МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский"
МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ"
Приложение к АООП НОО
Утвержденное приказом от
30.08.2022№ 89/2 ОД (с изменениями
приказ от 30.08.2023 г. № 110/2 - ОД)
АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Речевая практика»
(вариант 1)
для обучающихся 1- 4 классов
с. Прокопьевская Салда, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая
практика» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от
19
декабря
2014
г.
№
1599
«Об
утверждении
федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
общеобразовательным
программам
деятельности
–
по
основным
образовательным
программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. №
734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного
общего
и
среднего
общего
образования,
утвержденный
приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013
г. № 1015»;
- приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О
федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ
начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования»,
- приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632
«О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования сформированный приказом Министерства просвещения
РФ от 28 декабря 2018г. №345»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин
2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
-
примерной
программой
адаптированной
образования
основной
обучающихся
с
общеобразовательной
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22
декабря 2015 г. № 4/15);
- письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г.
№ ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 073517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ
ПРАКТИКА»
Программа
построена
с
учетом
индивидуальных
и
психофизиологических особенностей обучающихся, тесной преемственности
между уроками логопедии, обучения грамоте и развитием речи.
В программе предусмотрены практические и теоретические занятия.
Теоретические занятия направлены на получение обучающимися знаний в
области фонетики, лексики, морфологии, грамматики. Практические занятия
способствуют переводу полученных знаний в речевые умения и навыки по
применению и осмысленному использованию речевых средств с учетом
требований
ситуации
предусматривается
и
контекста.
организация
и
На
практических
систематическое
занятиях
наблюдение
за
разнообразными языковыми явлениями; реализация речевых средств на основе
развития мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
сопоставления, психических процессов - восприятия, внимания, памяти.
Методы реализации поставленных задач:
По способам подачи речевого материала:
- репродуктивный (выполнение системы упражнений);
- проблемное изложение (объяснение материала для расширения
проблемной ситуации, логические упражнения);
- частично-поисковый (творческое использование речевых средств,
алгоритмизация, конструктивные упражнения).
По источнику знаний:
-
практические
(упражнения
тренировочные,
подражательно-
исполнительские, коррекционные, творческие; игры дидактические, сюжетноролевые, деловые; моделирование; функциональные тренировки для дыхания,
голоса, органов артикуляции, мелкой и общей моторики; работа с учебной и
справочной литературой);
-
наглядные
(графические,
символические,
иллюстративные,
натуральные);
-
словесные
(слово,
рассказ
логопеда,
беседа
сообщающая,
эвристическая, воспроизводящая);
- анализ речи: фонетический, морфологический, синтаксический
разборы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ
ПРАКТИКА»
Цель:
развитие
интеллектуальной
речевой
недостаточностью
коммуникации
как
обучающихся
способности
с
использовать
вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в
различных ситуациях.
Основные задачи:
- учить школьников понимать и чётко выполнять речевые инструкции,
взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг
к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу;
-
развивать
интонационную
выразительность
речи
детей,
совершенствовать их лексику, грамматический строй речи, формировать
простейшие
умения
в
части
построения
связного
монологического
высказывания.
МЕСТО
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«РЕЧЕВАЯ
ПРАКТИКА»
В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Речевой практики», – 270
(2 часа в неделю в каждом классе): в 1 классе – 66 ч, во 2–4 классах – по 68 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Аудирование и понимание речи
Выполнение простых поручений по заданию учителя (одночленная
инструкция): сядь за парту; положи книгу на парту; помоги вытереть доску и
т.д.
Слушание и отчетливое воспроизведение звуков, слогов и слов, данных
в рифмованной форме: у-у-у – в гору санки я везу, я-я-я – вот моя семья, са-саса – в нос ужалила оса и т.д. (все рифмованные строчки проговариваются с
опорой на картинку).
Выбор из двух картинок той, которая соответствует высказыванию: У
Лены шар. - У Риты шары.; Маша качает куклу. - Маша одевает куклу.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя с опорой на
наглядность. Выбор картинок после окончания сказки или рассказа по
заданию учителя, например, «Покажи на картинке, кого первым встретил
Колобок».
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов
артикуляционного аппарата. Заучивание и произнесение чистоговорок
одновременно с учителем (сопряженно).
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на
знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (от 2 до 3) на одном
выдохе с обязательным указанием на эти предметы. Упражнения на
произнесение слов, коротких стихотворений в сопровождении движений.
Практическое различение громкой и тихой речи. Игровые упражнения с
подражанием голосам животных (пищит мышка, рычит собака). Разучивание
детских стихотворений, потешек, мини-диалогов с голоса учителя с
последующим воспроизведением в играх-драматизациях.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени,
по имени и отчеству. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Меня зовут …»,
«Меня зовут …, а тебя?». Ответные реплики в диалоге знакомства («Очень
приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия
и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы
«здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с
помощью обращения по имени и отчеству.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с
праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и
отчеству.
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность
как ответная реакция на выполнение просьбы. Ответные реплики на
поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением
и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я
нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при
извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
2 КЛАСС
Аудирование и понимание речи
Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых
комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет-пакет,
удочка-уточка, гладит-глядит и др. (С опорой на наглядные средства.)
Выполнение действий по инструкции с противопоставляемыми
предлогами: в-на, у-за, над-под, с-на, к-от и др. Например: «Положи книгу на
парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту»,
«Подержи руку над партой, а теперь - под партой» и т. д.
Выполнение движений или заданий по словесной двухчленной
инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии («Что ты
делал?»).
Прослушивание заданий в аудиозаписи. Выполнение каждого задания.
Например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша,
выйди к доске и допиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей
строчке запиши свои имя и фамилию» и т. д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками
предложений, содержащих слова-родственники или слова, обозначающие
функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку - Коля
сделал маленькую скамейку; Дети слепили во дворе снеговичка – Дети
вылепили во дворе снегурочку.
Дикция и выразительность речи
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые
приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя,
отчётливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитаем Егорок на горке. Сначала двух
Егорок на одном выдохе, потом трёх и т. д. (Как на горке, на пригорке стоят
тридцать три Егорки. Раз - Егорка, два - Егорка, три - Егорка…).
Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен.
Громкая, тихая и шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые
упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального
темпа речи.
Помощники устной речи: мимика и жесты в тренировочных
упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока.
Выражения лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего
тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к
материалу, изучавшемуся в 1 классе)
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени
и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое
обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения.
Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к
сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.
Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.).
Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька,
девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым
человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).
Знакомство,
представление,
приветствие.
Формулы
«Давай
познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…»,
«Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение
познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия
и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы
«Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с
помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться,
посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной
ночи».
Неофициальные
разговорные
формулы:
«Привет»,
«Салют»,
«Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай»,
«Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования
этикетных
формул,
использованных
невоспитанными
взрослыми.
Развёртывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как
дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при
прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с
праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и
отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю
тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка,
взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я
хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на
поздравления и подарки.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,
обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к
телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно
попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на
уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы
с
помощью
мотивировки.
Формулы
«Пожалуйста…»,
«Можно…,
пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…». Благодарность.
Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за
поздравления и подарки («Спасибо, … (имя)»), благодарность как ответная
реакция на выполнение просьбы.
Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень
рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на
поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю
тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением
и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я
нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при
извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка
при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «Алло! Алло!», «С Днём рождения!».
«Я и мои товарищи»: «Истории о лете», «Три поросёнка», «Новогодняя
сказка», «Красная Шапочка», «Я поздравляю тебя!», «Вспоминаем любимые
сказки», «Скоро лето».
«Я за порогом дома»: «Добро пожаловать!», «Расскажи мне о школе»,
«Новогодний карнавал», «Дежурство», «Пошли в столовую!», «Я записался в
кружок», «Поклонимся памяти героев».
«Я в мире природы»: «У меня есть щенок!».
3 КЛАСС
Аудирование
Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых
комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет - пакет, удочка уточка, гладит - глядит и др. (с опорой на наглядные средства).
Выполнение действий с предлогами: в - на, у - за,над - под, с - на, к от и др., например: «Положи
книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту»,
«Подержи руку над партой, а теперь - под партой» и т. д.
Выполнение движений или заданий по словесной двучленной
инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии («Что
ты делал?»).
Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной
ленте, например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша,
выйди к доске и допиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей
строчке запиши своё имя и свою фамилию» и т. д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными - картинками
предложений, содержащих слова-«родственники» или слова, обозначающие
функционально сходные - предметы: Миша сделал маленькую табуретку.
Коля сделалмаленькую скамейку. Дети слепили во дворе снеговичка. Дети
вылепили во дворе снегурочку.
Дикция и выразительность речи
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые
приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя,
отчётливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные
упражнения: посчитать Егорок на горке (сначала на
одном выдохе - два Егорки, потом - три): Как на горке, на пригорке стояли
33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.
Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен.
Громкая,
тихая и шёпотная
речь.
Индивидуальные и хоровые
упражнения с использованием силы голоса в различных ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального
темпа речи.
Помощники устной речи (мимика и жесты) в тренировочных
упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока.
Выражение лица: весёлое, грустное, сердитое.
Практическоеиспользование в речевых ситуациях соответствующего
тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы:
«Школьная жизнь»,
«Игры детей», «Играем в
сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое
занятие», «Мир природы».
Примерная тематика речевых ситуаций: «Добро пожаловать!», «В
школьной столовой», «Готовим новогодний праздник»;
«Истории о лете»,
«Играем в школу», «Играем во дворе»; «Красная шапочка», «Три медведя»,
«Три поросенка»; «В воскресенье все дома», «С Днём рождения!», «Алло!
Алло!»; «Садитесь, пожалуйста! (поведение в автобусе) «Мы не знаем, как
пройти... Как быть?», «Расскажи мне о школе», «Моя дорога в школу», «За
покупками в магазин «Наш товарищ заболел», «Дежурство»; «Отгадываем
любимое занятие каждого», «Я записался в кружок»; «У меня есть щенок»,
«Мой котенок убежал. Может, кто его видел?».
Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на
наглядный материал.
Называние детьми предметов и различных действий с ними (по теме
ситуации). Характеристика признаков данных предметов:
форма,
вкус,
величина, цвет,
материл и др. Узнавание предметов по их частям или по
признакам: маленький, серенький, пушистый, с беленькими лапкам и
беленьким кончиком хвоста.
Совершенствование умения участвовать в вопросно- ответных диалогах:
Какая лиса? - Хитрая. - А заяц? Трусливый. - А петух какой? - Смелый. - Кто
тебе больше всех понравился?».
Составление разных по содержанию предложений по определённой теме
с опорой на заданную синтаксическую конструкцию, например: тема
«Любимое занятие», наглядный материал по теме, заданная синтаксическая
конструкция: Брат любит собирать марки (Маша любит читать книги. Вася
любит смотреть телевизор).
Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли атрибутов к ней.
Использование новых слов и предложении в ролевой игре.
Коллективное составление рассказа.
Культура общения
Выражение благодарности. «Вежливые» слова.
Расширение слов для приветствия и прощания: доброе утро, добрый
день, добрый вечер, доброй ночи.
Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных
речевых ситуациях.
Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога.
Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале общения».
4 КЛАСС
1. Делимся новостями.
Знакомство, приветствие (беседа, игры «Наши имена, «Приветствие»).
Введение в ситуацию: беседа, ответы на вопросы на основе
иллюстраций, выбор картинки, повторение предложений за учителем.
Виды учебной деятельности:
Конструирование
диалогов.
Беседа.
Проигрывание
диалогов.
Упражнения.
Составление рассказов. Рассматривание иллюстраций. Работа в тетради.
2. Я выбираю книгу.
Составление
изображениями.
предложений.
Чистоговорки.
Работа
Правила
с
условно-графическими
поведения
при
посещении
библиотеки. Ролевые игры по теме. Составление рассказа по теме ситуации.
Игра «Дополни предложения».
Виды учебной деятельности:
Слушание
педагога.
Работа
в
тетради.
Работа
над
смыслом
стихотворения. Составление рассказов. Экскурсия в библиотеку. Поделка и
представление своей обложки книги, слушание, говорение, ответы на
вопросы.
3. Петушок-Золотой гребешок.
Знакомство со сказкой. Прослушивание сказки в аудиозаписи,
драматизация фрагментов сказки. Просмотр мультипликационного фильма.
Инсценирование сказки.
Виды учебной деятельности:
Прослушивание
сказки
с
опорой
на
иллюстрации.
Работа
с
выражениями. Заучивание слов из сказки. Поделки героев сказки.
4 Сочиняем сказку.
Сочиняем сказку по вопросам. Ролевые игры по теме ситуации. Пишем
сказки.
Виды учебной деятельности:
Беседа. Работа со сказками. Творческая
работа «Сочиним сказку»,
«Сочини сам». Чтение, слушание, говорение, ответы на вопросы, сочинение
просмотр видеофильмов.
5. У телевизора.
Охрана зрения. Экскурсия в медицинский кабинет(беседа). Разучивание
чистоговорок. Обсуждение телепрограмм. Как можно общаться.
Виды учебной деятельности: Рассматривание картинки, чтение загадки.
Игра «Я диктор». Рассматривание телевизионной программы и планирование
своей программы.
6. Знаки-помощники.
Конструирование возможных диалогов с продавцом. Игра «В магазине».
Дорожные знаки. Знакомство с правилами поведения на дороге. Экскурсия.
Виды учебной деятельности:
Работа
с
картинками.
Последовательное
выполнение
заданий.
Моделирование диалога. Работа с условными знаками. Ролевые игры,
конструирование и моделирование диалогов, чтение, слушание, говорение,
ответы на вопросы.
7. В гостях у леса.
Правила друзей природы. Работа над сюжетными картинками. Загадки
леса. Составление рассказа по серии картинок. Сказки о животных. Правила
поведения в лесу.
Виды учебной деятельности:
Работа по картинкам, со сказками о животных. Моделирование диалога.
Составление «Правил вежливого поведения в лесу», рисование запрещающих
знаков. Игра «Я лесник». Составление рассказа «В гостях у леса».
8. Задушевный разговор.
Речь и поступки людей. Чувства людей и эмоции. В.Осеева «Волшебное
слово».
Виды учебной деятельности:
Постановка проблемной ситуации. Беседа на основе личного опыта.
Тренировочные упражнения в изображении различных эмоций человека.
Моделирование диалогов. Слушание рассказа В.Осеевой «Волшебное слово»,
беседа.
9. Приглашение.
Введение в ситуацию: беседа по сюжетной картинке. Составление
приглашений на день рождения, на новогодний праздник. Правила этикета.
Чтобы гости не скучали.
Виды учебной деятельности:
Игры «Пригласи по телефону, пригласи лично». Подготовка открыток
для приглашения. Игра «Я почтальон»- доставка приглашений. Говорение,
слушание, ответы на вопросы, беседа.
10. Поздравляю.
Поздравление. Обсуждение ситуаций. Поздравление по телефону.
Составление правил общения по телефону. Конструирование реплик в
диалоге. Игра «Телефонный разговор»
Виды учебной деятельности:
Беседа. Ответы на вопросы. Инсценирование. Составление правил
общения по телефону.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
Достаточный уровень:
- выражать свои просьбы, желания самостоятельно;
- сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес с помощью учителя;
-
участвовать
в
ролевых
играх
в
соответствии
с
речевыми
возможностями с помощью учителя;
- слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с помощью учителя.
Минимальный уровень:
- выражать свои просьбы, желания с помощью учителя;
- сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес с помощью учителя;
-
участвовать
в
ролевых
возможностями с помощью учителя;
играх
в
соответствии
с
речевыми
- слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с помощью учителя;
- с помощью учителя участвовать в беседе на темы.
2 КЛАСС
Достаточный уровень:
- выполнять различные задания по словесной инструкции учителя,
понимать речь, записанную на аудионосителе;
- использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи
по указанию учителя и в зависимости от ситуации;
- участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника,
задавать вопросы и спрашивать ответы у товарищей;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;
- уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие
выражения;
- знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей,
директора и завуча школы, ближайших родственников;
- слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на
картинно-символический план.
Минимальный уровень:
-выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
- называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
- правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;
- адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
- знать свои имя и фамилию, адрес дома;
- участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными
речевыми средствами);
- слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой
на иллюстративный материал.
3 КЛАСС
Достаточный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
- называть предметы и действия, соотносить их с картинками.
- правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова;
- адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
- называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителя воспитателя,
ближайших родственников;
- участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми
средствами).
Минимальный уровень:
- выполнять различные задания по словесной инструкции учителя;
- использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по
указанию учителя и в зависимости от ситуации;
- участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника,
задавать вопросы и отвечать;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова;
- здороваться и прощаться, используя соответствующие
выражения;
- называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей,
ближайших родственников;
- пересказывать их содержание, опираясь на картинно- символический
план.
4 КЛАСС
Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений; ответы на вопросы;
- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на
вопросы учителя;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи
учителя и анализ речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие
этикетные слова и выражения;
- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам
речевых ситуаций;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинносимволический план.
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и
выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по
их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с
опорой на образец чтения учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных или
просмотренных телепередач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
Наименовани
е разделов и
тем
программы
«Школьная
жизнь»
«Я за порогом
дома»
«Играем в
сказку»
«Я дома»
«Игрушки»
«Праздник –
Новый год»
«Мир природы»
«Помощник»
«Режим дня
9
школьника»
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
8
Количество часов
Всег
о
Контрольны
е работы
Практически
е работы
0
0
9
5
9
6
5
6
8
5
13
66
Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы
2 КЛАСС
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Наименовани
е разделов и
тем
программы
Количество часов
Всег
о
Добро
пожаловать!
Истории о лете
3
«Три
поросёнка»
Расскажи мне о
школе
Вспоминаем
любимые сказки
Алло! Алло!
3
С Днём
рождения!
Новогодняя
сказка
Новогодний
карнавал
Дежурство
4
У меня есть
щенок!
Пошли в
столовую!
Я поздравляю
тебя!
«Красная
Шапочка»
Дежурство
4
Я записался в
кружок!
Вспоминаем
любимые сказки
Поклонимся
памяти Героев
Скоро лето!
4
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Контрольны
е работы
Практически
е работы
0
0
3
4
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
68
Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы
3 КЛАСС
№
п/
п
Наименовани
е разделов и
тем
программы
Количество часов
Всег
о
3
Школьная
жизнь
Мы собрались
поиграть
Играем в сказку
11
4
Я дома
13
5
Мои друзья
8
Я за порогом
дома
Мир природы
14
1
2
6
7
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Контрольны
е работы
Практически
е работы
0
0
8
4
10
68
Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы
4 КЛАСС
№
п/
п
Наименовани
е разделов и
тем
программы
Количество часов
Всег
о
Делимся
новостями
Я
выбираю
книгу
ПетушокЗолотой
гребешок
Сочиняем
сказку
У телевизора
10
Знакипомощники
В гостях у леса
10
Задушевный
разговор
Приглашение
4
10 Поздравляю!
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Контрольны
е работы
Практически
е работы
0
0
6
7
4
4
11
7
68
Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Речевая практика 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. С.В. Комарова. –
М.: «Просвещение», 2020г. – 95 с.
2.
С.В.
Комарова.
Речевая
практика.
2
класс.
Учебник
для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. М.: «Просвещение», 2018
3. «Речевая практика», 3 класс, С.В. Комарова, Москва, «Просвещение»
2018
4. С.В. Комарова. Речевая практика.4 класс. Москва. Просвещение,
2020г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации, поурочное планирование
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ