Адаптированная РП Ручной труд 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский"
МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ"

Приложение к АООП НОО
Утвержденное приказом от
30.08.2022№ 89/2 ОД (с изменениями
приказ от 30.08.2023 г. № 110/2 - ОД)

АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Ручной труд»
(вариант 1)
для обучающихся 4 класса

с. Прокопьевская Салда, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» составлена в соответствии с
требованиями

ФГОС

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. и на основании адаптированной
основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой степенью умственной
отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника

Л.А.Кузнецовой

«Технология. Ручной труд» (4 класс) для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2019
(ФГОС

ОВЗ)

и

обеспечивает

реализацию

требований

общеобразовательной программы в предметной области

адаптированной

основной

«Технология» в соответствии с

требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии
личности учащегося с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными
нарушениями)

в процессе формирования трудовой культуры, развитии созидательных

возможностей личности, творческих способностей, формирование мотивации успеха и
достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Исходя из цели, курс «Ручной труд» направлен на решение следующих задач:
Образовательные:


формировать представления о материальной культуре как продукте творческой

предметно-преобразующей деятельности человека;


формировать представления о гармоничном единстве природного и рукотворного

мира и о месте в нем человека;


расширять культурный кругозор, обогащать знания о культурно-исторических

традициях в мире вещей;


расширять знания о материалах и их свойствах, технологиях использования;



формировать практические умения и навыки использования различных материалов

в предметно-преобразующей деятельности.
Коррекционно-развивающие:


развивать познавательные психические процессы;



развивать умственную деятельность;



развивать

сенсомоторные

практические умения;

процессы,

руки,

глазомера

через

формировать



развивать регулятивную структуру деятельности, включающеую целеполагание,

планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью.
Воспитательные:


формировать интерес к разнообразным видам труда;



формировать

целенаправленность,

информационную
инициативность;

культуру,

духовно-нравственное

развивать
воспитание

активность,
и

развитие

социально ценных качеств личности.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Ручной труд» входит в предметную область «Технология» и относится к
обязательной части учебного плана.
На изучение предмета «Ручной труд» в 4 классе отводится 1 час в неделю, курс
рассчитан на 34 часа (34 учебных недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты АООП по ручному труду включают освоение обучающимися с
легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) специфические
умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты
обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о
его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке
итоговых достижений.
АООП по ручному труду определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
 знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы, выполнять их с большей долей самостоятельности;
 знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;
 знать правила техники безопасной работы с колющими и разящими инструментами;
 знать виды трудовых работ;
 знать основные приемы работы, выполнять их;

 выполнять простые инструкции учителя;
 отвечать на простые вопросы учителя;
 знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать,
использовать их;
 анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбирать материал, определять
способы соединения деталей с помощью учителя;
 использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с помощью
учителя;
 оценивать свою работу;
 осуществлять

текущий

самоконтроль

выполняемых

практических

действий,

корректировать их в процессе работы с большей долей самостоятельности.
Достаточный уровень:
 знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы, выполнять их самостоятельно;
 знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;
 знать виды трудовых работ;
 отвечать на простые вопросы;
 выполнять простые инструкции учителя;
 знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать и
использовать их;
 знать основные приемы работы, выполнять их;
 знать правила техники безопасной работы с колющими и разящими инструментами;
 анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбираться материал, определять
способы соединения деталей;
 использовать в работе доступные материалы, конструировать из них;
 оценивать свою работу;
 осуществлять

текущий

самоконтроль

выполняемых

практических

действий,

корректировать их в процессе работы с большей долей самостоятельности.
Личностные результаты:
 овладение

элементарными

социально-бытовыми

умениями,

используемыми

в

повседневной жизни;
 формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных
социальных ситуациях;
 формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
 формирование элементарных навыков готовности к самостоятельной жизни;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный материал, в предложенных разделах, располагается «от простого к сложному»
и, в достаточной степени, представляет основы ручного труда необходимые, как для
успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для
подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном
обществе.
Содержание курса «Ручной труд» как учебного предмета представлено в АООП
следующими разделами:
Работа с бумагой и картоном
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага
для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет,
форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы
с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с
бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:


разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном.

Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной
конфигурации;


разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем).

Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;


разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.

Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила
обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы
вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной
линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по
незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание
изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой
линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной
пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование
деталей».

Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от
листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание
треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной
формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»;
«сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях
бумаги (плоскостная и объемная)
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических
тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью.
Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей
(щелевой замок).
Картонажно-переплетные работы
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства
картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете.
Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона
листом бумаги».
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства
ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой»,
вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом»,
вышивка строчкой косого стежка «в два приема».
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека.
Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона
ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами,
прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их
назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и
приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с
нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание,
набивка рисунка).

Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из
ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани,
прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки,
кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения).
Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление куколскруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение
тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и
т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка
изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки
Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение
проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты
(плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в
спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым
углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей,
человечков.
Работа с древесиной
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и
«древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными
материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка
напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных
заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Работа с металлом

Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные,
цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология
ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание»,
«сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».
Учебно-тематическое планирование включает в себя следующие разделы:
№

Наименование раздела

количество
часов

1

Работа с бумагой и картоном

15

2.

Работа с текстильными материалами

12

3.

Работа с древесиной

2

4.

Работа с проволокой

2

5.

Работа с металлом

2

6.

Картонажно-переплётные работы

1

Итого:

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Работа с бумагой и картоном – 4 часа
1.

«Что ты знаешь о бумаге?» Складывание из треугольников.

1

2.

Складывание простых форм из квадратов. Фигурка «Рыбка»

1

3.

Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах.
1

4.

Силуэт петуха.

1

Силуэт голубя.
Работа с текстильными материалами – 3 часа
5.

«Что ты знаешь о ткани?» Полотняное переплетение нитей.

1

6.

Виды работы и технологические операции. Игрушка «Кукла-

1

скрутка»
7.

Салфетка с аппликацией.

1

Работа с бумагой и картоном – 4 часа
8.

Разметка округлых деталей по шаблонам. Игрушка с

1

подвижным соединением деталей «Цыплёнок»
9.

Игрушка из бумажных кругов «Попугай».

1

10.

Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом»

1

11.

Разметка прямоугольника при помощи угольника. Закладка

1

для книг
Работа с текстильными материалами – 1 часа
Соединение деталей с помощью косого стежка. «Салфетка-

12.

1

прихватка»
Работа с металлом - 2 часа
13.
14

«Что надо знать о металле?» Виды работ с фольгой. «Дерево»

1

Сминание, сжимание, скручивание фольги. «Паук»

1

Работа с бумагой и картоном – 6 часа
15

Деление круга на равные части с помощью угольника.

1

Ёлочная игрушка «Солнышко»
16

Самостоятельная практическая работа №1. Объёмное

1

ёлочное украшение.

17

Вырезание симметричных деталей. «Птица»

1

18

Складывание бумаги. «Снежинка» «Звезда»

1

19

Выполнение разметки с опорой на чертёж. Летающая модель

1

«Планер»
20

Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель

1

«Самолёт»
Работа с текстильными материалами – 2 часа
21

Соединение ниток в пучок. Аппликация «Цветок из ниток»

1

22

Связывание ниток в пучок. «Помпон из ниток»

1

Работа с проволокой - 2 часа
23

Изгибание проволоки Декоративные фигурки птиц, зверей,

1

человечков
24

Сборка изделий из разных материалов (проволока, бумага,
нитки) «Муха»

1

Работа с бумагой и картоном – 1 час
25

Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги

1

Работа с древесиной - 2 часа
26

«Что ты знаешь о древесине?» Обработка древесины, клеевое

1

соединение. Аппликация «Цветок»
27

Аппликация из древесных заготовок «Дом».

1

Работа с текстильными материалами - 4 часа
28

Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями

1

29

Пришивание пуговиц с ушком

1

30

Самостоятельная практическая работа №2.

1

Изготовление и пришивание вешалки.
31

Зашивание простого разрыва ткани

1

Картонажно-переплётные работы – 1 час
32

Переплёт. Записная книжка-раскладушка.

1

Работа с текстильными материалами - 2 часа
33

Зашивание простого разрыва ткани

1

34

Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного

1

стежка. Подушечка для игл.

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса.
учебник Л.А.Кузнецовой «Технология. Ручной труд» (4 класс) для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы М.: Просвещение, 2019


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».