МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский" МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ" Приложение к АООП НОО Утвержденное приказом от 30.08.2022№ 89/2 ОД (с изменениями приказ от 30.08.2023 г. № 110/2 - ОД) АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Рисование» (вариант 1) для обучающихся 4 класса с. Прокопьевская Салда, 2023 г. РАЗДЕЛ I Пояснительная записка Цели и задачи образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 4 классе (вариант 1) Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Организация должна обеспечить требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними. Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие образовательные потребности: 1) общие: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе. 2) специфические: - раннее получение специальной помощи средствами образования; - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; - научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования; - доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; - систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; - обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; - развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой; - специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции; - стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру. Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий. Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 ―13 лет. В реализации АООП может быть выделено два или три этапа: I этап - (дополнительный первый класс) 1-4 классы. Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Цели образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 4 классе (вариант 1): - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта; - развитие у обучающихся необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Задачи образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 4 классе (вариант 1): овладение (интеллектуальными обучающимися нарушениями) с учебной легкой умственной деятельностью, отсталостью обеспечивающей формирование жизненных компетенций; их формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей; выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований; участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. Одной из важнейших задач образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 4 классе (вариант 1) является формирование базовых учебных действий (далее – БУД). Целью БУД является формирование основ учебной деятельности учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда. Достижение этой цели реализуется следующими задачами: ― формирование мотивационного компонента учебной деятельности; ― овладение комплексом базовых операционный компонент учебной деятельности; учебных действий, составляющих ― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную помощь педагога. Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо: определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся; определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов. Согласно требованиям Стандарта, уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с интеллектуальными нарушениями определяется на момент завершения обучения школе. Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне, а также обеспечивают успешность в обучении и готовность в дальнейшем к успешной трудовой деятельности. К базовым учебным действиям относятся: Личностные учебные действия, которые обеспечивают готовность ребёнка принять на себя роль ученика, успешно функционировать в этой роли и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения. Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. Личностные учебные действия Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель−класс); • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; • обращаться за помощью и принимать помощь; • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. Регулятивные учебные действия включают следующие умения: • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов. К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; • устанавливать видо-родовые отношения предметов; • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; • пользоваться знаками, символами; • читать; писать; выполнять арифметические действия; • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и других носителях). РАЗДЕЛ II ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты включают овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах. Личностные результаты: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, художественную культуру России; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре, в том числе наследию в области изобразительного искусства других народов; 3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире средствами изобразительного искусства; 4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия на уроках рисования; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности на уроках рисования; 6) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях на уроках рисования; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств средствами изобразительного искусства; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами изобразительного искусства; 9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; Предметные результаты. При освоении учебного предмета «Рисование» предметной области «Искусство» обучающиеся 4 класса с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) должны достигать следующих предметных результатов: 1) формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач; 2) развитие художественного вкуса: умения отличать "красивое" от "некрасивого"; понимание красоты как ценности; 3) воспитание потребности в художественном творчестве. Обучающиеся должны знать: материал для развития речи, изучавшийся на уроках изобразительного искусства; способы работы по мокрой и сухой бумаге; названия жанров живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, рисунок на тему из жизни); названия некоторых национальных промыслов (Гжель, Каргополь, Дымково, Городец); явления осевой и центральной симметрии, существующие в природе Обучающиеся должны уметь: рисовать с натуры (рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции); рисовать по памяти после проведённых наблюдений; выбирать для рисунка лист бумаги нужной формы, размера; применять осевую линию при рисовании симметричных предметов; сочинять узор, используя ритм формы, цвета элементов узора и симметрию в его композиции; осветлять и затемнять краски, используя белила и чёрную краску; закрашивать силуэт краской, разведённой до нужной консистенции; рисовать по мокрой и по сухой бумаге, используя приёмы этой работы с краской и кистью; в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей. РАЗДЕЛ III СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предмет «Рисование» имеет исключительно важное значение для развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). На уроках дети не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. Они знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников. Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционноразвивающее значение. Уроки рисования при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Коррекционные цели и задачи учебного предмета «Рисование»: воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.); воспитание интереса к знаниям изобразительной деятельностью; развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира; развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения; формирование практических умений в разных видах художественно- изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке); воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно; формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности. Основные направления коррекционной работы: 1. развитие зрительного восприятия и узнавания; 2. развитие пространственных представлений и ориентации; 3. развитие основных мыслительных операций; 4. развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; 5. коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; 6. обогащение словаря. Программой предусмотрены следующие виды работы: рисование с натуры и по образцу (готовому изображению), по памяти, по представлению и по воображению; рисование на заданные темы, декоративное рисование; лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, по воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции; выполнение аппликаций без фиксации изображений на изобразительной плоскости («подвижная аппликация); с фиксацией изображения на изобразительной плоскости с помощью клея с натуры и по образцу, по представлению, по воображению; выполнение сюжетного и декоративного изображения в технике аппликации; проведение беседы с обучающимися о содержании рассматриваемой репродукции с картины художника, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного творчества. Содержание тем курса «Рисование» Обучение композиционной деятельности Совершенствование умений передавать глубину пространства посредством: • уменьшения величины удалённых предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; • загораживания одних предметов другими. Планы в пространстве: передний, задний, средний (использование макета и панно «В деревне» с изображённым пейзажем на переднем, заднем и среднем планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине). Обучение приёму построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения её частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости. Обучение приёму построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии. Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения: избушка на курьих ножках; деревья в сказочном лесу с глазами из двух дупел, с сучьями и ветками, похожими на руки, и т. п. Примерные задания Рисование с натуры: «Ваза с цветами» (натюрморт); «Веточка мимозы в стакане» (композиция в прямоугольном формате); «Мой портрет (Это - Я)». Рисование на темы: «Грузовик и автобус едут по улице города» (на фоне домов и деревьев); «В деревне» (дома, деревья на двух-трёх планах); «Деревья осенью. Дует ветер»; «Ребята катаются с горы»; «Елки в зимнем лесу. 3айки в лесу. Следы на снегу» (пейзаж с двумя-тремя планами); «Новогодняя ёлка. Снегурочка. Дед Мороз у ёлки (возможно сочетание с аппликацией). Декоративное рисование: «Полотенце», «Платочек». Узоры в полосе и в квадрате (элементы узора - листья, цветы, уточки и др.; ритм формы и цвета в узоре, учёт явления центральной симметрии в квадрате). Декоративная лепка (барельеф на пластине): «Кувшин в виде поющего петуха» (по образцу); «Избушка Бабы-яги» (барельеф на пластине или на картоне; пластилин); «Портрет человека (голова)» (способом «налепа» частей головы и лица на пластину; пластилин). Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» (на цветном фоне, цветная бумага). (Планы в композиции с загораживанием одних предметов другими.) Коллективная работа с помощью педагога. Аппликация: «Фантастическая (сказочная) птица» (Используются заготовленные учителем части этих объектов из цветной бумаги, жёлтый, светло-фиолетовый или сиреневый фон). Развитие у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию 3акрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствование умения изображать предметы с натуры и по памяти, правильно передавать в изображении их форму, конструкцию и пропорции. При объяснении использовать поэтапный показ способа изображения («графический диктант», процесс лепки, работа над аппликацией). 3акрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветреную погоду). Развитие умения видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и «узор» ветвей. Развитие умения изображать человека. Фигура человека в статике и в динамике (человек делает зарядку, идёт и др.) в соответствии с изобразительными возможностями детей, с использованием помощи со стороны педагога. Портрет человека. Формирование умения отражать в изображении форму и части головы человека, черты лица. Формирование умений передавать форму, строение и пропорции фигуры животного в лепке, аппликации и затем в рисунке. Закрепление приёмов исполнения косовской и городецкой росписи посуды. Использование приёмов работы кончиком кисти и всей кистью, «примакивания». 3акрепление представления о явлении центральной симметрии в природе: составление узора в круге и овале с учётом центральной симметрии (элементы узора геометрические и стилизованные формы растительного и животного мира). Составление целого изображения (реального, сказочного) из частей. Формы организации учебного занятия (уроки-практикумы) и примерные задания Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру»; игрушка «Лошадка» (по образцу каргопольской игрушки); «3айка», «Котик», «Петушок» и др. (по выбору учащихся). Лепка с натуры предметов симметричной формы: «Бабочка», «Стрекоза», «Божья коровка», «Майский жук» (по выбору учащихся, с помощью учителя) (наложение вылепленных из пластилина частей на нарисованный на картоне контур насекомого). «Фигура человека в статической позе». «Голова женщины», «Голова мужчины» (по выбору учащихся). Аппликация: «Овальная или круглая салфетка». Составление узора в круге и овале из вырезанных учащимися из цветной бумаги больших и маленьких кругов, силуэтов цветов, листьев, насекомых, вырезанных из бумаги, сложенной вдвое или гармошкой. Аппликация с дорисовыванием: «Чебурашка», «Неваляшка», «Мишка» (из кругов и овалов, вырезанных учащимися из цветной бумаги). Дорисовывание глаз, носа и других элементов выполняется фломастером. Работа в технике аппликации над образцом дерева. Составление целого изображения берёзы, сосны, ели способом обрыва кусков бумаги формы ствола, веток, кроны в виде цветного пятна (лапы ели, сосны) (бумага соответствующего цвета). Рисование с натуры листьев деревьев и кустарников слабо расчленённой формы в осенней окраске (лист сирени, берёзы, осины, дуба и т. п.) и раскрашивание их в технике «по-мокрому». Рисование по памяти и на основе представлений (после лепки и работы над аппликацией над образом деревьев): «Берёза, сосна, ель» (пастель; цветная гуашь и кисть). Зарисовка простым карандашом с последующим раскрашиванием фломастерами или гуашью выполненного рисунка «Чебурашка», «Неваляшка» или «Мишка» (по выбору учащихся). Рисование фигуры человека, головы мужчины и женщины (после выполнения лепки и аппликации на ту же тему) (простой карандаш). Выполнение несложных элементов росписи гжельской посуды (карандаш). Рисование с натуры и затем по памяти предметов: «Вазы разной формы», «Кувшин», «Чайник», «Машинка - игрушка» (простой карандаш) (по выбору учащихся). Развитие у обучающихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи 3акрепление представлений о цвете, красках и приёмах работы красками и кистью. Совершенствование приёмов осветления цвета с помощью белил или разведения краски водой; затемнения цвета с помощью чёрной краски, получения некоторых оттенков (светло-зелёный, жёлто-зелёный, тёмно-зелёный и т. п.). Использование получаемых осветлённых и затемнённых красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании. Приёмы работы акварельными красками: работа синей краской по мокрой бумаге («по-мокрому») при изображении неба, красной и оранжевой красками - при изображении солнца и его лучей. Подбор цветовых сочетаний при изображении красок осени, зимы, лета (с помощью учителя). Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов (с помощью учителя): добрые и злые образы (например, Царевна Лебедь и Баба-яга), при использовании ярких и тусклых цветов. Совершенствование умений раскрашивания силуэта изображения, не выходя за его пределы, работая по сухой бумаге («по-сухому»). Формы организации учебного занятия (уроки-практикумы) и примерные задания Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге. Рисование сразу кистью по тонированной бумаге (по памяти после наблюдения): «Праздничный салют» (по чёрной, тёмно-синей бумаге гуашью, восковыми мелками). «Солнечный день» (акварель, работа по мокрой и по сухой бумаге). «Сказочные цветы». Рисование сразу кистью (или по нарисованному карандашом рисунку) элементов росписи посуды Гжели (синяя и голубая гуашь, осветлённая белилами). Раскрашивание работ, нарисованных карандашом: насекомых, игрушек («Чебурашка» и др.), «Мужчина и женщина» (акварель, гуашь, кисть) и др. «Деревья в осенней окраске» (акварель в технике «по-мокрому»). Обучение восприятию произведений искусства Формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) представлений о работе художников и скульпторов, о мастерах народных промыслов. Беседы на темы: 1. Как и о чём создаются картины. Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, гуашь, акварель, пастель, сангина, карандаши, тушь и др.). 2. Как и о чём создаются скульптуры. Скульптурные изображения (статуя, бюст, группа из нескольких фигур статуэтка). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, металл, например сталь; гипс, глина, пластилин и др.). Для демонстрации можно использовать произведения живописи и графики: И. Остроухова, В. Поленова, К. Юона, И. Левитана, Ф. Васильева, М. Сарьяна, В. Фирсова и др. (по выбору учителя). Произведения скульптуры: В. Ватагина, А. Опекушина, В. Мухиной и др. (по выбору учителя). Инструменты художников и скульпторов (фотографии). Предметы декоративно-прикладного искусства: Хохломы, Городца, Дымково. Работа над развитием речи Закрепление речевого материала 1, 2, 3 классов. Новые слова, словосочетания: искусство, красота; художник, картина, натура; пейзаж, натюрморт, портрет; картина о жизни (сюжет); пастель, сангина; тушь, перо; палитра; скульптор, скульптура, гранит, гипс, сталь, металл, статуя, бюст, скульптурная группа из нескольких фигур, статуэтка; форма, размер, цвет; радостный, мрачный, сказочный, волшебный; смешное, страшное, доброе, злое (в произведениях искусства, в жизни); рисунок с натуры, рисунок по памяти; работать кончиком (корпусом) кисти; рисовать акварелью по мокрой (по сухой) бумаге; красота природы, красота человека (животного); части предмета, умелый мастер, русский народный узор, народное искусство, каргопольские, дымковские игрушки, узоры Гжели. Новые фразы: Рисуй с натуры, Рисуй, чтобы было похоже. Рисуй предмет так, как его видишь. Расположи рисунок на листе бумаги так, чтобы было красиво (рисунок в центре листа, не большой и не маленький). Рисуй по памяти (как запомнил). Рисуй сразу кистью краской, пятном, кончиком кисти. Я расположил рисунок посередине (у края) листа бумаги. Я рисую с натуры (по памяти). Я рисую предмет так, как его вижу. Я рисую пейзаж (натюрморт, портрет). Мне нравится этот рисунок: яркие краски, красивые деревья и т.п. РАЗДЕЛ IV ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РИСОВАНИЕ». 4 КЛАСС № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Тема урока Рисование с натуры листьев Рисование на тему «Деревья осенью» Рисование на тему «В деревне» Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру» Приёмы работы красками и кистью Техника рисования по мокрому листу. Изображение неба Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге Беседа на тему: «Как и о чём создаются картины» Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» Аппликация: «Овальная салфетка» Декоративное рисование: «Полотенце» (элементы узора – листья, цветы) Каргопольская игрушка. Лепка: игрушка «Лошадка» Рисование на тему: «Ёлки в зимнем лесу. Следы на снегу» Рисование на тему: «Новогодняя ёлка. Дед Мороз у ёлки» Аппликация с дорисовыванием: «Неваляшка» Аппликация с дорисовыванием: «Мишка» Аппликация с дорисовыванием: «Чебурашка» Зарисовка игрушек по выбору обучающихся Раскрашивание игрушек акварелью Беседа на тему: «Знакомство со скульптурой» Лепка фигуры человека в статической позе Рисование фигуры человека Рисование с натуры «Ваза с цветами» Рисование с натуры машинки-игрушки Рисование акварелью «Сказочные цветы» Знакомство с гжельской росписью Рисование элементов росписи посуды Гжели Рисование кистью «Праздничный салют» Лепка предметов симметричной формы «Бабочка» Лепка предметов симметричной формы «Стрекоза» Аппликация: «Сказочная птица» Кол-во часов, отводимое на освоение каждой темы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 Аппликация: «Сказочная птица» 34 Мастера народных промыслов ИТОГО ПО КУРСУ: 1 1 34 РАЗДЕЛ IV УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 1. Грошенков И. А. . «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». - М.: Академия, 2007. 2. Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. – М.: Просвещение, 2011. 3. Коротеева, Е. Графика, первые шаги. – М.: ОЛМА, Медиа Групп, 2009. 4. Коротеева, Е. Живопись, первые шаги. – М.: ОЛМА, Медиа Групп, 2009. 5. Кульневич, С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Волгоград: Учитель, 2002. Никологорская, О.А. Игры с красками и бумагой. – М.: Школьная пресса, 2003. Материально-техническое обеспечение: - АРМ учителя: ноутбук, телевизор, колонки, документ-камера; - компьютерные презентации PowerPoint по темам программы; - видеофильмы по темам программы; - дидактический материал и демонстрационные таблицы; - комплекты репродукций.