МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский" МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ" Приложение к АООП ООО Утвержденное приказом от 30.08.2022№ 89/2 ОД (с изменениями приказ от 30.08.2023 г. № 110/2 - ОД) АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Мир истории» (1 вариант) для обучающихся 6 классов с. Прокопьевская Салда, 2023 г. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных правовых актов: 1. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; 2. Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”; 3. Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; В основу изучения предмета "Мир истории" положен принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических функций. Цель изучения предмета "Мир истории" заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса "История Отечества" в VII-IX классах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития; формирование первоначальных исторических представлений о "историческом времени" и "историческом пространстве"; формирование исторических понятий: "век", "эпоха", "община" и некоторых других; формирование умения работать с "лентой времени"; формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения; воспитание интереса к изучению истории. Общая характеристика учебного предмета Предмет «Мир истории» для обучающихся 6 класса играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции учащихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому. Предмет «Мир истории» следует рассматривать в качестве введения в историю Отечества. Ее содержание выстраивается в линейно – концентрической системе, состоящей из следующих разделов: 1. Введение (Имя, отчество, семья, родословная человека). 2. Отчий дом. Наша Родина – Россия. 3. О том, что такое время и как его изучают. 4. Что изучает наука история. 5. История Древнего мира. 6. История вещей. Занятия человека на Земле. 7. Человек и общество. Все разделы программы объединяются следующими смысловыми линиями: «Я» как субъект познания (история имен, фамилий, понятие семьи, рода, поколения и др.). «Я» и пространство вокруг нас. Время и пространство в истории. Всякое явление и вещь имеет свою историю. Человек – создатель и активный участник истории. Патриот и гражданин знает и хранит историю своего народа. Описание места учебного предмета в учебном плане Предмет «Мир истории» входит в обязательную часть предметной области «Человек и общество». На изучение предмета «Мир истории» выделяется в 6 классе 68 часов (2 часа в неделю). Для реализации программного содержания используется учебник: «Мир Истории» 6 класс: учеб. для общеобразоват. организациий, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – 10-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2023. Программа составлена с учетом реальных возможностей обучающихся. Система учебных заданий и в учебниках способствует активизации познавательной деятельности умственно отсталых детей, формированию у них общеучебных умений. В учебниках реализован принцип связи обучения с жизнью и имеющимся опытом детей, что важно для осуществления компетентностного подхода в обучении. Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Планируемые результаты Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты включают: 1) знание и понимание некоторых исторических терминов; 2) элементарные представления об истории развития предметного мира (мира вещей); 3) элементарные представления об истории развития человеческого общества. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец школьного обучения (IX класс): Мир истории Минимальный уровень: понимание доступных исторических фактов; использование некоторых усвоенных понятий в активной речи; последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов; использование помощи учителя при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок; усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем); адекватное реагирование на оценку учебных действий. Достаточный уровень: знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы; использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях; участие в беседах по основным темам программы; высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам; понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя; владение элементами самоконтроля при выполнении заданий; владение элементами оценки и самооценки; проявление интереса к изучению истории. Содержание программы Раздел I. Имя, отчество, семья, родословная, человек. История имени. Отчество и фамилия человека. Семья. Биография. Повторительно-обобщающий урок Поколение людей. Раздел II. Отчий дом. Наша Родина Россия. О доме. Название городов и улиц. Родник «Двенадцать ключей». Истоки. Наша родина - Россия. Как устроено государство. Герб, флаг, гимн России. Повторительно-обобщающий урок. Москва – столица России. Мы жители планеты Земля. Раздел III. О том, что такое время и как его изучают. Что такое время. История календаря. Русский земледельческий календарь. Счет лет в истории. Историческое время. Повторительно-обобщающий урок. Раздел IV. Что изучает наука история. Что такое история. Как работают археологи. Какие науки помогают истории. Исторические памятники. Историческая карта. Повторительно-обобщающий урок. Раздел V. История Древнего мира. Земля и космос. Человек умелый. От кого произошел человек. Человек умелый. Следующее поколение людей каменного века. Наступление ледников. Как жили древние охотники, кочевники и собиратели. Как жили древние охотники, кочевники и собиратели. Новые занятия людей. Повторительно-обобщающий урок. Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле. Огонь в жизни древнего человека. Огонь, глина, гончар. Вода, ее значение в жизни человека. Огонь открывает новую эпоху в жизни людей. Вода и земледелие. Вода как источник энергии. Какие дома строили древние люди. Как появилась мебель. Как появились каша и хлеб. История об обыкновенной картошке. О керамике, фарфоре и деревянной посуде. История появления одежды. Одежда и положение человека в обществе. Повторительнообобщающий урок. Раздел VII. Человек и общество. Как люди украшали себя. О далеких предках – славянах и родовом строе. Как люди понимали мир природы в древности. Современные религии, как они появились. Повторительно-обобщающий урок. Итоговая Контрольная работа. Искусство и культура. Письмо. Первые книги. От изобретателя колеса - к новым открытиям. Изобретения человека. Человечество стремится к миру. Краеведческая экскурсия № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8 9 10 11 12-13 14 15 16 17-18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 Тематическое планирование Разделы, Кол-во темы часов Раздел I. Представление о себе, об окружающих людях, о 7 пространстве вокруг нас История имени. 1 Отчество и фамилия человека. 1 Семья. 1 Биография. 1 Поколение людей. 1 Повторительно-обобщающий урок. 1 История имени. 1 Раздел II. Отчий дом. Наша Родина – Россия 11 О доме. 1 Название городов и улиц. 1 Родник «Двенадцать ключей». 1 Истоки. 1 Наша родина - Россия. 2 Как устроено государство. 1 Герб, флаг, гимн России. 1 Повторительно-обобщающий урок. 1 Москва – столица России. 2 Мы жители планеты Земля. 1 Раздел III. О том, что такое время и как его изучают. 5 Что такое время. 1 История календаря. 1 Русский земледельческий календарь. 1 Счет лет в истории. Историческое время. 1 Повторительно-обобщающий урок. 1 Раздел IV. Начальные представления об истории как о науке 6 Что такое история. 1 Какие науки помогают истории. 1 Как работают археологи. 1 Исторические памятники. 1 Историческая карта. 1 Повторительно-обобщающий урок. 1 Раздел V. История Древнего мира 9 Земля и космос. 1 От кого произошел человек. 1 Человек умелый. 1 Следующее поколение людей каменного века. 1 Наступление ледников. 1 Как жили древние охотники, кочевники и собиратели. 2 Новые занятия людей. 1 Повторительно-обобщающий урок. 1 Раздел VI. История вещей. Занятия человека на земле 15 Огонь в жизни древнего человека. 1 Огонь, глина, гончар. 1 Огонь открывает новую эпоху в жизни людей. 1 Вода, ее значение в жизни человека. 1 Вода и земледелие. 1 44-45 46 47 48-49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61-62 63 64 65 66 67 68 Вода как источник энергии. Какие дома строили древние люди. Как появилась мебель. Как появились каша и хлеб. История об обыкновенной картошке. О керамике, фарфоре и деревянной посуде. История появления одежды. Одежда и положение человека в обществе. Повторительно-обобщающий урок. Как люди украшали себя. Раздел VII. Человек и общество О далеких предках – славянах и родовом строе. Как люди понимали мир природы в древности. Современные религии, как они появились. Повторительно-обобщающий урок. Итоговая контрольная работа Искусство и культура. Письмо. Первые книги. От изобретателя колеса - к новым открытиям. Изобретения человека. Человечество стремится к миру. Краеведческая экскурсия. 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности 1. Учебник: Бгажнокова И.М. Мир истории. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. - 10-е изд. Перераб. – М.: просвещение, 2023; 2. Мультимедийный проектор; 3. Компьютер; 4. Экран. Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Мир истории». Данная рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» разработана для обучающихся 6-х классов на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП УО, вариант 1). Цель программы заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса "История Отечества" в VII-IX классах. Курс носит пропедевтический характер и создает условия для удовлетворительного осмысления сведений исторического содержания и представлений об окружающем мире. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» - в конце года. Формы промежуточной аттестации – итоговая контрольная работа. информатике. Согласно программе и учебному плану ОУ количество учебных часов по предмету –2 часа в неделю, в год – 68 часов. Приложение к рабочей программе Календарно-тематическое планирование для 6-х классов на 2023-2024 учебный год № п/п Наименование раздела и тем Раздел I. Имя, отчество, семья, родословная, человек. 1. История имени. 2. Отчество и фамилия человека. 3. Семья. 4. Биография. 5. Поколение людей. 6. Повторительно-обобщающий урок. Раздел II. Отчий дом. Наша Родина Россия. 7. О доме. 8. Название городов и улиц. 9. Родник «Двенадцать ключей». 10. Истоки. 11. Наша родина - Россия. 12. Наша родина - Россия. 13. Как устроено государство. 14. Герб, флаг, гимн России. 15. Повторительно-обобщающий урок. 16. Москва – столица России. 17. Мы жители планеты Земля. Раздел III. О том, что такое время и как его изучают. 18. Что такое время. 19. История календаря. 20. Русский земледельческий календарь. 21. Счет лет в истории. Историческое время. 22. Повторительно-обобщающий урок. Раздел IV. Что изучает наука история. 23. Что такое история. 24. Какие науки помогают истории. 25. Как работают археологи. 26. Исторические памятники. 27. Историческая карта. 28. Повторительно-обобщающий урок. Раздел V. История Древнего мира. 29. Земля и космос. 30. От кого произошел человек. 31. Человек умелый. Кол-во часов Дата проведения по плану 1 1 1 1 1 1 04.09.2023 08.09.2023 11.09.2023 15.09.2023 18.09.2023 22.09.2023 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25.09.2023 29.09.2023 02.10.2023 06.10.2023 09.10.2023 13.10.2023 16.10.2023 20.10.2023 23.10.2023 27.10.2023 10.11.2023 1 1 1 13.11.2023 17.11.2023 20.11.2023 1 24.11.2023 1 27.11.2023 1 1 1 1 1 1 01.12.2023 04.12.2023 08.12.2023 11.12.2023 15.12.2023 18.12.2023 1 1 1 22.12.2023 25.12.2023 29.12.2023 по факту 32. Следующее поколение людей каменного века. 33. Наступление ледников. 34. Как жили древние охотники, кочевники и собиратели. 35. Как жили древние охотники, кочевники и собиратели. 36. Новые занятия людей. 37. Повторительно-обобщающий урок. Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле. 38. Огонь в жизни древнего человека. 39. Огонь, глина, гончар. 40. Огонь открывает новую эпоху в жизни людей. 41. Вода, ее значение в жизни человека. 42. Вода и земледелие. 43. Вода как источник энергии. 44. Какие дома строили древние люди. 45. Как появилась мебель. 46. Как появились каша и хлеб. 47. История об обыкновенной картошке. 48. О керамике, фарфоре и деревянной посуде. 49. История появления одежды. 50. Одежда и положение человека в обществе. 51. Повторительно-обобщающий урок. 52. Как люди украшали себя. Раздел VII. Человек и общество. 53. О далеких предках – славянах и родовом строе. 54. Как люди понимали мир природы в древности. 55. Современные религии, как они появились. 56. Повторительно-обобщающий урок. 57. Итоговая контрольная работа 58. Искусство и культура. 59. Письмо. 60. Первые книги. 61. От изобретателя колеса - к новым открытиям. 62. Изобретения человека. 63. Человечество стремится к миру. 64. Краеведческая экскурсия. 1 12.01.2024 1 1 15.01.2024 19.01.2024 1 22.01.2024 1 1 26.01.2024 29.01.2024 1 1 1 02.02.2024 05.02.2024 09.02.2024 1 1 1 1 1 1 1 12.02.2024 16.02.2024 19.02.2024 26.02.2024 01.03.2024 04.03.2024 11.03.2024 1 15.03.2024 1 1 18.03.2024 22.03.2024 1 1 01.04.2024 05.04.2024 1 08.04.2024 1 12.04.2024 1 15.04.2024 1 1 1 1 1 1 19.04.2024 22.04.2024 26.04.2024 03.05.2024 06.05.2024 13.05.2024 1 1 1 17.05.2024 20.05.2024 24.05.2024