Н –
М.: Просвещение, 2019.
Мультимедийное издание «Начальная школа Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1, 2, 3 классы»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».