Адаптивная РП Математика 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский"
МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ"

Приложение к АООП НОО
Утвержденное приказом от
29.02.2024 г. № 20/3 ОД

АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математика»
(вариант 1)
для обучающихся 4 класса

с. Прокопьевская Салда, 2023 г.

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике (4 класс) составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего
образования и разработано по учебнику:
Моро, М. И. Математика. 4 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро [и др.]. – М.: Просвещ., 2012
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А.
Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального
компонента государственного стандарта начального образования.
Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
















Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического
образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами
познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических
задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение
начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную

заинтересованность в расширении математических знаний.Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального
развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода.
Цели обучения:
·

овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей
профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в
классах общеобразовательных школ;

·

развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;

·

формирование предметных основных общеучебных умений;

·

создание условий для социальной адаптации учащихся.

Следует отметить, что коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать учителя на развитие психических процессов, эмоциональноволевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.
Таким
образом,
коррекционная
работа
должна
вестись
в
следующих
направлениях:
а)
осуществлять
индивидуальный
подход
к
детям;
б)
предотвращать
наступление
утомления;
в)
в
процессе
обучения
следует
использовать
те
методы,
с
помощью
которых
можно
максимально
активизировать
познавательную
деятельность
детей;
г) во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей,
помогать
каждому
ребёнка,
развивать
в
нём
веру
в
собственные
силы
и
возможности;
д)
обеспечить
обогащения
детей
математическими
знаниями
(используя
развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.)
Урок в группе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования
наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальным недоразвитием при восприятии материала
опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Не могут в полном объеме мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет
замедленный характер.
Без систематического контроля нельзя достигнуть хороших результатов. Каждый ученик должен овладеть основным учебным материалом на
уровне, не ниже уровня обязательных требований программы, и продемонстрировать свои знания в ходе проверочной работы. На каждом уроке
проверяю выполнение домашней работы (самопроверка или взаимопроверка по образцу).
При объяснении нового материала термин ввожу не через определение понятия, а через образ. Новые правила они пытаются выразить своими
словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их
запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов. В процессе первичного
закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

Коррекционная работа по математике.
В коррекционной работе большое значение придается развитию познавательной деятельности, а для этого необходимо развивать
психические процессы: восприятие, мышление, память, речь, необходимо направлять психическую деятельность ребенка, способность быть
внимательным, организовывать и направлять внимание при выполнении любого задания, так как внимание влияет на всю деятельность
ребенка.
Основные направления коррекционной работы:
-коррекция и развитие познавательной деятельности обучающихся;
-воспитание самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
-формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;
- формирование умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать ;
Методы, используемые для коррекции познавательной сферы обучающихся:
Коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в составлении целого.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности (мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения).
Совершенствовать правильность формулировок математических понятий.
Работать над укреплением памяти и преодолением её дефектов через охранительный режим.
Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук.
Краткая характеристика обучающихся
В группе обучаются 5 человек. Программа 3 класса усвоена частично. В пределах десяти считают плохо. Таблицу умножения знают частично.
Отсутствуют знания о величинах.

2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения курса «Математика» 4 класс.
У учащегося будут сформированы:
•
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
•
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению
знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
•
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
•
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
•
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
•
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
•
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
•
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

•
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
•
уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью
других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
•
начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
•
осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
•
осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
•
интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами,
процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения
познавательных задач.
Метапредметные результаты освоения курса «Математика» 4 класс.
Регулятивные
Учащийся научится:
•
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
•
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические
термины, символы и знаки;
•
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
•
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
•
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Учащийся получит возможность научиться:
•
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной
задачи;
•
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
•
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
•
** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащийся научится:
•
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаковосимволической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
•
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
•
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять
недостающие в ней элементы;
•
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
•
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
•
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
•
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
•
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
•
стремление полнее использовать свои творческие возможности;

•
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
•
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
•
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
•
умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для
построения моделей изучаемых объектов и процессов;
•
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
•
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
•
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано
высказывать свои оценки и предложения;
•
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
•
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою
позицию;
•
** знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
•
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя
обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
•
умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе
решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
•
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек
зрения, корректно отстаивать свою позицию;
•
** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
•
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты освоения курса «Математика» 4 класс.
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
•
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000 000;
•
сравнивать числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять число суммой разрядных слагаемых, уметь
заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
•
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько
единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
•
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
•
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный
сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы
площади в другие;

•
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и
соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
•
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
•
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
•
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
•
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и
деление;
•
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное и трехзначное число в пределах 1
000 000;
•
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 5 действий (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
•
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
•
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
•
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
•
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом
чертеже;
•
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
•
преобразовывать задачу вновую, изменяя ее условие или вопрос;
•
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
•
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий
расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
•
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
•
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
•
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
•
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
•
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:

•
обозначать геометрические фигуры буквами;
•
различать круг и окружность;
•
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Учащийся получит возможность научиться:
•
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
•
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
•
читать план участка (комнаты, сада и др.).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
•
измерять длину отрезка;
•
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
•
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр.квадратный метр), используя
соотношения между ними;
Учащийся получит возможность научиться:
•
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
•
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
•
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
•
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
•
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
•
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
•
читать несложные готовые таблицы;
•
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или
«неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Предметные результаты освоения курса «Математика» на базовом уровне.
К концу обучения в четвёртом классе ученик научится:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), =
(равно);
представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
- пользоваться изученной математической терминологией;
- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);
- находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8 - г, Ь : 2, а + Ь, с- с!, к : п при заданных числовых значениях входящих в

них букв;
выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять вычисления с нулём;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на
однозначные и двузначные числа), проверку вычислений;
решать уравнения вида х±60 = 320, 125+х = 750, 2000-х= 1450, х-12 = 2400, х:5 = 420, 600:х = 25 на основе взаимосвязи между
компонентами и результатами действий;
- решать задачи в 1—3 действия;
находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
- узнавать время по часам;
выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на
однозначное число);
применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами;
- строить заданный отрезок;
строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Предметные результаты освоения курса «Математика» на повышенном уровне.
К концу обучения в четвёртом классе ученик получит возможность научиться:
- выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь
и др.);
- выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
- определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки;
- формировать речевые математические умения и навыки, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий,
выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;
- выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.;
- развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих
действий;
- осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок;
- сформировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейше м и
письменных вычислений;
-формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений: табличные случаи умножения и деления, внетабличные вычисления
в пределах 100, разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
-пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначного числа на
однозначное и двузначное числа;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
- сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
-определения времени по часам (в часах и минутах).
3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

4 класс (136 часов)
Числа от 1 до 1000
Повторение (13 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия. Письменные приёмы вычислений.
Числа, которые больше 1000
Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица — тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (18 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения
между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его
продолжительности.
Сложение и вычитание (11 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0;
переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и
результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х +312 = 654 + 79, 729-х = 217 + 163, х137 = 500-140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление (71 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0;
деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения
относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления
суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы
проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 - х = 429 +120, х - 18 = 270-50, 360:х=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное
число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
вычисление значений числовых выражений в 2 — 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о
порядке выполнения действий; - решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий;
нахождение неизвестных компонентов действий; отношения больше, меньше, равно;

взаимосвязь между величинами; - решение задач в 2—4 действия;
решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей; линейки и циркуля.
Итоговое повторение (10 ч)
Контроль и учет знаний (2 ч)

построение изученных фигур с помощью

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Наименование раздела
Всего

1
2

3
4

Числа от 1 до 1000
Повторение.
Числа, которые больше 1000
Нумерация.
Величины.
Сложение и вычитание.
Умножение и деление.
Итоговое повторение.
Контроль и учет знаний.

13
13
111
11
18
11
71
10
2

Итого: 136
Тематическое планирование

Проект

Количество часов
Контрольные
Проверочные
(Тестовая форма)
1

1

1
1
5

1
1
3
1

1

1

2
2

10

7

Характеристика деятельности учащихся
Числа от 1 до 1 000
Повторение (13 ч)

Повторение (10 ч)
Нумерация (1 ч) Четыре арифметических
действия (9 ч)
Столбчатые диаграммы (1 ч)
Знакомство со столбчатыми диаграммами.

Коррекционные задачи


Читать и строить столбчатые диаграммы.
Работать в паре. Находить и исправлять




коррекция концентрации внимания в
слуховой сфере
развития логического мышления
Формирование интереса к предмету,
выработка положительной мотивации к

Чтение и составление столбчатых диаграмм.
Повторение пройденного «Что узнали. Чему
научились» (1 ч)

неверные высказывания. Излагать и
отстаивать свое мнение, аргументировать
свою точку зрения, оценивать точку зрения
товарища, обсуждать высказанные мнения.

Взаимная проверка знаний «Помогаем друг
другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по
тесту «Верно? Неверно?» (1 ч)
Числа, которые больше 1 000
Нумерация (11 ч)
Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица — тысяча. Класс единиц Считать предметы десятками, сотнями,
и класс тысяч. Чтение и запись многозначных
тысячами.
чисел.
Читать и записывать любые числа в пределах
Представление многозначных чисел в виде
миллиона,
суммы разрядных слагаемых. Сравнение
Заменять многозначное число суммой
многозначных чисел. Увеличение (уменьшение) разрядных слагаемых. Выделять в числе
числа в 10, 100 и 1 000 раз.
единицы каждого разряда. Определять и
Выделение в числе общего количества единиц
называть общее количество единиц любого
любого разряда. Класс миллионов. Класс
разряда, содержащихся в числе.
миллиардов (9 ч)
Сравнивать числа по классам и разрядам.
Упорядочивать заданные числа.
Устанавливать правило, по которому
составлена числовая последовательность,
продолжать ее, восстанавливать
пропущенные в ней элементы.
Оценивать правильность составления числовой
последовательнсти.
Проект «Математика вокруг нас». Создание
Группировать числа по заданному или
математического справочника «Наш город
самостоятельно установленному признаку,
(село)»
находить несколько вариантов группировки.
Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1
000 раз.
Собирать информацию о своем городе (селе) и
на этой
основе создавать математический справочник
«Наш город (село) в числах».
Повторение пройденного «Что узнали. Чему
Использовать материал справочника для
научились» (2 ч)
составления и решения различных текстовых

учебной деятельности











Обучить приемам и способам
деятельности с письменной
инструкцией, дидактическими
материалами, составлению алгоритма.
Формировать навыков самоконтроля,
самооценки.
корректировать математическую речь
корректировать диалогическую речь и
культуру общения.
Коррекция психических функций,
направленная на развитие ученика, с
опорой на материал урока.
Охрана психического, физического
здоровья учащихся.
Развивать познавательную активность

задач.
Сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
Составлять план работы.
Анализировать и оценивать результаты
работы.
Величины (12 ч)
Величины (12 ч)
Единица длины — километр. Таблица единиц
длины (2 ч)
Единицы площади — квадратный километр,
квадратный миллиметр. Таблица единиц
площади. Определение площади с помощью
палетки (4 ч)1
1
Информация, способствующая формированию
экономико- географического образа России (о
площади страны, протяженности рек,
железных и шоссейных дорог и др.)
Масса. Единицы массы — центнер, тонна.
Таблица единиц
массы (3 ч)



Переводить одни единицы длины в другие
(мелкие в более крупные и крупные — в более
мелкие).
Измерять и сравнивать длины;
упорядочивать их значения.
Сравнивать значения площадей разных фигур.
Переводить одни единицы площади в другие.
Определять площади фигур произвольной
формы, используя палетку.








Переводить одни единицы массы в другие.
Приводить примеры и описывать ситуации,
требующие перехода от одних единиц
измерения к другим (от мелких - к более
крупным и наоборот).
Исследовать ситуации, требующие сравнения
объектов по массе, упорядочивать их.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему
научились» (3 ч)
Числа, которые больше 1 000
Величины, продолжение (6 ч)
Величины (продолжение) (6 ч)
Время. Единицы времени — секунда, век.
Переводить одни единицы времени в другие.
Таблица единиц времени (4 ч)
Исследовать ситуации, требующие сравнения
событий по продолжительности, упорядочивать
Решение задач на определение начала,
их.
продолжительности и конца события (2 ч)
Решать задачи на определение начала,
продолжительности и конца события.









Работа с письменной инструкцией,
дидактическими материалами,
составлению алгоритма.
Формировать навыков самоконтроля,
самооценки.
корректировать математическую речь
корректировать диалогическую речь и
культуру общения.
Коррекция психических функций,
направленная на развитие ученика, с
опорой на материал урока.
Охрана психического, физического
здоровья учащихся.
Развивать познавательную активность

Работа с письменной инструкцией,
дидактическими материалами,
составлению алгоритма.
Формировать навыков самоконтроля,
самооценки.
корректировать математическую речь
корректировать диалогическую речь и






Сложение и вычитание (11 ч)
Письменные приемы сложения и вычитания
Выполнять письменно сложение и вычитание
многозначных чисел (11 ч)
Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, опираясь на знание
многозначных чисел (3 ч)
алгоритмов их выполнения; сложение и
вычитание величин.
Осуществлять пошаговый контроль
Сложение и вычитание значений величин (2 ч)
правильности выполнения арифметических
Решение задач на увеличение (уменьшение)
действий (сложение, вычитание).
числа на несколько единиц, выраженных в
Выполнять сложение и вычитание значений
косвенной форме (2 ч)
величин.
«Странички для любознательных» - задания
Моделировать зависимости между величинами
творческого и поискового характера:
в текстовых задачах и решать их.
логические задачи и задачи повышенного
Выполнять задания творческого и поискового
уровня сложности (1 ч)
характера.
Повторение пройденного «Что узнали. Чему
научились» (2 ч)
Проверочная работа «Проверим себя и оценим
Оценивать результаты усвоения учебного
свои достижения» (тестовая форме). Анализ
материала делать выводы, планировать
результатов (1 ч)
действия по устранению выявленных недочетов,
проявлять личностную заинтересованность в
расширении знаний и способов действий.
Умножение и деление (11 ч)
Алгоритмы письменного умножения и
деления многозначного числа на однозначное
Выполнять письменное умножение и деление
(11 ч)
Алгоритм письменного умножения
многозначного числа на однозначное.
многозначного числа на однозначное.
Осуществлять пошаговый контроль
Умножение чисел, оканчивающихся нулями (3
правильности выполнения арифметических
действий (умножение и деление многозначного
ч)
Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное).

культуру общения.
Коррекция психических функций,
направленная на развитие ученика, с
опорой на материал урока.
Охрана психического, физического
здоровья учащихся.
Развивать познавательную активность



коррекция концентрации внимания в
слуховой сфере
 развития логического мышления
Формирование интереса к предмету, выработка
положительной мотивации к учебной
деятельности















Работа с письменной инструкцией,
дидактическими материалами,
составлению алгоритма.
Формировать навыков самоконтроля,
самооценки.
корректировать математическую речь
корректировать диалогическую речь и
культуру общения.
Коррекция психических функций,
направленная на развитие ученика, с
опорой на материал урока.
Охрана психического, физического
здоровья учащихся.
Развивать познавательную активность
Работа с письменной инструкцией,
дидактическими материалами,
составлению алгоритма.
Формировать навыков самоконтроля,
самооценки.
корректировать математическую речь
корректировать диалогическую речь и
культуру общения.

числа на
однозначное (3 ч)

Составлять план решения текстовых задач и
решать их арифметическим способом.
Оценивать результаты усвоения учебного
материала, делать выводы, планировать
действия по устранению выявленных недочетов,
проявлять личностную заинтересованность в
расширении знаний и способов действий.

Решение текстовых задач (2 ч)
Повторение пройденного «Что узнали. Чему
научились» (2 ч)
Проверочная работа «Проверим себя и оценим
свои достижения» (тестовая форме). Анализ
результатов (1 ч)
Числа, которые больше 1 000
Умножение и деление, продолжение (40 ч)
Зависимости между величинами: скорость,
Моделировать взаимозависимости между
время,
величинами:
расстояние (4 ч)
Скорость. Время. Расстояние. Единицы
скорость, время, расстояние. Переводить одни
скорости. Взаимосвязь между скоростью,
единицы
временем и расстоянием.
скорости в другие. Решать задачи с
Решение задач с величинами: скорость, время,
величинами: скорость, время, расстояние.
расстояние (4 ч)
Применять свойство умножения числа на
произведение в
Умножение числа на произведение (12 ч)
Умножение числа на произведение. Устные
устных и письменных вычислениях.
приемы умножения вида: 18 • 20, 25 • 12.
Выполнять устно и письменно умножение на
Письменные приемы умножения на числа,
числа,
оканчивающиеся нулями (7 ч)
оканчивающиеся нулями, объяснять
используемые приемы.
«Странички для любознательных» - задания
творческого и поискового характера:
Выполнять задания творческого и поискового
логические задачи, задачи-расчеты,
характера,
математические игры (2 ч)
применять знания и способы действий в
Повторение пройденного «Что узнали. Чему
измененных условиях.
научились» (2 ч)
Взаимная проверка знаний «Помогаем друг
Работать в паре. Находить и исправлять
другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по
неверные высказывания. Излагать и
тесту «Верно? Неверно?» (1 ч)
отстаивать свое мнение, аргументировать
свою точку зрения, оценивать точку зрения
товарища.
Деление числа на произведение (11 ч)
Устные приемы деления для случаев вида 600 :
















Коррекция психических функций,
направленная на развитие ученика, с
опорой на материал урока.
Охрана психического, физического
здоровья учащихся.
Развивать познавательную активность

Работа с письменной инструкцией,
дидактическими материалами,
составлению алгоритма.
Формировать навыков самоконтроля,
самооценки.
корректировать математическую речь
корректировать диалогическую речь и
культуру общения.
Коррекция психических функций,
направленная на развитие ученика, с
опорой на материал урока.
Охрана психического, физического
здоровья учащихся.
Развивать познавательную активность

20 ,
5 600 : 800. Деление с остатком на 10, 100, 1
000. Письменное деление на числа,
оканчивающиеся нулями. (6 ч)
Решение задач на одновременное встречное
движение, на
одновременное движение в противоположных
направлениях (3 ч)
Проект «Математика вокруг нас». Составление
сборника математических задач и заданий

Повторение пройденного «Что узнали. Чему
научились» (1 ч)
Проверочная работа «Проверим себя и оценим
свои достижения» (тестовая форме). Анализ
результатов (1 ч)
Письменное умножение многозначного числа
на двузначное и трехзначное число (13 ч)
Умножение числа на сумму. Алгоритм
письменного умножения многозначного числа
на двузначное и трехзначное число (10ч)

Решение задач на нахождение неизвестного по
двум
разностям (1 ч)
Повторение пройденного «Что узнали. Чему
научились» (1 ч)
Контроль и учет знаний (1 ч)

Применять свойство деления числа на
произведение в устных и письменных
вычислениях.
Выполнять устно и письменно деление на
числа, оканчивающиеся нулями, объяснять
используемые приемы.
Выполнять деление с остатком на числа 10,
100, 1 000.
Выполнять схематические чертежи по
текстовым задачам
на одновременное встречное движение и
движение в противоположных направлениях и
решать такие задачи.
Составлять план решения. Обнаруживать
допущенные ошибки.
Собирать и систематизировать информацию
по разделам.
Отбирать, составлять и решать
математические задачи и задания повышенного
уровня сложности.
Сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
Составлять план работы.
Анализировать и оценивать результаты
работы.
Оценивать результаты усвоения учебного
материала делать выводы, планировать
действия по устранению выявленных недочетов,
проявлять личностную заинтересованность в
расширении знаний и способов действий.
Соотносить результат с поставленными целями
изучения темы.
Применять в вычислениях свойство умножения
числа на сумму нескольких слагаемых.
Выполнять письменно умножение
многозначных чисел на

двузначное и трехзначное число, опираясь на
знание алгоритмов письменного выполнения
действия умножение.
Осуществлять пошаговый контроль
правильности и полноты выполнения алгоритма
арифметического действия умножение.
Решать задачи на нахождение неизвестного по
двум
разностям. Выполнять прикидку результата,
проверять полученный результат.
Числа, которые больше 1 000
Умножение и деление, продолжение (20 ч)
Письменное деление многозначного числа на Объяснять каждый шаг в алгоритмах
письменного деления
двузначное и трехзначное число (20 ч)
Алгоритм письменного деления многозначного многозначного числа на двузначное и
числа на двузначное и трехзначное число (10 ч) трехзначное число.
Выполнять письменно деление многозначных
чисел на двузначное и трехзначное число,
опираясь на знание алгоритмов письменного
выполнения действия умножение.
Осуществлять пошаговый контроль
Проверка умножения делением и деления
правильности и полноты выполнения алгоритма
умножением (4 ч)
арифметического действия деление.
Проверять выполненные действия: умножение
Куб. Пирамида. Шар. Распознавание и название делением и деление умножением.
геометрических тел: куб, шар, пирамида.
Распознавать и называть геометрические тела:
Куб, пирамида: вершины, грани, ребра куба
куб, шар, пирамида.
(пирамиды). Развертка куба. Развертка
Изготавливать модели куба и пирамиды из
пирамиды. Изготовление моделей куба,
бумаги с использованием разверток.
пирамиды
Моделировать разнообразные ситуации
расположения объектов в пространстве и на
(3 ч)
Повторение пройденного «Что узнали. Чему
плоскости.
научились» (3 ч)
Соотносить реальные объекты с моделями
многогранников и шара.
Итоговое повторение (10 ч)
Контроль и учет знаний (2 ч)











Работа с письменной инструкцией,
дидактическими материалами,
составлению алгоритма.
Формировать навыков самоконтроля,
самооценки.
корректировать математическую речь
корректировать диалогическую речь и
культуру общения.
Коррекция психических функций,
направленная на развитие ученика, с
опорой на материал урока.
Охрана психического, физического
здоровья учащихся.
Развивать познавательную активность

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

№ по
разделу

Тема
Числа от 1 до 1000.

1
2
3
4
5
6
7
8,
9
10

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11

11

12
13

12
13

14

1

15
16
17
18
19
20

2
3
4
5
6
7

Повторение. 13ч

Повторение. Нумерация чисел.
Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание.
Нахождение суммы нескольких слагаемых.
Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел.
Умножение трехзначного числа на однозначное число.
Свойства умножения.
Алгоритм письменного деления.
Приемы письменного деления.
Письменное деление трехзначного числа на однозначное.
Деление трехзначного числа наоднозначное, когда в записи частного есть
нуль.
Контрольная работа по теме: «Числа от 1 до 1000. Четыре
арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление».
Анализ контрольной работы. Диаграммы.
Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных. Взаимная
проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в
паре по тесту «Верно? Неверно?»
Числа, которые больше 1000. Нумерация. 11ч
Класс единиц и класс тысяч.
Чтение и запись многозначных чисел.
Запись многозначных чисел.
Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение многозначных чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз
Выделение в числе общего количества единиц любого
разряда.Закрепление изученного

Дата проведения
план
факт

Примечание

21
22

8
9

23

10

Класс миллионов. Класс миллиардов
Проект «Числа вокруг нас» Создание математического справочника «Наш
поселок»
Наши проекты. Что узнали. Чему научились.

24

11

Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных.
Величины. 18ч

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

36
37
38
39
40

12
13
14
15
16

41
42

17
18

Единицы длины. Километр.
Таблица единиц длины.
Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр.
Закрепление. Единицы площади. Кв. километр, Кв. миллиметр.
Таблица единиц площади.
Измерение площади с помощью палетки.
Единицы массы. Тонна.
Единицы массы. Центнер.
Таблица единиц массы.
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Единицы длины.
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»» Единицы
площади.
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»» Единицы массы.
Единицы времени. Секунда. Век.Определение времени по часам.
Таблица единиц времени.
Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда.
Закрепление. Решение задач. Тест «Проверим себя и оценим свои
достижения»
Контрольная работа по теме «Нумерация. Величины».
Анализ контрольной работы. Закрепление изученного.

1
2
3
4
5
6

Сложение и вычитание. 11ч
Устные и письменные приемы вычислений.
Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.
Нахождение неизвестного слагаемого.
Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.
Нахождение нескольких долей целого.
Решение задач и уравнений.

43
44
45
46
47
48

49
50

7
8

51
52

9
10

53

11

54
55
56
57

1
2
3
4

58
59
60

5
6
7

61

8

62
63

9
10

64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Сложение и вычитание величин.
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц,
выраженных в косвенной форме.
Странички для любознательных. Задачи - расчёты.
Что узнали. Чему научились. Тест «Проверим себя и оценим свои
достижения»
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных
чисел».
Умножение и деление. 71 ч
Анализ контрольной работы. Умножение и его свойства.
Письменные приёмы умножения многозначных чисел.
Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.
Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого,
неизвестного делителя.
Деление с числами 0 и 1.
Письменные приемы деления.
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз,
выраженных в косвенной форме.
Закрепление изученного. Тест «Проверим себя и оценим свои
достижения»
Письменные приемы деления. Решение задач.
Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное
число»
Анализ контрольной работы. Что узнали. Чему научились.
Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости.
Скорость. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.
Решение задач на движение.
Странички для любознательных.
Умножение числа на произведение.
Письменное умножение на числа оканчивающиеся нулями.
Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями.
Закрепление изученного.
Решение задач на одновременное встречное движение.
Перестановка и группировка множителей.
Закрепление изученного.
Что узнали. Чему научились.

77

24

78
79
80
81

25
26
27
28

Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху».
Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?»
Деление числа на произведение.
Деление с остатком на 10, 100, 1000.
Решение текстовых задач.
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

82

29

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями (закрепление).

83

30

Отработка навыка письменного деления чисел, оканчивающихся нулями.

84

31

85

32

86

33

87
88

34
35

89

36

90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49

Закрепление знаний по теме «Умножение и деление на числа,
оканчивающихся нулями». Тест «Проверим себя и оценим свои
достижения»
Решение задач на одновременное движение в противоположных
направлениях.
Решение задач на одновременное встречное движение, одновременное
движение в противоположных направлениях.
Повторение пройденного Что узнали. Чему научились.
Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа,
оканчивающихся нулями».
Анализ контрольной работы. Наши проекты «Математика вокруг нас»
Составляем сборник математических задач и заданий.
Умножение числа на сумму.
Умножение числа на сумму (закрепление).
Письменное умножение на двузначное число.
Письменное умножение на двузначное число (закрепление).
Решение текстовых задач.
Решение задач изученного вида. Закрепление знаний.
Алгоритм письменного умножения на трехзначное число.
Письменное умножение на трехзначное число.
Отработка навыка письменного умножения на трехзначное число.
Письменное умножение на трехзначное число (закрепление).
Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям.
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трехзначное

103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124

50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71

125
126
127
128

1
2
3
4

129
130
131
132
133
134

5
6
7
8
9
10

число
Анализ контрольной работы. Закрепление
Письменное деление на двузначное число.
Алгоритм письменного деления на двузначное число.
Отработка навыка письменного деления на двузначное число.
Письменное деление на двузначное число (закрепление).
Письменное деление на двузначное число с остатком.
Алгоритм письменного деления на двузначное число.
Письменное деление на двузначное число.
Закрепление изученного.
Решение задач.
Письменное деление на двузначное число. Закрепление.
Письменное деление на двузначное число. Решение задач.
Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число».
Анализ к.р. Письменное деление на трехзначное число.
Письменное деление на трехзначное число.
Письменное деление на трехзначное число.
Закрепление изученного.
Письменное деление на трехзначное число с остатком.
Письменное деление на трехзначное число. Закрепление.
Что узнали. Чему научились.
Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число».
Анализ к.р. Закрепление изученного материала.
Повторение. 10ч.
Контроль и учет знаний. 2ч
Итоговое повторение Нумерация.
Выражения и уравнения.
Контрольная работа за 4 четверть.
Анализ контрольной работы.Арифметические действия. Сложение и
вычитание.
Арифметические действия. Умножение и деление.
Правила о порядке выполнения действий.
Контроль знаний
Анализ контрольной работы. Величины.
Геометрические фигуры.
Задачи. Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к

135
136

11
12

успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?»
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
Обобщающий урок. Игра «В поисках клада».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».