МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский" МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ" Приложение к ООП СОО Утвержденное приказом от 30.08.2022№ 89/2 ОД (с изменениями приказ от 30.08.2023 г. № 110/2 - ОД) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии 10 класс, углублённый уровень с. Прокопьевская Салда, 2023 г. Рабочая программа по биологии (углубленный уровень), на уровне среднего общего образования (10-11 классы), составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.), в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования Данная рабочая программа реализуется на основе УМК «Биология 10-11 классы, базовый и углубленный уровень» Агафонова И. Б. Сивоглазов В. И. В Учебном плане на изучение учебного предмета биология на углубленном уровне отводится в 10 классе – 3 часа в неделю,что составляет 102 часа в год, I.Планируемые результаты (углублённый уровень) освоения учебного предмета, курса Ценностные ориентиры содержания курса биологии В процессе освоения курса учащийся получит возможность приобрести познавательные ценности: • умение критически оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; • владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; нравственные ценности: • способность анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; • формирование убежденности в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований; коммуникативные ценности: • владение языковыми средствами — ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Программой предусмотрен интегрированный подход к обучению с привлечением информационно-коммуникативных технологий и использованием учебно-методических комплектов серии «Навигатор», которые позволяют реализовать личностно-ориентированный подход к обучению путем создания индивидуальных образовательных траекторий. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования к результатам освоения основной образовательной программы к окончанию одиннадцатого класса у учащихся необходимо сформировать мировоззрение, отвечающее современному уровню развития науки и общественной практики, общечеловеческим ценностям и идеалам гражданского общества; основы саморазвития и самовоспитания; навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Школьники должны освоить межпредметные понятия и универсальные учебные действия и научиться их использовать в учебной и познавательной деятельности, а также уметь формировать и реализовывать индивидуальные образовательные траектории. В предметной области при углубленном изучении предполагается: • формирование системы научных знаний об общих закономерностях, законах, теориях современной биологической науки; • формирование умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений, прогнозировать последствия значимых биологических исследований; • овладение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования; • овладение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата. В процессе изучения курса также ожидается достижение следующих личностных результатов: • Проявление чувства российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; • ответственное отношение к учебе, готовность и способность к самообразованию; • формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии; • способность строить индивидуальную образовательную траекторию; • формирование целостного естественнонаучного мировоззрения; • соблюдение правил поведения в природе; • умение реализовать теоретические познания на практике; • способность признавать собственные ошибки и исправлять их; • умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения; • критичное отношение к собственным поступкам, осознание ответственности за их результаты; • уважительное и доброжелательное отношение к другим людям; • умение слушать и слышать других, вести дискуссию, оперировать фактами. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ. Метапредметными результатами освоения курса биологии являются: • овладение составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; • умение самостоятельно определять цели и составлять планы; • умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; • умение использовать все возможные ресурсы для достижения целей; • умение выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; • 69 • умение осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. II. Содержание учебного предмета, курса ВВЕДЕНИЕ (1 ч) Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также среди биологических наук. Цель и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли. Система живой природы. Царства живой природы. Раздел 1 Биология как наука. Методы научного познания (6 ч) Тема 1.1 КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОЛОГИИ (2 ч) Структура биологии как науки. Науки о живой природе, их классификация по объектам исследования, изучаемым проявлениям жизни; комплексные науки и их практическое значение. Систематика и ее принципы. Эволюционное учение и этапы его становления. Этапы развития биологии. Вклад отдельных ученых в развитие биологии как науки. Демонстрация. Биографии и портреты (изображения) ученых, внесших вклад в становление и развитие биологии как науки. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • определение биологии как науки; • основоположников биологии как науки, основоположников научной (западной) медицины, анатомии, физиологии; • создателей клеточной теории; • создателей современного эволюционного учения и этапы его становления; • вклад отечественных ученых в развитие биологии как науки; • классификацию биологических наук; • особенности отдельных биологических дисциплин в системе биологии как комплексной науки; • значение биологии как науки. Учащиеся должны уметь: • классифицировать биологические науки; • оценивать вклад отдельных ученых в развитие биоло- гии; • хаактеризовать роль биологии в формировании совре менной естественнонаучной картины мира. Тема 1.2 СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ И СВОЙСТВА ЖИВОГО (2 ч) Жизнь как общенаучное и биологическое понятие. Определения жизни. Химический состав и клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Демонстрация. Свойства живого (анимации). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • определение жизни; • свойства живых систем; • особенности проявления различных свойств живого. Учащиеся должны уметь: • давать определение жизни; • приводить примеры проявлений свойств живого. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны уметь: • работать с учебником, составлять конспект параграфа; • разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации; • готовить устные сообщения и рефераты на заданную тему; • пользоваться поисковыми системами Интернета. Тема 1.3 УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ (2 ч) Уровни организации живой природы. Иерархия уровней. Методы познания живой природы и их особенности. Этапы научного исследования. Приборы и аппараты для биологических исследований. Демонстрация. Уровни организации живой материи (анимация). Лабораторные и практические работы Микроскопия как метод биологического исследования (виртуально и с натуральными световыми микроскопами и препаратами). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • определение уровней организации живой природы; • уровни организации живой природы; • иерархию уровней организации; • методы познания живой природы; • этапы научного исследования. Учащиеся должны уметь: • распределять уровни организации живой природы в соответствии с их иерархией; • приводить примеры проявлений свойств живого на разных уровнях; • составлять план научного исследования и проведения биологического эксперимента. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны уметь: • работать с разными источниками информации; • пользоваться поисковыми системами Интернета. Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира. Межпредметные связи Неорганическая химия. Химические элементы периодической системы Д. И. Менделеева и их основные свойства. Органическая химия. Основные группы органических соединений. Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе. История. Культура Западной Европы конца XV — первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия. Раздел 2 Клетка (30 ч) Тема 2.1 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ (2 ч) Клетка как структурная и функциональная единица живого. История изучения клетки. Прокариотическая и эукариотическая клетки. Свойства клеток, многообразие клеток человеческого организма. Принципиальная схема строения клетки. Цитология как наука. Связь цитологии с другими науками. Клеточная теория и ее основные положения. Вклад Р. Гука, А. Левенгука, Р. Броуна, К. Бэра, М. Шлейдена, Т. Шванна и Р. Вирхова в изучение клетки и становление клеточной теории. Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Модели клетки. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • строение прокариотической клетки; • многообразие прокариот; • строение эукариотической клетки; • многообразие эукариот; • клетки одноклеточных и многоклеточных организмов; • особенности растительных и животных клеток; • положения клеточной теории строения организмов. Учащиеся должны уметь: • работать со световым микроскопом; • описывать картины, видимые в световой микроскоп. Основные понятия. Клетка. Цитология. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Положения клеточной теории строения организмов. Тема 2.2 ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ (2 ч) Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы и их классификация, микроэлементы, ультрамикроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Демонстрация. Схема (диаграмма) распределения химических элементов в неживой и живой природе. Периодическая система химических элементов Менделеева (можно виртуально при помощи мультимедийного приложения к учебнику). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • макро- и микроэлементы, входящие в состав живого, и их роль в организме. Учащиеся должны уметь: • характеризовать функциональную роль отдельных химических элементов в клетке. Основные понятия. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Тема 2.3 НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ (1 ч) Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Демонстрация. Схема строения молекулы воды. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • химические свойства и биологическую роль воды; • роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Учащиеся должны уметь: • объяснять причины особых свойств воды. Основные понятия. Свойства воды. Минеральные соли. Анионы и катионы. Водородные связи. Гидрофильность и гидрофобность. Тема 2.4 ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ЛИПИДЫ (3 ч) Органические молекулы. Низкомолекулярные и высокомолекулярные соединения. Липиды: их строение, классификация и биологическая роль. Химические свойства липидов. Нейтральные жиры: химическая организация и свойства. Роль и свойства простых, сложных липидов и липоидов. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • принципы структурной организации и функции липидов; • классификацию липидов. Учащиеся должны уметь: • характеризовать функции липидов; • различать липиды и жиры как варианты липидов; • приводить примеры различных липидов (простых, сложных, липоидов). Основные понятия. Биологические полимеры: регулярные и нерегулярные, гомополимеры и гетерополимеры. Липиды. Нейтральные жиры, липоиды. Тема 2.5 ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. УГЛЕВОДЫ. БЕЛКИ (4 ч) Углеводы: строение и биологическая роль. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Особенности структурной организации, химические свойства и биологическая роль отдельных полисахаридов. Белки — биологические полимеры, их структурная организация. Мономеры белков. Функции белковых молекул. Белки-ферменты. Структура белка: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Разновидности вторичной и третичной структур. Денатурация и ренатурация белков. Демонстрация. Объемные модели структурной организации биологических полимеров — белков. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • принципы структурной организации и функции белков и углеводов; • виды межмолекулярных взаимодействий (водородные связи, гидрофобные и электростатические взаимодействия); • особенности структурной организации и химические основы формирования первичной, вторичной и третичной структур белка; • классификацию углеводов; • химическую характеристику отдельных полисахаридов (крахмала, гликогена, целлюлозы, хитина). Учащиеся должны уметь: • объяснять принцип действия ферментов; • характеризовать функции белков и углеводов; • приводить примеры различных углеводов (моносахаридов, олигосахаридов, полисахаридов); • приводить примеры фибриллярных, глобулярных белков и белков, обладающих четвертичной структурой. Основные понятия. Мономеры. Полимеры. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды, полисахариды. Белки. Биологические полимеры. Пептидная связь. Денатурация и ренатурация белков. Тема 2.6 ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ (4 ч) ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. Матричная и кодирующая цепи ДНК. РНК: структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. Мономеры нуклеиновых кислот — нуклеотиды. Правило Чаргаффа. Демонстрация. Объемные модели нуклеиновых кислот. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • принципы структурной организации и функции нуклеиновых кислот; • структуру нуклеиновых кислот. Учащиеся должны уметь: • характеризовать функции нуклеиновых кислот; • различать нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). Основные понятия. Нуклеиновые кислоты. Репликация ДНК. Транскрипция. Нуклеотид. Нуклеозид. Комплементарность. Тема 2.7 ЭУКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА. ЦИТОПЛАЗМА. ОРГАНОИДЫ (4 ч) Эукариотическая клетка. Плазматическая мембрана и ее функции. Транспортная функция мембраны. Активный и пассивный транспорт. Пиноцитоз и фагоцитоз. Оболочка клетки (плазматическая мембрана, надмембранный аппарат и субмембранный комплекс). Цитоплазма эукариотической клетки. Органоиды цитоплазмы, их структура и функции. Классификация органоидов. Особенности структурной организации и функции отдельных органоидов клетки. Происхождение органоидов в процессе онто- и филогенеза. Особенности двухмембранных органоидов клетки. Классификация и происхождение пластид. Цитоскелет. Включения, их значение и роль в метаболизме клеток. Особенности строения растительной клетки. Демонстрация. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Лабораторные и практические работы Органоиды клетки (виртуально с помощью мультимедийного приложения к учебнику). Наблюдение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах. Изготовление и описание микропрепаратов клеток растений. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • строение эукариотической клетки; • виды транспорта через плазматическую мембрану; • функции органоидов; • особенности растительных и животных клеток; • классификацию органоидов клетки и особенности их структурной организации. Учащиеся должны уметь: • характеризовать функции органоидов; • различать плазматическую мембрану и оболочку клетки; • отличать друг от друга виды активного и пассивного транспорта через мембрану; • определять значение включений. Основные понятия. Эукариотическая клетка. Плазматическая мембрана. Органоиды цитоплазмы. Немембранные, одномембранные и двухмембранные органоиды. Включения. Тема 2.8 КЛЕТОЧНОЕ ЯДРО. ХРОМОСОМЫ (2 ч) Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко и их функции. Хромосомы. Гомологичные хромосомы. Кариотип. Наборы хромосом. Уровни упаковки хроматина. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • строение и функции ядра; • классификацию и строение хромосом; • значение постоянства числа и формы хромосом в клетке. Учащиеся должны уметь: • описывать генетический аппарат клеток-эукариот; • описывать строение и функции хромосом; • характеризовать первичную перетяжку; • давать определение кариотипа и характеризовать его. Основные понятия. Хромосомы. Гомологичные хромосомы. Кариотип. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом. Первичная перетяжка. Центромера. Кинетохор. Тема 2.9 ПРОКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА (2 ч) Прокариотические клетки; форма и размеры. Классификация бактерий по форме клетки и особенностям метаболизма. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот (способы питания, отношение к кислороду). Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение (деление и половой процесс). Место и роль прокариот в биоценозах. Лабораторные и практические работы Изучение клеток бактерий на готовых микропрепаратах. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • строение прокариотической клетки; • многообразие прокариот. Учащиеся должны уметь: • характеризовать организацию метаболизма у прокариот; • классифицировать бактерии по форме клеток, толщине клеточной стенки, особенностям метаболизма; • описывать генетический аппарат бактерий, спорообразование и размножение. Основные понятия. Прокариоты, бактерии, цианобактерии. Нуклеоид. Капсула. Спора. Муреин. Мезосома. Тема 2.10 РЕАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ В КЛЕТКЕ (4 ч) Ген, генетический код, свойства генетического кода. Этапы реализации генетической информации в клетке (транскрипция и трансляция). Матричный синтез. Кодирующая и матричные цепи ДНК. Демонстрация. Таблица генетического кода. Пространственная модель ДНК. Схема биосинтеза белка. Лабораторные и практические работы Решение задач по молекулярной биологии на построение нуклеиновых кислот по принципу комплементарности и определение последовательности аминокислот в белке по ДНК и РНК. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • определение гена; • свойства генетического кода; • принцип матричного синтеза; • этапы реализации наследственной информации. Учащиеся должны уметь: • использовать принцип комплементарности при построении нуклеиновых кислот; • описывать процессы, происходящие при биосинтезе белка. Основные понятия. Ген, генетический код. Кодон. Триплет. Антикодон. Транскрипция. Трансляция. Матричный синтез. Кодирующая и матричная цепи ДНК. Тема 2.11 НЕКЛЕТОЧНАЯ ФОРМА ЖИЗНИ: ВИРУСЫ (2 ч) Особенности строения и размножения вирусов. История открытия вирусов. Значение вирусов в природе и жизни человека. Многообразие вирусов. Жизненный цикл ВИЧ. Вирусные заболевания и профилактика их распространения. СПИД и меры его профилактики. Демонстрация. Схема строения вируса. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • особенности строения вирусов; • многообразие вирусов; • вирусные болезни животных и человека; • меры профилактики вирусных заболеваний животных и человека. Учащиеся должны уметь: • характеризовать способы проникновения вирусов в клетку; • описывать жизненный цикл ВИЧ. Основные понятия. Вирус. Бактериофаг. Капсид. Дополнительная оболочка. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны уметь: • составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний; • обобщать информацию и делать выводы; • работать с дополнительными источниками информации; • самостоятельно составлять схемы процессов и связный рассказ по ним; • работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопического исследования. Межпредметные связи Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, липиды, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики и оптики. Раздел 3 Организм (65 ч) Тема 3.1 ОРГАНИЗМ — ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 ч) Разнообразие организмов (одноклеточные и многоклеточные организмы). Многоклеточный организм как дискретная система (ткани, органы). Колониальные организмы. Примеры одноклеточных организмов, относящихся к разным царствам. Органоиды специального назначения у одноклеточных организмов. Примеры колониальных организмов. Ткани растений и животных. Демонстрация. Примеры одноклеточных и многоклеточных организмов. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • определение организма; • многообразие организмов (одноклеточные, колониальные, многоклеточные); • классификацию тканей растений и животных. Учащиеся должны уметь: • различать одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы. Основные понятия. Организм. Одноклеточный организм. Многоклеточный организм. Ткань. Орган. Тема 3.2 ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН (4 ч) Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен. АТФ как универсальный источник энергии. Макроэргические связи. Этапы энергетического обмена, расщепление глюкозы. Фосфорилирование. Особенности метаболизма у бактерий и грибов. Брожение и его разновидности. Демонстрация. Схема обмена веществ. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • этапы обмена веществ; • виды брожения; • основное энергетическое уравнение; • этапы энергетического обмена; • место протекания этапов энергетического обмена. Учащиеся должны уметь: • описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке; • отличать гликолиз и брожение; • приводить поэтапно процесс энергетического обмена. Основные понятия. Обмен веществ. Метаболизм. Энергетический обмен. Пластический обмен. АТФ. Гликолиз. Брожение. Клеточное дыхание. Окислительное фосфорилирование. Тема 3.3 ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОБМЕН. ФОТОСИНТЕЗ (4 ч) Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Окислительное фосфорилирование. Фотосистемы. Фотолиз воды. Электронно-транспортная система. Переносчики водорода. Особенности обмена веществ у растений, животных и грибов. Демонстрация. Схема фотосинтеза. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • примеры пластического обмена; • этапы фотосинтеза и его роль в природе; • место протекания в клетке световой и темновой фаз фотосинтеза; • процессы, происходящие во время световой и темновой фаз фотосинтеза. Учащиеся должны уметь: • описывать обмен веществ и превращение энергии в клет ке; • приводить подробную схему процессов фотосинтеза и биосинтеза белка. Основные понятия. Автотрофы. Гетеротрофы. Фотосинтез. Световая фаза. Темновая фаза. Окислительное фосфорилирование. Граны. Тилакоиды. НАДФ. Фотолиз. Фото- система. Хлорофилл. Тема 3.4 ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ. МИТОЗ (3 ч) Жизненный цикл клетки и его продолжительность. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Продолжительность митоза. Этапы спирализации хромосом. Демонстрация. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Лабораторные и практические работы Изучение митоза в клетках корешка лука (виртуально и/ или на готовых препаратах). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • митотический и жизненный цикл клетки и их продолжительность; • процессы, происходящие на каждой фазе митоза; • варианты митоза; • особенности митоза в растительных и животных клетках; • этапы спирализации хромосом; • биологическое значение митоза. Учащиеся должны уметь: • описывать строение и функции хромосом; • давать определение кариотипа и характеризовать его; • описывать митоз по фазам; • различать митотический (клеточный) цикл и жизненный цикл клетки. Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Профаза. Метафаза. Анафаза. Телофаза. Репликация (редупликация) ДНК. Спирализация хромосом. Тема 3.5 РАЗМНОЖЕНИЕ: БЕСПОЛОЕ И ПОЛОВОЕ (4 ч) Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Виды бесполого размножения. Варианты вегетативного размножения. Вегетативные органы растений. Деление. Спорообразование. Почкование. Фрагментация. Половое размножение живот- ных и растений; гаметы, половой процесс. Биологическое значение полового размножения. Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие способы вегетативного размножения растений; микропрепараты яйцеклеток; фотографии, отражающие разнообразие потомства у одной пары родителей. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • формы и распространенность бесполого размножения; • особенности бесполого размножения растений и животных; • сущность полового размножения и его биологическое значение. Учащиеся должны уметь: • характеризовать биологическое значение бесполого размножения; • различать формы бесполого размножения; • различать спору как специализированную клетку, предназначенную для бесполого размножения, и спору бактерий; • объяснять преимущество полового размножения. Основные понятия. Размножение. Бесполое размножение. Половое размножение. Вегетативное размножение. Деление. Спорообразование. Спора. Регенерация. Клон. Спорангии. Вегетативные органы. Однодомные и двудомные растения. Половой диморфизм. Тема 3.6 ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК. МЕЙОЗ (4 ч) Мейоз и его отличия от митоза. Биологическое значение мейоза. Особенности профазы I. Гаметогенез. Этапы образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Значение гаметогенеза. Партеногенез как вариант полового размножения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • сущность мейоза и его биологическое значение; • процесс гаметогенеза и его этапы. Учащиеся должны уметь: • характеризовать биологическое значение полового размножения; • объяснять процесс мейоза и характеризовать его этапы; • описывать процесс гаметогенеза и выделять особенности сперматогенеза и овогенеза; • различать сперматозоиды и спермии; • выделять особенности протекания гаметогенеза у растений и животных; • определять роль мейоза в жизненных циклах различных организмов. Основные понятия. Мейоз. Биваленты. Тетрады. Кроссинговер. Гаметы. Яйцеклетка. Сперматозоид. Спермий. Гаметогенез. Сперматогенез. Овогенез. Стадия размножения. Стадия роста. Стадия созревания. Стадия формирования. Раздельнополые организмы. Гермафродиты. Партеногенез. Тема 3.7 ОПЛОДОТВОРЕНИЕ (2 ч) Оплодотворение и его сущность. Биологический смысл оплодотворения. Варианты оплодотворения (наружное, внутреннее, перекрестное, самооплодотворение, естественное и искусственное). Особенности оплодотворения у растений. Двойное оплодотворение у покрытосеменных. Искусственное оплодотворение у человека и принципы лечения бесплодия. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • сущность оплодотворения и его разновидности; • причины появления различных типов оплодотворения; • почему оплодотворение происходит преимущественно внутри вида; • суть двойного оплодотворения. Учащиеся должны уметь: • объяснять процесс оплодотворения и образования зиготы; • описывать процесс оплодотворения у представителей разных систематических групп (отделов растений и типов животных). Основные понятия. Оплодотворение: наружное, внутреннее. Осеменение. Зигота. Двойное оплодотворение. Искусственное оплодотворение. Экстракорпоральное оплодотворение. Тема 3.8 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (6 ч) Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Взаимодействие трех зародышевых листков. Однояйцевые (монозиготные) близнецы. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие процессы ранних этапов эмбрионального развития и метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуекрылых, амфибий); схемы преобразования органов и тканей в процессе онто- и филогенеза. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • определение понятия «онтогенез»; • периодизацию индивидуального развития; • этапы эмбрионального развития; • источники развития органов в процессе онтогенеза; • формы постэмбрионального развития; • особенности прямого развития; • особенности внутриутробного развития; • основной биогенетический закон. Учащиеся должны уметь: • описывать процессы, происходящие при дроблении, гаструляции и органогенезе; • характеризовать формы постэмбрионального развития; • различать полный и неполный метаморфоз; • раскрывать биологический смысл развития с метаморфозом; • характеризовать этапы онтогенеза. Основные понятия. Онтогенез. Типы онтогенеза. Эмбриогенез. Дробление (бластуляция). Морула. Гаструляция. Нейрула и нейруляция. Дифференцировка клеток. Органогенез. Метаморфоз. Монозиготные близнецы. Плацента. Эмбриональный период развития. Постэмбриональны период развития. Рост: ограниченный и неограниченный. Тема 3.9 ОНТОГЕНЕЗ ЧЕЛОВЕКА. РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ (4 ч) Особенности эмбрионального развития человека. Процессы, происходящие на ранних этапах эмбриогенеза (формирование морулы и бластулы). Первый этап дифференцировки клеток зародыша. Предплодный и плодный периоды. Формирование зародышевых (временных, провизорных) органов. Рождение. Постэмбриональный период развития: дорепродуктивный, репродуктивный периоды, старение и смерть). Половое созревание. Критические периоды онтогенеза. Влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие зародыша и репродуктивное здоровье человека. Механизмы старения. Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие процессы ранних этапов эмбрионального развития человека. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • особенности онтогенеза человека; • периодизацию индивидуального развития человека; • этапы эмбрионального развития человека; • специальные (временные, провизорные) органы; • особенности и периодизацию постэмбрионального развития человека; • механизмы старения организма. Учащиеся должны уметь: • описывать процессы, происходящие при дроблении, гаструляции и органогенезе человека; • различать зародышевый и плодный, эмбриональный и постэмбриональный этапы; • характеризовать постэмбриональное развитие человека по этапам и критические периоды онтогенеза; • характеризовать факторы риска при развитии зародыша (влияние алкоголя, никотина, вирусных заболеваний матери). Основные понятия. Морула. Бластула. Гаструла. Нейрула. Специальные органы. Дорепродуктивный период. Репродуктивный период. Период старения. Тема 3.10 ГЕНЕТИКА — НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ. Г. МЕНДЕЛЬ — ОСНОВОПОЛОЖНИК ГЕНЕТИКИ (2 ч) История развития генетики. Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Основные понятия генетики (ген, локус, гомологичные хромосомы, гомозигота, гетерозигота, доминантность, рецессивность, генотип, фенотип). Гибридологический метод изучения наследственности. Методы генетики. Значение генетики. Демонстрация. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • определение генетики как науки; • основные генетические понятия: «ген», «аллель», «доминантный признак», «рецессивный признак», «фенотип», «генотип», «гомозигота», «гетерозигота»; • сущность гибридологического метода изучения наследственности; • методы генетики (генеалогический, близнецовый, биохимический, цитогенетический, популяционно-статистический); • особенности гороха, которые позволили Менделю выявить статистические закономерности наследования признаков (быстрое размножение, способность к самоопылению и получению чистых линий, наличие ярко выраженных альтернативных признаков). Учащиеся должны уметь: • использовать генетическую символику при составлении схем скрещивания; • записывать генотипы организмов и выписывать их гаметы; • различать гомо- и гетерозиготные организмы. Основные понятия. Наследственность. Изменчивость. Ген. Генотип. Фенотип. Аллель. Доминантный признак. Рецессивный признак. Гибрид. Альтернативный признак. Гомозигота. Гетерозигота. Тема 3.11 ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ. МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (4 ч) Моногибридное скрещивание. Доминантные и рецессивные признаки. Аллели и аллельные гены. Гомозиготы и гетерозиготы. Первый закон Менделя — закон единообразия гибридов первого поколения (правило доминирования). Не- полное доминирование или промежуточное наследование. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон (гипотеза) чистоты гамет. Цитологические основы моногибридного скрещивания. Демонстрация. Схемы скрещивания, иллюстрирующие опыты Г. Менделя по моногибридному скрещиванию. Лабораторные и практические работы Решение задач на моногибридное скрещивание. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • первый и второй законы Менделя; • закон чистоты гамет; • цитологическиеосновы моногибридного скрещивания. Учащиеся должны уметь: • давать определение гомозигот и гетерозигот; • составлять схемы моногибридного скрещивания при полном и неполном доминировании; • различать расщепление по фенотипу и генотипу; • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание. Основные понятия. Доминантный признак, рецессивный признак. Аллель, аллельные гены. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Закон чистоты гамет. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Тема 3.12 ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ. ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (4 ч) Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования признаков. Анализирующее скрещивание. Полигибридное скрещивание. Демонстрация. Схемы скрещивания, иллюстрирующие опыты Г. Менделя по дигибридному скрещиванию. Лабораторные и практические работы Решение задач на дигибридное скрещивание. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • третий закон Менделя. Учащиеся должны уметь: • составлять схемы дигибридного скрещивания; • составлять решетку Пеннета; • считать количество гамет и возможных потомков в зависимости от генотипа родителей; • решать генетические задачи на дигибридное скрещивание. Основные понятия. Закон независимого наследования признаков. Анализирующее скрещивание. Решетка Пеннета. Тема 3.13 ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ (4 ч) Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Группа сцепления. Причины нарушения сцепления генов. Расстояние между генами и частота кроссинговера. Генетические карты хромосом. Молекулярногенетические карты. Демонстрация. Схемы скрещивания, иллюстрирующие опыты Т. Моргана и кроссинговер. Лабораторные и практические работы Решение задач на сцепленное наследование признаков и определение расстояния между генами. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • основные положения хромосомной теории наследственности; • закон Моргана; • причины нарушения сцепления; • зависимость частоты кроссинговера от расстояния между генами. Учащиеся должны уметь: • составлять схемы скрещивания при сцепленном наследовании признаков; • решать задачи на сцепленное наследование признаков, частоту кроссинговера и расстояния между генами; • рассчитывать расстояние между генами по частоте кроссинговера и определять процент кроссоверных гамет и потомков по расстоянию между генами. Основные понятия. Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Кроссинговер. Группа сцепления. Морганида. Кроссоверные гаметы и организмы. Тема 3.14 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕНЕ И ГЕНОМЕ (2 ч) Геном. Генотип как система взаимодействующих генов. Геном человека. Механизмы активации и подавления активности генов. Строения оперона. Структурные и регуляторные гены и участки гена. Ген эукариот и прокариот. Взаимодействия аллельных и неаллельных генов. Плейотропия. Экспрессивность и пенетрантность. Демонстрация. Схемы геномов и генотипов. Лабораторные и практические работы Решение задач на взаимодействие аллельных и неаллельных генов и пенетрантность. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • определение понятий «геном» и «генотип»; • виды взаимодействия генов. Учащиеся должны уметь: • различать понятия «геном», «генотип», «генофонд»; • определять виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов; • приводить примеры плейотропного действия генов; • решать задачи на взаимодействие аллельных и неаллельных генов и пенетрантность. Основные понятия. Ген. Геном. Генотип. Взаимодействия генов. Тема 3.15 ГЕНЕТИКА ПОЛА (4 ч) Хромосомное определение пола. Аутосомы и половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Типы определения пола (прогамное, сингамное и эпигамное). Признаки, сцепленные с полом. Заболевания и дефекты, сцепленные с половыми хромосомами. Демонстрация. Схемы хромосомного определения пола. Лабораторные и практические работы Решение задач на сцепленное с полом наследование признаков. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • типы определения пола; • признаки, сцепленные с полом; • гомогаметный и гетерогаметный пол у различных организмов. Учащиеся должны уметь: • составлять схемы скрещивания при наследовании признаков, сцепленных с полом; • решать задачи на наследование признаков, сцепленных с половыми хромосомами; • приводить примеры заболеваний и дефектов, сцепленных с половыми хромосомами; • определять гомогаметный и гетерогаметный пол по схемам скрещивания; • приводить примеры определения пола у различных организмов. Основные понятия. Пол. Гомогаметный пол. Гетерогаметный пол. Признаки, сцепленные с полом. Гемофилия. Дальтонизм. Тема 3.16 ИЗМЕНЧИВОСТЬ: НАСЛЕДСТВЕННАЯ И НЕНАСЛЕДСТВЕННАЯ (4 ч) Изменчивость как одно из основных свойств живых организмов. Наследственная (генотипическая, индивидуальная, неопределенная). Мутационная и комбинативная изменчивость. Мутации и мутагены. Ненаследственная (определенная, групповая, модификационная) изменчивость. Модификации. Норма реакции. Кривая нормального распределения (кривая Гаусса). Статистические закономерности модификационной изменчивости. Демонстрация. Примеры наследственной (мутационной и комбинативной) и ненаследственной (модификационной) изменчивости, механизмов мутаций. Лабораторные и практические работы Изучение модификационной изменчивости на примере растений, составление вариационного ряда и вариационной кривой. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • определение и классификацию изменчивости; • классификацию наследственной изменчивости; • классификацию мутаций по разным признакам; • примеры модификаций. Учащиеся должны уметь: • различать виды изменчивости; • оценивать возможные последствия влияния мутагенов на организм; • оценивать роль внешней среды в развитии и проявлении признаков. Основные понятия. Изменчивость: наследственная и ненаследственная. Мутации. Мутагены. Модификации. Норма реакции. Тема 3.17 ГЕНЕТИКА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (2 ч) Генетика человека и ее разделы. Методы генетики человека. Наследственные болезни, генные и хромосомные. Аномалии развития. Соматические и генеративные мутации. Принципы здорового образа жизни, диагностики, профилактики и лечения генетических болезней. Медикогенетическое консультирование. Демонстрация. Примеры генных и хромосомных болезней человека. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • классификацию мутаций и наследственных болезней человека; • генные и хромосомные болезни человека и их проявления; • принципы здорового образа жизни; • методы диагностики, профилактики и лечения наследственных болезней. Учащиеся должны уметь: • различать наследственные болезни человека; • приводить примеры генных и хромосомных болезней человека; • оценивать факторы риска возникновения наследственных болезней человека. Основные понятия. Генные болезни. Хромосомные болезни. Соматические мутации. Генеративные мутации. Тема 3.18 СЕЛЕКЦИЯ: ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ (4 ч) Селекция. Порода, сорт, штамм. Методы селекции. Центры происхождения культурных растений. Вклад Н. И. Вавилова в развитие генетики и селекции. Демонстрация. Карта центров происхождения культурных растений. Изображения пород различных домашних животных и сортов культурных растений. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • определение селекции как науки и ее теоретические основы (генетика); • методы селекции; • центры происхождения культурных растений Учащиеся должны уметь: • отличать друг от друга методы селекции; • различать понятия «порода», «сорт», «штамм». Основные понятия. Селекция. Порода. Сорт. Штамм. Отбор. Гибридизация. Близкородственное скрещивание. Гетерозис. Чистые линии. Полиплоидия. Тема 3.19 БИОТЕХНОЛОГИЯ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (2 ч) Биотехнология. Генная инженерия. Генетически модифицированные организмы. Клонирование. Этические аспекты биотехнологии. Демонстрация. Схемы клонирования и создания генетически модифицированных организмов. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны знать: • определение и задачи биотехнологии; • методы биотехнологии; • методы генной инженерии; • этические аспекты биотехнологических разработок. Учащиеся должны уметь: • оценивать этические аспекты некоторых биотехнологических разработок; • понимать необходимость биотехнологических исследований для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продукции. Основные понятия. Биотехнология. Генная инженерия. Клонирование. Биоэтика. Межпредметные связи Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Органическая химия. Строение и функции органических молекул и их мутагенное действие. Физика. Рентгеновское и другие излучения. Понятие о дозе излучения и биологической защите. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учащиеся должны уметь: • работать с учебником, составлять конспект параграфа, схемы и таблицы; • разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации; • готовить устные сообщения, рефераты и презентации на заданную тему; • пользоваться поисковыми системами Интернета. III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Из них (количество часов) Кол-во Наименование раздела, темы Лаборатор- Практичес- Контрольчасов ные кие ные (всего) 10 класс (105 часов из них 3 часа резерв) I полугодие 46 ч. Введение 1 Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (6 ч) 1.1 КРАТКАЯ ИСТОРИЯ 2 РАЗВИТИЯ БИОЛОГИИ Входной контрольный тест 1 1 1.2 СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ И 2 СВОЙСТВА ЖИВОГО 1.3 УРОВНИ 2 ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ 1 МАТЕРИИ. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ Раздел 2. Клетка (30 ч) 2.1 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ 2 КЛЕТКИ. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ 2.2 ХИМИЧЕСКИЙ 2 СОСТАВ КЛЕТКИ 2.3 НЕОРГАНИЧЕСКИЕ 1 1 ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ 2.4 ОРГАНИЧЕСКИЕ 3 ВЕЩЕСТВА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ЛИПИДЫ 2.5 ОРГАНИЧЕСКИЕ 4 ВЕЩЕСТВА. УГЛЕВОДЫ. 1 БЕЛКИ 2.6 ОРГАНИЧЕСКИЕ 4 ВЕЩЕСТВА. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ 2.7 ЭУКАРИОТИЧЕСКАЯ 4 КЛЕТКА. ЦИТОПЛАЗМА. 3 ОРГАНОИДЫ 2.8 КЛЕТОЧНОЕ ЯДРО. 2 ХРОМОСОМЫ 2.9 ПРОКАРИОТИЧЕСКАЯ 2 1 КЛЕТКА 2.10 РЕАЛИЗАЦИЯ 4 НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ В КЛЕТКЕ 2.11 НЕКЛЕТОЧНАЯ 2 ФОРМА ЖИЗНИ: ВИРУСЫ Раздел 3. Организм (7 ч) 3.1 ОРГАНИЗМ — ЕДИНОЕ 2 ЦЕЛОЕ. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ 3.2 ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И 4 ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН Итоговый тест за I 1 полугодие 3.3 ПЛАСТИЧЕСКИЙ 1 1 2 1 1 1 1 ОБМЕН. ФОТОСИНТЕЗ Итого за I полугодие: 46 7 II полугодие 58 ч. Раздел 3. Организм (55 ч.) 3.3 ПЛАСТИЧЕСКИЙ 3 ОБМЕН. ФОТОСИНТЕЗ 3.4 ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ. 3 1 МИТОЗ 3.5 РАЗМНОЖЕНИЕ: 4 БЕСПОЛОЕ И ПОЛОВОЕ 3.6 ОБРАЗОВАНИЕ 4 ПОЛОВЫХ КЛЕТОК. МЕЙОЗ 3.7 ОПЛОДОТВОРЕНИЕ 2 3.8 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ 6 РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ 3.9 ОНТОГЕНЕЗ 4 ЧЕЛОВЕКА. РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ 3.10 ГЕНЕТИКА — НАУКА 2 О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ. Г. МЕНДЕЛЬ — ОСНОВОПОЛОЖНИК ГЕНЕТИКИ 3.11 ЗАКОНОМЕРНОСТИ 4 НАСЛЕДОВАНИЯ. МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ 3.12 ЗАКОНОМЕРНОСТИ 4 НАСЛЕДОВАНИЯ. ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ 3.13 ХРОМОСОМНАЯ 4 ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ 3.14 СОВРЕМЕННЫЕ 3 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕНЕ И ГЕНОМЕ 3.15 ГЕНЕТИКА ПОЛА 3 3.16 ИЗМЕНЧИВОСТЬ: 4 НАСЛЕДСТВЕННАЯ И 6 2 1 1 2 2 2 1 2 1 НЕНАСЛЕДСТВЕННАЯ 3.17 ГЕНЕТИКА И 2 ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА Итоговый тест 1 1 3.18 СЕЛЕКЦИЯ: 3 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ 3.19 БИОТЕХНОЛОГИЯ: 2 ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Итого за II полугодие : 56 1 11 2 Итого за год: 102 8 17 4 Календарно-тематическое планирование 10 класс (3 ч в неделю, всего 105 ч) _ углублённый уровень Дата проведени № Виды деятельности я Тема Содержание п/ учащихся Пла Фак п н т •Введение 03.0 03.0 Биология как Повторяют систему 9 9 наука, изучающая живых организмов, живую природу и характеризуют взаимодействия царства живой живых организмов природы и науки, друг с другом и изучающие объектами неживой отдельные царства, природы. Система определяют органического практическое мира. Предмет, значение биологии задачи и место в современном общей биологии в мире системе биологических наук Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (6 ч) •Краткая 03.0 03.0 история История развития Характеризуют 9 9 развития биологии биологии. Научные биологию как теории и науку, ее место и концепции и их роль среди других место в естественнонаучны современной х дисциплин, естественнонаучно выявляют роль й картине мира отдельных ученых 06.0 06.0 9 9 •Входной 10.0 10.0 9 9 •Система 10.0 10.0 9 9 •Методы 13.0 13.0 9 9 •Жизнь 17.0 17.0 9 9 •Свойства 17.0 17.0 9 9 •Уровни контрольный тест биологических наук. изучения биологии. Лаб. работа № 1 «Микроскопия как метод биологического исследования» биологический феномен. как живого организации живой материи. в развитии биологии, определяют этапы развития биологии как науки Решают тестовые задачи на выявление уровня овладения предметными знаниями и УУД за курс основной школы по биологии. Демонстрируют предметные знания за курс «Ведение в общую биологию» Система Систематизируют биологических разделы биологии в наук. Ученые- зависимости от биологи и их вклад объектов в создание исследования и современной исследуемых научной картины проявлений жизни. мира Объекты и методы Знакомятся с изучения биологии. методами познания живой природы, выделяя при этом общенаучные и специальные методы исследования, характеризуют каждый метод исследования в историческом аспекте Жизнь как Определяют биологический понятие «жизнь», феномен. учатся отличать живое от неживого Определения Характеризуют жизни, свойства свойства живого и живого, проявления основные жизни и их проявления жизни. характеристика Структура живой Дают определение материи, уровневая уровням организация организации живого, живого, определяют проявления жизни, объекты и методы изучения живого на разных уровнях Раздел 2. Клетка (30 ч) •История изучения История создания 20.0 20.0 9 9 клетки. клеточной теории и открытия клетки, методы изучения клетки, суть основных положений клеточной теории, авторы клеточной теории и отдельных ее положений. Работы Р. Гука, Р. Броуна, Р. Вирхова, М. Шлейдена и Т. Шванна. • 24.0 24.0 Клеточная теория Место клеточной 9 9 теории в современной естественнонаучно й картине мира •Химический 24.0 24.0 Элементный состав 9 9 состав клетки клетки. Классификация веществ клетки по классам химических соединений, количественному представительству. 27.0 27.0 9 9 иерархию уровней организации и проявления жизни на каждом уровне как предмет изучения биологии. Знакомятся с историей изучения клетки и созданием клеточной теории. Характеризуют основные положения клеточной теории Определяют единство элементного состава как одно из свойств живого, распределяют химические элементы по группам в зависимости от количественного представительства в организме. •Функциональная Классификация Характеризуют роль химических веществ клетки по роль отдельных элементов клетки их роли в элементов жизнедеятельности и структурной 01.1 01.1 0 0 •Неорганические 01.1 01.1 0 0 •Общая 04.1 04.1 0 0 •Липиды: 08.1 08.1 0 0 08.1 08.1 0 0 вещества клетки. Лаб. работа № 2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» характеристика органических веществ их организации Разнообразие неорганических соединений в клетки и их роль в процессах жизнедеятельности и структурировании живого. Особенности воды как химического соединения и ее значение для жизни Определение, классификация, свойства и роль органических соединений в процессе жизнедеятельности и структурированнос ти живого. Биологическая роль, классификация и строение липидов Характеризуют роль воды и минеральных солей в клетке Дают определение и приводят классификацию органических веществ. Классифицируют липиды по строению строение, классификация и биологическая роль. •Химические Гидрофильные и Приводят свойства липидов гидрофобные химические и липоидов свойства липидов особенности и определяют биологическую роль липидов •Классификация, Классификация и Определяют строение, свойства биологическая роль углеводы как класс и биологическая углеводов. органических роль углеводов Строение и соединений, химические классифицируют свойства углеводов углеводы по строению, выясняют биологическую роль углеводов 11.1 11.1 0 0 15.1 15.1 0 0 15.1 15.1 0 0 18.1 18.1 0 0 22.1 22.1 0 0 22.1 22.1 0 0 25.1 25.1 0 0 •Классификация, Классификация Характеризуют строение и белков. Строение и белки с химической химические химические и биологической свойства белков свойства белков точек зрения •Функции белков. Биологическая Определяют биологическую Лаб. работа № 3 роль белков роль белков. «Опыты по определению каталитической активности ферментов» •Пр. работа № 1 Сравнение свойств Сравнивают и роль свойств и роль «Сравнительная органических органических характеристика соединений в соединений в липидов, клетке углеводов и клетке белков» •Нуклеиновые Нуклеиновые Дают определение кислоты как кислоты как нуклеиновым носители носители кислотам как информации. информации в химическим клетке и организме соединениям и в целом. носителям Биологические наследственной свойства информации нуклеиновых кислот. •Строение, Строение и Определяют классификация и классификация особенности свойства нуклеиновых строения нуклеиновых кислот. нуклеиновых кислот. Классификация и кислот их биологическая роль классификацию и различных РНК. биологическую роль. •Пр. работа № 2 Отличия ДНК от Находят сходства и РНК по строению и выявляют отличия «Сравнительная биологическим ДНК от РНК по характеристика свойствам. строению и ДНК и РНК» биологическим свойствам. •Пр. работа № 3 Решение задач по Учатся решать «Решение задач по правилу Чаргаффа задач по правилу на определение Чаргаффа правилу Чаргаффа» 08.1 08.1 1 1 12.1 12.1 1 1 12.1 12.1 1 1 нуклеотидного состава ДНК и РНК в процентном и количественном соотношении •Эукариотическая Строение клетки, клетка. определение и Обязательные и классификация необязательные обязательных компоненты компонентов клетки. эукариотической клетки. Необязательные компоненты эукариотической клетки •Виртуальная Приводят общий план строения эукариотической клетки, дают определение органоидам и включениям, классифицируют органоиды в зависимости от особенностей их строения и определяют роль каждого органоида в клетке Лабораторный Совершенствуют практикум по теме навыки работы с «Клетка». лабораторным оборудованием. Учатся применять методы биологических исследований для решения практических задач лаб. работа № 4 «Органоиды клетки». Лаб. работа № 5 «Наблюдение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах. Лаб. работа № 6 «Изготовление и описание микропрепаратов клеток растений» •Двумембранные Происхождение органоиды клетки двухмембраных органоидов. Классификация происхождение пластид. Распознают особенности двумембранных и органоидов по строению и функциям. Знают гипотезы происхождения двухмембраных органоидов Дают определение ядру как способу хранения наследственной информации и хромосомам, характеризуют компоненты ядра и их функции Различают хромосомы по строению и функциям Знают сходства и различия грибной, растительной и бактериальной клетки. Моделируют эукариотические клетки Дают определение прокариотам и определяют особенности их строения 15.1 15.1 1 1 •Ядро клетки Особенности строения и функциональное назначение ядра. 19.1 19.1 1 1 •Хромосомы Строение и функции хромосом 19.1 19.1 1 1 •Пр. 22.1 22.1 1 1 •Прокариотическая 26.1 26.1 1 1 Различают бактерии по форме и значению Определяют генетический код и характеризуют его свойства •Этапы реализация Реализация Описывают этапы наследственной генетической реализации информации в информации в наследственной клетке клетке и ее этапы. информации в клетке •Матричный синтез. Характеристика Дают определение Биосинтез белка. редупликации, редупликации, транскрипции и транскрипции, трансляции и их трансляции 26.1 26.1 1 1 29.1 29.1 1 1 03.1 03.1 2 2 работа № 4 Сравнение строения «Сравнение эукариотических строения клеток грибов, эукариотических растений животных клеток» клетка. Лаб. работа № 7 «Изучение клеток бактерий на готовых микропрепаратах» •Многообразие и роль прокариот в биогеоценозах •Генетический код и его свойства Особенности структурной организации и жизнедеятельности прокариотической клетки Многообразие и роль прокариот в биогеоценозах Генетический код и его свойства работа № 5 «Решение задач на биосинтез белка» 03.1 03.1 2 2 •Пр. 06.1 06.1 2 2 •Вирусы 10.1 06.1 2 2 •Жизненный – неклеточная форма жизни. вирусов. Раздел 3. Организм (65 ч) •Организм 10.1 2 единое целое. 13.1 10.1 •Многообразие цикл механизм Решение задач на определение - длинны и массы гена, массы белка; последовательност и аминокислот в белке по ДНК и РНК; числа нуклеотидов, кодонов, триплетов, аминокислот, тРНК; - аминокислотного состава белков после мутации в молекуле ДНК Особенности структурной организации и свойства вирусов как неклеточной формы жизни. Классификация и многообразие вирусов. Проникновение вируса в клетку. Жизненный цикл вирусов. Меры профилактики вирусных болезней. Профилактика СПИДа. Учатся решать задачи по молекулярной биологии Характеризуют вирусы как неклеточную форму жизни, определяют особенности строения и жизнедеятельности вирусов Определяют особенности размножения вирусов; описывают жизненный цикл вируса иммунодефицита человека. — Пути перехода от Характеризуют одноклеточности к организм как один многоклеточности из уровней организации живого Многообразие Классифицируют 2 2 17.1 10.1 2 2 17.1 13.1 2 2 20.1 17.1 2 2 24.1 17.1 2 2 24.1 20.1 организмов организмов. Одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы. •Обмен веществ и Энергетический превращение обмен как энергии совокупность реакций расщепления сложных органических соединений. Место энергетического обмена в общем обмене веществ организма. •Этапы Синонимы термина энергетического энергетический обмена обмен» (катаболизм, диссимиляция). Этапы энергетического обмена и их характеристика. •Спиртовое и Особенности молочнокислое энергетического брожение обмена у бактерий, грибов и растений организмы по количеству клеток и степени связи между ними Характеризуют обмен веществ как одно из свойств живого, определяют роль АТФ в организме, Описывают этапы энергетического обмена, записывают основное энергетическое уравнение Сравнивают энергетическую эффективность бескислородного, кислородного этапов энергетического обмена с различными формами брожения Решение задач на Учатся решать определение задачи по количества молекулярной молекул глюкозы и биологии АТФ в процессе катаболизма работа № 6 «Решение задач на определение количества молекул глюкозы и АТФ в процессе катаболизма» •Итоговый тест за I Решают тестовые задачи на выявление •Пр. 2 2 27.1 24.1 2 2 14.0 24.1 1 2 14.0 27.1 1 2 17.0 14.0 1 1 21.0 14.0 1 1 полугодие уровня овладения предметными знаниями и УУД за I полугодие. Демонстрируют предметные знания по темам «Клетка» и «Энергетический обмен в организме» •Пластический Пластический Характеризуют обмен. обмен как пластический обмен совокупность как этап общего реакций синтеза обмена веществ сложных органических соединений. Синонимы термина «пластический обмен» (анаболизм, ассимиляция). •Типы питания. Типы питания. Классифицируют Этапы Автотрофы и организмы по фотосинтеза. гетеротрофы. типам питания. Световая фаза Фотосинтез и его Определяют этапы. биологическое Характеристика значение световой фазы фотосинтеза. Описывают процессы, протекающие в световой фазе •Темновая фаза. Характеристика Описывают Цикл Кальвина темновой фазы процессы, протекающие в темновой фазе •Деление клетки. Типы деления Характеризуют клетки. рост и развитие как Митотический и проявление жизни, жизненный цикл. классифицируют типы клеточного деления, определяют жизненный цикл клетки и митотический цикл •Митоз. Значение Митоз как основа Описывают этапы митоза роста, регенерации митотического и бесполого цикла. Выявляют размножения. значение митоза работа № 8 «Изучение митоза в клетках корешка лука (виртуально и/ или на готовых препаратах)» 21.0 17.0 1 1 •Лаб. 24.0 21.0 1 1 •Бесполое 28.0 21.0 1 1 •Половое 28.0 24.0 1 1 •Значение 31.0 28.0 1 1 •Строение 04.0 28.0 2 1 •Мейоз. размножение размножение различных способов размножения клеток Характеристика фаз митоза. Значение митоза Изучение митоза в клетках корешка лука (виртуально и/ или на готовых препаратах) Классификация способов бесполого размножения, их характеристика и особенности. Характеристика и особенности вегетативного размножения растений Классификация способов полового размножения, их характеристика и особенности Размножение как одно из свойств живого. половых Гаметы как особый тип клеток. Особенности их строения Образование половых клеток Характеристика фаз мейоза этапов гаметогенеза. Особенности сперматогенеза и и Выполняют лабораторную работу, совершенствуют навыки работы с лабораторным оборудованием Выделяют способы бесполого размножения и характеризуют каждый из них. Характеризуют особенности вегетативного размножения растений Выделяют способы полового размножения и характеризуют каждый из них Определяют размножение как свойство живого, выявляют особенности и значение бесполого и полового способов размножения Характеризуют половые клетки, выявляя особенности их строения Мейоз как способ клеточного деления, описывают мейоз по стадиям, выявляют место 04.0 31.0 2 1 •Особенности 07.0 04.0 2 2 •Значение 11.0 04.0 2 2 •Пр. 11.0 07.0 2 2 гаметогенеза растений овогенеза. Особенности образования гамет. Особенности у гаметогенеза у растений мейоза работа № 7 «Решение задач на определение числа хромосом и молекул ДНК в процессе деления клетки (митоз и мейоз)» •Оплодотворение 14.0 11.0 2 2 •Оплодотворение 18.0 11.0 2 2 •Индивидуальное Значение мейоза Решение задач на определение числа хромосом и молекул ДНК в процессе деления клетки (митоз и мейоз) Суть и значение оплодотворения. Классификация способов оплодотворения. у Двойное покрытосеменных оплодотворение у покрытосеменных развитие организмов Онтогенез как совокупность процессов преобразования организма в процессе мейоза в процессе гаметогенеза Выявляют закономерности гаметогенеза в циклах развития у споровых и семенных растений Определяют биологическую роль мейоза в поддержании постоянства числа хромосом Учатся решать задач на определение числа хромосом и молекул ДНК в процессе деления клетки (митоз и мейоз) Дают определение оплодотворению, классифицируют животных по способам оплодотворения Описывают процесс двойного оплодотворения у цветковых растений, выявляют биологическое значение оплодотворения Дают определение онтогенеза, определяют его этапы. 18.0 14.0 2 2 21.0 18.0 2 2 индивидуального развития. •Этапы Этапы онтогенеза у эмбриогенеза у многоклеточных многоклеточных животных. животных Характеристика этапов онтогенеза. Внутриутробное развитие. Плацента. •Зародышевые Зародышевые листки и их листки и их производные производные 25.0 18.0 2 2 •Постэмбриональны Типы й период постэмбриональног онтогенеза у о развития. животных Метаморфоз. 25.0 21.0 2 2 •Этапы 28.0 25.0 2 2 •Онтогенез Особенности онтогенеза человека. Этапы эмбрионального развития и их характеристика. 04.0 25.0 3 2 •Репродуктивное Факторы риска, влияющие на здоровье человека, качество и эффективность онтогенетических процессов онтогенеза Этапы онтогенеза у растений. растений. Характеристика этапов онтогенеза у растений человека. здоровье Описывают процессы, происходящие на каждом этапе эмбриогенеза у животных Определяют производные эктодермы, энтодермы и мезодермы Устанавливают различия между прямым и непрямым типом постэмбриональног о развития. Описывают процессы, происходящие на каждом этапе онтогенеза у растений Характеризуют особенности онтогенеза человека, описывают процессы, происходящие на каждом этапе эмбрионального развития. Выявляют роль никотина, алкоголя и наркотических веществ на развитие человека 04.0 28.0 3 2 •Постэмбриональны 07.0 04.0 3 3 •Пострепродуктивн 11.0 04.0 3 3 •Генетика 11.03 07.0 3 14.0 11.0 3 3 й период. Этапы индивидуального развития человека. Постэмбриональны й период. Геронтология. ый период Гипотезы о Контрольный тест механизмах по теме «Онтогенез старения. Гены организмов» «клеточной смерти» — наука о Определение закономерностях генетики как науки, наследственности и наследственности и изменчивости. изменчивости как основных свойств живого. Место генетики в системе биологических наук и ее роль в создании современной естественнонаучной картины мира. Основные понятия и символы генетики •Г. Мендель — Работы Г. Менделя основоположник по выявлению генетики статистических закономерностей наследования признаков. Объекты и методы исследования, используемые Менделем. •Моногибридное Определение скрещивание. моногибридного Закон скрещивания. Суть доминирования первого закона Менделя и его цитологические Описывают процессы, происходящие на каждом этапе постэмбриональног о развития. Описывают процессы, происходящие на этапе пострепродуктивно го периода жизни человека. Определяют генетику как один из разделов биологии, выявляют роль генетики в развитии биологии, характеризуют наследственность и изменчивость как свойства живого Выясняют роль Г. Менделя в развитии генетики Характеризуют особенности моногибридного скрещивания, первый закон Менделя 18.0 11.0 3 3 •Законы 18.0 14.0 3 3 •Пр. 21.0 18.0 3 3 •Пр. 01.0 18.0 4 3 •Дигибридное 01.0 21.0 4 3 •Анализирующее 04.0 01.0 4 4 •Пр. 08.0 01.0 4 4 08.0 04.0 4 4 расщепления чистоты гамет и работа № 8 «Решение задач на первый и второй законы Менделя, закон чистоты гамет» работа № 9 «Решение задач на первый и второй законы Менделя, закон чистоты гамет» скрещивание. Третий закон Менделя скрещивание работа № 10 «Решение задач на третий закон Менделя» •Пр. работа № 11 «Решение задач на анализирующее скрещивание» •Хромосомная теория наследственности основы Суть второго закона Менделя и его цитологические основы. Закон чистоты гамет. Полное доминирование. Решение задач на первый и второй законы Менделя, закон чистоты гамет Неполное доминирование. Решение задач на первый и второй законы Менделя, закон чистоты гамет Определение дигибридного скрещивания. Суть третьего закона Менделя и его цитологические основы. Анализирующее скрещивание и его значение Характеризуют второй закон Менделя и закон чистоты гамет Учатся решать задачи на первый и второй законы Менделя, закон чистоты гамет Учатся решать задачи на первый и второй законы Менделя, закон чистоты гамет Характеризуют третий закон Менделя Дают определение анализирующему скрещиванию и определяют его значение Решение задач на Учатся решать третий закон задачи на Менделя дигибридное скрещивание Решение задач на Учатся решать анализирующее задачи на скрещивание дигибридное скрещивание Создание Характеризуют хромосомной положения теории хромосомной наследственности. теории 11.0 08.0 4 4 15.0 08.0 4 4 15.0 11.0 4 4 18.0 15.0 4 4 Основные положения хромосомной теории наследственности •Вклад Т. Моргана Работы Т. Моргана. в создание Объекты и методы хромосомной его исследований. теории наследственности работа № 12 «Решение задач на сцепленное наследование» •Пр. работа № 13 «Решение задач на сцепленное наследование и определение расстояния между генами» •Современные представления о гене и геноме •Пр. 22.0 15.0 4 4 •Взаимодействия 22.0 18.0 4 4 •Пр. аллельных и неаллельных генов работа № 14 «Решение задач на взаимодействие аллельных и Полное сцепление. Решение задач на сцепленное наследование Кроссинговер. Генетические карты. Решение задач на сцепленное наследование Определение гена и генома. Механизм функционирования генов. наследственности Определяют вклад Т. Моргана в создание хромосомной теории наследственности. Различают объекты и методы его исследований Учатся решать задачи на сцепленное наследование Учатся решать задачи на сцепленное наследование Дают определение понятиям «геном», «регуляторный участок гена», «структурный участок гена» Взаимодействия Знакомятся с аллельных и типами неаллельных генов взаимодействия и их генов в генотипе характеристика. Расщепления при различных типах взаимодействия генов Решение задач на Учатся решать взаимодействие задач на аллельных и взаимодействие неаллельных генов аллельных и 25.0 22.0 4 4 29.0 22.0 4 4 29.0 25.0 4 4 06.0 29.0 5 4 06.0 29.0 5 4 неаллельных генов и пенетрантность» •Хромосомное определение пола Половые хромосомы и аутосомы и пенетрантность Пол как особенность организма, определяющая его роль в размножении. Типы хромосомного определения пола. Половые хромосомы и аутосомы •Пр. работа № 15 Сцепленное с «Решение задач на полом сцепленное с полом наследование Доминантное и наследование» рецессивное сцепление с Ххромосомой; сцепление с Ухромосомой. •Пр. работа № 16 Сцепленное с «Решение задач на полом наследование. анализ Символика при родословных» составлении родословных •Изменчивость: Определение наследственная и изменчивости как ненаследственная одного из свойств живого. Классификация изменчивости. Роль различных видов изменчивости в эволюции. Причина и результат эволюции •Модификационная Свойства изменчивость. модификаций. Пр. работа № 17 Норма реакции. Особенности «Изучение ненаследственно неаллельных генов и пенетрантность Дают определение пола, знакомятся с хромосомным определением пола, характеризуют аутосомы и половые хромосомы, гетерогаметный и гомогаметный пол Учатся решать задачи на сцепленное с полом наследование Учатся решать задачи на сцепленное с полом наследование, анализ родословных Дают определение изменчивости, классифицируют виды изменчивости и выявляют их особенности Выявляют особенности ненаследственной изменчивости на примере модификационной изменчивости на примере комнатных растений» 13.0 06.0 5 5 13.0 13.0 5 5 16.0 13.0 5 5 20.0 16.0 5 5 20.0 20.0 5 5 23.0 20.0 5 5 •Виды й изменчивости. Изучение модификационно й изменчивости на примере растений, составление вариационного ряда и вариационной кривой. комнатных растений. Составляют вариационный ряд и вариационную кривую. Мутационная и Классифицируют наследственной комбинативная виды наследственной изменчивости. изменчивость изменчивости и Причины выявляют их комбинативной особенности. изменчивости. •Типы мутаций Мутагенные Классифицируют факторы. типы мутаций и Классификация выявляют их мутаций. особенности •Генетика и Значение генетики Знакомятся с здоровье человека для медицины. влиянием Соматические и мутагенов на генеративные организм человека мутации •Наследственные Наследственные Знакомятся с болезни человека и болезни человека. наследственными их профилактика Их причины, заболеваниями механизм и человека и профилактика. методами их Классификация профилактики наследственных болезней •Итоговый тест Решают тестовые задачи на выявление уровня овладения предметными знаниями и УУД за курс «Биология. 10 класс». •Селекция как Определение Определяют наука селекции и ее селекцию как значение в науку, выявляют ее хозяйственной значение для деятельности человека, дают человека. определение сорту, 27.0 20.0 5 5 •Основные 27.0 23.0 5 5 •Достижения 30.0 27.0 5 5 •Биотехнология: 27.0 5 •Биотехнология: селекции методы Методы селекции и их характеристика Селекция растений, селекции растений, животных и животных и микроорганизмов и микроорганизмов ее особенности. её Биотехнология, ее методыинаправления методы, направления. Генная и клеточная инженерия. достижения перспективы развития Достижения и и этические аспекты биотехнологии. Клонирование. Генетически модифицированны е организмы породе и штамму, знакомятся с центрами происхождения культурных растений и ролью Н.И. Вавилова в развитии генетики и селекции. Описывают основные методы селекции Знакомятся с работами Н. И. Вавилова, Г. Д. Карпеченко, И. В. Мичурина, Б. Л. Астаурова Дают определение биотехнологии, знакомятся с ее разделами и основными направлениями ее развития Знакомятся с этическими аспектами развития биотехнологии и её достижениями.