Адаптированная РП Рисование 2 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский"
МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ"

Приложение к АООП НОО
Утвержденное приказом от
30.08.2022№ 89/2 ОД (с изменениями
приказ от 30.08.2023 г. № 110/2 - ОД)

АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Рисование»
(вариант 1)
для обучающихся 2 класса

с. Прокопьевская Салда, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I. Нормативно-правовые документы:
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании» от 29.12.2012г. за № 273
-

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

общего

образования (ФГОС) для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями)
приказ №1599 от 22.12. 2014 г.
- адаптированная основная образовательная программа для детей с УО
(интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ».
-учебник

для

общеобразовательных

организации,

реализующих

адаптированные основные общеобразовательные программы. Автор М.Ю, Рау; М.
А. Зыкова М.: Просвещение,2018-111с.
Основой для разработки данной программы послужили:
примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным
курсам образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Варианты
1, 2, 2 класс, М.: Просвещение, 2023
II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его
освоения обучающимися
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена с учётом
интеллектуальных и психологических особенностей обучающихся

данного

класса. В Основных положениях специального федерального государственного
стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены
два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей
для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной
компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас
необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и
взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу

по изобразительному искусству включены знания в области искусства - практика
художественного ремесла художественного творчества:
- овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка,
живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками
восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;
- освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства;
формирование

стремления

и

привычки

к

регулярному

посещению музеев, театров, концертов и др.;
- развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от
разных

видов

искусства,

собственной

ориентировки

и

индивидуальных

предпочтений в восприятии искусства;
- формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в
практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в
организации праздника и обыденной жизни;
- развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства,
к освоению элементарных форм художественного ремесла.
III. Место учебного предмета в учебном плане.
Курс « Изобразительная деятельность» во 2 классе рассчитан на 1 час в
неделю, всего 34 часа.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного процесса.
Ценностными ориентирами выступают
- формирование общей культуры, которая обеспечивает разностороннее
развитие личности обучающихся;
- защита и укрепление психического и физического здоровья обучающихся,
а также их эмоционального и социального благополучия;
- формирование в соответствии с принятыми в обществе и семье духовно –
нравственными

и

социокультурными

идентичности и мировоззрения;

ценностями

основ

гражданской

- формирование базы учебной деятельности, которая включает в себя
умение принимать, сохранять цели, следуя им в процессе решения учебных задач,
планировать свою деятельность, контролируя ее процесс, и доводить до конца, а
также адекватно оценивать результаты;
- создание для обучающихся специальных условий получения образования,
учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, а также склонности, что
способствует развитию способностей и творческого потенциала каждого
обучающегося;
- обеспечение разнообразия организационных форм получения образования
обучающимися

с

интеллектуальными

нарушениями,

учитывая

их

образовательные потребности типологические и индивидуальные особенности, а
также состояние здоровья.
При

реализации

данных

ориентиров

образования

обучающихся

с

интеллектуальными нарушениями высокая эффективность успешного развития и
социализации в будущем может быть обеспечена путем соблюдения принципам
единства процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного
развития обучающихся, основанное на формировании базовых учебных действий.
V. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «изобразительное искусство»
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся
к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию и
отражают умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие
или плохие;
- эмоционально выражать свои чувства;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям, к их поступкам по иллюстрациям.

Метапредметными результатами изучения курса «изобразительное
искусство » является формирование базовых учебных действий (БУД).
Регулятивные БУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией;
Познавательные БУД:
- ориентироваться в задании, планировать свою работу и намечать
последовательность выполнения рисунка;
- отвечать на поставленные учителем вопросы по иллюстрации;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные БУД:
- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения);
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Предметным

результатом

изучения

курса

«Изобразительное

искусство» являются:
- умение правильно располагать лист бумаги (по вертикали или
горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого
предмета;
- умение самостоятельно размещать изображение отдельно взятого
предмета посередине листа бумаги;
- умение ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой
геометрической форме;

- умение правильно распределять величину изображения в зависимости от
размера листа бумаги;
- умение делить лист на глаз на две и четыре равные части;
- умение анализировать с помощью учителя строение предмета;
- умение изображать от руки предметы разной формы, передавая их
характерные особенности;
- умение рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе
и квадрате (по образцу);
- умение в рисунках на темы изображать основания более близких
предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы
крупнее дальних, хотя и равных по величине;
- различать и называть цвета и их оттенки;
- умение узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных
картин

характерные

признака

времен

года,

передаваемые

средствами

изобразительного искусства;
- умение анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в
работе достоинства и недостатки.
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося,
социально

значимые ценностные установки.

К

личностным

результатам

обучающихся, освоивших программу «Изобразительное искусство», относятся:
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и
ее результату; приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности
предметов искусства; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из
возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения
настроения, переживаний, эмоций; умение наблюдать красоту окружающей
действительности,

адекватно

реагировать

на

воспринимаемое,

возникающую эмоциональную реакцию (красиво / некрасиво);

проявлять

представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в
области изобразительной деятельности, способность к оценке результата
собственной деятельности;
стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с
разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению
правил гигиены и безопасного труда;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности (нравится / не нравится; что получилось / что не
получилось); принятие факта существования различных мнений;
проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной

отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам / неудачам
одноклассников;
стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметнопрактической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной
изобразительной деятельности;
стремление к дальнейшему развитию собственных

изобразительных

навыков и накоплению общекультурного опыта;
стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной
творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми
нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих
задач.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный

уровень

является

обязательным

для

большинства

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по

отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по
этому варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
учебному предмету:
Минимальный уровень:
-

знание

названий

художественных

материалов,

инструментов

и

приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и т. д.;
- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
- пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
- знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная
организация

своей

осуществление

изобразительной

текущего

и

деятельности;

заключительного

планирование

контроля

работы;

выполняемых

практических действий и корректировка хода практической работы;
- владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
- рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по
воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке
содержания несложных произведений в соответствии с темой;
- применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными
красками с целью передачи фактуры предмета;

- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или
группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
-

адекватная

передача

цвета

изображаемого

объекта,

определение

насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт,
пейзаж и др.);
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
знание

-

выразительных

средств

изобразительного

искусства:

изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет,
объем и др.;
- знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения
орнамента, стилизации формы предмета и т. д.;
- знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание

-

способов

лепки

(конструктивный,

пластический,

комбинированный);
- нахождение необходимой для выполнения работы информации в
материалах учебника, рабочей тетради;
-

следование

при

выполнении

работы

инструкциям

учителя

или

инструкциям, представленным в других информационных источниках;
- оценка результатов собственной изобразительной деятельности и
деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже

на

образец);
- использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;

- применение разных способов лепки;
- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по
воображению;
- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
- различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
- различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет,
натюрморт, сюжетное изображение.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при
принятии

решения о

переводе

обучающегося

в

следующий

класс, но

рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
VI. Содержание учебного материала.
В содержании тем учебного курса предмета «Изобразительное искусство»
предусмотрено четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с
натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Декоративное раскрашивание
На уроках декоративного раскрашивания обучающиеся учатся рисовать
узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивают
способность анализировать образец; определяют структуру узора (повторение
или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать
осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать
элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Рисование с натуры
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах —
научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты,
частей и целого, а также конструкцию предметов.

На занятиях по рисованию с натуры обучающиеся упражняются в
изображении предметов округлой и продолговатой формы; учатся различать и
изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы,
передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов
симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; учатся определять
последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры
светлый и темный оттенки цвета.
Рисование на темы
Содержанием уроков рисования на темы являются изображения явлений
окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
Задача тематического рисования сводится к тому, чтобы обучающиеся
смогли соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких
предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в
определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая
верх и низ рисунка.
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественноэстетического воспитания школьников. Занятия развивают у детей умения
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин
характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного
искусства; развивают у них умение видеть красоту. Отдельные уроки для такой
работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.

VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание курса
1. Вспомним лето.
Ветка с вишнями.
Рисование и лепка

Тематическое планирование
Как хорошо теплым солнечным днем лечь в
густую траву и глядеть на плывущие куда-то
облака, слушая жужжание пчел и кузнечиков.
Хорошо представить, как маленькая крохотная
Земля несется в безграничном пространстве
Вселенной, а ты — а ты лежишь в траве и
летишь вместе с нею. Все дальше и дальше —
вместе с кузнечиками, цветами, ежиками,
медвежатами и облаками. Пение птиц, журчание
ручейка, яркие краски солнечного дня! Но все
заканчивается, и лето тоже. Ему на смену
приходит осень. Солнце греет еще почти полетнему,
стремясь
отдать
последнее
нерастраченное тепло. На голубом и чистом небе
еще почти нет туч. Только ветер стал более
холодным и резким, напоминая о том, что на
дворе уже сентябрь месяц. Среди яркой зелени
уже заметны первые предвестники осени:
желтые и красные листья. Скоро они опадут с
деревьев и покроют собой все дороги и дорожки.
Прочувствовать это особое состояние природы и
изобразить его на бумаге — задача непростая.
Необходимо передать всю красоту природы,
используя разнообразную палитру красок,
применяя разные, уже известные нам техники
рисования, используя набор кистей, создавая
необходимую композицию рисунка. Красота и
разнообразие
мира
природы.
Развитие
наблюдательности. Эстетическое восприятие
деталей природы. Использование этого опыта
наблюдения в изображении даров осени
(фруктов и ягод), в частности — ветки с
вишнями. Работа с акварельными красками,
пластилином.
Учим
детей
живописными
средствами, а также средствами лепки
передавать красоту даров осени. Работа
выполняется вместе с учителем.
Задание: рисование и лепка ветки с вишнями.
Материалы и инструменты: бумага, гуашь,
кисти, образец; картон, пластилин, стека, образец

2.
Рисунок. Осенние погожие деньки. Полянка с желтеющей
Съедобные грибы
листвой,
опавшие
разноцветные
листья.
Выражение
настроения
в
изображении.
Изображать можно не только предметный мир,
но и мир наших чувств (скрытый мир).
Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.

Характеристика
видов деятельности
учащихся
Характеризовать
красоту природы,
осеннее состояние
природы.
Характеризовать
особенности красоты
осенних листьев,
ягод вишни,
учитывая их цвет и
форму.
Изображать и
лепить ветку с
ягодами, глядя на
предложенный
учителем образец.
Овладевать
живописными
навыками работы
акварелью,
используя помощь
учителя.
Использовать
выразительные
средства живописи и
возможности лепки
для создания образа
вишни на ветке.
Овладевать
навыками работы в
технике лепки.
Работать
максимально
самостоятельно, если
трудно, обратиться
за помощью к
учителю

Воспринимать и
эстетически
оценивать красоту
природы в осеннее
время года,
внимательно

3.
Лепка.
Корзина
с
разными
съедобными
грибами

Какое настроение вызывают разные цвета? В
центре полянки чудо — красивые разноцветные
крепкие грибы! Съедобные грибы: сыроежки,
подосиновики,
подберезовики,
белые.
Изображение
грибов.
Развитие
наблюдательности и изучение природных форм.
Развитие навыков работы с красками, цветом.
Усвоение таких понятий, как «съедобные
грибы», «части гриба», «ножка, шляпка гриба».
Практика работы с гуашью.
Изображение
грибов, максимально похожих на настоящие.
Усвоение
названий
съедобных
грибов.
Самостоятельная работа детей.
Задание: рисование летней полянки и растущих
на ней разных грибов.
Материалы и инструменты: бумага, гуашь,
кисти, образец

слушать рассказ
учителя.
Изображать
грибы, учитывая
характерные
особенности их
формы.
Изображать
живописными
средствами осеннее
состояние природы.
Овладевать
живописными
навыками работы
гуашью. Работать
максимально
самостоятельно, если
трудно, обратиться
за помощью к
учителю.
Овладевать
навыками сравнения,
учиться сравнивать
свою работу с
оригиналом
(образцом).
Знать названия
съедобных грибов.
Посмотреть
на
работу
своего
товарища, сравнить
свою
работу
с
работой других

Лепка корзины, наполненной грибами.
Развитие наблюдательности и изучение
природных
пластичных
форм.
Продолжение знакомства с понятием
«форма». Сравнение по форме различных
грибов и выявление их геометрической
основы. Изучение формы корзины, шляпки
и ножки каждого гриба. Лепка корзины и
разных грибов. Развитие художественных
навыков при создании вылепленной
пластичной формы на основе знаний
простых форм и объемов. Творческие
умения и навыки работы пластичными
материалами.
Опыт
эстетических
впечатлений
от
красоты
природы.

Уметь
различать грибы,
разные по цвету и
форме.
Понимать, что
такое простая и
сложная форма.
Изображать
пластичными
средствами
разные грибы и
корзину. Если
работу выполнить
трудно,
обратиться за

Любование красотой цвета и формы,
созданных природой. Сравнение своей
выполненной
работы
с
работой
одноклассников.
Задание: лепка корзины с разными
съедобными грибами.
Материалы и инструменты: картон,
пластилин, стека, образцы корзины и гриба

помощью к
учителю.
Овладевать
навыками работы
с пластичным
материалом.
Получать опыт
эстетических
впечатлений от
красоты природы.
Сравнивать
свою работу с
работами
одноклассников

4.
Беседа
о Опыт восприятия искусства. Учимся быть
художниках и их зрителями.
Начальное
формирование
картинах
навыков
восприятия
и
оценки
деятельности
известных
художников.
Учимся любоваться красотой природы, что
помогает сделать жизнь еще красивее.
Картины, создаваемые художниками. Где и
зачем мы встречаемся с картинами? Как
воспитывать в себе зрительские умения?
Различные
жанры
изобразительного
искусства.
Рассматриваем
картины
знаменитых художников И. Шишкина, И.
Левитана. Учимся понимать, что такое
пейзаж. Выражение в картинах красоты
природы, настроения, состояния души.
Опыт
восприятия
произведений
изобразительного искусства.
Задание: составить рассказ по картине
известного художника. Рассказать о
характере, настроении в картине. Что
хотел рассказать художник?
Материалы и инструменты: иллюстрация
картины известного художника

Понимать, что
картина — это
особый мир,
созданный
художником,
наполненный его
мыслями,
чувствами и
переживаниями.
Рассуждать о
творческой работе
зрителя, о своем
опыте восприятия
произведений
изобразительного
искусства.
Рассматривать
и сравнивать
картины разных
художников,
рассказывать о
настроении и
разных
состояниях,
которые
художник
передает цветом
(радостное,
праздничное,
грустное,

таинственное,
нежное и т. д.)
Усвоить
понятие «пейзаж».
Знать имена
знаменитых
художников.
Рассуждать о
своих
впечатлениях и
эмоционально
оценивать,
отвечать на
вопросы по
содержанию
произведений
художников
5. Фон темный,
светлый.
Рисунок зайца

Понятие «контраст». Цветовой контраст —
разновидность оптического контраста,
связанная с разницей цветовых оттенков.
Развитие
способности
целостного
обобщенного видения. Роль воображения и
фантазии при изображении. Темный,
светлый цвет. Умение видеть. Развитие
зрительных навыков. Композиция –
главное средство выразительности работы
художника. Знакомство с понятиями
«фон» и «изображение». Животный мир
леса. Заяц. Внешний вид животного. Цвет
зайки зимой. Почему заяц зимой белого
цвета? Развитие наблюдательности. Опыт
эстетических
впечатлений
от
рассматривания своей работы. Сравнение
своей
работы
с
работами
своих
одноклассников. Оценка своей работы.
Задание: рассмотреть фон и изображение в
картинке, нарисовать зайца на фоне
зеленой елки.
Материалы и инструменты: акварель,
кисти (белка № 2, белка № 4, бумага,
образец)

Закреплять
навыки работы от
общего к
частному.
Объяснять, чем
внешне
отличаются зайки
летом и зимой.
Усвоить такие
понятия, как
«контраст»,
«фон»,
«изображение».
Анализировать
форму частей,
соблюдать
пропорции.
Развивать
навыки работы в
технике рисунка.
Оценивать
критически свою
работу, сравнивая
ее с другими
работами.
Овладевать
живописными

навыками работы
в технике
акварели.
Работать
самостоятельно,
если трудно,
обратиться за
помощью к
учителю
6. Краски: гуашь
и
акварель.
Рисунок. Листок
дерева

Усвоение понятий «гуашь» и «акварель».
Общее и разное в красках. Правила работы
краской гуашь и акварельными красками.
Характеристики
и
техника
работы
красками в сравнении.
Смешивание
красок. Развитие наблюдательности и
изучение природных форм. Изучение
формы листа. Изображение листа. Форма
листа.
Жилки
листа.
Развитие
художественных навыков при создании
рисунка на основе знаний простых форм.
Творческие умения и навыки работы
акварельными красками и краской гуашь.
Опыт эстетических впечатлений
от
красоты природы. Любование красотой
цвета и формы, созданных природой.
Оценка своей деятельности. Сравнение
своей работы с работой окружающих.
Задание: рисование листа дерева.
Материалы и инструменты: бумага,
гуашь, акварельные краски, кисти для
акварели и гуаши, образец

Усвоить, чем
краска акварель
отличается от
краски гуашь.
Знать правила
работы с гуашью
и акварелью.
Научиться
правильно
смешивать краски
во время работы.
Сравнивать
форму листа
дерева с другими
формами.
Находить
природные узоры
и более мелкие
формы.
Изображать
предмет,
максимально
копируя форму,
созданную
природой.
При
возникновении
трудностей
обращаться за
помощью к
учителю.
Понимать
простые основы
симметрии.
Видеть

7. Рабочее место
для рисования
красками
акварель.
Рисование фона.
Небо

Рабочее место. Подготовка к работе.
Кисти, «пробник». Палитра. Разведенная
акварель. Рисование слева направо.
«Валик» из краски. Окрашенный рисунок.
Просохший рисунок. Акварель — очень
подходящий материал для того, чтобы
нарисовать небо. Она прозрачна и дает
возможность передавать тонкие оттенки.
Небо не так часто бывает однотонным. В
разное время года оно разное. Время суток
на рисунке. В зависимости от этого —
выбор краски. Яркость тона акварели и
количество воды. Краски на рисунке во
время работы. Краски на высохшем
рисунке. Блеклые и яркие краски.
Задание: рисование фона. Небо.
Материалы и инструменты: бумага,
акварельные краски, палитра, пробник,
кисти для акварели, образец

ритмические
повторы узоров в
природе.
Анализировать
различные
предметы с точки
зрения строения
их формы.
Оценивать
свою работу
Уметь
располагать
правильно лист
при работе с
акварелью.
Ориентироватьс
я на плоскости
листа с учетом
полученных
знаний и
рекомендаций
учителя.
Усвоить и
закрепить
понятия (пробник,
палитра, валик,
просохший
рисунок, яркость
тона, блеклость,
яркость).
Практика
совместной
деятельности.
Овладевать
живописными
навыками работы
в технике
акварели.
Усвоить
понятия: главные
и составные
цвета.
Освоить
практику

8. Главные и Цвета, которые невозможно получить при
составные цвета. помощи смешения каких-либо красок,
Рисунок. Туча
называют основными, или главными. Это
— красный, желтый и синий цвета. Цвета,
которые можно получить от смешения
основных красок, условно называют
составными цветами. Это оранжевый,
зеленый и фиолетовый цвета. Главные
цвета. Составные цвета. Смешение цветов.
Радостные,
грустные
цвета.
Какое
настроение вызывают разные цвета?
Развитие навыков работы с красками,
цветом. Усвоение таких понятий, как
«ясно»,
«пасмурно».
Изображение
живописными
средствами
серого
пасмурного дня. Дождь. Темные тучи.
Практика
работы
с
красками.
Самостоятельная работа детей.
Задание: рисунок. Туча.
Материалы и инструменты: бумага,
акварель, кисти, образец

9.
Рисунок. Изображение фруктов, лежащих на столе.
«Фрукты
на Развитие наблюдательности и изучение
столе»
природных
форм.
Форма.
Цвет.
Композиция. Усвоение понятий «верх»,
«низ»,
«справа»,
«слева»,
«центр».
Творческие умения и навыки работы
акварелью. Помощь учителя. Сравнение
своей работы с работой одноклассников.
Задание: рисование фруктов, лежащих на

получения
составных цветов.
Работать
самостоятельно,
если трудно,
обратиться за
помощью к
учителю
Воспринимать
и эстетически
оценивать
красоту природы
в разное время
года и разную
погоду.
Изображать
живописными
средствами
состояние
природы.
Характеризовать
значимость
влияния погоды
на настроение
человека.
Овладевать
живописными
навыками работы
гуашью. Работать
самостоятельно,
если трудно,
обратиться за
помощью к
учителю
Уметь
различать
фрукты и овощи,
разные по цвету и
форме.
Изображать
живописными
средствами
разные фрукты.

столе.
Если работу
Материалы и инструменты: акварельные выполнить
краски, бумага, образец
трудно,
обратиться за
помощью к
учителю.
Овладевать
живописными
навыками работы
акварелью.
Сравнивать
свою работу с
работами
одноклассников
10.
Рисование Специфика художественного изображения. Понимать
фигуры человека Условность художественного изображения условность и
по шаблону
в рисунке и работе с шаблоном. субъективность
Реальность и фантазия в искусстве. художественного
Средства
художественной образа.
выразительности.
Развитие Продолжать
наблюдательности.
Развитие осваивать
художественных навыков при создании технику работы
образа на основе знаний простых форм. фломастерами и
Шаблон. Работа с заданной формой — цветными
шаблоном. Цвет в рисунке. Контраст. карандашами.
Понимание пропорций как соотношения Развивать
между собой частей одного целого. навыки работы в
Пропорции – выразительное средство технике
искусства, которое помогает художнику вырезания.
создать
образ,
выражать
характер Обращаться к
изображаемого. Сравнение выполненной учителю, если
необходима
работы с работой одноклассников.
Задание: рисование фигуры человека по помощь.
Работать как
шаблону.
Материалы и инструменты: бумага белая, индивидуально,
ножницы, клей, цветные карандаши, так и в группе.
фломастеры
Закреплять
навыки работы от
общего к
частному.
Анализировать
форму частей,
соблюдать
пропорции.
Оценивать

11. Беседа о
художниках и их
картинах. Лепка
человека

Изображение
человека
в
картинах
известных
художников.
Имена
художников. Портрет. Статика. Динамика.
Образ человека. Рисунок. Лепка. Части
тела. Фигура человека. Положение рук,
ног. Композиция.
Задание: лепка фигуры человека.
Материалы и инструменты: картон,
пластилин, иллюстрации картин известных
художников с портретами людей

12.
Рисунок. Образ матери, женщины. Мама. Доброта.
«Мама в новом Помощь. Любовь. Забота. Подарок.
платье»
Красота. Новое. Старое. Палитра. Цвета.
Разновидность
верхней
одежды.
Сложившееся веками представление об
умении
держать
себя,
одеваться.
Праздничный
наряд.
Гардероб.
Композиционное
решение.
Центр
композиции. Статика. Динамика. Портрет.

критически свою
работу, сравнивая
ее с другими
работами
Знать имена
знаменитых
художников.
Рассуждать о
своих
впечатлениях и
эмоционально
оценивать,
отвечать на
вопросы по
содержанию
произведений
художников.
Развивать
навыки работы с
целым куском
пластилина.
Овладевать
приемами работы
с пластилином
(вдавливание,
заминание,
вытягивание,
защипление).
Создавать
изображение в
технике лепки с
передачей
пропорций.
Оценивать
свою
деятельность
Овладевать
навыками
изображения
фигуры человека.
Выполнять
творческое
задание согласно
условиям.
Анализировать

13.
Лепка.
Снеговик.
Рисунок.
«Снеговики во
дворе»

Портрет человека как изображение его
характера, настроения, как проникновение
в его внутренний мир. Роль позы и
значение окружающих предметов. Цвет в
портрете. Фон в портрете. Фигура
человека. Пропорции. Эскиз. Графический
рисунок. Контур рисунка. Уточнение
деталей. Выбор цветового решения.
Задание: рисование рисунка «Мама в
новом платье».
Материалы и инструменты: бумага белая,
цветные карандаши, фломастеры

последовательнос
ть выполнения
рисунка, учитывая
пропорции
фигуры.
Создавать
композицию
рисунка
самостоятельно.
Подбирать
необходимые
цвета для
выполнения
работы.
Усвоить
понятия
(гардероб,
верхняя одежда,
портрет).
Участвовать в
подведении
итогов творческой
работы.
Обсуждать
творческие
работы
одноклассников и
давать оценку
результатам своей
и их деятельности

Времена года. Зима. Зима — это самое
холодное время года. Зимой выпадает
много снега. Когда на улице много снега,
то можно придумать очень много самых
разных игр и развлечений. Например,
можно кататься на санках. Зимой можно
вместе с друзьями пойти на прогулку
лепить снеговика. Вместо носа у него
будет морковка. А вместо шляпы ведерко.
Части
снеговика.
Части
метлы.
Диалогическая форма речи. Продолжение
знакомства детей с предметами круглой
формы. Формирование интереса к лепке,
рисунку. Развитие мелкой моторики

Изображать
предметы,
предложенные
учителем.
Уметь
находить центр
композиции.
Уметь создавать
предметы,
состоящие из 2-3
частей, соединяя
их путем
прижимания друг
к другу.

пальцев
рук.
Композиция.
Центр
композиции.
Последовательность
выполнения работы.
Задание: лепка. Снеговик. Рисунок.
Снеговики во дворе.
Материалы и инструменты: картон,
пластилин,
стека,
игрушка-снеговик,
дощечки для лепки, альбом для рисования,
цветные карандаши

14. Панорама «В
лесу зимой».
Работа с бумагой
и ножницами.
Аппликация и
рисунок

Красота и разнообразие мира природы.
Развитие наблюдательности. Эстетическое
восприятие деталей природы. В частности
– красоты деревьев зимой. Учим детей
живописными средствами и средствами
аппликации передавать удивительный и
сказочный мир зимней природы. Образ
зимы в иллюстрации И. Шишкина «Зима».
Усвоение таких понятий, как «сугробы»,
«заснеженные ели», «бурелом». Работа
выполняется вместе с учителем. Создание
коллективного
панно.
Изображение
сказочного мира природы. Активизация
творческих
способностей
учащихся,
развитие воображения,
эстетического
вкуса и коммуникативных умений.
Коллективная работа с участием всех
учащихся класса по созданию паннопанорамы.

Слушать и
понимать
заданный вопрос,
понятно отвечать
на него.
Продолжать
знакомиться с
предметами
круглой формы.
Проявлять
интерес к лепке,
рисунку.
Изображать
пластичными
средствами
снеговика с
метлой. Если
работу выполнить
трудно,
обратиться за
помощью к
учителю.
Овладевать
навыками работы
с пластичным
материалом
Характеризовать
красоту природы,
зимнее состояние
природы.
Изображать
характерные
особенности
зимнего леса,
глядя на
предложенный
учителем образец.
Использовать
выразительные
средства
живописи и
возможности
аппликации для
создания образов
зимней природы,

Задание: панорама «В лесу зимой». Работа
с бумагой и ножницами. Аппликация и
рисунок.
Материалы и инструменты: бумага
(обычная и цветная), кисть, акварель,
образцы изображений, ножницы

елок.
Усвоить такие
понятия, как
«сугробы»,
«заснеженные
ели», «бурелом».
Овладевать
живописными
навыками работы
акварелью, в
технике
аппликации,
используя помощь
учителя.
Работать как
индивидуально,
так и в группе

15.
Рисунок. Новый год. Ощущение праздника. Елка.
Петрушка
Хлопушки. Игрушки на елке. Обсуждение
вместе с одноклассниками деталей работы
по созданию эскиза кукольного персонажа
— Петрушки. Создание графическими
средствами эмоционально-выразительного
образа кукольного персонажа. Передача с
помощью
цвета
характера
и
эмоционального состояния сказочного
героя — Петрушки, характерные черты
внешнего облика, одежды. Выполнение
рисунка
Петрушки.
Выражение
в
творческой работе своего отношения к
персонажу. Участие в коллективной работе
над рисунком. Участие в подведении
итогов творческой работы. Обсуждение
творческой
работы
своей
и
одноклассников и ее оценка.
Задание: рисунок «Петрушка».
Материалы и инструменты: бумага белая,
акварель, кисти

Участвовать в
обсуждении
особенностей
работы
по
созданию рисунка
кукольного
персонажа
—
Петрушки.
Создавать
графическими
средствами
эмоциональновыразительный
эскиз сказочного
героя
—
Петрушки.
Передавать с
помощью цвета
характер
и
эмоциональное
состояние
персонажа.
Выполнять
рисунок
на
заданную тему.
Выражать
в
творческой работе

16. Аппликация
«Хоровод»

Особенности
создания
аппликации.
Аккуратность и внимательность. Чувство
композиции. Композиционный центр.
Новый год. Праздник. Нарядная елка.
Хоровод вокруг елки. Хоровод. Танец.
Хоровод – это не просто танец, это образ
жизни наших предков. Танец – это яркое,
красочное
творение
народа,
художественное
отображение
его
многообразной жизни, воплотившее в себе
творческую фантазию и глубину народных
чувств.
И
подлинным
шедевром
танцевального искусства является русский
хоровод. Развитие наблюдательности.
Развитие художественных навыков при
создании рисунка и аппликации на основе
знаний
простых
форм.
Понимание
пропорций как соотношения между собой
частей одного целого. При возникновении
трудностей
—
выполнение
работы
совместно с учителем.
Задание: аппликация. «Хоровод».
Материалы и инструменты: бумага белая
и цветная, ножницы, клей

свое отношение к
персонажу.
Участвовать в
коллективной
работе
над
рисунком.
Обсуждать
и
оценивать
творческую
работу
в
коллективе
Развивать
декоративное
чувство при
рассматривании
цвета, при
совмещении
материалов.
Видеть характер
формы
декоративных
элементов.
Овладеть
навыками работы
в аппликации.
Участвовать в
создании
коллективных
работ.
Понимать роль
цвета в создании
аппликации.
Обретать опыт
творчества и
художественнопрактические
навыки в
создании нарядов
для пляшущих
возле елки детей.
Оценивать
свою
деятельность.
Формировать
навыки

совместной
работы
17.
Разные Что такое скульптура? Образный язык
породы
собак. скульптуры. Знакомство с материалами,
Лепка «Собака» которыми
работает
скульптор.
Выразительные возможности пластилина.
Изображение
животных.
Передача
характерных особенностей животных.
Работа с целым куском пластилина.
Продолжение овладения навыками работы
с пластилином в технике лепки. Породы
собак. Части тела собаки. Туловище,
голова, лапы, уши, хвост. Овладение
приемами работы в техниках вдавливания,
заминания, вытягивания, защипления,
примазывания.
Задание: Лепка «Собака».
Материалы и инструменты: картон,
пластилин, стека, образец

Развивать
навыки работы с
целым куском
пластилина.
Развивать
навыки работы в
технике лепки.
Продолжать
овладевать
навыками
изображения в
объеме
(скульптура).
Знать, как
называются
разные части тела
у собаки.
Овладевать
приемами работы
с пластилином
(вдавливание,
заминание,
вытягивание,
защипление,
примазывание).
Закреплять
навыки работы от
общего к
частному.
Оценивать
критически свою
работу, сравнивая
ее с другими
работами.
Выполнять
работу, если не
получается,
посмотреть, как
делают другие
18.
Рисунок Животные и их повадки. Художники- Объяснять
«Собака»
анималисты,
создавшие
образные значение понятий
характеристики представителей животного «анималистически

мира в различных техниках.
Роль
искусства и художественной деятельности
человека
в
развитии
культуры.
Анималистический жанр. Объем и форма,
передача на плоскости многообразных
форм
предметного
мира.
Взаимоотношение формы и характера.
Образы животных в графике. Средства
художественной
выразительности,
которые используют художники для
передачи
облика
животного
(подчеркивание
забавности,
беззащитности,
осторожности,
стремительности движения). Творческое
задание с использованием графических
средств художественной выразительности
в изображении животных (выделение
главного, характерного для формы,
пропорций
животного).
Специфика
художественного
изображения.
Особенности художественного образа в
разных видах искусства. Рисунок с натуры,
по
представлению.
Художественное
своеобразие
изображения
животных.
Графические, живописные средства
выразительности (линия, силуэт, пятно,
штрих, цвет, тон, пропорции) в создании
художественного образа животных.
Задание: рисунок «Собака».
Материалы и инструменты: бумага белая,
акварель, кисти

й жанр» и
«художниканималист».
Участвовать в
обсуждении роли
животных в
жизни человека,
художественных
выразительных
средств,
используемых
художниками для
передачи образа
животных в
различных
материалах.
Выполнять
наброски
животных с
натуры, по памяти
и представлению.
Выражать в
художественнотворческой
деятельности свое
эмоциональноценностное
отношение к
образу животного.
Следовать в
своей работе
условиям
творческого
задания.
Обсуждать
творческие
работы
одноклассников и
давать оценку
результатам своей
и их творческохудожественной
деятельности.
Сопоставлять
изображения

19.
Разные Лепим кошку. Говорим о скульптуре.
породы кошек. Образный
язык
скульптуры.
Жанр
Лепка «Кошка» анималистический.
Изображение
животных. Объем, передача в объеме
многообразных форм предметного мира.
Взаимоотношение формы, объема и
характера. Продолжение знакомства с
материалами,
которыми
работает
скульптор. Пластилин. Выразительные
возможности
пластилина.
Передача
характерных особенностей животных.
Работа с целым куском пластилина.
Продолжение овладения навыками работы
с пластилином в технике лепки. Породы
кошек. Части тела кошки. Туловище,
голова, лапы, уши, хвост. Овладение
приемами работы в техниках вдавливания,
заминания, вытягивания, защипления,
примазывания.
Задание: лепка «Кошка».
Материалы и инструменты: картон,
пластилин, стека, образец

животных,
выполненных
художниками в
разных
материалах и
техниках.
Находить
общее и
различное.
Участвовать в
подведении
итогов творческой
работы.
Приводить
примеры
скульптурного
изображения
домашних или
диких животных в
своем городе
Развивать
навыки работы в
технике лепки.
Развивать
навыки работы с
целым куском
пластилина.
Продолжать
овладевать
навыками
изображения в
объеме
(скульптура).
Знать, как
называются
разные части тела
у кошки.
Овладевать
приемами работы
с пластилином
(вдавливание,
заминание,
вытягивание,
защипление,
примазывание).

20.
Рисунок Животное и его повадки. Изображение
«Кошка»
кошки в рисунке. Художники-анималисты,
создавшие
образные
характеристики
представителей
животного
мира
в
различных техниках. Роль искусства и
художественной деятельности человека в
развитии культуры. Анималистический
жанр. Объем и форма, передача на
плоскости
многообразных
форм
предметного мира. Взаимоотношение
формы и характера. Образы животных в
графике.
Средства
художественной
выразительности, которые используют
художники
для
передачи
облика
животного (подчеркивание забавности,
беззащитности,
осторожности,
стремительности движения). Творческое
задание с использованием графических
средств художественной выразительности
в изображении животных (выделение
главного, характерного для формы,
пропорций
животного).
Специфика
художественного
изображения.
Особенности художественного образа в
разных видах искусства. Рисунок с натуры,
по
представлению.
Художественное
своеобразие изображения животных.
Графические, живописные средства
выразительности (линия, силуэт, пятно,
штрих, цвет, тон, пропорции) в создании
художественного образа животных.
Задание: рисунок «Кошка».
Материалы и инструменты: бумага белая,
акварель, кисти

Оценивать
критически свою
работу, сравнивая
ее с другими
работами.
Выполнять
работу, если не
получается,
посмотреть, как
делают другие
Объяснять
значение понятий
«анималистически
й жанр» и
«художниканималист».
Участвовать в
обсуждении роли
животных в
жизни человека,
художественных
выразительных
средств,
используемых
художниками для
передачи образа
животных в
различных
материалах.
Выполнять
наброски
животных с
натуры, по памяти
и представлению.
Выражать в
художественнотворческой
деятельности свое
эмоциональноценностное
отношение к
образу животного.
Обсуждать
творческие
работы

21. Аппликация
«Мишка»

Изучение формы. Композиция рисунка.
Форма и создание композиции внутри
заданной
формы,
с
учетом
ее.
Изображение
мишки
в
технике
аппликации. Развитие художественных
навыков при создании аппликации на
основе
знаний
простых
форм.
Прямоугольники, овалы. Дорисовывание.
Работа с шаблоном. Знакомство с новыми
возможностями
художественных
материалов и новыми техниками. Развитие
навыков работы ножницами, красками,

одноклассников и
давать оценку
результатам своей
и их творческохудожественной
деятельности.
Сопоставлять
изображения
животных,
выполненных
художниками в
разных
материалах и
техниках.
Следовать в
своей работе
условиям
творческого
задания.
Находить
общее и
различное.
Участвовать в
подведении
итогов творческой
работы.
Приводить
примеры
скульптурного
изображения
домашних или
диких животных в
своем городе
Овладевать
техникой и
способами
аппликации.
Создавать и
изображать на
плоскости
средствами
аппликации и
графическими
средствами
(цветные

цветом.
Учимся
видеть
красоту.
Соблюдение принципа систематичности и
последовательности в работе — от
простого к сложному. При возникновении
трудностей в процессе деятельности
обратить
внимание
на
работу
одноклассников.
Задание:
изображение
мишки
(аппликация), (техника аппликации с
графической дорисовкой).
Материалы и инструменты: шаблон,
цветная бумага, кисть, клей, ножницы,
цветные карандаши, фломастеры

22. Дымковская Дымковская игрушка. История. Давнымигрушка. Лепим давно, жили-были люди на берегу
красивой русской реки Вятки. Жили они в
«Барыню»
селе, растили хлеб в поле, собирали в лесу
грибы и ягоды, ловили рыбу и купались в
реке. Стали люди замечать на берегу реки
глину. Это была удивительная глина, из
нее можно было лепить. Вот и научились
люди лепить разные игрушки, а лепили
зимой, когда в поле не было работы.
Каждое утро люди вставали, растапливали

карандаши,
фломастеры)
заданный образ
(мишка).
Продолжать
овладевать
навыками работы
карандашами,
кистью,
ножницами.
Понимать и
использовать
особенности
изображения на
плоскости с
помощью
цветового пятна
(цветная бумага).
Продолжать
осваивать
приемы работы
графическими
материалами.
Соблюдать
принцип
систематичности
и
последовательнос
ти в работе — от
простого к
сложному.
Наблюдать за
работой
одноклассников
Познакомиться
с
происхождением
промысла
народной
дымковской
игрушки,
элементами ее
росписи.
Учиться лепить
и украшать

печи, смотрели, как из труб домов вьется
дымок, поэтому и назвали свое село
Дымково.
Вылепленные
игрушки
обжигали в печах для прочности и красили
в белый цвет, подобно белым сугробам за
окном. Расписывали игрушки различными
узорами, веселыми цветами, продавали их
в разных городах и селах. А по имени
этого села игрушки стали называть
дымковскими. Лепим игрушку из частей,
соблюдая принцип — от простого к
сложному.
Части
фигуры.
Голова,
головной
убор,
волосы,
туловище,
воротник, юбка, фартук, руки. Соединение
в одно целое. Соблюдение пропорций.
Примазывание, защипление. Украшение.
Задание: дымковская игрушка. Лепка
«Барыня».
Материалы и инструменты: пластилин,
стека, образец

дымковские
игрушки с
помощью
цветного
пластилина.
Познакомиться
с техникой
создания узора
дымковской
росписи с
помощью печаток,
тычков ватными
палочками.
Развивать
чувство ритма,
цвета.
Выражать в
художественнотворческой
деятельности свое
эмоциональноценностное
отношение к
народному
промыслу,
интерес к
народной
игрушке.
Продолжаем
совершенствоват
ь свои умения в
технике лепки.
Развивать
навыки работы с
целым куском
пластилина.
Продолжать
овладевать
навыками
изображения в
объеме
(скульптура)

23.
Рисунок Прекрасен и многолик мир птиц.
«ПтичкаМаленькие и большие, с великолепным
зарянка»
оперением и самые обыкновенные,
домашние и лесные, черные и белые,
певчие и стучащие – всякие. Птицы
сопровождают нас повсюду. «Стоит лишь
оглянуться
вокруг,
вслушаться
в
таинственную тишину леса, поля, степи
или тундры, и мир необычных, нередко
волшебных звуков откроется нам». Птицы
в природе. Изображение птиц в рисунке.
Наблюдение птиц в природе. Разнообразие
птиц. Большие и маленькие. Оперение
птиц. Окрас перьев. Структура пера.
Строение птиц. Голова, туловище, хвост,
крылья,
ноги.
Размер
птицы.
Взаимоотношение формы и характера.
Образы птиц в графике. Средства
художественной
выразительности,
которые используют художники для
передачи облика птицы (подчеркивание
забавности, беззащитности, осторожности,
стремительности движения). Творческое
задание с использованием графических
средств художественной выразительности
в
изображении
птицы
(выделение
главного, характерного для формы,
пропорций
птицы).
Специфика
художественного изображения. Поэтапное
рисование.
Задание: рисунок «Птичка зарянка».
Материалы и инструменты:
бумага
белая, акварель, кисти
24. Аппликация
«Скворечник на
березе»

Разговор о временах года. Весна.
Распускаются первые весенние цветы.
Появляются молодые клейкие листочки на
белоствольных березках.
Прилетают
скворцы. На стволах деревьев тут и там
видны скворечники. Люди заботятся о
птицах. Скворечники — жилье для
скворцов. Развитие наблюдательности и
изучение природных форм. Развитие
художественных навыков при создании
аппликации на основе знаний простых

Понимать, как
прекрасен и
многолик мир
птиц.
Овладевать
навыками
поэтапного
выполнения
работы — от
простого к
сложному.
Изображать
живописными
средствами птицу
с присущей ей
расцветкой.
Овладевать
живописными
навыками работы
акварелью.
Изображать
предмет (птицузарянку),
максимально
копируя форму
предложенного
учителем образца.
Понимать
простые основы
геометрии,
симметрию.
Оценивать
свою
деятельность
Характеризовать
красоту природы,
весеннее
состояние
природы.
Характеризовать
особенности
красоты
белоствольных

форм. Развитие конструктивной фантазии
и наблюдательности – рассматривание
«птичьих домиков» — скворечников на
деревьях.
Конструкция
скворечника.
Приемы работы в технике аппликации.
Формирование
умений
видеть
конструкцию (геометрию) предмета, т. е.
то, как он построен. Любое изображение –
взаимодействие
нескольких
простых
геометрических форм. При затруднениях в
работе — выполнение ее с помощью
учителя.
Задание: аппликация «Скворечник на
березе».
Материалы и инструменты: цветная
бумага, ножницы, клей

берез с молодыми
зелеными
листочками.
Рассматривать
и сравнивать
реальные
скворечники
разных форм.
Овладевать
навыками
конструирования
из бумаги.
Анализировать
различные
предметы (здания)
с точки зрения
строения их
формы, их
конструкции.
Составлять и
конструировать
из простых
геометрических
форм
(прямоугольников
, треугольников)
изображения
березы и
скворечника в
технике
аппликации.
Оценивать
свою
деятельность

25. Аппликация Особенности
создания
аппликации
«Ваза»
(материал можно резать и обрывать).
Природа и мы. Разнообразие природных
форм, формы, созданные людьми на их
основе. Красота и смысл конструкций,
созданных
человеком.
Их
функциональность, пропорции. Развитие
наблюдательности.
Симметрия.
Фон.
Шаблон. Работа с шаблоном. Навыки
работы с ножницами и карандашами. Опыт

Понимать
выразительные
возможности
цветной бумаги,
используя ее в
технике
аппликации.
Развивать
наблюдательность
.

эстетических
впечатлений
от
рассматривания своей работы. Сравнение
своей
работы
с
работами
своих
одноклассников и оценка ее.
Задание: аппликация «Ваза».
Материалы и инструменты: бумага
(обычная и цветная),
карандаши,
ножницы, образец, шаблон

26.
Рисунок. Ваза. Симметрия. Центр симметрии.
«Ваза»
Знакомство
с
понятиями
«форма»,
«простая форма». Простые и сложные
формы. Развитие способности целостного
обобщенного видения формы.
Все
творения окружающей нас природы и весь
предметный мир можно построить на
основе простых геометрических фигур.
Анализ формы предмета. Сложная форма
вазы. Развитие наблюдательности при
восприятии сложной формы и умение
«разделить» ее на множество простых
форм. Помощь учителя при анализе
сложной формы.
Задание: рисунок. «Ваза».
Материалы и инструменты: лист белой
бумаги прямоугольной формы, трафареты,
карандаши. Образцы форм. Рисуем
самостоятельно

Понимать
значение слова
«функциональнос
ть».
Уметь
пользоваться
шаблоном.
Получать опыт
эстетических
впечатлений.
Осваивать
приемы работы в
технике
аппликации.
Овладевать
приемами работы
с бумагой.
Закреплять
навыки работы от
общего к
частному.
Сравнивать
свою работу с
работой других
Использовать
образец для
создания целой
формы
изображаемого
предмета — вазы.
Посмотреть,
как использует
образец твой
товарищ.
Соотносить
простую и
сложную форму с
опытом
зрительных
впечатлений.
Видеть в
сложной форме
составляющие —
простые формы.
Воспринимать

и анализировать
форму предмета.
Если
самостоятельно
провести анализ
сложно,
обратиться за
помощью к
учителю.
Создавать
изображения на
основе простых и
сложных форм
27. Поговорим о
цветах. Цветы в
работах
известных
художников

Восприятие искусства изображения цветов
в произведениях известных художников.
Роль
искусства
и
художественной
деятельности
в
жизни
человека.
Художественный
образ.
Графика.
Художественные
материалы
и
художественные техники. Композиция.
Цвет.
Линия,
штрих,
пятно
и
художественный
образ.
Передача
графическими средствами эмоционального
состояния природы.
Изобразительные
виды искусства. Цветы – радость жизни,
подарок природы. Что хочет рассказать
художник? Эмоциональное состояние
человека
при
восприятии
картин
художников.
Задание: познакомиться с творчеством
художников, изображающих цветы.
Материалы и инструменты: иллюстрации
картин
известных
художников,
изображающих цветы

Рассматривать
картины
художников,
изображающих
цветы.
Сопоставлять
техники, манеры и
приемы
выполнения работ
различными
художниками.
Рассказывать о
цветах,
изображаемых на
картинах, знать
названия цветов.
Высказывать
суждение
о
разнообразии
приемов и манер,
техник
при
выполнении
работ.
Объяснять
смысл
понятия

28. Рисунок
«Подснежник»

Весна.
Первые
весенние
цветы.
Подснежник. Специфика художественного
изображения. Композиция. Линейная и
воздушная перспектива. Контраст в
композиции.
Цветовые
отношения.
Напряженность и насыщенность цвета.
Свет и цвет. Характер мазка. Ритм.
Натюрморт. Графический рисунок. Фон
изображения как основа для рисунка.
Светлый, темный фон. Смешивание
красок. Соответствие фона и графического
рисунка. Колорит. Краска акварельная,
гуашь.
Задание: рисунок. «Подснежник».
Материалы и инструменты: бумага,
акварель, кисти, образец

«графика».
Определять,
какие цвета
использовал
художник для
выполнения
работы.
Учиться
создавать образ
(образ формы) и
необходимый
цвет в процессе
создания образа
(конкретного
цветка)
Знать первые
весенние цветы.
Уметь
правильно
закомпоновать и
построить
рисунок.
Воспринимать
и эстетически
оценивать
красоту природы.
Внимательно
слушать рассказ
учителя.
Изображать
живописными
средствами
первый нежный
весенний цветок.
Характеризовать
значимость
влияния погоды
на настроение
человека.
Овладевать
живописными

29. Аппликация. Тема весны. Просыпается природа.
«Подснежник»
Наступает прекрасная пора, когда в
природе
происходят
удивительные
превращения и обновления. С весной
появляются первые цветы, первые ее
гонцы — подснежники! Они расцвели и
радуют своей красотой. От этих
прекрасных цветов веет нежностью.
Посмотрите, как прекрасен подснежник!
Этот мраморно-белый цветок, наклон
головки. Природа — настоящий мастер
создавать такие шедевры! Создадим и мы
наш подснежник, только в технике
аппликации. Создание композиции внутри
заданной формы, с учетом ее. Развитие
художественных навыков при создании
аппликации на основе знаний простых
форм. Опыт эстетических впечатлений от
рассматривания своей работы. Сравнение
своей
работы
с
работами
своих
одноклассников и оценка ее.
Задание: аппликация. «Подснежник».
Материалы и инструменты: бумага
(обычная и цветная), цветные карандаши,
ножницы

навыками работы
акварелью.
Работать
максимально
самостоятельно,
если трудно,
обратиться за
помощью к
учителю
Воспринимать
и эстетически
оценивать
красоту природы.
Знать первые
весенние цветы.
Изображать
средствами
аппликации
первый нежный
весенний цветок.
Характеризовать
значимость
влияния погоды
на настроение
человека.
Овладевать
живописными
навыками работы
в технике
аппликации.
Внимательно
слушать рассказ
учителя.
Работать
максимально
самостоятельно,
если трудно,
обратиться за
помощью к
учителю

30.
Рисунок Рассуждение о значении украшения Выполнять
«Ваза
с комнаты. Роль украшения жилища в эскиз рисунка
цветами»
организации композиционной структуры вазы с цветами.

традиционного жилища. Художественные
материалы и художественные техники.
Линия, штрих, пятно и художественный
образ. Разнообразие ваз по форме, декору
и
размеру.
Эскиз
рисунка
вазы.
Композиционный
центр.
Пропорции.
Определение и выбор необходимых цветов
для изображения. Работа гуашью и в
технике акварель. Оценка своей работы.
Обсуждение работ одноклассников.
Задание: рисунок «Ваза с цветами».
Материалы и инструменты: бумага,
кисти, акварельные краски, гуашь, образец

31. Аппликация Изображение вазы с цветами в технике
«Ваза
с аппликации. Изучение формы. Форма и
цветами»
создание композиции внутри заданной
формы, с учетом ее.
Развитие
художественных навыков при создании
аппликации на основе знаний простых
форм. Развитие наблюдательности. Опыт
эстетических
впечатлений
от
рассматривания своей работы. Сравнение
своей
работы
с
работами
своих
одноклассников и оценка ее.
Задание: аппликация из цветной бумаги
«Ваза с цветами».

Определять,
какие цвета
(темные и
светлые, теплые и
холодные,
контрастные и
сближенные)
подойдут для
передачи
структуры
материала для
вазы (стекло) и
букета цветов.
Прорисовывать
детали рисунка
кистью гуашью, а
фон —
акварельными
красками.
Участвовать в
подведении
итогов творческой
работы.
Обсуждать
творческие
работы
одноклассников и
давать оценку
результатам своей
и их творческохудожественной
деятельности
Понимать
выразительные
возможности
цветной бумаги,
используя ее в
технике
аппликации.
Осваивать
приемы
аппликации.
Изображать,
соблюдая правила
композиции.

Материалы и инструменты: бумага Развивать
(обычная и цветная), клей, ножницы, навыки работы в
образец
технике
аппликации.
Создавать и
изображать на
плоскости
средствами
аппликации
заданный образ
(ваза с цветами).
Закреплять
навыки работы от
общего к
частному
32.
Рисунок Рисунок кактуса. Форма. Виды кактусов.
Выполнять
«Кактус»
Геометрические фигуры и форма кактуса. эскиз рисунка
Комнатный цветок. Кактус в глиняном кактуса в горшке.
горшке.
Вертикальное
расположение Определять,
листа. Поэтапное рисование. Центральная какие цвета
симметрия. Дуга. Овал. Зеркальное (темные и
отражение. Скругление углов. Контур. светлые, теплые и
холодные,
Иголки. Штрихи. Цвет кактуса. Размер.
Соблюдение пропорций в процессе работы контрастные и
над рисунком. Участие в подведении сближенные)
подойдут для
итогов творческой работы.
передачи
Задание: рисунок «Кактус».
Материалы и инструменты: бумага, структуры
материала для
кисти, акварельные краски, образец
горшка (глина) и
кактуса.
Соблюдать
пропорции в
процессе
рисования.
Прорисовывать
детали рисунка
кистью
акварельными
красками.
Участвовать в
подведении
итогов творческой
работы.

33. Открытки к
Создание поздравительных открыток.
праздникам
Многообразие открыток. Форма открытки
весны.
и изображение на ней как выражение
Рисунок
доброго пожелания. Роль выдумки и
к фантазии в создании поздравительной
«Открытка
открытки. Закрепление умения выделять
празднику»
главное в рисунке цветом и размером.
Развитие
эстетических
чувств.
Самостоятельная работа. Учить детей
рисовать поздравительные открытки.
Задание: создание эскиза открытки.
Материалы и инструменты: плотная
бумага маленького формата, кисти,
акварельные краски, образец

Обсуждать
творческие
работы
одноклассников и
давать оценку
результатам своей
и их творческохудожественной
деятельности
Создавать
открытку к
определенному
событию
(весенний
праздник).
Приобретать
навыки
выполнения
лаконичного
выразительного
изображения.
Определять,
какие цвета
(темные и
светлые, теплые и
холодные,
контрастные и
сближенные)
подойдут для
передачи темы
весны в открытке.
Закреплять
умение выделять
главное в рисунке
цветом
и
размером.
Прорисовывать
детали рисунка
кистью
акварельными
красками.
Работать
максимально
самостоятельно,

34. Рисунок по Вот и долгие морозы сменяются
описанию
«В долгожданным весенним теплом. Уже
парке весной»
скоро яркое мартовское солнце начнет
пригревать постепенно землю, согревать
своими лучами остывший за долгую зиму
воздух. Парк. В парке растут разные
деревья. Первые весенние цветы —
подснежники. Мама с девочкой. Пруд и
белые уточки. Девочка держит маму за
руку. Мимо бежит кошка, следом —
собака. Композиция рисунка. Пропорции.
План близкий, дальний.
Задание: создание рисунка по описанию.
«В парке весной».
Материалы и инструменты: бумага,
кисти, акварельные краски, образец

если трудно,
обратиться за
помощью к
учителю
Выполнять
многофигурную
композицию «В
парке весной»
согласно
условиям.
Выделять
характерные
наиболее яркие
черты в
поведении и
внешности людей.
Выражать в
творческой работе
свое отношение к
весне, весеннему
настроению.
Закреплять
умение выделять
главное в рисунке
цветом
и
размером.
Участвовать в
подведении
итогов творческих
работ.
Обсуждать
творческие
работы
одноклассников и
давать оценку
результатам своей
и их
творческохудожественной
деятельности

IX. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебник « Изобразительное искусство» М.Ю. Рау, М.А. Зыкова 2 класс,
Москва «Просвещение», 2018г. Альбомы, краски, цветные карандаши.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».