МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский" МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ" Приложение к АООП ООО Утвержденное приказом от 30.08.2022№ 89/2 ОД (с изменениями приказ от 30.08.2023 г. № 110/2 - ОД) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Мир информатики» для обучающихся 5-6 классов Прокоп-Салда 2023 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные задачи учебного предмета «Информатика» — сформировать у обучающихся: • • • • • • • понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества; знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач; базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании; знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня; умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности; умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности. Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов: 1. цифровая грамотность; 2. теоретические основы информатики; 3. алгоритмы и программирование; 4. информационные технологии. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. Обязательная часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования не предусматривает обязательное изучение курса информатики в 5– 6 классах. Время на данный курс образовательная организация может выделить за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Программа по информатике для 5–6 классов составлена из расчёта общей учебной нагрузки 70 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6 классе. Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями информатики происходит на уровне начального общего образования в рамках логико-алгоритмической линии курса математики; в результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование компетентности учащихся в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), необходимой им для дальнейшего обучения. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение информатики в 5–6 классах поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой области и обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для изучения курса информатики основной школы в 7–9 классах. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКА 5 класс Цифровая грамотность Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения. Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога). Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг. Теоретические основы информатики Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение. Действия с информацией. Кодирование информации. Данные — записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной системой. Искусственный интеллект и его роль в жизни человека. Алгоритмизация и основы программирования Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы. Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования. Информационные технологии Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение. Текстовый редактор. Правила набора текста. Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами. 6 класс Цифровая грамотность Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск файлов средствами операционной системы. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем. Теоретические основы информатики Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных). Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Информационный объём данных. Бит — минимальная единица количества информации — двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Алгоритмизация и основы программирования Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например, исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные. Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами. Информационные технологии Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы. Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы. Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение информатики в 5–6 классах направлено на дости- жение обучающимися следующих личностных, метапредмет- ных и предметных результатов освоения учебного предмета ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета Патриотическое воспитание: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного • • • • общества; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков Ценности научного познания: наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию; овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, • • • • • • наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Формирование культуры здоровья: установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанных на достижениях науки информатики и научно технического прогресса Экологическое воспитание: наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ Адаптация обучающегося к изменяющимся услови- ям социальной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными Универсальные познавательные действия Базовые логические действия: • • • • • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев) Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования; • • • • • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями; оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; запоминать и систематизировать информацию Универсальные и коммуникативные действия • • Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); • • • • • • выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой Универсальные регулятивные действия • Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; • • • составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям Эмоциональный интеллект: • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого Принятие себя и других: • осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа • к любым объёмам информации ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 класс • • • • • • • • • • соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного поведения в Интернете; называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение; понимать содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система», «файл»; искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам, по изображению); критически относиться к найденной информации, осознаваяопасность для личности и общества распространения вредоносной информации; запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу; пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа управления исполнителем», «искусственный интеллект»; составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования с использованием последовательного выполнения операций и циклов; создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать правила набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать документы с помощью изображений; создавать и редактировать растровые изображения; • использовать инструменты графического редактора для выполнения операций с фрагментами изображения; создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую информацию 6 класс • • • • • • • • ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу); работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги), выполнять поиск файлов; защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного программного обеспечения с использованием встроенных в операционную систему или распространяемых отдельно средств защиты; пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»; иметь представление об основных единицах измерения информационного объёма данных; сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов; разбивать задачи на подзадачи; составлять программы для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием циклов и вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами; • объяснять различие между растровой и векторной графикой; • создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации создаваемых документов; создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы; создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами анимации • • ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс 1 час в неделю, всего — 35 часов, практических работ 19, контрольных - 4, 3 часа — резервное время Примерны е темы, Основные раскрыва виды Учебное ющие деятельности содержание данный учащихся при раздел изучении программ темы ы, (на уровне и учебных количество действий) часов, отводимое на их изучение Раздел 1. Цифровая грамотность (7 часов) Виды, формы контроля ЭОР Тема 1 Компьютер — универсальн о е вычислительное устройство, работающее по программе (2 часа) Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения Компьютер — универсальное вычислительно е устройство, работающее Приводить примеры ситуаций правильного и неправильног о поведения в компьютерно м классе, соблюдения и несоблюдени я гигиенически х требований при работе с Устный опрос; Экспресс тест; Самооценка с использовани е м «Оценочного листа» https://easyen. ru/load/inform atika/5_klass/u rok_2 https://bosova.r u/ metodist/author s/ informatika/3/e or 5.php по программе Мобильные устройства Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств Процессор Оперативная и долговременна я память Устройства ввода и вывода компьютерами Называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение Объяснять работу устройств компьютера с точки зрения организации процедур ввода и вывода информации Тема 2 Програм мы для компью т еров Файлы и папки (3 часа) Программы для компьютеров Пользователи и программисты Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы) Запуск и завершение работы программы (приложен ия) Имя файла (папки, каталога) Объяснять содержание понятий «программное обеспечение», «операционна я система», «файл» Определять программные средства, необходимые для осуществления информационн ых процессов при решении задач Тестирование; Практическая работа Самооценка с использование м «Оценочного листа» Онлайн тест https://bosova.r u/metodist/auth ors/informatika/ 3/eor5.php https://onl inetestpad.com/ r u/testview/116 96 0-informatika5- klassvkhodnoj- test http://www.ne ks osh.ru/index.ph p/ Входной контроль знаний за курс 4 класса Практические работы 1.Создание, сохранение и загрузка текстового и графического файла 2. Выполнение основных операций с файлами и папками (создание, переименование, сохранение) под руководством учителя uchenikam/inf or matika/resursyinformatika/eor - bosova-5-kl Тема 3 Сеть Интерне т Правила безопасн ог о поведени яв Интерне те (2 часа) Сеть Интернет Веб- страница, веб-сайт Браузер Поиск информации на веб- странице Поисковые системы Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета Правила безопасного поведения в Раскрывать смысл изучаемых понятий Осуществлять поиск информации по ключевым словам и по изображению Обсуждать способы проверки достоверности информации, полученной из Интернета Обсуждать ситуации, связанные с Устный опрос; Практическая работа; https://youtu.b e/ gbhyh8jkE7k Самооценка с использовани ем «Оценочного листа» https://zn anio.ru/media/pr- Интернете Процесс аутентификации Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация) Пароли для аккаунтов в социальных сетях Кибербуллинг Практические работы 1,2. Поиск информации по безопасным поведением в Интернете Различать виды аутентификации Различать «слабые» и «сильные» пароли Анализировать возможные причины кибербуллинга и предлагать способы, как его избежать poiskinformatsii-poklyuchevymslovam-sispolzovaniemrazlichnyhpoiskovyhsistem-2767509 ключевым словам и по изображению Сохранение найденной информации Раздел 2. Теоретические основы информатики (3 часа) Тема 4 Инфор ма ция Информация в жизни человека Способы Раскрывать смысл изучаемых Устный опрос; http://www.lb z. ru/metodist/a uth в жизни челове ка (3 часа) восприятия информации человеком Роль зрения в получении человеком информации Компьютерное зрение Действия с информацией Кодирование информации Данные — записанная (зафиксированная ) информация, которая может быть обработана автоматизирован ной системой понятий Различать виды информации по способам её восприятия человеком Осуществлять кодирование и декодирование информации предложенным способом Приводить примеры применения искусственного интеллекта (робототехника , беспилотные автомобили, интеллектуальн Практическая работа; Самооценка с использовани ем «Оценочного листа» ors/informatik a/ 3/files/eor5/pr es entations/5-71kodirovanieinformacii.ppt http://schoolcollection.edu .r u/catalog/res/ e9 e28a73377f- 0000e01c9c38718a1a2f /? interface=cata lo g http://www.lb z. ru/metodist/a uth Искусственный интеллект и его роль в жизни человека ые игры, голосовые ors/informati ka/ 3/files/eor5/g am es/morskojboj.zip Практические работы 1. Интерактивная игра «Морской бой» 2. электронный практикум «Координатн ая плоскость» 3. интерактивное задание «Графические диктанты и Танграм» помощники и пр ) http://schoolcollection.edu. r u/catalog/res/b d 52dc17-c9f6 4948-8a59dfa9ab96dee1/ ? interface=catal o g Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (10 часов) Тема 5 Алгоритмы и исполн ит ели (2 часа) Понятие алгоритма Исполнители алгоритмов Линейные алгоритмы Циклические алгоритмы Практические работы Раскрывать смысл изучаемых понятий Приводить примеры неформальн ых и формальных исполнителе йв окружающем мире Приводить примеры циклических действий в Тестирование ; Практическая работа; Самооценка с использование м «Оценочного листа» https://nsporta l. ru/shkola/infor matika-iikt/library/201 4/ 03/12/kakimibyvayutalgoritmy https://nsporta l. ru/shkola/infor matika-iikt/library/2018/ 1. Среда Тема 6 Работа в среде программиров ания (8 часов) программирования «Кумир». Исполнитель «Робот» 2. Среда программирования «Кумир». Исполнитель «Робот» Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования Практические работы 1 окружающем мире 02/25/praktiche skaya-rabotasredaprogrammirova niya-kumir Раскрывать смысл изучаемых понятий Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства Определять условия и http://www.mys hared.ru/slide/3 79614/ https://pmdatales son.1c.ru/ https://codeward s.ru/hourofcode https://nsportal. ru/shkola/infor matika-iikt/library/2018/ Знакомство со средой программирования «ЛогоМиры» 2 Реализация линейных алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры» возможности применения программного средства для решения типовых задач 02/25/praktiche skaya-rabotasredaprogrammirova niya-kumir 3 Реализация циклических алгоритмов в среде программирован ия «ЛогоМиры» Контрольное тестирование https://onlinete st pad.com/ru/test /2 1294algoritmizaciya i- «Алгоритмизация и основы программирования » programmirova ni e Раздел 4. Информационные технологии (12 часов) Тема 7 Графическ ий редактор (3 часа) Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов Операции с фрагментами изображения: выделение, Раскрыть смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательск ий интерфейс применяемого программного средства Определять условия и Практическая работа; Самооценка с использовани ем «Оценочного листа» https://bosova.r u/metodist/auth ors/informatika / 3/eor5.php https://bosova.r u/ metodist/author s/ informatika/3/e or копирование, поворот, отражение Практические работы 1 Создание и редактирование простого изображения с помощью инструментов растрового графического редактора 2 Работа с фрагментами изображения с использование м инструментов графического редактора возможности применения программного средства для решения типовых задач Планировать последовательност ь действий при создании и редактировании растрового изображения 5.php Тема 8 Текстовы й редактор (6 часов) Текстовый редактор Правила набора текста Текстовый процессор Редактирование текста Проверка правописания Расстановка переносов Свойства символов Шрифт Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные) Полужирное и курсивное начертание Раскрывать смысл изучаемых понятий Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых Практическая работа; Самооценка с использование м «Оценочного листа» https://easyen.r u/load/informa ti ka/5_klass/uro k _11_vvod_teks t a_tekstovye_d o kumenty/11410-8410 Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание Вставка изображений в текстовые документы Обтекание изображений текстом Практические работы 1 Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного, клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов 2 задач Анализировать преимущества создания текстовых документов на компьютере по сравнению с рукописным способом https://bosova.r u/metodist/auth ors/informatika/ 3/eor5.php Редактирование текстовых документов (проверка правописания; расстановка переносов) 3 Форматирование текстовых документов (форматирование символов и абзацев) 4 Вставка в документ изображений Тема 9 Компьютерн ая презентация (3 часа) Компьютерны е презентации Слайд Добавление на слайд текста и изображений Работа с несколькими слайдами Практически е работы 1,2. Создание презентации на основе готовых шаблонов Раскрывать смысл изучаемых понятий Анализировать пользовательски й интерфейс применяемого программного средства Определять условия и возможности применения программног о средства Итоговое для решения контрольное типовых тестирование задач Резервное время — 3 часа Практическая работа; Самооценка с использование м «Оценочного листа» https://easyen.r u/load/informat i ka/5_klass/uro k _30_sozdanie_ d vizhushhikhsja _ izobrazhenij/11 4-1-0-15492 https://onlinete s tpad.com/ru/tes t /317457itogovyj-testpoinformatikedlya-5-klassa 6 класс 1 час в неделю, всего — 35 часов, практических работ - 15, контрольных - 4, 3часа — резервное время Примерны е темы, раскрываю щие данный раздел программ ы, и количество часов, Учебное содержание Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий) Виды, формы контроля отводимое на их изучение Раздел 1. Цифровая грамотность (4 часа) Тема 1 Компьют ер (1 час) Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, Раскрывать смысл изучаемых понятий Характеризоват ь типы персональных компьютеров Тестирование ; Самооценка с использовани ем https://youtu.be/ qQJXPnIZiGE https://infourok . ru/material.htm l суперкомпьютеры Входной «Оценочного листа» ?mid=17879 https://testedu.r u/test/informati ka/6klass/vxodnojtest-poinformatike.ht m l Письменный опрос; Самооценка с использовани ем «Оценочного листа» https://lbz.ru/m etodist/authors/ i nformatika/3/e o r6.php http://schoolcollection.edu.r u/catalog/res/1 7 80aaa6-0bd1 465b-a2e4dda69e458780/ ? контроль знаний за курс 5 класса Тема 2 Файловая система (2 часа) Иерархическая файловая система Файлы и папки (каталоги) Путь К файлу (папке, каталогу) Полное имя файла (папки, каталога) Работа с файлами и каталогами средствами операционной Раскрывать смысл изучаемых понятий Выполнять основные операции с файлами и папками Находить папку нужным файлом с по системы: создание, копирование, перемеще- ние, переименовани е и удаление файлов и папок (каталогов) Поиск файлов средствами операционной системы Практические работы заданному пути https://easyen.r u/load/informat i ka/6_klass/uro k _3_razmer_fajl a /115-1-0-19243 https://www.sites 1. Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов) 2. Поиск файлов средствами операционной системы Раздел 2. Теоретические основы информатики (6 часов) .google.com/a/idist.ru/informaci onnyetehnologiiucebnoeposobie/operacio nnye-sistemypersonalnogokomputera/prakti ceskaa-rabotano3 http://school14.n eftekamsk.ru/tea cher/dok/dok2/r2 .html Тема 3 Защита от вредоносн ых программ (1 час) Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы Программы для защиты от вирусов Встроенные антивирусные средства операционных систем Раскрывать смысл изучаемых понятий Осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ Устный опрос; Самооценка с использова ни ем «Оценочног о листа» Тема 4 Информац ия и информац ионные процессы Информационн ые процессы Получение, хранение, обработка и Раскрывать смысл изучаемых понятий Приводить примеры Практическ ая Самооценка с использова ни ем https://nsportal. ru/shkola/infor matika-iikt/library/2014 / 09/03/kompyut e rnye-virusy-iantivirusnyeprogrammy https://youtu.be / Jjxu_6ES5FU https://bosova.r u/metodist/auth ors/informatika/ 3/eor7.php https://znanio.r u (2 часа) передача информации (данных) Практические работы 1 Преобразование информации, представленной в форме таблиц и диаграмм, в текст информационн ых процессов в окружающем мире Выбирать форму представления инфор- мации в зависимости от поставленной задачи Осуществлять обработку информации по заданному алгоритму Разрабатывать алгоритм преобразовани я информации «Оценочног о листа»; /media/praktich eskaya-rabotapo-temepreobrazovanie v-tablitsususchestvuyusc hego-teksta2570725 http://schoolcollection.edu.r u/catalog/res/8f 1f639b-c4e7 4507-be834a8357812ba1/ ?interface=catal og Тема 5 Двоичный код (2 часа) Тема 6 Единицы измерения Двоичный код Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите Преобразовани е любого алфавита к двоичному Информационный объём данных Бит — минимальная Раскрывать смысл изучаемых понятий Подсчитывать количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите Письменный опрос; Самооценка с использовани ем «Оценочного листа» https://bosova.r u/metodist/auth ors/informatika/ 3/eor7.php Раскрывать смысл изучаемых понятий Письменный https://resh.edu. ru/subject/lesso n/7318/start/25 0 опрос; Самооценка с https://youtu.be / JfQFjId4-oo информаци и (2 часа) единица количества информации — двоичный разряд Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм) Контрольное тестирование Применять в учебных и практических задачах соотношения между единицами измерения информации Сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов 750/ использовани ем «Оценочного листа» https://youtu.be / _r5OZULRVH M https://testedu.r u/test/informati ka/7klass/ediniczyiizmereniyainformaczii-iobeminformaczii.htm l «Теоретические основы информатики» Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (12 часов) Тема 7 Основные алгоритмичес к ие конструкции (8 часов) Среда текстового программирован ия Управление исполнителем (например, исполнителем Черепаха) Циклические алгоритмы Переменные Практические работы 1 Разработка программ для управления исполнителем в Раскрывать смысл изучаемых понятий Выявлять общие черты и различия в средах блочного и текстового программирования Анализировать готовые алгоритмы управления Устный опрос; Практическа я работа; Тестировани е; Самооценка с использован и ем «Оценочног о листа»; https://lbz.ru/ m etodist/authors /i nformatika/3/eo r6.php https://easyen.r u/load/metodik a /kompleksy/ka t alog_ssylok_n a _kompleks_ra zr abotok_inform ti среде текстового программирован ия с использованием циклов 2 Разработка программ в среде текстового программировани я, реализующих простые вычислительные алгоритмы 3 Разработка диалоговых программ в среде текстового программировани я исполнителем, исправлять в них ошибки Применять алгоритмическ ие конструкции «следование» и «цикл» ka_6_klass https://nsportal . ru/shkola/infor matika-iikt/library/201 8/ 02/25/praktich e skayarabota- sredaprogrammirov a niya-kumir Тема 8 Вспомогател ьн ые алгоритмы (4 часа) Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательны х алгоритмов (процедур) Процедуры с параметрами Контрольное тестирование «Алгоритмизация и основы программировани я» Практические работы 1 Разработка программ для Раскрывать смысл изучаемых понятий Осуществлят ь разбиение задачи на подзадачи Анализироват ь работу готовых вспомогательных алгоритмов (процедур) Самостоятель но создавать вспомогательные Тестирован ие ; Практическ ая работа; Устный опрос; Самооценка с использова ни ем «Оценочног о листа»; https://lbz.ru/m etodist/authors/ i nformatika/3/eo r6.php http://informak s .narod.ru/algo _ baz.htm https://nsportal. r u/shkola/infor ma tika-iikt/library/201 5/ 02/23/kontroln ay управления исполнителем в среде текстового программировани я с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур) 2 Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программировани я, алгоритмы (процедуры) для реше- ния поставленных задач a-rabota-potemealgoritmizatsiy a- i-osnovy https://eas yen.ru/load/me to dika/kompleks y/ katalog_ssylok _n a_kompleks_ra zr abotok_informt ik в том числе с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами a_6_klass https://nsportal. ru/shkola/infor matika-iikt/library/2018/ 02/25/praktiche skaya-rabotasredaprogrammirova niya-kumir Раздел 4. Информационные технологии (10 часов) Тема 9 Векторная графика (3 часа) Векторная графика Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового Раскрывать смысл изучаемых понятий Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного Практическая работа; Устный опрос; Самооценка с использовани ем «Оценочного https://resh.edu. ru/subject/lesso n/7329/start/251 100/ процессора или других программ (приложений) Добавление векторных рисунков в документы Практическая работы 1 Исследование возможностей средства Определять условия и возможности листа»; https://znanio. ru векторного графического редактора Масштабирован ие готовых векторных изображений 2 Создание и редактирование изображения базовыми средствами векторного редактора (по описанию) 3 Разработка простого изображения с помощью инструментов векторного графического редактора (по применения программного средства для решения типовых задач Планировать последовательн о сть действий при создании векторного изображения Сравнивать растровые и векторные изображения (цветопередача, возможно- сти масштабирован ия, размер файлов, сфера применения) /media/praktic h eskayarabota- poinformatikesozdanievektornyhizobrazhenij2699452 собственному замыслу) Тема 10 Текстов ый процессо р (4 часа) Текстовый процессор Структурирован ие информации с помощью Раскрывать смысл изучаемых понятий Анализировать пользовательский Практическ ая работа; Устный https://resh.ed u. ru/subject/less o списков Нумерованные, n/7330/start/2 50 маркированные и многоуровневые списки Добавление таблиц в текстовые документы Практические работы 1 Создание небольших текстовых документов с нумерованными, маркированным и и многоуровневым и списками 2 Создание небольших текстовых документов с интерфейс применяемого программного средства Определять условия и возможности применения программног о средства для решения типовых задач опрос; Самооценка с использован и ем «Оценочног о листа»; 610/ https://infourok. ru/prakticheska ya-rabotapo- informatike-na- temusozdanie- i-oformleniemarkirovannyhnumerovanny himnogourovnevy h-spiskov-2- kurs-sp5536124.html таблицами 3 Создание одностраничного документа, содержащего списки, таблицы, иллюстрации Тема 11 Создани е интеракт и вных компьют е рных презента ц ий (3 часа) Создание компьютерных презентаций Интерактивные элементы Гиперссылки Практические работы 1 Создание презентации с гиперссылками 2 Создание презентации с интерактивным и элементами Итоговое контрольное тестирование за курс 6 класа Раскрывать смысл изучаемых понятий Анализировать пользовательски й интерфейс применяемого программного средства Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач Планировать структуру презентации с гиперссылками Практическа я работа; Самооценка с использован и ем «Оценочног о листа»; Тестировани е . https://lbz.ru/m etodist/authors /i nformatika/3/e o r6.php https://testedu. r u/test/informat i ka/6klass/itogovyij - test-poinformatike-6klass.html Планировать структуру презентации с интерактивным и элементами Резервное время — 3 часа УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Информатика 5 класс/Информатика. 5, 6. класс. Авторский коллектив: Автор(ы): Босова Л. Л. / Босова А. Ю. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ https://bosova.ru/books/1072/7396/ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Resh edu resh.edu.ru uchi.ru foxford.ru infourok.ru testedu.ru lbz.ru/meto dist