МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский" МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ" Приложение к АООП НОО Утвержденное приказом от 29.02.2024 г. № 20/3 ОД АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (вариант 1) для обучающихся 4 классов с. Прокопьевская Салда, 2023 г. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики для 4-х классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения по курсу «ОРКСЭ» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «19» декабря 2014 г. № 1598. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков] – М. Просвещение, 2012 г. (Стандарты второго поколения) Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего школьника с ОВЗ мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. – обеспечение коррекции психического развития и эмоционально волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности, ликвидация имеющихся или предупреждение возможных пробелов в знаниях. Задачи: - сформировать основы функциональной грамотности и основные умения и навыки учения и общения; - с корригировать отставание в развитии обучающихся и преодолеть недостатки, возникшие в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения и др. - целенаправленно и последовательно формировать способы учебной деятельности: умение ориентироваться в задании; выполнять учебные действия по наглядному образцу в соответствии с точными указаниями взрослых; выполнять учебные действия по словесной инструкции при её последовательном изложении; выполнять учебные действия по внутреннему плану. - уделять развитию устной и письменной речи, побуждать к самостоятельному поиску информации, обучать переносу освоенных навыков, развивать умение работать в паре, группе. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета Программы модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» соответствуют требованиям ФГОС начального общего образования, АООП НОО обучающихся с ЗПР(в 7.1,7.2) и результатам освоения основной образовательной образования. Сущность программы начального общего духовно-нравственного воспитания обучающихся рассматривается как формирование и развитие у них уважительного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям. В связи с этим можно предположить, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будет способствовать формированию у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребёнка, приобретаемое в результате освоения обучающимися поликультурных знаний, развития познавательных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Такие планируемые результаты освоения предмета ОРКСЭ обозначены и в ФГОС НОО. Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умений выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить рефлексии. адекватные вербальные Деятельностный средства подход, передачи информации основывающийся на и принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п. Образовательный процесс в рамках выбранного модуля и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у школьников начальное представление о духовных традициях посредством: • ориентации содержания всех модулей учебного предмета на общую педагогическую цель - воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России; • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного предмета; • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного предмета, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литературное чтение и др.); • единых требований к планируемым результатам освоения содержания учебного предмета ОРКСЭ. Для успешного изучения нового курса для детей с ЗПР особое значение имеет и коррекционная работа на каждом уроке: -формирование УУД на всех этапах учебного процесса; -обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал; -формирование социально-нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.); -формирование учебной мотивации; -развитие личностных (познавательная компонентов активность, познавательной самостоятельность, деятельности произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности; -формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку; -формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.); -коррекция индивидуальных отклонений; -охрана и укрепление соматического и психического здоровья школьников; -организация благоприятной социальной среды; -системный и планомерный контроль за развитием детей с ЗПР педагогами – членами психолого-медико-педагогического консилиума школы. Принципы реализации программы Принцип гуманизации – предполагает осуществление личностноориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь. Принцип индивидуального подхода - предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания. Принцип системности – обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка; Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности – предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения. Педагогические технологии, формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ Технологии современного традиционного обучения. Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить: - систематический характер обучения; - логически правильное изучение учебного материала. Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными реализацией возможностей детей. способностями человека, максимальной Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Дифференцированное обучение - помогает учитывать индивидуально-типологические особенности личности и обучать каждого на уровне его возможностей и способностей. Здоровьесберегающие технологии - позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, что дает положительные результаты в обучении. В работе с учащимися ОВЗ тщательно отбираются и комбинируются методы и приёмы обучения с целью смены видов деятельности обучающихся, используется ориентировочная основа действий (образцы выполнения заданий). Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих (проектных) работ учащихся и их обсуждения в классе. А также в процессе достижения планируемых результатов духовнонравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования используют согласно ФГОС разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). Место учебного предмета в учебном плане Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4 классе. Основные содержательные модули курса: Основы православной культуры, Основы исламской культуры, Основы буддийской культуры, Основы иудейской культуры, Основы мировых религиозных культур, Основы светской этики. Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребенка по содержанию того или иного модуля. В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31-34) могут проводиться по решению школы всем классом. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов. Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням: - первый уровень - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни; - второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; - третий уровень - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах. Планируемые результаты освоения учебного курса: Требования к личностным результатам: • формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину; • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре; • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни; • формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности; • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе • развитие этических чувств как регулятора морального поведения; •воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов; • развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности; • формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам: • овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; • совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; • совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; • овладение обобщения, логическими классификации, действиями анализа, установления синтеза, аналогий и сравнения, причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам: • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; • знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России; • освоение буддийской основополагающих культуры»; понятий знакомство с учебного историей модуля «Основы возникновения и распространения буддийской культуры; знание и понимание основ духовной традиции буддизма; • формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности; • знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников; • осознание места и роли буддийской культуры в истории России; • формирование религиозными умения культурами проводить на основе параллели между понимания различными общечеловеческих духовных и этических ценностей; • развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции; • формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности По окончании изучения одного из модулей, выпускник научится: Выпускник научится: • раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); • ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России; • – понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; • излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали; • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Содержание курса Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырех основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими ее характеристиками. Модуль «Основы буддийской культуры» Россия - наша Родина. Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию. Будда и его учение. Буддийский священный канон Трипитака. Буддийская картина мира. Добро и зло. Принцип ненасилия. Любовь к человеку и ценность жизни. Сострадание и милосердие. Отношение к природе. Буддийские учители. Семья в буддийской культуре и её ценности. Творческие работы учащихся. Обобщающий урок. Буддизм в России. Путь духовного совершенствования. Буддийское учение о добродетелях. Буддийские символы. Буддийские ритуалы и обряды. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Буддийские праздники. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Модуль «Основы православной культуры» Россия - наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству. Модуль «Основы исламской культуры» Россия - наша Родина. Колыбель ислама. Пророк Мухаммад - основатель ислама. Начало пророчества. Чудесное путешествие пророка. Хиджра. Коран и Сунна. Вера в Аллаха. Божественные Писания. Посланники Бога. Вера в Судный день и судьбу. Обязанности мусульман. Поклонение Аллаху. Пост в месяц рамадан. Пожертвование во имя Всевышнего. Паломничество в Мекку. История ислама в России. Нравственные ценности ислама. Сотворение добра. Дружба и взаимопомощь. Семья в исламе. Родители и дети. Отношение к старшим. Традиции гостеприимства. Ценность и польза образования. Ислам и наука. Искусство ислама. Праздники мусульман. Любовь и уважение к Отечеству. Модуль «Основы иудейской культуры» Россия - наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора - главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше. Исход из Египта. Дарование Торы на горе Синай. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал. Молитвы и благословения в иудаизме. Добро и зло. Творческие работы учащихся. Иудаизм в России. Основные принципы иудаизма. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом - еврейский мир: знакомство с историей и традицией. Еврейский календарь. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Модуль «Основы мировых религиозных культур» Россия - наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Творческие работы учащихся. История религий в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и святыни. Праздники и календари. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья. Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству. Модуль «Основы светской этики» Россия - наша Родина. Что такое светская этика. Культура и мораль. Особенности морали. Добро и зло. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным. Проектная деятельность. Род и семья - исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Жизнь человека - высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству. Модуль «Основы светской этики» Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил - добрые слова и поступки. Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрый чувств - творение души. Природа волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс - мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие - закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» - вместе. С чего начинается Родина… В тебе взрослеет патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе. ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА (4 класс, 1 час в неделю, 34 часа в год) Основы Основы Основы Основы Основы Основы православной исламской буддийск иудейской мировых этики культуры ой религиозных культуры культуры культуры светской культур Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Урок 1. Россия - наша Родина. Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1 (16 часов) Урок 2. Урок 2. Урок 2. Урок Введение в Введение в Ведение в Введение православную исламскую буддийск иудейскую духовную духовную ую традицию. традицию. духовную традицию. Особенности Культура и традицию. Культура восточного религия. Культура религия. христианства. Культура и религия. и 2. Урок 2. Урок 2. Культура и в Культура и мораль. Этика и ее религия. духовную значение в жизни человека. и религия. Урок 3. Урок Священное Пророк Писание. Мухаммад 3. Урок Будда – его образец 3. Урок 3. Род и семья и главная книга Культура и– иудаизма. религия. исток нравственных Сущность отношений Торы. истории учитель «Золотое человечества. нравственност правило и. Гилеля». человека учение. 3. Урок 3. Тора – Урок и в Жизнеописани е. Урок 4. Урок Священное Писание Пророк и Мухаммад 4. Урок Будда – его 4. Урок 4. Урок 4. Урок 4. Ценность и Письменная и Возникновен родства и семейные Устная Тора. ие религий. ценности. Священное проповедничес учение. Классические Древнейшие Предание. кая миссия. тексты верования. иудаизма. Урок 5. Во что Урок верят Урок 5. Урок 5. Прекрасные Буддийск Патриархи еврейского 5. Урок 5. Урок 5. Семейные Возникновен праздники как одна православные качества ий ие религий. из форм христиане. Пророка священны народа. Религии мира исторической Мухаммада. й канон. и их памяти. основатели. Урок 6. Что Урок Урок 6. Урок 6. Евреи Урок 6. Урок 6. Образцы говорит о Боге 6. Священный Буддийск в Египте: от Священные нравственности и культурах мире Коран и Сунна ий Йосефа до книги православная как источники священны Моше. религий культура. нравственност й канон. мира: и. Авеста. в разных народов. Веды, Трипитака. Урок 7. говорит Что Урок 7. Общие Урок о принципы 7. Урок 7. Исход Урок Буддийск из Египта. Священные 7. Урок Нравственный 7. человеке ислама и ая книги православная исламской картина религий культура. мира. мира: этики. образец богатыря. Тора, Библия, Коран. Урок 8. Урок Урок Христианское 8. Столпы учение о ислама спасении. зло 8. Урок Буддийск Получение и ая картина этики. мира. Урок 8. Урок 8. Дворянский Хранители кодекс чести. Торы на горе предания исламской Урок 9. Добро Урок и 8. Урок Синай. в религиях мира. 9. Урок 9. Урок 9. Урок и Пророки и Человек в Джентльмен и леди. в 9. Исполнение Добро православной мусульманами зло. праведники в религиозных традиции. своих иудейской традициях обязанностей. культуре. мира. Урок 10. Урок Урок 10. Урок 10. Урок Христианская 10. Обязаннос Ненасили Пророки этика. ти мусульман. е Заповеди 10. Урок и Священные 10. Государство и и праведники в сооружения. мораль гражданина. доброта. иудейской блаженства. Урок 9. культуре. 11. Урок Урок 11. Урок 11. Храм Урок Христианская 11. Обязаннос Любовь к в жизни Священные этика. Золотое ти мусульман. человеку иудеев. правило и нравственност ценность и. Любовь к жизни. 11. Урок 11. Образцы нравственности в сооружения. культуре Отечества. ближнему. Урок 12. Урок Урок 12. Урок Христианская 12. Обязаннос Милосерд Назначение этика. ти мусульман. ие сострадан устройство. страсти. ие. труду. к Искусство 12. Урок 12. в защитника и синагоги и ее религиозной Отечества. Добродетели и Отношение 12. Урок культуре. Мораль Урок 13. Урок Урок 13. Урок 13. Урок Христианская 13. Обязаннос Отношени Суббота этика. Долг и ти мусульман. е Искусство к (Шабат) ответственност природе. иудейской ь. Милосердие традиции. и сострадание. Субботний 13. Урок 13. в Порядочность. в религиозной Интеллигентность. культуре. ритуал. Урок 14. Урок 14. Для Урок 14. Урок 14. Урок 14. Урок 14. Трудовая Спаситель. чего построена Буддийск Молитвы Жертвенная и как устроена ие святые. благословения Возникновен Нравственные любовь. мечеть. Будды. и Добро и зло. мораль. в иудаизме. ие зла в мире. традиции Понятие предпринимательст греха, ва. раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Урок 15. Урок Спаситель. Победа 15. Урок 15. Урок Мусульманско Семья над е смертью. 15. Урок в Добро и зло. буддийск 15. Урок 15. Что значит Добро и зло. «быть Возникновен нравственным» летоисчислени ой ие зла в мире. наше время? е и календарь. культуре Понятие и ее ценности. в греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Урок 16. Урок 16. Урок 16. Урок 16. Урок 16. Урок 16. Творческие Творческие Творчески Творческие Творческие Творческие работы работы работы е работы учащихся. учащихся. учащихся. учащихся. учащихся. Урок 17. Урок работы работы 17. Урок 17. Урок учащихся. 17. Урок 17. Урок 17. Подведение Подведение Подведен Подведение Подведение Подведение итогов. итогов. итогов. ие итогов. итогов. итогов. Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2 (12 часов) Урок 18. Урок 18. Урок 18. Урок 18. Урок 18. Урок 18. Добро и Православие в Ислам России. Урок в Буддизм в Иудаизм России. 19. Урок Православный Семья храм. России. 19. Урок России. 19. Урок в Основы исламе. в Религии России. 19. Урок Основные Религии буддийск принципы России. ого зло. 19. Урок 19. Долг и совесть. иудаизма. учения и этики. Урок 20. Урок 20. Урок 20. Урок 20. Урок 20. Урок 20. Честь и Православный Нравственные Человек в Основные Религия храм и другие основы семьи буддийск принципы мораль. святыни. Нравственны в исламе. ой иудаизма. и достоинство. картине е заповеди в мира. религиях мира. Урок 21. Урок 21. Урок 21. Урок 21. Урок Православные Нравственные Человек в Милосердие, Религия Таинства. ценности буддийск забота 21. Урок о мораль. ой слабых, й картине взаимопомощ е заповеди в мира. ь. православной добра, культуры. отношение к Смысл и жизни и счастье. Символически ислама: язык сотворение 21. Нравственны религиях мира. старшим. Урок 22. Урок 22. Урок 22. Урок Христианское Нравственные Буддийск Традиции иудаизма 22. Урок 22. Урок 22. Высшие Религиозные нравственные искусство ценности ие в ритуалы. (иконы, ислама: символы. повседневной Обычаи фрески, дружба, жизни евреев. обряды. церковное гостеприимств ценности. и пение, приклад о. ное искусство). Урок 23. Урок 23. Урок 23. Урок 23. Урок 23. Урок 23. Идеалы. Христианское Нравственные Буддийск Совершенноле Религиозные искусство ценности (иконы, ислама: фрески, любовь церковное отечеству, ий храм. тие в ритуалы. иудаизме. к Обычаи и Ответственное обряды. принятие пение, приклад миролюбие. заповедей. ное искусство). Урок 24. Урок 24. Урок 24. Урок Православный Забота о Буддийск Еврейский календарь, его здоровье в ие символическое культуре значение. 24. Урок Религиозные морали. дом – ритуалы святыни. еврейский ислама. 24. Урок 24. Принципы в искусстве. мир: знакомство с историй и традицией. Урок 25. Урок 25. Урок Православный Ценность 25. Урок 25. Урок 25. Урок 25. Методика Буддийск Знакомство с Календари календарь. образования и ий Почитание святых. еврейским создания религий морального кодекса польза учения календарь календарем: мира. в школе. в исламе. Праздники в его . устройство и религиях особенности. мира. Урок 26. Урок 26. Урок Православный Ценность 26. Урок Праздник Еврейские календарь. образования и и Почитание польза учения буддийск история святых. в исламе. 26. Урок 26. Урок 26. Нормы Праздники в морали. Этикет. в праздники: их религиях ой и мира. традиции. культуре. Урок 27. Урок 27. Урок 27. Урок Православный Праздники Искусство Еврейские календарь. исламских в Почитание народов буддийск история святых. России: их ой происхождени культуре. е и 27. Урок Семья, праздники: их семейные традиции. и ценности. 27. Урок 27. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против». особенности проведения. Урок 28. Урок 28. Урок 28. Урок 28. Урок 28. Урок 28. Православный Праздники Священн Ценности Долг, Образование календарь. исламских ые свобода, нравственная Праздники. народов буддийск жизни России: семейной их ие иудейской происхождени сооружен традиции. е Урок и ия. еврейского проведения. народа. 29. Урок в ответственно норма. сть, учение и труд. Праматери особенности 29. Урок как 29. Урок 29. Урок 29. Урок 29. Человек – Христианская Искусство Отношени Ценности Милосердие, то, что он из себя семья е забота и ее ислама. ценности. к семейной природе. жизни о сделал. в слабых, Методы нравственного иудейской взаимопомощ самосовершенствов традиции. ь, ания. социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) [1] Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Урок 31. Урок 31. Урок 31. Урок 31. Урок 31. Урок Подготовка Подготовка Подготов Подготовка Подготовка Подготовка творческих творческих ка творческих творческих проектов. проектов. творчески проектов. проектов. проектов. х проектов. творческих 31. Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). [1] Блок 4 - итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.