РП Обществознание 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский"
МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ"

Приложение к ООП СОО
Утвержденное приказом от
30.08.2022№ 89/2 ОД (с изменениями
приказ от 30.08.2023 г. № 110/2 - ОД)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 491615)
учебного предмета «Обществознание»
(базовый уровень)
для обучающихся 11 класса

с. Прокопьевская Салда 2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по обществознанию составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)
общего образования и авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н.И.
Городецкой и др. без изменений и дополнений.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного
предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В
том числе: в X и XI классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. По
учебному плану МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ» СОШ – 68 часов.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ
Формирование у обучающихся личностных представлений об обществе и сферах
общественной жизни, как сложной динамичной системе, о человеке как продукте
биологической,

социальной

и

культурной

эволюции,

сформировать

представления учащихся о роли мировозрения в жизни человека, о многообразии
форм человеческой деятельности, о природе сознания и особеностях его
формирования,
патриотизма,

об

основах

гражданствености,

российской
социальной

гражданской

индентичности,

ответственности,

правового

самосознания, талерантности, преверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации.
Задачи:
Приобретение теоретических знаний об обществе и человеке и опыта их
применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработке
способов адаптации в нём, формирование собственной активной позиции в
общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Введение (1 ч)

11 класс (68ч)

Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (26 ч)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука.
Экономическая

деятельность.

Измерители

экономической

деятельности.

Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста.
Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и
предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок Акции,
облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике РФ. Факторы производства и факторные доходы.
Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки
и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим
предпринимательской деятельности в РФ.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы
менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.
Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики.
Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции
коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия
инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия
безработицы. Государственная политика в области занятости в РФ.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной
торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика
производителя.

потребителя.
Рациональное

Сбережения,
экономическое

страхование.
поведение

Экономика

потребителя

и

производителя.
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (16 ч)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях
альтернативы и ответственность за его последствия.
Религиозные

объединения

и

организации

в

РФ,

РК

Опасность

тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Социальная структура общества. Социальные группы. Социальное
неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные
интересы.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные контроль.
Девиантное поведение. Преступность.
Нации и межнациональные отношения. Род, племя, народ, нация.
Межнациональные конфликты. Национализм. Культура межнациональных
отношений.
Семья и быт. Функция семьи. Брак. Бытовые отношения.
Гендер – социальный пол. Эмансипация. Гендерная идентичность.
Молодёжь в современном обществе. Молодёжные субкультуры.
Демографическая ситуация в РФ. Миграция. Проблема неполных семей в
РФ.
ГЛАВА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (20 ч)
Политическое

сознание.

Политическая

идеология.

Политическая

психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического
поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической
жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Гуманистическая

роль

естественного

права.

Тоталитарное

правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как
юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации,
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская
обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности
налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую
среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения в
РФ.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права.
Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные
права:

честь,

достоинство,

имя.

Способы

защиты

имущественных

и

неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия
расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и
расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и
социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения
профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных
услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности
административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и
принципы.

Особенности

уголовного

процесса.

Суд

присяжных.

Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты
прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав
человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (5 ч)
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности
современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в
информационном
глобальных
цивилизации

обществе.

проблем.

Социальные

Терроризм

как

и

гуманистические

важнейшая

угроза

аспекты

современной

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего
общего образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны
отражать

готовность

и

способность

обучающихся

руководствоваться

сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций,

позитивных

внутренних

убеждений,

соответствующих

традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта
и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
• сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
• осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
• принятие

традиционных

национальных,

общечеловеческих

гуманистических и демократических ценностей; уважение ценностей
иных культур, конфессий;
• готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
• готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских
организаций;
• умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с
их функциями и назначением;
• готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.

Патриотического воспитания:
• сформированность

российской

гражданской

идентичности,

патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
• ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России;
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
• идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственного воспитания:
• осознание духовных ценностей российского народа;
• сформированность нравственного сознания, этического поведения;
• способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
• осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
• ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России.
Эстетического воспитания:
• эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
• способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;

• убежденность в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
• стремление проявлять качества творческой личности.
Физического воспитания:
• сформированность
ответственного

здорового

отношения

к

и

безопасного

своему

образа

здоровью,

жизни,

потребность

в

физическом совершенствовании;
• активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
• готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
• готовность

к

активной

социально

направленной

деятельности,

способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
• интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы; мотивация к эффективному труду и
постоянному

профессиональному

росту,

к

учету

общественных

потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
• готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении жизни.
Экологического воспитания:
• сформированность

экологической

культуры,

понимание

влияния

социально-экономических процессов на состояние природной и

социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем;
• планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
• умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
• расширение опыта деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
• совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое
развитие человека, включая понимание языка социально-экономической
и политической коммуникации;
• осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;
• мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на
протяжении

всей

жизни,

интерес

к

изучению

социальных

и

гуманитарных дисциплин.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы среднего общего образования (на базовом уровне) у них
совершенствуется
сформированность:

эмоциональный

интеллект,

предполагающий

• самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной
сферы, быть уверенным в себе в межличностном взаимодействии и при
принятии решений;
• саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым
новому;
• внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
• готовность и способность овладевать новыми социальными практиками,
осваивать типичные социальные роли;
• эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
• социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего
образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны
отражать:
1. Овладение

универсальными

учебными

познавательными

действиями
Базовые логические действия:
• самостоятельно

формулировать

и

актуализировать

проблему, рассматривать ее всесторонне;

социальную

• устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения социальных объектов, явлений и
процессов;
• определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
• выявлять

закономерности

и

противоречия

в

рассматриваемых

социальных явлениях и процессах;
• вносить

коррективы

в

деятельность

(с

учетом

разных

видов

деятельности), оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;
• развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том
числе учебно-познавательных.
Базовые исследовательские действия:
• развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыки разрешения проблем;
• проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения

практических

задач,

применению

различных

методов

социального познания;
• осуществлять

деятельность

по

получению

нового

знания,

его

интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
• формировать

научный

тип

мышления,

применять

научную

терминологию, ключевые понятия и методы социальных наук;
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
• выявлять

причинно-следственные

связи

социальных

явлений

и

процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать

гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
• анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
• давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания
социальных

объектов,

в

социальных

отношениях;

оценивать

приобретенный опыт;
• уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и
процессах

в

познавательную

и

практическую

области

жизнедеятельности;
• уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
• выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
• ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
• владеть навыками получения социальной информации из источников
разных

типов,

самостоятельно

осуществлять

поиск,

анализ,

систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
• создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
• оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и
форм представления (в том числе полученной из интернет-источников),
ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
• использовать
технологий

средства
в

информационных

решении

когнитивных,

и

коммуникационных

коммуникативных

и

организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники

безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
• владеть

навыками

распознавания

и

защиты

информации,

информационной безопасности личности.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
• осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
• владеть

различными

способами

общения

и

взаимодействия;

аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
• развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
Совместная деятельность:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
• выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
• принимать

цели

совместной

деятельности,

организовывать

и

координировать действия по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
• оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
• предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты,
оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;

• осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
• самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы,

ставить

и

формулировать

собственные

задачи

в

образовательной деятельности и в жизненных ситуациях;
• самостоятельно

составлять

план

решения

проблемы

с

учетом

имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
• давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и
практической деятельности, в межличностных отношениях;
• расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
• делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии
альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность
за принятое решение;
• оценивать приобретенный опыт;
• способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
Самоконтроль:
• давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
• владеть

навыками

познавательной

рефлексии

как

осознания

совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
• уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;

• принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности.
Принятие себя и других:
• принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
• принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
• признавать свое право и право других на ошибки;
• развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
• Предметные результаты:
• 1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах
российской

гражданской

гражданственности,

идентичности,

социальной

ответственности,

патриотизма,
правового

са-

мосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым
в Конституции Российской Федерации;
• 2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных
научных теорий общественного развития;
• 3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных
знаний и умений для определения собственной активной позиции в
общественной жизни, для решения типичных задач в области
социальных

отношений,

адекватных

возрасту

обучающихся,

межличностных отношений, включая отношения между людьми
различных

национальностей

и

вероисповеданий,

возрастов

и

социальных групп;
• 4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного
поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и
нормами поведения, установленными законодательством Российской
Федерации, убеждённости в необходимости защищать правопорядок

правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные
социальные роли в пределах своей дееспособности;
• 5) освоение приёмов работы с социально значимой информацией, ее
осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые
выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и
процессам;
• развитие социального кругозора и формирование познавательного
интереса к изучению общественных дисциплин.
В результате изучения обществознания:
У обучающихся будут сформированы
Личностные результаты:
• 1) знания, понятия и чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального

народа

России;

осознание

своей

этнической

принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение

гуманистических,

демократических

и

традиционных

ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
• 2) качества ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений
с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;

• 3) чувства и идеалы целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего

социальное,

культурное,

языковое,

духовное

многообразие современного мира;
• 4) знания, понятия и чувства осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
• 5) знания, понятия социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая
• взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
• 6) знания, понятия и чувства морального сознания и компетентности в
решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
• 7) знания, понятия и чувства коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста,

взрослыми

в

процессе

образовательной,

общественно

полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
У обучающихся будут сформированы
Метапредметные результаты:

• 1) умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
• 2) умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
• 3) умения соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
• 4) умения оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
• 5) владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
• 6) умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• 7) умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• 8) умения смыслового чтения;
• 9) умения организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в

группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования

позиций

и

учёта

интересов;

формулировать,

аргументировать и отстаивать своё мнение;
• 10) умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• 11) навыки и знания компетентности в области использования
информационно-коммуникационных

технологий

(далее

ИКТ-

компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами;
• 12) знания и навыки экологического мышления, умение применять его в
познавательной,

коммуникативной,

социальной

практике

и

выделяя

их

профессиональной ориентации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• Обучающийся научится:
• - характеризовать

основные

социальные

объекты,

существенные признаки, закономерности развития;
• - анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие
черты и различия;
• - устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками изученных социальных явлений и обществоведческими
терминами и понятиями;
• - объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных
социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества,

важнейших социальных институтов общества и природной среды,
общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• - раскрывать на примерах изученные теоретические положения и
понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• - осуществлять поиск социальной информации, представленной в
различных знаковых системах;
• - извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по
заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать
неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и
мнения, аргументы и выводы;
• - оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности,
группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
• - формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний
собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
• - готовить устное выступление, творческую работу по социальной
проблематике;
• - применять социально-экономические и гуманитарные знания в
процессе решения познавательных задач по актуальным социальным
проблемам;
• использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
• - успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного
взаимодействия с различными социальными институтами;
• -совершенствования собственной познавательной деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:

• - критически воспринимать информацию, получаемую в межличностном
общении и в массовой коммуникации;
• - осуществлять самостоятельно поиск, анализировать и использовать
собранную социальную информацию;
• -

решать

практические

жизненные

проблемы,

возникающие

в

социальной деятельности;
• - ориентироваться в актуальных общественных событиях и процессах.
определять личную и гражданскую позицию;
• - предвидеть возможных последствий определённых социальных
действий;
• -оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения
морали и права;
• - реализовывать и защищать права человека и гражданина, осознанно
выполнять гражданские обязанности;
• - осуществлять конструктивное взаимодействие людей с разными
убеждениями, культурными ценностями, социальным положением

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 полугодие

2 полугодие

Разделы программы по
обществознанию 11 класс
Введение

Количество
часов
1 ч.

Контрольные работы

Глава 1. Экономическая жизнь
общества

26 ч.

1

Глава 2. Социальная сфера

5 ч.

1

Глава 2. Социальная сфера

11 ч.

1

Глава 3. Политическая жизнь

20 ч.

1

общества
Итоговое повторение
ИТОГО

5 ч.
68

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 11 КЛАСС
№
1

Тема урока
Введение

Колво
часов
1

2-3

Роль экономики в
жизни общества

2

4-5

Экономика: наука
и хозяйство

2

6-7

Экономический
рост и развитие

2

8-9

Рыночные
отношения в
экономике

2

Виды и формы контроля

Планируемые результаты обучения

Домашнее
задание

Дата

Знакомство
с учебником
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (26 часа)
Ответы на вопросы.
Владение понятиями «экономика, уровень жизни, уровень
Самостоятельное выполнение бедности». Умение устанавливать связи между развитием
учащимися задания №1 к
общества и его экономической жизнью, между экономикой
параграфу. Обсуждение
и другими сторонами жизни общества. Способность
полученных результатов.
определять свою позицию по отношению к экономическим
Задания в формате ЕГЭ.
преобразованиям в нашей стране и в мире в целом.

§1

Устные ответы. Выполнение
индивидуальных заданий.
Заполнение таблицы «Разделы
экономической науки».
Задания в формате ЕГЭ.

Владение понятиями «экономическая наука,
§2,
макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика,
задания №
валовой внутренний продукт». Раскрывать на примерах
1, 3, 4.
изученные теоретические положения. Развитие умения
объяснять с опорой на ключевые экономические понятия
явления социальной действительности. Понимание
проблемы ограниченности экономических ресурсов и
способов её решения.
Беседа, фронтальный опрос, Овладение понятиями «экономический рост, экономическое
§3
развёрнутые монологические развитие, экономический цикл». Раскрывать на примерах
Документ к
ответы. Выполнение
изученные теоретические положения. Умение определять и параграфу
дифференцированных
оценивать последствия цикличности развития экономики
заданий.
для личности и общества. Умение искать и использовать
информацию, характеризующую уровень благосостояния
граждан.
Устные ответы. Заполнение
таблицы. Вопросы для
закрепления темы. Беседа по
вопросам.

Владение понятиями «спрос, предложение, рыночное
равновесие, конкуренция, монополия. Раскрывать на
примерах изученные теоретические положения. Умение
находить и использовать информацию для характеристики
ситуации на рынке.

§4
Документ к
параграфу

24

10-11 Фирмы в
экономике

2

12-13 Правовые основы
предпринимательской
деятельности

2

14-15 Слагаемые успеха
в бизнесе

2

16-17 Экономика и
государство

2

18-19 Финансы в
экономике

2

Устный опрос.
Самостоятельная
познавательная работа с
текстом учебника (поиск
ответа на проблемный
вопрос). Заполнение таблицы
«Факторы производства –
факторные доходы».
Устный опрос. Выполнение
индивидуальных заданий.
Работа с документами.
Заполнение таблицы
«Субъекты
предпринимательских
отношений».
Устный опрос. Практическая
работа с текстом учебника.
Выполнение практических
заданий.

Устный опрос. Выполнение
индивидуальных заданий.
Задания в формате ЕГЭ.

Владение понятиями «фирма, факторы производства,
издержки производства, прибыль». Развитие умения
моделировать практические ситуации, связанные с
расчётами показателей экономической деятельности.
Сформированность умений использовать экономическую
информацию для оценки конкретных ситуаций и выбора
стратегии эффективного экономического поведения.

§5
Вопросы к
параграфу

Владение понятиями «предпринимательские
правоотношения, принципы предпринимательского права,
лицензирование, государственная регистрация».
Умение объяснять явления социальной действительности с
опорой на базовые понятия права.

§6,
задание №
5.

Владение понятиями «менеджмент, маркетинг, банковский §7, вопросы
кредит». Развитие умения применять экономические знания
для
самопровер
для решения типичных задач в области экономических
ки
отношений, анализа и объяснения экономических
процессов. Оценивание возможности собственного участия
в предпринимательской деятельности.

Владение понятиями монетарная и фискальная политика.
Знание важнейших механизмов государственного
регулирования экономики. Совершенствование умений
поиска информации для характеристики проявлений
государственной экономической политики.
Устный опрос. Практическая Владение понятиями «финансы, банковская система,
работа с учебным текстом,
инфляция, финансовые институты». Развитие умения
документом. Решение учебно– выявлять связи между отдельными экономическими
познавательных задач.
явлениями и состоянием экономики в целом.
Задания в формате ЕГЭ.
Совершенствование умений формулировать свою точку
зрения о влиянии инфляционных процессов в стране на
уровень жизни населения. Сформированность
представлений о роли финансовой темы в экономике.

§8,
задание 5

§9,
Задания 1, 3,
4.

25

20-21 Занятость и
безработица

2

22-23 Мировая
экономика

2

24-25 Экономическая
культура

2

26-27 Урок обобщения
по теме
«Экономическая
жизнь общества»

2

28-29 Социальная
структура
общества

2

Устный опрос. Работа с
документами. Выполнение
творческих заданий.
Обсуждение проблемных
вопросов. Заполнение
таблицы «Виды
безработицы».
Устный опрос. Выполнение
индивидуальных заданий.
Практическая работа со
схемой, документом,
таблицей «Международная
торговля и политика
государства».

Умение поиска и выделения необходимой информации для
выбора способа рационального поведения в условиях рынка
труда. Умение различать экономические и социальные
последствия безработицы. Понимание проблем социально –
трудовой сферы жизни общества и способность определять
собственное отношение к ним. Сформированность
представлений о роли государства в обеспечении занятости.
Владение понятиями «мировая экономика, глобализация,
международное разделение труда». Представление о месте и
роли России в мировом хозяйстве, взгляд на мировую
экономику с точки зрения интересов нашей страны.
Способность выявлять связи между проблемами
глобализации и состоянием мирового хозяйства, состоянием
национальных экономик и развитием мировой экономики в
целом.
Устный опрос. Обсуждение
Владение понятиями «экономическая культура,
проблемных вопросов.
экономический интерес, экономическая свобода».
Выполнение практических
Понимание проблемы зависимости цели, характера и
заданий. Работа с
результатов экономической деятельности от уровня
документами, схемой,
развития экономической культуры. Сформированность
диаграммами, таблицей
целостного представления о рациональной модели
«Структура потребительских поведения в экономической сфере жизни общества.
расходов домашних хозяйств Развитие умения устанавливать взаимосвязь между
России».
экономической свободой и социальной ответственностью
хозяйствующих субъектов.
Решение познавательных и
практических задач,
отражающих типичные
социальные ситуации.
Тестирование.

Применять социально-экономические знания в процессе
решения познавательных задач по актуальным социальным
проблемам.

§10.
Вопросы к
параграфу.

§11,
Задание №
3.

§12, задание
№ 5.

Повторить
§1-12.

Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (16 часов)
Практическая работа по
Знание понятий «социальная структура, социальная
§13,
решению познавательных
дифференциация, социальное неравенство, социальная
Документ к
задач. Работа с источниками. стратификация». Понимание особенностей маргинальных
параграфу.
Задания в формате ЕГЭ.
групп и связанных с ними рисков. Целостное представление Задания №
о социальной структуре общества.
2, 3.
26

30-31 Социальные
нормы и
отклоняющееся
поведение

2

32-33 Нации и
межнациональные
отношения.

2

34-35 Семья и быт.

2

36-37 Гендер –
социальный пол

2

38-39 Молодёжь в
современном
обществе.

2

Развёрнутые монологические
ответы. Выполнение
индивидуальных заданий.
Самостоятельная работа с
источниками. Заполнение
таблицы «Социальные
нормы».
Контрольная работа по
итогам семестра
Устный опрос. Решение
учебно–познавательных задач.
Заполнение схемы «Формы
(виды) этнических
общностей». Задания в
формате ЕГЭ.

Умение определять и пояснять смысл понятий «социальные
нормы, социальный контроль, отклоняющееся (девиантное)
поведение, самоконтроль». Указывать элементы
социального контроля, раскрывать роль социального
контроля в жизни общества. Называть признаки
отклоняющегося поведения. Формулировать свою точку
зрения на причины возникновения отклоняющегося
поведения.

§14,
Вопросы и
задания к
параграфу.

Владение базовыми понятиями «нация, межнациональные
отношения, толерантность». Развитие навыков оценивания
социальной информации о нациях и межнациональных
отношениях, умений поиска информации в источниках
разного типа с целью объяснения и оценки разнообразных
проявлений межнациональных отношений. Владение
умениями применять полученные знания в повседневной
жизни.
Устный опрос. Практическая Знание базового понятия «семья как социальный институт»,
работа с источником к
владение понятиями «нуклеарная семья»,
параграфу. Работа с
«многопоколенная семья», «социальный институт брака».
познавательными заданиями к Знание социальных функций семьи. Понимание
§ 16.
взаимосвязи семьи и общества.
Устный опрос. Выполнение
Владение базовыми понятиями «гендер, гендерная
индивидуальных заданий.
идентичность». Умение выявлять причинно–следственные
Практическая работа с
связи поступков и поведения с учётом традиционных
текстом учебника. Задания в гендерных предписаний. Навыки оценивания социальной
формате ЕГЭ.
информации о гендерном поведении гендерных
стереотипах.
Устный опрос. Выполнение
Владение базовыми понятиями «молодёжь, субкультура,
индивидуальных заданий.
молодёжная субкультура». Умение применять полученные
Задание № 1 к параграфу.
знания о молодёжи и молодёжной субкультуре в
повседневной жизни. Навыки оценивания социальной
информации по молодёжной тематике, поиска информации
в источниках различного типа (нормативных правовых
актах).

§ 15.
Вопросы и
задания к
параграфу.

§ 16
Вопросы и
задания к
параграфу.
§17
Вопросы
для
самопровер
ки
§18.
Задания
№2–4

27

40-41 Демографическая
ситуация в
современной
России.

2

Устный опрос. Работа с
текстом источника. Проектная
работа по группам. Задания в
формате ЕГЭ.

42-43

2

Решение познавательных и
практических задач,
отражающих типичные
социальные ситуации.
Тестирование.
Глава 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (20 часов)
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (5 часов)
Выполнение индивидуальных Владение базовыми понятиями политологии «политика» и
заданий. Практическая работа «власть». Умение поиска политической информации в
с документами. Решение
источниках различного типа с целью объяснения и оценки
задач.
разнообразных явлений и процессов общественного
развития.

Урок обобщения
по теме
«Социальная
сфера».

44-45 Политика и власть

2

46-47 Политическая
система

2

48-49 Гражданское
общество и
правовое
государство

2

50-51 Демократические
выборы

2

Устный опрос. Заполнение
таблиц «Структура
политической системы»,
«Функции государства»,
«Политические режимы».
Устный опрос. Выполнение
индивидуальных заданий.
Работа с текстом учебника и
выполнение заданий.

Знание базовых понятий «демографическая ситуация,
рождаемость, смертность, депопуляция, иммиграция».
Понимание взаимосвязи демографических процессов и
социальной политики. Целостное представление о
демографических процессах. Понимание влияния
демографических процессов на роль России в
многообразном глобальном мире.
Актуализировать имеющиеся знания о существовании и
положении определённых социальных групп в различные
периоды жизни общества.

Владение базовыми понятиями «система, государство,
политический режим». Сформированность навыков
оценивания политической информации. Владение умением
применять полученные знания, прогнозировать последствия
принимаемых решений.
Владение понятиями «правовое государство, гражданское
общество». Умение выявлять взаимосвязи правового
государства и гражданского общества, личности и
государства. Умение применять знания о правовом
государстве и гражданском обществе в повседневной
жизни.
Устный опрос.
Владение понятием «демократические выборы». Умение
Самостоятельная работа с
критически воспринимать предвыборную информацию из
источниками. Решение
различных источников, делать самостоятельные выводы.
учебно–познавательных задач. Умение оценивать предвыборные программы и заявления
кандидатов с точки зрения их актуальности и
реалистичности, соответствия собственным взглядам и
ожиданиям.

§19
Вопросы и
задания к
параграфу.

Повторить
§ 13-19

§20
Вопросы и
задания к
параграфу.
§21.
Вопросы
для
самопровер
ки
§22.
Документ к
параграфу.
Задания №
4, 5.
§23.
Документ к
параграфу.
Задание 2.

28

52-53 Политические
партии и
партийные
системы

2

54-55 Политическая
элита и
политическое
лидерство

2

56-57 Политическое
сознание

2

58-59 Политическое
поведение

2

Устный опрос. Выполнение
индивидуальных заданий.
Практическая работа по
выполнению заданий.
Заполнение таблицы «Типы
партийных систем».

Владение понятиями «политическая партия, общественно –
политическое движение, партийная система». Умение
давать оценку деятельности политических партий и
общественно – политических движений с позиций
демократических ценностей и норм. Умение применять
полученные знания о российской многопартийности в
повседневной жизни.
Устный опрос. Выполнение
Владение понятиями «политическая элита, политическое
индивидуальных заданий.
лидерство, политический лидер». Владение умениями
Практическая работа с
применять полученные знания о политической элите и
текстами. Задания в формате политическом лидерстве в общественно – политической
ЕГЭ.
жизни. Сформированность навыков оценивания
политической информации, её поиска в источниках
политико-идеологического характера для объяснения и
оценки политических явлений и процессов.
Устный опрос. Выполнение
Владение понятиями «политическое сознание, политическая
индивидуальных заданий.
идеология, политическая психология». Умение оценивать
Самостоятельная работа –
деятельность политических институтов и политиков (цели,
таблица «Современные
методы, эффективность), а также прогнозировать
политические идеологии».
последствия принимаемых ими решений. Умение
применять полученные знания при оценке текущих и
исторических событий.
Устный опрос. Выполнение
Владение понятиями «политическое поведение,
индивидуальных заданий.
политическое участие, политический экстремизм»,
Самостоятельная работа с
классификация форм политического поведения и способов
текстом и ответы на вопросы. его регулирования. Умение анализировать политическое
поведение и давать ему оценку в зависимости от формы.
Умение применять полученные знания о многообразных
формах политического поведения при оценке текущих и
исторических событий и при выборе собственной формы
политического поведения.

§24.
Задание №
2 к §.

§ 25
Вопросы
для
самопровер
ки

§26
Вопросы и
задания к
параграфу.

§27.
Вопросы
для
самопровер
ки

29

60-61 Политический
процесс и
культура
политического
участия

2

Устный опрос. Решение
учебно–познавательных задач.
Выполнение тестовых
заданий.

62-63 Урок обобщения
по теме
«Политическая
жизнь общества»

2

Фронтальный опрос.
Выполнение
дифференцированных
заданий. Тестирование.

2

Работа с документами.
Практическая работа с
вопросами для самопроверки
и заданиями.
Фронтальный опрос.
Выполнение
дифференцированных
заданий.
Выполнение тестовых
заданий и заданий в формате
ЕГЭ.
Контрольная работа по
итогам семестра

64-65

Взгляд в
будущее
(заключение)

66-68 Итоговое
повторение
(общество и
человек;
экономика и
социальные
отношения;
правовое
регулирование
общественных
отношений).

3

Владение понятиями «политический процесс, политическое
участие, политическая культура». Умение выявлять связи
между политическим процессом, участием в нём граждан и
уровнем их политической культуры. Умение применять
знания о возможных формах участия гражданина в
политическом процессе для выбора адекватных целей и
средств собственных политических действий.
Фактор использования политической власти. Политическая
деятельность, направленная на использование власти для
достижения определённых целей – изменения или
сохранения существующего общественного устройства.
Владение понятиями «угрозы и вызовы 21 века,
постиндустриальное общество».
Правильное использование основных экономических
терминов.
Характеризовать основные социальные группы российского
общества, распознавать их сущностные признаки.
Характеризовать государственное устройство Российской
Федерации, описывать полномочия и компетенцию
различных органов государственной власти и управления;
Анализировать несложные практические ситуации,
связанные с гражданскими, семейными, трудовыми
правоотношениями.
Объяснять на конкретных примерах особенности правового
положения и юридической ответственности
несовершеннолетних;
Находить, извлекать и осмысливать информацию правового
характера, полученную из доступных источников,
систематизировать, анализировать полученные данные.

§28.
Задания
№ 1, 2, 3

Повторить
§20 - 28

Стр. 320-326

Ответы на
вопросы,
решение
тестов

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».