МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский" МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ" Приложение к АООП ООО Утвержденное приказом от 30.08.2022№ 89/2 ОД (с изменениями приказ от 30.08.2023 г. № 110/2 - ОД) АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Подвижные игры» (вариант 1) для обучающихся 5-6 классов с. Прокопьевская Салда, 2023 г Пояснительная записка Рабочая программа курса «Подвижные игры» разработана в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897. Занятия по данной программе проводятся в форме урока, 1 раза в неделю в 5 классе и 1 раз в неделю в 6 классе, то есть по 34 часа в 5 и 6 классах за учебный год. Цель программы Создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач: - укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействиегармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешномуобучению; - формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры; - овладение школой движений; - развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия,ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростносиловых, выносливости и гибкости) способностей; - формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей; - выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий; - формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыковздорового и безопасного образа жизни; приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,подвижными играми, использование их в свободное время на основеформирования интересов к определённым видам двигательной активности ивыявления предрасположенности к тем или иным видам спорта; - воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам,честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений,содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления идр.) в ходе двигательной деятельности. Общая характеристика курса внеурочной деятельности Рабочая программа входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности. Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможностиребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры. Каждая тема состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ подвижных игр и упражнений. В данной программе не предусматриваетсяпроведение специальных теоретических занятий. Изучение теории вплетается в содержание каждого учебного занятия. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями и подвижными играми. Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Этоспособствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом,интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать вусловиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий,игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителемвыполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматическивыполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму. Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В программу вошлиподвижные и спортивные игры, распространенные в России за последнеестолетие. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения,способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость,внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могутпринимать форму состязаний, соревнований между командами. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для внеурочной деятельности в 5-6 классах направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов в спортивнооздоровительном направлении. Личностные результаты: - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве сосверстниками, старшими и младшими в процессе игровой деятельности; - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; - владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний,травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями; - способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения ивзаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований; - умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок, отдыха; - умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивнуюодежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям; - умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности; - формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво,непринужденно; - владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения,находить адекватные способы взаимодействия с партнерами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности. Метапредметные результаты: - развивать мотивы и интересы своей познавательной активности; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений иосуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - понимание здоровья как одного из важнейших условий развития исамореализации человека; бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих,проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющимограниченную возможность и нарушения в состоянии здоровья; - проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде исоперникам; ответственное отношение к порученному делу, проявлениедисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать зарезультаты собственной деятельности; - добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление косвоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий; - понимание культуры движений человека, постижение значения овладенияжизненно важными двигательными умениями и навыками; - владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме; владение умениями выполнения двигательных действий и физическихупражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры,активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивнооздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Предметные результаты: - определять базовые понятия и термины подвижных и спортивных игр, применятьих в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своимисверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств; - руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; - руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи притравмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; определять признаки положительного влияния занятий физическойподготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитиемфизических качеств и основных систем организма; - использовать спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышенияуровня физических кондиций; - взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебнойдеятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестированиифизического развития и физической подготовленности. Содержание учебного курса Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем школьникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям. Игра как средство воспитания. Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий. Игра в жизни ребёнка.Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью с свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс. Оздоровительное значение подвижных игр. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела Список использованной учебно-методический литературы: 1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, В.И.Лях,А.А. Зданевич, М: Просвещение, 2011. 2. В.И. Лях, Любомирский "Физическая культура" 5-9 классы, М., Просвещение, 2013. 3. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов. Пособие для учителя, под редакцией В.И. Ляха. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказомМинистерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897. Тематическое планирование для 5 класса № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема урока Методы и формы занятий. Кол-во часов Подвижные игры на основе общеразвивающих упражнений. Инструктаж по технике безопасности. Подвижные игры: «Перетягивание через черту», «Выталкивание из круга». Эстафеты с элементами равновесия. Перетягивание каната.Подвижные игры. Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра 1 Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Подвижные игры: Инструктаж. «Тяни в круг», Разминка: «Перетягивание в общеукрепляющие шеренге». упражнения. Разучивание игры. Игра Подвижные игры: Инструктаж. «Сильные и ловкие», Разминка: «Борьба в квадратах». общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Подвижные игры на Инструктаж. развитие скоростноРазминка: силовых качеств. общеукрепляющие Инструктаж на рабочем упражнения. месте. Подвижная игра Разучивание игры. «День и ночь». Игра Эстафета по кругу. Подвижная игра «Волк Инструктаж. во рву». «Салки». Разминка: 1 1 1 1 1 Дата по плану Фактич ески 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Подвижная игра « Инструктаж. Перебежка с Разминка: выручкой», «Догони общеукрепляющие меня». упражнения. Разучивание игры. Игра Подвижная игра «Чай- Инструктаж. чай выручай». Разминка: Эстафеты с полосой общеукрепляющие препятствия. упражнения. Разучивание игры. Игра Подвижные игры « Кто Инструктаж. быстрее», «Солнце и Разминка: луна». общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Подвижная игра Инструктаж. «Хвостики». Эстафета Разминка: « К своим флажкам». общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Подвижные игры Инструктаж. «Охотники и утки», Разминка: «Салки». общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Подвижные игры Инструктаж. «Догони меня», Разминка: линейная эстафета с общеукрепляющие бегом. упражнения. Разучивание игры. Игра Подвижные игры с Инструктаж. мячом. Разминка: Инструктаж на рабочем общеукрепляющие месте. Подвижные упражнения. игры «Вышибалы». Разучивание игры. 1 1 1 1 1 1 1 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Эстафеты с мячом. Подвижные игры «Снайперы», «Двойные вышибалы». Игра Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Подвижные игры Инструктаж. «Ловкие и меткие», Разминка: «Шагай вперёд». общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Подвижные игры « Инструктаж. Обстрел», « Кто Разминка: быстрее». общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Подвижная игра «Мяч с Инструктаж. четырёх сторон». Разминка: Эстафеты с мячами. общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Подвижные игры «Мяч Инструктаж. в центр», «Мяч в Разминка: воздух». общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Подвижная игра Инструктаж. «Борьба за мяч». Разминка: Круговые эстафеты с общеукрепляющие мячом. упражнения. Разучивание игры. Игра Подвижные игры на Инструктаж. основе прыжковых Разминка: упражнений. общеукрепляющие Инструктаж на рабочем упражнения. месте. Подвижные Разучивание игры. игры «Верёвочка под Игра ногами», «Прыжки через скакалку». 1 1 1 1 1 1 1 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Подвижные игры «Прыгуны и пятнашки», « Кто дальше прыгнет». Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Подвижная игра « Кто Инструктаж. дальше прыгнет». Разминка: Эстафеты с общеукрепляющие прыжковыми упражнения. упражнениями. Разучивание игры. Игра Подвижные игры Инструктаж. «Прыжок за прыжком», Разминка: « Кто больше общеукрепляющие прыгнет». упражнения. Разучивание игры. Игра Подвижные игры « Инструктаж. Лягушки», «Кто Разминка: дальше прыгнет». общеукрепляющие Эстафеты с упражнения. преодолением Разучивание игры. препятствий. Игра Русские народные Инструктаж. игры. Разминка: Инструктаж на рабочем общеукрепляющие месте. Народные игры: упражнения. «Горелки», «Охотники Разучивание игры. и утки», «Охлопок». Игра Народные игры Инструктаж. «Хвостики», Разминка: «Пятнашки». общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Народные игры « Инструктаж. Горелки с платочком», Разминка: «Пятнашки ноги от общеукрепляющие земли». упражнения. Разучивание игры. Игра Народные игры « Инструктаж. Катись яблочко», Разминка: «Ручеёк с мячом». общеукрепляющие 1 1 1 1 1 1 1 1 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. упражнения. Разучивание игры. Игра Народные игры « Инструктаж. Змея», «Круговые Разминка: пятнашки», общеукрепляющие «Охлопок». упражнения. Разучивание игры. Игра Народные игры Инструктаж. «Пятнашки с домом», Разминка: « Салки». общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Народные игры « Инструктаж. Платок», «Третий Разминка: лишний». общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Беседа «Во что играют Инструктаж. ребята других Разминка: национальностей?» общеукрепляющие Чувашская игра: Рыбки упражнения. Луна или Солнце Разучивание игры. Игра Татарские народные Инструктаж. игры Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Башкирские народные Инструктаж. игры Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Резерв 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование для 6 класса № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема урока Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой. Подвижная игра «Перестрелка». Встречная эстафета. Подвижная игра «Третий лишний». Подвижная игра «День и ночь». Подвижная игра «Вызов номеров». Подвижная игра «Пустое место». Техника безопасности на занятиях баскетболом. История развития баскетбола в России. Подвижная игра с мячом «Охотники и утки». Встречная эстафета с баскетбольными мячами. Подвижная игра «Мяч капитану». Методы и формы занятий. Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Эстафета с Инструктаж. баскетбольным мячом. Разминка: Подвижная игра общеукрепляющие «Салки с мячом». упражнения. Подвижная игра «Мяч Разучивание игры. капитану». Игра Эстафета с ловлей и Инструктаж. передачей мяча. Разминка: Подвижная игра «Гонка общеукрепляющие мячей». упражнения. Разучивание игры. Игра Учебная игра в Инструктаж. баскетбол по Разминка: Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата по плану Фактич ески 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. упрощенным правилам. общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Техника безопасности Инструктаж. на занятиях Разминка: волейболом. Правила общеукрепляющие игры в волейбол. упражнения. Подвижная игра Разучивание игры. «Спиной к финишу». Игра Подвижная игра Инструктаж. «Художник». Разминка: Подвижная игра «Мяч общеукрепляющие над головой». упражнения. Разучивание игры. Игра Подвижная игра Инструктаж. «Обстрел чужого Разминка: поля». Подвижная игра общеукрепляющие «Не урони мяч». упражнения. Разучивание игры. Игра Подвижная игра Инструктаж. «Передачи в Разминка: движении». общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Подвижная игра Инструктаж. «Поймай и передай». Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Учебная игра в Инструктаж. волейбол по Разминка: упрощенным правилам. общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Техника безопасности Инструктаж. на занятиях Разминка: гимнастикой. Как общеукрепляющие заботиться о своем упражнения. здоровье? Эстафеты с Разучивание игры. предметами и без Игра предметов. Подвижная игра Инструктаж. 1 1 1 1 1 1 1 1 «Хвостики». Подвижная игра «Веселая скакалка». 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Прыжки через большую скакалку. Подвижная игра «Скакалочкавыручалочка». Техника безопасности на занятиях волейболом. Закаливание и его влияние на организм. Спортивная игра «Пионербол». Эстафеты с элементами ловли и передачи волейбольного мяча. Подвижная игра «Салки с волейбольным мячом». Техника безопасности при катаниях на лыжах и санках. Первая помощь при обморожении. Подвижная игра «Меткий стрелок». Подвижная игра «Взятие снежного городка». Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Подъемы на склон и Инструктаж. спуски со склона. Разминка: Подвижная игра общеукрепляющие «Подними предмет», упражнения. «Затормози Разучивание игры. в квадрате». Игра Встречная эстафета на Инструктаж. лыжах. Подвижная игра Разминка: «Биатлон». общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. 1 1 1 1 1 1 1 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Игра Техника безопасности Инструктаж. на занятиях Разминка: волейболом. Прием общеукрепляющие мяча снизу двумя упражнения. руками. Подвижная Разучивание игры. игра «Передал-садись». Игра Нижняя прямая подача Инструктаж. мяча. Подвижная игра Разминка: Боковая подача мяча. общеукрепляющие Подвижная игра упражнения. «Точная передача». Разучивание игры. Игра Роль и место игры в Инструктаж. жизни людей. Русская Разминка: народная игра общеукрепляющие «Горелки». упражнения. Разучивание игры. Игра Традиционные Инструктаж. народные праздники. Разминка: Русская народная игра общеукрепляющие «Блуждающий мяч». упражнения. Разучивание игры. Игра Техника безопасности Инструктаж. на занятиях футболом. Разминка: Лучшие футболисты общеукрепляющие страны и мира. упражнения. Подвижная игра Разучивание игры. «Передай мяч ногами». Игра Ведение мяча ногами. Инструктаж. Подвижная игра Разминка: «Обманный мяч». общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Передача мяча ногами. Инструктаж. Подвижная игра Разминка: «Собачки ногами». общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Футбольные Инструктаж. упражнения в паре. Разминка: Удары по катящемуся общеукрепляющие мячу ногой. упражнения. Спортивная игра Разучивание игры. 1 1 1 1 1 1 1 1 32. 33. «Мини-футбол». Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой. Встречные эстафеты с различными мячами. Передача эстафетной палочки. Легкоатлетическая полоса препятствий. Русская народная игра «Лапта». 34. 35. Резерв Игра Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра 1 1 1 1