Положение о взаимодействии с семьями воспитанников

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Прокоп-Салдинская
средняя общеобразовательная школа»
(МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ»)
ПРИНЯТО
на педагогическом совете МКОУ
«Прокоп-Салдинская СОШ»
Протокол № 1 от 23.032023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ «ПрокопСалдинская СОШ»
Приказ от 23.03.2023 № 36/1

Положение
о взаимодействии с семьями воспитанников
в МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о взаимодействии МКОУ «Прокоп-Салдинская СОШ»
дошкольной группы (далее ОО ДГ) с семьями воспитанников разработано в соответствии с
ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от
17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Федеральным законом № 273-ФЗ от
29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями на 29 декабря 2022
года, Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования», Семейным Кодексом Российской Федерации и Уставом образовательного
учреждения.
1.2. Данное Положение о взаимодействии с семьями воспитанников является
локальным нормативным актом ОО ДГ и вводится в целях организации новых форм работы
с родителями (законными представителями) детей, вовлечения их в единое пространство
детского развития в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Положение вводится в целях организации новых форм взаимодействия ОО ДГ с
семьей, работы с родителями (законными представителями) воспитанников в соответствии
с ФГОС ДО, вовлечения родителей (законных представителей) в единое пространство
детского развития.
1.4. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат сотрудничество,
инициатором которого выступают педагоги дошкольного образовательного учреждения.
1.5. Настоящее Положение о взаимодействии ОО ДГ с семьей определяет
концептуальные основы взаимодействия педагогов и родителей, направления, цели, задачи,
принципы, механизмы и направления совместной деятельности для обеспечения
комплексного подхода к формированию ценностных ориентиров у воспитанников
дошкольного образовательного учреждения.
1.6. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы
взаимодействия с семьями воспитанников, критерии оценки эффективности работы
дошкольного образовательного учреждения с семьей, документацию, регламентирует
контроль осуществления взаимодействия.
1.7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время.
2. Основные направления, цели и задачи работы
2.1. Основные направления работы:
•
работа с работниками ОО ДГ по организации взаимодействия с семьей,
ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными
представителями) воспитанников;
•
повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
воспитанников и формирование традиций семейной культуры;

•
изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области
формирования ценностных ориентиров;
•
вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в
деятельность дошкольного образовательного учреждения, совместная работа по обмену
опытом.
2.2. Цели взаимодействия:
•
создание условий для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в
воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, а так же вовлечение семей
непосредственно в образовательную деятельность;
•
сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов
дошкольного образовательного учреждения;
•
формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.3. Основные задачи работы:
•
организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с
семьей;
•
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника
дошкольного образовательного учреждения;
•
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимной поддержки;
•
оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей,
охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
•
взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников
по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с
семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
•
осуществление консультативной поддержки родителей (законных
представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе
инклюзивного образования (в случае его организации)
•
активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных
представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в собственных педагогических
возможностях;
•
выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание
ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения
воспитанников ОО ДГ к традиционной культуре;
•
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей.
•
выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными
представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей
и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей;
•
гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в
организации семейного досуга;
•
повышение правовой грамотности родителей (законных представителей)
воспитанников в области защиты прав и достоинств ребенка;
•
повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры
родителей (законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам
воспитания: физического, социально-коммуникативного, художественно-эстетического,
познавательного, речевого, технического развития детей;
•
создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом,
установления дружеских взаимоотношений семей.

3. Основные принципы работы ДГ
3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного
учреждения с семьями воспитанников строится в соответствии с принципами. 3.2.
Основные принципы работы дошкольного образовательного учреждения:
•
принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих,
равноправных и партнерских отношений в системе «ДГ – семья»;
•
принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей
воспитанников, а так же создания управляемой системы форм и методов индивидуального
взаимодействия;
•
принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи
и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения,
воспитания и развития ребенка.
•
принцип
непрерывности
преемственности
между
дошкольным
образовательным учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;
•
принцип психологической комфортности заключается в снятии всех
стрессовых факторов воспитательно-образовательной деятельности, в создании в детском
саду эмоционально-благоприятной атмосферы;
•
принцип доступности (каждый желающий может участвовать в
мероприятиях, коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного образовательного
учреждения);
•
принцип доброжелательности всех участников содружества;
•
принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания
образовательной программы дошкольного образовательного учреждения не допускается
никакого принуждения).
•
принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота,
познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов
художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их семей к
традиционной культуре;
•
принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми
(родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах);
•
принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных
представителей) воспитанников ОО ДГ на осуществление ведущей роли в воспитании и
образовании ребенка и понимания неизбежной субъективности точки зрения
педагогического работника;
•
принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики
ненасилия».
4. Организация работы
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ОО ДГ с семьями
воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический совет дошкольного
образовательного учреждения. Его содержание определяется задачами, стоящими перед
детским садом и конкретными условиями работы.
4.2. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и
семьи предполагает следующие этапы работы:
•
изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
•
группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала
для воспитания своего ребенка, других детей группы;
•
составление программы совместных действий педагога и родителей
(законных представителей);
•
анализ промежуточных и конечных результатов их совместной
воспитательной деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия ОО ДГ и семьи:

•
целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение
конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
•
планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное
усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы
ценностных ориентиров и развитию личности ребенка);
•
конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии
ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия
ОО ДГ и семьи:
•
сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы
со всеми родителями (законными представителями) группы;
•
взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными
представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
•
одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей,
позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения;
•
обеспечение в работе с родителями (законными представителями)
определенной последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и
общественных, общечеловеческих ценностей;
•
учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста
родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе
приобщения детей к ценностям традиционной культуры;
•
ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников
дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными представителями)
воспитанников: доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
•
соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям
(законным представителям) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
•
посещение семей на дому;
•
анкетирование;
•
наглядная пропаганда педагогических знаний;
•
родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и
ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача
памяток по теме собрания); консультации, инструктажи, папки-передвижки; семинарыпрактикумы; презентации опыта работы;
•
дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
•
круглые столы;
•
деловые игры;
•
тренинги;
•
почта доверия;
•
семейные проекты;
•
творческие проекты;
•
тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
•
вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация
по самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок
детей);
•
совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
4.6. Организация методической работы с педагогами:
•
семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и
проведение родительских собраний, повышение активности родителей и формирование
ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду,

рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями,
современные методики воспитания и обучения детей).
4.7. Методы и приемы сотрудничества ОО ДГ с семьей:
•
методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск
форм и методов реализации, корректировки;
•
методы организации совместной деятельности (планирование, организация и
контроль);
•
методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное
обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка).
5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ОО ДГ и семьи
5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников
образовательных отношений в дошкольном образовательном учреждении, формирование
партнерского сообщества работников, детей и их родителей (законных представителей)
воспитанников.
5.2. Условия внутреннего взаимодействия:
•
создание в ДГ атмосферы общности интересов педагогических работников и
родителей (законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной
поддержки;
•
переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и
поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей,
взаимопроникновение в проблемы друг друга;
•
соблюдение принципа единства воспитательных воздействий дошкольного
образовательного учреждения и семьи;
•
тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей)
воспитанников на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и
понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога.
5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и
педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения с общественными
и социальными структурами: общеобразовательной школой, домом культуры,
музыкальной школой, краеведческим музеем, другими дошкольными образовательными
учреждениями.
6. Обязательства ОО в рамках взаимодействия с семьями воспитанников
6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и
общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации, а также основной образовательной
программы дошкольного образования, и не только семьи, но и всех заинтересованных лиц,
вовлечённых в образовательную деятельность.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей)
воспитанников в образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране
и укреплении их здоровья.
6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с
семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску,
использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы
дошкольного образования, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с
родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее
реализацией.
7. Критерии оценки эффективности работы ОО ДГ с семьей

7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей)
воспитанников к воспитателям, старшему воспитателю, директору ОО, как показатель
роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их
совершенствовать.
.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников
мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать
собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной
деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок,
использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах,
объединениях, семейных конкурсах, праздниках, организуемых в дошкольном
образовательном учреждении.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и
воспитательной значимости их помощи ДГ в педагогической деятельности.
7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей)
воспитанников о воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении.
7.7. Критерии анализа годового плана:
•
планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений
и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
•
учет интересов и запросов родителей (законных представителей)
воспитанников при планировании содержания мероприятий;
•
разнообразие планируемых форм работы;
•
планирование работы по повышению профессиональной компетентности
педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
•
разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам ДГ в
вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих
группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
•
выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных
педагогов с семьями воспитанников;
•
выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в
дошкольном образовательном учреждении.
7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
•
планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд,
потребностей родителей (законных представителей) воспитанников;
•
разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
•
разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
•
отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания,
предложения со стороны родителей);
•
учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей)
воспитанников при организации последующих мероприятий в дошкольном
образовательном учреждении.
8. Контроль
8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по
реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного
учреждения.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия ОО ДГ с семьями воспитанников
осуществляется заведующим и заместителем директора образовательного учреждения в
соответствии с настоящим Положением.
8.3. Заместитель директора в рамках контроля имеет право:

•
посещать групповые родительские собрания с заблаговременным
информированием об этом воспитателя;
•
изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными
представителями) воспитанников по производственной необходимости;
•
привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам
и т.д.) в дошкольном образовательном учреждении.
8.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и
развития партнерства является Совет ОО ДГ - постоянный коллегиальный орган
управления, в состав которого избираются работники дошкольного образовательного
учреждения, родители, представители Учредителя.
8.5. Совет дошкольной группы образовательного учреждения имеет полномочия:
•
определение основных направлений развития дошкольного образовательного
учреждения;
•
организация работы по защите прав и интересов участников образовательных
отношений;
•
контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и
труда в детском саду, сохранения и укрепления здоровья воспитанников и работников;
•
поддержка общественных инициатив по совершенствованию и гармоничному
развитию воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
•
участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками
образовательных отношений в случаях, когда это необходимо.
9. Документация
9.1. Каждый педагогический работник ДГ имеет документацию, отражающую
основное содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями
воспитанников.
9.2. В перечень документации включены:
•
планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по
дошкольному образовательному учреждению на учебный год;
•
протоколы групповых родительских собраний;
•
конспекты мероприятий;
•
отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях,
диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге;
•
протоколы заседаний Совета дошкольного образовательного учреждения.
9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета
о проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей
деятельности.
9.4. Документация хранится в дошкольном образовательном учреждении в течение
3 лет.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается
на Педагогическом совете, согласовывается с Родительским комитетом и утверждается
(либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются
в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
10.3. Настоящее Положение о взаимодействии ОО ДГ с семьями воспитанников
принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов
и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Согласовано с Родительским комитетом

Протокол от ___.____. 20____ г. № _____


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».