МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский" МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ" Приложение к АООП НОО Утвержденное приказом от 30.08.2022№ 89/2 ОД (с изменениями приказ от 30.08.2023 г. № 110/2 - ОД) АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Чтение» (вариант 1) для обучающихся 1-4 классов с. Прокопьевская Салда, 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для 1-4 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью. Вариант ФГОС образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 и в соответствии с учебным планом школы. Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей обучающихся. Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Чтение» включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» Характерное для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку и чтению в школе. Она выражается в том, что программа носит в основном элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является развитие речи. В программе предусмотрен порядок изучения звуков, букв и слоговых структур иной, чем в массовой школе. Она является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, та как учитывает особенности их мыслительной деятельности. В 1 классе программа включает следующие разделы: Добукварный период Букварный период (охватывает период ы 1-1,5 года в зависимости от уровняуспешности обучения). С 2 класса (послебукварный период) программа рассчитана на формирование у школьников навыка правильного, сознательного, выразительного чтения. Для чтения подбираются произведения устного народного творчества, русских и зарубежных писателей, доступные пониманию деловые и научно-популярные статьи. На каждый год дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» Научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением опрочитанном, пересказать текст. Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач: овладение навыком чтения слов по слогам, навыком чтения вслух и про себя; усвоение содержания читаемого в процессе анализа произведений; формирование навыка правильного чтения, выразительного чтения с переходом на чтение целыми словами; развитие связной устной речи; овладение правильным, полным ипоследовательным пересказом; воспитание у обучающихся читательской самостоятельности: развитие интереса к чтению, читательской культуры, посещение библиотеки; способствовать воспитанию уверенности в себе, открытости и общительности, формированию умения ставить перед собой цели, проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного образования, обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность. В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы. Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования. Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На чтение в 1 классе отводится 99 часов (3 часа в неделю), во 2-4 классах по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС Добукварный период Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определениеисточника звука. Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по егоголосу. Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звукимузыкальных детских инструментов и др. Рассказывание сказок, беседы по картинам. Разучивание коротких стихотворений. Букварный период 1-й этап Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя («Назовите имена детей, которые начинаются со звука [а]» и др.). Соотнесение звука и буквы. Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом. Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (ау, у-а),закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Запоминание слогов. Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: [м] - [н], ма - на. Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.) с последующим их повторением целым прочитанного слова спредметом или с картинкой. словом. Соотнесение Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом,сын и т.д. Чтение предложений из 1-2 слов и предметной картинки. Чтение предложений из 3слов, с последующим их устным воспроизведением. Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя. 2-й этап Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт,Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и четкое произнесение звуков. Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани). Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы. Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с] [з], [х] - [к], [р] - [л], [п] - [б]; са - за, ша - жа, коза - коса и др.); слогов с мягкими и твердыми согласными (мы - ми, лы - ли, ны - ни, мыл - мил и т.д.); а также с и- й, (мои - мой). Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками(квадратиками). Чтение предложений из 2-4 слов с последующим воспроизведением прочитанного («Какое предложение ты прочитал? Повтори»). Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником. Чтение небольших текстов из 2-4 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя («Найди ответ на вопрос или подпись к картинке»). Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки. Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя. 3-й этап Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. Четкое и правильное артикулирование звуков. Практическое различение гласных и согласных звуков, правильное обозначение их в схеме.Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах: [ф] - [в], [с] - [ц], [ч] - [щ]; ма - мя, му - мю, су - цу, ша - ща; цвет - свет, плач плащ и др. Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в концеслова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 13 слогов. Чтение предложений из 2-5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания: «Как сердятся гуси?» И т.д. Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов, предложений по вопросам, картинке, заданию. Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя. 2 КЛАСС Осень пришла – в школу пора Кончилось лето. Первый урок. Я. Аким. Грибной лес. Б. Заходер. Птичья школа.Осенние подарки. По Н. Сладкову. М. Ивенсен. Падают, падают листья. Зачемдети ходят в школу. По В. Голявкину. Серый вечер. По А. Тумбасову. Обобщение поразделу «Осень пришла –в школу пора». Почитаем - поиграем Одна буква. По А. Шибаеву. Дразнилка. По С. Иванову. Дж. Ривз. Шумный Ба-Бах. Загадки. Кто квакает, кто крякает, а кто каркает. Внеклассное чтение «Почитаем – поиграем». В гостях у сказки Лиса и волк. Русская народная сказка. Лиса и козёл. Русская народная сказка. Волк и баран. Литовская сказка. Сказка о том, как зайцы испугали серого волка. По С. Прокофьевой. Рак и ворона. Литовская сказка. Благодарный медведь. Мордовская сказка. Как белка и заяц друг друга не узнали. Якутская сказка. Волк и ягненок. Армянская сказка. Обобщение к разделу «В гостях у сказки». Животные рядом с нами Умная собака. Индийская сказка.Я домой пришла. По Э. Шиму.Кролики. По Е. Чарушину. В. Лифшиц. Баран. Храбрый утенок. По Б. Житкову. М. Бородицкая. Котенок. Три котенка по В. Сутееву. Упрямые козлята. В. Лифшиц. Пес. Внеклассноечтение «Животные рядом с нами». Ой – ты, зимушка - зима Я. Аким. Первый снег. Снежный колобок. По Н. Калининой.Снеговик – новосел. По С. Вангели.Воробышкин домик. По Е. Шведеру. Г. Галина. Зимние картинки. Ш. Галиев. Купили снег. Буратиний нос. По Г. Юдину. Про елки. По В. Сутееву. Конькикупили не напрасно. По В. Голявкину. Ромашки в январе. По М. Пляцковскому.Мороз и Заяц. Русская народная сказка. Вьюга. Литовская народная сказка. На лесной полянке. Скребицкому.Обобщение по разделу «Ой ты,Зимушка-зима». Что такое хорошо и что такое плохо По Г. Коля заболел. По А. Митту. Д. Летнева. Подружки рассорились. Вязальщик. По В. Голявкину. Г. Ладонщиков. Самокат. Скамейка, прыгуныгвоздики и Алик. По Э. Киселевой. Торопливый ножик. По Е. Пермяку. Вьюга. По В. Сухомлинскому. Трус.По И. Бутмину. Как я под партой сидел. По В. Голявкину. Мед в кармане. По В.Витка. Канавка. По В. Донниковой. Назло солнцу. Узбекская сказка. А. Барто.Мостки. Песенка обо всем. По М. Дружининой. Л. Квитко. Лемеле хозяйничает. Неряха.По И. Туричину. Внеклассное чтение «Что такое хорошо и что такое плохо».. Весна идет Я. Аким. Март. Невидимка. По Ю. Ковалю. В. Берестов. Праздник мам. Подарок к празднику. По В. Драгунского. Снег и заяц. Бурятская сказка. Лягушонок. По М. Пришвину. Г. Ладонщиков. Весна. Барсук. По Е. Чарушину. С. Маршак. Весенняя песенка. На краю леса. По И. Соколову- Микитову. Подходящая вещь. По В. Голявкину. М. Пляцковский. Деньки стоят погожие. Ручей и камень. По С. Козлову. Как птицы лису проучили. Русская народная сказка. Вкусный урок. По Т. Шарыгиной.С. Косенко. Почему скворец веселый? Э. Шим. Храбрый птенец. Кому пригодилась старая Митина шапка. По М. Быкову. Обобщение к разделу «Весна идет». Чудесное рядом Лосенок. Г. Цыферов. Удивление первое. Осьминожек. По Г. Снегиреву. Друзья. По С. Козлову. Необыкновенная весна. По С. Козлову. Кот Иваныч. По Г. Скребицкому. Золотой луг. По М. Пришвину.Неродной сын. По В. Бианки. Ю. Кушак. Подарок.Небесный слон. По В. Бианки. Внеклассное чтение «Чудесное рядом». Лето красное Светляки. По И. Соколову-Микитову. Петушок и солнышко. По Г. Цыферову. И. Гамазкова. Прошлым летом. С.Махотин. Поход. Раки. По Е. Пермяку. В. Викторов. Вгости к лету. Обобщение к разделу «Лето красное». 3 КЛАСС Здравствуй, школа! М. Садовский. Сентябрь. По В. Воскобойникову. Веселая улица. В. Берестов. Первое сентября. По В. Драгунскому. Завтра в школу. По Э. Шиму. Пятерки. В. Берестов. Котенок хочет в школу. В. Бирюков. Кто лучшим будет. По В. Хомченко. Обида. А.Аксенова. Наша учительница. Внеклассное чтение. С. Погореловский. Отчего краснеют буквы Обобщающий урок по теме «Здравствуй, школа!». Осень наступила. О. Высотская. Осень. По Ю. Ковалю. Последний лист. А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш белый сад…». По Н. Сладкову. Сентябрь на дворе. В. Степанов. Воробей. По А. Баркову. Лето на веревочке. Е. Благинина. Улетают, улетели… По Э. Шиму. Ворона и синица .По Л. Воронковой. За кормом для птиц. Г. Ладонщиков. В октябре. По Н. Сладкову. Страшный невидимка . А. Плещеев. Осень наступила. По Н. Абрамцевой. Сказка об осеннем ветре. Внеклассное чтение. По С. Багрову. Поспела брусника. Обобщающий урок по теме «Осень наступила». Учимся трудиться. Ю. Тувим. Все для всех . По Д. Габе. Работа. В. Орлов. Мои помощники. По А. Потаповой. Бабушка и внучка. Б. Заходер. Повара. По М. Дружининой. Сюрприз . О. Высотская. Маргаритка. По В. Хомченко. Пуговица. Г. Ладонщиков. Портниха. В. Осеева. Пуговица. В. Голявкин. Как я помогал маме мыть пол. По С. Баруздину. Как Алешке учиться надоело . Дж. Родари, Чем пахнут ремесла. Внеклассное чтение. Колосок. Украинская народная сказка Обобщающий урок по теме «Учимся трудиться». Ребятам о зверятах. По Е. Чарушину. Лисята. По Н Сладкову. Лисица и ёж. Е. Тараховская. Заяц. По М. Пришвину. Ёж. По А. Баркову. Материнская забота. По Г.Снегирёву. Белёк. . В. Приходько. Пин и Гвин. По Б. Житкову. Галка. По В. Гаранжину. Куриный воспитанник. По М. Тарловскому. Добрый волк. По Н. Нос. Живая шляпа. По Н. Павловой. Котята. В. Берестов. Кошкин щенок. По М. Пляцковскому. Сердитый бульдог. Внеклассное чтение. В. Бианки. Кошкин питомец. Обобщающий урок по теме «Ребятам о зверятах». Чудесный мир сказок. Лиса и журавль (Русская народная сказка). Храбрый баран (Русская народная сказка). Лиса и тетерев (Русская народная сказка). Овечка и волк (Украинская народная сказка). Медведь и пчёлы (Башкирская народная сказка) . Тигр и лиса (Таджикская народная сказка). Лиса и куропатка (Французская народная сказка) . Куцый хвост (Абхазская народная сказка). Глупый котенок (Удмуртская народная сказка). Обобщающий урок по теме «Чудесный мир сказок». Зимушка-зима. Ой ты, зимушка-зима! По В. Бианки. Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз. М. Садовский. Декабрь. По Л. Воронковой, Как ёлку наряжали. С. Попов. В новогоднюю ночь. По А. Усачёву. Как Дед Мороз сделал себе помощников. По А. Потаповой. Такой вот герой. С. Есенин. Зима. С. Суворова. Подарок .По В. Голявкину. У Ники новые лыжи.И. Шевчук. С прогулки. По М. Быковой. Неудачная находка ..И. Суриков. Детство. По Е. Чарушину. Что за зверь.По Э.Шиму. Не стучать – все спят!В. Степанов. Зайка. По Н.Сладкову. Еловая каша.З.Александрова. Снежок. По С. Баруздину. Коллективная печка .В. Аникин. Доскажи словечко.Внеклассное чтение. В. Осеева. На катке Обобщающий урок по теме «Зимушка-зима» Так нельзя, а так можно. По А. Ягафаровой. Снегирь и Синичка.По В. Хомченко. Птица-синица. По Л. Толстому. Косточка. По С. Георгиеву. Праздничный стол. В. Берестов. За игрой. С. Баруздин. Бревно.А. Седугин. Как Артемка котенка спас.По В. Осеевой. Подвиг. По В. Бирюкову. Лесные доктора. Внеклассное чтение. В. Торопыгин. Удивительные люди. Обобщающий урок по теме «Так нельзя, а так можно». Весна в окно стучится. Ф. Тютчев. Зима недаром злится .По В. Бирюкову. Весенняя песня. Веснянка. Украинская народная песня. По Э. Шиму. Сосулька. Выгляни, солнышко… Русская народная песня. С. Вербова. Мамин портрет. П. Синявский. Разноцветный подарок.А. Седугин. Тихо- тихо. Р. Сеф. Лицом к весне.С. Вербова. Ледоход.По Р. Фархади. Сон медвежонка. Г. Ладонщиков. Медведь проснулся .По В. Бианки. Заяц на дереве. С. Погореловский. Наши гости. По Г. Скребицкому. Скворушка .И. Белов. Весенняя гостья. По К. Ушинскому. Пчёлки на разведках .По А. Баркову. Тюльпаны. Е. Савельева. Доскажи словечко.Внеклассное чтение. По А. Баркову. Березовый сок. Обобщающий урок по теме «Весна в окно стучится». Веселые истории. Р. Фархади. Перепутаница. По Г. Остеру. Эхо. В. Шибаев. Кто кем становится. А. Усачев. Волшебный барабан.М. Пляцковский. Шишки. По Ю. Степанову. Портрет. М. Бородицкая. Булочная песенка. Внеклассное чтение. Г. Ладонщиков. Чай с вареньем.. Обобщающий урок по теме «Веселые истории». Родина любимая. Г. Ладонщиков. Скворец на чужбине. По К. Ушинскому. Наше Отечество .По Т. Кудрявцевой. Флаг России.ьМ. Ильин. Главный город страны .В. Степанов. Песня. А. Усачев. День Победы. По С. Баруздину. Страшный клад. По С. Алексееву. Тульские праздники.А. Матутис. Твоя Родина. Обобщающий урок по теме «Родина любимая». Здравствуй, лето! А. Усачев. Что такое лето? По Л. Воронковой. Что сказала бы мама? М. Дружинина. Земляника. По В. Хомченко. Куда исчез гриб? По В. Бианки. Ёж- спаситель. Р. Фархади. Жарко. По Э. Шиму. Верное время. Е. Савельева. Доскажи словечко. Внеклассное чтение. И. Гамазкова. Прошлым летом.Обобщающий урок по теме «Здравствуй, лето!» 4 КЛАСС «Школьная жизнь!» По Н.Носову «Скоро в школу». Э.Мошковская «Жил – был учитель». М.Пляцковский «Чему учат в школе». По Ю.Ермолаеву «Поздравление». По Е.Шварцу «Как Маруся дежурила». По Е.Ильиной «Шум и Шумок». В. Орлов «Почему сороконожки опоздали на урок». По Л.Каминскому «Три желания Вити». В.Берестов «Читалочка». По М.Бартеневу «Зарубите на носу». Загадки. Обобщение по теме: «Школьная жизнь». Время листьям опадать. Н.Антонова «Желтой краской кто-то…». По Н.Абрамцевой «Осенняя сказка». Е.Благинина «Подарки осени». По Л.Воронковой «Лесные подарки». А.Твардовкий «Лес осенью». По В.Путилиной «В осеннем лесу». Н.Некрасов «Славная осень». По Ю.Шиму «Отчего Осень грустна». К.Бальмонт «Осень». По Ю.Ковалю «Три сойки» . По Н.Сладкову «Холодная зимовка». А.Плещеев «Скучная картина». По О.Иваненко «Сказка про маленького жучка». По К.Ушинскому «Пчелы и мухи». По Г.Граубину «Время листьям опадать».Проверь себя! Делу время а потехе час. «Пекла кошка пирожки…» (русская потешка). «Сенокос». (чешская потешка). По Л.Пантелееву «Карусели». По Н.Носову «Прятки». «Пекла кошка пирожки…» (русская потешка). «Сенокос». (чешская потешка). По Л.Пантелееву «Карусели». По Н.Носову «Прятки». «Пекла кошка пирожки…» (русская потешка). «Пуговица» По В. Хомченко. «Портниха» Г. Ладонщикова. «Пуговица» В. Осеева. Повторение пройденного материала. Считалки. По М.Булатову «Жмурки». Обобщение по теме: «Делу время, потехе- час». В мире животных. По К.Ушинскому «Бодливая корова». По В.Бирюкову «Упрямый котенок». По В.Гаранжину «Пушок». По Е.Чарушину «Томка». По Б.Житкову «Охотник и собаки».По Л.Матвеевой «Чук заболел». Г.Снегирев «Хитрый бурундук». По А.Баркову «Барсучья кладовая». По А.Дорохову «Гостья». Г.Корольков «Игрушки лисят». По Ю.Дмитриеву «Лиса». Внеклассное чтение. стихи и рассказы о животных. Е.Чарушин "Томкины сны" Загадки. Обобщение по теме: «В мире животных». По Л. Вершинину. «Котята». По Н. Павловой. «Кошкин щенок». В. Берестов (в сокращении). «Сердитый дог Буль» По Пляцковскому. Проверь себя! Жизнь дана на добрые дела. Г.Ладонщиков «Миша-мастер». По Е.Пермяку «Пичугин мост». В.Хомченко «Михаськин сад». По С.Баруздину «Когда люди радуются». По Ю.Ермолаеву «Про каникулы и полезные дела». Е.Благинина «Котенок». В.Голявкин «Птичка». Обобщение по теме: «Жизнь дана на добрые дела» Г.Ладонщиков «Миша-мастер». «Глупый котёнок» Удмуртская народная сказка.Обобщающий урок по разделу. Проверь себя! Зима наступила. По Л.Воронковой «Снег идет». А.Слащев «Снегурочка». И.Суриков «Зима». С.Маршак «Декабрь». По В.Сутееву «Елка». По Л.Клавдиной «Вечер под Рождество». С. Попов «В новогоднюю ночь». Веселые истории. М.Садовский «Где лежало спасибо ?»По Н.Носову «На горке». «Лисичка- сестричка и волк» (русская народная сказка). А.Бродский «Как Солнце с Морозом поссорились». П.Головкин «Зимняя сказка». Г.Скребицкий «Митины друзья». В.Бирюков «Снежная шапка». По А.Тумбасову «В шубах и шапках». Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором». По В.Бианки «Находчивый медведь». По А.Спирину «Зимние приметы». Загадки. Обобщение по теме: «Зима наступила» М.Садовский «Где лежало спасибо?». По Н.Носову «На горке». «Лисичка- сестричка и волк» (русская народная сказка). А.Бродский «Как Солнце с Морозом поссорились». «Доскажи словечко» зимние загадки. В. Аникин, Н. Майданик Зимние загадки. Обобщающий урок по разделу. Проверь себя! Веселые истории. Знакомство с разделом «Веселые истории». По Н.Носову «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос». Г.Остер «Одни неприятности». М.Пляцковский «Однажды утром». В.Бирюков «Почему комары кусаются».С.Маршак «Вот какой рассеянный». По О.Кургузову «Две лишние коробки». Г.Чичинадзе «Отвечайте, правда ли?» Обобщение по теме: «Весёлые истории» По Н.Носову «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос». Г.Остер «Одни неприятности». В.Бирюков «Почему комары кусаются». Обобщающий урок по разделу. Проверь себя! Полюбуйся весна наступает. Знакомство с разделом «Полюбуйся весна наступает». В.Алферов «Март». По М.Фроловой «Восьмое марта». Е.Благинина «Забота». По А.Соколовскому «Бабушкина вешалка». По В.Бианки «Последняя льдина». А.Плещеев «Весна». По А.Баркову «Скворцы прилетели». По Э.Шиму «Всему свой срок». И.Никитин «Полюбуйся, весна наступает». По Ю.Ковалю «Весенний вечер». По Ю.Дмитриеву «Опасная красавица». Загадки. Обобщение по теме: «Полюбуйся, весна наступает» .В.Алферов «Март». По В.Бианки «Заяц на дереве». С. Погореловский «Наши гости».По Г. Скребицкому «Скворушка»И. Белоусов «Весенняя гостья». По К. Ушинскому «Пчёлки на разведках».По А. Баркову «Тюльпаны». Е. Савельева «Доскажи словечко». Весенние загадки Обобщающий урок по разделу. Проверь себя! «В мире волшебной сказки». «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке». Русская народная сказка.А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый». По Ш.Перро «Подарки феи». Братья Гримм «Горшочек каши». По В.Порудоминскому «Наши сказки». Обобщение по теме: «В мире волшебной сказки». «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке». Русская народная сказка. Родная земля. Знакомство с разделом «Родная земля»М.Ильин «Царь колокол». С.Васильева «Город на Неве». Д.Павлычко «Где всего прекрасней на земле».С.Вербова «Сочинение на тему». По Л.Кассилю «Какое это слово?». По Б.Никольскому «Главное Дело».А.Усачев «Защита». По Л.Кассилю «Никто не знает, но помнят все».Обобщающий урок по разделу. Проверь себя! Лето пришло. Знакомство с разделом «Здравствуй, лето!» С.Козлов «Ливень». Г.Граубин «Тучка». Н.Павлова «Хитрый одуванчик».Е.Благинина «Одуванчик». По А.Дорохову «Встреча со змеей».А.Бродский Летний снег». В.Голявкин «После зимы будет лето» О.Тарнопольская «Хозяюшка». По А. Спирину «Летние приметы». Обобщение по теме: «Лето пришло». СВЯЗЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» С БАЗОВЫМИ УЧЕБНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета «Мир природы и человека», однако в наибольшей мере предмет «Чтение» способствует формированию следующих учебных действий: Личностные учебные действия: • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей. • доброжелательно относиться, сопереживать. • конструктивно взаимодействовать с людьми. • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; • уважительно и бережно относиться к людям труда; • понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; • формировать положительное отношение к окружающей действительности; • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Коммуникативные учебные действия: • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и т.д.); • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; Регулятивные учебные действия: • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); • применять и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные учебные действия: • выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов; • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию; • использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно- следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение учебного предмета «Чтение» в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. На уроках чтения формируются следующие личностные результаты: • осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника; • адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении в окружающем мире; • способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения; • способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности; • владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни, в окружающем мире; • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком); • осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации через содержание предмета «Чтение»; • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; • овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметными результатами изучения курса «Чтение» является формирование базовых учебных действий (УУД). Регулятивные БУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы сословом, предложением. Познавательные БУД: ориентироваться в учебнике; отвечать на поставленные учителем вопросы по тексту, иллюстрации; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: рассказывать повопросам. Коммуникативные БУД: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения); слушать и понимать речь других; правильное чтение слов, предложений и текста по слогам. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ осознание языка как основного средства человеческого общения и явлениянациональной культуры; отношение к правильной устной речи, как показателю общей культуры человека; умение читать по слогам короткие тексты; умение слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку; умение по вопросам учителя и по иллюстрации рассказывать, о чём читалиили слушали; заучивать наизусть стихотворения, отчётливо читать их перед классом. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Раздел 1. Добукварный период 1.1 Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа (слово, предложение, слог (часть слова), звук) 3 1.2 Развитие зрительного и пространственного восприятия 12 1.3 Развитие моторных умений 10 Итого по разделу 25 Раздел 2. Букварный период 2.1 1 этап. Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии 22 2.2 2 этап. Изучение звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. 28 2.3 3 этап. Изучение звуков и букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. 24 Итого по разделу 74 1 Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 99 1 0 2 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Осень пришла -в школу пора! 20 Интернет-источники 2 Почитаем- поиграем 10 1.http://festival.1september.ru/ 3 В гостях у сказки 15 2.http://allmath.ru/ 4 Животные рядом с нами 16 3.http://window.edu.ru/window 5 Ой, ты зимушка-зима! 17 4.http://www.exponenta.ru/ 6 Что такое хорошо и что такое плохо 18 5.http://www.college.ru/modules.php/ 7 Весна идет! 19 6.http://www.fipi.ru/ 8 Чудесное рядом 13 7.http://www.math.ru/lib/cat/ 9 Лето красное 8 1 136 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 8.http://www.rusedu.ru/ 0 3 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы 1 Здравствуй, школа 9 2 Осень наступила 13 3 Учимся трудиться 14 4 Ребята о зверях 14 5 Чудесный мир сказок 10 6 Зимушка зима 21 7 Так нельзя, а так можно 11 8 Весна в окно стучится 20 9 Веселые истории 8 10 Родина любимая 9 11 Здравствуй, лето! 7 1 136 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Практические работы 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 4 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего 1 Школьная жизнь 10 2 Время листьям опадать 13 3 Делу – время, потехе - час 6 4 В мире животных 13 5 Жизнь дана на добрые дела 6 6 Зима наступила 25 7 Весёлые истории 10 8 Полюбуйся, весна наступает… 15 9 В мире волшебной сказки 12 10 Родная земля 12 11 Лето пришло 14 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Контрольные работы Практические работы 1 136 1 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с. 2. Учебник: Букварь 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.1/ А.К.Аксенова, С.В.Комарова, С.В. Шишкова. – М.: «Просвещение», 2020г. – 112 с. Ч.2/ А.К.Аксенова, С.В.Комарова, С.В. Шишкова. – М.: «Просвещение», 2020г. – 111 с. 3. Учебник: С.Ю. Ильина, А.К. Аксёнова, Т. М. Головкина, М. И. Шишкова «Чтение». 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 частях. М.: «Просвещение», 2018 4. Учебник «Чтение 3 кл.» С. Ю. Ильина, А.А. Богданова. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Часть 1 – М.: Просвещение, 2018г. 5. Учебник «Чтение 3 кл.» С. Ю. Ильина, А.А. Богданова. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Часть 2 – М.: Просвещение, 2018г. 6. С.Ю. Ильина, А.А. Богданова Учебник «Чтение» 4 класс Москва, «Просвещение». 2018 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методические рекомендации, поурочное планирование ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ