МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский" МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ" Приложение к АООП НОО Утвержденное приказом от 30.08.2022№ 89/2 ОД (с изменениями приказ от 30.08.2023 г. № 110/2 - ОД) АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Речевая практика» (вариант 1) для обучающихся 1- 4 классов с. Прокопьевская Салда, 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной общеобразовательным программам деятельности – по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования; - приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»; - приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», - приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. №345», - постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - примерной программой адаптированной образования основной обучающихся с общеобразовательной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); - письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 073517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» Программа построена с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей обучающихся, тесной преемственности между уроками логопедии, обучения грамоте и развитием речи. В программе предусмотрены практические и теоретические занятия. Теоретические занятия направлены на получение обучающимися знаний в области фонетики, лексики, морфологии, грамматики. Практические занятия способствуют переводу полученных знаний в речевые умения и навыки по применению и осмысленному использованию речевых средств с учетом требований ситуации предусматривается и контекста. организация и На практических систематическое занятиях наблюдение за разнообразными языковыми явлениями; реализация речевых средств на основе развития мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления, психических процессов - восприятия, внимания, памяти. Методы реализации поставленных задач: По способам подачи речевого материала: - репродуктивный (выполнение системы упражнений); - проблемное изложение (объяснение материала для расширения проблемной ситуации, логические упражнения); - частично-поисковый (творческое использование речевых средств, алгоритмизация, конструктивные упражнения). По источнику знаний: - практические (упражнения тренировочные, подражательно- исполнительские, коррекционные, творческие; игры дидактические, сюжетноролевые, деловые; моделирование; функциональные тренировки для дыхания, голоса, органов артикуляции, мелкой и общей моторики; работа с учебной и справочной литературой); - наглядные (графические, символические, иллюстративные, натуральные); - словесные (слово, рассказ логопеда, беседа сообщающая, эвристическая, воспроизводящая); - анализ речи: фонетический, морфологический, синтаксический разборы. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» Цель: развитие интеллектуальной речевой недостаточностью коммуникации как обучающихся способности с использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях. Основные задачи: - учить школьников понимать и чётко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу; - развивать интонационную выразительность речи детей, совершенствовать их лексику, грамматический строй речи, формировать простейшие умения в части построения связного монологического высказывания. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение «Речевой практики», – 270 (2 часа в неделю в каждом классе): в 1 классе – 66 ч, во 2–4 классах – по 68 ч. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС Аудирование и понимание речи Выполнение простых поручений по заданию учителя (одночленная инструкция): сядь за парту; положи книгу на парту; помоги вытереть доску и т.д. Слушание и отчетливое воспроизведение звуков, слогов и слов, данных в рифмованной форме: у-у-у – в гору санки я везу, я-я-я – вот моя семья, са-саса – в нос ужалила оса и т.д. (все рифмованные строчки проговариваются с опорой на картинку). Выбор из двух картинок той, которая соответствует высказыванию: У Лены шар. - У Риты шары.; Маша качает куклу. - Маша одевает куклу. Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя с опорой на наглядность. Выбор картинок после окончания сказки или рассказа по заданию учителя, например, «Покажи на картинке, кого первым встретил Колобок». Дикция и выразительность речи Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание и произнесение чистоговорок одновременно с учителем (сопряженно). Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (от 2 до 3) на одном выдохе с обязательным указанием на эти предметы. Упражнения на произнесение слов, коротких стихотворений в сопровождении движений. Практическое различение громкой и тихой речи. Игровые упражнения с подражанием голосам животных (пищит мышка, рычит собака). Разучивание детских стихотворений, потешек, мини-диалогов с голоса учителя с последующим воспроизведением в играх-драматизациях. Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени, по имени и отчеству. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Ответные реплики в диалоге знакомства («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление). Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. 2 КЛАСС Аудирование и понимание речи Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова). Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет-пакет, удочка-уточка, гладит-глядит и др. (С опорой на наглядные средства.) Выполнение действий по инструкции с противопоставляемыми предлогами: в-на, у-за, над-под, с-на, к-от и др. Например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержи руку над партой, а теперь - под партой» и т. д. Выполнение движений или заданий по словесной двухчленной инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии («Что ты делал?»). Прослушивание заданий в аудиозаписи. Выполнение каждого задания. Например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши свои имя и фамилию» и т. д. Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-родственники или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку - Коля сделал маленькую скамейку; Дети слепили во дворе снеговичка – Дети вылепили во дворе снегурочку. Дикция и выразительность речи Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение. Дыхательные упражнения: посчитаем Егорок на горке. Сначала двух Егорок на одном выдохе, потом трёх и т. д. (Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Раз - Егорка, два - Егорка, три - Егорка…). Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен. Громкая, тихая и шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях. Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи. Помощники устной речи: мимика и жесты в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражения лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое. Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого. Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, изучавшемуся в 1 классе) Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)». Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…». Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, … (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Примерные темы речевых ситуаций «Я дома»: «Алло! Алло!», «С Днём рождения!». «Я и мои товарищи»: «Истории о лете», «Три поросёнка», «Новогодняя сказка», «Красная Шапочка», «Я поздравляю тебя!», «Вспоминаем любимые сказки», «Скоро лето». «Я за порогом дома»: «Добро пожаловать!», «Расскажи мне о школе», «Новогодний карнавал», «Дежурство», «Пошли в столовую!», «Я записался в кружок», «Поклонимся памяти героев». «Я в мире природы»: «У меня есть щенок!». 3 КЛАСС Аудирование Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова). Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет - пакет, удочка уточка, гладит - глядит и др. (с опорой на наглядные средства). Выполнение действий с предлогами: в - на, у - за,над - под, с - на, к от и др., например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержи руку над партой, а теперь - под партой» и т. д. Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии («Что ты делал?»). Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте, например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши своё имя и свою фамилию» и т. д. Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными - картинками предложений, содержащих слова-«родственники» или слова, обозначающие функционально сходные - предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделалмаленькую скамейку. Дети слепили во дворе снеговичка. Дети вылепили во дворе снегурочку. Дикция и выразительность речи Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение. Дыхательные упражнения: посчитать Егорок на горке (сначала на одном выдохе - два Егорки, потом - три): Как на горке, на пригорке стояли 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д. Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен. Громкая, тихая и шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных ситуациях. Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи. Помощники устной речи (мимика и жесты) в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: весёлое, грустное, сердитое. Практическоеиспользование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы». Примерная тематика речевых ситуаций: «Добро пожаловать!», «В школьной столовой», «Готовим новогодний праздник»; «Истории о лете», «Играем в школу», «Играем во дворе»; «Красная шапочка», «Три медведя», «Три поросенка»; «В воскресенье все дома», «С Днём рождения!», «Алло! Алло!»; «Садитесь, пожалуйста! (поведение в автобусе) «Мы не знаем, как пройти... Как быть?», «Расскажи мне о школе», «Моя дорога в школу», «За покупками в магазин «Наш товарищ заболел», «Дежурство»; «Отгадываем любимое занятие каждого», «Я записался в кружок»; «У меня есть щенок», «Мой котенок убежал. Может, кто его видел?». Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Называние детьми предметов и различных действий с ними (по теме ситуации). Характеристика признаков данных предметов: форма, вкус, величина, цвет, материл и др. Узнавание предметов по их частям или по признакам: маленький, серенький, пушистый, с беленькими лапкам и беленьким кончиком хвоста. Совершенствование умения участвовать в вопросно- ответных диалогах: Какая лиса? - Хитрая. - А заяц? Трусливый. - А петух какой? - Смелый. - Кто тебе больше всех понравился?». Составление разных по содержанию предложений по определённой теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию, например: тема «Любимое занятие», наглядный материал по теме, заданная синтаксическая конструкция: Брат любит собирать марки (Маша любит читать книги. Вася любит смотреть телевизор). Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли атрибутов к ней. Использование новых слов и предложении в ролевой игре. Коллективное составление рассказа. Культура общения Выражение благодарности. «Вежливые» слова. Расширение слов для приветствия и прощания: доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброй ночи. Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале общения». 4 КЛАСС 1. Делимся новостями. Знакомство, приветствие (беседа, игры «Наши имена, «Приветствие»). Введение в ситуацию: беседа, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, повторение предложений за учителем. Виды учебной деятельности: Конструирование диалогов. Беседа. Проигрывание диалогов. Упражнения. Составление рассказов. Рассматривание иллюстраций. Работа в тетради. 2. Я выбираю книгу. Составление изображениями. предложений. Чистоговорки. Работа Правила с условно-графическими поведения при посещении библиотеки. Ролевые игры по теме. Составление рассказа по теме ситуации. Игра «Дополни предложения». Виды учебной деятельности: Слушание педагога. Работа в тетради. Работа над смыслом стихотворения. Составление рассказов. Экскурсия в библиотеку. Поделка и представление своей обложки книги, слушание, говорение, ответы на вопросы. 3. Петушок-Золотой гребешок. Знакомство со сказкой. Прослушивание сказки в аудиозаписи, драматизация фрагментов сказки. Просмотр мультипликационного фильма. Инсценирование сказки. Виды учебной деятельности: Прослушивание сказки с опорой на иллюстрации. Работа с выражениями. Заучивание слов из сказки. Поделки героев сказки. 4 Сочиняем сказку. Сочиняем сказку по вопросам. Ролевые игры по теме ситуации. Пишем сказки. Виды учебной деятельности: Беседа. Работа со сказками. Творческая работа «Сочиним сказку», «Сочини сам». Чтение, слушание, говорение, ответы на вопросы, сочинение просмотр видеофильмов. 5. У телевизора. Охрана зрения. Экскурсия в медицинский кабинет(беседа). Разучивание чистоговорок. Обсуждение телепрограмм. Как можно общаться. Виды учебной деятельности: Рассматривание картинки, чтение загадки. Игра «Я диктор». Рассматривание телевизионной программы и планирование своей программы. 6. Знаки-помощники. Конструирование возможных диалогов с продавцом. Игра «В магазине». Дорожные знаки. Знакомство с правилами поведения на дороге. Экскурсия. Виды учебной деятельности: Работа с картинками. Последовательное выполнение заданий. Моделирование диалога. Работа с условными знаками. Ролевые игры, конструирование и моделирование диалогов, чтение, слушание, говорение, ответы на вопросы. 7. В гостях у леса. Правила друзей природы. Работа над сюжетными картинками. Загадки леса. Составление рассказа по серии картинок. Сказки о животных. Правила поведения в лесу. Виды учебной деятельности: Работа по картинкам, со сказками о животных. Моделирование диалога. Составление «Правил вежливого поведения в лесу», рисование запрещающих знаков. Игра «Я лесник». Составление рассказа «В гостях у леса». 8. Задушевный разговор. Речь и поступки людей. Чувства людей и эмоции. В.Осеева «Волшебное слово». Виды учебной деятельности: Постановка проблемной ситуации. Беседа на основе личного опыта. Тренировочные упражнения в изображении различных эмоций человека. Моделирование диалогов. Слушание рассказа В.Осеевой «Волшебное слово», беседа. 9. Приглашение. Введение в ситуацию: беседа по сюжетной картинке. Составление приглашений на день рождения, на новогодний праздник. Правила этикета. Чтобы гости не скучали. Виды учебной деятельности: Игры «Пригласи по телефону, пригласи лично». Подготовка открыток для приглашения. Игра «Я почтальон»- доставка приглашений. Говорение, слушание, ответы на вопросы, беседа. 10. Поздравляю. Поздравление. Обсуждение ситуаций. Поздравление по телефону. Составление правил общения по телефону. Конструирование реплик в диалоге. Игра «Телефонный разговор» Виды учебной деятельности: Беседа. Ответы на вопросы. Инсценирование. Составление правил общения по телефону. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; - понимание личной ответственности за свои поступки. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 КЛАСС Достаточный уровень: - выражать свои просьбы, желания самостоятельно; - сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес с помощью учителя; - участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями с помощью учителя; - слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с помощью учителя. Минимальный уровень: - выражать свои просьбы, желания с помощью учителя; - сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес с помощью учителя; - участвовать в ролевых возможностями с помощью учителя; играх в соответствии с речевыми - слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с помощью учителя; - с помощью учителя участвовать в беседе на темы. 2 КЛАСС Достаточный уровень: - выполнять различные задания по словесной инструкции учителя, понимать речь, записанную на аудионосителе; - использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации; - участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и спрашивать ответы у товарищей; - правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова; - уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения; - знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей, директора и завуча школы, ближайших родственников; - слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план. Минимальный уровень: -выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем; - называть предметы и действия, соотносить их с картинками; - правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова; - адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании; - знать свои имя и фамилию, адрес дома; - участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами); - слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал. 3 КЛАСС Достаточный уровень: - выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем; - называть предметы и действия, соотносить их с картинками. - правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова; - адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании; - называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителя воспитателя, ближайших родственников; - участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами). Минимальный уровень: - выполнять различные задания по словесной инструкции учителя; - использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации; - участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать; - правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова; - здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения; - называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников; - пересказывать их содержание, опираясь на картинно- символический план. 4 КЛАСС Достаточный уровень: - понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; - понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя; - выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; - активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; - высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; - участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; - составление рассказов с опорой на картинный или картинносимволический план. Минимальный уровень: - формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; - участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; - восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; - выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя; - участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; - ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных или просмотренных телепередач. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 Наименовани е разделов и тем программы «Школьная жизнь» «Я за порогом дома» «Играем в сказку» «Я дома» «Игрушки» «Праздник – Новый год» «Мир природы» «Помощник» «Режим дня 9 школьника» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 8 Количество часов Всег о Контрольны е работы Практически е работы 0 0 9 5 9 6 5 6 8 5 13 66 Электронные (цифровые) образовательны е ресурсы 2 КЛАСС № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Наименовани е разделов и тем программы Количество часов Всег о Добро пожаловать! Истории о лете 3 «Три поросёнка» Расскажи мне о школе Вспоминаем любимые сказки Алло! Алло! 3 С Днём рождения! Новогодняя сказка Новогодний карнавал Дежурство 4 У меня есть щенок! Пошли в столовую! Я поздравляю тебя! «Красная Шапочка» Дежурство 4 Я записался в кружок! Вспоминаем любимые сказки Поклонимся памяти Героев Скоро лето! 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Контрольны е работы Практически е работы 0 0 3 4 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 68 Электронные (цифровые) образовательны е ресурсы 3 КЛАСС № п/ п Наименовани е разделов и тем программы Количество часов Всег о 3 Школьная жизнь Мы собрались поиграть Играем в сказку 11 4 Я дома 13 5 Мои друзья 8 Я за порогом дома Мир природы 14 1 2 6 7 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Контрольны е работы Практически е работы 0 0 8 4 10 68 Электронные (цифровые) образовательны е ресурсы 4 КЛАСС № п/ п Наименовани е разделов и тем программы Количество часов Всег о Делимся новостями Я выбираю книгу ПетушокЗолотой гребешок Сочиняем сказку У телевизора 10 Знакипомощники В гостях у леса 10 Задушевный разговор Приглашение 4 10 Поздравляю! ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Контрольны е работы Практически е работы 0 0 6 7 4 4 11 7 68 Электронные (цифровые) образовательны е ресурсы УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Речевая практика 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. С.В. Комарова. – М.: «Просвещение», 2020г. – 95 с. 2. С.В. Комарова. Речевая практика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: «Просвещение», 2018 3. «Речевая практика», 3 класс, С.В. Комарова, Москва, «Просвещение» 2018 4. С.В. Комарова. Речевая практика.4 класс. Москва. Просвещение, 2020г. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методические рекомендации, поурочное планирование ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ