Адаптированная РП Мир истории 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский"
МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ"

Приложение к АООП ООО
Утвержденное приказом от
30.08.2022№ 89/2 ОД (с изменениями
приказ от 30.08.2023 г. № 110/2 - ОД)

АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Мир истории»
(1 вариант)
для обучающихся 6 классов

с. Прокопьевская Салда, 2023 г.

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе следующих
нормативных правовых актов:
1. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
2. Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования”;
3. Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
4. Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
В основу изучения предмета "Мир истории" положен принцип
цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных
примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и
человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для
формирования нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися
социального опыта, коррекции и развития высших психических функций.
Цель изучения предмета "Мир истории" заключается в подготовке
обучающихся к усвоению курса "История Отечества" в VII-IX классах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
 формирование первоначальных представлений об особенностях жизни,
быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;
 формирование
первоначальных
исторических
представлений
о
"историческом времени" и "историческом пространстве";
 формирование исторических понятий: "век", "эпоха", "община" и
некоторых других;
 формирование умения работать с "лентой времени";
 формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты;
делать простейшие выводы и обобщения;
 воспитание интереса к изучению истории.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Мир истории» для обучающихся 6 класса играет важную
роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской
позиции учащихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей
Родине, ее историческому прошлому. Предмет «Мир истории»
следует
рассматривать в качестве введения в историю Отечества. Ее содержание

выстраивается в линейно – концентрической системе, состоящей из
следующих разделов:
1. Введение (Имя, отчество, семья, родословная человека).
2. Отчий дом. Наша Родина – Россия.
3. О том, что такое время и как его изучают.
4. Что изучает наука история.
5. История Древнего мира.
6. История вещей. Занятия человека на Земле.
7. Человек и общество.
Все разделы программы объединяются следующими смысловыми
линиями:
 «Я» как субъект познания (история имен, фамилий, понятие семьи,
рода, поколения и др.).
 «Я» и пространство вокруг нас.
 Время и пространство в истории.
 Всякое явление и вещь имеет свою историю.
 Человек – создатель и активный участник истории.
 Патриот и гражданин знает и хранит историю своего народа.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир истории» входит в обязательную часть предметной области
«Человек и общество». На изучение предмета «Мир истории» выделяется в 6
классе 68 часов (2 часа в неделю).
Для реализации программного содержания используется учебник: «Мир
Истории» 6 класс: учеб. для общеобразоват. организациий, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы/И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – 10-е
изд., перераб.-М.: Просвещение, 2023.
Программа составлена с учетом реальных возможностей обучающихся. Система
учебных заданий и в учебниках способствует активизации познавательной
деятельности умственно отсталых детей, формированию у них общеучебных
умений. В учебниках реализован принцип связи обучения с жизнью и
имеющимся опытом детей, что важно для осуществления компетентностного
подхода в обучении.
Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной
системы обучения.
Планируемые результаты
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования ― введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты
образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося,
социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты включают:
1) знание и понимание некоторых исторических терминов;
2) элементарные представления об истории развития предметного мира (мира
вещей);
3) элементарные представления об истории развития человеческого общества.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по отдельным учебным предметам на конец школьного обучения (IX класс):
Мир истории
Минимальный уровень:
понимание доступных исторических фактов;
использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда
предложенных вариантов;
использование помощи учителя при выполнении учебных задач,
самостоятельное исправление ошибок;
усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток,
инструкций, опорных схем);
адекватное реагирование на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам
программы;
использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных
высказываниях;

участие в беседах по основным темам программы;
высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным
фактам;
понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с
помощью учителя;
владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
владение элементами оценки и самооценки;
проявление интереса к изучению истории.
Содержание программы
Раздел I. Имя, отчество, семья, родословная, человек.
История имени. Отчество и фамилия человека. Семья. Биография.
Повторительно-обобщающий урок Поколение людей.
Раздел II. Отчий дом. Наша Родина Россия.
О доме. Название городов и улиц. Родник «Двенадцать ключей». Истоки. Наша
родина - Россия. Как устроено государство. Герб, флаг, гимн России.
Повторительно-обобщающий урок. Москва – столица России. Мы жители
планеты Земля.
Раздел III. О том, что такое время и как его изучают.
Что такое время. История календаря. Русский земледельческий календарь. Счет
лет в истории. Историческое время. Повторительно-обобщающий урок.
Раздел IV. Что изучает наука история.
Что такое история. Как работают археологи. Какие науки помогают истории.
Исторические памятники. Историческая карта. Повторительно-обобщающий
урок.
Раздел V. История Древнего мира.
Земля и космос. Человек умелый. От кого произошел человек. Человек умелый.
Следующее поколение людей каменного века. Наступление ледников. Как жили
древние охотники, кочевники и собиратели. Как жили древние охотники,
кочевники и собиратели. Новые занятия людей. Повторительно-обобщающий
урок.
Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле.
Огонь в жизни древнего человека. Огонь, глина, гончар. Вода, ее значение в
жизни человека. Огонь открывает новую эпоху в жизни людей. Вода и
земледелие. Вода как источник энергии. Какие дома строили древние люди. Как
появилась мебель. Как появились каша и хлеб. История об обыкновенной
картошке. О керамике, фарфоре и деревянной посуде. История появления
одежды. Одежда и положение человека в обществе. Повторительнообобщающий урок.
Раздел VII. Человек и общество.
Как люди украшали себя. О далеких предках – славянах и родовом строе. Как
люди понимали мир природы в древности. Современные религии, как они
появились. Повторительно-обобщающий урок. Итоговая Контрольная работа.

Искусство и культура. Письмо. Первые книги. От изобретателя колеса - к новым
открытиям. Изобретения человека. Человечество стремится к миру.
Краеведческая экскурсия
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8
9
10
11
12-13
14
15
16
17-18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

Тематическое планирование
Разделы,
Кол-во
темы
часов
Раздел I. Представление о себе, об окружающих людях, о
7
пространстве вокруг нас
История имени.
1
Отчество и фамилия человека.
1
Семья.
1
Биография.
1
Поколение людей.
1
Повторительно-обобщающий урок.
1
История имени.
1
Раздел II. Отчий дом. Наша Родина – Россия
11
О доме.
1
Название городов и улиц.
1
Родник «Двенадцать ключей».
1
Истоки.
1
Наша родина - Россия.
2
Как устроено государство.
1
Герб, флаг, гимн России.
1
Повторительно-обобщающий урок.
1
Москва – столица России.
2
Мы жители планеты Земля.
1
Раздел III. О том, что такое время и как его изучают.
5
Что такое время.
1
История календаря.
1
Русский земледельческий календарь.
1
Счет лет в истории. Историческое время.
1
Повторительно-обобщающий урок.
1
Раздел IV. Начальные представления об истории как о науке
6
Что такое история.
1
Какие науки помогают истории.
1
Как работают археологи.
1
Исторические памятники.
1
Историческая карта.
1
Повторительно-обобщающий урок.
1
Раздел V. История Древнего мира
9
Земля и космос.
1
От кого произошел человек.
1
Человек умелый.
1
Следующее поколение людей каменного века.
1
Наступление ледников.
1
Как жили древние охотники, кочевники и собиратели.
2
Новые занятия людей.
1
Повторительно-обобщающий урок.
1
Раздел VI. История вещей. Занятия человека на земле
15
Огонь в жизни древнего человека.
1
Огонь, глина, гончар.
1
Огонь открывает новую эпоху в жизни людей.
1
Вода, ее значение в жизни человека.
1
Вода и земледелие.
1

44-45
46
47
48-49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61-62
63
64
65
66
67
68

Вода как источник энергии.
Какие дома строили древние люди.
Как появилась мебель.
Как появились каша и хлеб.
История об обыкновенной картошке.
О керамике, фарфоре и деревянной посуде.
История появления одежды.
Одежда и положение человека в обществе.
Повторительно-обобщающий урок.
Как люди украшали себя.
Раздел VII. Человек и общество
О далеких предках – славянах и родовом строе.
Как люди понимали мир природы в древности.
Современные религии, как они появились.
Повторительно-обобщающий урок.
Итоговая контрольная работа
Искусство и культура.
Письмо.
Первые книги.
От изобретателя колеса - к новым открытиям.
Изобретения человека.
Человечество стремится к миру.
Краеведческая экскурсия.

2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Учебник: Бгажнокова И.М. Мир истории. 6 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы/ И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. - 10-е
изд. Перераб. – М.: просвещение, 2023;
2. Мультимедийный проектор;
3. Компьютер;
4. Экран.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Мир истории».
Данная рабочая программа по учебному предмету «Мир истории»
разработана для обучающихся 6-х классов на основе Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП УО,
вариант 1).
Цель программы заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса
"История Отечества" в VII-IX классах.
Курс носит пропедевтический характер и создает условия для
удовлетворительного осмысления сведений исторического содержания и
представлений об окружающем мире.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о
формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся» - в конце года.
Формы промежуточной аттестации – итоговая контрольная работа.
информатике.
Согласно программе и учебному плану ОУ количество учебных часов по
предмету –2 часа в неделю, в год – 68 часов.

Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование для 6-х классов
на 2023-2024 учебный год
№
п/п

Наименование раздела и тем

Раздел
I.
Имя,
отчество,
семья,
родословная, человек.
1. История имени.
2. Отчество и фамилия человека.
3. Семья.
4. Биография.
5. Поколение людей.
6. Повторительно-обобщающий урок.
Раздел II. Отчий дом. Наша Родина Россия.
7. О доме.
8. Название городов и улиц.
9. Родник «Двенадцать ключей».
10. Истоки.
11. Наша родина - Россия.
12. Наша родина - Россия.
13. Как устроено государство.
14. Герб, флаг, гимн России.
15. Повторительно-обобщающий урок.
16. Москва – столица России.
17. Мы жители планеты Земля.
Раздел III. О том, что такое время и как его
изучают.
18. Что такое время.
19. История календаря.
20. Русский земледельческий
календарь.
21. Счет лет в истории. Историческое
время.
22. Повторительно-обобщающий урок.
Раздел IV. Что изучает наука история.
23. Что такое история.
24. Какие науки помогают истории.
25. Как работают археологи.
26. Исторические памятники.
27. Историческая карта.
28. Повторительно-обобщающий урок.
Раздел V. История Древнего мира.
29. Земля и космос.
30. От кого произошел человек.
31. Человек умелый.

Кол-во
часов

Дата проведения
по плану

1
1
1
1
1
1

04.09.2023
08.09.2023
11.09.2023
15.09.2023
18.09.2023
22.09.2023

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25.09.2023
29.09.2023
02.10.2023
06.10.2023
09.10.2023
13.10.2023
16.10.2023
20.10.2023
23.10.2023
27.10.2023
10.11.2023

1
1
1

13.11.2023
17.11.2023
20.11.2023

1

24.11.2023

1

27.11.2023

1
1
1
1
1
1

01.12.2023
04.12.2023
08.12.2023
11.12.2023
15.12.2023
18.12.2023

1
1
1

22.12.2023
25.12.2023
29.12.2023

по
факту

32. Следующее поколение людей
каменного века.
33. Наступление ледников.
34. Как жили древние охотники,
кочевники и собиратели.
35. Как жили древние охотники,
кочевники и собиратели.
36. Новые занятия людей.
37. Повторительно-обобщающий урок.
Раздел VI. История вещей. Занятия
человека на Земле.
38. Огонь в жизни древнего человека.
39. Огонь, глина, гончар.
40. Огонь открывает новую эпоху в
жизни людей.
41. Вода, ее значение в жизни человека.
42. Вода и земледелие.
43. Вода как источник энергии.
44. Какие дома строили древние люди.
45. Как появилась мебель.
46. Как появились каша и хлеб.
47. История об обыкновенной
картошке.
48. О керамике, фарфоре и деревянной
посуде.
49. История появления одежды.
50. Одежда и положение человека в
обществе.
51. Повторительно-обобщающий урок.
52. Как люди украшали себя.
Раздел VII. Человек и общество.
53. О далеких предках – славянах и
родовом строе.
54. Как люди понимали мир природы в
древности.
55. Современные религии, как они
появились.
56. Повторительно-обобщающий урок.
57. Итоговая контрольная работа
58. Искусство и культура.
59. Письмо.
60. Первые книги.
61. От изобретателя колеса - к новым
открытиям.
62. Изобретения человека.
63. Человечество стремится к миру.
64. Краеведческая экскурсия.

1

12.01.2024

1
1

15.01.2024
19.01.2024

1

22.01.2024

1
1

26.01.2024
29.01.2024

1
1
1

02.02.2024
05.02.2024
09.02.2024

1
1
1
1
1
1
1

12.02.2024
16.02.2024
19.02.2024
26.02.2024
01.03.2024
04.03.2024
11.03.2024

1

15.03.2024

1
1

18.03.2024
22.03.2024

1
1

01.04.2024
05.04.2024

1

08.04.2024

1

12.04.2024

1

15.04.2024

1
1
1
1
1
1

19.04.2024
22.04.2024
26.04.2024
03.05.2024
06.05.2024
13.05.2024

1
1
1

17.05.2024
20.05.2024
24.05.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».