МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский" МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ" Приложение к АООП НОО Утвержденное приказом от 29.02.2024 г. № 20/3 ОД АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» (вариант 1) для обучающихся 4 класса с. Прокопьевская Салда, 2023 г. 1.Пояснительная записка Адаптированная разработана для рабочая программа по обучающегося 4 класса учебному предмету «Технология» с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, с учётом концепции духовнонравственного воспитания и планируемых результатов освоения начальной образовательной программы начального общего образования. Количество часов в рабочей программе указано с учетом региональных и федеральных праздников. Адаптированная рабочая программа по технологии составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями). 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" 4.Составлена в соответствии с требованиями примерной адаптированной основной образовательной программы и авторской рабочей программы Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Технология 3 класс (сборник рабочих программ 1-4 классы. Москва, «Просвещение», 2014 г.).в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»: «Технология» Учебники для 1-4 классов. Авторы Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева (Москва «Просвещение» 2018 г.) Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какойлибо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий). Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Коррекционные задачи - формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с ЗПР (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление здоровья обучающихся; - достижение планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей; - использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. Особенности преподавания предмета Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых обучающиеся: - знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты; - овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой;- знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира; - знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы; - учатся экономно расходовать материалы; - осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность) I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ» 4 КЛАСС ЛИЧНОСТНЫЕ результаты освоения учебного предмета У выпускника будут сформированы: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; Выпускник получит возможность для формирования: морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения учебного предмета Регулятивные УУД Выпускник научится: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные УУД. Выпускник научится: устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; владеть рядом общих приёмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные УУД. Выпускник научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников. ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения учебного предмета Выпускник научится: соотносить реальное и ирреальное, утилитарное и эстетическое в жизни и искусстве; определять средства художественной выразительности; единство формы и содержания; организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом; бережно относиться и защищать природу и материальный мир; безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером); выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву); названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей); последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью чертежных инструментов; основные линии чертежа (осевая и центровая); правила безопасной работы канцелярским ножом; петельную строчку, ее варианты, их назначение; названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся). включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания); выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать). Выпускник получит возможность научиться: под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы; под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания. находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет), иметь представление о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах; об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония); о правилах безопасного пользования бытовыми приборами; создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера; оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца); работать с доступной информацией; работать в программах Word, Power Point. II.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА 4 КЛАСС Раздел «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания»- 5 ч. Рукотворный мир как результат труда человека. Вспомним и обсудим. Стандартизированная письменная работа. Проектная работа «Новогодняя студия». Инструменты и приспособления для обработки материалов. Игрушки из трубочек для коктейля. Инструменты и приспособления для обработки материалов. Игрушки из зубочисток, цветной бумаги. Раздел «Практика работы на компьютере»- 4ч . Информация, её отбор, анализ и систематизация. Создание текста на компьютере. Программа Word. Создание презентаций. Программа Word, Power Point. Программа Рower Point. Создание презентаций. Раздел «Конструирование и моделирование»- 9 ч. Проект «Дружный класс». Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу. Реклама и маркетинг. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу. Упаковка для мелочей. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу. Коробочка для подарков. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу. Упаковка для сюрпризов. Конструирование и моделирование на компьютере и интерактивном конструкторе. Проектная задача «Исторический костюм». Конструирование и моделирование изделий из различных материалов. Одежда народов России. Раздел «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты» 16 ч Элементарная творческая и проектная деятельность, многообразие материалов и практическое применение в жизни .Интерьеры разных времен. Выстраивание последовательности практических действий и технологических операций. Художественная техника «декупаж». Выстраивание последовательности практических действий и технологических операций. Плетение салфетки. Обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия. Создание букета цветов из бумаги. Подбор материалов и инструментов, сборка изделия. Сувениры из проволочных колец. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира..Изделия из полимеров. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Синтетические ткани. Различные виды конструкций и способы их сборки. Объемные рамки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию. Вышивка лентами. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу Аксессуары одежды. Вышивка лентами. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу. Плетёная открытка. Конструирование из сложных развёрток. Весенние цветы. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. История игрушек. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подвижная игрушка "Щелкунчик". Стандартизированная письменная работа. Проектная работа «Презентация своего портфолио III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № 1 Тема Количе Основные виды учебной деятельности обучающихся ство часов Раздел «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания»-2 ч Повторить изученный в третьем классе материал. Дать общее Рукотворный мир как 1 представление о процессе творческой деятельности человека результат труда (замысел образа, подбор материалов, реализация). человека. Вспомним и обсудим. Сравнить творческие процессы в видах деятельности разных мастеров, вспомнить и применить знания и умения о технологиях обработки природных материалов. 2 Стандартизированная письменная работа. 1 Осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания Раздел «Практика работы на компьютере»- 4ч 3 Информация, её отбор, 1 Самостоятельно: анализировать способы получения анализ и информации человеком в сравнении с возможностями систематизация. компьютера. Выполнять правила безопасного пользования 4 Создание текста на 1 компьютером. Организовывать свою деятельность: компьютере. готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного Программа Word рационального труда. 5 Создание презентаций. 1 Осуществлять сотрудничество в малой группе, Программа Word, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, Power Point оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, обобщать (называть) то новое, что 6 Программа Рower Point. 1 освоено. С помощью учителя: исследовать возможности и Создание презентаций осваивать приёмы работы с Интернетом для поиска необходимой учебно-познавательной информации. Обсуждать и рассуждать с опорой на вопросы учебника и учителя, делать выводы о наблюдаемых явлениях , осваивать способы создания и обработки текстов, тематических таблиц в компьютере, создания простейших презентаций в программе Power Pоint , искать, отбирать и использовать необходимую информацию из разных источников , выполнять практическую работу с опорой на инструкцию, рисунки и схемы, обсуждать и оценивать свои знания по теме Раздел «Конструирование и моделирование»-6 ч Самостоятельно: соотносить изделия по их функциям, 7-8 Проект «Дружный 2 анализировать образцы изделий с опорой на памятку, класс». организовывать рабочее место в зависимости о конструктивных особенностей изделия. Планировать практическую работу и работать по собственному плану. Отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор. Обобщать то новое, что освоено. Оценивать результаты своей работы и работы одноклассников 9 Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу. Реклама и маркетинг 1 Познакомить с понятиями «реклама» «маркетинг», «маркетолог». Дать общее представление о службе маркетин, о видах подарочных упаковок. Анализировать образцы изделий с опорой на памятку. Организовывать рабочее место в Конструирование и 1 зависимости от конструктивных особенностей изделия. моделирование изделий Планировать практическую работу и работать по из различных собственному плану. материалов по образцу. Отбирать необходимые материалы для изделий, Упаковка для мелочей обосновывать свой выбор. 11 Конструирование и 1 Обобщать то новое, что освоено. моделирование изделий Оценивать результаты своей работы и работы. из различных Знакомить с профессиями, поощрять у учащихся материалов по образцу. уважительное отношение к труду мастеров. Коробочка для Поддерживать мотивацию и интерес учеников к подарков декоративно-прикладным видам творчества; 12 Конструирование и 1 поддерживать и стимулировать высокий уровень моделирование изделий самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и из различных умениям. материалов по образцу. Упаковка для сюрпризов Раздел «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты» - 6 ч Знакомство с понятием «статуэтка». Сюжеты статуэток, 13 Многообразие 1 назначение, материалы, из которых они изготовлены. материалов и практическое Средства художественной выразительности, которые применение в жизни. использует скульптор. Мелкая скульптура России, Интерьеры разных художественные промыслы; отображение жизни народа в времен сюжетах статуэток. 10 14 15 16 17 Выстраивание последовательности практических действий и технологических операций. Художественная техника «декупаж» 1 Выстраивание последовательности практических действий и технологических операций. Плетение салфетки 1 Обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия. Создание букета цветов из бумаги 1 Подбор материалов и инструментов, сборка изделия. Сувениры из проволочных колец 1 С помощью учителя: наблюдать и сравнивать различные виды рекламы, отделять известное от неизвестного Открывать новые знания и умения, решать компьютерные задачи через рассуждения, пробные упражнения. Изготавливать изделия с опорой на рисунки, инструкции, схемы. Проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления. Поддерживать мотивацию и интерес учеников к декоративно-прикладным видам творчества. Поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология» Открывать новые знания и умения, решать компьютерные задачи через рассуждения, пробные упражнения. Изготавливать изделия с опорой на рисунки, инструкции, схемы. Проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления. Поддерживать мотивацию и интерес учеников к декоративноприкладным видам творчества 18 Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира. Изделия из полимеров. 1 Открывать новые знания и умения, решать компьютерные задачи через рассуждения, пробные упражнения. Изготавливать изделия с опорой на рисунки, инструкции, схемы. Проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления. Поддерживать мотивацию и интерес учеников к декоративноприкладным видам творчества Раздел «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания» - 3 ч Познакомить с новогодними традициями России других стран 19 Проектная работа 1 мира. «Новогодняя студия» 20 Инструменты и 1 Дать общее представление о способах и приёмах, изготовления приспособления для елочных игрушек. обработки материалов. Научить изготавливать простейшие игрушки и предметы для Игрушки из трубочек Новогодних праздников. для коктейля 21 Инструменты и 1 Поддерживать мотивацию и интерес учеников к декоративноприспособления для прикладным видам творчества. обработки материалов. Поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и Игрушки из самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках зубочисток, цветной учебного предмета «Технология». бумаги. Самостоятельно анализировать образцы изделий с опорой на памятку. Организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделий. Отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор. Обобщать то новое, что освоено. Планировать практическую работу и работать по составленному плану. Отбирать необходимые материалы для изделия. Оценивать свои результаты и результаты одноклассников. С помощью учителя: исследовать свойства фольги, сравнивать способы обработки фольги с другими изученными материалами, отделять известное от неизвестного Раздел «Конструирование и моделирование» -3ч 22 Конструирование и 1 Самостоятельно: анализировать образцы изделий с моделирование на опорой на памятку (конструктивные особенности и компьютере и технология изготовления). интерактивном Организовывать рабочее место в зависимости от конструкторе конструктивных особенностей изделия. Наблюдать и сравнивать свойства тонкого 23 Проектная задача 1 синтетического трикотажа и ткани. Соотносить «Исторический изделие с лекалами его деталей. костюм». Отбирать необходимые материалы для изделий, 24 Конструирование и 1 обосновывать свой выбор. моделирование изделий Обобщать (называть) то новое, что освоено. из различных Оценивать результаты своей работы материалов. Одежда и работы одноклассников (качество, народов России творческие находки, самостоятельность) . Раздел «Технология ручной обработки материалов . Элементы графической грамоты» - 10 ч 25 Многообразие 1 Самостоятельно: анализировать образцы изделий с опорой на 26 27 материалов и их практическое применение в жизни. Синтетические ткани. Различные виды конструкций и способы их сборки. Объемные рамки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию. Вышивка лентами памятку (конструктивные особенности и технология изготовления). Организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия. 1 1 Планировать практическую работу и работать по составленному плану. Отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор. Обобщать (называть) то новое, что освоено. Оценивать результаты своей работы и работы одноклассников (качество, творческие находки, самостоятельность). Договариваться, помогать друг другу в совместной работе. С помощью учителя: наблюдать и обсуждать конструктивные особенности изделий сложной составной конструкции (развёртки пирамид), делать выводы о наблюдаемых явлениях. Подбирать технологию изготовления сложной конструкции (с помощью чертёжных инструментов). Планировать практическую работу и работать по составленному плану. Распределять работу и роли в группе, работать в группе, исполнять роли. Изготавливать изделия с опорой на рисунки, схемы. Проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления. Искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете 28 Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу Аксессуары одежды. Вышивка лентами 1 С помощью учителя: исследовать свойства атласной ленты, сравнивать способы обработки ленты с другими изученными материалами. Отделять известное от неизвестного. Открывать новые знания и умения, решать конструкторскотехнологические задачи через исследование, пробные упражнения. Изготавливать изделия по технологической карте. Проверять изделия в действии. Корректировать конструкцию и технологию изготовления. Искать информацию в приложении учебниках, книгах, энциклопедиях, Интернете. 29 Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу. Плетёная открытка. 1 Самостоятельно: анализировать образцы изделий с опорой на памятку (конструктивные особенности и технология изготовления). Организовывать рабочее место для работы с бумагой, гофрокартоном, обосновывать свой выбор предметов. Планировать практическую работу и работать по составленному плану. Отбирать необходимые материалы для изделия, обосновывать свой выбор. Изготавливать изделие по рисункам и схемам. Оценивать результаты своей работы и работы одноклассников (качество, творческие находки, самостоятельность). С помощью учителя: исследовать свойства гофрокартона; наблюдать, сравнивать, обсуждать конструктивные особенности, материалы и технологию изготовления изделия. Отделять известное от неизвестного; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (расслоение гофрокартона, его резание, соединение деталей из разных материалов), делать выводы о наблюдаемых явлениях 30 Конструирование из сложных развёрток. Весенние цветы 1 31 Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. История игрушек Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подвижная игрушка "Щелкунчик" Стандартизированная письменная работа 1 Проектная работа «Презентация своего портфолио» 1 32 33 34 Декорировать объёмные геометрические формы известными способами. Обобщать (называть) то новое, что освоено. Оценивать результаты своей работы и работы одноклассников (качество, творческие находки, самостоятельность). С помощью учителя: наблюдать и сравнивать плоские и объёмные геометрические фигуры, конструктивные особенности объёмных геометрических фигур и деталей изделий Решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (возможности вторичного использования домашних предметов — изготовление новых полезных изделий: подвижный механизм марионетки, грузило для неваляшки). Изготавливать изделия с опорой на рисунки и схемы. Проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления. Искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете Познакомить с историей игрушки, обсудить особенности современных игрушек, повторить и расширить знания о традиционных игрушечных промыслах России. 1 Учить использовать знакомые бытовые предметы для изготовления оригинальных изделий. Грамотно использовать известные знания и умения для выполнения творческих заданий 1 Выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. Контролировать и оценивать работу, ее результат Искать информацию в Приложении учебника, книгах, энциклопедиях журналов, интернете. Обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике и других источниках информации.