МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский" МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ" Приложение к ООП СОО Утвержденное приказом от 30.08.2022№ 89/2 ОД (с изменениями приказ от 30.08.2023 г. № 110/2 - ОД) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физика» для обучающихся 10 - 11 классов с. Прокопьевская Салда, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Место учебного предмета в учебном плане, количество учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком, обоснование увеличения количества учебных часов (при необходимости). В учебном плане, за счет часов обязательной части, на освоение учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего образования отводится 68 часов в 10 классе из расчета 2 часа в неделю. Используемый учебно-методического комплект, включая электронные ресурсы, а также дополнительно используемые информационные ресурсы. Обеспечение учащихся: 1. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский.- М.: Просвещение, 2018. - 417 Дополнительная литература: Сборник задач по физике. 10-11 классы. Н.А.Парфентьева. Просвещение, 2019г. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 192 с. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 11 кл. /сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2010. Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. М.: Просвещение, 2009. Технические средства обучения: • Компьютер • Проектор • Устройства вывода звуковой информации - колонки для озвучивания всего класса. • Интерактивная доска • Оборудование для проведения лабораторных и практических работ Интернет-ресурсы: • Дистанционная школа №368 http://moodle.dist-368.ru/ • Открытый класс. • Сетевое образовательное сообщество. http://www.openclass.ru/node/109715 • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://www.fcior.edu.ru/ • Интернет урок. http://interneturok.ru/ru/school/physics/ • Газета «1 сентября» материалы по физике. http://archive.1september.ru/fiz • Анимации физических объектов. http://physics.nad.ru/ • Живая физика: обучающая программа. http://www.int-edu.ru/soft/fiz.html • Физика.ru. http://www.fizika.ru/ • Физика: коллекция опытов. http://experiment.edu.ru/ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Планируемые результаты освоения изучения учебного предмета в соответствии с примерными основными образовательными программами общего образования и образовательными программами образовательной организации. В результате изучения учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего образования: Учащийся на базовом уровне научится: • демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей; • демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками; • устанавливать взаимосвязь естественнонаучных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения; • использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая; • различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании; • проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам; • проводить величинами: исследования проводить зависимостей измерения и между определять физическими на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений; • использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними; • использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости; • решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления); • решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат; • учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач; • использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно- исследовательских и проектных задач; • использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни. Учащийся на базовом уровне получит возможность научиться: • понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий; • владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств; • характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия; • выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов; • самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты; • характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, - и роль физики в решении этих проблем; • решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей; • объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств; • объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему, как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки. ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Оценивание обучающихся производится согласно «Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся», «Положению о порядке выставления текущих, четвертных, полугодовых, годовых и итоговых отметок». В качестве диагностики результативности работы по программе может использоваться: Промежуточная (формирующая) аттестация: • самостоятельные работы (до 10 минут); • лабораторно-практические работы (от 20 до 40 минут); • фронтальные опыты (до 10 минут); • диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего учебного материала, сопутствующее повторение) - 5 - 15 минут. Итоговая (констатирующая) аттестация: • контрольные работы (45 минут); • устные и комбинированные зачеты (до 45 минут). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел I. Введение. Физика и познание мира (1 ч) Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент гипотеза - модель - (выводы- следствия с учетом границ модели) критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Моделирование явлений и объектов природы. Роль математики в физике. Научное мировоззрение. Понятие о физической картине мира. Раздел II. Механика (24 ч) Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости. Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Пространство и время в классической механике. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения. Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения. Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Статика. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Фронтальные лабораторные работы • Изучение движения тела, брошенного горизонтально • Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести • Измерение жесткости пружины • Измерение коэффициента трения скольжения • Изучение закона сохранения механической энергии • Изучение равновесия тела под действием нескольких сил Раздел III. Молекулярная физика. Тепловые явления (19 ч) Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Границы применимости модели. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Абсолютная температура. Определение температуры. Температура - мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Газовые законы. Термодинамика. Количество Внутренняя теплоты. энергия. Теплоемкость. Работа Первый в термодинамике. закон термодинамики. Изопроцессы. Изотермы Ван-дер- Ваальса. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды. Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Модели строения твердых тел. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса. Фронтальные лабораторные работы Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака. Раздел IV. Электродинамика (19 ч) Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р-п-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма. Фронтальные лабораторные работы Изучение последовательного и параллельного соединений проводников. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Раздел V. Обобщение и повторение (5 ч) Повторение и закрепление материала за 10 ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 4 Тема урока Физика и познание мира. Инструктаж по ТБ. Повторение материала за 9 класс. Основные понятия кинематики. Повторение материала за 9 класс. Входная диагностическая работа Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Уравнение движения. Мгновенная и средняя скорости. Колво часов 1 1 1 1 5 Ускорение. Движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. 1 6 Лабораторная работа № 1 Изучение движения тела, брошенного горизонтально 1 7 Равномерное движение материальной точки по окружности 1 № п/п Тема урока Колво часов Тип/форма урока Планируемые результаты Освоение предметных знаний УУД РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ. ФИЗИКА И ПОЗНАНИЕ МИРА (1час) Понимать сущность метода научного познания мира; раскрывать влияние Комбинированный урок/ научных идей и теорий на формирование Ознакомительная беседа современного мировоззрения; указывать границы применимости механики Ньютона РАЗДЕЛ II. МЕХАНИКА (24 часа) Кинематика (8 ч) Комбинированный урок/ Знать различные виды механического Групповая фронтальная Познавательные УУД: движении работа умение Урок контроля/ Уметь применять полученные знания при работать с различными Контрольная работа решении задач источниками Знать/понимать смысл физических информации. Комбинированный урок / величин: координата, скорость, Личностные УУД: Групповая фронтальная ускорение, относительность движения; умение уметь описывать равномерное работа соблюдать дисциплину прямолинейное движение на уроке, уважительно относится к Знать уравнение зависимости скорости и учителю координаты от времени при Комбинированный урок / и одноклассникам. прямолинейном равнопеременном Индивидуальная работа Регулятивные УУД: движении; уметь описывать свободное умение падение самостоятельно ставить Урок формирования цели Исследовать движения тела, брошенного практических умений/ учебной деятельности горизонтально Работа в парах Коммуникативные УУД: Знать/понимать смысл понятий: частота и умение период обращения, центростремительное воспринимать Комбинированный урок / информацию на ускорение Индивидуальная работа слух. Уметь решать задачи на определение высоты и дальности полёта, времени Планируемые результаты Тип/форма урока Освоение предметных знаний УУД Виды и формы контроля Примечание ФО ФО § 1-3 КР ФО § 4-7 Т § 9-14 ЛР Инстр.к лаб.раб. СР § 15 Виды и формы контроля Примечание движения для тел, брошенных под углом к горизонту 8 Лабораторная работа № 2 Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести 1 Урок формирования практических умений/ Работа в парах 9 Кинематика абсолютно твердого тела 1 Комбинированный урок / Групповая фронтальная работа 10 Масса и сила. Основное утверждение механики. 1 Комбинированный урок / Групповая фронтальная работа 11 Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. 1 Комбинированный урок / Индивидуальная работа 1 Комбинированный урок / Индивидуальная работа 1 Комбинированный урок / Групповая фронтальная работа 12 13 Третий закон Ньютона. Геоцентрическая система отсчета. Силы в природе. Сила тяжести и вес. Невесомость. 14 Силы упругости и деформация. Закон Гука. 1 Комбинированный урок / Индивидуальная работа 15 Лабораторная работа № 3 Измерение жесткости пружины 1 Урок формирования практических умений/ Работа в парах 16 Силы трения 1 Комбинированный урок / Индивидуальная работа 17 Лабораторная работа № № п/п Тема урока 1 Колво часов Урок формирования Тип/форма урока Исследовать движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести Знать/понимать смысл понятий: поступательное движение, вращательное движение Динамика и силы в природе (9 ч) Знать/понимать смысл величин: масса, сила Знать/понимать смысл законов Ньютона, Уметь применять их для объяснения механических явлений и процессов Знать/понимать смысл понятий: инерциальная и неинерциальная система отсчёта, смысл принципа относительности Галилея. Уметь различать единицы масс и сил, решать задачи Знать/понимать смысл понятий: деформация, жёсткость; смысл закона Гука Знать историю открытия закона всемирного тяготения; падения Опытным путем определить жесткость пружины Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Умение формулировать определения, понятия. Личностные УУД: умениеприменять полученные знания на практике Регулятивные УУД: умение определять цель работы. Планировать этапы ее выполнения, оценивать полученный результат Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы Знать/понимать смысл понятий: всемирное тяготение, сила тяжести, невесомость, сила трения Опытным путем измерить коэффициент Планируемые результаты Освоение предметных знаний УУД ЛР Инстр.к лаб.раб. ФО § 16-17 ФО § 18-19 ФД §20-23 СР §25-26 Т § 27-33, §30 задачи №2, С3 СР § 34-35 ЛР Инстр.к лаб.раб. СР § 36-37 ЛР Виды и формы контроля Инстр.к Примечание 4 Измерение коэффициента трения скольжения практических умений/ Работа в парах 18 Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. 1 19 Механическая работа и мощность силы. 1 20 Энергия. Кинетическая энергия. 1 21 Консервативные силы. Потенциальная энергия. 1 22 23 24 № п/п Лабораторная работа № 5 Изучение закона сохранения механической энергии Динамика вращательного движения тела. Равновесие тел. Лабораторная работа № 6 Изучение равновесия тела под действием нескольких сил Тема урока трения скольжения лаб.раб. Закон сохранения в механике. Статика (8 ч) Знать/понимать смысл величин: импульс тела, импульс силы; уметь вычислять Комбинированный урок / изменение импульса тела в случае Групповая фронтальная прямолинейного движения. работа Знать/понимать смысл закона сохранения импульса Уметь объяснять и описывать реактивное движение и его использование Урок ознакомления с новым Знать/понимать смысл физических материалом/Лекция, величин: механическая работа, мощность, энергия составление опорного конспекта Уметь вычислять работу сил тяжести и Комбинированный урок / упругости, потенциальную и Индивидуальная работа кинетическую энергию тела Знать/понимать смысл закона сохранения Комбинированный урок / энергии в механике Уметь применять Самостоятельная работа полученные знания при решении задач 1 Урок формирования практических умений/ Работа в парах 1 Комбинированный урок / Групповая фронтальная работа 1 Урок формирования практических умений/ Работа в парах Колво часов Тип/форма урока Исследование закона сохранения механической энергии Знать/понимать виды равновесия и его законы Исследование равновесия тела под действием нескольких сил Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения, понятия. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовать выполнение заданий согласно указаниям учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать Планируемые результаты Освоение предметных знаний УУД ФО § 38-39 ФО § 40, задачи № А1, А2, А3, А4, А5 СР § 41-42 СР § 43-47 ЛР Инстр.к лаб.раб. ФО § 48-52 ЛР Инстр.к лаб.раб. Виды и формы контроля Примечание 25 Контрольная работа № 1 по темам «Кинематика», «Динамика. Силы в природе», «Законы сохранения в механике» 1 26 Основные положения молекулярнокинетической теории. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Агрегатные состояния тел. 1 27 Идеальный газ. Основное уравнение молекулярнокинетической теории идеального газа 1 28 Температура и тепловое равновесие. 1 29 Определение температуры. Энергия теплового движения молекул. 1 30 Уравнение состояния идеального газа. 1 № п/п Тема урока Колво часов информацию на слух, строить эффективное Урок контроля/ Уметь применять полученные знания при взаимодействие с одноклассниками при Контрольная работа решении задач выполнении совместной работы РАЗДЕЛ III. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (19 ч) Основы молекулярно-кинетической теории (8 ч) Знать/понимать смысл понятий: Познавательные УУД: вещество, атом, молекула; основные умение воспроизводить положения МКТ, уметь объяснять информацию по памяти, Урок ознакомления с физические явления на основе сравнивать и новым представлений о строении вещества анализировать объекты материалом/ Знать/понимать смысл величин: молярная природы. Умение Лекция, составление масса, количество вещества, постоянная сравнивать и делать опорного конспекта Авогадро; основные характеристики выводы на основании движения и взаимодействия молекул сравнений. уметь решать задачи на данную тему Личностные УУД: Урок ознакомления с Уметь описывать основные черты модели потребность в новым справедливом «идеальный газ»; уметь объяснять материалом/ оценивании своей давление, создаваемое газом. Знать Лекция, составление работы и работы основное уравнение МКТ опорного конспекта одноклассников. Применение полученных Урок ознакомления с знаний в практической новым Знать/понимать смысл понятия материалом/ деятельности. «абсолютная температура»; смысл Лекция, составление Регулятивные УУД: постоянной Больцмана опорного умение определять цель конспекта урока и ставить задачи, необходимые для ее Уметь вычислять среднюю кинетическую достижения, Комбинированный урок / энергию молекул при известной представлять результаты Индивидуальная работа температуре работы. Коммуникативные УУД: Знать уравнение состояния идеального Комбинированный урок / газа; уметь решать задачи с применением умение слушать Самостоятельная работа одноклассников и уравнения Менделеева-Клапейрона Планируемые результаты Тип/форма урока Освоение предметных знаний УУД КР ФО § 53,54, задачи №2, 6, С3 ФО § 57-58 ФО § 59 Т § 60-62 СР § 63-64 Виды и формы контроля Примечание 31 Полугодовая контрольная работа 1 32 Газовые законы 1 33 Лабораторная работа № 7 Экспериментальная проверка закона ГейЛюссака 1 34 Насыщенный пар. Давление насыщенного пара. 1 35 Влажность воздуха. 1 36 Влажность воздуха. Решение задач 1 37 Кристаллические и аморфные тела. 1 38 Внутренняя энергия. 1 № п/п Тема урока Колво часов Урок контроля/ Контрольная работа Комбинированный урок / Самостоятельная работа Урок формирования практических умений/Работа в парах Уметь применять полученные знания при решении задач Знать/понимать смысл законов БойляМариотта, Гей-Люссака и Шарля учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения Проверка опытным путем закона ГейЛюссака Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела (4 ч) Урок ознакомления с Познавательные УУД: новым умение преобразовывать Знать/понимать смысл понятия материалом/Лекция, информацию из одной «реальный газ» составление формы в другую, опорного конспекта работать с текстом, выделять в нем главное, Знать/понимать смысл величин: умение выбирать Комбинированный урок / относительная влажность, парциальное Индивидуальная работа давление; уметь решать задачи на данную наиболее эффективные способы решения тему поставленных задач. Знать/понимать смысл величин: Регулятивные УУД: Комбинированный урок / относительная влажность, парциальное Самостоятельная работа давление; уметь решать задачи на данную умение определять цель работы, планировать тему этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты. Комбинированный урок / Знать/понимать различие строения и Коммуникативные УУД: Самостоятельная работа свойств кристаллических и аморфных тел умение слушать учителя, грамотно формулировать вопросы Термодинамика (7 ч) Урок ознакомления с Познавательные УУД: Знать/понимать смысл величины новым умение работать с материалом/ различными «внутренняя» энергия; формулу для Лекция, составление источниками вычисления внутренней энергии информации, сравнивать опорного конспекта Планируемые результаты Тип/форма урока Освоение предметных знаний УУД КР СР § 65-67 ЛР Инстр.к лаб.раб. ФО § 68-69 Т § 70-71 СР § 70-71 СР § 72 ФО § 73-75, задачи №3, С2 Виды и формы контроля Примечание Знать/понимать смысл понятий: количество теплоты, работа; уметь вычислять работу газа при изобарном расширении/сжатии Знать/понимать смысл первого закона термодинамики; уметь решать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа 39 Работа в термодинамике. 1 Урок применения знаний и умений/ Индивидуальная работа. 40 Теплопередача. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. 1 Урок применения знаний и умений/ Индивидуальная работа. 41 Первый закон (начало) термодинамики 1 Комбинированный урок / Индивидуальная работа Знать/понимать формулировку первого закона термодинамики для изопроцессов 1 Комбинированный урок / Самостоятельная работа Знать/понимать смысл второго закона термодинамики 1 Комбинированный урок / Самостоятельная работа Знать/понимать устройство и принцип действия теплового двигателя, формулу для вычисления КПД 1 Урок контроля/ Контрольная работа 42 43 44 45 № п/п Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей. Контрольная работа № 2 по теме «Молекулярная физика. Тепловые явления» Электрический заряд. Тема урока 1 Колво часов Уметь применять полученные знания при решении задач и анализировать информацию, делать выводы, давать определения, понятия. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовать выполнение заданий согласно указаниям учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы РАЗДЕЛ IV. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (19 ч) Электростатика (8 ч) Комбинированный урок / Знать/понимать смысл физических Познавательные УУД: Планируемые результаты Тип/форма урока Освоение предметных знаний УУД СР § 73-75 СР § 76-77 Т § 78-80, задачи №2,5,7,9,11 СР § 81 СР § 82-83, задачи №3,5 КР ФО Виды и формы контроля § 84-86 Примечание Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Групповая фронтальная работа 46 Электрическое поле. Напряженность. Поле точечного заряда. 1 Комбинированный урок / Самостоятельная работа 47 Проводники и диэлектрики. Потенциальная энергия заряженного тела. 1 Комбинированный урок / Самостоятельная работа 1 Комбинированный урок / Групповая фронтальная работа 1 Комбинированный урок / Индивидуальная работа 1 Комбинированный урок / Самостоятельная работа 1 Комбинированный урок/ Самостоятельная работа Колво часов Тип/форма урока 48 49 50 51 № п/п Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле Связь между напряженностью и напряжением. Эквипотенциальные поверхности. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора Тема урока величин: электрический заряд, элементарный электрический заряд; знать смысл закона сохранения заряда Знать/понимать смысл закона Кулона, уметь вычислять силу кулоновского взаимодействия Знать/понимать смысл величины «напряжённость», уметь вычислятьнапряжённость поля точечного заряда и бесконечной заряженной плоскости умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения, понятия. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей Знать/понимать работу работы и работы электростатических сил, понятие одноклассников. потенциальной энергии заряда Применение полученных знаний в практической деятельности. Регулятивные УУД: Знать/понимать смысл разности умение определять цель потенциалов, потенциал электрического урока и ставить задачи, поля необходимые для ее достижения, Уметь приводить примеры практического организовать применения проводников и диэлектриков выполнение заданий согласно указаниям Знать/понимать основные энергетические учителя. Коммуникативные УУД: характеристики, смысл понятия «эквипотенциальная поверхность»; уметь умение воспринимать информацию на слух, объяснять и описывать связь напряжённости и разности потенциалов строить эффективное взаимодействие с Знать/понимать смысл величины одноклассниками при «электрическая ёмкость» выполнении совместной Планируемые результаты Освоение предметных знаний УУД СР § 87-91 Т § 92-93 ФО СР § 95-97 ФД § 95-96, задачи №2,5,7 ФО § 97-99 Виды и формы контроля Примечание 52 Повторение и обобщение материала «Электростатика» 53 Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. 54 55 Схемы электрических цепей. Последовательное и параллельное соединение проводников. Лабораторная работа №8 Изучение последовательного и параллельного соединений проводников 1 1 Урок повторения и Уметь применять полученные знания при обобщения/ Индивидуальная работа решении задач Постоянный электрический ток (11 ч) Урок ознакомления с Знать условия существования новым электрического тока; знать/понимать материалом/ смысл величин: сила тока, Лекция, составление сопротивление, напряжение, ЭДС; смысл опорного закона Ома конспекта 1 Урок закрепления изученного/ Групповая фронтальная работа 1 Урок формирования практических умений/ Работа в парах 56 Работы и мощность постоянного тока. 1 Комбинированный урок / Самостоятельная работа 57 Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи 1 Комбинированный урок / Самостоятельная работа 58 Лабораторная работа № 9 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления 1 Урок формирования практических умений/ Работа в парах Колво часов Тип/форма урока № п/п Тема урока источника тока» Уметь собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников Исследовать последовательное и параллельное соединение проводников Знать и уметь применять при решении задач формул для вычисления работы и мощности электрического тока Знать/понимать смысл величины «электродвижущая сила»; знать формулировку и формулу закона Ома для полной цепи Уметь решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи Опытным путем определять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока работы Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, давать определения, понятия. Умение делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. Регулятивные УУД: умение составлять план для выполнения заданий учителя. Развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Планируемые результаты Освоение предметных знаний УУД СР § 84-99 ФО § 100-101 ФО § 102-103 ЛР Инстр.к лаб.раб. ФД § 104 СР § 105-107 ЛР Инстр.к лаб.раб. Виды и формы контроля Примечание 59 60 Электрическая проводимость веществ. Проводимость металлов. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. 1 Комбинированный урок / Групповая фронтальная работа Знать/понимать и уметь объяснять основные положения электронной теории проводимости металлов 1 Комбинированный урок / Самостоятельная работа Знать/понимать, как зависит сопротивление металлического проводника от температуры 61 Ток в полупроводниках. Примесная проводимость. 1 Комбинированный урок / Самостоятельная работа 62 Закономерности протекания тока в вакууме. Электроннолучевая трубка. Знать/понимать понятия: собственная и примесная проводимость, уметь объяснять и описывать два вида проводимость металлов, электроннодырочный переход, назначение принцип действия транзистора 1 Комбинированный урок / Групповая фронтальная работа Знать/понимать понятия: термоэлектронная эмиссия, катодные лучи 63 Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях и газах. Комбинированный урок/ Индивидуальная работа Знать/понимать понятие электролиза; смысл и формулировку закона Фарадея Знать/понимать понятие «плазма», уметь объяснять и описывать существование электрического тока в газах, применение плазмы № п/п 64 Тема урока Механика 1 Колво часов 1 Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, давать определения, понятия. Умение делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между характеристиками. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. Регулятивные УУД: умение составлять план для выполнения заданий учителя. Развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией РАЗДЕЛ V. ОБОБЩЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ (5 ч) Планируемые результаты Тип/форма урока Освоение предметных знаний Урок повторения и обобщения/ Индивидуальная работа Уметь решать задачи с применением изученного материала УУД Познавательные УУД: умение работать с ФО § 108 СР § 109 Т § 110-111 ФО § 112 СР § 113-116 Виды и формы контроля Примечание СР § 1-116 65 Термодинамика 1 66 Электростатика 1 67 Итоговая контрольная работа 1 68 Решение типовых заданий ЕГЭ 1 Урок повторения и обобщения/ Индивидуальная работа Урок повторения и обобщения/ Индивидуальная работа Урок контроля/ Контрольная работа Урок повторения и обобщения/ Индивидуальная работа Формы контроля: ФО - фронтальный опрос СР - самостоятельная работа ЛР - лабораторная работа КР - контрольная работа Т - тест ФД - физический диктант Уметь решать задачи с применением изученного материала Уметь решать задачи с применением изученного материала Уметь решать задачи с применением изученного материала различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения, понятия. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовать выполнение заданий согласно указаниям учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы СР § 1-116 СР § 1-116 КР СР