МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский" МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ" Приложение к АООП ООО Утвержденное приказом от 30.08.2022№ 89/2 ОД (с изменениями приказ от 30.08.2023 г. № 110/2 - ОД) АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» (вариант 1) для обучающихся 5 класса с. Прокопьевская Салда, 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика учебного предмета, курса Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 5 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов,2000 г., под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования РФ, Цель: формирование музыкально- певческих навыков и основ сценического поведения обучающихся адаптивной школы- интерната. Задачи: Образовательные: Формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности; Формировать музыкально-эстетический словарь; Совершенствовать певческие навыки; Развивающие: Развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки. Воспитательные: Помочь самовыражению школьников с ОВЗ через занятия музыкальной деятельностью; Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения; Содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость; активизировать творческие способности. Коррекционные: Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации обучающихся. Место предмета в учебном плане Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область обязательной части учебного плана «Искусство». Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание», «Хоровое пение», «Элементы музыкальной грамоты», «Игра на музыкальных инструментах» и рассчитана на 34 недели с недельной нагрузкой 1 час.Из них 3 часаотводится на мониторинги: вводная диагностика, промежуточнаяаттестация и итоговая аттестацияпо окончании учебного года в виде отчетного концерта учащихся. Содержание учебного предмета Слушание музыки. Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений. Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру. Развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения. Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия). Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении. Развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание). Ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр). 2 Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.) Хоровое пение. Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр. Навык пения: ― обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки; ― работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); ― пение короткихпопевок на одном дыхании; ― формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения; ― развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); 3 ― активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально; ― развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; ― развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; ― дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; ― развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; ― формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); ― развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля; ― развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; ― пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко); ― укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2. ― получение эстетического наслаждения от собственного пения. Элементы музыкальной грамоты. ―ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие); ― ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte, тихая ― piano); ― развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие); 4 ― элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор). Игра на музыкальных инструментах детского оркестра. обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др.); ― обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах; ― обучение игре на фортепиано. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; 5 развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально- ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры; формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся. Метапредметные результатырезультаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности обучающихся: 6 Базовые -умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; Коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе, способность использовать полученные навыки и умения. Регулятивные - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Предметные результаты: Минимальный уровень: определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой; представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша; передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень: самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо); представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.); 7 представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); пение хором с выполнением требований художественного исполнения; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно; различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи. 8 Тематическое планирование Воспитательный Основные виды Электронный (цифровой) компонент деятельности обучающихся. образовательный ресурс Всег Для внеурочной о деятельности указать форму проведения занятия. Раздел 1. Слушание музыки -13 ч., в т ч. обязательная часть-12ч. уроков, 1 ч. – часть формируемая участниками образовательного процесса. 1. «Былины – песни 1 1 0 Богатырский образ в музыке и https://infourok.ru/tehnologicheskaya- Воспитание karta-uroka-vtoraya-bogatirskayaо подвигах изобразительном патриотических simfoniya-klass-3769652.html богатырей» искусстве.Знакомство с чувств. А. Бородин композиторомА. Бородиным. https://web.ligaudio.ru/mp3/бородин «Богатырская Слушание музыки. %20богатырская%20симфония%20 симфония», Определение характера, силы 1%20часть 1 часть звучания, темпа, регистра, https://nsportal.ru/ap/library/muzykal жанра музыки. № п/п Наименование раздела, темы Часы Тео Практ рия ика noetvorchestvo/2017/05/03/prezentatsiyaborodin-ap-bogatyrskaya-simfoniya 2. «Что за прелесть эти сказки! Фольклор в музыке русских композиторов» 1 1 0 Закрепить полученных знаний о взаимосвязи музыки и литературы на примере симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. РимскогоКорсакова. https://multiurok.ru/files/konspekturoka-muzyki-5-klass-chto-za-prelesteti.html https://stand.hitplayer.ru/?s=римский -корсаков%20шехеразада https://infourok.ru/prezentaciya-pomuzike-na-temu-sheherazadasimfonicheskaya-syuita-na-rimskogokorsakova-1492474.html 3. Урокмузыкальная 1 1 0 Знакомство с немецким композитором Л. Бетховеном. https://nsportal.ru/shkola/muzyka/libr ary/2014/09/11/otkrytyy-urok Воспитывать умение работать в коллективе и в парах; воспитание музыкальной культуры слушателя. Воспитание силы воли и стремление к 9 гостиная «Л. Бетховен «К Элизе» Слушание музыки. Определение характера, силы звучания, темпа, регистра, жанра музыки. преодолению трудностей; Привитие любви к классической https://ru.drivemusic.me/klassicheskay музыке. a_muzyka/16707-betkhoven-khttps://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-l-bethoven-k-elize-5180476.html jelize.html 4. «Слон и скрипочка» автор - В. Татаринов 1 1 0 5. «Музыка передает движение» Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля. 1 1 0 6. «Утро», «Танец Анитры» Э. Григ 1 1 0 Средства музыкальной выразительности. Выразительность в речи, исполнение по ролям. Расширять кругозор детей. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, восприимчивость, музыкальноэстетический вкус средствами музыки. https://power.gybka.com/song/8563629 Воспитывать Знакомство с советским композитором Я. Френкелем и 5/3_воспитать _Vstuplenie_k_kinofilmu_Novye_prikl его творчеством к детским эмоциональноyucheniya_neulovimyh_Frenkilya/ кинофильмам. Слушание ценностное музыки. Определение отношение к https://infourok.ru/prezentaciya-kхарактера, силы звучания, музыке, к 100-letiyu-yana-abramovichafrenkelya-4665633.html темпа, регистра, искусству; жанра.музыки. музыкальную https://infourok.ru/konspekt-urokaкультуру учащихся; po-muzike-v-klasse-muzika-peredaetлюбовь к Родине, ее dvizheniya-2507969.html историческому прошлому. https://stand.hitplayer.ru/?s=григ%5 Закрепление интереса к Воспитание Cпер-гюнт музыке различного характера. музыкальной Слушание музыкального отзывчивости на https://infourok.ru/prezentaciya-poпроизведения, определение музыку, muzike-edvard-grig-syuita-per-gyuntхарактера музыки, формирование 1822696.html жанра,узнавание музыкальных положительных http://a-pesni.org/baby/sloniskrip.php 10 инструментов. 7. «Домра» Концерт для домры с оркестром муз. Е. Стецюк 1 1 0 Знакомство с домрой и её звучанием в обработке народной песни "Коробейники". Слушание музыкальной сказки «О живых нотах и людяхмузыкантах». Беседа по сказке. 8. «Свирель» Э. Марикконэ. Одинокая свирель 1 1 0 Знакомство с духовым инструментом - свирелью в творчествеЭ. Марикконэ. Слушание музыкального произведения, определение характера музыки, жанра. 9. «Гармонь» Русская народная плясовая. 1 1 0 Знакомство сязычковым инструментом – гармонью в русской народной музыке. Слушание, беседа, определение характера музыки, жанра. сторон характера. Воспитывать художественный вкус обучающихся, расширять музыкальный кругозор. https://urok.1sept.ru/articles/585788 Обогатить внутренний мир https://web.ligaudio.ru/mp3/н.стецюк детей, соединив воедино несколько https://muzebra.net/song/народная+коро видов искусства: бейники литературу, живопись, музыку.Воспитыват ь у детей устойчивый интерес к народному искусству и русским традициям. https://power.gybka.com/song/36379808 Воспитывать /Ennio_Morrikone_-_Odinokaya_svirel/ любовь и интерес к слушанию музыки, культуру слушателя. https://infourok.ru/prezentaciya-pomuzike-na-temu-svirel-lyubov-moya1564786.html https://stand.hitplayer.ru/?s=гармонь%2 0плясовая https://pptcloud.ru/music/garmon Воспитание музыкальной отзывчивости на музыку, формирование положительных 11 сторон характера. 10. Бас-балалайка. М. Рожков, Г. Миняев «Светит месяц» 1 1 0 Знакомство со струнным инструментом - басбалалайкав русской народной музыке. Слушание музыкального произведения, определение характера музыки, жанра. 11. Вводный мониторинг. 1 0 1 Диагностика. Воспитать музыкальную культуру учащихся https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/ (исполнять и 2014/02/24/prezentatsiya-balalayka слушать музыку); привить любовь к музыке во всем ее многообразии и богатстве. https://infourok.ru/vvodniy-kontrol-pohttps://musify.club/track/g-minyaevmihail-rozhkov-svetit-mesyats-9267505 muzike-klassi-1961296.html 1 0 1 https://infourok.ru/vvodniy-kontrol-poПромежуточный Концерт. muzike-klassi-1961296.html мониторинг. Урок –викторина «Звуки музыкальных инструментов» 1 0 1 https://infourok.ru/vvodniy-kontrol-po13. Итоговый Концерт. muzike-klassi-1961296.html мониторинг. Урок – концерт «Музыка для всех» Раздел 2. Хоровое пение – 16 ч., в т ч. обязательная часть-10 уроков, 6 ч. – часть формируемая участниками образовательного процесса. 14. Гимн России. 1 0 1 Повторение ранее https://x-minus.club/track/27276/гимн- Укрепить чувство россии пройденного материала. гражданской 12. 12 Усвоение правил пения: певческая позиция, дыхание, звуковедение, произношение. 15. «Учиться надо весело» — муз. С. Соснина, сл. М. Пляцковского. 1 0 1 Разучивание песни «Учиться https://xminus.club/track/36109/учиться-надонадо весело» — муз. С. весело Соснина, сл. М. Пляцковского.Вокальнохоровая работа в песне: дикция, артикуляция, интонация, темп. 16. Урок творчества «Учиться надо весело» — муз. С. Соснина, сл. М. Пляцковского 1 0 1 Сценическое воплощение концертного номера. Выразительное исполнение песни. Подготовка ко Дню учителя https://xminus.club/track/36109/учиться-надовесело 17. «У моей России» муз. Г. Струве 1 0 1 Разучивание песни«У моей России» муз. Г. Струве. Работа над дыханием, мелодией. Усвоение правил пения:певческая позиция, дыхание, звуковедение, произношение. Интонационное исполнение. https://x-minus.club/track/22118/мояроссия-2 гордости за свою Родину и российский народ в процессе обращения к историческому и музыкальному прошлому, а также через знакомство с другими символами России. Уважительное и бережное отношение к произведениям песенному творчеству и собственному исполнению. Воспитывать желание радовать педагогов и воспитателей стихами, песнями, танцами. Воспитывать чувство патриотизма, любовь и гордости к Родине. 13 Закрепление песни на повторном уроке. Разучивание песни«Школьные частушки». Работа над дыханием, мелодией. Выразительное исполнение. «Школьные частушки» муз.и сл. Ю. Кудинова 1 Урок творчества «Школьные частушки» муз.и сл. Ю. Кудинова 1 20. «Из чего наш мир состоит?» муз. Б. Савельева, сл. М.Танича. 1 0 1 Разучивание песни«Из чего наш мир состоит?» муз. Б. Савельева, сл. М.Танича. Вокально-хоровая работа: дикция, артикуляция, интонация, протяжный темп. https://x-minus.club/track/21061/изчего-наш-мир-состоит 21. «Наш учитель самый лучший» Муз. О. Хромушкина, сл. М. Садовского 1 0 1 https://allforchildren.ru/schoolsongs/sch ool27.php 22. Урок творчества «Наш учитель 1 0 1 Разучивание песни «Наш учитель самый лучший» Муз. О. Хромушкина, сл. М. Садовского. Вокальнохоровая работа: дикция, артикуляция, интонация, ритм. Сценическое воплощение концертного номера. 18. 19. 0 0 1 1 Сценическое воплощение концертного номера. Выразительное исполнение песни. Подготовка ко Дню учителя https://chudesenka.ru/4490-shkolnyechastushki.html https://multiurok.ru/files/shkol-nyiechastushki-o-shkolie-urokakhuchitieliakh-druzhbie-i-t-d.html https://chudesenka.ru/4490-shkolnyechastushki.html https://allforchildren.ru/schoolsongs/sch ool27.php Воспитывать интерес к ним, формировать этномузыкальнуюку льтуру личности, гражданскую и этническую идентичность. Вызвать у детей положительные эмоции от инсценирования песни, закрепить знания об овощах. Воспитывать интерес детей к песенному творчеству. Формирование доброжелательност и и эмоциональной отзывчивости. Воспитывать интерес к школьной жизни, любовь к знаниям, стремление соблюдать правила поведения в школе. Воспитывать желание радовать 14 самый лучший» Муз. О. Хромушкина, сл. М. Садовского Выразительное исполнение песни. 23. «Наша елка» муз.и сл. Е. Ильина 1 0 1 24. Урок творчества «Наша елка» муз.и сл. Е. Ильина 1 0 1 25. «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского. 1 0 1 26. Урок-экскурсия «Праздничное шествие в День Победы» 1 0 1 27. «Летние 1 0 1 педагогов и воспитателей стихами, песнями, танцами. Воспитывать музыкальную культуру выступления. Воспитывать интерес детей к песенному творчеству. Разучивание песни «Наша елка» муз. и сл. Е. Ильина Вокально-хоровая работа: дикция, артикуляция, интонация, ритм. Сценическое воплощение концертного номера. Выразительное исполнение песни. Подготовка к новогоднему празднику. https://xminus.club/track/206734/наша-елкавелика https://xminus.club/track/206734/наша-елкавелика Воспитывать желание радовать близких стихами, песнями, танцами. Разучивание песни «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского. Вокально-хоровая работа: дикция, артикуляция, интонация, ритм. Выразительное исполнение песни. https://xminus.club/track/10986/катюша Воспитывать мотивацию к учебной деятельности в хоровом пении. https://xminus.club/track/10986/катюша Разучивание песни«Летние https://sbornikfraz.ru/chastushki/letnie-chastushki- Воспитание сценической и исполнительской культуры выступления на праздничном концерте. Воспитание 15 частушки» муз. Е. Тиличеевой частушки» муз. Е. Тиличеевой. Работа над дыханием, мелодией. Выразительное исполнение. muz-e-tilicheevoj-sl-3-petrovoj.html https://stand.hitplayer.ru/?s=частушки %20минус 28. Урок творчества «Летние частушки» муз. Е. Тиличеевой 1 0 1 Выразительное исполнение. https://stand.hitplayer.ru/?s=частушки %20минус 29. Урок - концерт «Хорошее настроение» 1 0 1 Получение эстетического наслаждения от собственного пения. https://stand.hitplayer.ru/?s=частушки %20минус https://xminus.club/track/10986/катюша https://xminus.club/track/206734/наша-елкавелика https://allforchildren.ru/schoolsongs/sch ool27.php https://x-minus.club/track/21061/изчего-наш-мир-состоит https://chudesenka.ru/4490-shkolnyechastushki.html https://x-minus.club/track/22118/мояроссия-2 https://xminus.club/track/36109/учиться-надовесело https://x-minus.club/track/27276/гимнроссии сценической и исполнительской культуры выступления на праздничном концерте. Воспитание сценической и исполнительской культуры выступления на праздничном концерте. Воспитание эстетического вкуса и культуры музыкального восприятия. Раздел 3. Элементы музыкальной грамоты – 3 ч., в т ч. обязательная часть - 1 уроков, 2 ч. – часть формируемая участниками образовательного процесса. 16 30. Звук, звукоряд. 1 1 0 31. Элементарное понятие о нотной грамоте: звук и звукоряд. 1 1 0 Музыкальная лаборатория «Нотная азбука» 1 Схема расположения нот на нотномстане и фортепиано. Высота звука и его запись на доске. Пение попевки «Доре-ми» верходящем и низходящем движении. Загадки про ноты, стихотворение «Пять линеек», нотная говорилка, просмотр мультфильма «До, ре, ми…». https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urokmuzyki-v-5-klassie-na-tiemueliemien.html https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urokmuzyki-v-5-klassie-na-tiemueliemien.html Воспитывать у обучающихся навык внимательного слушания себя и оценивать качество своей работы. Пробудить интерес к музыкальной грамоте. Воспитывать умения выполнять коллективные действия, проявлять инициативу обучающихся. Раздел 4. Игра на музыкальных инструментах детского оркестра – 2 ч., в т ч. обязательная часть - 1 уроков, 1ч. – часть формируемая участниками образовательного процесса. https://infourok.ru/konspekt-otkrytogo- Формировать 33. Шумовые 1 0 1 Понятия «шумовые zanyatiya-shumovye-narodnyeнародные народные инструменты», « интерес к русской instrumenty-igra-improvizaciya-vинструменты. оркестр», «дирижер». музыкальной sostave-orkestra-shumovyh-narodnyhЗнакомство с приемами игры instrumentov-5008472.html культуре, через на ложках, трещетках, слушание и бубнах, маракасах. исполнение Дидактическая игра народной музыки, «Знакомство с шумовыми воспитание народными инструментами», музыкальной игровая ситуация«Угадай культуры учащихся. инструмент по звучанию». Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей 32. 1 0 Повторить названия нот. https://infourok.ru/prezentaciya_i_kons Выполнение заданий по pekt_uroka_muzyki_na_temu300838.htm схемам: нарисовать ноту в нотном стане. 17 34. Музыкальный практикум «Игра на знакомых русских народных шумовых инструментах под аккомпанемент синтезатора» 1 0 1 Всего: 34 13 21 Подчинение дирижерскому жесту. Коммуникационная игра «Приветствие», арттерапевтическая минута отдыха: «Часики», игра импровизация на шумовых народных инструментах в составе оркестра. https://infourok.ru/konspekt-otkrytogozanyatiya-shumovye-narodnyeinstrumenty-igra-improvizaciya-vsostave-orkestra-shumovyh-narodnyhinstrumentov-5008472.html страны. Воспитывать интерес к игре на простейших шумовых народных инструментах, уважение к музыкантам в оркестре, к слушателям. Р.К. – региональный компонент (часть формируемая участниками образовательного процесса). Электронный (цифровой) образовательный ресурс – мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов. 18 Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности • Фортепиано • Аккордеон • Баян • Синтезатор • Аппаратура для прослушивания аудио кассет • Компьютер • Телевизор • Звучащие игрушки с кнопочным включением. • Гусли, скрипка, балалайка, гитара, мандолина • Игрушечный детский металлофон • Барабан, детская ударная установка • Маракасы, погремушки, румбы, кастаньеты • Музыкальный треугольник • Колокольчики • Ложки. • Детские духовые инструменты: дудки, саксофон, губная гармошка. • Русские народные шумовые инструменты: трещотки, вертушка, коробочки, бубны , бубенцы. • Дидактические карточки «Музыкальные инструменты» • Говорящий электронный плакат «Музыкальные инструменты» • Демонстрационные карточки "Композиторы" • Набор карточек-рисунков для определения характера музыки. • Комплекты карточек » собери свою мелодию» • Аудио и видеоматериалы: «Детская студия «Родники», Т. Тютюнникова « Из чего родилась музыка?», «Игра на шумовых и духовых инструментах», «Песни для детских праздников», «Энциклопедия для детей «Музыка от эпохи Возрождения до ХХ века», «Русские народные инструменты», «Школа пения, Развитие слуха и памяти. Обучение пению», «Популярные детские песни», «Русские фольклорные календарные праздники и обряды», записи выступлений популярных детских коллективов. • Цифровые ресурсы • Интернет-ресурсы 19