Адаптированная РП Рисование 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский"
МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ"

Приложение к АООП НОО
Утвержденное приказом от
30.08.2022№ 89/2 ОД (с изменениями
приказ от 30.08.2023 г. № 110/2 - ОД)

АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Рисование»
(вариант 1)
для обучающихся 4 класса

с. Прокопьевская Салда, 2023 г.

РАЗДЕЛ I
Пояснительная записка
Цели и задачи образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в 4 классе (вариант 1)
Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и
итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с
содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений
здоровья, в пролонгированные сроки.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания
для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Организация
должна обеспечить требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и
воспитания.
Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к
эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) характерны следующие образовательные потребности:
1) общие: время начала образования, содержание образования, разработка и
использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения,
расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и
определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.
2) специфические:
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
-

обязательность

непрерывности

коррекционно-развивающего

процесса,

реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
коррекционной работы;
-

научный,

практико-ориентированный,

действенный

характер

содержания

образования;
- доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе
образования;
- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;
специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных,
познавательных, трудовых и других ситуаций;

-

обеспечении

особой

пространственной

и

временной

организации

общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной
системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения

обучающихся,

демонстрирующих

доброжелательное

и

уважительное

отношение к ним;
- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному
взаимодействию со средой;
- специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений
действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;
- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к
окружающему миру.
Удовлетворение

перечисленных

особых

образовательных

потребностей

обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к
воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и
совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит
формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие
психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в
ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.
Сроки

реализации

АООП

для

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) составляет 9 ―13 лет.
В реализации АООП может быть выделено два или три этапа:
I этап - (дополнительный первый класс) 1-4 классы.
Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений,
коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Цели образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в 4 классе (вариант 1):
- создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного
опыта;
- развитие у обучающихся необходимых для самореализации и жизни в обществе
практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально
возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Задачи образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в 4 классе (вариант 1):


овладение

(интеллектуальными

обучающимися
нарушениями)

с

учебной

легкой

умственной

деятельностью,

отсталостью

обеспечивающей

формирование жизненных компетенций;

их

формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие

личности

(нравственно-эстетическое,

социально-личностное,

интеллектуальное,

физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями;


достижение

планируемых

результатов

освоения

АООП

образования

обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей
и возможностей;


выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их
общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы,
организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов,
секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого
взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;


участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных

представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды.
Одной из важнейших задач образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в 4 классе (вариант 1) является формирование
базовых учебных действий (далее – БУД).
Целью БУД является формирование основ учебной деятельности учащихся с
лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

которые

обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение
доступными видами профильного труда.
Достижение этой цели реализуется следующими задачами:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
―

овладение

комплексом

базовых

операционный компонент учебной деятельности;

учебных

действий,

составляющих

― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать
знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на
организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические
особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся; определить связи
базовых учебных действий с содержанием учебных предметов. Согласно требованиям
Стандарта, уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с
интеллектуальными нарушениями определяется на момент завершения обучения школе.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с
одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к
обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более
сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как
субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне, а
также обеспечивают успешность в обучении и готовность в дальнейшем к успешной
трудовой деятельности.
К базовым учебным действиям относятся:
Личностные учебные действия, которые обеспечивают готовность ребёнка принять
на себя роль ученика, успешно функционировать в этой роли и включение в процесс
обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и
любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации
начальных логических операций.
Познавательные

учебные

действия

представлены

комплексом

начальных

логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и
умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования
логического мышления школьников.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в
коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных
ситуациях является показателем их сформированности.
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие

соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к
окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому её восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договорённостей; понимание личной ответственности за свои
поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
•

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–

ученик, ученик–класс, учитель−класс);
•

использовать

принятые

ритуалы

социального

взаимодействия

с

одноклассниками и учителем;
•

обращаться за помощью и принимать помощь;

•

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах

деятельности и быту;
•

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

•

доброжелательно

относиться,

сопереживать,

конструктивно

взаимодействовать с людьми.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
•

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,

вставать и выходить из-за парты и т. д.);
•

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану и работать в общем темпе;
•

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои

действия и действия одноклассников;
•

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
•

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства

хорошо знакомых предметов;
•

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

•

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном

материале;

•

пользоваться знаками, символами;

•

читать; писать; выполнять арифметические действия;

•

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями

окружающей действительности;
•

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать

изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленных на бумажных и других носителях).

РАЗДЕЛ II
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты включают овладение обучающимися с умственной
отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

жизненными

и

социальными

компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных
средах.
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину, художественную культуру России;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре,
в том числе наследию в области изобразительного искусства других народов;
3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире средствами изобразительного искусства;
4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия на уроках рисования;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности на уроках рисования;
6) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях на уроках рисования;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств средствами
изобразительного искусства;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами
изобразительного искусства;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
Предметные результаты.
При освоении учебного предмета «Рисование» предметной области «Искусство»
обучающиеся 4 класса с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
должны достигать следующих предметных результатов:
1) формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение
для решения практических задач;

2) развитие художественного вкуса: умения отличать "красивое" от "некрасивого";
понимание красоты как ценности;
3) воспитание потребности в художественном творчестве.
Обучающиеся должны знать:
 материал для развития речи, изучавшийся на уроках изобразительного искусства;
 способы работы по мокрой и сухой бумаге;
 названия жанров живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, рисунок на тему из
жизни);
 названия некоторых национальных промыслов (Гжель, Каргополь, Дымково,
Городец);
 явления осевой и центральной симметрии, существующие в природе
Обучающиеся должны уметь:
 рисовать с натуры (рассматривать предмет, находить его форму, выделять части,
видеть пропорции);
 рисовать по памяти после проведённых наблюдений;
 выбирать для рисунка лист бумаги нужной формы, размера;
 применять осевую линию при рисовании симметричных предметов;
 сочинять узор, используя ритм формы, цвета элементов узора и симметрию в его
композиции;
 осветлять и затемнять краски, используя белила и чёрную краску;
 закрашивать силуэт краской, разведённой до нужной консистенции;
 рисовать по мокрой и по сухой бумаге, используя приёмы этой работы с краской
и кистью;
 в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей.

РАЗДЕЛ III
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Рисование» имеет исключительно важное значение для развития
обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
На уроках дети не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. Они
знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами
искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных
художников. Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционноразвивающее значение. Уроки рисования при правильной их постановке оказывают
существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы,
способствуют формированию личности ребенка с ограниченными возможностями
здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Коррекционные цели и задачи учебного предмета «Рисование»:
 воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к
познанию, доброжелательности и др.);
 воспитание интереса к знаниям изобразительной деятельностью;
 развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
 развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов
познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;
 формирование

практических

умений

в

разных

видах

художественно-

изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);
 воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с
правилами (по инструкции) и самостоятельно;
 формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап
работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
1. развитие зрительного восприятия и узнавания;
2. развитие пространственных представлений и ориентации;
3. развитие основных мыслительных операций;
4. развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
5. коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
6. обогащение словаря.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
 рисование с натуры и по образцу (готовому изображению), по памяти, по
представлению и по воображению; рисование на заданные темы, декоративное рисование;

 лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или
по образцу, по памяти, по воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
 выполнение аппликаций без фиксации изображений на изобразительной
плоскости («подвижная аппликация); с фиксацией изображения на изобразительной
плоскости с помощью клея с натуры и по образцу, по представлению, по воображению;
выполнение сюжетного и декоративного изображения в технике аппликации;
 проведение беседы с обучающимися о содержании рассматриваемой репродукции
с картины художника, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного
творчества.
Содержание тем курса «Рисование»
Обучение композиционной деятельности
Совершенствование умений передавать глубину пространства посредством:
• уменьшения величины удалённых предметов по сравнению с расположенными
вблизи от наблюдателя;
• загораживания одних предметов другими. Планы в пространстве: передний,
задний, средний (использование макета и панно «В деревне» с изображённым пейзажем
на переднем, заднем и среднем планах, с вариантами изображения домов деревенского
типа и деревьев, разных по величине).
Обучение

приёму

построения

сюжетной

и

декоративной

композиции

с

использованием симметричного расположения её частей (элементов), позволяющему
достигать равновесия на изобразительной плоскости.
Обучение приёму построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной
симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения: избушка на
курьих ножках; деревья в сказочном лесу с глазами из двух дупел, с сучьями и ветками,
похожими на руки, и т. п.
Примерные задания
Рисование с натуры: «Ваза с цветами» (натюрморт); «Веточка мимозы в стакане»
(композиция в прямоугольном формате); «Мой портрет (Это - Я)».
Рисование на темы: «Грузовик и автобус едут по улице города» (на фоне домов и
деревьев); «В деревне» (дома, деревья на двух-трёх планах); «Деревья осенью. Дует
ветер»; «Ребята катаются с горы»; «Елки в зимнем лесу. 3айки в лесу. Следы на снегу»
(пейзаж с двумя-тремя планами); «Новогодняя ёлка. Снегурочка. Дед Мороз у ёлки
(возможно сочетание с аппликацией).

Декоративное рисование: «Полотенце», «Платочек». Узоры в полосе и в квадрате
(элементы узора - листья, цветы, уточки и др.; ритм формы и цвета в узоре, учёт явления
центральной симметрии в квадрате).
Декоративная лепка (барельеф на пластине): «Кувшин в виде поющего петуха» (по
образцу); «Избушка Бабы-яги» (барельеф на пластине или на картоне; пластилин);
«Портрет человека (голова)» (способом «налепа» частей головы и лица на пластину;
пластилин).
Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» (на цветном фоне, цветная
бумага). (Планы в композиции с загораживанием одних предметов другими.)
Коллективная работа с помощью педагога.
Аппликация: «Фантастическая (сказочная) птица» (Используются заготовленные
учителем части этих объектов из цветной бумаги, жёлтый, светло-фиолетовый или
сиреневый фон).
Развитие у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
3акрепление

умений

обследовать

предметы

с

целью

их

изображения.

Совершенствование умения изображать предметы с натуры и по памяти, правильно
передавать в изображении их форму, конструкцию и пропорции.
При

объяснении

использовать

поэтапный

показ

способа

изображения

(«графический диктант», процесс лепки, работа над аппликацией).
3акрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в
ветреную погоду). Развитие умения видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и
«узор» ветвей.
Развитие умения изображать человека. Фигура человека в статике и в динамике
(человек делает зарядку, идёт и др.) в соответствии с изобразительными возможностями
детей, с использованием помощи со стороны педагога. Портрет человека.
Формирование умения отражать в изображении форму и части головы человека,
черты лица.
Формирование умений передавать форму, строение и пропорции фигуры
животного в лепке, аппликации и затем в рисунке.
Закрепление приёмов исполнения косовской и городецкой росписи посуды.
Использование приёмов работы кончиком кисти и всей кистью, «примакивания».

3акрепление представления о явлении центральной симметрии в природе:
составление узора в круге и овале с учётом центральной симметрии (элементы узора геометрические и стилизованные формы растительного и животного мира).
Составление целого изображения (реального, сказочного) из частей.
Формы организации учебного занятия (уроки-практикумы) и примерные задания
Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру»; игрушка «Лошадка» (по образцу
каргопольской игрушки); «3айка», «Котик», «Петушок» и др. (по выбору учащихся).
Лепка с натуры предметов симметричной формы: «Бабочка», «Стрекоза», «Божья
коровка», «Майский жук» (по выбору учащихся, с помощью учителя) (наложение
вылепленных из пластилина частей на нарисованный на картоне контур насекомого).
«Фигура человека в статической позе». «Голова женщины», «Голова мужчины» (по
выбору учащихся).
Аппликация: «Овальная или круглая салфетка». Составление узора в круге и овале
из вырезанных учащимися из цветной бумаги больших и маленьких кругов, силуэтов
цветов, листьев, насекомых, вырезанных из бумаги, сложенной вдвое или гармошкой.
Аппликация с дорисовыванием: «Чебурашка», «Неваляшка», «Мишка» (из кругов и
овалов, вырезанных учащимися из цветной бумаги). Дорисовывание глаз, носа и других
элементов выполняется фломастером.
Работа в технике аппликации над образцом дерева. Составление целого
изображения берёзы, сосны, ели способом обрыва кусков бумаги формы ствола, веток,
кроны в виде цветного пятна (лапы ели, сосны) (бумага соответствующего цвета).
Рисование с натуры листьев деревьев и кустарников слабо расчленённой формы в
осенней окраске (лист сирени, берёзы, осины, дуба и т. п.) и раскрашивание их в технике
«по-мокрому».
Рисование по памяти и на основе представлений (после лепки и работы над
аппликацией над образом деревьев): «Берёза, сосна, ель» (пастель; цветная гуашь и кисть).
Зарисовка простым карандашом с последующим раскрашиванием фломастерами
или гуашью выполненного рисунка «Чебурашка», «Неваляшка» или «Мишка» (по выбору
учащихся).
Рисование фигуры человека, головы мужчины и женщины (после выполнения
лепки и аппликации на ту же тему) (простой карандаш).
Выполнение несложных элементов росписи гжельской посуды (карандаш).
Рисование с натуры и затем по памяти предметов: «Вазы разной формы»,
«Кувшин», «Чайник», «Машинка - игрушка» (простой карандаш) (по выбору учащихся).

Развитие у обучающихся восприятия цвета предметов и формирование умений
передавать его в живописи
3акрепление представлений о цвете, красках и приёмах работы красками и кистью.
Совершенствование приёмов осветления цвета с помощью белил или разведения
краски водой; затемнения цвета с помощью чёрной краски, получения некоторых
оттенков (светло-зелёный, жёлто-зелёный, тёмно-зелёный и т. п.).
Использование получаемых осветлённых и затемнённых красок в сюжетных
рисунках, в декоративном рисовании.
Приёмы работы акварельными красками: работа синей краской по мокрой бумаге
(«по-мокрому») при изображении неба, красной и оранжевой красками - при изображении
солнца и его лучей.
Подбор цветовых сочетаний при изображении красок осени, зимы, лета (с
помощью учителя).
Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов (с помощью
учителя): добрые и злые образы (например, Царевна Лебедь и Баба-яга), при
использовании ярких и тусклых цветов.
Совершенствование умений раскрашивания силуэта изображения, не выходя за его
пределы, работая по сухой бумаге («по-сухому»).
Формы организации учебного занятия (уроки-практикумы) и примерные задания
Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге.
Рисование сразу кистью по тонированной бумаге (по памяти после наблюдения):
«Праздничный салют» (по чёрной, тёмно-синей бумаге гуашью, восковыми мелками).
«Солнечный день» (акварель, работа по мокрой и по сухой бумаге). «Сказочные цветы».
Рисование сразу кистью (или по нарисованному карандашом рисунку) элементов
росписи посуды Гжели (синяя и голубая гуашь, осветлённая белилами).
Раскрашивание

работ,

нарисованных

карандашом:

насекомых,

игрушек

(«Чебурашка» и др.), «Мужчина и женщина» (акварель, гуашь, кисть) и др.
«Деревья в осенней окраске» (акварель в технике «по-мокрому»).
Обучение восприятию произведений искусства
Формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной
отсталостью) представлений о работе художников и скульпторов, о мастерах народных
промыслов. Беседы на темы:

1. Как и о чём создаются картины. Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина.
Какие материалы использует художник (краски, гуашь, акварель, пастель, сангина,
карандаши, тушь и др.).
2. Как и о чём создаются скульптуры. Скульптурные изображения (статуя, бюст,
группа из нескольких фигур статуэтка). Какие материалы использует скульптор (мрамор,
гранит, металл, например сталь; гипс, глина, пластилин и др.).
Для демонстрации можно использовать произведения живописи и графики: И.
Остроухова, В. Поленова, К. Юона, И. Левитана, Ф. Васильева, М. Сарьяна, В. Фирсова и
др. (по выбору учителя).
Произведения скульптуры: В. Ватагина, А. Опекушина, В. Мухиной и др. (по
выбору учителя).
Инструменты художников и скульпторов (фотографии).
Предметы декоративно-прикладного искусства: Хохломы, Городца, Дымково.
Работа над развитием речи
Закрепление речевого материала 1, 2, 3 классов.
Новые слова, словосочетания:
 искусство, красота; художник, картина, натура; пейзаж, натюрморт, портрет;
картина о жизни (сюжет); пастель, сангина; тушь, перо; палитра;
 скульптор, скульптура, гранит, гипс, сталь, металл, статуя, бюст, скульптурная
группа из нескольких фигур, статуэтка; форма, размер, цвет;
 радостный, мрачный, сказочный, волшебный;
 смешное, страшное, доброе, злое (в произведениях искусства, в жизни);
 рисунок с натуры, рисунок по памяти; работать кончиком (корпусом) кисти;
 рисовать акварелью по мокрой (по сухой) бумаге;
 красота природы, красота человека (животного); части предмета, умелый мастер,
русский народный узор, народное искусство, каргопольские, дымковские игрушки, узоры
Гжели.
Новые фразы:
 Рисуй с натуры, Рисуй, чтобы было похоже. Рисуй предмет так, как его видишь.
 Расположи рисунок на листе бумаги так, чтобы было красиво (рисунок в центре
листа, не большой и не маленький).
 Рисуй по памяти (как запомнил).
 Рисуй сразу кистью краской, пятном, кончиком кисти.

 Я расположил рисунок посередине (у края) листа бумаги. Я рисую с натуры (по
памяти).
 Я рисую предмет так, как его вижу. Я рисую пейзаж (натюрморт, портрет).


Мне нравится этот рисунок: яркие краски, красивые деревья и т.п.

РАЗДЕЛ IV
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РИСОВАНИЕ». 4 КЛАСС
№
урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Тема урока
Рисование с натуры листьев
Рисование на тему «Деревья осенью»
Рисование на тему «В деревне»
Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру»
Приёмы работы красками и кистью
Техника рисования по мокрому листу.
Изображение неба
Раскрашивание осенних листьев акварелью по
мокрой бумаге
Беседа на тему: «Как и о чём создаются
картины»
Аппликация: «Улица города: дома, деревья,
машины»
Аппликация: «Улица города: дома, деревья,
машины»
Аппликация: «Овальная салфетка»
Декоративное рисование: «Полотенце»
(элементы узора – листья, цветы)
Каргопольская игрушка. Лепка: игрушка
«Лошадка»
Рисование на тему: «Ёлки в зимнем лесу. Следы
на снегу»
Рисование на тему: «Новогодняя ёлка. Дед
Мороз у ёлки»
Аппликация с дорисовыванием: «Неваляшка»
Аппликация с дорисовыванием: «Мишка»
Аппликация с дорисовыванием: «Чебурашка»
Зарисовка игрушек по выбору обучающихся
Раскрашивание игрушек акварелью
Беседа на тему: «Знакомство со скульптурой»
Лепка фигуры человека в статической позе
Рисование фигуры человека
Рисование с натуры «Ваза с цветами»
Рисование с натуры машинки-игрушки
Рисование акварелью «Сказочные цветы»
Знакомство с гжельской росписью
Рисование элементов росписи посуды Гжели
Рисование кистью «Праздничный салют»
Лепка предметов симметричной формы
«Бабочка»
Лепка предметов симметричной формы
«Стрекоза»
Аппликация: «Сказочная птица»

Кол-во
часов, отводимое
на освоение каждой
темы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33
Аппликация: «Сказочная птица»
34
Мастера народных промыслов
ИТОГО ПО КУРСУ:

1
1
34

РАЗДЕЛ IV
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. Грошенков И. А. . «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной)
школе VIII вида». - М.: Академия, 2007.
2. Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида 0-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
3.

Коротеева, Е. Графика, первые шаги. – М.: ОЛМА, Медиа Групп, 2009.

4. Коротеева, Е. Живопись, первые шаги. – М.: ОЛМА, Медиа Групп, 2009.
5. Кульневич, С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе / С.В. Кульневич, Т.П.
Лакоценина. – Волгоград: Учитель, 2002.
Никологорская, О.А. Игры с красками и бумагой. – М.: Школьная пресса, 2003.
Материально-техническое обеспечение:
- АРМ учителя: ноутбук, телевизор, колонки, документ-камера;
- компьютерные презентации PowerPoint по темам программы;
- видеофильмы по темам программы;
- дидактический материал и демонстрационные таблицы;
- комплекты репродукций.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».