Адаптивная РП Русский язык 1-4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский"
МКОУ "ПРОКОП-САЛДИНСКАЯ СОШ"

Приложение к АООП НОО
Утвержденное приказом от
30.08.2022№ 89/2 ОД (с изменениями
приказ от 30.08.2023 г. № 110/2 - ОД)

АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Русский язык»
(вариант 1)
для обучающихся 1- 4 классов

с. Прокопьевская Салда, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский
язык» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от

19

декабря

2014

г.

№

1599

«Об

утверждении

федерального

государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

программам

деятельности
–

по

основным

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. №
734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам – образовательным программам начального общего, основного
общего

и

среднего

общего

образования,

утвержденный

приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013
г. № 1015»;
- приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О
федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ

начального

общего,

основного

общего,

среднего

общего

образования»;
- приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632
«О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего

общего образования сформированный приказом Министерства просвещения
РФ от 28 декабря 2018г. №345»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин
2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную

деятельность

по

адаптированным

основным

общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
-

примерной

программой

адаптированной

образования

основной

обучающихся

с

общеобразовательной

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22
декабря 2015 г. № 4/15);
- письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г.
№ ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 073517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»
Русский язык носит практическую и коррекционную направленность.
Практическая

и

коррекционная

направленность

обучения

языку

обусловливает его специфику. Обучение ему носит элементарно

-

практический и развивающий характер. Все знания обучающихся, получаемые
ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически
значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость
коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых

школьников обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой,
графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития,
имеющихся психофизических функций. При обучении происходит развитие
эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья. В образовании детей с ОВЗ особое значение придается развитию их
жизненных

компетенций.

рассматривается

как

Компонент

жизненной

компетенции

овладение знаниями и навыками, уже

сейчас

необходимыми обучающимся в обыденной жизни. В большей степени
уделяется

внимание

культуроведческой,

развитию

информационной

коммуникативной,
компетенциям.

языковой,
Формируемые

жизненные компетенции обеспечивают развитие отношений с окружением в
настоящем.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных

социокультурных

и

духовно-нравственных

ценностей,

принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения

народа.

Значимыми

личностными

результатами

являются

развитие

устойчивого познавательного интереса к изучению русского

языка,

формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его
усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
Целью уроков русского языка в младших классах является: создание
условий, для расширения речевой базы обучающихся, для подготовки их к
осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в
младших классах, формирование умений пользоваться им в речи.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 396 (3
часа в неделю в каждом классе): в 1 классе – 99 ч, во 2–4 классах – по 99 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового
анализа.
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их:
определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»),
направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди
спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание
животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные
звуки музыкальных детских инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у - воет
волк, ш-ш-ш - шипит гусь, р-р-р - рычит собака, с-с-с - свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы»,
«Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим
изображением.

«Чтение»

зафиксированных

слов,

соотнесение

их

с

конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние
окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись»
слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три - без ошибок
повтори: дом - дым, удочка - уточка, бабушка - бабочка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2-3), фиксация каждого
слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе
демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения
условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений (из 2 слов, затем - из 3) по картинке, запись
их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.

Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической
схеме с последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка.
На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с
обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра,
А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением.
«Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с
картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма - на, СА - за, да - та
и т.д.
Звук.

Артикуляционная

гимнастика

с

игровыми

заданиями.

Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте»,
«Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе - два Егорки,
потом - три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких
стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: [м] - [н], [б] - [п], [д] - [т], [с] [з], [с] - [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся).
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях,
чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при
акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука
условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой
на натуральные предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий,
желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету.
Выкладывание ряда цветных полосок (2-3) по образцу, по памяти, по
словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление
из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул,
флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из

цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без
называния букв).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг;
их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных
фигур (2-3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений
знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое
усвоение пространственного расположения фигур: вверху - внизу, справа слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на
части: елочка - три треугольника, дом - треугольник и квадрат.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения
последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в
сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание
из кубиков (4-6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2-4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2-3) по заданной
характеристике - цвету, форме или величине.
Развитие моторных умений
Упражнения для развития и координации движений кисти руки:
сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в
кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение
из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких
стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с
мозаикой.
Формирование графических умений: развитие умения держать ручку,
карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в
альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых
линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном,
проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в
зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов
контура при штриховке фигуры.

Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами
печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая
палочка - заборчик, прямая палочка с закруглением внизу - крючок для
вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу - уточка, овал - слива,
полуовал - месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по
трафарету, по образцу.
Букварный период (письмо)
1-й этап
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв: Аа, Уу,
Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных
и рукописных букв.
Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать
их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции),
подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или
задание учителя.
Изучение рукописного варианта строчных и прописных букв, разбор
элементов букв. Написание элементов букв и самих букв, строчных и
прописных. Образование и запись слогов, состоящих из одной гласной, в
словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му,
ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов.
Дифференциация и запись сходных звуков изолированно и в слогах: [м]
- [н], ма - на. Запись слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.).
Соотнесение записанного слова с предметом или с картинкой.
Составление и запись слов, состоящих из трехбуквенного закрытого
слога: мох, сом, сын и т.д.
Составление и запись предложений из 1-2 слов.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса
учителя.

Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов.
Списывание слов после предварительного анализа и четкого их протяжного
проговаривания (интонирования). Выкладывание звуко-буквенной схемы
слова.
Запись под диктовку букв и слогов.
2-й этап
Повторение пройденных букв. Изучение новых букв в рукописном
варианте: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь.
Умение составлять схему слова, слога. Записывать слоги и слова с
опорой на схему после предварительного анализа.
Соотнесение буквы печатного и рукописного шрифта.
Дифференциация и запись букв, слогов, слов, с парными согласными,
сходными по звучанию согласными, сонорными: ([с] - [з], [х] - [к], [р] - [л], [п]
- [б]; са - за, ша - жа, коза - коса и др.); слогов и слов с мягкими и твердыми
согласными (мы - ми, лы - ли, ны - ни, мыл - мил и т.д.); а также с и - й (мои мой).
Образование и запись открытых и закрытых двубуквенных слогов с
твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот,
кит, соль и т.д.
Составление и запись слов из усвоенных слоговых структур. Четкое
проговаривание каждого слога в слове. Соотнесение слова с иллюстративным
материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными
и синими кружками (квадратиками).
Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов,
состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений,
состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения.
Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова,
обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей
записью слова в тетрадь.

Самостоятельное составление изученных слогов с последующей
записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
3-й этап
Повторение пройденных букв, изучение новых рукописных букв: Ее, Яя,
Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Составление схем слогов, слов и предложений. Запись слов и
предложений с опорой на схемы после предварительного анализа.
Дифференциация

и

запись

букв,

слогов

и

слов

схожих

по

произношению, оппозиционных: звонких и глухих, твердых и мягких,
свистящих и шипящих: [ф] - [в], [с] - [ц], [ч] - [щ]; ма - мя, му - мю, су - цу, ша
- ща; цвет - свет, плач - плащ и др.
Образование и запись усвоенных ранее слоговых структур. Образование
и запись слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова.
Образование и запись слов, состоящих из 1-3 слогов.
Списывание с рукописного и печатного текстов усвоенных букв, слогов,
слов и предложений из 3-4 слов. Вставка пропущенной буквы или слога при
списывании. Прописная буква в именах людей.
Письмо

на

слух

букв

и

слогов,

слов,

предложений

после

предварительного анализа.
Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с
опорой на картинку.
Контрольное списывание.
2 КЛАСС
Повторение. Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение
звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение. Наша речь.
Слово, слог как часть слова, предложение, текст. Слова, отличающиеся одним
звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со
стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные, их различение. Гласные
ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака

ударения. Слова с гласной э. Слова с буквами и и й, их различение. Слова с
гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Согласные звонкие и
глухие, артикуляторно сходные (р - л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их
различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении.
Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я. Буква ь для обозначения
мягкости согласных в конце слова. Практические упражнения в чтении и
написании слов с разделительными ь и ъ.
Слово. Изучение слов, обозначающих предметы:
- называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
- называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол
- столы; рама - рамы);
- различение основных частей хорошо знакомых сравнение двух
предметов и определение признаков различия и сходства (стакан - кружка,
кушетка - диван).
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям
(игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
- называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?
- группировка действий по признаку их однородности (кто как голос
подает, кто как передвигается);
- различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
- умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами,
обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с).
Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под
руководством учителя).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из
словаря учебника.

Предложение. Практическое знакомство с построением простого
предложения:
-

составление

предложения

по

вопросу,

картинке,

на

тему,

предложенную учителем;
- заканчивание начатого предложения (Собака громко...);
- составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
- выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце
предложения.
Связная письменная речь.

Расположение двух-трех

коротких

предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного
разбора с учителем). Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных
картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени
существительного.
Письмо и чистописание. Совершенствование техники письма. Письмо
строчных и прописных букв, соединение их в слова. Выполнение с помощью
учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем
орфографического проговаривания. Письмо под диктовку простых по
структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится
с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.
Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.
Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного
слога и т. д. Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки
слов - подписей под предметными рисунками и их запись; составление и
запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов. Запись коротких
предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по
картинкам и с календарем природы.
Устная речь. Повторение пройденного материала за год. Составление
простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе

демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на
предложенную тему. Правильное употребление форм знакомых слов при
ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у,
к, с и некоторых наречий. Связное высказывание по предложенному плану в
виде вопросов (3-4 пункта).
3 КЛАСС
Язык и речь. Наша речь и наш язык. Виды речи. Речь, её назначение.
Речь - отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в
соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о
языке как основе национального самосознания. Развитие речи. Составление
текста по рисунку. Слова с непроверяемым написанием: праздник, вместе.
Текст.

Предложение.

Словосочетание.

Текст

(повторение

и

углубление представлений о тексте). Признаки текста: смысловая связь
предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение
текста:

вступление,

основная

часть,

заключение.

Типы

текстов:

повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового
чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями
и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса
русского языка). Слова с непроверяемым написанием: орех.
Предложение (повторение и углубление представлений о предложении
и диалоге). Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по
репродукции картины.
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные, побудительные и по интонации (восклицательные и
невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений. Слова с
непроверяемым написанием: овёс. Формирование внимательного отношения
к окружающим. Сведения из истории главного города России – Москвы,
развитие на их основе чувства патриотизма.

Предложения с обращением (общее представление). Развитие речи.
Составление

предложений

по

рисунку

в

соответствии

с

заданной

коммуникативной задачей.
Состав предложения (повторение и углубление представлений).
Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий).
Распространённые и нераспространённые предложения. Формирование
навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и
памятки). Слова с непроверяемым написанием: восток, (восточный). Разбор
предложения по членам.
Простое и сложное предложения (общее представление). Слова с
непроверяемым написанием: заря. Запятая внутри сложного предложения.
Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в
словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Слова с
непроверяемым

написанием:

пшеница.

Развитие

речи.

Составление

предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по
заданной теме, по модели. Коллективное составление небольшого рассказа по
репродукции картины В. Д. Поленова «3олотая осень». Проверочная работа.
Слово в языке и речи. Лексическое значение слова (повторение и
углубление представлений о слове). Номинативная функция слова, понимание
слова как единства звучания и значения: однозначные и многозначные слова,
слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы. Слова е
непроверяемым написанием: альбом, погода. Работа с толковым словарём,
словарями синонимов и антонимов.
Омонимы. Использование омонимов в речи. Слова с непроверяемым
написанием: понедельник. Работа со словарём омонимов.
Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их
использование в речи. Слова с непроверяемым написанием: ракета. Работа со
словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к
истории

возникновения

фразеологизмов.

изложение с языковым анализом текста.

Развитие

речи.

Подробное

Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных
частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе,
местоимении) и их признаках (З ч). Слова с непроверяемым написанием:
трактор, чёрный. Формирование умений видеть красоту и образность слов
русского языка в пейзажных зарисовках текста. Развитие речи. Составление
предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и
плоды».
Имя числительное (общее представление). Слова с непроверяемым
написанием: восемь, четыре, вторник, среда. Проверочная работа.
Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об
однокоренных (родственных) слонах, о корне слова. Слова с непроверяемым
написанием: картофель.
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.
Правописание слов с ударными (сочетания жи- ши, ча-ща, чу-шу) и
безударными гласными в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на
конце слова и перед согласными в корне. Мягкий разделительный знак (ь).
Правописание слов с мягким разделительным знаком. Формирование
установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения
при переходе улицы). Слова с непроверяемым написанием: овощи, петрушка,
горох, помидор, огурец, огород. Проверочный диктант. Развитие речи.
Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно
составленному плану. Проект «Рассказ о слове».
Состав слова. Корень слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Чередование согласных в корне. Сложные слова. Работа со словарём
однокоренных слов. Слова с непроверяемым написанием: столица. Развитие
интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём. Правописание
сложных слов (соединительные гласные в сложных словах (самолёт,
вездеход). Формы слова. Окончание. Слова с непроверяемым написанием:

обед, ужин. Приставка. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове.
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом
просторе». Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со
словообразовательным словарём.
Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова,
их употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка
моделирования слов. Слова с непроверяемым написанием: пирог, шоссе.
Проверочная работа. Развитие речи. Редактирование предложений с
неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение
повествовательного текста с языковым анализом. Проект «Семья слов».
Правописание частей слова. Общее представление о правописании
слов с орфограммами в значимых частях слова. Формирование умений ставить
перед собой орфографическую задачу, определять путь её решения, решать её
в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать
учебные действия при решении орфографической задачи. Слова с
непроверяемым написанием: четверг.
Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова
старославянского

происхождения

и

их

«следы»

в

русском

языке.

Формирование уважительного отношения к истории языка. Слова с
непроверяемым написанием: север, берег.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на
конце слов и перед согласными в корне. Слова с непроверяемым написанием
пороша.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Слова с
непроверяемым написанием; чувство, лестница, интересный.
Правописание слов с удвоенными согласными. Слова с непроверяемым
написанием: коллекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов. Слова с непроверяемым
написанием: желать.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Контрольный
диктант. Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В. М.
Васнецова «Снегурочка». Изложение повествовательного деформированного
текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления
Части речи. Части речи (повторение и углубление представлений).
Части речи: имя существительное имя прилагательное, имя числительное
местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).
Имя существительное. Повторение и углубление представлений.
Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и
неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших
словах в русском языке. Развитие речи. Подробное изложение по
самостоятельно составленному плану. Собственные и нарицательные имена
существительные. Правописание имён собственных. Слова с непроверяемым
написанием; самолёт, комната, однажды. Проект «Тайна имени». Развитие
интереса к тайнам имен, тайне своего имени: развитие мотивов к проведению
исследовательской работы.
Число имён существительных. Изменение имён существительных по
числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки,
мёд). Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти.
Род имён существительных. Имена существительные общего рода
(первое представление). Формирование нравственных представлений о
качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве,
ябедничестве, лжи и др.). Слова с непроверяемым написанием: кровать.
Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь,
вкусная карамель, листва облетела и др.). Мягкий знак (ь) после шипящих на
конце имён существительных женского рода ‚рожь, тишь, вещь). Развитие
речи. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного
рассказа по серии картин. Проверочный диктант
Падеж имён существительных. Изменение имён существительных по
падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Неизменяемые имена существительные. Слова с непроверяемым написанием:
рябина. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. Я.
Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». Именительный падеж.
Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный
надеж. Предложный падеж. Формирование представлений о трудолюбии,
мастерстве. Слова с непроверяемым написанием: рябина, трамвай, пятница,
около, солома, потом. Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение
текста повествовательного типа.
Все падежи (обобщение знаний об имени существительном). Работа с
таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного).
Морфологический разбор имени существительного. Слова с непроверяемым
написанием: вокруг. Развитие речи. Составление сочинения по репродукции
картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Проект «Зимняя страничка».
Проверочный диктант.
Имя прилагательное. Повторение и углубление представлений об имени
прилагательном. Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение
словарного запаса именами прилагательными. Связь имени прилагательного с
именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте. Сложные
имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая
функция имени прилагательного в предложении.
Текст-описание. Художественное и научное описания. Использование
имён прилагательных в тексте-описании. Развитие речи. Составление текстаописания растения в научном стиле. Формирование чувства прекрасного в
процессе работы с поэтическими текстами и репродукциями картин русских
художников. Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных
средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. А. Врубеля
«Царевна-Лебедь». Слова с непроверяемым написанием: приветливый,
ромашка, растение, Красная площадь, Московский Кремль.
Формы имён прилагательных. Род имён прилагательных. Изменение
имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода

имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые
окончании имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). Слова с непроверяемым
написанием: сирень.
Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по
числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа
имени существительного. Развитие речи. Составление текста-описания о
животном по личным наблюдениям. Слова с непроверяемым написанием:
поэт, гвоздика, животное.
Падеж имен прилагательных (общее представление). Изменение имён
прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, ‚по падежам
(первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от
формы

падежа

имени

существительного.

Начальная

форма

имени

прилагательного.
Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор
имени прилагательного. Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по
репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками». Проект «Имена
прилагательные в загадках». Контрольный диктант.
Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные
местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го
лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го липа в
единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений. Слова
с непроверяемым написанием: одуванчик, воскресенье. Формирование
бережного отношения к природе. Проверочная работа. Развитие речи.
Составление письма.
Глагол. Повторение и углубление представлений о глаголе. Значение и
употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам. Слова с
непроверяемым написанием: завтрак (завтракать). Развитие речи. Составление
текста по сюжетным рисункам.

Формы

глагола.

Начальная

(неопределённая)

форма

глагола.

Глагольные вопросы: что делать? и что сделать?. Слова с непроверяемым
написанием: песок.
Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Развитие речи.
Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись.
Времена глагола. Изменение глаголов по временам. Слова с
непроверяемым написанием: квартира, герой, солдат. Развитие речи.
Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным
словам, и самостоятельно составленному плану. Род глаголов в прошедшем
времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о). Развитие речи. Составление
предложений и текста. Правописание частицы НЕ с глаголами. Обобщение
знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. Проверочная работа.
Контрольный диктант. Формирование чувства гордости и уважения к
защитникам

России,

русским

солдатам.

Развитие

речи.

Проведение

конференции на тему «Части речи в русском языке».
4 КЛАСС
Звуки и буквы.
Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный
ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, шу.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов.
Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу)
родственных слов.
Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание
безударных гласных путем изменения формы слова (вода- воды) или подбора
по образцу родственных слов (вода - водный).
Слово.
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий,
качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с
другом.

Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек,
гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание
предлогов с другими словами.
Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение
пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение.
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов,
обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
Упражнения

в

составлении

предложений.

Распространение

предложений. Установление связи между словами в предложениях по
вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и
восклицательный знаки).
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные
члены предложения (без деления на виды).
Связная письменная речь.
Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под
руководством учителя и самостоятельно.
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному
вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
Изложение под руководством учителя небольшого текста (20-30 слов)
по данным учителем вопросам.
Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно
составленному плану в виде вопросов.
Составление и написание под руководством учителя небольшого
письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с
дальнейшим ускорением темпа письма.
Четкое

и

графически

правильное

письмо

строчных

(по

необходимости) и прописных букв:
1-я группа - И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа - О, С, 3, X, Ж, Е, Э, Я;
3-я группа - У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа - Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с
заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и
словосочетаниями. Списывание предложений и связных текстов со вставкой
пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил
правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении,
письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;



ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок
учителей, родителей и других людей;



способность к оценке своей учебной деятельности;



ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей;



развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов
морального

поведения;

понимание

чувств

других

людей

и

сопереживание им;


установка на здоровый образ жизни.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные БУД:


принимать и сохранять учебную задачу;



учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;



планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;



учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;



оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи;



адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;

Коммуникативные БУД:


адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое
аудиовизуальной

высказывание

(в

поддержкой),

том

владеть

числе

сопровождая

диалогической

его

формой

коммуникации,


допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;



формулировать собственное мнение и позицию;



строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что
партнер знает и видит, а что нет;



задавать вопросы;



контролировать действия партнера;



адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.

Познавательные БУД:


проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;



строить сообщения в устной и письменной форме;



осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;



проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным
критериям;



устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге
явлений;



строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
Достаточный уровень:
- списывание печатного текста целыми словами с орфографическим
проговариванием;
- запись под диктовку текст (10-15 слов);
- дифференциация и подбор слова различных категорий по вопросу
(название предметов, действий) с помощью учителя;
- составление предложений, постановка знаков препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
- выделение темы текста (о чем идет речь) с помощью учителя;
- самостоятельная запись 1-2 предложений из составленного текста
после его анализа.
Минимальный уровень:
- деление слов на слоги;
- списывание по слогам и целыми словами с печатного текста с
орфографическим проговариванием с помощью учителя;
- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-3 слова);
- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия с
помощью учителя;
- составление предложений по серии сюжетных картинок с помощью
учителя.

2 КЛАСС
Достаточный уровень:
- дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, [р] [л], свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие согласные, правильно обозначать
их соответствующими буквами на письме, определять значение слов, соотнося
их с картинками;
- делить слова на слоги;
- группировать слова-названия предметов и названия действий,
приводить в качестве примеров слова этих категорий;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;
- грамотно писать по памяти словарные слова;
- писать под диктовку слова, предложения и текст из слов, написание
которых не расходится с произношением (10-12 слов).
Минимальный уровень:
- различать сходные по начертанию буквы;
-называть предметы на картинках и подбирать к ним названиям
действий;
-составлять предложение по действию или по картинке с помощью
учителя;
-списывать по слогам слова и короткие предложения с рукописного и
печатного текстов;
-составлять буквенную схему слов типа шар, суп, Мила;
-делить слова на слоги;
-писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3-4 букв), написание
которых не расходится с произношением ( 6 слов).
3 КЛАСС
Достаточный уровень:
- запись слов с послоговым орфографическим проговариванием;
- различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные;
- дифференцировать оппозиционные согласные;

- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить
слова на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст (16-25
слов), включающий слова с изученными орфограммами;
- выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия,
признаки;
- составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в
предложении;
- составлять текст рассказа в виде подписей под серией сюжетных
картинок (3 предложения);
- записывать свой домашний адрес.
Минимальный уровень:
- различать сходные по начертанию буквы;
- дифференцировать на слух в произношении оппозиционные звуки;
- делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;
- списывать по слогам слова и предложения с печатного и рукописного
текстов;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с
произношением;
- писать предложения с большой буквы и ставить точку в конце;
- составлять предложения по картинке;
- подбирать по вопросам название предметов и действий;
- называть свой домашний адрес.
4 КЛАСС
Достаточный уровень:
- различение звуков и букв;
- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и
опорную схему;

- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с
орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными
орфограммами (30-35 слов);
- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и
грамматическому значению (название предметов, действий и признаков
предметов);
- составление и распространение предложений, установление связи
между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
- деление текста на предложения;
- выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из
нескольких, подходящего по смыслу;
- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста
после его анализа.
Минимальный уровень:
- различение гласных и согласных звуков и букв;
- ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных
по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
- деление слов на слоги для переноса;
- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного
текста с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с
изученными орфограммами;
- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме
гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия,
признаки;
- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка
слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

- выделение из текста предложений на заданную тему;
- участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/
п

Наименовани
е разделов и
тем
программы

Количество часов
Контроль
Все
ные
го
работы

Раздел 1. Добукварный период
Развитие
слухового
внимания,
фонематическо
го слуха,
1.1
3
звукового
анализа (слово,
предложение,
слог (часть
слова), звук)
Развитие
зрительного и
1.2
пространствен
11
ного
восприятия
Развитие
1.3
моторных
11
умений
Итого по разделу

25

Раздел 2. Букварный период
Изучение
звуков и букв:
Аа, Уу, Мм,
2.1
22
Оо, Хх, Сс,
Нн, ы, Лл, Вв,
Ии
2.2

Изучение
звуков и букв:
Шш, Пп, Тт,

29

Практичес
кие работы

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

2.3

Кк Зз, Рр, й,
Жж, Бб, Дд,
Гг, ь
Изучение
звуков и букв:
Ее, Яя, Юю,
Ёё, Чч, Фф,
Цц, Ээ, Щщ, ъ

23

Итого по разделу

74

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

99

3

0

2 КЛАСС
№
п/
п

Наименова
ние
разделов и
тем
программы

1
Звуки и буквы
2
Слово
3
Предложение
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Количество часов
Всег
о

Контрольн
ые работы

74
15
13

102

14

Практичес
кие работы

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

3 КЛАСС
№
п/
п

1
2

Наименова
ние
разделов и
тем
программы
Повторение
Звуки и
буквы

Слово
Предложени
4
е
5
Повторение
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
3

Количество часов
Всег
о

Контрольн
ые работы

8
39
32
13
10

102

10

Практичес
кие работы

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

4 КЛАСС
№
п/
п

1
2
3

4

5

6

7
8
9
10
11
12
13

Наименова
ние
разделов и
тем
программы
Повторение
Звуки и
буквы.
Разделительн
ый мягкий
знак.
Гласные
после
шипящих.
Парные
звонкие и
глухие
согласные в
конце и в
середине
слова.
Ударные и
безударные
гласные.
Правописани
е безударных
гласных
Слово.
Имена
собственные.
Предлоги
Разделительн
ый твёрдый
знак.
Родственные
слова
Предложение.

Количество часов
Всег
о

4
4
8

8

7

10

6

13
4
6
1

9
8

Контрольн
ые работы

Практичес
кие работы

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

Знаки
14 препинания в
конце
предложения
Главные и
15 второстепенн
ые слова в
предложении
16 Повторение
пройденного.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

5

7

2

102

10

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ

УЧЕБНЫЕ

МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ

УЧЕНИКА
1.

Программа

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А.
Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239
с.
2. Учебник: Букварь 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.1/ А.К.
Аксенова, С.В. Комарова, С.В. Шишкова. – М.: «Просвещение», 2020г. – 112
с. Ч.2/ А.К. Аксенова, С.В. Комарова, С.В. Шишкова. – М.: «Просвещение»,
2020г. – 111 с.
3.

Программы

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В.
Воронковой, Москва «Просвещение» 2014.
4. Э.В.Якубовская, Н.В.Павлова «Русский язык» Учебник для 2 класса
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Москва «Просвещение», 2016г.
5. Э.В.Якубовская Рабочая тетрадь по русскому языку «Читай, думай,
пиши». Москва «Просвещение», 2016г.
6. Якубовская, Коршунова "Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2-х
частях. Адаптированные программы. ФГОС ОВЗ" Учебник предназначен для
детей с ограниченными возможностями здоровья и реализует требования
адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной
области "Язык и речевая практика" в соответствии с ФГОС образования
обучающихся

с

интеллектуальными

нарушениями.

Рекомендовано

Министерством образования и науки Российской Федерации.
7. Аксенова, Галунчикова, Якубовская: Читай, думай, пиши. 3 класс.
Рабочая тетрадь по русскому языку. Часть 1, 2. ФГОС ОВЗ Рабочая тетрадь
для учащихся "Читай, думай, пиши" в 2 частях входит в состав учебно-

методического комплекта по русскому языку для 3 класса, обеспечивающего
реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной
программы в предметной области "Язык и речевая практика" в соответствии с
ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
8-е издание.
8. Якубовская Э. В. Русский язык. Методические рекомендации. 2-4
классы (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).
9. Калинина И.Л. Учим детей читать и писать. Книга для родителей,
учителей начальных классов и логопедов.4-е издание. М., Флинта, 2001.
учебник Русский язык А.К.Аксенова, Э.В. Якубовская Учебник для 4 класса
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации, поурочное планирование
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».